Не знаю где приют своей гордыни. Комплексный анализ стихотворения А

Александр Блок многие свои произведения посвящал теме любви. В эти произведения он вкладывал всю свою суть, эмоции, переживания.

Будучи человеком крайне романтичным, щедрым на духовные личные чувства, он своими стихотворениями буквально создал школу любовных переживаний.

Посвящая стихи своей музе, своей прекрасной даме поэт буквально растворяется в собственных душевных порывах и непростых настроениях. Это высшая ценность его жизни.

Блок считал вершиной отношений - духовную близость.

История замысла и создания стихотворения

Блоковское стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» создано на реальных событиях, которые произошли с самим поэтом. Известно, что, увидев впервые свою будущую жену, автор был пленен и восхищен. Поэтому лирика этого периода так страстна и так впечатлительна. Он надеялся, что брак с любимой женщиной будет счастливым. Но все оказалось совсем не так, как планировал поэт.

Любовь Менделеева, жена поэта, оказалась не столь романтична, как желал этого Александр Блок. Очень быстро их отношения в браке пошли на распад и уже в 1908 году она покидает мужа, якобы уезжая на гастроли вместе с театром Мейерхольда. Кстати, в этом же году тридцатого декабря поэт и пишет это удивительное, но грустное стихотворение о своей печальной любви. Известно, что Любовь Менделеева после нескольких лет совместной жизни, ушла к другому – известному поэту А. Белому. Но затем снова вернулась к Александру Блоку, даже раскаивалась в том, что совершила такую грубейшую ошибку в своей жизни. И поэт ее прощает, так как за это время у него тоже было несколько романтических увлечений.

Но чего-то Любови Менделеевой не хватало в браке. Она снова увлеклась другим и ушла к нему. От этого человека она рожает сына, но после снова решает вернуться к поэту. Все это время они не прерывали связи, так как сам Александр Блок настаивал на дружбе, для которого духовная близость всегда была важнее физической. Известно, что они были знакомы с раннего детства, но затем, расставшись на время, встретились вновь. После того как они стали жить вместе, поэт не желал никаких плотских отношений, так как для него это было вторично и омрачало духовную близость. Любовь Менделеева была актрисой, которая каждый раз и после своих гастролей, и после новых увлечений, все равно возвращалась к Александру Блоку.

Все эти любовные треугольники в итоге выплеснулись в 1908 году в лирическое произведение.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь из дому ты ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.


С большой грустью поэт описывает ситуацию в которую он попал. Уход возлюбленной - вот трагедия, которая разыгрывается на глазах читателя. Полное отчаяние и разочарование охватывает главного героя «Я бросил в ночь заветное кольцо».

Остаются воспоминания, светлый образ, и как доказательство того, что всё было, фотография на столе «твое лицо в простой оправе». Печаль и боль утраты не вызывают отрицательных чувств. Главный герой вспоминает светлый образ «перед аналоем». Даже то, что любимая ушла к другому мужчине не позволяет очернить её имидж.

В своих страданиях поэт никого не винит, об ушедшей женщине не сказано ни одного плохого слова. Герою ничего не остаётся как смириться со своей участью. С тяжёлым сердцем он мысленно отпускает предмет своего обожания.

Чтобы легче справиться с утратой покинутый лирик своей рукой убирает фотографию женщины, надеясь что так ему станет легче.

Композиция «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Всё блоковское стихотворение делится на три большие части: первая – это автор пытается забыть любимую женщину, вторая – это его воспоминание о ней, третья – это решение отпустить. в итоге он убирает ее фотографию со своего письменного стола. Композиция в произведении кольцевая и помогает автору показать настоящее время, прошлое и то, что ожидает в будущем.

Поэт, пытаясь объяснить читателю свою главную мысль, использует большое количество глаголов, но только все они употреблены в прошедшем времени. Поэт показывает, что все уже прошло, и страданий в его жизни теперь совсем нет. Автор говорит о тех чувствах, которые он уже пережил, просто о них осталась память. Душа главного героя теперь успокоилась и он даже может спать, спокойно и без переживаний.

Интересен женский образ, который показывается Александром Блоком всего лишь в нескольких чертах-описаниях. Она прекрасна, нежна, независима, бесстрашна и горда. Отношение поэта к ней нежное, он словно создает из нее божество. И фотография ее, словно икона, стояла у него на столе. Она снится ему, словно она блаженство, грезы о ней доставляет поэту радость, а не страдания. Может быть, поэтому автор и выбирает для этого стихотворения форму послания – признания в любви.

Выразительные средства


Признание в любви, которое звучит в стихотворении Александра Блока, относится к тому времени, когда они были вместе с любимой женщиной, но теперь это время ушло и уже никогда не вернется. Автор старается использовать как можно больше выразительных средств, которые разнообразят художественный текст:

★ Метафоры.
★ Анафора.
★ Эпитеты.
Синтаксический параллелизм.
★ Сравнения.
★ Перифраз.
★ Олицетворения.
★ Инверсия.
★ Многоточия.


Всё это помогает восприятию стихотворения. К концу произведения читатель искренне сочувствует автору, разделяя его трагедию.

