Нас делает наше окружение. Наше окружение - наше отражение

В продолжение темы о трудностях, которые подстерегают на пути личностного роста, напишу вот такую заметку.

Несколько лет назад, во время поездки в Киев, я ехала в метро, смотрела на людей и подумала вот о каком интересном феномене.

Киев (Москва, или любой другой столичный или просто крупный город) привлекает к себе большое число людей. Все они приезжают из более маленьких городов с разными мыслями, надеждами и ожиданиями. И как показывает статистика, что из тех людей, которые в больших городах добились успеха, очень большой процент неместных, приезжих.

Когда я слушаю истории успеха звезд, бизнесменов или просто преуспевших людей, многие говорят, что приехали без денег, без связей, без знаний, начали крутиться, что-то делать, постепенно к ним стали подтягиваться случаи или работа, так, постепенно, шаг за шагом они росли и достигали того, что у них есть теперь.

Эти размышления натолкнули меня вот на какие мысли.

Когда мы приезжаем в новое место, там нас ничего не сдерживает. С одной стороны у нас не всегда есть благоприятные условия, а с другой стороны, нет тех старых связей, которые нас держали в паутине и не давали двигаться вперед.

Когда мы живем в привычной среде, в той, где мы родились, пошли в сад, потом в школу, потом в университет, то даже если мы и растем, то это не так заметно. Нас окружают те же люди, те же стены, те же вещи. И, несмотря на большую проделанную работу над собой, мы можем просыпаться в старой кровати, доставать вещи из старого шкафа, из того, который еще помнит нас прежним, садиться за старый стол или работать за старым компьютером. И все вокруг будут неслышно говорить и показывать тебе, что ты прежний, что ты не изменился.

Вот эта сложность, с которой сталкиваются все без исключения люди. Окружение.

Есть два вида влияющего окружения.

  1. Первое — это люди. Люди, которые нас давно знают. Наша семья, друзья-товарищи, любимые, родственники, сослуживцы, однокурсники. И они знают и помнят нас определенными. Любое изменение, которое происходит в нас либо вызовет у них негативную реакцию, потому что они привыкли взаимодействовать с нами определенным образом, и новое поведение, привычки, никак в него не входит. Либо же они будут игнорировать эти изменения, продолжая в голове нести светлый образ несмышленного ребенка, каким мы могли быть в детстве. И даже если этот ребенок сейчас директор фирмы и управляет коллективом в 300 человек, родственники могут все равно называть его Петенькой и следить, как бы он чего не разбил на кухне. Ведь не зря есть пословица «Нет пророка в своем отечестве».
  2. Второе — это предметы, вещи, обстановка, имидж, в общем, все, что есть у нас и нас окружает. Я это очень хорошо прочувствовала на себе, когда, возвращаясь с какого-нибудь очередного обучающего мероприятия, захожу в комнату и вижу все тоже, что было до моего отъезда. И все это мне напоминает обо мне прежней, и те изменения, которые только что во мне произошли, кажутся незначительными. И тогда возникает вопрос — а для чего все это? Для чего весь этот рост, если ничего надолго не задерживается?

Когда я осознала эту ситуацию, то поняла, что тем людям, которые уезжают, намного проще расти и развиваться. Им ничего не мешает и не тянет балластом назад. Они свободны в новом выборе и движении. И когда они потом возвращаются домой, то это уже не прежние Тани, Пети, а Татьяны Сергеевны и Петры Анатольевичы, важные начальники, живущие в столице. Конечно, друзья-родственники и в этом случае будут стараться обратить вас обратно в старый образ поведения, но уже это будет делаться не так уверенно и не так нахально. Потому что и у вас позиция по жестче, и вы понимаете, что знаете и умеете больше, чем каждый из них может представить.

Ну а что же делать, если нет возможности уехать в другой город, чтобы там красиво вырасти и развить в себе лучшие качества? Я для себя нашла такой выход. Каждый раз, когда я чувствую, что идет работа над собой: или я что-то осознала о себе на психотерапии, или сделала какой-то серьезный поступок, ранее мне не свойственный, или по-новому отреагировала и получила новый опыт, я стараюсь найти этому состоянию позитивное подкрепление. Может быть и хотелось каждый раз менять обстановку или имидж, чтобы подкрепление было максимально радикальным, но я могу обходиться и без таких серьезных мер.

