Описание природы у русских классиков. Человек и природа в русской литературе

Поэтика природы в произведениях И.С.Тургенева

В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту!

В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Утвердившийся в литературе реализм как способ отображения действительности во многом определил методы создания пейзажа и принципы введения образа природы в тексте произведения. Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Все пристальней становится внимание автора к описанию природы как арены и объекта труда. Помимо развернутых, обобщенных картин, Тургенев прибегает и к так называемым пейзажным штрихам, кратким упоминаниям о природе, заставляющим читателя мысленно дорисовывать задуманное автором описание. Создавая пейзажи, художник отображает природу во всей сложности процессов, в ней совершающихся, и в многообразных связях с человеком. Тургенев описывает характерные ландшафты России, его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Примечательно и то, что для русского классика было важно насыщать природоописания яркими эмоциями, в результате чего они приобретали лирическую окраску и субъективный характер.

При создании пейзажа И.С.Тургенев руководствовался и собственными философскими взглядами на природу и отношения к ней человека.

В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский справедливо замечает: «...Тургенев декларирует... независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна. Ей противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования. Возникает антиномия: человек и природа, требующая своего разрешения. С нею связывают они мучившие их вопросы: о бесконечном и конечном, о свободе воли и необходимости, об общем и частном, о счастье и долге, о гармоничном и дисгармоничном; вопросы, неизбежные для каждого, кто искал путей сближения с народом» Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. - М. 1973, - С. 98..

Творческая индивидуальность писателя, особенности его поэтического мироощущения с особой силой отражаются в изображении природы.

Воплощение природы в творческом наследии И.С. Тургенева выступает как силы гармонической, самостоятельной и господствующей, воздействующей на человека. При этом ощущается ориентация писателя на пушкинскую и гоголевскую традиции. Тургенев передает через пейзажные зарисовки свою влюбленность в природу, стремление войти в ее мир. Кроме того, многие произведения писателя исполнены эмоциональной экспрессии пейзажных описаний.

Пейзаж в произведениях Тургенева - не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую» Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, - С. 481.. Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека - источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки.

У Тургенева отмечается тончайшая поэтизация природы, которая выражается в его взгляде на нее как художника. Тургенев - мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обычно создаётся освещением. Писатель улавливает жизнь природы в чередовании света и тени и в этом движении отмечает сходство с переменчивостью настроения героев. Функция пейзажа в романах Тургенева многозначна, он часто приобретает обобщённое, символическое звучание и характеризует не только переход героя от одного душевного состояния к другому, но и переломные моменты в развитии действия (например, сцена у Авдюхина пруда в «Рудине», гроза в «Накануне» и др.). Эта традиция была продолжена Л. Толстым, Короленко, Чеховым.

Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их настроении.

Природа в произведениях Тургенева всегда поэтизирована. Она окрашена чувством глубокого лиризма. Эту черту Иван Сергеевич унаследовал у Пушкина, эту удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта; все то, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и живописность.

В творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".

В рассказе "Бежин луг" заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует свою вину перед уставшим животным. Тургеневский охотник очень чуток к проявлениям взаимного родства и общения между человеком и животным.

Рассказ "Бежин луг" посвящен русской природе. В начале рассказа изображаются особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца. Утомленные охотники и собака сбиваются с дороги, испытывают чувство потерянности. Загадочна жизнь ночной природы, перед которой человек не всесилен. Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и прекрасна "темным и чистым небом", которое "торжественно и высоко" стоит над людьми. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: " Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...".

Ночная природа наталкивает детей у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, предлагает одну загадку за другой и сама же рассказывает возможное их разрешение. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, полетом падающей звезды (по крестьянским поверьям души человеческой). На смех и плач русалки откликается в рассказе Тургенева ночная природы: " Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке".

Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. От мифических существ, русалок, домовых в начале рассказа воображение ребят переключается на судьбы людей, к утонувшему мальчику Васе, несчастной Акулине и др. ... Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.

Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь - лишь миг. " Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось...".

Введение

Нужно знать русскую литературу . В ней мы видим людские типы в бесконечно разнообразных положениях... Поэтому надо повышать культуру - это в первую очередь знание художественной литературы . Она больше всего обогощает человека, дает возможность расти человеку, больше понимать людей.

Образовательное и воспитательное значение литературы будет еще более действенным , если параллельно с ее изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего с живописью.

