Наследники царя николая 2. Об отречении Николая II

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых – Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой – предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание – девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий – по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Последний российский император любил портвейн, разоружал планету, воспитывал пасынка и чуть не перенес столицу в Ялту [фото, видео]

Фото: РИА Новости

Изменить размер текста: A A

Николай II вступил на престол 2 ноября 1894 года. Что мы все помним об этом царе? В основном в голове застряли школьные штампы: Николай кровавый, слабый, был под сильным влиянием жены, виноват в Ходынке , учредил Думу, разогнал Думу, расстрелян под Екатеринбургом ... Ах да, еще провел первую перепись населения России , записав себя "хозяин земли русской". Да еще Распутин сбоку маячит со своей сомнительной ролью в истории. В общем, образ получается такой, что любой школьник уверен: Николай II - чуть ли не самый позорный российский царь за все эпохи. И это при том, что от Николая и его семьи осталось больше всего документов, фотографий, писем и дневников. Сохранилась даже запись его голоса, довольно низкого. Его жизнь досконально изучена, и при этом - почти неизвестна широкой публике за пределами штампов из учебника. Знаете ли вы, например, что:

1) Николай принял престол в Крыму . Там, в Ливадии, царском имении близ Ялты , умер его отец Александр III. Растерянный, буквально плачущий от свалившейся на него ответственности молодой человек - вот как будущий царь тогда выглядел. Мать, императрица Мария Федоровна, не хотела присягать этому своему сыну! Младшего, Михаила - вот кого видела она на троне.


2) И раз уж речь зашла о Крыме - именно в Ялту он мечтал перенести столицу из нелюбимого Петербурга . Море, флот, торговля, близость европейских границ... Но не решился, разумеется.


3) Николай II едва не передал престол старшей дочери Ольге. В 1900 году он заболел тифом (опять-таки в Ялте, ну прямо судьбоносный город для семьи последнего русского императора). Царь умирал. Со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии. Однако в обход этого порядка зашла речь об Ольге, которой тогда было 5 лет. Царь, впрочем, выкарабкался, выздоровел. Но мысль устроить переворот в пользу Ольги, а затем выдать ее замуж за подходящего кандидата, который и станет управлять страной вместо непопулярного Николая - эта мысль долго еще будоражила царских родственников и толкала их на интриги.

4) Редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге . Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Как так, ведь он милитарист и империалист?! Да, идея о прообразе ООН , о конференциях по разоружению зародилась именно в голове Николая. Причем задолго до мировой войны.


5) Именно Николай достроил сибирскую железную дорогу. Она до сих пор главная артерия, связывающая страну, однако почему-то ее не принято ставить в заслугу этому царю. Между тем сибирскую железную дорогу он причислял к главным своим задачам. Николай вообще предчувствовал многие вызовы, которые России пришлось затем разгребать в XX веке. Говорил, например, о том, что население Китая астрономически растет, и это повод укреплять и развивать сибирские города. (И это в то время, когда Китай называли спящим).

О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) также упоминают нечасто. Считается, что раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к тому пику , 1913 году, по которому потом еще долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях двух знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина . Итак, 1913 год: крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном.


6) Николай был как две капли воды похож на двоюродного брата, будущего английского короля Георга V. Их матери - сестры. "Ники" и "Джорджи" путали даже родственники.


"Ники" и "Джорджи". Похожи так, что их путали даже родственники

7) Воспитывал приемных сына и дочь. Точнее, детей своего дяди Павла Александровича - Дмитрия и Марию. Их мать умерла родами, отец довольно скоро вступил в новый брак (неравный), и двух маленьких великих князей в итоге растил лично Николай, те звали его «папа», императрицу - «мама». Дмитрия любил как собственного сына. (Это тот самый великий князь Дмитрий Павлович, который потом вместе с Феликсом Юсуповым убьет Распутина, за что будет сослан, уцелеет во время революции, сбежит в Европу и даже успеет там закрутить роман с Коко Шанель).



10) Не выносил женского пения. Сбегал, когда супруга, Александра Федоровна, или какая-то из дочерей или фрейлин садилась за рояль и заводила романсы. Придворные вспоминают, что в такие минуты царь жаловался: «Ну, завыли...»

