Мировой океан колыбель жизни так как. Океаны и моря — колыбель жизни расцвет жизни в воде

РЕЦЕНЗИИ. ОТЗЫВЫ

МИРОВОЙ ОКЕАН - КОЛЫБЕЛЬ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ*

Необозримое число опубликованных гипотез происхождения и эволюции жизни на Земле пополнилось кардинально отличающейся от всех прежних новой гипотезой, представляемой известным геохимиком А.А. Дроз-довской. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века она опубликовала свою версию причины первого в истории Земли глобального проявления одноклеточных организмов в осадочных породах, перекрывающих раннепротерозойскую джеспилитовую формацию криворожского типа (ДФКТ), возраст которой оценивается интервалом изотопных дат 2,4-2,2 млрд лет. Версия была основана на созданной А.А. Дроздовской компьютерной физико-химической модели генезиса ДФКТ, согласно которой эта формация являет собой хемогенно-осадочный продукт морского редокс-барьерного се-диментогенеза, образованный во время перехода внешних оболочек Земли из восстановительных условий развития в окислительные. Взяв за точку отсчета верхний возраст этой формации, А.А. Дроздовская предложила тогда считать, что глобальное образование одноклеточных организмов на рубеже геологического времени 2,2 млрд лет назад было спровоцировано впервые появившимся тогда в атмосфере и Мировом океане термодинамически устойчивым кислородом.

И вот теперь, спустя почти двадцать лет, А.А. Дроздовская представила в своей новой книге весьма обстоятельно обоснованную гипотезу истории земной жизни, названную геоэнергогенной. А.А. Дроздовская утверждает, что образование жизни на Земле и все скачкообразные перестройки видового состава организмов биосферы, происходившие на перестроечных рубежах биологической эволюции, осуществлялись под воздействием взрывоподобных геодинамических катаклизмов, которые периодически возникали в менявшихся во времени энерговзаимодействиях Земли с Космосом. Она полагает, что такие катаклизмы порождали в земной коре тектонические разломы, через которые из недр на поверхность вырывались мощные потоки геогенных энергий, и они так или иначе преобразовывали материальный мир земной экзосферы.

Первое в истории Земли глобальное геоэнергогенное образование первичных форм живой материи А.А. Дроздовская увязывает с самым мощным в истории Земли взрывоподобным геодинамическим катаклизмом, возникшим, согласно гипотезе, на рубеже 2,4 млрд лет назад. Она полагает, что такой катаклизм обусловил своеобразный «раскол» земной коры и образование множества разломов, в которых и начали отлагаться осадки джеспилитовой формации. А все последующие перестройки видового состава биосферы, периодически происходившие в последующем времени биологической эволюции, А.А. Дроздовская увязывает с взрывоподобными геодинамическими катаклизмами меньшей мощности, которые, по ее мнению, осуществляли геоэнергогенное усложнение организации живой материи.

* А.А. Дроздовская. Жизнь: происхождение и эволюция в энерговзаимодействиях Земли с Космосом. - Киев: Символ-Т, 2009. - 334 с.

Доверительность обоснований гипотезы А.А. Дроздовской зиждется на комплексном характере ее исследования, которое она выполняла, как это теперь принято говорить, «на стыке» нескольких наук, используя методы как традиционных геологических и физико-химических наук, так и двух новых наук - геоэкологии и эниологии. Определяющую роль в формировании гипотезы сыграло применение новейших компьютерных технологий, позволивших резко расширить диапазон учитываемых в исследовании параметров геохимической эволюции, которые должны были термодинамически ограничивать ход развития химической эволюции Мирового океана и атмосферы как во всем времени геологической истории, так и на протяжении времени образования ДФКТ в интервале рубежей 2,4-2,2 млрд лет назад.

Вместе с тем, нужно признать, что весьма значимую роль в формировании гипотезы сыграли геоэкологические и эниологические технологии исследования влияния процессов энергообмена Земли с Космосом на экологию. В книге А.А. Дроздовской их описанию отведена чуть ли не треть ее объема.

