О любви краткое. О любви

Иван Иваныч и Буркин проводят ночь в усадьбе Алехина, Утром за завтраком Алехин расска-зы-вает гостям историю своей любви.

Он посе-лился в Софьине после окон-чания универ-си-тета. На имении были большие долги, так как отец Алехина потратил много денег, чтобы дать обра-зо-вание сыну. Алехин решил, что не уедет из имения и будет рабо-тать, пока не уплатит долг. Вскоре его выбрали в почетные мировые судьи. Для участия в засе-да-ниях окруж-ного суда ему прихо-ди-лось бывать в городе, что немного развле-кало его.

В суде Алехин позна-ко-мился с това-рищем пред-се-да-теля Дмит-рием Луга-но-вичем, чело-веком лет сорока, добрым, простым, рассуж-давшим со «скучным здра-во-мыс-лием». Как-то весной Луга-нович пригласил Алехина к себе пообе-дать. Там Алехин впервые увидел жену Луга-но-вича Анну Алек-се-евну, которой в то время было не более двадцати двух лет. Она была «прекрасной, доброй, интел-ли-гентной» женщиной, и Алехин сразу почув-ствовал в ней «близкое суще-ство». Следу-ющая встреча Алехина с Анной Алек-се-евной произошла осенью в театре. Алехин вновь был очарован ее красотой и опять почув-ствовал ту же близость. Луга-но-вичи опять пригла-сили его к себе, и он стал бывать у них в каждый свой приезд в город. Они прини-мали в Алехине большое участие, пере-жи-вали, что он, обра-зо-ванный человек, вместо того чтобы заняться наукой или лите-ра-турой, живет в деревне и много рабо-тает, дарили ему подарки. Алехин же был несчастлив, непре-станно думал об Анне Алек-се-евне и старался понять, почему она вышла замуж за неин-те-рес-ного чело-века, много старше ее, согла-си-лась иметь от него детей, почему на месте Луга-но-вича не оказался он сам.

Приезжая в город, Алехин замечал по глазам Анны Алек-се-евны, что она ждала его. Однако они не призна-ва-лись друг другу в своей любви. Алехин думал, что вряд ли сможет многое дать Анне Алек-се-евне, согла-сись она пойти за ним. Она, по-види-мому, думала о муже и детях и также не знала, сможет ли принести Алехину счастье. Они часто бывали вместе в театре, в городе о них гово-рили Бог знает что, но все это было неправдой. В последние годы у Анны Алек-се-евны появи-лось чувство неудо-вле-тво-рен-ности жизнью, порой ей не хоте-лось видеть ни мужа, ни детей. При посто-ронних она начала испы-ты-вать раздра-жение против Алехина. Анна Алек-се-евна стала лечиться от расстрой-ства нервов.

Вскоре Луга-но-вича назна-чили пред-се-да-телем одной из западных губерний. Пред-стояла разлука. Было решено, что в конце августа Анна Алек-се-евна поедет в Крым, как ей велели врачи, а Луга-нович поедет с детьми к месту своего назна-чения. Когда Анну Алек-се-евну прово-жали на вокзале, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы отдать одну из корзинок, которую она оста-вила на перроне. Их взгляды встре-ти-лись, душевные силы оста-вили их, он обнял ее, она прижа-лась к нему и долго плакала у него на груди, а он целовал ее лицо и руки. Алехин признался ей в своей любви. Он понял, как мелко было то, что мешало им любить, осознал, что когда любишь, «то в своих рассуж-де-ниях об этой любви нужно исхо-дить от высшего, от более важного, чем счастье или несча-стье, грех или добро-де-тель в их ходячем смысле, или не нужно рассуж-дать вовсе». Алехин и Анна Алек-се-евна расста-лись навсегда.

Алехин знакомится с семьей Лугановичей и становится в их доме частым гостем. Но со временем и он, и Анна Алексеевна понимают, что любят друг друга. Однако страхи разрушить свою налаженную жизнь, обидеть близких людей, причинить боль детям не дает им признаться в чувствах, и много лет они будут скрывать свою любовь друг от друга. Влюблённый мужчина откроется только в момент прощания, осознав, что он отказался от счастья и большой любви из-за глупых сомнений.