Я вешаю картинки, слоганы, напоминания в комнате, фиксирую в дневнике в записях, праздную в кафе, то есть показываю самой себе, что я меняюсь. Закрепляю это и на уровне эмоций, и на уровне ощущений. И тогда мне проще понимать, что работа все-таки идет. Еще есть вариант — делать записи в «Дневник нового поведения». Есть у меня и такой раздел в личном дневнике. Здесь я записываю все свои победы над собой, новые опыты, новое поведение, успехи, а еще здесь я могу видеть динамику роста. И тогда, когда у меня наступает период упадничества и разочарования в процессе, я открываю это дневник и вижу задокументированные следы моей новой жизни. Это меня возвращает в реальность и дает силы на новые достижения.

Мы все становимся похожими на тех, с кем проводим большую часть времени. И если ты хочешь преуспеть в выбранной тобой сфере деятельности и в жизни в целом, то следует намеренно окружить себя успешными людьми! Вокруг должны быть только целеустремленные и позитивно настроенные люди, которые занимаются саморазвитием и постоянно развиваются, благодарные жизни за свои успехи и что немаловажно, поднимающие тебя духовно.

Про влияние окружения на успех человека

Я знаю много людей, которые плохо учились в школе, но достигли успеха во многих сферах жизни. А те, которые закончили с золотыми медалями и красными дипломами остались в большинстве своем некими «середнячками». И вроде цели есть, и сила воля, работают день и ночь, но кардинально их жизнь никак не меняется год от года. А другие вроде и не так много работают, но им удается создать жизнь своей мечты!

Так почему же одним в жизни везет, а другим нет. Этот феномен исследовал Томас Леонард — «отец персонального коучинга». За более чем двадцатилетнюю карьеру работы с людьми по достижению целей и раскрытию их внутреннего потенциала, им были выявлены некие закономерности, которые влияют на успех в большей степени. Он назвал это формулой успеха.

10% знаний и навыков + 40% мышление + 50% окружение = успех

Знания и навыки

Учись хорошо и будет в твоей жизни успех. Так говорят нам учителя в школах и преподаватели в институтах. Это утверждение было верно несколько десятилетий назад. Сейчас оно не работает. И я это очень сильно почувствовал в своей жизни. Я закончил школу с красным дипломом, потом были высшие учебные заведения, но эти знания никак не повлияли на мой успех и качество жизни в целом. Сейчас знания – это скоропортящийся товар. Мы живем в информационную эпоху. Каждый имеет доступ к Интернету, бери и пользуйся. Но этого совершенно недостаточно, чтобы в лучшую сторону. Поэтому только 10%…

Мышление

Высота ваших достижений равна глубине ваших убеждений

— Уиллиам Сколавино

40% нашего мировосприятия помогают нам воспользоваться 10% знаний. Очень много в жизни я встречал «всезнаек». Что же ты так живешь, если так много всего знаешь. Знать – это еще не значит делать. Именно определенный склад мышления помогает человеку совершать действия и двигаться вперед несмотря на всякие преграды. К мышлению необходимо отнести веру в себя и свои силы, доверие своей интуиции, открытость к изменениям, видение позитивной стороны во всем и другие составляющие. Мышление – это один из важнейших внутренних ресурсов человека, который необходимо развивать.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Окружение человека

А теперь о самом интересном! О важности остальных 50% успеха, которые отводятся нашему окружению. Ведь мы представляем собой среднеарифметическое пяти людей, с которыми постоянно общаемся. Кстати к окружению относятся не только люди, но и книги, и фильмы, которые читаем и смотрим, места, которые посещаем и вообще пространство вокруг нас. Так вот ближайшее окружение можно назвать главным внешним ресурсом, качество и количество которого необходимо повышать.

Как провести анализ своего ближайшего окружения?

Окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше. Просто жизнь уже полна теми, кто хочет тянуть тебя вниз.

— Джордж Клуни

Итак, мы уже выяснили, что влияние окружения играют большую роль в жизни человека. Поэтому следующим логическим шагом будет глубокий анализ своего ближайшего окружения. Это делается ради 2 целей: выявить, кто тянет тебя на дно и понять, кто нужен, чтобы выйти на более высокий уровень своего развития. Для этого потребуется лист бумаги, ручка и полчаса свободного времени. Слева пишешь список 30 людей, с которым постоянно общаешься. Кто это может быть?

Родители и родственники.

Вторая половинка и дети.

Друзья и знакомые.

— мышление и уровень удовлетворенностью жизни;

— уровень дохода;

В каждой графе напротив имени и фамилии ставишь либо +, либо 0, либо —

В результате анализа должно получится 3 типа ближайшего окружения:

— положительное (+);

— нейтральное (0);

— отрицательное (—);

Начнем с плохого. Может оказаться такое, что на 90% твое окружение оказывает на тебя отрицательное воздействие. Да, такое бывает. И тут ничего не поделаешь. Просто необходимо это осознать и принять, что все эти люди просто оказывают на тебя пагубное влияние, понижают твою самооценку, подрывают веру в себя и мешают заниматься саморазвитием во всех .

Я лично лучше поем в одиночестве, чем буду слушать очередные рассказы родителей про то, как нам плохо живется в России. Лучше скажу «нет» по поводу предложения друзей пойти выпить в очередной пятничный вечер. И не буду общаться со знакомыми, которые хотят только унизить меня или другого собеседника в разговорах. В этом деле лучше проявлять твердость, чем быть всегда вежливым.

Выход тут один – менять свое окружение. Проблемы тут следующие. Себя ты не поменяешь точно. Поэтому тут приходится только заниматься своим развитием, чтобы у тебя было как можно более . Родителей и родственников не выбирают. Какие уж есть. Но именно они могут тянуть тебя вниз. Эта проблема многих. Необходимо сначала попытаться объяснить, где они могут на тебя отрицательно влиять. Если это не помогает, то минимизировать с ними общением. Лучший вариант – переехать в другой город.

Очень важный момент – это выбор второй половинки, с которой мы проводим большую часть нашей жизни. Необходимо смотреть на 2 параметра: одинаковое мировоззрение и скорость развития. Если хотя бы один их них будет не выполняться, то рано или поздно вы расстанетесь. Легче всего с друзьями и знакомыми. Среди них должны быть только те, кто разделяет твои . Бизнес-партнеры и клиенты хоть играю не первоочередную роль в твоем ближайшем окружении, но все равно могут постепенно тянуть тебя на дно. Тоже обрати на это внимание!

С нейтральным окружением можешь поступать, как хочешь. А вот сфокусироваться необходимо над улучшением положительного окружения. Для этого есть несколько способов.

5 способов сформировать положительное окружение

Всегда выбирайте людей, которые чем-то лучше вас. Окружайте себя сильными личностями, кто способен бросить вам вызов, кто умнее вас. Будьте по жизни студентом, учитесь.

— Сандра Баллок

Способ 1. Убрать информационный «шлак»

В первую очередь рекомендую отфильтровать тебе свое информационное пространство. И начать необходимо с телевизора, новостей, ток-шоу и кровавых боевиков. Если и смотреть, то лучше познавательные и спортивные передачи, а так же про природу и путешествия. И, конечно, начни читать много книг про успех и личностный рост. Рекомендую тебе ознакомиться с моей подборкой .

Способ 3. Быть в сообществах

Благодаря Интернету и социальным сетям мы можем состоять в сообществах, которые также помогут сформировать вокруг нас сильное окружение. С помощью одного сообщения можно познакомиться и встретиться с интересными людьми, которые помогут тебе советом или даже делом. Самое главное, что ты тоже должен быть интересен своему собеседнику. Помни, что знакомство с одним человеком может изменить всю твою жизнь.

