Модель корабля адмирал граф шпее где он. Адмирал граф шпее и его легендарный капитан

После поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы решили наложить на ее флот множество различных ограничений. Они тщательно проработали параграфы соглашений, согласно которым водоизмещение новых кораблей, призванных заменить выслужившие 20 летний срок броненосцы, не могло превышать 10 000 т («длинных», по 1016 кг). При этом максимальный калибр артиллерии не оговаривался: считалось, что в отведенные рамки можно «впихнуть» лишь тяжелый крейсер или корабль береговой обороны. При этом сами победители при заключении Вашингтонского договора решили установить для своих крейсеров не только аналогичный предел водоизмещения, но и ограничить калибр их артиллерии – не свыше 203 мм.

«Адмирал граф Шпее»

Когда немцы начали проектирование кораблей для замены броненосцев, они сперва действительно пошли по привычному пути: разработали корабль береговой обороны с 38 см пушками и обычный тяжелый крейсер «вашингтонского» типа с 210 мм орудиями. Однако после нескольких проработок у них возник совершенно необычный проект.

Во-первых, в качестве главных машин решили использовать дизели. Во-вторых, главное вооружение должно было состоять из шести 28 см орудий в двух трехорудийных башнях. В-третьих, большое внимание уделили системе управления огнем, которая оказалась весьма удачной и совершенной. В-четвертых, необычно мощной для корабля крейсерского класса стала броневая защита. С применением дизелей напрямую увязывалась огромная дальность плавания, а стремление к всемерной экономии веса привело к использованию ряда технологических новинок при постройке. Правда, новые броненосцы получились дорогими, а потому в Веймарской республике не смогли сразу выделить средства на строительство трех единиц. В результате головной «Дойчланд» был заложен в феврале 1928 г., второй в серии «Адмирал Шеер» – в июне 1931 г., а последний «Адмирал граф Шпее» («Admiral Graf Spee») – лишь 1 октября 1932 г. В строй он вошел в январе 1936 г. Строительство этого самого совершенного из дизельный рейдеров фактически велось уже после прихода к власти нацистов, которые не так опасались международных скандалов из-за нарушения «подлых и преступных договоров, несправедливо навязанных Германии».

Корабль, построенный на верфи в Вильгельмсхафене, имел следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение стандартное – 12 100 т, полное – 16 582 т. Длина по ватерлинии – 181,7 м, наибольшая – 186 м, ширина – 21,65 м, осадка наибольшая – 7,43 м. Общая мощность восьми главных дизелей – 56 800 л.с., скорость хода – 26 (максимальная – 28) узлов, дальность плавания экономическим ходом – 16.300 миль. Толщина броневого пояса – до 100 мм, палуб – до 70 мм, башен – до 140 мм, рубки – 150 мм. Общий вес брони составлял 3000 т. Артиллерийское вооружение состояло из 2 ? 3 28 см (283 мм) орудий главного калибра, 8 1 15 см орудий вспомогательного калибра, 3 2 105 мм зенитных пушек, а также 4 2 37 мм 10 1 20 мм зенитки. Артиллерию дополняли два четырехтрубных 533 мм торпедных аппарата в легкобронированных установках. Имелась также катапульта и оборудование для размещения двух поплавковых разведчиков. Экипаж превышал 1000 человек. Стоит отметить, что еще до начала Второй мировой войны «Адмирал граф Шпее» получил пусть еще довольно примитивный, но уже вполне работоспособный радиолокатор.

Было совершенно понятно, к какому классу отнести эти корабли, англичане придумали для них специальное название «Pocket battleship» – «карманный линкор». В Германии они официально числились броненосцами (Panzerschiffe).

Вскоре после завершения испытаний броненосец отправился в пробное плавание в Атлантику, а в декабре 1936 г. вошел в состав германской эскадры, действовавшей у берегов охваченной гражданской войной Испании. Непосредственно в водах у Пиренейского полуострова «карманный линкор» побывал неоднократно, но каждый раз находился там сравнительно недолго и ничем особо не отметился, зато часто участвовал в различных торжественных мероприятиях. Например, представлял Германию во время торжеств на Спитхедском рейде в мае 1937 г.

Когда в августе 1939 г. напряженность в Европе начала быстро возрастать и стало ясно, что дело идет к очередной войне, командование решило загодя вывести рейдер на просторы Атлантики. Корабль, которым командовал капитан цур зее Г. фон Лангсдорфа покинул Вильгельмсхафен 21 го числа и успешно вышел в океан. К 1 сентября – дню немецкого нападения на Польшу – он находился в Центральной Атлантике, где успешно встретился с также загодя покинувшим Германию судном снабжения «Альтмарк».

10 сентября «карманный линкор» пересек экватор и направился дальше на юг, но приказ начать активные действия из Германии поступил только 25 го числа. В последний день месяца был захвачен британский пароход «Клемент», причем его потопление сопровождалось целым рядом «шуточек»: судно никак не желало тонуть, а две выпущенные торпеды прошли мимо. Пришлось использовать артиллерию. Соблюдая законы крейсерской войны, Лангсдорф обеспечил английским морякам возможность спастись, но демаскировал свой корабль. Англичане и французы немедленно бросили на поиск «карманника» несколько сильных соединений. В дальнейшем, действуя в Южной Атлантике и выйдя в Индийский океан, «Адмирал граф Шпее» захватил еще восемь призов. При этом для поиска очередных жертв активно использовался бортовой самолет Ar-196. Последнюю добычу рейдер отправил на дно 3 декабря, а вслед за этим пересадил очередных пленников на «Альтмарк», отправив тот в Германию. Сам же истребитель торговли двинулся к устью Ла-Платы.

К этому времени англичане сумели правильно определить местонахождение броненосца, и в тот же район прибыла эскадра коммодора Г. Харвуда в составе тяжелого крейсера «Эксетер» и легких крейсеров «Аякс» и «Ахиллес». Противники обнаружили друг друга рано утром 13 декабря, причем немцы сперва приняли легкие крейсера за эсминцы. Командир «карманного линкора» решил сосредоточить огонь только на тяжелом корабле, и с 06:18 до 07:40 «Эксетер» получил несколько попаданий и вышел из боя. Однако легкие крейсера воспользовались тем, что внимание врага сосредоточилось на тяжелом крейсере, и решительно пошли на сближение. Они добились множества попаданий и, хотя их шестидюймовые снаряды не могли нанести броненосцу слишком тяжелых повреждений, заставили его отказаться от намерения добить «Эксетер». Хотя в результате сражения все три «британца» пострадали (общие потери – 72 убитых), причем сильнейший из них вышел из строя, «карманному линкору» тоже досталось. На нем погибли 36 человек и имелись повреждения, но главное – его командир утратил уверенность в себе. Не пытаясь расправиться с «наглецами», он предпочел уйти в нейтральный порт – столицу Уругвая Монтевидео.

Срок пребывания там по международным законам истекал вечером 17 декабря 1939 г. К этому времени на помощь к «Аяксу» и «Ахиллесу» подошел тяжелый крейсер «Камберленд», но немцы переоценивали силы противника и решили не выходить в море на верную гибель. Около 18 часов «Адмирал граф Шпее» покинул, а двумя часами позднее он был взорван собственным экипажем на границе территориальных вод. Корабль горел трое суток, а его разрушенный остов затонул на мелководье. Капитан цур зее Лангсдорф застрелился в Буэнос-Айресе 20 декабря…

«Альтмарк» в норвежских водах перехватили английские эсминцы, всех пленных удалось освободить. Два других броненосца – «Лютцов» (бывший «Дойчланд») и «Адмирал Шеер» – в декабре 1939 г. перечислили в тяжелые крейсера. Оба они погибли в последний месяц войны. А остов «Адмирала графа Шпее» частично разобрали на металл, частично оставили на месте гибели. Уже в 2000 е гг. подводные археологи подняли на поверхность немало различных предметов, включая отдельные орудия.

