Нагорный карабах проблема и конфликт. Как начинался карабахский конфликт: легендарный генерал раскрывает подробности

2 апреля 2016 года пресс-служба Министерства обороны Армении заявила о том, что вооруженные силы Азербайджана перешли в наступление на всем участке соприкосновения с армией обороны Нагорного Карабаха. Азербайджанская сторона сообщила, что боевые действия начались в ответ на обстрелы ее территории.

Пресс-служба Нагорно-Карабахской республики (НКР) заявила, что азербайджанские войска перешли в наступления на многих участках фронта, задействовав артиллерию большого калибра, танки и вертолеты. В течение нескольких дней официальные представители Азербайджана сообщили о занятии нескольких стратегически важных высот и населенных пунктов. На нескольких участках фронта атаки были отбиты вооруженными силами НКР.

Через несколько дней ожесточенных боев по всей линии фронта военные представители обеих сторон встретились для обсуждения условий прекращения огня. Оно было достигнуто 5 апреля, хотя, после этой даты перемирие неоднократно нарушалось и той, и другой стороной. Однако в целом обстановка на фронте начала успокаиваться. Азербайджанские вооруженные силы приступили к укреплению отвоеванных у противника позиций.

Карабахский конфликт – один из старейших на просторах бывшего СССР, Нагорный Карабах стал горячей точкой еще до распада страны и находится в состоянии замороженного уже более двадцати лет. Почему он вспыхнул с новой силой именно сегодня, каковы силы противоборствующих сторон и что следует ожидать в ближайшем будущем? Может ли этот конфликт перерасти в полномасштабную войну?

Чтобы понять, что происходит в этом регионе сегодня, следует сделать небольшой экскурс в историю. Только так можно понять суть этой войны.

Нагорный Карабах: предыстория конфликта

Карабахский конфликт имеет очень давние исторические и этнокультурные корни, ситуация в этом регионе значительно обострилась в последние годы существования советского режима.

В древности Карабах входил в состав Армянского царства, после его распада эти земли стали частью Персидской империи. В 1813 году Нагорный Карабах был присоединен к России.

Здесь не единожды происходили кровопролитные межэтнические конфликты, наиболее серьезные из которых происходили во время ослабления метрополии: в 1905 и 1917 году. После революции в Закавказье появились три государства: Грузия, Армения и Азербайджан, в состав которого и входил Карабах. Однако данный факт абсолютно не устраивал армян, которые в то время составляли большинство населения: в Карабахе началась первая война. Армяне одержали тактическую победу, но понесли стратегическое поражение: большевики включили Нагорный Карабах в состав Азербайджана.

В советский период в регионе поддерживался мир, вопрос о передаче Карабаха Армении периодически поднимался, но не находил поддержки у руководства страны. Любые проявления недовольства жестко подавлялись. В 1987 году на территории Нагорного Карабаха начинаются первые столкновения между армянами и азербайджанцами, которые приводят к человеческим жертвам. Депутаты Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) обращаются с просьбой присоединить их к Армении.

В 1991 году провозглашается создание Нагорно-Карабахской республики (НКР) и начинается широкомасштабная война с Азербайджаном. Боевые действия проходили до 1994 года, на фронте стороны использовали авиацию, бронетехнику, тяжелую артиллерию. 12 мая 1994 год в силу вступает соглашение о прекращении огня, и карабахский конфликт переходит в стадию замороженного.

Результатом войны стало фактическое получение НКР независимости, а также оккупация нескольких районов Азербайджана, прилегающих к границе с Арменией. По факту, в этой войне Азербайджан потерпел сокрушительное поражение, не добился поставленных целей и потерял часть своих исконных территорий. Подобная ситуация абсолютно не устраивала Баку, который долгие годы строил свою внутреннюю политику на желании реванша и возвращения утраченных земель.

Расстановка сил на настоящий момент

В прошлой войне победила Армения и НКР, Азербайджан потерял территорию и был вынужден признать поражение. Долгие годы карабахский конфликт пребывал в замороженном состоянии, которое сопровождалось периодическими перестрелками на линии фронта.

Однако в этот период сильно изменилось экономическое положение противоборствующих стран, сегодня Азербайджан имеет гораздо более серьезный военный потенциал. За годы высоких цен на нефть Баку сумел модернизировать армию, оснастить ее новейшим вооружением. Основным поставщиком оружия Азербайджану всегда была Россия (это вызывало серьезное раздражение у Еревана), также современное оружие закупалось в Турции, Израиле, Украине и даже ЮАР. Ресурсы Армении не позволяли ей качественно усилить армию новым вооружением. В Армении, да и в России многие думали, что на этот раз конфликт закончится так же, как и в 1994 году — то есть, бегством и разгромом противника.

Если в 2003 году Азербайджан потратил на вооруженные силы 135 млн долларов, то в 2018 году затраты должны превысить 1,7 млрд долларов. Пик военных трат Баку пришелся на 2013 год, когда на военные нужды было направлено 3,7 млрд долларов. Для сравнения: весь государственный бюджет Армении в 2018 году составил 2,6 млрд долларов.

Сегодня общая численность ВС Азербайджана составляет 67 тыс. человек (57 тыс. человек – сухопутные войска), еще 300 тыс. находятся в резерве. Следует отметить, что в последние годы армия Азербайджана реформировалась по западному образцу, переходя на натовские стандарты.

Сухопутные войска Азербайджана собраны в пять корпусов, в состав которых входит 23 бригады. Сегодня азербайджанская армия имеет более 400 танков (Т-55 , Т-72 и Т-90), причем с 2010 по 2014 год Россия поставила 100 новейших Т-90. Количество БТР, БМП и БРМ и бронеавтомобилей – 961 единица. Большинство среди них составляет изделия еще советского ВПК (БМП-1 , БМП-2 , БТР-69, БТР-70 и МТ-ЛБ), но есть и новейшие машины российского и иностранного производства (БМП-3 , БТР-80А , бронеавтомобили производства Турции, Израиля и ЮАР). Часть азербайджанских Т-72 модернизирована израильтянами.