Картина художника - живрписца, так же как и произведение художника - писателя, создает художественный образ, в котором отражается действительность с ее типическими чертами. Картина расширяет и углубляет познавательный процесс учащихся, она влияет на их чувства и помогает формированию юношеской личности.

"Мир природы в художественной литературе"

Цель этой темы имеет большое воспитательное значение. На примерах пейзажной лирики и произведений о природе дать почувствовать с помощью слов поэта или писателя удивительную красоту родной природы и в тоже время ее хрупкость, ранимость, иногдад беззащитность перед наступлением техники.

Форма: "Путешествие по календарю"(времена года)

Слово учителя:

Родная природа! в художественных произведениях она всегда объединяется с понятием "родина". Любовь к родной природе рождает в человеке глубокие чувства, побуждает его на большие дела во имя родины и своего народа.

Картины природы мы находим во многих произведениях художественной литературы. Писатели и поэты не только описывают красоту родной природы, но и выражают свое отношение к ним. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!", "Вот север, тучи нагоняя;","Зимний вечер"; "Есть в осени первоначальной"..., "Чародейкою - зимою"; "Берёза"; "Осень", "Ласточка"; "Ласточки пропали...", "Печальная береза"; и многие другие произведения являются гимнами природе.(см. приложение).

Картины Саврасов "Грачи прилетели", Левитан "Золотая осень", Шишкин "Зима", "Рожь" и другие.

Пройдемся по календарю

1.Сейчас осень . Деревья сбросили листву. В Садах и огородах все опустело. давайте вспомним стихи об осени.(см. приложение)

Чтение стихов наизусть.

Какое настроение выразилил поэты в прочитанных нами стихах?(ответы учащихся)

Повторить о прямом и переносном значении слов(стр199).

Рассмотреть понятие "эпитет" (стр.200)

Работа по картине "Золотая осень"

Сентябрь. Деревья в позолоте. Деревья украсились желтыми листьями. При дуновении ветерка они падают, кружатся в воздухе и опускаются на пожухлую траву. Осины кажутся ярко - красными. Только ели да сосны горделиво поднимают свои темно-зеленые верхушки. над увядшей природой - ясное, бледно-голубое небо. Воздух чист и прозрачен.

вопросы

1.Какое время года изображено на картине?

2.Почему осень названа художником "золотой"?

3.В каком месяце она бывает такой красивой, красочной?

4.Какие признаки осени даны на картине художником?

Обобщение об осени

Осень, и мы ясно представляем себе эту пору: пожелтевшие листья, увядшие цветы, первые осенние холода. Яркий наряд осени радует глаз, но в тоже время нам грустно, потому что совсем скоро наступит зима и все покроется белым снегом.

Осень уходит, наступает зима.

Снег мягкий, пушистым ковром закутает озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.

Давайте вспомним художественные произведения и произведения искусства о зиме.(Пушкин " Зимний вечер",Тютчев "Чародейкою - Зимою..., Есенин "Береза", Нагибин "Зимний дуб". Картина Шишкина "Зима")

(описание картины см. приложение)

(чтение стихотворений наизусть)

Пройдет еще немного времени, снег потемнеет, побегут ручьи, наступит весна.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

"Грачи прилетели"

Картины Саврасова, прекрасного знатока русской природы, пробуждают в нас чувство любви к родной стороне, к ее природе.

Вопросы

1. Что вы видите на этой картине?(На картине Саврасов изобразил наступление весны в селе)

2.В чем можно увидеть признаки прихода весны, пробуждения природы? (Покраснели тоненькие еветочки на березах, они уже не кажутся мертвыми. А кусты вербы уже чуть-чуть распустились, позеленели.)

3.А каков снег на картине? (Снег уже не такой, как был зимой. Его уже тронули первые приветливые лучи солнца. Утром еще не прекращаются заморозки, а днем местами снег превращается в талую воду.)

4.Обратите внимание на снег вокруг древесных стволов.(Вокруг деревьев, особенно с южной стороны, уже видна бурая земля).

5.Что мы видим на втором плане?(Деревянный заборчик, около него наметены сугробы. Прижались друг к другу домики. Вдали колокольня сельской церкви. А дальше небо, оно занимает почти половину картины. Небо голубое, чистое. На фоне голубого неба - верхушки деревьев с разбросанными на них птичьими гнездами, а вокруг них хлопочут хозяева-грачи. Они уже прилетели)

6. Чем заняты грачи? (Грачи приводят в порядок свои старые гнезда, вьют новые. Они непрерывно снуют, отыскивают на проталинах пршлогоднюю траву, веточки. Грачи прилетелил из теплых краев, они преодолели трудный путь, позади остались многие преграды и препятствия. И вот теперь они снова в родных краях.)