«Адмирал граф Шпее» в Монтевидео. Последняя стоянка

Вечером 17 декабря 1939 года многотысячная толпа зрителей с берегов залива Ла-Плата наблюдали захватывающее зрелище. Война, которая уже вовсю бушевала в Европе, дотянулась наконец до беспечной Южной Америки и уже не в качестве газетных сообщений. Угловатый, с резкими рублеными формами, подобно средневековому тевтонскому рыцарю, германский рейдер «Адмирал граф Шпее» двигался по фарватеру. Те, кто был сведущ в военно-морской , задумчиво качали головами – обстоятельства слишком напоминали события 120-летней давности, когда жители Шербура провожали крейсер конфедератов «Алабама» на бой с «Кирсарджем». Толпа жаждала боя и неизбежного кровопролития: все знали, что у входа в залив «Шпее» стережет английская эскадра. «Карманный линкор» (английский термин, немцы называли такие корабли линкорами-обрезами) неторопливо вышел за пределы территориальных вод, загрохотали в клюзах отдаваемые якоря. А потом загремели взрывы – облако дыма и пламени поднялось над кораблем. Толпа вздохнула заворожено и разочарованно. Столь ожидаемого сражения не состоялось. Рухнули пари и сделки, газетчики остались без гонораров, а врачи Монтевидео – без работы. Карьера немецкого «карманного линкора» «Адмирала графа Шпее» была окончена.

Острый кинжал в узких ножнах

Стремясь унизить и втоптать в грязь Германию после Первой мировой войны, союзники по Антанте опутали побежденную страну множеством ограничений, в первую очередь в военном отношении. Было достаточно нелегко в длиннейшем списке с не менее внушительными дополнениями, уточнениями и пояснениями определить: а что же можно иметь на вооружении побежденным и как оно должно выглядеть? С гибелью самого боеспособного ядра Флота открытого моря путем самозатопления в Скапа-Флоу британским лордам наконец-то задышалось легче, и туман над Лондоном стал не таким мрачным. В составе небольшого «клуба престарелых», который с большой натяжкой можно назвать флотом, Веймарской республике было разрешено иметь только 6 линейных кораблей, не считая ограниченного количества кораблей остальных классов, фактически являвшихся броненосцами еще додредноутной эпохи. Прагматизм западных политиков был очевиден: этих сил вполне хватало для противостояния ВМФ Советской России, состояние которого к началу 20-х годов было еще более унылым, и в то же время совершенно недостаточно для каких бы то ни было попыток выяснить отношения с победителями. Но чем объемнее текст договора, чем больше в нем пунктов, тем легче найти в нем соответствующие лазейки и поле для маневра. По Версальскому мирному договору Германия имела право строить новые линейные корабли с ограничением по тоннажу в 10 тыс. тонн вместо старых по истечении 20 лет службы. Так уж получилось, что время нахождения в строю броненосцев типа «Брауншвейг» и «Дойчланд», вступивших в строй в 1902–1906 годах, подходило к заветному двадцатилетнему рубежу уже к середине 1920-х. И уже спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны немцы начинают проектирование кораблей своего нового флота. Судьба в лице американцев преподнесла побежденным неожиданный, но приятный подарок: в 1922 году состоялось подписание Вашингтонского морского соглашения, накладывающего ограничения на количественные и качественные характеристики кораблей основных классов. У Германии появился шанс создать с нуля новый корабль, находясь в рамках менее жестких соглашений, нежели у победивших ее стран Антанты.

Поначалу требования к новым кораблям были достаточно умеренными. Это противостояние на Балтике либо с флотами Скандинавских стран, у которых самих старья было в достатке, либо отражение «карательной» экспедиции французского флота, где главными противниками немцы считали линкоры промежуточного класса типа «Дантон» – вряд ли французы послали бы на Балтийское море свои глубоко сидящие дредноуты. Будущий немецкий броненосец вначале уверенно походил на типичный корабль береговой обороны с мощной артиллерией и невысоким бортом. Другая группа специалистов ратовала за создание мощного 10000-тонного крейсера, способного бороться с любым из «вашингтонцев», то есть с крейсерами, построенными с учетом ограничений, наложенных Вашингтонским морским соглашением. Но опять же, крейсер был малополезен на Балтике, к тому же адмиралы чесали затылки, сетуя на недостаточное бронирование. Образовался проектный тупик: требовался хорошо вооруженный, защищенный и одновременно быстроходный корабль. Прорыв в ситуации наступил, когда флот возглавил адмирал Зенкер, бывший командир линейного крейсера «Фон дер Танн». Именно под его руководством немецким конструкторам удалось скрестить «ежа с ужом», результатом чего явился проект I/M 26. Удобство управления огнем и экономия пространства привела к оптимальному 280-мм главному калибру. В 1926 году уставшие от победы французы покинули демилитаризованную и занятую ими Рейнскую область, а концерн Круппа мог гарантировать своевременное изготовление новых стволов. Первоначально корабль планировалось оснастить промежуточными калибром – универсальными 127-мм орудиями, что было для тех лет новаторским и прогрессивным решением. Однако все, что прекрасно выглядит на бумаге, не всегда воплощается в металле (иногда, к счастью) либо реализуется совсем не так. Консервативные адмиралы, которые всегда готовятся к морским баталиям ушедшей войны, потребовали возврата к 150-мм среднему калибру, который бы дополняли 88-мм зенитные орудия. Дальнейшая служба «карманных линкоров» показала ошибочность этой идеи. Центр броненосца оказался перегруженным вооружением, защищенным к тому же ради экономии только противоосколочными щитами. Но адмиралам этого показалось мало, и они продавили установку еще и торпедных аппаратов, которые пришлось размещать на верхней палубе позади главной башни. Заплатить за это пришлось защитой – главный броневой пояс «похудел» с 100 до 80 мм. Водоизмещение увеличилось до 13 тыс. тонн.

Первый корабль серии под заводским номером 219 был заложен в Киле на верфи «Дойче веерке» 9 февраля 1929 года. Постройка головного броненосца (именно так, чтобы не смущать «просвещенных мореплавателей» и их друзей, классифицировались новые корабли) шла не очень быстро, и он под претенциозным названием «Дойчланд» был сдан флоту 1 апреля 1933 года. 25 июня 1931 года на государственной верфи в Вильгельмсхафене была заложена вторая единица – «Адмирал Шеер». Его строительство шло уже достаточно быстрыми темпами. Тем временем появление у Германии каких-то подозрительных «броненосцев», имеющих на бумаге договорные размеры, но в реальности выглядящих весьма внушительно, не могли не беспокоить соседей. В первую очередь французов, которые в спешном порядке начали проектировать «охотников» на немецкие «дойчланды». Опасения французов воплотились в корабельной стали линейных крейсеров «Дюнкерк» и «Страсбург», по всем параметрам превосходящих своих оппонентов, хотя и были значительно дороже. Германским конструкторам необходимо было чем-то ответить на появление «дюнкерков», что вызвало некоторую паузу в строительстве серии. Вносить кардинальные изменения в проект было уже поздно, поэтому ограничились пересмотром системы бронирования третьего корабля, доведя его до 100 мм, и вместо 88-мм зениток поставили более мощные 105-мм.