Способ 2. Посещать мероприятия

Окружение можно сформировать на всяких обучающих мероприятиях. Неважно какие они будут. Платные или бесплатные. Мастер-классы по бизнесу, семинары по йоге или тренинги по личностному росту. Здесь вообще убиваешь сразу двух зайцев. Получаешь знания, умения, навыки по нужной тебе теме и еще знакомишься с людьми, которые чем-то уже могут тебе помочь. Очень важно здесь уметь владеть нетворкингом.

Способ 4. Найти единомышленников

Вокруг тебя проносится большое количество людей в жизни. Но чтобы найти единомышленников необходимо как-то проявить себя. Самый простой способ – это заявить о своих целях. Можно это сделать на странице в социальной сети, можно как я на своем личном блоге, можно даже принт сделать на майке. Необходимо сделать так, чтобы все знали к чему ты идешь в жизни. Лично я познакомился с более чем 100 новыми людьми из разных стран через свой блог о саморазвитии.

Способ 5. Найти реального ментора

Очень сильный скачок в развитии личности может дать связь с ментором. Так называют людей, которые уже достигли цели в какой-либо сфере деятельности и согласны помочь. Может показаться, что таким людям некогда кого-то учить, но это совсем не так. Каждый внутри из нас любит помогать. Здесь важно до взаимодействия с ним выявить его цели и понять какую помощь можно предложить в реализации его целей. Не мало важно быть искренним в разговоре и взаимодействовать только делами, а не словами.

Эх, если бы кто-то раньше мне сказал про важность окружения, то я бы к данному моменту достиг намного больше целей в своей жизни. Но лучше поздно, чем никогда. И сейчас я этому уделяю намного больше внимания, чем своим знаниям. Как говорится, какую дружбу завяжешь – такую жизнь и проведешь.

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ильдаром Абитовым, кандидатом психологических наук, доцентом Института психологии и образования КФУ, в рамках фестиваля PROНаука в Казанском федеральном университете.

Долгое время в психологической науке бытовало мнение, что у человека существуют определённые психологические особенности, влияющие на его личность. Выявив их, можно прогнозировать, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. К примеру, если у человека повышена агрессивность, то можно предположить, что он будет вести себя асоциально. Сегодня различные исследования оспаривают это суждение. Предлагаем вам рассмотреть самые известные психологические эксперименты, меняющие наше представление о мотивах поступков и нашем взаимодействии с другими.

Хоторнский эффект

Первые исследования такого типа начались в 20-30 годах XX века с опыта, проведённого в Хоторне, в результате которого и был выявлен так называемый хоторнский эффект.

Перед группой психологов во главе с Элтоном Мэйо стояла задача узнать, какие факторы влияют на производительность труда.

Оказалось, что кроме разных эргономических характеристик вроде расстояния от работника до станка на производительность влияет ещё и факт наблюдения: когда за работой ткачих наблюдали, их производительность повышалась, хотя работниц заранее предупреждали о том, что на это не нужно обращать внимание, ведь «слежка» никак не скажется на премировании, равно как и не приведёт к выговору. И всё-таки, несмотря на все предупреждения, работницы работали лучше.

Когда этот эффект стали исследовать подробнее, выяснилось, что есть два объяснения подобного феномена. Первое заключалось в том, что у ткачих проявилась социабильность, или потребность в принадлежности к группе, а второе - в том, что эксперимент способствовал акцентированию неформальных отношений на работе, что, как оказалось, положительным образом сказалось на увеличении производительности. Выводы из этого эксперимента стоит взять на вооружение людям, работающим с малыми социальными группами, в том числе руководителям компаний.

Все мы в душе конформисты

Другой интересный эксперимент, который вошёл в историю социальной психологии, провёл американский психолог Соломон Эш. Он разделил испытуемых на группы от 2 до 7 человек. Среди участников только один был наивным испытуемым, пребывающим в неведении в отношении цели эксперимента, остальные же были «подсадными утками».

Соломон Эш показывал группе две карточки: на первой был изображён один отрезок, на другой - три отрезка. Участникам он предлагал выбрать из трёх отрезков тот, который по длине соответствует отрезку на первой карточке. Надо сказать, что отрезки сильно отличались, поэтому ошибиться было невозможно.

