На заре ты ее не будет. На заре ты её не буди (романс)

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

Все бледней становилась она,

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит.

1842

Своим строением стихотворение напоминает «Зимнее утро» Пушкина: утром поэт обращается к возлюбленной и вспоминает, что было вечером. Но картина, созданная Фетом, оригинальна. Утро прекрасно, лирический герой хочет порадоваться чудесному утру вместе с возлюбленной (как в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…»), но не хочет ее будить. Она спит сладко, но подушка горяча, «горяч утомительный сон». Почему? Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной:

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Почему? Что произошло? Какие события могли вызвать у героини стихотворения подобные переживания? Фет ничего не говорит о конкретных событиях. Мы их можем только домыслить или вообразить.

Девушка переживала, ощущала беспокойство, но только во сне к ней пришел желанный покой: «На заре она сладко так спит!» покой любимой дорог лирическому герою, и он не хочет тревожить желанный отдых девушки. Может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею. В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ девушки, образ ее сливается с образами природы. В этом стихотворении портрет героини создан легкими набросками: мы видим грудь, ланиты, косы, любуемся ее красотой вместе с лирическим героем. Характер и судьба героини отсутствуют. Поэт уловил состояние молодости с ее тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами.

Возвышенное настроение создает устаревшая лексика и архаичные грамматические формы: «ланиты», «бегут на плеча». В стихотворении создана романтическая обстановка: луна, соловей, ночь. Но образы не выглядят схематично – они наполнены жизнью.

Стихотворение наполнено трехстопным анапестом, который соответствует ритму вальса. Это придает стихотворению еще большую интимность и романтизм.

Перекрестная рифмовка, богатые мужские рифмы (закрытая: спит – ланит, сон – сторон и открытая: буди – груди, луна – она, больней - соловей), частые повторы (на заре…, на заре…; подушка «горяча», сон «горяч») создают неповторимую музыкальность стихотворения. Фета не зря называли поэтом-музыкантом: параллелизм синтаксических конструкций («И чем ярче играла луна/ И чем громче свистал соловей…»), аллитерации («А вч ер а у окна вв еч ер у…», «Сердце б ил ось б ол ьней и б ол ьней») помогают поэту создавать мелодию стихотворения. Недаром на это стихотворение была написана музыка, и получился один из самых популярных романсов.

Мир природы у Фета живет полной жизнью: «утро дышит», «горит», луна «затевает игру». Очень выразительны эпитеты – «утомительный сон», «на юной груди». Можно также отметить метафоры, соединенные с олицетворениями: «И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон».

В основе стихотворения – кольцевая композиция.

Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Фета, ее раннему периоду. Лирический герой испытывает любовь-радость, которая сочетается с картинами природы.

Самостоятельная работа:

По образцу проанализируйте стихотворение И.Макарова «Однозвучно гремит колокольчик»

Стихотворение А.А.Фета "На заре ты ее не буди..." было написано в 1842 году. Его можно отнести к любовной лирике, так как центральной темой является чувство любви, проникнутое сентиментальным, отчасти трагическим пафосом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части. В первой автор описывает ее, девушку, у которой "чернеясь" "бегут на плеча косы-ленты". В своих стихотворениях А.А.Фет зачастую показывал взаимосвязь человека с природой.

Здесь тоже не обошлось без этого. Так, автор наделяет признаками живого существа луну, которая "затевала игру" "скользя по тучам". Именно с луной поэт сравнивает лирическую героиню произведения. И это сравнение оказывается роковым, ведь во второй части появляется тревожное ощущение:

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней...

Ожидание приближающейся смерти, скорого конца витает в воздухе, распространяется с "свистом соловья".

Выразительности языка способствует множество художественных средств: метафор("...на юной груди, на ланитах так утро горит...", "по тучам игру...затевала луна...") инверсий("и, чернеясь, бегут на плеча косы-ленты...").

Ритмически стихотворение организует трехстопный дактиль в сочетании с мужским окончанием строк, что создает впечатление отточенности мысли.

