Некрасов и его убогая поэма про русь. Сердце народное в поэме Н.А

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

Ты мимо их, помещиков!

Известны нам они!

Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

Дай слово христианское!

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

То непригодно нам.

Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

А мы на что, кума?

Давай серпы! Все семеро

Как станем завтра, — к вечеру

Всю рожь твою сожнем!

Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...

Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

...Наши топоры

Лежали — до поры!

О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

Еще ты в семействе покуда — раба,

Но мать уже вольного сына!

Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

А я князей Утятиных

Холоп — и весь туг сказ!

С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да как чудно!

Две проруби:

В одну опустит в неводе,

В другую мигом вытянет —

И водки поднесет.

Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Год написания:

1877

Время прочтения:

Описание произведения:

Широко известную поэму Кому на Руси жить хорошо написал в 1877 году русский писатель Николай Некрасов . На ее создание ушло много лет - Некрасов трудился над поэмой с 1863-1877 год. Интересно, что некоторые идеи и мысли возникали у Некрасова еще в 50-х годах. Он думал запечатлеть в поэме Кому на Руси жить хорошо максимально все, что знал о народе и слышал из уст людей.

Ниже читайте краткое содержание поэмы Кому на Руси жить хорошо.

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, солёную - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. Поэт ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.
В поэме Некрасов показывает искателей истины - семерых мужиков, которые решили:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут.

Они хотели узнать:

Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Искателей истины в поэме много. Это, например, Яким Нагой. Он пахарь:

Грудь впалая, как вдавленный,
Живот, у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он; шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная,
А волосы - песок.

Ему приходилось сидеть в тюрьме за то, что защищал мужиков. И он, не сломленный ни своим положением, ни изнурительным трудом, едет в город за справедливостью.
Но Яким Нагой был нравственно развитый человек. Он любил искусство. Яким купил много картинок и повесил у себя в доме. Однажды его дом загорелся, так Яким все картинки стал снимать со стены. Так и сгорел его дом. Можно заметить, что уже в то время у простых людей появляется любовь к прекрасному, к искусству.
Искателем истины является и Савелий. За убийство управляющего он двадцать лет провел на каторге. Но он не смирился с таким положением народа и верит в него:

Покамест тягу страшную
Поднять-то поднял он,
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги! По лицу его
Ни слезы - кровь течет!

Савелий разочаровывается, что вся сила его ушла по мелочам. Сначала Савелий верил в доброго царя и божью помощь. Но потом он понял, что надо по-другому бороться с крепостничеством. Но Савелий умирает от безнадежности крестьянского положения.
В главе “Счастливые” Некрасов показывает Якова, который служил лакеем у барина. Яков считает себя счастливым, потому что был у барина “любимым рабом”, допивал вина из барских бо калов. Только и было у Якова радости барина холить, беречь, ублажать. Всю жизнь Яков услуживал барину, в то время, как он издевался над ним. Но когда барин забрал в солдаты племянника своего слуги, у которого была невеста, то Яков не выдержал и отомстил своему хозяину своей смертью. Хотя Яков был рабом, но все-таки способен был протестовать.
Семь мужиков поняли, что всем крестьянам живется плохо:

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
проваливай домой!

Искателем истины можно назвать Ермила Гирина. Он правдой служил народу. Был писарем. Лишней копейки с народа не возьмет. Но его выгнали. И вот однажды надумался он купить мельницу. Долго торговался он с купцом Алтынниковым. Нужен был задаток - тысяча рублей, а у Гирина таких денег не было. Тогда он вышел на базарную площадь и попросил народ помочь ему. Все люди, чем могли, тем помогли. Крестьяне верили в честного мужика.

Уж сумма вся исполнилась,
А щедрота народная Росла:
“Бери, Ермил Ильич, Отдашь, не пропадет!”

В главе “Последыш” князь Утятин как хотел, так и издевался над людьми, например, заставлял сушить сено, когда оно было сухое. Крестьяне подчинялись князю лишь потому, что наследники им за это обещали заливные луга. Но нашелся такой мужик Агап Петров, который выступает против крестьянства, но и погибает в этой борьбе.
В легенде “о двух великих грешниках” Некрасов показывает разбойника Кудеяра. Кудеяр хотел искупить свои грехи. Для этого ему надо было срубить могучий дуб. Тут как раз проезжал пан Глуховский, который любил издеваться над крестьянами и ценил только золото. Кудеяр вонзил нож в грудь пана. Тогда и упало дерево.
Некрасов показывает в своей поэме народных заступников. Один из них - Гриша Добросклонов. Гриша с ранних лет проникся любовью к своему народу. Гриша выбирает дорогу революционера, борца за народное счастье.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
Там нужен ты.

Изучая жизнь народа, Некрасов жаждет увидеть те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания.


1вариант.

Задания с выбором ответа.

1.Укажите, какое произведение не принадлежит перу Н. А. Некрасова

1. «Размышление у парадного подъезда» 2. «Железная дорога»

3. «Русские женщины» 4. «Кавказский пленник»

2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву». 1. Пров 2. Братья Губины 3. Лука 4. Старик Пахом 3. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассказывает странникам историю «О двух великих грешниках».