С каждым из «реальных» испытуемых Эш провёл серию экспериментов. Начиналось всё с того, что вся группа отвечала правильно, но в какой-то момент подсадные испытуемые начинали давать неправильные ответы. В этот момент с настоящими участниками происходила удивительная вещь: 30% людей вслед за группой отвечали неправильно на все вопросы. Также выяснилось, что 75% испытуемых хотя бы один раз дали неправильный ответ, следуя за большинством. Их объяснения по поводу того, почему они так сделали, были достаточно разными. Чаще всего участники говорили, что боялись ошибиться, полагая, что, возможно, они не знают того, что знает группа.

Ещё испытуемые объясняли свои ошибки тем, что просто не хотели отличаться от окружающих. Интересно также то, что само количество участников влияло на нонконформное поведение. Там, где было всего 2 человека в группе, искажённый ответ подсадного участника ничего не решал: реальный испытуемый без труда справлялся с заданием. В группах из трёх человек происходило примерно то же.

Но там, где подсадных участников было больше, проявлялся эффект конформизма. После этого Эш создал такую модификацию эксперимента, где один из подставных участников начинал противостоять группе, утверждая, что окружающие ошибаются. В этом случае реальный участник гораздо чаще давал нонкомфорный ответ.

Диффузия ответственности

Прежде чем перейти к третьему эксперименту, стоит обратиться к историческому прецеденту. В 1964 году в одном крупном городе произошла трагическая история. Молодая женщина, Кэтрин Дженовезе, примерно 27-28 лет, возвращалась с работы в три часа ночи: она работала администратором в баре. Дженовезе приехала во двор своего дома, расположенного в довольно людном районе, и, выйдя из машины, увидела, что подозрительный человек, пригнувшись, наблюдает за ней.

Кэтрин побежала к телефонной будке, чтобы позвонить в полицию, но этот человек догнал её и стал наносить удары ножом. На крики девушки стали выглядывать из окон проснувшиеся соседи. Они стали кричать: «Оставь девушку в покое!», однако никто не спустился вниз, чтобы помочь. Преступник испугался и скрылся, после чего Кэтрин попыталась добраться до подъезда. Свет в окнах погас, люди легли спать, а мужчина вернулся и продолжил издеваться над девушкой. Она снова стала кричать, люди выглянули из окон, и преступник сбежал.

Так происходило ещё три раза: мужчина возвращался и вновь наносил удары. В последний раз Кэтрин находилась возле своего подъезда и пыталась открыть дверь, но сделать это ей не удалось, и она была убита. После случившегося в газетах вышли статьи с информацией о том, что 38 человек являлись свидетелями преступления, но никто из них не помог, не вызвал полицию или скорую помощь. Тогда в публичном пространстве прокатилась волна обсуждений, на которых пытались выяснить, что же происходит с людьми в больших городах, что они становятся столь равнодушны к беде ближнего.

Много говорили об особой лени и чёрствости городских жителей. Это суждение решили проверить социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане: они не верили, что люди ведут себя особым образом именно из-за проживания в крупном городе. Чтобы выяснить, в чём же причина такого безразличия, они провели несколько экспериментов. Один из них заключался в следующем: психологи набрали студентов в качестве испытуемых и сообщили, что будут исследовать жизненные трудности, с которыми молодые люди сталкиваются на первом курсе, и то, как они их преодолевают.

Испытуемого посадили в отдельную комнату и дали микрофон. Экспериментаторы сказали, что в соседних помещениях тоже сидят студенты, но видеть друг друга они не должны. Теперь каждому участнику предстояло по очереди рассказать о своих трудностях. Первый студент рассказал, что в Нью-Йорке ему нелегко, учёба сложная, и, кроме того, у него периодически случаются припадки эпилепсии. Иногда они бывают настолько тяжёлые, что он может умереть, если никто не окажет помощь.