«Адмирал граф Шпее» сходит со стапеля

1 сентября 1932 года на освободившемся после спуска «Шеера» стапеле закладывают «броненосец С» с построечным номером 124. 30 июня 1934 года дочь немецкого адмирала графа Максимилиана фон Шпее, графиня Губерта, разбила традиционную бутылку шампанского о борт корабля, названного в честь ее отца. 6 января 1936 года «Адмирал граф Шпее» вступил в состав кригсмарине. В память об адмирале, погибшем в 1914 году у Фолклендских островов, новый броненосец нес на носу герб дома фон Шпее, а на башнеподобной надстройке была сделана готическая надпись «КОРОНЕЛЬ» в честь победы, одержанной адмиралом над английской эскадрой у берегов Чили. От первых двух броненосцев серии «Шпее» отличался усиленным бронированием и развитой надстройкой. Несколько слов следует сказать и об энергетической установке кораблей типа «Дойчланд». Естественно, ни для какой защиты Балтийских вод эти так называемые «броненосцы» не предназначались – главной задачей их было нарушение вражеских коммуникаций и борьба с торговым судоходством. Отсюда повышенные требования к автономности и дальности плавания. В качестве главной энергетической установки предполагалась установка дизелей, в производстве которых Германия традиционно сохраняла лидерство. Еще в 1926 году известная фирма «MAN» приступила к разработке облегченного судового дизеля. Для эксперимента подобное изделие было применено в качестве установки экономического хода на легком крейсере «Лейпциг». Новый двигатель оказался капризным и часто выходил из строя: поскольку конструкция получилась облегченной, она создавала повышенную вибрацию, что приводило к поломкам. Ситуация была настолько серьезной, что на «Шпее» начали прорабатывать варианты установки паровых котлов. Но инженеры «MAN» обещали довести свое детище до ума, к тому же требования к проекту не предусматривали различие в типах установленных двигателей, и третий корабль серии получил предусмотренные для него 8 главных девятицилиндровых дизелей общей мощностью 56 тыс. л.с. К началу Второй мировой войны двигатели на всех трех кораблях были доведены до высокой степени надежности, что доказало на практике первое рейдерство «Адмирала Шеера», прошедшего за 161 день 46 тысяч миль без серьезных поломок.

Предвоенная служба


«Шпее» проходит Кильским каналом

После различных испытаний и проверки оборудования «карманный линкор» принял участие в состоявшемся 29 мая 1936 года военно-морском параде, на котором присутствовали Гитлер и другие высшие чины Рейха. Перед возрождающимся германским флотом встала проблема обучения кадров плавсостава, и уже 6 июня «Граф Шпее», взяв на борт гардемаринов, уходит в плавание в Атлантику к острову Санта-Крус. Во время 20-дневного похода проверяется работа механизмов, в первую очередь дизелей. Была отмечена их повышенная шумность, особенно на главном ходу. По возращении в Германию – снова учения, тренировки, учебные плавания на Балтике. С началом Гражданской войны в Испании Германия приняла живейшее участие в этих событиях. Являясь членом «Комитета по невмешательству», в функции которого входило препятствовать подвозу военных грузов обеим противоборствующим сторонам, немцы отправили в испанские воды практически все свои крупные корабли. В испанских водах побывали вначале «Дойчланд» и «Шеер», затем наступила очередь «Графа Шпее», который ушел в плавание в Бискайский залив 2 марта 1937 года. «Карманный линкор» два месяца нес свою вахту, посещая между делом испанские порты и подбадривая своим присутствием франкистов. Вообще, деятельность «Комитета» со временем начала носить все более издевательский и односторонний характер, превращаясь в фарс.


«Карманный линкор» на морском параде в Спитхеде

В мае «Шпее» вернулся в Киль, после чего был послан как самый современный на тот момент немецкий корабль представлять Германию в военно-морском параде на Спитхедском рейде, данном в честь британского короля Георга VI. Затем опять поход в Испанию, на этот раз краткосрочный. Оставшееся до большой войны время «карманный линкор» провел в частых учениях, учебных плаваниях. Неоднократно на нем поднимал флаг командующий флотом – «Шпее» имел весомую репутацию образцово-показательного парадного корабля. В 1939 году был запланирован большой заграничный поход германского флота с целью демонстрации флага и технических достижений Третьего рейха, в котором должны были принять участие все три «карманных линкора», легкие крейсеры и эсминцы. Однако в Европе произошли иные события, и кригсмарине стало уже не до демонстрационно-показательных походов. Началась Вторая мировая война.

Начало войны. Пиратские будни

Немецкое командование в условиях все более ухудшающейся обстановки лета 1939 года и неизбежного столкновения с Польшей и ее союзниками Англией и Францией планировало начать традиционную рейдерскую войну. Но флот, адмиралы которого носились с концепцией хаоса на коммуникациях, к созданию оного оказался не готов – готовы к длительному походу в океан были только постоянно находящиеся в плотной эксплуатации «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее». Выяснилось также, что полчища рейдеров, переоборудованных из коммерческих судов, имеются лишь на бумаге. Для экономии времени решено было послать в Атлантику два «карманных линкора» и суда снабжения для обеспечения их всем необходимым. 5 августа 1939 года судно «Альтмарк» покинуло Германию и ушло в США, где оно должно было принять на борт дизельное топливо для «Шпее». Сам «карманный линкор» покинул Вильгельмсхафен 21 августа под командованием капитана цур зее Г. Лангсдорфа. 24-го за своим систершипом последовал «Дойчланд», работающий в связке с танкером «Вестерфальд». Зоны ответственности были поделены следующим образом: «Дойчланд» должен был оперировать в Северной Атлантике, в районе к югу от Гренландии – у «Графа Шпее» охотничьи угодья находились в южной части океана.

Европа жила еще мирной жизнью, но Лангсдорфу уже было предписано соблюдать максимальную скрытность движения, чтобы не переполошить англичан раньше времени. «Шпее» удалось прокрасться незамеченным сначала к берегам Норвегии, а потом выйти в Атлантику южнее Исландии. Этот маршрут, впоследствии тщательно охраняемый британскими патрулями, не повторит ни один германский рейдер. Плохая погода помогла немецкому кораблю и дальше оставаться незамеченным. 1 сентября 1939 года застало «карманный линкор» в 1000 милях к северу от островов Зеленого Мыса. Там была назначена и состоялась встреча с «Альтмарком». Лангсдорф был неприятно удивлен тем, что команда снабженца обнаружила и опознала германский рейдер по высокой башнеподобной надстройке, не имеющей аналогов у других кораблей. Причем сам «Альтмарк» был замечен с борта «Шпее» позже. Приняв топливо и доукомплектовав команду снабженца артиллерийской прислугой, Лангсдорф продолжил плавание на юг, соблюдая полное радиомолчание. «Шпее» соблюдал полную скрытность, уклоняясь от любого дыма, – Гитлер все еще надеялся решить вопрос с Польшей в стиле «Мюнхен 2.0» и поэтому не хотел раньше времени злить англичан. Пока на «карманном линкоре» ждали инструкций из Берлина, его команда, учитывая мнение коллег с «Альтмарка», занялась маскировкой корабля. Из фанеры и парусины позади передней башни главного калибра установили вторую, что придало «Шпее» отдаленное сходство с линейным крейсером «Шарнхорст». Можно было рассчитывать, что подобная уловка сработает с капитанами гражданских судов. Наконец 25 сентября Лангсдорф получил свободу действий – пришел приказ из штаба. Охотник мог теперь стрелять дичь, а не только наблюдать за ней из кустов. Снабженец был отпущен, а рейдер начал патрулировать северо-восточное побережье Бразилии в районе порта Ресифи. 28 сентября первый раз повезло – после непродолжительного преследования был остановлен британский 5-тысячный пароход «Клемент», выполнявший каботажный рейс из Пернамбуко в Баию. При попытках отправить свою первую добычу на дно немцам пришлось изрядно попотеть: несмотря на заложенные подрывные патроны и открытые кингстоны, пароход не тонул. Пущенные по нему две торпеды прошли мимо. Тогда пошли в ход 150-мм орудия и, расходуя драгоценные снаряды, строптивого англичанина, наконец, отправили на дно. Война только начиналась, и обе стороны не накопили еще беспощадной ожесточенности. Лангсдорф связался с береговой радиостанцией и указал координаты шлюпок, в которых находились члены экипажа «Клемента». Впрочем, это не только раскрывало местонахождение рейдера, но и помогло противнику идентифицировать его. То, что в Атлантике оперирует мощный германский боевой корабль, а не кое-как вооруженный «торгаш», встревожило британское командование, и оно оперативно отреагировало на угрозу. Для поиска и уничтожения немецкого «карманного линкора» было создано 8 тактических боевых групп, в состав которых входили 3 линейных крейсера (британский «Ринаун» и французские «Дюнкерк» и «Страсбург»), 3 авианосца, 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая кораблей, привлеченных к сопровождению атлантических конвоев. Впрочем, в водах, где собирался работать Лангсдорф, то есть в Южной Атлантике, ему противостояли все три группы. Две из них не представляли чрезмерной угрозы и состояли в общей сложности из 4 тяжелых крейсеров. Встреча с группой «К», в состав которой входил авианосец «Арк Ройял» и линейный крейсер «Ринаун», могла оказаться смертельной.

