Мы иссушили ум наукою бесплодной. Лермонтов михаил - дума

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта . Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное . Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный . Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, -
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? -
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

«Дума» Михаил Лермонтов

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии. Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры . Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.

Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.

Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием . В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить. В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки. Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств. Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.

По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости . Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными. Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.

Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию - презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.

Читать стих «Дума» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно всем, кто ценит социальные мотивы в творчестве поэта. Вопросам общества автор посвятил немало строк. В них он дает окружающему миру свою оценку, анализирует социум, предполагая, какое будущее его может ждать. Данное стихотворение было написано в 1838 году и стало невероятным сочетанием сатиры и элегии. Это проявляется как в форме и размере произведения, так и в его содержании. Михаил Юрьевич оценивает нынешнее поколение с присущей ему ироничной манерой, критикует его, вставляя язвительные замечания.

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения декабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях развития общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.

«Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, - писал А. И. Герцен. - Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, - то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».

Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.

Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точно определил сущность трагедии своего времени:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белинский причислил к «величайшим созданиям поэзии».

Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отразить несовершенство жизни современного ему общества, но и будить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к созданию передового искусства.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой.

пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечатано стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения были выражены наиболее точно и горько.

Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно -

как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет

Без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

Сегодня слова о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борьбы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут трудиться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.

Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крестьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....