Понятно, что эта часть книги будет принята далеко не всеми ее читателями, поскольку многие геоэкологические, и, в особенности, эниологи-ческие, в частности, биолокационный, методы исследования, пока официально не причислены к рангу научных методов. Однако, широкое применение этих методов в геологической практике заставляет расценивать полученные с их помощью результаты как весьма перспективные.

В книге детально описаны многие созданные А.А. Дроздовской оригинальные биолокационные технологии, позволяющие определять изменения энергетических состояний организмов биосферы в воздействиях излучений физических полей окружающей среды. Особое внимание читателя должна привлечь созданная А.А. Дроздовской трехдипольная модель биополя, раскрывающая необозримые возможности в определениях специфики воздействия физических полей окружающей среды на человека. Несомненный интерес вызовут и описанные в книге авторские представления о будущей судьбе человечества в воздействиях энергообмена Земли с Космосом и о роли религиозных верований в формировании мировоззрения о природе и механизмах таких воздействий на организмы биосферы.

В заключение следует сказать, что установленная А.А. Дроздовской генетическая связь истории глобального образования первичных форм живой земной материи с началом формирования в морском седиментогенезе ДФКТ неоспоримо свидетельствует о том, что колыбелью земной жизни был Мировой океан.

В целом же выполненная А.А. Дроздовской работа представляется зарождением нового научного направления в комплексных исследованиях геологических проблем.

Е.А. Кулиш, академик НАН Украины, член-корреспондент РАН, профессор, доктор геолого-минералогических наук

Тема урока : Мировой океан-колыбель жизни.

Тип урока : урок – путешествие.

Цель урока: обобщить и систематизировать знание из области биологии физики, установить межпредметные связи; показать связь теории с практикой; показать значение Мирового океана и основные проблемы, связанные с его изучением и освоением.

Оборудовани е: презентация «Мировой океан», таблицы, географическая карта, видеоматериал.

ХОД УРОКА.

Постановка учебной проблемы.

Приветствие всех присутствующих на борту круизного лайнера «Крым»: дорогие друзья, сегодня мы совершим незабываемое путешествие по Мировому океану, на батискафе опустимся в его глубины и познакомимся с его обитателями. Сегодня нас будут сопровождать эксперты, они окажут нам необходимую помощь, когда мы будем в ней нуждаться.

Обобщение и систематизация знаний .

Первое слово предоставляется эксперту географу, который знакомит с основными данными о Мировом океане: площади поверхности, средней глубине, солености, залежах полезных ископаемых, биосфере.

Демонстрируется видеофильм, в котором показаны жители подводного царства, глубоководные аппараты - батискаф, батисфера, аквалангисты, изучающие подводный мир.

В ходе демонстрации видео делаем паузы, во время которых заслушиваются короткие сообщения учеников и обсуждается увиденное. С физической точки зрения предлагаются такие вопросы.

● Почему для исследования подводных глубин необходимо спецснаряжение?

● Как кислород, необходимый для дыхания рыбам попадает в воду?

● Для чего рыбам нужен плавательный пузырь?

● Как регулируется глубина погружения рыб при его помощи?

● Почему у подводных растений стебель мягкий и гибкий?

● Как измерить глубину воды под кораблем?

● Почему рыбы, акулы, дельфины имеют обтекаемую форму?

● Почему нефтяное загрязнение воды опасно?

Эксперты-биологи характеризуют животных, которых ученики видят на экране.

◄ Эксперт – биолог.

В мировом океане живет более 160 тыс. видов животных и около 10 тыс. видов водорослей. Водоросли играют значительную роль в обеспечении кислородом жителей вод, человек потребляет их в пищу, использует как удобрения, из них получают йод, спирт, уксусную кислоту. В Мировом океане ежегодно вылавливают 85 млн. тонн рыбы. Это не только 1% мирового продовольственного производства, но и 15% потребляемых человечеством животных белков. Шельф океана содержит величайшие запасы нефти и газа, железо-магниевых руд и других полезных ископаемых.

◄Океанолог

Акулы – из ряда пластинчатожаберных рыб. Длина тела от0,2 м (черная акула) до 20 м (гигантская акула). Известно около 250 видов. Широко распространены главным образом в тропических моря. Объект промысла (мясо употребляют в еду, из печени получают рыбий жир, из костяка – клей) Большие акулы (Китовая, синяя) являются опасными для человека.