После него говорил следующий студент, и так очередь доходила до испытуемого, который также излагал свою историю. В конце слово возвращалось первому студенту, и вдруг в эфире появлялся шум, слышалось затруднённое дыхание, студент начинал просить о помощи, затем раздавались лишь хрипы. Экспериментаторов интересовало, как в этой ситуации будут реагировать участники.

На самом деле никаких студентов, кроме одного испытуемого, не было. Всё происходящее было записью, но участник эксперимента этого не знал. Экспериментатор же специально сидел снаружи, заранее предупредив, что не будет вмешиваться в процесс эксперимента, чтобы не влиять на его ход, и прослушает записи участников потом. Иными словами, студент думал, что вокруг него в нескольких комнатах сидят другие участники, а в коридоре находится ни о чём не подозревающий экспериментатор.

Выяснилось, что только 31% участников таких исследований выбежали для того, чтобы сказать экспериментатору о случившемся или как-то помочь. При этом все участники были здоровыми, интеллектуально развитыми людьми. Таков оказался результат, когда испытуемые думали, что в соседних комнатах тоже находятся люди и знают о происходящем.

Но когда эксперимент провели иначе, сказав, что есть только два участника - собственно, студент и вымышленный больной, - уже около 80% испытуемых бежали спасать умирающего сами и звали экспериментатора. Почему же результаты были различны? Вывод, которые сделали исследователи, заключается в том, что чем меньше людей, тем больше вероятность, что они помогут. Этот эффект был назван «диффузией ответственности».

Психологи выявили и ещё одну закономерность: если испытуемый не выходит из комнаты в течение первых 3 минут, то, скорее всего, он уже не покинет помещение, чтобы оказать помощь.

Подчиняйся!

Ещё один эксперимент, ставший краеугольным камнем для психологии, провёл Стэнли Милгрэм, в дальнейшем описавший его в книге «Подчинение авторитету». Он проходил в Йельском университете в начале 60-х годов и был непосредственно связан с социальной ситуацией того времени. Сравнительно недавно закончилась Вторая мировая война, историки и исследователи гуманитарного профиля строили гипотезы по поводу того, почему немецкие солдаты уничтожили огромное количество людей.

Предположений было много, но наиболее популярной была психоаналитическая идея, связанная с именем Фрейда. Он считал, что для ребенка особенно значима фигура отца, поэтому учёные предположили, что немецкие мальчики, воспитанные в сильных патриархальных традициях, следовали за фюрером, так как он и был олицетворением отцовской фигуры. Милгрэм усомнился в этом суждении и решил опровергнуть его.

Для этого он оборудовал кабинет под лабораторию и поставил туда устройство, напоминавшее электрический стул. Исследователь пригласил для участия студентов и людей с высшим образованием, обещая заплатить им за участие 4 доллара.

Милгрэм заявил, что с помощью эксперимента собирается исследовать особенности памяти и влияние на неё мер наказания. Он специально отобрал здоровых мужчин до 45 лет, которые совпадали по возрасту с немецкими военными. Психолог приглашал по одному участнику из группы, в лаборатории его встречал экспериментатор в белом халате. Участнику объясняли цель эксперимента, после чего появлялся подсадной испытуемый, актёр по имени Уоллес.

Экспериментатор предлагал тянуть обоим жребий, который решал, кто будет учеником, а кто - учителем. Уоллес всегда вытягивал короткую, потому выполнял функцию ученика. Актёра отводили в специальную комнату, где стоял электрический стул, и крепили к нему электроды. Через перегородку находилось место учителя, то есть реального испытуемого. Перед ним был аппарат с рубильниками, от которого велись провода к стулу ученика, а рядом сидел экспериментатор. Испытуемому предварительно давали пробный разряд тока в 45 вольт, чтобы он подумал, будто к подставному участнику действительно будет идти ток.

Далее ему объяснили, что ученик должен будет повторять определённые комбинации слов. Если он ошибётся, то нужно подать разряд, повышающийся с каждым разом, начиная с 15 вольт и заканчивая 450 вольт. На уровне 300 вольт находилась отметка «болевой шок», а на 450 – три икса.