11) Очень много читал, особенно современников, выписывал массу журналов. Больше всего любил Аверченко .

Николай 2 – последний император Российской Империи (18 мая 1868 - 17 июля 1918 гг.). Получил блестящее образование, владел несколькими иностранными языками в совершенстве, дослужился до чина полковника российской армии, а также адмирала флота и фельдмаршала британской армии. Стал императором после внезапной смерти отца – вступление на престол Николая 2, когда Николаю было всего 26.

Краткая биография Николая 2

С детства Николая готовили как будущего правителя – он занимался глубоким изучением экономики, географии, политики и языков. Добился больших успехов в военном деле, к которому имел склонность. В 1894 году, всего спустя месяц после смерти отца, женился на немецкой принцессе Алисе Гессенской (Александра Федоровна). Спустя два года (26 мая 1896 г.) произошла официальная коронация Николая 2 и его жены. Коронация проходила в атмосфере траура, кроме того, из-за огромного количество желающих присутствовать на церемонии, в давке погибло много народу.

Дети Николая 2: дочери Ольга (3 ноября 1895 г.), Татьяна (29 мая 1897 г.), Мария (14 июня 1899 г.) и Анастасия (5 июня 1901 г.), а также сын Алексей (2 августа 1904 г.). Несмотря на то, что у мальчика нашли тяжелое заболевание – гемофилию (несвертываемость крови) – его готовили к правлению, как единственного наследника.

Россия при Николая 2 находилась в стадии экономического подъема, несмотря на это, политическая ситуация обострялась. Несостоятельность Николая как политика привела к тому, что в стране росла внутренняя напряженность. В результате, после того, как 9 января 1905 года митинг рабочих, шедших к царю был жестоко разогнана (событие получило название "Кровавое воскресенье"), в Российской Империи разгорелась первая русская революция 1905-1907 годов . Результатом революции стал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который ограничивал власть царя и давал народу гражданские свободы. Из-за всех событий, произошедших во время его правления, царь получил прозвище Николай 2 Кровавый.

В 1914 году началась Первая Мировая война , которая негативно повлияла на состояние Российской Империи и только усугубила внутреннее политическое напряжение. Неудачи Николая 2 на войне привели к тому, что в 1917 году в Петрограде вспыхнуло восстание , в результате которого царь добровольно отрекся от престола. Дата отречения Николая 2 от престола – 2 марта 1917 года.

Годы правления Николая 2 – 1896 – 1917гг.

В марте 1917 вся царская семья была арестована и позже отправлена в ссылку. Расстрел Николая 2 и его семьи произошел в ночь с 16 на 17 июля.

В 1980 году члены царской семьи были канонизированы зарубежной церковью, а затем, в 2000 и Русской Православной.

Политика Николая 2

При Николая были произведены многие реформы. Основные реформы Николая 2:

  • Аграрная. Закрепление земли не за общиной, а за частными крестьянами-собственниками;
  • Военная. Реформа армии после поражения в русско-японской войне ;
  • Управленческая. Создана Государственная дума, народ получил гражданские права.

Итоги правления Николая 2

  • Рост сельского хозяйства, избавление страны от голода;
  • Рост экономики, промышленности и культуры;
  • Рост напряженности во внутренней политике, что привело к революции и смене государственного строя.

Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России.

Интервью с Хенриком Глембоцким - сотрудником кафедры истории Восточной Европы исторического факультета Ягеллонского университета

Polonia Christiana: 100 лет назад революционные власти арестовали последнего российского царя Николая II, спустя несколько месяцев он вместе со всей своей семьей погиб от рук большевиков. Многие россияне считают его мучеником или даже святым, другие обвиняют его в том, что он привел огромную империю к краху и отдал власть революционерам. Какова ваша оценка последнего царя и его царствования?

Хенрик Глембоцкий (Henryk Głębocki): В моей оценке, естественно, отразится польский опыт взаимоотношений с Российской империей. Долгое время фигуру Николая II рассматривали через призму революционной катастрофы его страны, то есть в негативном свете. В этом контексте часто цитировались записи из «Дневника царя Николая II», который издали в Польше еще перед Второй мировой войной, чтобы проиллюстрировать распространенное мнение об ограниченных умственных способностях этого правителя, его слабохарактерности и узости мышления.