1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Иона Ляпушкин 4. Савелий, богатырь святорусский

4. Укажите название села, в котором проходила ярмарка, описанная в главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Сельская ярмарка».

1. Иваньково 2. Кузьминское 3. Клин 4. Крутые Заводи

5. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»?

1. Савелий, богатырь святорусский 2. Ермил Гирин

3. Яким Нагой 4.Матрёна Тимофеевна

6. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассуждал о крестьянской жизни так:

У каждого крестьянина

Душа, что туча чёрная –

Гневна, грозна – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям …

1. Яким Нагой 2. Савелий

3. Матрёна Тимофеевна 4. Гриша Добросклонов

7. Почему в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьяне села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую женщину.

1. Её всегда и во всём везло

3. В трудной ситуации ей помогала губернаторша

4. У неё хороший муж, который её берёг и защищал 8. В какой из глав поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поётся песня «Весёлая»?

1. «Сельская ярмарка» 2. «Пьяная ночь»

3. «Пир на весь мир» 4. «Крестьянка»

9. Укажите, кого не было среди странников – героев поэмы

1. Пров 2. Ермила 3. Митродор 4. Старик Пахом

11 . Иносказание – это:

А) Фраза, произнесённая на иностранном языке

Б) Выражение мысли с помощью намёков, имеющее второй скрытый смs сл

В) Фраза, не относящаяся к предмету разговора

12 . Укажите верное определение гротеска:

А) Одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное

Б) Вид комического, наиболее беспощадно осмеиваюший несовершенство мира, человеческие пороки

В) Способность искусства постигать и изображать процессы жизни человека

Г) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

13 . В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:

А) О времени царствования Ивана Грозного

Б) Об эпохе Петра Первого

В) О России XVIII-XIX веков

14 . С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?

15 Когда и где происходят события «Истории одного города»?

16 Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?

17 . Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

18 . Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры.

19 На примере какого образа раскрывает Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» судьбу русской женщины.

Задания с кратким ответом. 1. Напишите годы жизни Н. А. Некрасова.

2. Кто в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поёт песню, в которой есть следующие строки: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

3. Как характеризует В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя Н. А. Некрасов поэме «Кому на Руси жить хорошо?», рассказывая в главе «Сельская ярмарка» о торговле в книжной лавке.

С большущей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.

б) Осанистая женщина Широкая и плотная Лет, тридцати осьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие …

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, ……………………………… волости, Из смежных деревень. («Пролог») б) Пиши: В деревне Босове ……………………………………. живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! («Пьяная ночь»)

2 вариант.

Задания с выбором ответа.

1. О каком историческом событии идёт речь в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия».

Довольно ликовать

в наивном увлеченье, –

Шепнула Муза мне. –

Пора идти вперёд:

Народ освобождён,

но счастлив ли народ?

1. О войне 1812года 2. О крымской войне

3. О восстании декабристов 4. Об отмене крепостного права

2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся царю.

1. Пров 2. Иван 3. Митродор 4. Старик Пахом

3. Кто первым встретился семи странникам – героям поэмы

Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

1. Поп 2. Павлуша Веретенников 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев

4. В третьей главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – «Пьяная ночь» – с Павлушей Веретенниковым спорит:

1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев

5. Укажите, о ком из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» следующие строки:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотка и Сибирь.

1. Яким Нагой 2. Савелий 3.Ермила Гирин 4. Гриша Добросклонов

6. Кому в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» народ помогает выкупить мельницу?

1. Павлуше Веретенникову 2. Савелию

3.Ермиле Гирину 4. Купцу Алтынникову

7. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было.

1. Неурожайка 2. Горюхино 3.Заплатово 4. Разутово

8. Укажите часть поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», повествование в которой ведётся от первого лица.

1. «Крестьянка» 2. «Последыш»

3. «Пир на весь мир» 4. «Пролог и первая часть»

9. Кто из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» назван «народным заступником.

1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Гриша Добросклонов 4. Савелий

10. Укажите сказочный предмет, помогавший семи странникам в их поисках.

1.Меч-кладенец 2. Скатерть-самобранка

3.Сапоги-скороходы 4. Волшебный клубок

Как этот предмет попал к ним?

11 . Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А) 1854-1906Б) 1826-1889В) 1824-1886Г) 1801-1878

12 . Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил:

А) В Царскосельском (Александровском) лицее

Б) В Главном инженерном училище

В) В Московском благородном пансионе при университете

Г) В Московском коммерческом училище

1 3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:

А) Кружка ПетрашевскогоБ) Группы «Народная воля»

В) «Кружка шестнадцати»

1 4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это:

А) Взаимоотношения народа и власти

Б) Показ отдельных пороков людей

В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях

Г) Человек и Вселенная

А) А.Н.ОстровскийБ) Ф.М.Достоевский

В) М.Е.Салтыков-ЩедринГ) Л.Н.Толстой

1 6. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным.

А) «Три медведя»Б) «Медведь на воеводстве»

В) «Волк и ягнёнок»Г) «Орёл-меценат»

17 . В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

18 . Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

19 . Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

20 . Прокомментируйте финал «Истории одного города».