Азербайджан обладает почти 700 единицами артиллерийских орудий, среди которых есть как буксируемая, так и самоходная артиллерия, в это число входит и реактивная артиллерия. Большинство из них получены еще при разделе советского военного имущества, но есть и более новые образцы: 18 САУ «Мста-С» , 18 САУ 2С31 «Вена», 18 РСЗО «Смерч» и 18 ТОС-1А «Солнцепек» . Отдельно следует отметить израильские РСЗО Lynx (калибра 300, 166 и 122 мм), которые по своим характеристикам превосходят (прежде всего по точности) российские аналоги. Кроме того, Израиль поставил ВС Азербайджана 155-мм САУ SOLTAM Atmos. Большая часть буксируемой артиллерии представлено советскими гаубицами Д-30 .

Противотанковая артиллерия в основном представлена советским ПТО МТ-12 «Рапира», также на вооружении стоят ПТРК советского производства («Малютка », «Конкурс », «Фагот », «Метис») и иностранного производства (Израиль – Spike, Украина – «Скиф»). В 2014 году Россия поставила несколько самоходных ПТРК «Хризантема».

Россия поставила Азербайджану серьезное саперное оборудование, которое можно использовать для преодоления укрепленных полос противника.

Также из России были получены системы ПВО: С-300ПМУ-2 «Фаворит» (два дивизиона) и несколько батарей «Тор-М2Э ». Имеются старые «Шилки» и около 150 советских комплексов «Круг», «Оса» и «Стрела-10». Также есть дивизион ЗРК «Бук-МБ» и «Бук-М1-2», переданные Россией и дивизион ЗРК Barak 8 израильского производства.

Есть оперативно-тактические комплексы «Точка-У», которые были закуплены у Украины.

Армения имеет гораздо меньший военный потенциал, что обусловлено ее более скромной долей в советском «наследстве». Да и с финансами у Еревана гораздо хуже — нефтяных месторождений на ее территории нет.

После прекращения войны в 1994 году большие средства выделялись из армянского госбюджета на создание фортификационных сооружений по всей линии фронта. Общая численность сухопутных сил Армении сегодня составляет 48 тыс. человек, еще 210 тыс. находятся в резерве. Вместе с НКР страна может выставить около 70 тыс. бойцов, что сопоставимо с армией Азербайджана, но техническое оснащение армянских ВС явно уступает противнику.

Общее число армянских танков составляет чуть более ста единиц (Т-54, Т-55 и Т-72), бронемашин – 345, большая часть из них была сделана на заводах СССР. У Армении практически нет денег на модернизацию армии. Россия передает ей свое старое вооружение и дает кредиты на покупку оружия (конечно, российского).

ПВО Армении имеет на вооружении пять дивизионов С-300ПС, есть информация, что армяне поддерживают технику в хорошем состоянии. Есть и более старые образцы советской техники: С-200, С-125 и С-75, а также «Шилки». Точное их количество неизвестно.

ВВС Армении состоит из 15 штурмовиков Су-25, вертолетов Ми-24 (11 штук) и Ми-8, а также многоцелевых Ми-2 .

Следует добавить, что в Армении (г. Гюмри) находится российская военная база, на которой дислоцированы МиГ-29 и дивизион ЗРК С-300В. В случае нападения на Армению, согласно договору ОДКБ Россия должна помочь союзнику.

Кавказский узел

Сегодня положение Азербайджана выглядит куда более предпочтительным. Страна сумела создать современные и весьма сильные вооруженные силы , что было доказано в апреле 2018 года. Не совсем понятно, что будет дальше: Армении выгодно сохранение нынешнего положения, по сути, она контролирует около 20% территории Азербайджана. Однако это не слишком выгодно Баку.

Следует обратить внимание и на внутриполитические аспекты апрельских событий. После падения цен на нефть Азербайджан переживает экономический кризис, а самый лучший способ усмирить недовольных в такое время — развязать «маленькую победоносную войну». В Армении дела в экономике традиционно плохи. Так что для армянского руководства война – это также весьма подходящий способ перефокусировать внимание народа.

По количеству вооруженные силы обеих сторон примерно сопоставимы, но по своей организации армия Армении и НКР отстали от современных вооруженных сил на десятилетия. События на фронте четко показали это. Мнение о том, что высокий армянский боевой дух и сложности ведения войны в гористой местности все уравняет, оказалось ошибочным.

Израильские РСЗО Lynx (калибр 300 мм и дальность 150 км) превосходят по своей точности и дальности все, что было сделано в СССР и производится ныне в России. В комплексе с израильскими беспилотниками армия Азербайджана получила возможность наносить мощные и глубокие удары по объектам противника.

Армяне, начав свое контрнаступление, так и не смогли выбить противника со всех занимаемых позиций.

С большой долей вероятности можно сказать, что война не закончится. Азербайджан требует освободить районы окружающие Карабах, но руководство Армении не может пойти на это. Для него это станет политическим самоубийством. Азербайджан чувствует себя победителем и хочет продолжать боевые действия. Баку показал, что имеет грозную и боеспособную армию, которая умеет побеждать.

Армяне злы и растеряны, они требуют отбить у врага потерянные территории любой ценой. Кроме мифа о превосходстве собственной армии, разбился еще один миф: о России как о надежном союзнике. Азербайджан все прошедшие годы получал новейшее российское оружие, а в Армению поставлялось только старое советское. Кроме того, оказалось, что Россия не горит желанием выполнять свои обязательства по ОДКБ.

Для Москвы состояние замороженного конфликта в НКР являлось идеальной ситуацией, позволявшей оказывать свое влияние на обе стороны конфликта. Конечно, Ереван был в большей зависимости от Москвы. Армения практически оказалась зажатой в окружении недружественных стран, а если в нынешнем году к власти в Грузии придут сторонники оппозиции, то она может оказаться в полной изоляции.