Любит природу, учит видеть в ней то, мимо чего м ычасто проходим мимо, не замечая.

На смену весне спешит лето.

Лето - самая прекрасная пора для ребят. Все поспевает, всюду красиво, хочется купаться и купаться. Так все прекрасно!

Рожь, рожь... Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

над полем, низко провисая,

Лениво стонут провода.

Рожь, рожь - до свода голубого,

Чуть видишь где-нибудь вдали,

ныряет шапка верхового,

Грузовичок плывет в пыли.

Рожь уходилась. Близки сроки,

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге,

Нависнула - хоть подпирай.

Знать, колос туго начиненный,

Четырехгранный, золотой,

Устал держать пуды, вагоны,

Составы хлеба над землей.

Шишкина "Рожь".

Знойный летний полдень. Золотистое поле ржи. Дует легкий ветерок. Рожь колышется, как море. Высокие стебли склоняются под тяжестью колосьев. А над золотистым полем возввышаются сосны, освещенные солнцем. Шумят на ветру их могучие ветви. Дорога вьется между полями. она уходит вдаль, и там, далеко, вьется узкой лентой и исчезает во ржи. У дороги, на краю поля, виднеются голубые васельки, белые ромашки, зеленеет трава, краснеет земляника. А над горизонтом поднимаются тучи, и низко над землею летают ласточки - скоро будет гроза. Широта полей, могучие сосны, уходящая в даль дорога, которая теряется во ржи, подчеркивают бескрайность родных просторов. Художник как бы говорит:

"Посмотрите: вот она какая - могучая, сильная, огромная наша Родина!"

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение.

Примерные темы для сочинений:

О чем могла бы рассказать весенняя сосулька?

Разговор поспевающих колосьев.

Разговор падающих листьев.

В зимний лес за сказкой.

Прослушивание музыки

"Времена года"

Обобщение по теме

Поэты и писатели, чьи имена мы вспомнили, жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, родной природе, способность особенно сильно чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

И еще одним удивительным даром обладают талантливые писатели и поэты: даром "рисовать словами", так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Край ты мой, родимый край!

Конский бег на воле,

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

В художественных произведениях писатели и поэты открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия - тоже великое чудо, но открывается оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному, чуткому, внимательному.

