Опыт инклюзивного образования. Что такое инклюзивное образование

Материнская смертность - один из основных критериев качества и уровня организации работы родовспомогательных учреждений, эффективности внедрения научных достижений в практику здравоохранения. Однако большинство ведущих специалистов рассматривают этот показатель более широко, считая материнскую смертность интегрирующим показателем здоровья женщин репродуктивного возраста и отражающим популяционный итог взаимодействий экономических, экологических, культурных, социально-гигиенических и медико-организационных факторов.

Причины смерти во время родов

Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности, акушерской и экстрагенитальной патологии в течение всего периода гестации), рожениц и родильниц (в течение 42 дней после прекращения беременности).

В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (1995), определение «материнская смертность» практически не изменилось по сравнению с МКБ-10.

Смерть во время родов определяется как обусловленная беременностью (независимо от ее продолжительности и локализации) смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины.

Вместе с тем введено новое понятие - "поздняя материнская смерть". Введение этого нового понятия обусловлено тем, что известны случаи смерти женщин, наступившей позже 42 дней после прекращения беременности от причин, непосредственно связанных с нею и особенно косвенно связанных с беременностью (гнойно-септические осложнения после проведения интенсивной терапии, декомпенсация сердечно-сосудистой патологии и т. д.). Учет этих случаев и анализ причин смерти позволяет разработать систему мер по их предупреждению. В этой связи 43-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1990 г. приняла рекомендацию, в соответствии с которой страны должны рассмотреть вопрос о включении в свидетельство о смерти пунктов, касающихся текущей беременности и беременности в течение года, предшествующего смерти, и принять термин «поздняя материнская смерть».

Случаи смерти во время родов подразделяются на две группы:

  1. Смерть, непосредственно связанная с акушерскими причинами: смерть в результате акушерских осложнений, состояния беременности (т. е. беременности, родов и послеродового периода), а также в результате вмешательств, упущений, неправильного лечения или цепи событий, последовавших за любой из перечисленных причин.
  2. Смерть, косвенно связанная с акушерскими причинами: смерть в результате существовавшей прежде болезни или болезни, развившейся в период беременности, вне связи с непосредственной акушерской причиной, но отягощенной физиологическим воздействием беременности.

Наряду с указанными причинами (основными) целесообразно анализировать случайные причины смерти (несчастные случаи, самоубийства) беременных, рожениц и родильниц в течение 42 дней после завершения беременности.

Показатель смерти во время рождения ребенка выражается как соотношение числа случаев смерти матерей от прямых и косвенных причин к числу живорожденных (на 100 000).

Статистика смерти при родах

Ежегодно более чем у 200 млн. женщин в мире наступает беременность, которая у 137,6 млн. заканчивается родами. Доля родов в развивающихся странах составляет 86% от числа родов во всем мире, а смерть в родах - 99% от всех материнских смертей в мире.

Число случаев смерти во время родов на 100 000 живорожденных по частям света резко различается: Африка - 870, Южная Азия - 390, Латинская Америка и страны Карибского бассейна - 190, Центральная Америка - 140, Северная Америка - 11, Европа - 36, Восточная Европа - 62, Северная Европа - 11.

В экономически развитых странах низкие показатели смерти во время родов обусловлены высоким уровнем развития экономики, санитарной культуры населения, низкой рождаемостью, высоким качеством медицинской помощи женщинам. В большинстве этих стран роды ведутся в крупных клиниках, оснащенных современной диагностической и лечебной аппаратурой, квалифицированным медицинским персоналом. Для стран, добившихся наибольших успехов в охране здоровья женщин и детей, характерны, во-первых, полная интеграция компонентов охраны материнства и детства и планирования семьи, сбалансированность в их обеспечении, финансировании и управлении ими, а во-вторых, полная доступность помощи в планировании семьи в рамках служб здравоохранения. При этом снижение уровня материнской смертности в основном было достигнуто за счет улучшения положения женщин, обеспечения охраны материнства и планирования семьи в рамках первичной медико-санитарной помощи и создания сети районных больниц и перинатальных центров.