Следует, однако, отметить, что в то время ведение дневника было для наследника престола или члена царствующего дома элементом образования. Примером может послужить дневник Александра II, деда Николая II, который он вел с самого детства. В этом документе отчетливо видно, как он оттачивал свои языковые способности и учился умственной дисциплине. Поэтому мы видим записи, посвященные незначительным вещам: погоде, очередным встречам, парадам и так далее. За четверть века работы в российских и постсоветских архивах я видел немало такого рода дневников. В похожем духе вел свои записи Николай II. Однако в 1917 году царь чувствовал, что грядет трагедия, понимая последствия своего отречения. 15 марта 1917 года он пишет в дневнике: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, трусость и обман».

- Что это доказывает?

— Я думаю, он чувствовал, что отречение, которое вскоре должно было привести к свержению монархии, будет подобно извлечению оси из сложного механизма империи, главным элементом которой выступало самодержавие. В 1917 году всего за несколько месяцев вся сложная структура государства буквально развалилась на части.

Николай II определенно не был глупым человеком, но у его окружения было к нему много претензий. Его считали слишком чувствительным и нерешительным человеком, обвиняли в слабохарактерности, в том, что он не умеет быстро принимать решения, поддается влиянию окружения: любимой жены и очередных министров.

С другой стороны, последний царь часто питал предубеждение к разным людям, а в итоге вступал с ними в конфликты. Например, он спорил с министром финансов Сергеем Витте, которого Николай II ненавидел, но который был очень способным политиком и проводил в России консервативные реформы, или с Петром Столыпиным — одним из самых выдающихся российских реформаторов. Они оба хотели спасти монархию и империю, но царь не смог наладить с ними отношения, поверив в аргументы их политических противников.

Важной чертой личности Николая II была его религиозность, которая сочеталась с убежденностью в том, что православие взаимосвязано с самодержавием и гарантирует империи устойчивость. Он верил в дарованную провидением миссию монарха, который продолжает политическую и культурную традицию династии, хранит свою империю и подданных, верил в связь царя с народом.

- Еще можно сказать, что в характере Николая II было много привлекательных черт.

— Последний царь был, несомненно, хорошим главой семейства, как и его отец Александр III. В свою очередь, этого нельзя сказать о его чрезмерно влюбчивом деде — Александре II. Историки иногда называют Николая II «самым семейственным царем». Он интересовался религией, наукой, культурой, много путешествовал с семьей и обожал заниматься фотосъемкой, поэтому сохранилось столько прекрасных снимков последних Романовых. В общении с другими людьми он вел себя естественно.

Николай II искренне верил в идею консервативной российской монархии, которая опирается на православную веру и институт ничем не ограниченного самодержавия. Поэтому он, как и его предшественники, питал неприязнь к парламентским институтам (они считались «чужеродным западным продуктом»), появления которых хотела политическая оппозиция. К сожалению, многие черты, которые делали царя хорошим человеком в частной жизни, мешали ему эффективно управлять огромным и сложным механизмом российской империи. Порой казалось, что эта задача ему не по силам. Он осознавал это сам, особенно в момент вступления на престол, и делился своими сомнениями. Нерешительность и ошибочные решения ослабляли авторитет власти. Все началось с трагедии, которая случилась в Москве во время его коронации: из-за давки и паники на Ходынском поле погибло много народа. В тот же день молодой царь позволил себя уговорить и отправился на бал во французское посольство. Многие россияне не могли ему этого простить.

Контекст

Как Николай II финнов разозлил

Yle 18.02.2017

Наследник российского престола Николай III

Deutsche Welle 06.02.2017

Что Николай II подарил финнам?

Helsingin Sanomat 25.07.2016

Российская империя, в особенности до революции 1905 года и появления конституционных институтов, была страной, которая ограничивала элементарные общественные, гражданские, национальные и религиозные свободы. При двух последних Романовых, Александре III и Николае II официальной политической идеей стала русификация, жертвой которой пали не только поляки, но и прежде лояльные народы — грузины, прибалтийские немцы. Недовольство усилилось из-за возвращения к этой политике перед Первой мировой войной. Оно нашло выход в 1917 году в лозунгах о правах народов, которым Временное правительство предоставило автономию. После большевистского переворота они начали по очереди провозглашать независимость. Недовольство разных народов во время войны использовали Германия и Австро-Венгрия: они поддерживали силы, стремившиеся расколоть империю, в том числе поляков.