◄Физиолог

Электрический скат может создавать напряжение 650 В. Интересный рецепт электролечения при помощи электрического ската был описан древнеримским лекарем в 1 столетии н.э.: «Головная боль исчезает, если живого черного ската поместить на болезненную точку и держать его, пока боль не исчезнет». Древние греки считали, что электрические скаты могут «заворожить» жертву, и называли их «нарке» - т.е. тот что оказывает оцепенение, отсюда и название «наркотик».

Размах плавников манты достигает 8 м. Масса около 3 тонн. На голове у него небольшие рога, которыми он загоняет в рот мелкие рыбешки. За эти «рога» их и прозвали «морскими дьяволами»

◄ Генетик

Мурена имеет змееподобное тело длиной 3 м. На челюстях острые зубы, которые раньше ошибочно считали отравленными. Кожа без чешуи. Мурены обычно прячутся в трещинах подводных рифов и скал, ожидая свою добычу -рыб, крабов, каракатиц. На человека сама мурена не нападает, только в том случае, если ее потревожить. Мясо некоторых видов мурены вызывает сильное отравление в случае приема ее в пищу.

◄ Биофизик

Удельный вес хрящевых рыб больше, чем удельный вес воды, поэтому они должны постоянно двигать хвостом, чтобы не упасть на дно. Кроме этого им помогают передвигаться в воде подводные течения.

Ежегодно в Мировой океан попадает 5-10 млн. тонн нефти. Чтобы понять, как это много, можно привести такой пример: 1 л разлитой нефти перекрывает доступ кислорода до 40 тыс. литров морской воды. Мы знаем, что плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она растекается по поверхности воды и создает тонкую пленку на ее поверхности. По данным американских ученых 1/3 океана покрыта нефтью. Мало того, что без доступа кислорода могут погибнуть рыбы, которые им дышат, но это настоящее несчастье и для водоплавающих птиц. Как выдумаете почему?

◄Микробиолог

Нефтяное пятно не пропускает солнечные лучи, вследствие чего престает размножаться планктон – основа пищи морских обитателей. В моря и океаны попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, синтетические пленки т емкости, пластмассовые сетки) Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности. У рыб, которые выжили в таких условиях, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста. Нередко изменяется и видовой состав организмов.

Подведение итогов урока

Учитель подводит итог урока, еще раз акцентирует внимание на экологических проблемах Мирового океана, связанных с жизнедеятельностью человека. Благодарит все присутствующих за работу.

Мировой океан занимает почти три четверти поверхности Земного шара. Как ни странно, подводный мир менее изучен, чем космос, и на глубину более 6 километров ещё никто не погружался. Это вызвано огромными техническими трудностями, связанными с большим давлением воды, отсутствием света и кислорода в глубинных слоях океана. Тем не менее, жизнь в океане есть и она довольно разнообразна.

Ученые утверждают, что в поверхностных, срединных и глубинных слоях океанических вод обитает более 200 000 видов организмов. Жизнь в океане распределена неравномерно, наиболее насыщены растениями и животными прибрежные места с глубиной до 200 метров, эти места хорошо освещаемы и прогреваемы солнечным светом, который необходим водорослям для существования. Вдали от прибрежной зоны водоросли встречаются редко, потому что лучи солнца с трудом проникают через большой слой воды. Здесь господствует планктон – очень маленькие растения и животные, которые не способны противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния.


Большую часть этих организмов (планктонов) можно увидеть только под микроскопом. Планктон разделяется на фитопланктон и зоопланктон. Фитопланктон – это различного рода водоросли, зоопланктон – это мелкие рачки, а также одноклеточные животные. В жизни океана планктон является основной пищей большинства его обитателей, по этой причине районы богатые планктоном, богаты и рыбой. Здесь же можно встретить и усатых китов.


Жизнь в океане существует также и на его дне: здесь обитает бентос – это растительные и животные организмы, обитающие на грунте и в грунте морского и океанического дна. К бентосу относятся: моллюски, красные и бурые водоросли, ракообразные и другие организмы. Среди них важное промысловое значение имеют омары, креветки, устрицы, крабы, морские гребешки. Бентос является отличной пищевой базой для моржей и некоторых видов рыб.