Рассказ «О любви» является завершающей частью «Маленькой трилогии» А.П. Чехова. Все три рассказа цикла объединяет тема «футлярности» персонажей, мешающей им жить по-настоящему счастливо, отдавшись своим чувствам.

Читать краткое содержание О любви Чехов

Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить. Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают. И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.

Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.

Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками. В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели. Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.

Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения. Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна. Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.

Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.

Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой. Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.

Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича. Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них. Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.

Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе. У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству. Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.

И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.

В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её. Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными. В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.

Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.

Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.

Картинка или рисунок О любви

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тяжёлый песок Рыбаков

    С первых страниц романа перед нами предстает история жизни папы главного героя. А судьба его отца была очень интересной. Он родился в Швейцарии, и считался в семье самым младшим

  • Краткое содержание оперы Борис Годунов

    Опера начинается с того, что народ взывает Бориса Годунова к восхождению на трон. Он не хочет царствовать, так как понимает всю сложность политической обстановки. Его одолевают тяжкие думы и ощущение неминуемой беды

  • Краткое содержание Носов Дружок

    Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде.

  • Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский

    История Александра Александровича Бестужева-Марлинского повествует о ревельском турнире. Это было во времена рыцарей. Славных, бесстрашных и честных воинах.

  • Краткое содержание Пармская обитель Стендаль

    В родовом замке маркиза Вальсерра дель Донго родился второй сын, которого назвали Фабрицио. В семье уже были старший сын, будущий наследник маркиза, и две дочери.

54229abfcfa5649e7003b83dd4755294

Рассказ начинается с того, что, завтракая, Павел Константинович Алехин разговаривает с Иваном Ивановичем и Буркиным, а после повествует о своей любви.

Окончив университет, он стал жить в Софьине. Задолжавший большие деньги его отец оставил долг на имении, в котором Алехин решил жить и зарабатывать деньги на уплату долга. Через какое-то время он становится почетным мировым судьей, но вскоре затосковав, получал он радость лишь от общения с людьми и участия в городских судебных заседаниях.


Именно там Алехин имел возможность познакомиться Дмитрием Лугановичем, простым и добрым сорокалетним мужчиной. Однажды весной он предложил Алехину зайти на обед. У него дома Павел Константинович обратил внимание на Анну Алексеевну, жену Лугановича, возрастом не старше годов двадцати, но Павел сразу почувствовал ее доброту и интеллигентность и заметил в ней нечто знакомое с детства.

Осенью в театре встреча Павла с Анной повторилась. Анна снова очаровала его своим изяществом, и опять почувствовал он единство с ней. Спустя какое-то время Алехин стал частым гостем семейства Лугановичей, к которым он приезжал всякий раз, бывая в городе. Они видели в нем образованного человека, сожалели его обязанности быть ограниченным жизнью в деревне. Постоянные раздумья об Анне Алексеевне сделали Алехина несчастным, его мучили вопросы: «Зачем она согласилась на брак с неинтересным человеком, который в два раза старше ее, родила ему детей, почему ему не посчастливилось быть ее мужем?».


Каждый раз видя Анну Алексеевну Алехин чувствовал, что та желала его приезда. Но ни он, ни она не показывали любви. Для Павла преградой было отсутствие чего-либо, что он мог бы дать Анне, выйди она за него. Анна же сомневалась, сделает судьбу Алехина счастливой, заботилась о семье. Было неправдой то, что о них можно было услышать в городе.

Но в последние годы Анна Алексеевна ощущала недовольство жизнью, зачастую противилась присутствия с ней мужа и детей. Она стала холодно относиться к Алехину. Из-за всех странных изменений в психике Анну начали лечить от нервного расстройства. Лугановича же возвели в должности до главы какой-то губернии. Настало время прощаться. Анну Алексеевну решили отправить лечиться в Крым, по советам врачей, ее супруг с детьми должен был поехать на место нахождения новой должности.