Есть еще один фактор – Иран. В прошлую войну он встал на сторону армян. Но этот раз ситуация может и измениться. В Иране проживает большая азербайджанская диаспора, игнорировать мнение которой руководство страны не может.

Недавно в Вене прошли переговоры между президентами стран при посредничестве США. Идеальным решением для Москвы было бы введение в зону конфликта собственных миротворцев, это еще более усилило российское влияние в регионе. Ереван согласится на это, но что нужно предложить Баку для поддержки такого шага?

Худшим развитием событий для Кремля станет начало полномасштабной войны в регионе. Имея в пассиве Донбасс и Сирию, Россия может просто не потянуть еще один вооруженный конфликт на своей периферии.

Видео о Карабахском конфликте

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Конфликт между Азербайджаном с одной стороны, а также Арменией и НКР с другой обострился 2 апреля 2016 года: стороны обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий, после чего завязались позиционные бои. По данным ООН, в ходе боёв погибли не менее 33 человек.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) – небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905-1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии.

Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.




Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов.

В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это – первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно – сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой – армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохранялся хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку – теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения – такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты – как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.





Метки:

Очередной акт карабахского кровопролития Лондон и Анкара готовили ровно 100 дней. Всё прошло как по маслу. Под новый год главы оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана с помпой подписали трёхсторонний оборонный меморандум, затем, через месяц, англичане устроили скандальный демарш в ПАСЕ с целью «разрубить карабахский узел» в пользу Баку, и вот – третий акт, в котором по законам жанра ружьё, висящее на стене, стреляет.

Нагорный Карабах вновь истекает кровью, жертв с обеих сторон больше сотни, и, кажется, недалеко до новой войны – в мягком подбрюшье России. Что происходит и как нам относиться к происходящему?

А происходит следующее: в Турции чрезвычайно недовольны «пророссийским», как там считают, президентом Ильха­мом Алиевым. Недовольны настолько, что даже готовы его сместить, то ли устроив Алиеву «бакинскую весну», то ли науськав фрондёров из азербайджанской военной верхушки. Последнее – и вернее, и намного дешевле. Обратите внимание: когда в Карабахе началась стрельба, Алиева не было в Азербайджане. Так кто же отдал приказ стрелять в отсутствие президента? Оказывается, решение нанести удар по армянским поселениям принял министр обороны Закир Гасанов, большой друг Анкары и, можно сказать, протеже турецкого премьера Ахмета Давутоглу. История назначения Гасанова министром малоизвестна и явно стоит того, чтобы её рассказать. Потому как, зная эту историю, нынешнее обострение армяно-азербайджанского конфликта можно увидеть совсем другими глазами.

Министр обороны Азербайджана – ставленник Турции

Так вот, предшественника Гасанова, Сафара Абиева, назначал ещё отец действующего азербайджанского президента – Гейдар Алиев. Опыт и управленческий нюх бывалого партийного функционера и высокопоставленного сотрудника КГБ позволили Алиеву-старшему несколько раз избежать военных и околовоенных путчей. В 1995 году Гейдару Алиеву довелось дважды испытать судьбу: в марте случился мятеж, инспирированный бывшим министром внутренних дел Искандером Гамидовым, а в августе – прогремевшее на всю страну «дело генералов». Группа заговорщиков, в которую входили два замминистра обороны, намеревалась сбить президентский самолёт из переносного ЗРК. В общем, известный «пунктик» Алиева-старшего касательно готовящегося заговора военных имел своё внятное объяснение (ещё и памятуя предательство экс-министра обороны Рагима Газиева, случившееся чуть раньше). Потому неудивительно, что, передавая власть своему сыну, Гейдар-ага заповедал наследнику: опасайся военного путча! При этом как смог Ильхама он обезопасил, ведь с 1995 года военное ведомство бессменно возглавлял верный семье Алиевых Сафар Абиев.

По теме

Не в последнюю очередь именно благодаря личному участию министра Абиева закончилось армяно-азербайджанское военное противостояние в Нагорном Карабахе. Проницательный и крайне осторожный военный всячески сдерживал своих подчинённых, то и дело пытавшихся проявить горячий нрав во взрывоопасном регионе. Но такой министр обороны стал крайне невыгоден Анкаре, то и дело старавшейся раздуть угольки былого пожарища на Кавказе. И в 2013 году турки взорвали информационную бомбу. Что примечательно – при помощи радикально «антиалиевского» азербайджанского издания «Ени мусават». Мол, на президента и его зятя готовилось покушение. При этом журналисты весьма «толсто» намекали: заговор организовали военные. Доказательств, разумеется, не представили никаких, как и водится в подобных случаях. Но и этого малейшего подозрения хватило, чтобы Ильхам Алиев отстранил верного Абиева от руководства министерством.

Всю свою карьеру Абиев боролся с мусаватистами в армии – с «азербайджанскими тюрками», как, нарочито запутывая непосвящённых, они именуют себя в своих изданиях, таких как «Ени мусават». Без малого два десятилетия мусаватисты «долбили» министра за «притеснения и давление на азери тюрков в армии», а тут – какая удача! – на помощь подоспел тогдашний министр иностранных дел Турции, этнический крымский татарин Ахмет Давутоглу. Неведомо, что он «вливал в уши» Ильхама Алиева, но Абиева на министерском посту сменил именно тот, кого выдвигала Анкара – генерал Закир Гасанов. Этнический азери тюрк. И лютый ненавистник армян – не в пример своему предшественнику Абиеву.

СПРАВКА

Вашингтон в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе традиционно занимает нейтралитет.

Между тем семь американских штатов – Гавайи, Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана, Джорджия и Калифорния – официально признают независимость Арцаха. Считается, что за этими локальными признаниями стоит весьма и весьма состоятельная 2-миллионная армянская диаспора.

Зато Лондон однозначно выступает на стороне Азербайджана.

А позиции других европейских государств в карабахском вопросе существенно разнятся. «За Баку» – Германия и «новая Европа» (Польша, страны Балтии и Румыния). «За Степанакерт» – Франция и Италия.