Ни в одной литературе мира картины природы не занимают такого значительного места, как в русской. В нашей литературе есть произведения, где природа является главным действующим лицом, определяет философское содержание произведения, вспомним «Грозу» и «Лес» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Тихий Дон» Шолохова, «Вешние воды», «Бежин луг», «Лес и степь» Тургенева. Сами названия говорят о роли пейзажа в этих произведениях.
Тема природы входит в нашу литературу с романтическим пейзажем Жуковского. Поэт наделяет природу душой подобно человеку, одушевляет ее; как всякий романтик, он любит мечтать на лоне природы, видит в ней отпечаток Божества.
Умер вечер... облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает.
Все тихо: рощи спят, в окрестности покой.
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливался с рекой,
Поток, кустами осененный.
Пушкин в своем творчестве прошел длинный путь от романтизма к реалистическому мировосприятию. Это можно проследить и
по характеру пейзажных зарисовок. Для творчества Пушкина юж- ной ссылки, к примеру, характерно романтическое восприятие природы. Природа ассоциируется с понятием свободы, красоты, величия. Романтика Пушкина вдохновляет небо, океан, море, горы - величественная, грандиозная и в то же время экзотическая красота природы.
Погасло дневное светило.
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило.
Волнуйся надо мной, угрюмый океан...
По контрасту вспоминаются стихи:
Смотри, какой здесь вид:
Избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса...
Перед нами чисто реалистический, даже социальный, пейзаж, характерный для русского искусства середины XIX века.
Природа у Лермонтова тоже источник вдохновения, это та красота, что примиряет с жизнью, ее несовершенством, изменчивостью, непостоянством. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» читаем, как природа умиротворяет поэта, успокаивает раздраженное мелочной суетной жизнью сердце. Тогда, когда поэт один с природой, тогда он чувствует, что жизнь прекрасна:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле, -
И в небесах я вижу Бога.
У Лермонтова есть много стихотворений, представляющих символические картины пейзажных зарисовок, на самом деле являющихся интимной исповедью души. Это «Три пальмы», «Листок», «Утес», «Сосна», «Парус» и другие.
Но остался влажный след в морщине
Старого Утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
А у Тютчева человек - сын природы, природа имеет душу, а душа ее космична. Природа и человек едины. И у природы, и у человека есть два начала: стихийное и разумное - ночь и день, свет и тьма, гроза и затишье, благодарность и ропот и так далее. Человек чувствует и свое величие, и свою призрачность, бренность перед природой:
Природа знать не знает о былом.
Ей чужды наши призрачные годы.
И перед ней мы смутно сознаем
Самих себя лишь грезою природы.
О значении и осознании темы природы у Тютчева можно говорить много и сказанное - только одна грань этой темы.
Подробнее же хочется остановиться на значении и воплощении этой темы в творчестве И. С. Тургенева.
Тургенев - писатель, воспевающий все прекрасное в человеке и природе. Умеренность, гармония, изящество, грация не только восхищают его, но и являются источником сил для жизни и смыслом жизни. «Простота, спокойствие, ясность линий» - эти слова, принадлежащие Тургеневу, во многом определяют и взгляды на природу. В «Записках охотника» много оптимизма, идущего от восторга перед красотой природы. И человек в рассказах Тургенева прекрасен как часть природы.
В романе «Отцы и дети» все сцены любви происходят на фоне цветущего сада. Любящий человек прекрасен, и всегда его дополняет цветущая, благоухающая природа. Вспомним открывшееся окно в комнате Одинцовой и любовный порыв Базарова, вспомним признание в любви Кати и Аркадия, Фенечку с букетом утренних роз в беседке сада, саму похожую на розу. Красота женщины сродни красоте природы, неотделима от нее, и именно в силу этого она имеет право на жизнь, уважение и восторг.
У Тургенева характер мужчины определяется через отношение к женщине, через умение ее любить, чувствовать. Это умение как бы камертон талантливости и порядочности натуры, ее достоинств.
То же можно сказать и о природе. Природа - это философская категория. Чувство природы определяет характер. Человек, не чувствующий ее красоты, значимости, своего единства с ней, - ущербный, одинокий, ограниченный, нежизнестойкий. Вот еще почему умирает Базаров.
Для понимания философской концепции романа очень важен эпилог, описание могилы Базарова, образ цветов на могиле. Тургенев полемизирует с пушкинским понятием о равнодушной природе. Нет, природа не равнодушна к жизни, но она так величественна, что все конфликты и претензии человека, все драмы его кажутся временными, ничтожными, преходящими. Она успокаивает, примиряет и приобщает к вечности. Она всех и каждого поглощает, прощает и берет в лоно свое. Она мудрая и всепрощающая и для бунтующих, и для кротких сердец. Как мать... «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»

Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе

Русская литература, будь она классической или современной, всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофой века можно назвать нынешнее экологическое состояние окружающей среды. Кто виноват? Человек, забывший о своих корнях, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился подчас страшнее зверя. Именно этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев.

Имя Распутина – одно из ярких, запоминающихся среди писателей 20 века. Моё обращение к творчеству данного писателя не является случайностью. Именно произведения Валентина Распутина никого не оставляют равнодушным, безразличным. Он одним из первых поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией.

В повести «Прощание с Матёрой» писатель размышляет о многом. Предметом описания является остров, на котором раскинулась деревня – Матёра. Матёра – это реальный остров со старухой Дарьей, с дедом Егором, с Богодулом, но одновременно это образ многовекового уклада, который теперь уходит – навсегда? И название подчеркивает материнское начало, то есть человек и природа тесно связаны. Остров должен уйти под воду, потому что тут строится плотина. То есть это с одной стороны правильно, потому что население страны необходимо обеспечить электроэнергией. А с другой стороны – это грубое вмешательство людей в естественный ход событий, то есть в жизнь природы.

Случилось что-то страшное со всеми нами, считает Распутин, и это не частный случай, это не просто история деревни, происходит разрушение чего-то очень важного в душе человека, и для писателя становится совершенно ясно, что если сегодня можно топором ударить по кресту на кладбище, то завтра будет можно сапогом в лицо старику.