Вы согласны с тезисом, что Николай II был царем, который просто «не дорос» до тех обязанностей, которые легли на его плечи после преждевременной кончины отца?

— Все гораздо сложнее. Претензии к Николаю II были практически у всех. Либеральные и революционные партии ненавидели его за приверженность институту самодержавия. Те, кто рассчитывал на уступки с его стороны, возможно, иначе взглянули бы на «мягкость» его характера, если бы он в конце концов на что-то решился, например, пошел на сотрудничество с Думой после ее создания. Однако Николай II был воспитан в ненависти к такого рода институтам, он дважды распускал Думу и ограничил ее в правах. Он, как представители консервативных кругов, полагал, что конституционная форма правления и парламент противоречат миссии царя и российской традиции.

Если бы Николай II согласился на сотрудничество с силами, которые стремились реформировать Россию в консервативном духе (их представителем был, например, Столыпин), то, возможно, он смог бы вернуть государству стабильность.

Но властитель постоянно менял мнение в зависимости от ситуации или от подсказок своих советников. Главным фактором, который запустил расшатывание империи, пробудил скрытую в ее общественной системе силу анархии и разрушения, активизировал зарождавшиеся в течение нескольких поколений процессы, стала война. Примечательно, что такие прозорливые политики, как Витте, отговаривали царя от участия в этом конфликте, который мог спровоцировать кризис и революцию, как после проигранной в 1905 году войны с Японией.

Черты характера, семейная трагедия (неизлечимая болезнь наследника престола цесаревича Алексея), политические колебания — все это использовали противники Николая II (в том числе в придворных кругах) и оппозиция, которая распространяла «черную легенду» о царе и его супруге. Предлогом стала фигура влиятельного Григория Распутина. Правдивые и лживые рассказы на эту тему подрывали авторитет монархии и оказывали особенно разрушительное воздействие во время Первой мировой войны, когда царь принял на себя звание верховного главнокомандующего.

В свою очередь, если мы взглянем на последний год жизни Николая II, уже после отречения, мы увидим, что он проявил достойные восхищения качества, сохранил присутствие духа, заботился о своей семье. Во многом благодаря этому последнего царя и всю его семью вознесли на алтарь в Православной церкви вначале за рубежом, а потом и в России. Интересно, что «рейтинги» самых любимых правителей в России возглавляли и продолжают возглавлять люди, которые не чуждались насилия и даже преступлений, но зато увеличивали размеры империи, обеспечивая ей сильную позицию в мире. Это такие цари, как Петр Великий, Екатерина II или Николай I. А правители, которые старались реформировать страну, как Александр I и особенно Александр III, подвергались самой сильной критике.

Мультимедиа

400 лет назад Романовы взошли на царский престол

ИноСМИ 07.03.2013

Крестный ход памяти последнего российского царя и его семьи

ИноСМИ 18.07.2011

Николая II, который пал жертвой коммунизма, почитают сейчас в России в двух ипостасях. С одной стороны — это православный мученик (страстотерпец), который погиб вместе со своей семьей за веру. Одновременно появилось неофициальное определение «царь-искупитель». Такое граничащее с ересью определение означает, что своей жертвой, которой стала мученическая смерть, царь искупил грех народа, позволившего соблазнить себя безбожной идеологией коммунизма.

Как получилось, что в России настолько стремительно произошли события, которые полностью изменили государство? Началось все с того, что 15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, а 21 марта его арестовали.

— Часть историков скажет, что это стечение обстоятельства: обильные снегопады, которые парализовали движение; задержки с поставками зерна, из-за которых появились очереди за хлебом; далее — выступления голодных женщин, которых не хотели разгонять казаки. Объединенная оппозиция, в которую входили либералы и социал-демократы, смогла поднять голову и перехватить инициативу. Вся революция фактически ограничилась событиями в столице империи. Часть командующих давила на царя, требуя передать трон кому-нибудь более популярному ради продолжения войны. Однако все развивалось стремительно. Даже сейчас сложно понять, как все это могло произойти так быстро. Поэтому так часто говорят о каких-то заговорах или организованном перевороте.