Кроме планктона и бентоса в океане повсеместно обитают и активно мигрируют такие морские млекопитающие, как дельфины, киты, тюлени, моржи, морские змеи, кальмары, черепахи и многие другие. Жизнь в океане всегда была также и пищей для человека. В океане ведется промысел рыб, млекопитающих, в нем собирают водоросли, а также добывают вещества, которые являются сырьем для лекарств.


Жизнь в океане так богата, что казалась людям неисчерпаемой. Большие судна разных стран отправлялись на промысел китов и рыб. Самыми крупными китами являются синие киты, их масса может достигать 150 тонн, в результате хищнического промысла людей синие киты оказались под угрозой исчезновения. Поэтому в 1987 году СССР прекратил китобойный промысел. Заметно сократилось также и количество рыб в океане. Проблемы Мирового океана должны быть заботой не только какого-нибудь одного государства, но и всего Земного шара. От того, насколько рационально человек будет их решать, зависит его будущее.

Всемирный день океанов – это день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на нашей планете, 70% которой покрыто водой. Нужно не забывать о том, что ресурсы океана – это залог развития и дальнейшего существования цивилизации.

Роль мирового океана в регулировании климата трудно переоценить, она является системообразующей, ведь его воды - один из главных поглотителей углекислого газа. Ученые разделяют мировой водный бассейн на четыре больших океана: Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый.

Изучением океанов занимается океанология, а мировой океан является важным объектом научных исследований. Проникая все глубже в тайны океанов, ученые продолжают открывать новые формы морской флоры и фауны. Эти исследования имеют огромное значение для жизни и повышения благосостояния человека.

А воды Мирового океана – это один из главных поглотителей углекислого газа. На Международной конференции на высшем уровне, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия), был предложен новый праздник - Всемирный день океанов.

Океаны дают нам пищу, поэтому нужно принять как факт нашу зависимость от океанов и использование их в качестве источника питания для человечества.

Способы транспортировки, которые можно применять в океанах и атмосфере благодаря текучести среды, во многих отношениях превосходят наземный транспорт, но для эффективного их использования необходимы крупномасштабные исследования течений и ветров.

Океаны - важный источник минеральных ресурсов: от соли до таких экзотических элементов как магний, и от фосфатных удобрений до прозрачного песка.

Морская вода во всех фазах - жидкой, твердой и парообразной служит основной средой, через которую тепловая энергия распространяется по всей планете. Поэтому исследования погоды и климата теснейшим образом связано с изучением океанов.

Морская вода, благодаря её способности разлагать сложные молекулярные структуры, содержит практически все известные элементы. Однако сама сохраняет свою химическую стабильность, так что никогда не бывает ни слишком кислой, ни слишком щелочной. Эта "автоподстройка" играет важнейшую роль в способности морской воды поддерживать жизнь. Действительно только в океанах, как принято считать, возможно было развитие "живых" молекул на Земле.

Морская вода в силу своих абсорбционных свойств поглощает и выделяет газы, обмнеиваясь ими с атмосферой; тем самым она косвенно включена в процес переноса лучистой энергии, происходящей между землёй и космическим пространством.

Океаны занимают более 70% земной поверхности, и испарение воды из них превышает поступление её с атмосферными осадками, поэтому именно они приводят в действие гидрологический цикл - круговорот воды в природе, - от которого полностью зависит вся наземная жизнь. Океан и в тропиках, и вблизи полюсов - нагревается и остывает сверху вниз; его тепловой баланс почти полностью определяется процессами, происходящими только на его поверхности. Атмосферная же циркуляция наоборот приводится в действие снизу вверх, так как испаряющаяся морская вода поступает в атмосферу в основании воздушного столба.

Океаны в любой момент содержат значительную долю всей кинетической энергии, получаемой Землёй от Солнца. Иными словами, количество солнечной энергии, запасённой водным столбом с единичной площадью сечений, значительно превосходит величину этой энергии, содержащейся в равном по площади сечения столбе горных пород суши или атмосферного воздуха. Поэтому, пытаясь найти источники энергии, альтернативные минеральному топливу, мы должны основное внимание направить на океаны.