Провоцируют ситуацию в Карабахе Анкара и Лондон, а не Баку

Разумеется, выдвижение Гасанова немедленно спровоцировало новые столкновения в Арцахе – Нагорном Карабахе. Начиная с позапрошлого года обстановка в регионе несколько раз обострялась – и всякий раз урегулировать её приходилось российскому президенту. Причём – удивительное дело! – стрельбу провоцировал своими приказами именно министр обороны Гасанов, пользуясь отлучками из Баку главы государства. Но если бы активность военного министра ограничивалась одними только провокациями на границах Арцаха! В декабре прошлого года Гасанов, после нескольких двусторонних и трёхсторонних встреч в Стамбуле министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, инициировал подписание оборонного пакта с Анкарой и Тбилиси. Министры Исмет Йылмаз и Тина Хидашели соглашались с тем, что в случае очередного обострения на границах с армянским анклавом они обязуются вступить в конфликт на стороне азербайджанцев. И документ был подписан – невзирая на то, что за Грузией и Азербайджаном не стоял Североатлантический альянс, как в случае с Турцией. Ни Хидашели, ни, разумеется, Гасанова это обстоятельство не смутило. Вероятно, они и вправду рассчитывали на то, что, в случае чего, за них готова «подписаться» не одна только Турция, но и весь блок НАТО.

И этот расчёт, судя по всему, строился не на одних только домыслах и фантазиях. Имелись и более веские основания полагаться на НАТО. Политическую поддержку военной оси Анкара – Баку – Тбилиси гарантировал Лондон. Подтверждением тому – январское выступление на сессии ПАСЕ британского парламентария Роберта Уолтера. Не было ещё никакого обострения конфликта в Арцахе, но Уолтер уже, видимо, что-то такое знал наверняка, предлагая парламентариям принять резолюцию об «эскалации насилия» в регионе. Так было всегда: поджигать Кавказ британцы неизменно отряжали турок, а сами неизменно стояли у них за спинами. Припомним имама Шамиля – науськивали горцев османы, но идеологами происходящего выступали политики Альбиона. Так вот, и сегодня ничего не изменилось. Потому-то Роберт Уолтер с трибуны ПАСЕ и потребовал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях».

По теме

На днях экономисты Высшей школы экономики сравнили зарплаты в долларах в России, странах СНГ и Восточной Европы по паритету покупательной способности валют (ППС) – этот показатель уравнивает покупательные способности валют разных стран. Авторы исследования использовали данные Всемирного банка о ППС 2011 года, данные по курсам валют и уровень инфляции в рассматриваемых странах в последующие годы.

Едва ли причина активизации действий Турции объясняется одним только желанием симметрично ответить Москве за фактическое признание Курдистана. Объяснение скорее всего иное: Анкара готовит президенту Ильхаму Алиеву «цветную революцию» – руками азербайджанских военных.

В феврале-марте из Анкары в Баку зачастили турецкие военные специалисты. В сравнении с армянами азербайджанцы – бойцы неважнецкие. Сами наступать они не рискнули бы. Что примечательно, бывший министр обороны Азербайджана и глава генерального штаба в один голос свидетельствовали: не под силу армии в её нынешнем виде вернуть Арцах. Ну, а при обещанной помощи турок – отчего бы не попытать удачу? Благо уже и министр – другой. Кстати, любопытнейший штрих: как только конфликт в Карабахе обострился, на помощь азербайджанцам выдвинулся немалый отряд крымских татар из Херсонской области Украины. То ли 300 штыков, то ли больше. Без Анкары, само собой, и тут не обошлось. Примечательно, что и в Ереване, и в Степанакерте были заранее проинформированы о возможной провокации. И не случайно президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран – членов ОБСЕ подчеркнул: спровоцировал кровопролитие не президент Азербайджана Ильхам Алиев. Кровавая провокация подготовлена руководством Турции и осуществлена министром обороны Азербайджана в отсутствие президента страны.

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:

– В военном отношении у Баку нет никаких шансов вернуть Карабах. Зато у азербайджанских генералов есть возможность локального продвижения вперёд за короткий промежуток времени – в расчёте на то, что внешние игроки остановят войну в момент, когда Азербайджан уже не сможет продвигаться дальше. Максимум, чего могут добиться этим азербайджанцы, – установить контроль над парой-тройкой сёл. И это подадут как победу. Вернуть же весь Карабах, целиком, Баку не в состоянии. Не выходит справиться даже с армией Карабаха, а ведь ещё имеется и армия Армении. Но и проиграть Баку не боится, прекрасно понимая, что ему просто не дадут проиграть – та же Москва, которая немедленно вмешается. На мой взгляд, нынешнее обострение ситуации вызвано тем, что Запад и Турция окончательно определились с дальнейшей судьбой Ильхама Алиева – ему готовят «бакинскую революцию» с оригинальным сценарием. У этой «революции» будет четыре этапа: конфликт в Карабахе, поражение Азербайджана, признание Арцаха Вашингтоном (семь штатов уже определились) и переворот в Баку. Первый шаг уже пройден, второй почти завершён. Половина пути пройдена – всего за несколько дней. Алиеву следовало бы быть осмотрительнее.

Чем Москва ответит на провокации Анкары

Чего же ждать? Некоторые военные эксперты, такие как Франц Клинцевич, полагают, что обострение в Арцахе получит дальнейшее развитие. Причём расклад, с его слов, такой: Армения, мол, входит в ОДКБ, а Азербайджан – нет, и это значит, что России неизбежно придётся принять армянскую сторону в конфликте. На самом деле всё не так просто. Армения – как и Россия – не является стороной карабахского конфликта. Его стороны – Азербайджан и республика Арцах, хоть и не признанное даже Ереваном, но вполне самостоятельное государство размером с половину Армении. В ОДКБ Арцах не представлен. Так что едва ли следует делать поспешные выводы о том, что-де в случае эскалации конфликта России придётся ввести войска в непризнанную республику. Не придётся.