Гибель Матёры – это разрушение не просто старого уклада, а крушение целого мироустройства. Символом Матёры становится образ вечного дерева – лиственницы, то есть царь – дерево. И живет поверье, что царским лиственем и крепится остров к речному дну, к общей земли, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра.

Не может оставить равнодушным читателя произведение Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный ко всем и к каждому. В "Плахе" волчица и ребенок погибают вместе, и

кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции. Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях.

Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении? (505 слов)

Человек и природа

Сколько красивых стихов, картин, песен создано о природе… Красота окружающей нас природы всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников, и все они по-своему изображали ее великолепие, загадочность.

Действительно, с давних времен человек и природа составляют единое целое, они очень тесно взаимосвязаны между собой. Но, к сожалению, человек считает себя выше всех остальных живых существ и провозглашает себя царем природы. Он забыл, что сам является частью живой природы, и продолжает вести себя агрессивно по отношению к ней. Ежегодно вырубаются леса, в воду сбрасываются тонны отходов, воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей… Мы забываем, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжаем хищнически добывать полезные ископаемые.

Природа является огромным кладом богатства, однако человек только потребительски относится к ней. Об этом повествование в рассказах В. П.Астафьева «Царь-рыба». Основная тема – взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, куда попал огромный осетр, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».

Об экологической катастрофе, ожидающей человека, рассказывает и Ч.Т.Айтматов в романе-предупреждении «Плаха». Этот роман – крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Через экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится достичь прежде всего как проблемы состояния человеческой души. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Могонкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. И кончается это единоборство трагически.

Таким образом, человек является неотъемлемой частью природы, и всем нам необходимо понять, что только при заботливом и бережном отношении к природе, к окружающей среде нас может ждать красивое будущее. (355 слов)

Направление:

Чему учит человека природа?

(По творчеству В. Астафьева)

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: - Я был в лесу листом!

Н. Рубцов

В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись - города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели вовсю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это известный у нас и за границей прозаик Виктор Астафьев. Я хочу раскрыть эту тему на примере повести В.Астафьева «Царь-рыба».

Героя повести В. Астафьева «Царь-рыба» автор называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. В этот момент Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела упускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич просит прощения за причиненное зло девушке. И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

Таким образом, я хочу сделать вывод: действительно, человек сам - часть природы. Природа - это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. (517 слов)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек приходит в этот мир не для того чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Тема человека, также как и тема природы, довольно часто встречается как в отечественной, так и в мировой литературе. К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин показывали единства человека и природы как гармоническое сосуществование.

Почему именно эта тема так часто употребляется в рассказах именно этих писателей? Одной из причин является то, что они являются посредниками реализма в литературе. Эта тема многими писателями, в том числе и зарубежными, рассматривалась с самых разных сторон, одновременно и с сарказмом, и с глубоким сожалением.

Великий русский писатель А.П.Чехов неоднократно представлял в своих рассказах мотивы человека и природы. Одна из ведущих тем его произведений является взаимовлияние человека и природы. Наблюдается особенно в таком произведении как «Ионыч». Но эту тему рассматривали и такие писатели как Гоголь, Лермонтов, Достоевский.

В произведении Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда оказывается виноватым. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой царь природы, а ее старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастет сын. Которой сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю. Так же эта тема рассматривалась и зарубежными писателями.

Дикая природа Севера оживает под пером американского писателя-беллетриста Д.Лондона. Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Это история – грозное предупреждение всему человечеству, которая хищнически грабит природу.

Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

430 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф. И. Тютчев

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля - все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.

Катастрофа века - это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» - писал Вильгельм Швебель. Неужели он прав? Неужели не понимает человек, что рубит сук, на котором сидит? Гибель природы грозит гибелью ему самому.

Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.

Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова «Плаха». Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. В центре произведения конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания животных. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от новых волчат.

И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков - горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары: зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека.

Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противопоставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В романе «Плаха» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие различия.

Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожением всего человеческого в людях. Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачивается для самого человека серьезной опасностью для его физического и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова «На волков». Она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравственном уроде, который наносит природе непоправимый вред.

Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, - это символ чистого, высокого и прекрасного.

В повести Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопротивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это - память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти - у того нет жизни». Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Против варварского уничтожения лесов, животных и природы вообще со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам - это и вопрос об отношении к Родине.

Есть четыре закона экологии, которые сформулировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: «Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас». Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Иначе человек, действительно «…разрушит мир скорее, чем научится в нем жить». Все в наших руках!