Символы в стихотворении


Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.

Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.

Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.

Анализ стихотворения


Любовная история, описанная в стихотворении, спорна и противоречива. Былого счастья не вернуть. Проблема, возникшая в семейной жизни - это судьбоносный рок!

Александр Блок относился к собственной жене в большей степени, как к музе, как к творческому вдохновителю. А Любовь Менделеева, хотя и была человеком искусства, актрисой, видимо, желала оставаться женщиной земной. В этом и было противоречие супругов, таких талантливых, и таких разных.

Для поэта его жена не только источник чистоты. Она ассоциируется у него со свежестью, с молодостью. Он отмечает, что после её ухода происходит прощание с юностью «Всё миновалось, молодость прошла!» Будто с уходом женщины главный герой потерял все ориентиры, но понял, что это точка невозврата. Точка невозврата в юность, любовь, былое счастье.

Надежды рухнули, поэтому он и убирает потрет любимой женщины со стола в самом финале стихотворения. Ему сложно это сделать, но он понимает, что должен. Поэт показал читателю, что разум все-таки победил над чувствами, и как бы печально ему ни было, он все-таки совершил финальный поступок. Это решение оказалось самым верным и правильным. Теперь это огромнейшее чувство любви уже не будет приносить ему столько боли и страданий. И может быть, вскоре появиться счастье в его жизни, а печаль и трагедия уйдет.

2. Укажите средства создания выразительности.
3. В последнем абзаце подчеркнуть грамматические основы в ССП



И я забыл прекрасное лицо.




Я слёзы лил, но ты не снизошла.
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

(А.Блок)

помогите пожалуйста выписать из стихотворения сложные предложения,в котором совмещаются разные виды связи!! О доблестях, о подвигах, о

славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Определить вид придаточного: 1.Где ты будешь,там буду я. 2.Я не знаю,где граница между товарищем и другом. 3.Комната,где меня обычно устраивали,была

занята. 4.Легенда умалчивает,сохранился ли этот замок. 5.Я догадываюсь, зачем ты хотел приехать. 6.Мне грустно,потому что весело тебе. 7.Счастье там нас ждёт,где его обрести не мечтаем. 8.Если вы отправитесь к нему,то можете размянуться.

Задание 2. Списать, раскрывая скобки и указывая разряд местоимения. 1)(Кое) (о) (ком) п…думать 2) (кому) (нибудь) поручить 3) приготовить за (не)

сколько минут 4) (чем) (либо) п…моч(?) 5) пр…обрести (кое) (что) для турис…ской п…ез(д,т)ки 6) (кое) (в) (чём) (не) согласит(?)ся 7) (какие) (то) предметы 8) (чьи) (то) советы 9) (не)что интересное 10) от (чего) (то) пришлось отказат(?)ся. 11) Сам (не) научишься, (ни) кто (не) научит.12)Что (у) кого болит, тот (о) том и говорит.13) Тот (не) ошибается, кто (ни)чего (не) делает.14) Худо тому, кто добра (не) делает (ни) кому.15) Сын (у) меня мой, а ум (у) него свой.16) Храни себя от бед, пока их нет.17) (Ни) чего я (не) боюсь, но (ни) (с) кем и (не) бранюсь.18) На каждый роток (не) накинешь платок. 19) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. 20)Услышал суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и - полетел за тридевять земель. 21) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. 22) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. 23) Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. 24) Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня.

Помогите сжать изложение, до 70-75 слов, сохраняя все обзацы. Понимание того, что все мы разные, приходит к нам в детстве. Ещё не зная

значения слова «характер», мы делим своих знакомых на злых и добрых, весёлых и грустных. Во взрослой жизни мы избегаем людей с «тяжёлым» характером и приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно.

Характер человека - это определённый способ мышления, проявляющийся в системе отношений к другим людям, делу, себе и собственности.

Сколько бы раз человек ни оказывался в похожих ситуациях, его реакция всегда будет примерно одинаковой. Хорошо зная человека, можно с большим процентом вероятности предугадать развитие событий. Обычно по тому, как ведёт себя человек, и оценивают его характер, проявление которого связано с темпераментом, задатками и способностями.

Качества темперамента являются врождёнными и проявляются в эмоциональности, скорости движений и мышления, общительности. Характер человека не является врождённым свойством личности. Он формируется на протяжении всего жизненного пути, его предпосылки можно усмотреть с самого раннего возраста, однако первые проявления можно обнаружить у двенадцатилетних подростков.

Многие черты характера базируются на особенностях темперамента. Терпеливость и усидчивость более свойственны флегматику и меланхолику, а общительность холерику и сангвинику.

Чем меньше ребёнок, тем меньший у него жизненный опыт и тем менее развито умение управлять собой. Велика роль окружающих ребёнка взрослых, которые регулируют поведение малыша и выступают в качестве учителей. Чем выше уровень учителя, тем более успешного ученика он может воспитать. Хорошие качества будут лучше привиты в том случае, если значимые для ребёнка люди будут сами их проявлять.