Свой второй трофей, британский пароход «Ньютон Бич», «Шпее» захватил на линии Кейптаун – Фритаун 5 октября. Вместе с грузом маиса немцам досталась неповрежденная английская корабельная радиостанция с соответствующей документацией. 7 октября жертвой рейдера стал пароход «Эшли», перевозивший сахар-сырец. Корабли союзников активно вели поиск разбойника, посмевшего залезть в Атлантику, в этот «старый английский двор». 9 октября самолет с авианосца «Арк Ройял» обнаружил большой танкер, лежащий в дрейфе западнее островов Зеленого Мыса, который назвался американским транспортом «Делмар». Поскольку кроме «Ринауна» авианосец никто не сопровождал, адмирал Уэллс решил не проводить досмотр и следовать прежним курсом. Так снабженец «Альтмарк» избежал участи быть уничтоженным в самом начале своего плавания. От греха подальше транспорт перебрался в южные широты. 10 октября «карманный линкор» остановил большой транспорт «Хантсмэн», перевозивший различные пищевые грузы. Потопив его, «Шпее» 14 октября встретился с едва не разоблаченным «Альтмарком», на который передал пленных и продукты с захваченных английских судов. Пополнив запасы топлива, Лангсдорф продолжил операцию – 22 октября рейдер остановил и потопил 8-тысячный рудовоз, успевший, впрочем, предать сигнал бедствия, который приняли на берегу. Опасаясь быть обнаруженным, Лангсдорф решил сменить район деятельности и попытать счастья в Индийском океане. Впервые с начала похода связавшись со штабом в Берлине и сообщив, что планирует продолжать поход до января 1940 года, 4 ноября «Шпее» огибает мыс Доброй Надежды. Он двинулся в сторону Мадагаскара, где пересекались крупные океанские судоходные пути. 9 ноября при посадке в условиях волнения на море получил повреждения корабельный самолет разведчик Ar-196, что надолго оставило «карманный линкор» без глаз. Расчет на богатую добычу, на которую рассчитывали немцы, не оправдался – только 14 ноября был остановлен и затоплен небольшой теплоход «Африка Шелл».

20 ноября «Адмирал граф Шпее» вернулся в Атлантику. 28 ноября – приятное для измотанного бесплодным походом экипажа новое рандеву с «Альтмарком», с которого приняли топливо и обновили запас провизии. Лангсдорф решил вернуться в успешные для своего корабля воды между Фритауном и Рио-де-Жанейро. Восполнивший запасы корабль мог теперь продолжать крейсировать вплоть до конца февраля 1940 года. Его двигатели были перебраны, и авиамеханики, наконец, смогли вернуть к жизни самолет-разведчик. С летающим «Арадо» дело пошло веселей – 2 декабря потоплен турбоход «Дорик Стар» с грузом шерсти и мороженого мяса, а 3 декабря 8-тысячный «Тайроа», также перевозивший баранину в холодильниках. Лангсдорф вновь решает сменить район крейсирования, выбрав для этого устье реки Ла-Плата. Буэнос-Айрес – один из крупнейших портов Южной Америки, и сюда практически ежедневно заходили несколько английских кораблей. 6 декабря «Адмирал граф Шпее» в последний раз встречается со своим снабженцем «Альтмарком». Пользуясь возможностью, «карманный линкор» проводит артиллерийские учения, избрав в качестве мишени собственный танкер. Их итог крайне обеспокоил старшего артиллериста корабля фрегатенкапитэна Ашера – персонал системы управления огнем за два месяца бездеятельности показал весьма посредственный уровень владения техникой. 7 декабря, увозя более 400 пленных, «Альтмарк» навсегда расстался со своим подопечным. К вечеру того же 7 декабря немцам удалось захватить свой последний трофей – пароход «Стреоншэл», груженный пшеницей. В найденных на его борту газетах была фотография британского тяжелого крейсера «Камберленд» в камуфляже. Решено было загримироваться под него. «Шпее» перекрашивается, и на нем монтируют фальшивую дымовую трубу. Лангсдорф планировал, попиратствовав у Ла-Платы, возвращаться в Германию. Однако история сложилась по-другому.

Британское крейсерское соединение «G» коммодора Хэрвуда, подобно настойчивым охотничьим псам, шедшим по следу волка, уже давно бороздило Южную Атлантику. Кроме тяжелого крейсера «Эксетер» коммодор мог рассчитывать на два легких крейсера – «Аякс» (ВМС Новой Зеландии) и однотипный «Ахиллес». Условия патрулирования группы Хэрвуда были, наверное, самыми тяжелыми – ближайшая британская база Порт-Стэнли находилась на расстоянии более 1000 миль от района деятельности его соединения. Получив сообщение о гибели у берегов Анголы «Дорик Стар», Хэрвуд логически просчитал, что немецкий рейдер метнется от берегов Африки к Южной Америке в самый «хлебный» район на предмет добычи – в устье Ла-Платы. Со своими подчиненными он давно уже разработал план боя на случай встречи с «карманным линкором» – настойчиво сблизиться, чтобы по максимуму использовать многочисленную 6-дюймовую артиллерию легких крейсеров. Утром 12 декабря все три крейсера находились уже у побережья Уругвая («Эксетер» был спешно вызван из Порт-Стэнли, где он проходил профилактический ремонт).

Примерно в этот же район двигался и «Шпее». 11 декабря его бортовой самолет при посадке был окончательно выведен из строя, что, возможно, и сыграло немаловажную роль в произошедших позднее событиях.