Около 50 лет назад страны Европейского региона впервые придали официальный статус системам охраны здоровья беременных женщин, основанным на привычных обследованиях и посещениях врача или акушерки через определенные промежутки времени. С появлением более сложной лабораторной и электронной техники было введено большое количество тестов и изменено число посещений. Сегодня в каждой стране Европейского региона существует юридически установленная или рекомендованная система посещений для беременных женщин: при неосложненной беременности число посещений варьирует от 4 до 30, составляя в среднем 12.

Статистика смерти при родах в России

По данным Госкомстата России, за последние 5 лет показатель смерти во время рождения ребенка снизился на 27,2% (с 44,2% в 1999 г. до 31,9% в 2003 г. на 100 тыс. родившихся живыми), а абсолютное число материнских потерь уменьшилось на 74 случая (с 537 до 463 случаев соответственно). Абсолютное число случаев смерти после абортов за этот период снизилось более чем на 40% - со 130 до 77 случаев соответственно.

По данным Госкомстата России, структура причин смерти во время родов в 2003 г. в Российской Федерации практически не изменилась. По-прежнему более половины материнских смертей (244 случая - 52,7%) определяются тремя ведущими причинами: абортами (77 случаев - 16,6%), кровотечениями (107 случаев - 23,1%) и токсикозами беременности: 60 случаев - 13,0% (табл. 1.10).

Из числа умерших более 7% умирают в возрасте 15-19 лет (2,4% в возрасте 15-17 лет и 5% в возрасте 18-19 лет), что составляет 11 и 23 случая материнской смерти соответственно.

Показатель материнской смертности на 100 000 родившихся живыми по федеральным округам (табл. 1.11) колеблется более чем в 2 раза - от 20,7 в Северо-Западном федеральном округе до 45,5 в Дальневосточном федеральном округе (Российская Федерация 31,9). В 2003 г. по сравнению с 2002 г. снижение показателя материнской смертности отмечается в 6 округах Российской Федерации - от 1,1% в Дальневосточном федеральном округе до 42,8% в Уральском федеральном округе, за исключением Сибирского федерального округа, где отмечен рост показателя материнской смертности на 26,0%.



В 2003 г., по данным Госкомстата России, смерти во время родов не зарегистрирована на 12 территориях: Республика Коми, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Калининградская и Камчатская области и в 7 АО с малым числом народов: Чукотский, Корякский, Коми-Пермяцкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Усть-Ордынский, Бурятский, Агинский Бурятский; на 13 территориях показатель материнской смертности ниже 15,0; на 4 территориях показатель материнской смертности превышает 100,0 (Ненецкий АО, Республика Марий-Эл, Еврейская авт. область и Республика Тыва).

Данные по субъектам РФ представлены в табл. 1.12.

Доля умерших после аборта среди общего числа умерших, относящихся к категории материнской смертности, колеблется от 3,7% в Северо-Западном федеральном округе до 22,2% в Приволжском федеральном округе (Российская Федерация - 16,6%), а показатель материнской смертности после абортов на 100 000 родившихся живыми - от 0,77 в Северо-Западном федеральном округе до 9,10 в Дальневосточном федеральном округе (табл. 1.13).

Обращает на себя внимание, что при снижении общего показателя материнской смертности в целом в Российской Федерации в 2003 г. на 5,1% отмечено снижение его среди городского населения на 10,0% (с 30,0 в 2002 г. до 27,0% в 2003 г.) при росте показателя среди сельского населения на 4,5% (42,6 и 44,5% соответственно).

Ежегодно показатель смерти во время родов среди жительниц сельской местности в целом по Российской Федерации превышает аналогичный показатель среди жительниц городских поселений: в 2000 г. в 1,5 раза; в 2002 г. в 1,4 раза, в 2003 г. в 1,6 раза, а в трех округах (Южный, Уральский, Дальневосточный) - более чем в 2 раза. Показатель медицинской смертности среди сельского населения по федеральным округам в 2003 г. колеблется от 30,7 в Северо-Западном до 75,8 в Дальневосточном (табл. 1.14).