Лирический герой представляется мне страдающим человеком с любящим сердцем, которое вот-вот должно разбиться от потери близкого человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

В первой строфе Фет использует анафору. Анафора , стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении. С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре».

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?»

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит ), сравнения (косы и ленты ), большого количества эпитетов , инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор , аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения.

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало очень популярным и красивым романсом. В сознании большинства читателей и слушателей оно воспринимается как прекрасное произведение о любви. Но немногие знают, что оно было написано Фетом по поводу очень трагической ситуации. В 1842 г. поэт ночевал у своих друзей. В их доме поселилось страшное горе: от неизлечимой болезни умирала маленькая дочь. Фет принял это известие очень близко к сердцу. Под свежим впечатлением он создал удивительно проникновенные строки, за которыми скрыта искренняя боль за судьбу невинного ребенка.

Люди, находящиеся на краю смерти, находят забвение от страданий только во сне. В спящем состоянии они предстают перед окружающими в своем прежнем облике, который еще не обезображен болезнью. Считается, что Фет обращается к убитой горем матери с просьбой не прерывать сна девочки. Пробуждение вернет ее к суровой действительности. А во сне она уносится в неведомые страны, где ей уже никогда не суждено побывать. В это время девочка переживает настоящее счастье. Поэт призывает просто полюбоваться на нее, ведь этот сон вполне может стать последним.

Фет вспоминает состояние девочки в прошедший вечер. Он традиционно сравнивает его с самой природой. Вероятно, малышке уже запрещено выходить на улицу, поэтому ей остается лишь «долго-долго» сидеть у окна. Окно становится для девочки единственным и последним звеном, связывающим ее с огромным непознанным миром. «Игра луны» и «свист соловья» для умирающей наполнены глубоким смыслом. Жизнь в природе продолжается и зовет к себе девочку. В ней оживают нерастраченные юные силы и надежды. Но чрезмерное волнение усугубляет ее состояние: девочка еще больше бледнеет, у нее усиливается сердцебиение.

Бурлящая в природе жизнь невольно приближает смерть несчастной. Поэт возмущен этим трагическим несоответствием, но признает свое бессилие перед фактом. Боли в груди долгое время не дают девочке покоя. Долгожданный сон становится для нее лучшим лекарством.

В финале Фет повторяет свой призыв к безутешной матери. Родителям остается уповать лишь на помощь Бога и благодарить его за те последние счастливые мгновенья, которые он подарил их дочери.
По неподтвержденным сведениям современников девочка умерла во сне. Для нее это был лучший и самый безболезненный выход. Незаслуженную смерть малышка встретила с улыбкой на губах, находясь в счастливом и таинственном мире сновидений.

Только гениальный поэт способен создавать действительно проникновенную лирику. В этом легко убедиться, если читать стих «На заре ты ее не буди» Фета Афанасия Афанасьевича. Не случайно эти стихи, написанные в 1842 году, стали популярным романсом. Довольно часто стихотворение причисляют к любовной лирике, но фактических оснований для таких выводов нет. Текст не содержит чётких указаний на то, что сам автор или героиня испытывают подобные чувства. В данном стихотворении довольно много недосказанности и неоднозначных фраз.

Произведение начинается и оканчивается очень похожими строками, значение которых на самом деле отличается. В первом четверостишии сон юной девушки ранним утром представляется спокойным. Её дыхание размеренное, а на щеках виден румянец. Но уже в следующей строфе автор сам себе противоречит, называя сон горячим и утомительным. Далее поэт раскрывает причины такого состояния. Но вопрос о том, из-за каких болей - душевных или физических – девушка мучилась бессонницей, остаётся открытым.

Текст стихотворения Фета «На заре ты ее не буди» непросто анализировать. На уроке литературы (9-10 класс) ученики вполне могут предлагать собственные трактовки сюжета. Скачать стихи полностью или учить онлайн наиболее удобно на нашем сайте.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....