Волк и гончие. Бой у Ла-Платы

В 5.52 наблюдатели с вышки сообщили, что видят верхушки мачт, – Лангсдорф тут же отдает приказ дать полный ход. Он и его офицеры посчитали, что это какой-нибудь «торговец», спешащий в порт, и пошли на перехват. Однако в приближающемся корабле со «Шпее» быстро опознали тяжелый крейсер типа «Эксетер». В 6.16 «Эксетер» просемафорил на флагманский «Аякс», что неизвестный похож на «карманный линкор». Лангсдорф решает принять бой. Боекомплект был практически полный, а одна «вашингтонская жестянка» была слабой угрозой «карманному линкору». Однако вскоре были обнаружены еще два корабля противника, поменьше. Это были легкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес», ошибочно принятые немцами за эсминцы. Решение принять бой у Лангсдорфа укрепилось – он принял крейсер и эсминцы за охрану конвоя, который должен быть неподалеку. Разгром конвоя должен был успешно увенчать скромное по результативности плавание «Шпее».

В 6.18 германский рейдер открыл огонь, стреляя по «Эксетеру» главным калибром. В 6.20 британский тяжелый крейсер отрыл ответный огонь. Первоначально Лангсдорф отдает приказ сосредоточить огонь на самом крупном английском корабле, предоставив «эсминцы» вспомогательной артиллерии. Следует отметить, что кроме стандартных приборов управления стрельбой в распоряжении немцев был еще и радар FuMO-22, способный действовать на расстоянии до 14 км. Впрочем, во время сражения артиллеристы «Шпее» более полагались на свои отличные дальномеры. Общее соотношение артиллерии основных калибров: шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий на «карманном линкоре» против шести 203 и шестнадцати 152-мм на трех английских кораблях.

«Эксетер» постепенно сокращал дистанцию и своим пятым залпом попал в «Шпее» – 203-мм снаряд пробил 105-мм установку правого борта и взорвался внутри корпуса рейдера. Ответ немцев был весомым, восьмой залп «карманного линкора» разбил башню «B» на «Эксетере», шквал осколков изрешетил мостик, ранив командира корабля капитана 1-го ранга Белла. Затем последовали новые попадания, выведшие из строя рулевое управление и нанесшие новые повреждения. Осевший на нос и окутанный дымом, британец снижает темп стрельбы. До этого времени ему удалось добиться трех попаданий в «Шпее»: самое чувствительное – в его КДП (контрольно-дальномерный пост). В это время оба легких крейсера подкрались к «карманному линкору» на 12 тыс. метров, и их артиллерия начала наносить повреждения легко бронированным надстройкам рейдера. Именно из-за их настойчивости в 6.30 Лангсдорф был вынужден перенести огонь артиллерии главного калибра на этих двух «наглецов», как потом говорили сами немцы. «Эксетер» выпускает торпеды, но «Шпее» легко от них уклонился. Командир германского корабля приказал увеличить дистанцию до 15 км, нивелируя уже сильно досаждающий огонь «Аякса» и «Ахиллеса». В 6.38 очередной немецкий снаряд вывел из строя башню «А» на «Эксетере», и теперь уже он увеличивает дистанцию. Его спутники снова бросаются на рейдер, и тяжелый крейсер получает передышку. Он находится в плачевном состоянии – даже корабельный самолет «Аякса», который пытался корректировать огонь, доложил Хэрвуду, что крейсер горит и тонет. В 7.29 «Эксетер» вышел из боя.

Теперь бой вылился в неравную дуэль двух легких крейсеров и «карманного линкора». Англичане постоянно маневрировали, меняли курс, сбивая немецким артиллеристам наводку. Хотя их 152-мм снаряды не могли потопить «Шпее», их разрывы крушили незащищенные надстройки немецкого корабля. В 7.17 был ранен Лангсдорф, командовавший боем с открытого мостика, – осколками ему посекло кисть руки и плечо и так приложило о мостик, что он на время потерял сознание. В 7.25 обе кормовые башни «Аякса» были выведены из строя метким попаданием 280-мм снаряда. Однако легкие крейсеры не прекращали стрельбы, добившись в общей сложности 17 попаданий в «Адмирала графа Шпее». Потери в его экипаже составили 39 человек убитыми и 56 ранеными. В 7.34 новый немецкий снаряд снес верхушку мачты «Аякса» со всеми антеннами. Хэрвуд решил завершить бой на этом этапе – все его корабли имели тяжелые повреждения. Независимо от своего английского оппонента к такому же выводу пришел и Лангсдорф – доклады с боевых постов были неутешительными, наблюдалось поступление воды внутрь корпуса через пробоины у ватерлинии. Ход пришлось снизить до 22 узлов. Англичане ставят дымовую завесу и противники расходятся. К 7.46 сражение заканчивается. Англичане пострадали гораздо сильнее – только «Эксетер» потерял убитыми 60 человек. В экипажах легких крейсеров было 11 погибших.

Нелегкое решение


Конец немецкого рейдера. «Шпее» подорван экипажем и горит

Перед немецким командиром встала нелегкая задача: дождаться ночи и попытаться ускользнуть, имея на хвосте как минимум двух противников, или идти на ремонт в нейтральный порт. Специалист по торпедному вооружению, Лангсдорф опасается ночных торпедных атак и решает идти в Монтевидео. Днем 13 декабря «Адмирал граф Шпее» входит на рейд столицы Уругвая. «Аякс» и «Ахиллес» стерегут своего противника в нейтральных водах. Осмотр корабля дает противоречивые результаты: с одной стороны, потрепанный рейдер не получил ни одного смертельного для себя повреждения, с другой – общая сумма урона и разрушений вызывала сомнения в возможности перехода через Атлантику. В Монтевидео находилось несколько десятков английских судов, с ближайших ведется непрерывное наблюдение за действиями немцев. Британское консульство умело распускает слухи о том, что ожидается приход двух крупных кораблей, под которыми недвусмысленно подразумеваются «Арк Ройял» и «Ринаун». На самом деле «просвещенные мореплаватели» блефовали. Вечером 14 декабря к Хэрвуду вместо ушедшего на ремонт «Эксетера» присоединился тяжелый крейсер «Камберленд». Лангсдорф ведет нелегкие переговоры с Берлином на предмет дальнейшей судьбы команды и корабля: интернироваться в Аргентине, лояльной Германии, или затопить корабль. Вариант прорыва почему-то не рассматривается, хотя все шансы на это у «Шпее» были. В конце концов, судьбу немецкого корабля решил непосредственно Гитлер в тяжелом разговоре с гросс-адмиралом Редером. Вечером 16 декабря Лангсдорф получает приказ затопить корабль. Утром 17 декабря немцы начинают уничтожать на «карманном линкоре» все ценное оборудование. Сжигается вся документация. К вечеру работы по подготовке к самоуничтожению были завершены: основная часть экипажа была переведена на немецкое судно «Такома». Около 18 часов на мачтах «карманного линкора» были подняты флаги, он отошел от причала и начал медленное движение по фарватеру в северном направлении. За этим действом следила толпа численностью не менее 200 тысяч человек. Отойдя от берега на 4 мили, рейдер бросил якорь. Примерно в 20 часов прогремело 6 взрывов – корабль лег на дно, на нем начались пожары. Взрывы были слышны на берегу на протяжении еще трех дней. Экипаж за исключением раненых благополучно достиг Буэнос-Айреса. Здесь Лангсдорф в последний раз обратился к команде с речью, поблагодарив ее за службу. 20 декабря он застрелился в номере одного из отелей. Поход «карманного линкора» был завершен.


Остов корабля

Насмешливой судьбе было угодно, чтобы корабль «Адмирал граф Шпее» через четверть века упокоился на дне океана всего в какой-то тысяче миль от могилы человека, в честь которого он был назван.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Для меня самое замечательное в истории – это мистические совпадения. Приятно, когда то или иное событие украшает симпатичный ореол тотальной фатальности и экзистенциальной неминуемости. Об одном мистическом совпадении я и расскажу сегодня. (А может быть завтра или через месяц, я же не знаю, когда ты, уважаемый посетитель сайта, читаешь этот текст).