925 слов

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Невозможно представить человека без природы.

Действительно, эту связь невозможно не заметить. Великие писатели и поэты в своих произведениях любовались и восхищались природой. Безусловно, природа служила для них источником вдохновения. Многие произведения показывают зависимость человека от родной природы. Вдали от Родины, родной природы, человек блекнет, и жизнь его теряет смысл.

Также общество в целом связано с природой. Я думаю, благодаря ей оно постепенно складывается. Несмотря на то, что человек существует благодаря природе, он же является угрозой для неё. Ведь под воздействием человека природа развивается, или наоборот, разрушается. Прав В.А.Солоухин в том, что «человек для планеты – своеобразная болезнь, каждый день наносящий ей непоправимый вред». Действительно, иногда люди забывают о том, что природа – это их дом, и она требует к себе бережного отношения.

Моя точка зрения находит подтверждение в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров придерживается довольно категоричной позиции: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Мне кажется, таким отношением к природе Евгений Базаров проявляет своё равнодушие к природе, в которой он живет. Пользуясь всем, что ему нужно, Евгений забывает о том, к каким последствиям это может привести.

В повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой» отчётливо проявляется отношение человека к природе. Главная тема повести – это история небольшой деревушки Матеры. Много лет деревня жила своей спокойной, размеренной жизнью. Но однажды на реке Ангара, на берегу которой расположена Матёра, начинают строить плотину для электростанции. Жителям деревни становится ясно, что в скором времени их деревня будет затоплена.

Из этой повести следует, что человек может управлять природой так, как ему заблагорассудится. В попытке улучшить жизнь, люди строят различные электростанции. Но они не задумываются о том, что эта маленькая деревушка много лет простояла на этом месте и она дорога человечеству как память. А из-за построек люди уничтожают свою память и ценность.

Мне кажется, на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Из-за этого, к сожалению, всё чаще начали случаться экологические катастрофы. Примером этому является авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Таким образом, можно сказать, что воздействие человека на природу в большинстве случаев имеет плачевный характер. Но, к счастью, современное общество начало осознавать важность заботы о природе. Экологические проблемы, возникающие под воздействием человека на природу, и о которых так хотят донести писатели в своих произведениях, заставляют человека задуматься о благосостоянии природы. Ведь природа – это дом для каждого жителя планеты и, я уверена, для литературы – это главная ценность, которую призывают сохранять великие мастера слова. 426 слов

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

У писателя В.Крупина есть замечательный рассказ с интригующим названием «Сбрось мешок». Он о том, как отец учил «слепую» к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: «Варя, посмотри, какая красота». А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит «мешок слепоты», перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, «как будто умылась», ей «дышать легче стало». С той поры Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца.

А герой рассказа В.Шукшина «Старик, солнце и девушка», старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами «тихо угасал сумрак», а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям…

Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.

(376 слов)

«Взаимоотношение человека и природы»

Какую роль в жизни человека играет природа? Об этом размышляют люди испокон веков. Особенно актуальной эта проблема стала в XX I веке, итогом которого стали глобальные экологические проблемы. Но я думаю, что человечество не дожило бы даже до настоящего времени, если бы писатели и поэты постоянно не напоминали о том, что человек и природа не могут существовать раздельно, если бы они не учили нас любить природу. Природа - это большой и интересный мир, который окружает нас.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.В этом произведении изображены разные люди: бережливые хозяева природы, и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так, раз оно не этак». Но нам становится страшно, потому что такие как Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Б.Васильев предупреждает: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

372 слова

Описание природы в литературных произведениях

  1. С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.. . Ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро - и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь.. . сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. Наступала долгая, тревожная ночь...
  2. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и ложилось под тихим дыханием теплого ветерка, все-деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струнками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах.
    И. Тургенев "Отцы и дети"
  3. ывыауа
  4. как вам я девка я и вот ответ Два дня ему казались новы
    Уединенные поля.
    Прохлада сумрачной дубравы,
    Журчанье тихого ручья.
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    Потом увидел ясно он,
    Что и в деревне скука та же.
  5. Два дня ему казались новы
    Уединенные поля.
    Прохлада сумрачной дубравы,
    Журчанье тихого ручья.
    На третий роща, холм и поле
    Его не занимали боле;
    Потом уж наводили сон;
    Потом увидел ясно он,
    Что и в деревне скука та же.

    это из онегина!

  6. Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.. . С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, вернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...