И ещё один важный момент. Бытует миф, будто бы в том случае, если Нагорный Карабах «запихнуть» обратно в Азербайджан, армяно-азербайджанский конфликт неизбежно будет исчерпан. Увы, это не так. Взгляните на карту. У Азербайджана на юге имеется эксклав – Нахичеванская автономия. Разделяет её с Азербайджаном не только Арцах, в появлении которого после распада СССР, мол, и состоит вся суть конфликта. Между Нахичеванью и остальной страной – немалый кусок Армении. Его что, тоже отдать Баку – для окончательного урегулирования мирного процесса, ведь, как следует из азербайджанской повестки, конфликт между армянами и азербайджанцами будет исчерпан лишь в том случае, если Азербайджан наконец целиком воссоединится? Таким образом, на сегодня геополитическое решение, которое могло бы свести конфликт на нет, отсутствует.

Впрочем, следует признать, что ни президент Армении, ни его азербайджанский коллега, ни руководство Арцаха не готовы развязать большую войну на Кавказе. Проливать кровь готово лишь турецкое лобби в Баку, возглавляемое министром обороны Закиром Гасановым. Кстати, Турция, устами премьера Давутоглу обещавшая непременно прийти на подмогу в случае обострения ситуации на границах, что-то так и не объявилась на поле боя, предоставив умирать там азербайджанцам в одиночку.

В общем, урегулировать ситуацию, как всегда, придётся Москве. Применяя отнюдь не оружие, но одну только дипломатию. Даже грубее – пользуясь стократно раскритикованным, зато прекрасно работающим «телефонным правом». Президент Путин, как всегда в таких случаях, обзвонит глав Армении и Азербайджана, а затем армянский руководитель созвонится с коллегой из Арцаха. И пальба стихнет, пусть и на короткое время. А в том, что российский президент найдёт нужные слова, чтобы вразумить своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева, нет никаких сомнений. Гораздо занятнее будет понаблюдать, чем российское руководство «отблагодарит» турок. Тут можно о многом пофантазировать. И о начале поставок гуманитарных грузов в приграничные с Турцией районы Сирии. Опыт Донбасса подсказывает, что кузова российских грузовиков с гуманитаркой значительно объёмистее, нежели принято думать. Найдётся там место для всякого такого, без чего курдам не обойтись. Сегодня Анкара безуспешно пытается усмирить курдские города на своей территории – в ход идут танки и штурмовая авиация. Против практически безоружных курдов! А если курдам повезёт обнаружить среди банок с тушёнкой и медикаментами некий полезный инструмент – чисто случайно, само собой? Справится ли Эрдоган? Очень и очень сомнительно. Не отделаться Турции теперь помидорами, верно их Путин предупреждал. И Англия им не поможет – впрочем, так было всегда.

Случается так, что политики Арцаха продолжают карьеру в «метрополии», если можно так выразиться. К примеру, первый президент Нагорного Карабаха Роберт Кочарян стал вторым президентом Армении. Но нередко во властные эшелоны Степанакерта заносит откровенных политических авантюристов – к полнейшему непониманию официального Еревана. Так, в 1999 году правительство Арцаха возглавил одиозный Анушаван Даниелян – накануне бежавший из Крыма политик, уличённый в сотрудничестве с организованной преступной группировкой «Сэйлем». В Степанакерте он всплыл вместе со своим симферопольским подельником Владимиром Шевьёвым (Гаспарьяном), и эта парочка на протяжении восьми лет рулила экономикой непризнанной республики. Причём о криминальной подоплёке деятельности Даниеляна с Шевьёвым в Крыму был детально проинформирован тогдашний президент Арцаха Аркадий Гукасян. Таким образом, у некоторых заявлений официального Баку, что в Степанакерте заправляют криминальные авторитеты, известные основания действительно имеются.

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

На геополитической карте мира достаточно мест, которые можно отметить красным цветом. Здесь то затихают, то вновь разгораются военные конфликты, многие из которых имеют более чем вековую историю. Подобных «горячих» точек на планете не так уж и много, но все же лучше, чтобы их не существовало вовсе. Однако к сожалению, одно из таких мест находится не так далеко от российской границы. Мы говорим о Карабахском конфликте, кратко рассказать о котором довольно сложно. Сама суть этого противостояния армян и азербайджанцев уходит корнями в конец девятнадцатого века. А многие историки считают, что конфликт между этими нациями существует гораздо более продолжительное время. Рассказывать о нем невозможно, не упомянув армяно-азербайджанскую войну, которая унесла большое количество жизней с обеих сторон. Историческая летопись этих событий ведется армянами и азербайджанцами очень тщательно. Хотя каждая народность видит в произошедшем только свою правоту. В статье мы разберем причины и последствия Карабахского конфликта. А также вкратце обрисуем сегодняшнюю ситуацию в регионе. Несколько разделов статьи мы выделим армяно-азербайджанской войне конца девятнадцатого - начала двадцатого века, частью которой являются вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе.

Характеристика военного конфликта

Историки часто утверждают, что причинами многих войн и вооруженных конфликтов являются недопонимания среди смешанного по составу местного населения. Таким же образом можно охарактеризовать армяно-азербайджанскую войну 1918-1920 гг. Историки называют ее этническим конфликтом, но главную причину вспыхнувшей войны видят в территориальных спорах. Они были наиболее актуальными в тех местах, где исторически на одних территориях уживались армяне и азербайджанцы. Пик военных столкновений пришелся на конец Первой мировой войны. Относительной стабильности в регионе властям удалось добиться только после вхождения республик в состав Советского Союза.

Первая Республика Армения и Азербайджанская Демократическая Республика не вступали в прямые столкновения между собой. Поэтому армяно-азербайджанская война имела некое сходство с партизанским сопротивлением. Основные действия происходили на спорных территориях, где республики поддерживали ополченские отряды, созданные своими согражданами.