Во 2-ой половине XIX века на службу в императорские военно-морские силы Германии поступил наследник знатного рода фон Шпее, паренек с типичным немецким именем Максимилиан Иоханнес Мария Губертус. Благодаря знатному происхождению и военному таланту он сделал блестящую карьеру, и Первую Мировую войну встретил в должности вице-адмирала. Кроме того, Максимилиан фон Шпее являлся еще и командующим Восточно-Азиатской крейсерской эскадры, в мирное время контролирующей колонии, а в военное мешающей вражеским кораблям спокойно плавать по морям-океанам. Вскоре после начала войны фон Шпее в компании своей эскадры, состоящей из пяти судов, уже рассекал воды вдоль бразильских берегов в надежде поживиться британскими якорями.

1 ноября 1914 года эскадра фон Шпее в сражении при Коронеле разгромила британскую эскадру контр-адмирала Кристофера Крэдока. Ко дну пошли два английских броненосных крейсера, сам Крэдок и еще 1560 человек. Жертв германской стороны можно пересчитать на пальцах одной страусиной ноги – всего два моряка. Поражение до сих пор является мыльным пятном на кристальной глади военно-морского величия Великобритании.

Ответ обиженных англичан не пришлось ждать долго. Уже 8 декабря 1914 года эскадру графа фон Шпее, проплывающую близ Фолклендских островов, настигли восемь британских кораблей под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди. В Фолклендском бою германский флот лишился трех кораблей и больше 2000 человек, в том числе вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее и двух его сыновей. Впоследствии сам Черчилль отдал должное смелости погибшего фон Шпее: «Он был как цветок в вазе, за ним приятно было наблюдать, но он был обречен на гибель». В Германии же граф посмертно стал национальным героем. В честь него даже назвали наиболее совершенный немецкий тяжелый крейсер или карманный линкор «Адмирал граф Шпее». Кстати, о линкоре…

«Адмирал граф Шпее» был спущен на воду в июне 1934 года, причем бутылку о его борт разбила дочь покойного вице-адмирала, графиня Губерта фон Шпее. После нескольких лет службы, линкор был отправлен заниматься крейсерством в южную часть Атлантики.

Так выглядел «Адмирал граф Шпее»:

За осенние месяцы 1939 года «Адмирал граф Шпее» успел потопить около десяти британских судов. Причем с одного из них капитан линкора Ганс Лангсдорф «позаимствовал» английскую рацию, украсившую его рубку и помогающую перехватывать сообщения англичан. 13 декабря 1939 года нашкодивший немецкий линкор был, наконец, обнаружен союзными силами в виде двух британских и одного новозеландского крейсеров.

В ходе битвы у аргентинских берегов «Адмирал граф Шпее» получил незначительные повреждения, был вынужден скрыться в заливе Ла-Плата и попросить у правительства Уругвая разрешения на трехдневный ремонт в одном из портов. Получив разрешение, капитан Лангсдорф начал слушать трофейную английскую рацию. И запаниковал. Из перехваченных им сообщений следовало, что у входа в залив Ла-Плата линкор ждали уже не три крейсера, а целая подоспевшая эскадра.

Лангсдорф не знал, что пал жертвой блефа: никакой эскадры не предвиделось. Более того, многие историки до сих пор полагают, что быстроходный немецкий линкор имел все шансы прорваться и уйти от британского преследования. По истечении трехдневного срока, капитан Лангсдорф принял роковое решение: потопить линкор «Адмирал граф Шпее». Команда была интернирована, а капитан застрелился.

Как видишь, и сам граф фон Шпее, и одноименный линкор погибли в водах одного и того же океана, у берегов одной и той же Аргентины, с разницей в 25 лет и 9 дней. Вот такой академический пример мистического совпадения в истории.

Начнем с того, что Граф Шпее попадает на 6-8 уровень боев.

На 6-м уровне боев конечно же у нас есть определенное превосходство над другими кораблями, но не нужно забывать о таких фугасоплевалках как Кливленд, Нюрнберг, Буденный. Попав под фугасный огонь таких кораблей есть возможность "насладиться собственным пожаром" и быстро отправиться в порт. На 8 уровне боев нам отводится однозначно вторичная роль корабля-артподдержки и любое попадание под фокус хайлевельных линкоров или крейсеров нам также не доставит особого удовольствия. В общем тактика ведения боя на Адмирале Граф Шпее должна быть осторожной и продуманной.

Бой с линкорами Несмотря на наши орудия ГК 283-мм не стоит забывать, что Шпее все-таки тяжелый крейсер. Бронирование носовой обшивки и носового бронепояса составляет всего 19 мм. Так что даже следование к вражескому линкору строго носом может принести нам неприятности. Желательно искать совместную с другими союзными крейсерами вражескую цель и действовать на определенном безопасном расстоянии. Ускоренная смена типа снарядов за счет навыка "Мастер-заряжающий" позволит нам своевременно использовать наши отличные характеристики по отличной вероятности поджога ОФ-снарядами. Поэтому по возможности ведем каскадный огонь ОФ-снарядами по линкорам противника, которые движутся носом или кормой по отношению к нам. В случае возникновения откровенной дуэли на близком расстоянии конечно же используем наши торпедные аппараты, хотя возможно придется пожертвовать носовой броней при наводке ТА для сброса торпед. В любом случае неплохо будет установить модернизацию "Система наведения. Мод.1", которая увеличить скорость поворота наших ТА и кучность стрельбы орудий ГК. Преследование вражеских линкоров может быть роковым ибо последние будут также применять ОФ-снаряды при стрельбе по вам.

Бой с крейсерами Навыки командира "Мастер-наводчик" и "Мастер-заряжающий" не будут лишними в бою с маневренным противником. Откровенные дуэли на ближних расстояниях с вражескими крейсерами, имеющими торпедные аппараты должны по-возможности исключаться ибо общей маневренности может не хватит для ухода от торпед противника. Поэтому стараемся сохранять дистанцию хотя бы в 10-12 км. На этих расстояниях наши бронебойные снаряды 283-мм орудий ГК с максимальным уроном 8.400 могут отправить вражеский крейсер в порт за 3-4 прицельных выстрела с выбитыми цитаделями. В то же время положительный результат может быть достигнут при смешанном огне из ББ и ОФ снарядов. Первыми выстрелами ОФ-снарядов желательно вывести из строя рулевые машины вражеского крейсера, а потом уже под удобным углом выбивать цитадель ББ-снарядами. Иногда полный залп ОФ-снарядами при прицельном попадании может вызвать детонацию у вражеского крейсера. Такой случай у меня был с вражеским Хиппером, который стоял на расстоянии порядка 14 км с практически фуловым ХП и залп вынес ему 38к и отправил в порт. Возможно баг, возможно случайность. Ну и при ближнем бое не стоит забывать о ПМК-орудиях 105-мм и 150-мм. В любом случае ставим приоритет орудий ПМК на приближающийся вражеский крейсер. Но опять же не стоит забывать, что опасное сближение с несколькими вражескими крейсерами не всегда может привести к положительным результатам. Для более результативной борьбы с вражескими крейсерами нужно усилить нашу живучесть за счет навыка "Основы борьбы за живучесть", модернизации в третий слот "Система борьбы за живучесть. Мод.1" и флажков на живучесть November Foxtrot, Juliet Yankee Bissotwo, India Delta, India Yankee.