Задания с кратким ответом. 1.Напишите название журнала, главным редактором которого был Н. А. Некрасов.

2. Назовите имя главной героине главы «Крестьянка» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

3. Как называется глава поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», в которой поётся песня «Весёлая»?

4. Использование каких эпитетов сближает поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством? Приведите пример.

5. К какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова?

6. Узнайте персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» по описанию: а) Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны.

б) Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

7. Вставьте пропущенные слова. а) Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина, Горелова, Неелова, ……………………………………………….. тож. («Пролог») б) Было двенадцать разбойников, Был ………………………………………… атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. («О двух великих грешниках»)

Ответы

1 вариант Задания с выбором ответа

    4. «Кавказский пленник»

    4. Старик Пахом

    3. Иона Ляпушкин

    2. Кузьминское

    4. Матрёна Тимофеевна

    1. Яким Нагой

    2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум

    3. «Пир на весь мир»

    2. Ермила

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    1821-1877

    Гриша Добросклонов

    Заступники народные

    Постоянные эпитеты

    Матрёна Тимофеевна

    а) Савелий б) Матрёна Тимофеевна

    а) Пустопорожней волости б) Яким Нагой

2 вариант Задания с выбором ответа

    4. Об отмене крепостного права

    1. Пров

    1. Поп

    1. Яким Нагой

    4. Гриша Добросклонов

    3.Ермиле Гирину

    2. Горюхино

    1. «Крестьянка»

    1. Яким Нагой

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    «Современник»

    Матрёна Тимофеевна

    «Пир на весь мир»

    Постоянные эпитеты

    Поэма

    а) Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев б) Помещик князь Утятин

    а) Неурожайка

б) Кудеяр


7.Чем гордится Савелий из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

А) Вернулся князь…

Одел меня, согрел меня

И рядом, недостойного,

С своей особой княжеской

В санях привёз домой;

Б) Клеймённый, да не раб;

В) Работа не свалила бы,

Беда не одолела бы,

Нас хмель не одолит!

8.Какая из поэм Н.А.Некрасова осталась, по его мнению, незавершённой?

А) «Кому на Руси жить хорошо»;

Б) «Русские женщины»;

В) «Мороз, Красный нос».

9.Представителя какой деревни не было среди семи мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

А) Неелово;

Б) Неурожайка;

В) Раздетово.

10.Какой из сказочных предметов задействован в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

А) шапка-невидимка;

Б) скатерть-самобранка;

В) ковёр-самолёт.

Первым в галерее “народных заступников” оказывается Ермил Гирин. Сам он в действии не участвует, мы узнаём о нём из рассказов крестьян, которые мiром проверяются и мiром дополняются (что способствует объективности образа) . Ермил решил купить мельницу. Он долго спорил на торгах с купцом Алтынниковым и в конце концов назвал большую сумму. Но подьячие стали требовать задаток, который составлял около тысячи рублей. Денег при Гирине не было, но он попросил час времени, отправился на торговую площадь и обратился к людям за помощью. В своей речи он подчёркивает, что ему важна не столько материальная выгода, сколько сам принцип, потому что подьячие были настроены против него:

Богат купец Алтынников,
А всё не устоять ему
Против мирской казны –
Её, как рыбу из моря,
Века ловить - не выловить…
Не дорога мне мельница,
Обида велика!
Деньги, которые крестьяне несут Ермилу, имеют огромную ценность – опять же не материальную, а этическую. Здесь проявляется способность к добру. Неважно, сколько даёт человек, важно, что он хочет помочь, пусть даже последним имеющимся у него: “Ермило брал – не брезговал // И медным пятаком. // Ещё бы стал он брезговать, // Когда тут попадалася // Иная гривна медная // Дороже ста рублей! ” Позже, когда Ермил отдаёт одолженные деньги, особое внимание уделяется честности:

Однако споров не было,
И выдать гроша лишнего
Ермилу не пришлось.
“Чем же заслужил Ермил любовь и доверие народа? – спрашивают странники. – Каким же колдовством // Мужик над всей округою // Такую силу взял? ” А им отвечают, что “не колдовством, а правдою”, и рассказывают, что, когда Ермил служил писарем, он помогал всем по мере возможностей, не требуя за это никакой благодарности, он даже отказывался от вознаграждения. В конце концов Ермила Гирина по просьбе всех крестьян барин назначил бурмистром. Он “царствовал” по чести, по совести, но всё же крестьяне вспоминают за ним один грех:

Был случай, и Ермил-мужик
Свихнулся: из рекрутчины
Меньшого брата Митрия
Повыгородил он.
Но Ермил после этого стал “тосковать, печалиться”. Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф – часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил “с год как шальной ходил”, уволился от вотчины и “снял в аренду мельницу”, вновь начав жить “по правде”.

Дальнейшая судьба Ермила связана, видимо, с желанием искупления своего греха. Хотя прямого указания на то, что он не пожелал выдать бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова, и нет, но предыстория позволяет сделать именно такой вывод. Он сидит в остроге, страдает (именно готовность и способность к страданию являются у Некрасова основным критерием внутренней состоятельности человека)

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...