За все время, пока длилась армяно-азербайджанская война 1918-1920 годов, самые кровавые и активные действия происходили в Карабахе и Нахичеване. Все это сопровождалось настоящей резней, которая в итоге стала причиной демографического кризиса в регионе. Наиболее тяжелыми страницами в истории данного конфликта армяне и азербайджанцы называют:

  • Мартовскую резню;
  • резню армян в Баку;
  • Шушинскую резню.

Нельзя не отметить, что молодые советские и грузинские правительства пытались оказывать в армяно-азербайджанской войне посреднические услуги. Однако подобный подход не возымел никакого действия и не стал гарантом стабилизации ситуации в регионе. Решить проблему удалось только после того, как Красная Армия заняла спорные территории, что привело к свержению правящего режима в обеих республиках. Однако в некоторых регионах пожар войны был лишь слегка притушен и разгорался еще не единожды. Говоря об этом, мы имеем в виду Карабахский конфликт, последствия которого в полной мере не могут до сих пор оценить наши современники.

Предыстория военных действий

С самых давних времен были отмечены напряженные отношения на спорных территориях между народом Армении и народом Азербайджана. Карабахский конфликт стал всего лишь продолжением долгой и драматичной истории, разворачивающейся на протяжении нескольких веков.

Религиозные и культурные различия между двумя народами часто считали тем поводом, который привел к вооруженному столкновению. Однако реальной причиной армяно-азербайджанской войны (в 1991 году она вспыхнула с новой силой) был территориальный вопрос.

В 1905 году в Баку начались первые массовые беспорядки, которые вылились в вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами. Постепенно он стал перетекать на другие районы Закавказья. Везде, где этнический состав был смешанным, происходили регулярные столкновения, которые были предвестниками будущей войны. Ее спусковым механизмом можно назвать Октябрьскую революцию.

С семнадцатого года прошлого века ситуация в Закавказье полностью дестабилизировалась, и скрытый конфликт перешел в открытую войну, унесшую множество жизней.

Через год после свершения революции на некогда единой территории произошли серьезные изменения. Изначально в Закавказье была провозглашена независимость, однако новоиспеченное государство продержалось всего лишь несколько месяцев. Исторически закономерно, что оно распалось на три независимых республики:

  • Грузинская Демократическая Республика;
  • Республика Армения (Карабахский конфликт очень серьезно ударил по армянам);
  • Азербайджанская Демократическая Республика.

Несмотря на это деление, в Зангезуре и Карабахе, вошедших в состав Азербайджана, проживало немало армянского населения. Они категорически отказались подчиняться новым властям и даже создали организованное вооруженное сопротивление. Это отчасти и породило Карабахский конфликт (кратко мы рассмотрим его немного позже).

Целью армян, проживающих на озвученных территориях, было вхождение в состав Республики Армения. Вооруженные столкновения между разрозненными армянскими отрядами и войсками Азербайджана повторялись регулярно. Но ни к какому окончательному решению обе стороны не могли прийти.

В свою очередь на сложилась подобная ситуация. В ее состав вошла Эриванская губерния, густо населенная мусульманами. Они сопротивлялись вхождению в состав республики и получали материальную поддержку от Турции и Азербайджана.

Восемнадцатые-девятнадцатые годы прошлого века являлись для военного конфликта начальным этапом, когда происходило формирование противоборствующих лагерей и оппозиционных групп.

Наиболее важные для войны события происходили в нескольких регионах практически одновременно. Поэтому мы рассмотрим войну через призму вооруженных столкновений именно в этих районах.

Нахичеван. Сопротивление мусульман

Мудросское перемирие, подписанное в восемнадцатом году прошлого века и ознаменовавшее поражение сразу же изменили расстановку сил в Закавказье. Ее войска, ранее введенные в Закавказский регион, были вынуждены спешно покинуть его. Освобожденные территории после нескольких месяцев самостоятельного существования было решено ввести в состав Республики Армения. Однако делалось это без согласия местных жителей, большая часть из которых являлась азербайджанскими мусульманами. Они стали оказывать сопротивление, тем более что турецкие военные поддерживали эту оппозицию. Солдаты и офицеры в незначительном количество были переброшены на территорию новой Республики Азербайджан.

Ее власти поддерживали своих соотечественников и сделали попытку обособить спорные регионы. Один из азербайджанских лидеров даже объявил Нахичеван и еще несколько ближайших к нему районов самостоятельной Аракской Республикой. Подобный исход сулил кровопролитные столкновения, к которым мусульманское население самопровозглашенной республики было готово. Поддержка турецкой армии была очень кстати и, по некоторым прогнозам, армянские правительственные войска были бы разбиты. Серьезных столкновений удалось избежать благодаря вмешательству Британии. Посредством ее усилий на объявленных независимыми территориях было сформировано генерал-губернаторство.

За несколько месяцев девятнадцатого года под британским протекторатом спорным территориям удалось восстановить мирную жизнь. Постепенно наладилось телеграфное сообщение с другими странами, было отремонтировано железнодорожное полотно и пущено несколько поездов. Однако британские войска не могли долго оставаться на этих территориях. После мирных переговоров с армянскими властями стороны пришли к соглашению: британцы покинули район Нахичевана, а армянские военные подразделения вошли туда с полным правом на эти земли.

Данное решение привело к возмущению азербайджанских мусульман. Военный конфликт вспыхнул с новой силой. Повсеместно происходили грабежи, горели дома и мусульманские святыни. По всем районам, приближенным к Нахичевану, гремели бои и мелкие столкновения. Азербайджанцы создавали свои отряды и выступали под британскими и турецкими флагами.

В результате сражений армяне практически полностью потеряли контроль над Нахичеваном. Выжившие армяне были вынуждены покинуть свои дома и бежать в Зангезур.

Причины и последствия Карабахского конфликта. Историческая справка

Этот регион не может похвастаться стабильностью до сих пор. Несмотря на то что теоретически решение Карабахского конфликта было найдено еще в прошлом веке, в действительности оно не стало реальным выходом из сложившейся ситуации. А корнями своими она уходит в далекие времена.