Бой с эсминцами Наше слабое место - это самое длительное время перекладки руля в 10,3 сек. среди всех крейсеров на уровне. Поэтому однозначно ставим модернизации "Рулевые машины. Мод.2", ну и флажок на увеличение скорости Sierra Mike. Но даже несмотря на наличие этих модификаторов, не стоит забывать о том, что габариты нашего крейсера все же не позволяют нам комфортно выходить на агрессивную ближнюю атаку вражеских эсминцев. Прицельный огонь с безопасного расстояния в 8-10 км позволит нам хотя бы вовремя совершить маневр от вражеских торпед. Здесь будет неплохо использовать снаряжение "Гидроакустический поиск", что позволит нам заранее с более безопасной дистанции обнаружить направление хода торпед противника. Активно используем указание приоритетной цели для наших орудий ПМК, которые за счет навыков "Базовая огневая подготовка", "Усиленная огневая подготовка" и флажка Mike Yankee Soxisix, которые позволят улучшить характеристики дальности стрельбы и перезарядки орудий ПМК.

Бой с авиагруппами Даже фуловый ПВО-билд не позволит нам чувствовать себя безопасно перед атакующими авиагруппами противника и не сможет уничтожить полностью всю группу торпедоносцев или бомбардировщиков. Поэтому не думаю, что стоит его прокачивать. Ограничимся использованием снаряжения "Заградительный огонь ПВО", изучением универсальных навыков "Базовая огневая подготовка", "Усиленная огневая подготовка" и установкой флажка November Echo Setteseven. Однако, даже эта конфигурации не сможет уничтожить полностью всю группу торпедоносцев или бомбардировщиков хайлевелных авианосцев. При подлете авиагрупп противника стараемся по-возможности уходить к ближайшим союзным крейсерам и линкорам, обладающим хорошими характеристиками ПВО-вооружения. Но и не стоит забывать о помощи находящимся рядом с вами союзным линкорам, которые попадают под атаку авиагрупп.

Броненосец «Адмирал граф Шпее»

После поражения Германии в Первой мировой войне державы-победительницы решили наложить на ее флот множество различных ограничений. Они тщательно проработали параграфы соглашений, согласно которым водоизмещение новых кораблей, призванных заменить выслужившие 20 летний срок броненосцы, не могло превышать 10 000 т («длинных», по 1016 кг). При этом максимальный калибр артиллерии не оговаривался: считалось, что в отведенные рамки можно «впихнуть» лишь тяжелый крейсер или корабль береговой обороны. При этом сами победители при заключении Вашингтонского договора решили установить для своих крейсеров не только аналогичный предел водоизмещения, но и ограничить калибр их артиллерии – не свыше 203 мм.

«Адмирал граф Шпее»

Когда немцы начали проектирование кораблей для замены броненосцев, они сперва действительно пошли по привычному пути: разработали корабль береговой обороны с 38 см пушками и обычный тяжелый крейсер «вашингтонского» типа с 210 мм орудиями. Однако после нескольких проработок у них возник совершенно необычный проект.

Во-первых, в качестве главных машин решили использовать дизели. Во-вторых, главное вооружение должно было состоять из шести 28 см орудий в двух трехорудийных башнях. В-третьих, большое внимание уделили системе управления огнем, которая оказалась весьма удачной и совершенной. В-четвертых, необычно мощной для корабля крейсерского класса стала броневая защита. С применением дизелей напрямую увязывалась огромная дальность плавания, а стремление к всемерной экономии веса привело к использованию ряда технологических новинок при постройке. Правда, новые броненосцы получились дорогими, а потому в Веймарской республике не смогли сразу выделить средства на строительство трех единиц. В результате головной «Дойчланд» был заложен в феврале 1928 г., второй в серии «Адмирал Шеер» – в июне 1931 г., а последний «Адмирал граф Шпее» («Admiral Graf Spee») – лишь 1 октября 1932 г. В строй он вошел в январе 1936 г. Строительство этого самого совершенного из дизельный рейдеров фактически велось уже после прихода к власти нацистов, которые не так опасались международных скандалов из-за нарушения «подлых и преступных договоров, несправедливо навязанных Германии».

Корабль, построенный на верфи в Вильгельмсхафене, имел следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение стандартное – 12 100 т, полное – 16 582 т. Длина по ватерлинии – 181,7 м, наибольшая – 186 м, ширина – 21,65 м, осадка наибольшая – 7,43 м. Общая мощность восьми главных дизелей – 56 800 л.с., скорость хода – 26 (максимальная – 28) узлов, дальность плавания экономическим ходом – 16.300 миль. Толщина броневого пояса – до 100 мм, палуб – до 70 мм, башен – до 140 мм, рубки – 150 мм. Общий вес брони составлял 3000 т. Артиллерийское вооружение состояло из 2 ? 3 28 см (283 мм) орудий главного калибра, 8 1 15 см орудий вспомогательного калибра, 3 2 105 мм зенитных пушек, а также 4 2 37 мм 10 1 20 мм зенитки. Артиллерию дополняли два четырехтрубных 533 мм торпедных аппарата в легкобронированных установках. Имелась также катапульта и оборудование для размещения двух поплавковых разведчиков. Экипаж превышал 1000 человек. Стоит отметить, что еще до начала Второй мировой войны «Адмирал граф Шпее» получил пусть еще довольно примитивный, но уже вполне работоспособный радиолокатор.

Было совершенно понятно, к какому классу отнести эти корабли, англичане придумали для них специальное название «Pocket battleship» – «карманный линкор». В Германии они официально числились броненосцами (Panzerschiffe).

Вскоре после завершения испытаний броненосец отправился в пробное плавание в Атлантику, а в декабре 1936 г. вошел в состав германской эскадры, действовавшей у берегов охваченной гражданской войной Испании. Непосредственно в водах у Пиренейского полуострова «карманный линкор» побывал неоднократно, но каждый раз находился там сравнительно недолго и ничем особо не отметился, зато часто участвовал в различных торжественных мероприятиях. Например, представлял Германию во время торжеств на Спитхедском рейде в мае 1937 г.

Когда в августе 1939 г. напряженность в Европе начала быстро возрастать и стало ясно, что дело идет к очередной войне, командование решило загодя вывести рейдер на просторы Атлантики. Корабль, которым командовал капитан цур зее Г. фон Лангсдорфа покинул Вильгельмсхафен 21 го числа и успешно вышел в океан. К 1 сентября – дню немецкого нападения на Польшу – он находился в Центральной Атлантике, где успешно встретился с также загодя покинувшим Германию судном снабжения «Альтмарк».

10 сентября «карманный линкор» пересек экватор и направился дальше на юг, но приказ начать активные действия из Германии поступил только 25 го числа. В последний день месяца был захвачен британский пароход «Клемент», причем его потопление сопровождалось целым рядом «шуточек»: судно никак не желало тонуть, а две выпущенные торпеды прошли мимо. Пришлось использовать артиллерию. Соблюдая законы крейсерской войны, Лангсдорф обеспечил английским морякам возможность спастись, но демаскировал свой корабль. Англичане и французы немедленно бросили на поиск «карманника» несколько сильных соединений. В дальнейшем, действуя в Южной Атлантике и выйдя в Индийский океан, «Адмирал граф Шпее» захватил еще восемь призов. При этом для поиска очередных жертв активно использовался бортовой самолет Ar-196. Последнюю добычу рейдер отправил на дно 3 декабря, а вслед за этим пересадил очередных пленников на «Альтмарк», отправив тот в Германию. Сам же истребитель торговли двинулся к устью Ла-Платы.