Имеет место и отличие в структуре и причинах материнской смертности. Так, в 2003 г. показатель смерти во время родов среди жительниц сельской местности превышал аналогичный показатель среди жительниц городских поселений после аборта, начатого и начавшегося вне лечебного учреждения, в 2,1 раза, от послеродового сепсиса - в 2,1 раза, от токсикоза беременности - в 1,4 раза, от кровотечения при беременности, в родах и послеродовом периоде (суммарно) - в 1,3 раза. Суммарно - от септических послеабортных и послеродовых осложнений - в 2003 г. умерла каждая четвертая из числа умерших, относящихся к категории материнской смертности.

Экспертная оценка материнской смертности показала, что случаи смерти во время родов вследствие медицинских врачебных ошибок можно разделить на две группы: вызванные деятельностью анестезиолога-реаниматолога и акушера-гинеколога.

Основные осложнения, вызванные действием анестезиологов, составили:

  • осложнения реанимации и неоднократных попыток пункций и катетеризации подключичных вен;
  • травматические повреждения ротовой полости, гортани, глотки, трахеи, пищевода;
  • бронхоспазм, регургитация, синдром Мендельсона;
  • затруднения интубации, постаноксическая энцефалопатия;
  • прокол твердой мозговой оболочки при эпидуральной анестезии;
  • неадекватная инфузионная терапия, зачастую чрезмерная.

Основные осложнения, вызванные деятельностью акушеров-гинекологов, включают:

  • травматические повреждения органов брюшной полости;
  • расхождение лигатуры;
  • запоздание с оперативным вмешательством, в том числе с экстирпацией матки;
  • неоказание необходимой врачебной помощи.

С целью снижения смертей во время родов среди жительниц сельской местности необходимы следующие мероприятия.

  1. Проводить более тщательный отбор среди сельских жительниц, угрожаемых по материнской смертности (наладить мониторинг), и направлять их на дородовую госпитализацию в учреждения высокой степени риска.
  2. Учитывая высокую долю смертности от послеродового сепсиса, осуществлять более взвешенный индивидуальный подход к ранней выписке родильниц, проживающих в сельской местности, с учетом медицинского и социального рисков возникновения гнойно-септических послеродовых осложнений, а также наладить обязательный патронаж родильниц медицинским персоналом ФАПов и ФП (в соответствии с приказом № 345 от 26.11.97 г.) и обучить медицинский персонал первичного звена здравоохранения диагностике гнойно-септических послеродовых осложнений, в том числе ранним клиническим проявлениям их.
  3. Учитывая большую долю смертности после абортов, начатых и/или начавшихся вне лечебного учреждения, принять меры к повышению доступности проведения артифициальных абортов, в том числе абортов малого срока, за счет средств государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также обратить особое внимание на профилактику непланируемой беременности среди жительниц сельской местности и наладить обеспечение их, как наиболее социально не защищенных и малоимущих слоев населения, бесплатно эффективными средствами контрацепции.
  4. Обеспечить бесплатным проездом на транспорте беременных женщин и женщин в послеродовом периоде из сельской местности до уровня ЦРБ и от ЦРБ до уровня областных (краевых, республиканских) учреждений для диспансерного наблюдения и при необходимости консультации и лечения в ЛПУ высокой степени риска.
  5. Обеспечить женщин села высокотехнологичной и специализированной гинекологической помощью (эндоскопические операции, органосохраняющие операции и др.).

Профилактика смерти при родах

В последние годы стратегия службы родовспоможения строилась на основе двух принципов: выделения беременных высокого риска перинатальной патологии и обеспечения преемственности в оказании акушерской помощи. Большое внимание, которое в 70-е годы уделялось перинатальному риску, в 90-е годы стало ослабевать.