Если говорить об истории Нагорного Карабаха, то хочется остановиться на четвертом веке до нашей эры. Именно тогда данные территории вошли в состав Армянского царства. В дальнейшем они стали частью и шесть столетий территориально входили в одну из ее провинций. В дальнейшем эти области не единожды меняли свою принадлежность. Они управлялись албанцами, арабами, вновь Естественно, что территории с такой историей в качестве отличительной черты имеют неоднородный состав населения. Это и стало одной из причин Нагорно-Карабахского конфликта.

Для лучшего понимания ситуации необходимо сказать, что в самом начале двадцатого века в этом регионе уже были столкновения между армянами и азербайджанцами. С 1905 по 1907 год конфликт периодически давал знать о себе кратковременными вооруженными стычками среди местного населения. Но Октябрьская революция стала точкой отсчета нового витка в данном конфликте.

Карабах в первой четверти двадцатого века

В 1918-1920 годы Карабахский конфликт разгорелся с новой силой. Поводом стало провозглашение Азербайджанской Демократической Республики. В ее состав и должен был войти Нагорный Карабах с большим количеством армянского населения. Оно не приняло новое правительство и стало оказывать ему сопротивление, в том числе и вооруженное.

Летом 1918 года армяне, проживающие на этих территориях, созвали первый съезд и избрали свое собственное правительство. Зная об этом, азербайджанские власти воспользовались помощью турецких войск и начали поэтапно подавлять сопротивление армянского населения. Первыми подверглись нападению армяне Баку, кровавая резня в этом городе стала уроком для многих других территорий.

К концу года ситуация была далека от нормальной. Столкновения между армянами и мусульманами продолжались, повсюду царил хаос, повсеместными стали грабежи и разбой. Ситуация осложнялась тем, что в регион стали стекаться беженцы из других районов Закавказья. По предварительным подсчетам британцев, в Карабах пропали около сорока тысяч армян.

Промежуточное решение Карабахского конфликта британцы, которые вполне уверенно чувствовали себя на этих территориях, видели в передаче этого региона под управление Азербайджана. Подобный подход не мог не шокировать армян, считавших британское правительство своим союзником и помощником в регулировании ситуации. Они не согласились с предложением оставить решение конфликта за Парижской мирной конференцией и назначили в Карабахе своего представителя.

Попытки решить конфликт

Свою помощь в стабилизации ситуации в регионе предложили грузинские власти. Они организовали конференцию, куда приехали полномочные делегаты из обеих молодых республик. Однако урегулирование Карабахского конфликта оказалось невозможным из-за разного подхода к его решению.

Армянские власти предлагали руководствоваться этническими характеристиками. Исторически данные территории принадлежали армянам, поэтому их притязания на Нагорный Карабах имели под собой основания. Однако Азербайджан приводил неоспоримые доводы в пользу экономического подхода к решению судьбы региона. Он отделен от Армении горами и никаким образом не связан с государством территориально.

После продолжительных споров к компромиссу стороны не пришли. Поэтому конференция считалась провальной.

Дальнейшее течение конфликта

После неудачной попытки урегулировать Карабахский конфликт, Азербайджан ввел экономическую блокаду данных территорий. Его поддерживали британцы и американцы, однако даже они были вынуждены признать такие меры крайне жестокими, так как они привели к голоду среди местного населения.

Постепенно азербайджанцы наращивали свое военное присутствие на спорных территориях. Периодические вооруженные столкновения не перерастали в полноценную войну только благодаря представителям из других стран. Но долго это продолжаться не могло.

Об участье курдов в армяно-азербайджанской войне в официальных докладах того периода не всегда упоминалось. Но они принимали в конфликте активное участие, вступая в специализированные конные отряды.

В начале 1920 года на Парижской мирной конференции было принято решение признать спорные территории за Азербайджаном. Несмотря на номинальное решение вопроса, ситуация не стабилизировалась. Грабежи и разбои продолжались, частым явлением стали кровавые этнические чистки, уносившие жизни целых поселений.

Восстание армян

Решения Парижской конференции привели к относительному миру. Но в сложившейся ситуации он был всего лишь затишьем перед бурей. И она грянула зимой 1920 года.

На фоне вновь обострившейся национальной резни азербайджанское правительство потребовало безоговорочного подчинения армянского населения. С этой целью была созвана Ассамблея, делегаты которой трудились до первых чисел марта. Однако к единому мнению тоже не пришли. Одни выступали только за экономическое объединение с Азербайджаном, а другие отказывались от любого контакта с властями республики.

Несмотря на установленное перемирие, генерал-губернатор, поставленный азербайджанским республиканским правительством управлять регионом, постепенно начал стягивать сюда военный контингент. Параллельно он ввел массу правил, ограничивающих армян в передвижениях, и составил план уничтожения их поселений.

Все это только обостряло ситуацию и привело к началу восстания армянского населения 23 марта 1920 года. Вооруженные группы напали на несколько населенных пунктов одновременно. Но добиться заметного результата получилось только в одном из них. Удержать город повстанцам не удалось: уже в первых числах апреля он был возвращен под власть генерал-губернатора.

Неудача не остановила армянское население, и на территории Карабаха с новой силой возобновился застарелый военный конфликт. В течение апреля населенные пункты переходили из одних рук в другие, силы противников были равны, и напряжение с каждым днем только усиливалось.

В конце месяца произошла советизация Азербайджана, что в корне изменило ситуацию и соотношение сил в регионе. За следующие полгода советские войска закрепились в республике и вошли в Карабах. Большая часть армян перешла на их сторону. Те офицеры, которые не сложили оружие, были расстреляны.

Промежуточные итоги

Изначально право на него было закреплено за Арменией, однако чуть позже окончательным решением стало введение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в качестве автономии. Однако подобный итог не удовлетворил ни одну из сторон. Периодически возникали незначительные конфликты, спровоцированные то армянским, то азербайджанским населением. Каждый из народов считал себя ущемленным в правах, а вопрос о передаче региона под власть Армении поднимался неоднократно.

Ситуация только внешне казалась стабильной, что и было доказано в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, когда вновь заговорили о Карабахском конфликте (1988 год).