Эксперимент начался. Первый раз ученик, естественно, отвечал правильно, потом начинал ошибаться, и учитель бил его током. Важно отметить, что перед экспериментом Милгрэм провел опрос среди студентов, практикующих психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов, желая узнать, сколько человек дойдёт до самого конца шкалы в подобном эксперименте. Все отвечали, что около 0,5% от всех, так как довести дело до конца способны лишь психопаты: могут быть недиагностированные люди со склонностью к агрессии, что и выяснится во время опыта.

В действительности до конца дошло 65% участников, и все 100% из них добрались до отметки в 300 вольт. И это при том, что ученик-актёр кричал, что ему очень больно, а когда до конца оставалось несколько делений, бил ногами в перегородку, и затем замолкал. Из этого следует очень важный социально-психологический вывод: вопрос не в фигуре отца или других личностных факторах - всё дело в подчинении авторитету.

На участников влияло то, что рядом находился человек в белом халате. Когда они хотели остановиться, экспериментатор на них не давил, однако повторял: «продолжайте, пожалуйста» и «нужно продолжить эксперимент».

Ещё один важный момент, который стоит отметить: когда экспериментатор в самом начале исследования платил 4 доллара, он отмечал, что деньги уже ни при каких обстоятельствах не заберёт, поэтому можно утверждать, что испытуемые делали это не из-за материального интереса.

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

Потому-то, говоря о поведении людей, нельзя объяснять мотивы поступков лишь качествами характера и врождёнными особенностями: наше поведение также зависит от каждой конкретной ситуации и социального окружения, чему на сегодняшний день посвящено немало любопытных исследований.

Когда-то я услышал такую фразу: «Все влияет на все». Я задумался! А потом мне сказали или я где-то прочитал: «Твое окружение влияет на тебя». Т.е. тот круг общения, с которым ты постоянно соприкасаешься, имеет огромное влияние на тебя. Возможно, Ты об этом даже не подозревал или не придаешь этому значение, но это так! Сила влияния нашего окружения на нас – ОГРОМНАЯ! И не всегда это влияние – способствует нам. С того момента, как я это услышал, я начал наблюдать на примере себя. И знаете – это действительно так! Я был глубоко поражен этим.

Гмм. А где взять этих самых богатых и успешных в своем окружении?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, каким образом другие люди формируют Вашу жизнь? Влияние тех, кто нас окружает, настолько мощно, настолько тонко и постоянно, что часто мы даже не можем представить себе, насколько это воздействует на нас.

Давайте подумаем об этом. Если Вас окружают люди, которые в основной своей массе, наемные рабочие, то каковы Ваши шансы стать успешным предпринимателем? Или же люди, которые полностью тратя весь свой доход, то у вас есть шанс стать расточительным человеком. Или если Вас окружают люди, которые не читают книг, Ваши шансы, что Вы тоже не будете этого делать, увеличиваются.

Но это влияние может зайти еще дальше. Если Вас окружают люди, которые считают, что нет ничего страшного в том, если понемногу обманывать других, то и Вас тоже они могут убедить обходить некоторые правила. Люди потихоньку сбивают Вас с истинного пути, пока однажды, лет через 10, Вы не спросите себя: «Как я оказался в таком положении?» И этот момент, я думаю, будет для Вас не очень радостным.

Хочу рассказать свои воспоминания из детства и юности. Довольно долгое время я рос и гулял в компании, где основным занятием было покурить коноплю и выпить водки. И при таком окружении, я сам чуть было не стал алкоголиком или наркоманом. Большое спасибо моему отцу, который еще в те годы, отбил желание заниматься всем этим. Однако, большинство тогдашних моих друзей, так и спились, стали наркоманами и т.д.

Чтобы избежать пустой траты времени в компании неподходящих Вам людей, задайте себе сами 3 вопроса:
1. С какими людьми я трачу свое время? Среди каких людей я нахожусь?
2. Как они поступают по отношению ко мне? Что они делают для меня?
3. Является ли общение с ними полезным для меня? Мне это нравиться?