Другая важная характеристика систем помощи во время беременности - преемственность помощи. В Европе значительное большинство систем рассматривают беременность, роды, послеродовой период как три отдельные клинические ситуации, требующие применения разнообразных клинических специальных знаний, использования разного медицинского персонала и различных клинических учреждений. Поэтому почти во всех странах нет преемственности помощи, оказываемой во время беременности и родов, т. е. беременную ведет один специалист, а роды - другой, ранее ее не наблюдавший. Более того, смена персонала через каждые 8 ч работы также не обеспечивает непрерывности и преемственности помощи и в ходе родов.

В Нидерландах - развитой европейской стране с высокоорганизованной системой обслуживания родов на дому (36%) - показатель смерти во время родов и новорожденных самый низкий. Наблюдение за беременными с низким риском и роды на дому проводят акушерка и ее помощница, которая ассистирует при родах и остается в доме на 10 дней, чтобы помочь родильнице.

В большинстве европейских стран для регистрации связи между помощью во время беременности и помощью при родах акушеркой либо врачом ведется стандартизированная история беременности. Этот документ хранится у беременной, которая привозит его с собой на роды.

В Дании закон разрешает роды на дому, но некоторые округа добились разрешения на отступление от правила в связи с нехваткой акушерок. Роды без помощи профессионально подготовленного лица являются противозаконными в Великобритании и Швеции. В Северной Америке роды на дому без соответствующей помощи не являются нелегальными.

В США в 1995 г. смерть во время родов составила 7,1 на 100 000 живорожденных. Основными причинами смерти были: осложнения послеродового периода (2,4 или 33,8%), другие причины (1,9 или 26,7%), гестоз беременных (1,2 или 16,9%), кровотечения (0,9 или 12,7%), внематочная беременность (0,5 или 7%).

Наибольший объем пренатальной помощи приходится на I триместр беременности

17 мая в МГППУ состоялась публичная лекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) о международном опыте построения инклюзивного сообщества.

Организатором лекции стал Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования (С.В.Алёхина) совместно с Центром лечебной педагогики (А.Л.Битова).

Предметом обсуждения стали вопросы организации и обеспечения инклюзивных процессов в разных странах – Танзании, Перу, Англии, Канады, Израиля, Китая. Зиглер подробно рассказал о возможных моделях инклюзии для детей с особыми нуждами, финансировании процесса обучения детей с различными нарушениями, включении родителей в процесс построения индивидуального учебного плана ученика. Имея огромный опыт работы с детьми с особыми нуждами, Ричард подробно отвечал на все вопросы слушателей. В конце лекции он выразил уверенность в том, что российское образование сможет найти свой путь в построении инклюзивного общества, где каждый человек может реализовать свои возможности на жизненный успех.

Конспект лекции

Р.Зинглер в настоящее время работает в Танзании, Перу и России в области преподавания опыта создания инклюзивного сообщества. В каждой стране существуют очень разные образовательные системы. И дети с особыми нуждами по-разному поддерживаются в разных странах. Инклюзивные программы становятся общими для всех стран и на международном уровне. 30 лет назад в Канаде была разработана программа, согласно которой дети могут обучаться по месту жительства, а не в спецучреждениях. Это было утверждено законодательно. Когда родители детей с особыми нуждами ознакомились с проектом зактона и одобрили его, начался процесс перемещения специальных классов в обычные школы. Родители стали требовать интеграции детей в жизнь обычной школы. Интеграция - это когда спецкласс переводится в обычную школу. А инклюзия - общее отношение ко всем в чем-то недостаточным детям в школе - детей из очень бедных семей, детей другой культуры. Детям предоставили тьюторов, логопедов, школьных психологов для того, чтобы развивать программу инклюзии.

Независимость существования инвалидов более выгодна государству, чем пожизненное их содержание в спец-учреждениях.

Если просто поместить человека на 60 лет в спецучреждение, то это стоит около 18 миллионов фунтов.

Если человеку дать образование, рабочее место, примерная его стоимость для государства около 6 миллионов фунтов.