Между тем во всех спорах о причинах краха российской монархии и событиях, которые запустило отречение Николая II, от нашего внимания ускользают явления долгосрочного порядка, которые подготовили почву для революции. Одно из них — это постепенное снижение авторитета монархии и царя, в котором он был повинен сам. Это явление усилилось на фоне военной катастрофы. К этому следует добавить целый набор нерешенных социальных и политических вопросов начала XX века. Россия была одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Стремительный экономический рост при полуфеодальной системе, которая сохранялась в царской империи, и которую защищал царь, создавал напряженность. Она находила проявление в лозунгах оппозиции и революционных партий, но не отражалась на общественных настроениях вплоть до первых поражений на фронтах.

Зло, в том числе социальное, порождает новое зло. Те, кто пытались искоренить это зло и людские страдания насильственным путем и узурпировать роль «спасителей» человечества, вели страну через революцию к еще большим страданиям. О такой ловушке предупреждал пророк тоталитарной угрозы XX века, великий российский писатель Федор Достоевский, говоря об опасности человеческого тщеславия. Российская революция «пожрала своих детей»: не только большевиков, но и представителей либеральной и социал-демократической интеллигенции, которые поначалу верили в ее силу. Выразительное свидетельство этого разочарования можно найти, в частности, на страницах дневников Зинаиды Гиппиус и Ивана Бунина.

Русская революция высвободила накопившуюся социальную напряженность. В 1917 году многие крестьяне еще помнили крепостное право, барщину, бесчеловечное отношение хозяев. Вера в «черный передел», то есть справедливое перераспределение земли, желание отобрать имущество у помещиков дали о себе знать в 1917 году. Большевики цинично использовали эти настроения и запустили популистские лозунги «земля — крестьянам», «грабь награбленное», не подготовив никаких реформ.

Отдельная тема — это реакция на российскую революцию мира, который был занят военной резней. Немцы, после того, как им не удалось убедить Романовых выйти из войны, финансировали большевиков, чтобы спровоцировать революцию и ликвидировать восточный фронт. Британцы, в свою очередь, опасаясь протестов в собственной стране, отказались в 1917 году спасать семью Николая II, которая просто хотела уехать к своим родственникам в Великобританию.

Ричард Пайпс (Richard Pipes) пишет в своей книге «Краткая история российской революции»: «Когда руководство страны наделяет себя правом убивать собственных граждан не за их действия, а потому, что считает их смерть необходимой, оно вступает в мир, где работают совсем иные моральные законы, переступает черту, за которой начинается геноцид». Вы согласны с идеей, что смерть Николая II, его семьи и всех членов семьи Романовых была нужна большевикам?

— Политический смысл этого преступления кажется ясным: они хотели уничтожить представителей правящей династии. Так следует понимать убийство цесаревича Алексея. Весной и летом 1918 года большевики убивали всех Романовых, которые попадали к ним в руки. В то же время они не сообщали об этих преступлениях, опасаясь не столько того, что их осудят в мире, сколько своего союзника — главы германской монархии.

Смерть Николая II и его семьи, а также начатый в августе 1918 года «красный террор» ярче, чем сам большевистский переворот, символизируют рождение тоталитарного режима, который не считался с жизнью отдельных людей или общественных групп. Иллюстрацией Большого террора служат национальные операции НКВД, в том числе «польская операция» 1937-38 годов, они показывают, что большевики всегда находили причину для истребления неудобных групп населения. Смерть Романова была не только предзнаменованием массового террора, но и самым ярким символом того, чем на самом деле был зарождавшийся в тот момент большевистский режим.

- Благодарю за беседу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Воскресенье, 19 Мая 2013 г. 02:11 + в цитатник

последнего российского императора.

Последний российский император Николай II (Николай Александрович Романов), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 19 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Царском Селе (ныне город Пушкин Пушкинского района Санкт‑Петербурга).

С разу же после рождения Николай был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65‑го пехотного московского полка.

Д етские годы будущего царя России прошли в стенах Гатчинского дворца. Регулярные домашние занятия Николая начались, когда ему исполнилось восемь лет. Учебная программа включала восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний курс высших наук. В общеобразовательном курсе особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, немецкого и английского языков. Курс высших наук включал в себя политическую экономию, право и военное дело (военное правоведение, стратегию, военную географию, службу Генерального штаба). Проводились также занятия по вольтижировке, фехтованию, рисованию, музыке. Александр III и Мария Федоровна сами подбирали учителей и наставников. В их числе были ученые, государственные и военные деятели: Константин Победоносцев, Николай Бунге, Михаил Драгомиров, Николай Обручев и др.