К этому времени англичане сумели правильно определить местонахождение броненосца, и в тот же район прибыла эскадра коммодора Г. Харвуда в составе тяжелого крейсера «Эксетер» и легких крейсеров «Аякс» и «Ахиллес». Противники обнаружили друг друга рано утром 13 декабря, причем немцы сперва приняли легкие крейсера за эсминцы. Командир «карманного линкора» решил сосредоточить огонь только на тяжелом корабле, и с 06:18 до 07:40 «Эксетер» получил несколько попаданий и вышел из боя. Однако легкие крейсера воспользовались тем, что внимание врага сосредоточилось на тяжелом крейсере, и решительно пошли на сближение. Они добились множества попаданий и, хотя их шестидюймовые снаряды не могли нанести броненосцу слишком тяжелых повреждений, заставили его отказаться от намерения добить «Эксетер». Хотя в результате сражения все три «британца» пострадали (общие потери – 72 убитых), причем сильнейший из них вышел из строя, «карманному линкору» тоже досталось. На нем погибли 36 человек и имелись повреждения, но главное – его командир утратил уверенность в себе. Не пытаясь расправиться с «наглецами», он предпочел уйти в нейтральный порт – столицу Уругвая Монтевидео.

Срок пребывания там по международным законам истекал вечером 17 декабря 1939 г. К этому времени на помощь к «Аяксу» и «Ахиллесу» подошел тяжелый крейсер «Камберленд», но немцы переоценивали силы противника и решили не выходить в море на верную гибель. Около 18 часов «Адмирал граф Шпее» покинул, а двумя часами позднее он был взорван собственным экипажем на границе территориальных вод. Корабль горел трое суток, а его разрушенный остов затонул на мелководье. Капитан цур зее Лангсдорф застрелился в Буэнос-Айресе 20 декабря…

«Альтмарк» в норвежских водах перехватили английские эсминцы, всех пленных удалось освободить. Два других броненосца – «Лютцов» (бывший «Дойчланд») и «Адмирал Шеер» – в декабре 1939 г. перечислили в тяжелые крейсера. Оба они погибли в последний месяц войны. А остов «Адмирала графа Шпее» частично разобрали на металл, частично оставили на месте гибели. Уже в 2000 е гг. подводные археологи подняли на поверхность немало различных предметов, включая отдельные орудия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего Рейха [фото] автора Кофман Владимир Леонидович

"Адмирал граф Шпее" Последний и наиболее мощный из "карманных линкоров" имел самую недолгую, но яркую карьеру. Он получил название в честь вице-адмирала графа Максимилиана фон Шпее, командовавшего немецкой заморской крейсерской эскадрой в Первую мировую войну,

Из книги Башенные броненосные фрегаты автора

Из книги Линкоры кригсмарине автора Иванов С. В.

ДВУХБАШЕННЫЕ БРОНЕНОСНЫЕ ФРЕГАТЫ "АДМИРАЛ СПИРИДОВ" И "АДМИРАЛ ЧИЧАГОВ" При одинаковой длине и ширине с "Адмиралом Лазаревым" и "Адмиралом Грейгом" (75,6; 13,1 м) двухбашенные броненосные фрегаты отличались лишь более заостренными обводами, увеличенной до 4,9 м осадкой и

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

Закладка 2-х башенных броненосных фрегатов "Адмирал Спиридов", "Адмирал Чичагов" (Из журнала "Морской сборник" Мя 12 за 1866 г.)8 ноября произведена была на заводе гг. Семянникова и Полетики закладка трех двухбашенных броненосных фрегатов "Адмирал Спиридов", "Адмирал Чичагов" и

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

Спуск башенных фрегатов "Адмирал Чичагов" и "Адмирал Грейг" (Из журнала "Морской сборник" № 11 за 1868 г.)1-го октября, в присутствии Государя Императора, на заводе гг. Семянникова и Полетики происходил спуск двухбашенного фрегата "Адмирал Чичагов", построенного по одному

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

«Адмирал граф Шпее» 1936-1938 гг. флагманский корабль кригсмарине1936 – 1939 г.г. патрулирование у берегов Испании21 августа 1939 г. покинул Вильгельмсхафен и вышел в район рейдерства в Южную Атлантику26 сентября 1939 г. приступил к выполнению боевой задачи; в Южной Атлантике и в

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Из книги Линейные крейсера Германии автора

4.3. Строительство легких крейсеров «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» После утверждения в ноябре 1912 г. общих чертежей и спецификаций легкого крейсера Путиловская верфь, как и Ревельский завод, приступила к разработке детальных чертежей. Между тем в Морском

Из книги Кавказская война. В очерках, эпизодах, легендах и биографиях автора Потто Василий Александрович

Граф Юрек Сосновский На Цихона работал и один из самых блестящих шпионов довоенного времени. Граф Юрек Сосновский, красивый, отчаянно смелый польский аристократ, был богат и владел роскошной квартирой в центре Берлина. Выдавая себя за недовольного властью польского

Из книги Линейные крейсера “Дерфлингер”, “Лютцов”, “Гинденбург” и “Макензен”. 1907-1918 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Часть пятая. АДМИРАЛ ДУБАСОВ versus ГРАФ МУРАВЬЕВ Крик петуха предшествует восходу солнца, круги вокруг луны указывают на дождь. Из китайской мудрости Если бы Россия овладела на Корейском побережье таким портом, который одновременно наблюдал бы за двумя морями -

Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

ЛИНЕЙНЫЙ КРЕЙСЕР "ГРАФ ШПЕЕ" Постройка линейного крейсера под названием "Эрзац Блюхер", позднее названного "Граф Шпее", производилась на верфи "Шихау" в Данциге (строительный № 958). Заказ на его постройку был выдан 15 апреля 1915г. и размещен на ассигнования из военного фонда.

Из книги Эскадра адмирала Шпее в бою автора Корбетт Юлиан

XVI. ГРАФ ТОРМАСОВ 9 марта 1809 года на место графа Гудовича главнокомандующим войсками в Грузии и на Кавказской линии назначен был генерал от кавалерии Александр Петрович Тормасов, человек с благородным и решительным характером и с твердой, настойчивой волей.Тормасов

Из книги 1812. Полководцы Отечественной войны автора Бояринцев Владимир Иванович

Линейный крейсер “Граф Шпее” Постройка линейного крейсера под названием “Эрзац Блюхер”, позднее названного “Граф Шпее”, производилась на верфи “Шихау” в Данциге (строительный № 958). Заказ на его постройку был выдан 15 апреля 1915 г. и размещен на ассигнования из

Из книги автора

Граф Цеппелин и его цеппелины Во время Первой мировой, 31 мая 1915 года, над Лондоном неожиданно появился немецкий дирижабль и сбросил несколько бомб. От первой бомбежки погибли семь человек и тридцать пять были ранены. Такого еще не было – мирных горожан убивали далеко от

Из книги автора

Эскадра Шпее пересекает Тихий океан Первая неделя октября 1914 г. ознаменовалась значительными переменами в общей обстановке как в Атлантике, так и на Тихом океане. На Тихом океане она все еще зависела, главным образом, от движения эскадры вице-адмирала Максимилиана фон

Из книги автора

Граф В. В. Орлов-Денисов Граф Василий Васильевич Орлов-Денисов – генерал от кавалерии (1775–1843), сын Василия Петровича Орлова, атамана Войска Донского; начал службу в казачьих войсках на турецкой границе. В 1806-м году был переведён в лейб-гвардии Казачий полк, в сражении при

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...