Возобновление конфликта

До конца восьмидесятых годов ситуация в Нагорном Карабахе оставалась условно стабильной. Разговоры об изменении статуса автономии периодически велись, но делалось это в очень узких кругах. Политика Михаила Горбачева повлияла на настроения в регионе: недовольство армянского населения своим положением усилилось. Народ стал собираться на митинги, звучали слова о намеренном сдерживании развития региона и запрете на возобновление связей с Арменией. В этот период активизировалось националистическое движение, чьи лидеры рассказывали о пренебрежительном отношении властей к армянской культуре и традициям. Все чаще звучали обращения к советскому правительству с призывами о выходе автономии из состава Азербайджана.

Идеи воссоединения с Арменией просочились и в печатные издания. В самой республике население активно поддерживало новые веяния, что негативно повлияло на авторитет руководства. Стараясь сдержать народные выступления, коммунистическая партия стремительно теряла свои позиции. Напряженность в регионе росла, что неминуемо привело к очередному витку Карабахского конфликта.

К 1988 году были зарегистрированы первые столкновения между армянским и азербайджанским населением. Толчком к ним послужило увольнение в одном из поселков руководителя колхоза - армянина. Массовые беспорядки были приостановлены, но параллельно в Нагорном Карабахе и Армении был запущен сбор подписей в пользу объединения. С данной инициативой группа делегатов была направлена в Москву.

Зимой 1988 года в регион стали прибывать беженцы из Армении. Они рассказывали о притеснении азербайджанского народа на армянских территориях, что добавило напряженности в и так непростую ситуацию. Постепенно население Азербайджана разделилось на две противоборствующие группы. Одни считали, что Нагорный Карабах наконец должен стать частью Армении, а другие прослеживали в разворачивающихся событиях сепаратистские тенденции.

В конце февраля народные депутаты-армяне проголосовали за обращение к Верховному Совету СССР с просьбой рассмотреть наболевший вопрос с Карабахом. Депутаты-азербайджанцы отказались голосовать и демонстративно покинули зал заседаний. Конфликт постепенно выходил из-под контроля. Многие опасались кровавых столкновений среди местного населения. И они не заставили себя ждать.

22 февраля с трудом удалось развести две группы людей - из Агдама и Аскерана. В обоих населенных пунктах сформировались довольно сильные оппозиционные группы, имеющие в своем арсенале оружие. Можно сказать, что это столкновение стало сигналом к началу настоящей войны.

В первых числах марта в Нагорном Карабахе прокатилась волна забастовок. В дальнейшем народ еще не единожды будет прибегать к подобному способу обратить на себя внимание. Параллельно на улицы азербайджанских городов стали выходить люди, выступающие в поддержку решения о невозможности пересмотра статуса Карабаха. Наиболее массовыми были подобные шествия в Баку.

Власти Армении пытались сдерживать давление народа, который все чаще выступал за объединение со спорными когда-то областями. В республике даже сформировалось несколько официальных групп, собирающих подписи в поддержку карабахских армян и проводящих в массах разъяснительную работу по данному вопросу. Москва, несмотря на многочисленные обращения от армянского населения, продолжала придерживаться решения о прежнем статусе Карабаха. Однако обнадежила представителей этой автономии обещаниями наладить культурные связи с Арменией и предоставлении ряда послаблений местному населению. К сожалению, подобные полумеры не могли удовлетворить обе стороны.

Повсюду расползались слухи о притеснениях тех или иных национальностей, люди выходили на улицы, у многих из них было оружие. Ситуация окончательно вышла из-под контроля в последних числах февраля. В это время в Сумгаите произошли кровавые погромы армянских кварталов. На протяжении двух дней правоохранительные органы не могли восстановить порядок. В официальные отчеты так и не попали достоверные сведения о количестве жертв. Власти все еще надеялись скрыть реальное положение вещей. Однако азербайджанцы были настроены проводить массовые погромы, уничтожая армянское население. С трудом удалось не допустить повторения ситуации с Сумгаитом в Кировобаде.

Летом 1988 года конфликт между Арменией и Азербайджаном вышел на новый уровень. Республики стали использовать в противостоянии условно «законные» методы. К ним можно отнести частичную экономическую блокаду и принятие законов относительно Нагорного Карабаха без рассмотрения мнений противоположной стороны.

Армяно-азербайджанская война 1991-1994 годов

Вплоть до 1994 года ситуация в регионе была крайне сложной. В Ереван была введена советская группа войск, в некоторых городах, в том числе и в Баку, власти установили комендантский час. Народные волнения зачастую выливались в массовые расправы, остановить которые было не под силу даже военному контингенту. На армяно-азербайджанской границе стали нормой обстрелы артиллерией. Конфликт перерос в полномасштабную войну между обеими республиками.

В 1991 году был провозглашен республикой, что вызвало очередной виток военных действий. На фронтах использовалась бронетехника, авиация и артиллерия. Жертвы с обеих сторон только провоцировали проведение очередных военных операций.

Подводим итоги

Сегодня причины и последствия Карабахского конфликта (в кратком изложении) можно найти в любом школьном учебнике по истории. Ведь он является примером замороженной ситуации, которая так и не нашла своего окончательного решения.

В 1994 враждующие стороны заключили соглашение о Промежуточным итогом конфликта можно считать официальное изменение статуса Нагорного Карабаха, а также потерю нескольких азербайджанских территорий, которые ранее относились к пограничным. Естественно, что сам Азербайджан считал военный конфликт не решенным, а всего лишь замороженным. Поэтому в 2016 году назад начал обстрел прилегающих к Карабаху территорий.

Сегодня ситуация грозит вновь перерасти в полноценный военный конфликт, ведь армяне вовсе не желают возвращать своим соседям земли, присоединенные несколько лет назад. Российское правительство выступает за перемирие и стремится оставить конфликт в замороженном состоянии. Однако многие аналитики считают, что это невозможно, и рано либо поздно ситуация в регионе вновь станет неконтролируемой.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....