Океаны и суша распределены на земной поверхности несимметрично. Это обстоятельство, будучи результатом сложной геологической истории Земли, имеет важнейшее значение для динамики как океана, так и атмосферы; оно же решительно повлияло на развитие человечества.

Океаны предоставляют почти в 80 раз больше пространства для жизни, чем наземный мир. Однако из-за того, что жидкость, заполняющая океанические бассейны, способна легко перемешиваться - во времени и пространстве, - число различных видов организмов в океане гораздо меньше чем на суше.

Морская вода, благодаря её высокой удельной теплоёмкости, сохраняет сравнительно постоянную температуру, несмотря на то, что оказывается в весьма широком диапазоне условий - от тропических зон с их избыточным солнечным нагревом до полярных зон с избыточным охлаждением, происходящим также путём излучения. Постоянство температуры оказывает огромное влияние на образ жизни морских организмов, делая его, совершенно отличным от способа существования наземных видов.

Морская вода в тысячу раз плотнее воздуха, в котором обитает большинство наземных организмов, и поэтому формы жизни, существующие в океане, в среднем имеют значительно меньшие размеры, чем те, что встречаются на суше. Популярное изречение о том что "при такой жизни лучше быть маленьким", особенно подходит для условий жизни в море. Однако в океане живут и крупнейшие из животных, когда-либо обитавших на Земле, - синие киты.

Окраины океанических бассейнов, где суша встречается с морем, относятся к областям Земли с самой высокой продуктивностью органического вещества. Их продуктивность обусловлена тем, что это зоны сближения энергии и массы: океаны несут к своим берегам энергию волн, собираемую с обширных просторов водной поверхности, подверженной действию ветра, а реки несут химическое сырьё, без которого невозможна жизнь.

Люди также устремляются к окраинам океанов, не только создавая на побережье множество поселений, но и перенеся в заселённые прибрежные районы, большую часть всего органического материала, производимого сельским хозяйством, горными работами и промышленностью во внутренних областях материков.

Полярные океаны важнейшие области, обеспечивающие продолжение нашего существования, постоянство климата на Земле зависит от энергии перехода между жидкой и твёрдой фазами воды и от альбедо (способности отражать солнечные лучи) покрытых льдом частей океана.

В рамках этого обоснования исследований океана заключено великое множество сложных процессов: физических, биологических, химических, геологических, метеорологических и др. В ткань перечисленных процессов вплетается и человеческая деятельность. Задача океанологии - "распустить" эту ткань на отдельные нити, описать каждую нить качественно и количественно, а затем снова соединить их.

Древняя Греция на заре своего становления знала семь мудрецов.. И самым прославленным из них был Фалес из Милета (VI в. до н. э.). Он первым из мудрецов древности сделал попытку постичь первооснову всего сущего. "Самое замечательное - вода! - воскликнул Фалес. - Только ее можно встретить одновременно в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода - вот первооснова всего сущего. Из воды вещи зарождаются в самом начале и в нее превращаются при окончательном уничтожении, причем первооснова остается неизменной, а меняются только ее состояния".

Фалес Милетский был недалек от истины, став два с половиной тысячелетия назад, по словам Ф. Энгельса, одним из первых представителей "стихийного материализма". В воде возникла жизнь. Мировой океан - колыбель жизни. Без воды немыслимо существование органического вещества. Наша кровь состоит на 90% из воды, наши мускулы - на 75%; даже самое "сухое" в нас - кости, и те содержат 28% воды. В целом наше тело в зрелом возрасте состоит на 65% из воды.

Ежегодно мы пропускаем через себя количество воды, равное более чем пятикратному весу нашего тела, а в течение жизни каждый из нас поглощает около 25 т воды. Лишить человека воды - значит, лишить жизни.

Значение воды для человека становится особенно понятным тогда, когда он ее лишается. Без пищи человек может существовать 40 дней, а без воды умирает на восьмые сутки. При потере живым организмом 10% воды наступает самоотравление, а при 21% - смерть. Без воздуха жизнь возможна. Есть бактерии, обходящиеся без кислорода (так называемые анаэробы). Но без воды пока неизвестна никакая форма жизни. Лишить природу воды - значит обратить ее в мертвый холодный камень.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...