В декабре 1875 года Николай получил свое первое воинское звание — прапорщика, а в 1880 году был произведен в подпоручики, через 4 года стал поручиком. В 1884 году Николай поступил на действительную военную службу, в июле 1887 года приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс‑капитаны; в 1891 Николай получил звание капитана, а через год — полковника.

Д ля знакомства с государственными делами с мая 1889 года Николай начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В октябре 1890 года предпринял морское путешествие на Дальний Восток. За 9 месяцев он посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию, а затем сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России.

В апреле 1894 года состоялась помолвка будущего императора с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. После перехода в православие она приняла имя Александры Федоровны.

2 ноября (21 октября по старому стилю) 1894 года скончался Александр III. За несколько часов до кончины умирающий император обязал сына подписать Манифест о восшествии на престол.

К оронация Николая II состоялась 26 (14 по старому стилю) мая 1896 года. 30 (18 по старому стилю) мая 1896 года во время празднества по случаю коронации Николая II в Москве.

Коронация Николая II, 1894 год

В ремя царствования Николая II явилось периодом высоких темпов экономического роста в стране. Император поддерживал решения, нацеленные на экономическую и социальную модернизацию: введение золотого обращения рубля, столыпинскую аграрную реформу, законы о страховании рабочих, всеобщем начальном образовании, веротерпимости.

Ц арствование Николая II проходило в обстановке нараставшего революционного движения и усложнения внешнеполитической ситуации (Русско‑японская война 1904‑1905 годов; Кровавое воскресенье; революция 1905‑1907 годов; Первая мировая война; Февральская революция 1917 года).
Под влиянием сильного общественного движения в пользу политических преобразований, 30 (17 по старому стилю) октября 1905 года Николай II подписал знаменитый манифест "Об усовершенствовании государственного порядка": народу даровались свободы слова, печати, личности, совести, собраний, союзов; в качестве законодательного органа создавалась Государственная Дума.

П ереломным рубежом в судьбе Николая II стал 1914 год — начало Первой мировой войны. Царь не хотел войны и до самого последнего момента пытался избежать кровавого столкновения. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. В августе 1915 года Николай II принял на себя военное командование (ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич). После этого царь большую часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве.

В конце февраля 1917 года в Петрограде начались волнения, которые переросли в массовые выступления против правительства и династии. Февральская революция застала Николая II в ставке в Могилеве. Получив известие о восстании в Петрограде, он решил не идти на уступки и силой навести порядок в городе, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития.

В полночь 15 (2 по старому стилю) марта 1917 года в салон‑вагоне императорского поезда, стоявшем на путях у железнодорожного вокзала Пскова, Николай II подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который корону не принял.

20 (7 по старому стилю) марта 1917 года Временное правительство издало приказ об аресте царя. 22 (9 по старому стилю) марта 1917 года Николай II и царская семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 года их переправили в Тобольск, где царская семья провела восемь месяцев.

В начале 1918 года большевики заставили Николая снять погоны полковника (его последний воинский чин), что он воспринял как тяжелое оскорбление.

В мае 1918 года царская семья была перевезена в Екатеринбург, где ее разместили в доме горного инженера Николая Ипатьева. Режим содержания Романовых был установлен крайне тяжелый.

В ночь с 16 (3 по старому стилю) на 17 (4 по старому) июля 1918 года Николай II, царица, пятеро их детей: дочери — Ольга (1895)-22 года, Татьяна (1897)-21 год, Мария (1899)-19 лет и Анастасия (1901)-17 лет, сын — цесаревич, наследник престола Алексей (1904)-13 лет и несколько приближенных (всего 11 человек), были без суда и следствия расстреляны в небольшой комнате в нижнем этаже дома.

Последний российский император Николая II, его жена и пятеро детей
в 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как

«Святые Царственные страстотерпцы».

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас.

1 октября 2008 года президиум Верховного суда Российской Федерации признал последнего русского царя Николая II и членов его семьи жертвами незаконных политических репрессий и реабилитировал их.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...