Проводив Анну на поезд, Павел вдруг забежал в ее купе – передать вещи, оставленные ей на перроне. Встретившись взглядами, они уже не смогли сдерживаться. Алехин охватил ее в объятья, она, прильнув к его груди, долго плакала. Он все ласкал ее. Рассказав о своей любви, Павел увидел, насколько мало значило все, что когда-то могло помешать их любви, его глаза открылись, он понял истинную суть любви: «Осознав, что полюбил, не стоит полагаться на свои мысли о счастье и горе, представления о грехах и добродетели, нужно следовать чему-то большему, тому, что намного важнее». После этой разлуки он уже никогда ее не видел.

  1. Алехин Павел Константинович главный персонаж произведения. Производит впечатление человека справедливого, интеллигентного, чрезвычайного вежливого, ведущего одинокую жизнь и работающего изначально ради того, чтобы отдать долг. «Кабинетный человек», как прозвал его Чехов, руководствуется понятиями морального долга, по собственному желанию решил остаться в глухой деревне.
  2. Луганович Анна Александровна- Двадцати двух летняя супруга сорокалетнего господина Лугановича, настоящего добряка и человека веселого нрава. Сама Анна Алексеевна дворянка, мать двух детей. Супруги достаточно сильно беспокоятся о положении главного героя. Узнав о трудностях, тут же дают ему деньги и преподносят дорогостоящие подарки.

Другие герои

  1. Повар Никанор , второстепенный герой произведения. Сразу же показывается читателю человеком недалеким, злоупотребляющим алкогольными напитками с крайне агрессивным поведением.

Жизнь в деревне

Алехин принимает у себя в усадьбе Буркина и Ивана Иваныча и рассказывает историю своей утраченной в былые времена любви.

После окончания учебы, Алехин переезжает жить в деревню Софьино. Имение увязло в больших долгах из-за того, что отец главного героя истратил большие деньги ради того, чтобы его сын окончил университет. В свою очередь Алехин хочет вернуть долг отцу и, не скрывая открытую неприязнь к этому месту, остается в Софьино работать.

Через некоторое время, Павел, уже окончательно свыкшись с новой жизнью, забросив все книги и даже перестав ухаживать за собой, на свое удивление узнает, что избран в почетные мировые судьи. Для того чтобы принимать участие в судебных заседаниях, Алехин должен приезжать в городе. Он делает это с удовольствием, т.к. выезды помогают ему отвлечься от повседневных забот деревенской жизни.

Знакомство с Лугановичами

Здесь, в деревне, он познакомился с семьей Лугановичей. С каждым своим приездом в город, Алехин обязательно приходил к ним в гости. Так он полюбил Анну Алексеевну, жену Лугановича и восторгался ею с первого же дня знакомства. Девушка также испытывала к гостю не только дружеские чувства, но и романтические. Вместе с этим Павел искренне не понимал, что она, такая молодая, делает с неинтересным сорокалетним мужчиной.

Спустя несколько лет Анна родила второго ребенка. Их общение с Павлом Константиновичем становилось все крепче. Но их принципы, мораль и этика не позволяли порвать с прошлой жизнью и наконец, признаться друг другу. Также Павла смущал тот факт, что он по сути ничего не имеет и не сможет обеспечить девушку всем необходимым. Анна Алексеевна в силу холодности Павла начала злиться на него, не смущаясь всепрелюдно показывать свое раздражение.

Отъезд

Мужа Анны повысили и назначили председателем в западной губернии. В результате он собрал детей и незамедлительно переехал. Анна же, по совету доктора, поехала вначале в Крым и уже после лечения он должна была вернуться к семье на новое место. Провожая свою тайную возлюбленную и осознавая, что это их последний день, когда они видят друг друга, Алехин, наконец, признался в своих чувствах в купе поезда. Она ответила ему взаимностью. Оба плакали и целовали друг другу руку. Затем Павел попрощался, доехал в соседнем купе до ближайшей станции и сошел с поезда.

Тест по рассказу О Любви

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович - главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья. Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам. И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...