В настоящее время 100% школ в Канаде обязаны брать в классе детей с ОВЗ, кроме детей с психическими заболеваниями. Нельзя сказать, нравится ли вам, например, острая еда, если вы ее не пробовали. Так и с инклюзивным образованием, нельзя говорить хорошо это или плохо, если вы не учились в инклюзивном классе.

Команда специалистов в школе определяет возможность ребенка обучения в школе. В эту команду входят:

  • Психолог
  • Социальный работник
  • Медицинский работник
  • Родители
  • Психиатр

Если у ребенка обнаруживаются тяжелые психические отклонения в результате физических или психологических травм, то такие дети проходят 3-х летнюю программу терапии. В результате этой программы 70% детей после прохождения терапевтической программы заканчивают школу.

Дети с ОВЗ переводятся в старших классах из спецшколы в обычную школу. Для группы инвалидов 5-6 человек создается в школе аналог квартиры (resource room model), где они могут научиться самостоятельной жизни. В 19 лет они уже живут в отдельной квартире. В пересчете на всю жизнь, возможность сделать инвалида независимым членом общества. Чем больше он независим, тем он меньше стоит, в пересчете на всю жизнь.

Классификация тяжести нарушений здоровья

  1. Менее 1% всех учащихся с тяжелыми нарушениями здоровья (аутизм, психические нарушения, слепота, ОВЗ), согласно повсеместной статистике с IQ меньше 55
  2. Меньше 4% с нарушениями обучаемости, средними психическими нарушениями, нарушениями поведения IQ больше 55
  3. Около 10% с пограничными расстройствами

В одном классе должно быть не более 3 с тяжелыми нарушениями и среднего уровня нарушениями, согласно законодательному стандарту. Речь идет об обычных школах и классах без углубленного изучения какого-либо предмета.

Программа из детей с особыми нуждами состоит из трех компонентов.

  1. Работа в классе. Особое внимание уделяется таким дисциплинам, как физическая культура, музыка, искусства, мастерские.
  2. Работа с профессионалами на территории школы: психологом, логопедом, специальным педагогом
  3. Работа по месту жительства, включая поддерживающие организации и соседей.

Составляющие этих компонентов с разными нарушениями разные. Чем сложнее состояние ребенка, тем больше ему нужно взаимодействовать с теми, кто находится рядом с ним. Успех в образовании определяется мерой достигнутой самостоятельности. Невозможно ограничить программу поддержки только работой в классе. Если ребенок проводит в классе весь день, уровень его обучения падает.

ВИДЕО ЛЕКЦИИ (ЧАСТЬ 2)

Ольга Козориз
Инклюзивное образование: проблемы и решение

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом , выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин , используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах . В основу инклюзивного образования положена идеология , которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности . Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех , в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования . Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений , так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении .

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе : расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг(mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия , т. е. включение (inclusion) . Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования , остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов» , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании » , федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» , а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети , а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения , чем те, что чаще всего признаются обычным образованием . Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования , разработали следующие способы включения :

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе» , 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач , 4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу : более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования , по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях .

Помимо инклюзивного образования , в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов :

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования , позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения , однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг , предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды , базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.) . Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Интеграция «проблемных » детей в общеобразовательные учреждения это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира , процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование .

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей) .

Специальное образование , охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований .

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования .

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием , нужно не только принять закон о специальном образовании ,

или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное» , или «инклюзивное » образование ) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении : детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

Признает, что все дети могут учиться;

Работает над улучшением образовательных структур , систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

Является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества ;

Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

Предлагает новый социальный подход к инвалидности;

Приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему ;

Личностное развитие и социальные навыки;

Развитие самостоятельности и самоопределения;

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса , работающих с детьми с особыми образовательными потребностями , только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования .

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования , адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Список литературы :

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании . М., 2011.

2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.

3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве . Главы из книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...