В прошлом делалось множество попыток просчитать влияние на формирование характера ребёнка факторов окружающей среды. Их можно свести к простым истинам: любите своего ребёнка, будьте естественными, руководствуйтесь не теориями воспитания, а своими чувствами и чувствами ребёнка.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но -ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная,нашла...
Я крепко сплю, мне снится,плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла?
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Я не был - и по возрасту вряд ли мог быть - близок с Блоком. Но я встречался с Блоком, говорил с ним, помню многое, что он говорил, и об этом хочу рассказать.
В первый раз я увидел Блока в первую половину 1903 г. или в самом конце 1902-го, когда Блоку было 22 года, а мне - всего 12. Он пришел к моему брату Александру Васильевичу1 и сидел за нашим семейным вечерним чаем, в серой, как тогда носили, студенческой тужурке. Из всего, что было в этот вечер, я помню только одно, но зато помню хорошо: чтение стихов Блока и разговор о них. Началось с того, что отец мой среди какого-то, кажется, безразличного разговора вдруг несколько напряженным тоном сказал, обратившись к Блоку: «Александр Александрович! Прочтите стихи». На это Блок совершенно спокойно и просто ответил: «Да, я с удовольствием прочту». Он читал «Царица смотрела заставки». Отец - почитатель и переводчик Данте и Петрарки - улыбнулся с легкой иронией. «Ну зачем вы пишете декадентские стихи? Зачем синие загадки? Почему загадки - синие?». Блок, немного задумавшись, ответил: «Потому что ночь синяя», но тут же, засмеявшись, сказал: «Нет, конечно, не то». И желая, быть может, отвести упрек в декадентстве, прочел: «Я и молод, и свеж, и влюблен». «Вот это - совсем другое дело. Впрочем - ароматные слезы». Но Блок очень убежденно ответил: «Нет, у клена слезы - ароматные. Другой вопрос, могут ли быть слезы - у клена». На этом, кажется, спор закончился.
Я пропущу редкие встречи в последующие годы (в 1906-1909 гг. нередко в театре Комиссаржевской - на премьерах) и перейду к тому времени, когда я начал встречаться с Блоком вне

Семьи и вне отношений его с моим братом, а самостоятельно - как с писателем.
Первая такая встреча была в начале 1909 г. Она произошла как бы символически для меня - почти буквально на пороге редакции «Нового журнала для всех»2 и «Новой жизни», куда я шел за одним из первых моих литературных гонораров. «Вы - в „Журнал для всех“? - спросил Блок. Это ваши стихи были в журнале? Мне понравились». Это скупая похвала была бы мне еще более дорога, если бы я мог тогда предвидеть его позднейшие и столь же скупые: «Мне не понравилось». Поднявшись в редакцию, я увидел на редакционном столе листок, написанный четким блоковским почерком. Мне бросились в глаза строки:
Ты в синий плащ печально завернулась.
В сырую ночь ты из дому ушла.
Я не задавал себе вопросов, почему плащ - синий. Блок со всей системой своих образов к тому времени прочно вошел в мое сознание, во всю мою жизнь.

В.В. Гиппиус "Встречи с Блоком"

Читает В. Качалов

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - “О доблестях, о подвигах, о славе...”.
Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном {“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, - подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.
Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе...”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье...”. У Блока:

Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” - “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” - “шли годы” и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Привет, вот твое

Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,
2. Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...
Повествовательные, невосклицательные, 1 предложение сложноподчи­ нённое, 2 - сложное с разными видами связи: между 1 и 2 - бессоюзная, между 2 и 3 - подчинительная.
(предложение с обращением).
Знá-ю
з - [з] - согл., зв., тв.
н - [н] - согл., зв., тв.
а - [á] - гласн., ударн.

3. Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,

1 предложение: повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное. 2 предложение: повествовательное, восклицательное, сложносочиненное.
4. Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне.

5. В туче, солнце заступающей,
Прокатился гулкий гром,
Ангел, радугой сияющий,
Золотым взмахнул крестом...
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
6.
Гром за усадьбой грохотал,
Шумела тополей аллея,
На стекла сумрак набегал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное.
7. И нужно мне под русским небом,
Чтоб каждый день и каждый миг
Ладони, пахнущие хлебом,
Я чуял на плечах моих.
Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное.



Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное бессоюзное: 1. дву­ составное, полное, распространенное, неосложненное; 2. двусоставное, полное, распространенное, неосложненное; 3. двусоставное, полное, рас­ пространенное, неосложненное). , , .
4. Эпитеты: горестная земля, сырая ночь, в ветхом шушуне, гулкий гром, золотым крестом.
Метафоры: лицо сияло.
Олицетворение: кровь любит; любовь жжет, губит; на стекла сумрак на- бегал, мороз-воевода дозором обходит владенья.

Последние материалы раздела:

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы погорим о том, что такое члены и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в...

медведев баранкин, будь человеком!
медведев баранкин, будь человеком!

Валерий МЕДВЕДЕВ БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БАРАНКИН, К ДОСКЕ! СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ Две двойки! Если бы я и Костя Малинин не умудрились...