После того, как ответите на эти вопросы, оцените то время, которое Вы тратите с каждым из Ваших знакомых, является оно положительным и конструктивным или же наоборот? Если затрудняетесь ответить, то подумайте еще над такими вопросами:
- Что эти люди посоветовали Вам прочесть или послушать?
- Где они порекомендовали Вам побывать?
- О чем заставили Вас задуматься?
- Как повлияли они на Ваши разговоры, чувства и т.д.

Также есть еще один, я бы сказал, «контрольный» вопрос, который поможет Вам: «Помогают мои теперешние знакомые двигаться и расти в том направлении, которое я выбрал, поставив перед собой цель?»

Есть ли люди, которые осуждают Вас за Вашу Мечту, есть люди, которые хотят украсть Вашу Мечту? Очень легко допустить, чтобы чужое влияние формировало Вашу жизнь.

После того, как Вы сделали такой мини-анализ своего окружения, у Вас, дорогой Читатель, возникнет следующий вопрос: «Что делать, если в моем окружении есть люди, которые действительно не способствуют моему росту и движению к цели?»

Рекомендаций может быть несколько:
Во-первых, Вы можете просто расстаться с ними. Хотя слово «просто», я наверное зря употребил. Иногда это бывает далеко не просто, особенно если это касается членов Вашей семьи или близких друзей. Конечно, в каких-то случаях это сделать вообще невозможно, но попытайтесь ограничить общение с такими людьми, свести к минимуму.

Легко оставаться посредственным человеком, все, что для этого требуется – тратить свое основное время на незначительные дела с незначительными людьми.

Во-вторых, может оказаться так, что на 90% нужно будет отказаться от общения с Вашим окружением. С кем же тогда общаться? Для этого нужно расширять свое общение. Т.е. знакомиться и проводить больше времени с правильными людьми. А кто же эти правильные люди? Это зависит от Ваших целей и задач. На мой взгляд, это люди, которые задумываются над смыслом жизни, проживают каждую минуту с толком и расстановкой, постоянно совершенствуются лично и духовно и т.д.

Возможно, кому-то покажется, что трудно завести знакомства с такими людьми. Я расскажу, как это делаю я.
Когда я решил заниматься созданием собственного бизнеса, я стал партнером Холдинга Глорион. Холдинг устраивает довольно часто всякие обучающие мероприятия. И вот, на одно из таких мероприятий, которое называется Форум Лидеров, я поехал. Было это в феврале этого года, в Египте. Там было более 400 человек, а также основатели Холдинга и Президент. Это дало мне возможность в течении 10 дней пообщаться с людьми, которые очень много добились в этом бизнесе. Я получил заряд мотивации, энергии, обучения. Таким образом, я находился все это время, в окружении «правильных» для меня людей.
И фактически, благодаря этому бизнесу, мой круг «правильных» людей, постоянно расширяется.

Точно также, если Вы хотите улучшить свое здоровье, найдите тех людей, у которых это здоровье в отличной форме и которые постоянно его поддерживают. Запишитесь в фитнес клуб, бассейн и т.д. Я, например, совсем недавно начал заниматься йогой. Я записался в школу йоги и занимаюсь там. И в свою очередь я расширяю знакомства в этой сфере, общаюсь с людьми, которые уже давно занимаются, они дают рекомендации, подсказывают, советуют.

Точно также, с любой другой сферы можно найти «правильных» людей, которые будут наилучшим образом способствовать Вашему росту и продвижению.

В заключении сегодняшнего выпуска, хочу рассказать Вам историю о маленькой птичке. Она плакала, закрыв крылом глаза. Сова спросила у нее: «Ты плачешь? Почему? Потому что, большая птица тебе клюнула в глаз?»
И маленькая птичка ей ответила:
«Нет, я плачу не потому, что большая птица клюнула меня в глаз. Я плачу потому, что я позволила ей сделать это».

Легко позволить обстоятельствам лепить нашу жизнь, а окружающим решать за нас, куда нам идти. Пусть другие живут недостойно, но не Вы. Пусть другие спорят по мелочам, но не Вы. Пусть другие вверяют свое будущее в чужие руки, но не Вы.

Дмитрий Мирошник

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...