Методы развития дивергентного мышления. Дивергентное мышление: зачем оно нужно и почему без него не обойтись

Американский психолог Джой Пол Гилфорд в своей книге «Природа человеческого интеллекта» (The Nature of Human Intelligence) пишет о том, что существует конвергентное и дивергентное мышление (интеллект). Сегодня мы поговорим в чем разница между конвергентным и дивергентным мышлением.

Отличия конвергентного и дивергентного мышления

Конвергентное мышление — это линейный подход к выполнению задач, который основан на точном и поэтапном исполнении инструкций и алгоритмов. Похожим образом «думают» наемные сотрудники, компьютеры и люди, без креативного подхода. Конвергентное мышление происходит от итальянского convergere (переводится как «сходиться»). В основе конвергентного мышления лежит строгое исполнение инструкций. В основном, такой тип мышления развивается стандартной школьной системой образования, где обучения связано со:

  • строгим исполнением правил (математика, физика, химия)
  • запоминанием фактов (история, философия)

То же самое мы можем сказать и о выпускных экзаменах, которые проходят в виде ЕГЭ (тесты, которые проверяют именно конкергентное мышление).

Однако в школьной программе сравнительно мало занятий, направленных на развитие творчества. Мы знаем, что многие одаренные люди порой довольно плохо учились в школе, так как они обладали плохим немного иным типом мышления — более творческим подходом. Это и называется дивергентным мышлением .

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление — это способность креативно (творчески) мыслить. Для развития творческого подхода в работе вы можете использовать специальные методики:

Слово дивергентное происходит от латинского divergere и обозначает расходиться, расхождение. Образно говоря, расхождение здесь означает, что над решением задачи человек пытается подойти с разных сторон. В итоге может быть найдено неожиданное, нестандартное решение. Подробнее про эти вопросы писали:

  • Е. Торранс
  • К. Тейлор
  • Г. Груббер

Дивергентное мышление помогает находить оригинальные идеи. Такой тип нелинейного мышления подходит для творческих профессий, научных исследований и так далее.

Для людей, склонных к дивергентному мышлению характерны следующие характеристики:

  • способность быстро генерировать большое количество идей;
  • оригинальность и нестандартность мышления (не шаблонность);
  • способность быстро переключаться между разными идеями;
  • возможность видеть необычное в мелких деталях;
  • образность мышления;

Если для конвергентного мышления используются тесты по типу ЕГЭ и тесты на IQ, то для измерения дивергентного мышления нет классических тестов.

Для достижения максимальных результатов в работе желательно развивать как классический интеллект в виде конвергентного мышления, так и творческие способности по типу конвергентного мышления.

Понятие дивергентного мышления служит объяснением креативности мышления в рамках определенного направления - направления Дж. Гилфорда. Однако креативность (творческое мышление) изучается с позиций и других объяснительных схем, поэтому креативное мышления и дивергентное мышление - понятия не тождественные, что отмечает также и Дорфман. В качестве примеров он приводит понимание творчества как усмотрения побочного продукта деятельности Пономаревым Я. А., как интеллектуальную активность и творческую способность у Богоявленской Д. Б., инвестиция Стернберг Р., Григоренко Е. Е. и т. д.

Особенно важным в анализе дивергентного мышления нам представляется четкая связь дивергетности с механизмом ассоциаций. Ассоциативная теория креативного мышления эту связь эксплицирует. В других работа, наоборот, ассоциации и дивергенция трактуются как две стороны теории креативного мышления.

В основе ассоциативной теории креативности лежит идея о том, что базой креативного мышления являются ассоциации. Креативное мышление образуется, в частности, в результате новых комбинаций ассоциаций между идеями. Чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednick различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: через интуитивную прозорливость, нахождение сходства между отдаленными элементами (идеями), опосредование одних идей другими идеями. Martindale утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации. Опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно устанавливать ассоциации между ранее несвязанными идеями. Эта особенность креативного мышления является центральной и перекрывает специфику отдельных областей творческой деятельности (противоположный взгляд на области творческой деятельности, придающие креативности специфичность, см.: Sternberg,.

Согласно Eysenck, креативность есть неслучайный процесс поиска - комбинирования, направленный на творческое решение проблем. Центральной чертой креативности является «сверхвключенность» («overinclusiveness»). Когнитивная сверхвключенность представляет собой способность производить много креативных идей через продуцирование ряда ассоциаций - настолько широкого, насколько ассоциации релевантны проблеме. Eysenck утверждал, что когнитивная сверхвключенность является генетически обусловленной, связана с психотизмом и создает предрасположенность к креативному поведению людей (сравни с данными Дружинина). Наличие необычных ассоциаций характеризует креативное мышление. Таким образом, существует связь между способностью генерировать ассоциации, дивергентным мышлением и креативностью.

Вопрос взаимоотношений дивергентного и ассоциативного креативного мышления являются определенной проблемой. Так как сосуществование нескольких идей может служить основой и для их дивергенции, и для их ассоциаций. Но сосуществование нескольких расходящихся идей, приводящее к уменьшению их связности (дивергенция), и сосуществование нескольких идей, приводящее к усилению их связности (ассоциация) формально взаимоисключают друг друга. Но, если учесть, что когда на перекрестке «эволюционных каналов» происходит бифуркация, возникает несколько новых и различных вариантов развития. Причем этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». Нам представляется, что этот «перекресток» и есть аналогия ассоциаций. Таким образом, ассоциация содержится в самом генезисе дивергентной мысли.

По мнению же Дорфмана ассоциации и дивергенцию можно рассматривать как феномены, проявляющиеся в разных слоях мышления. Дивергентные идеи обнаруживаются в поверхностных слоях мышления, а необычные ассоциации, наоборот, зарождаются в более глубоких слоях мышления. Они могут представлять собой фрагменты глубинных ассоциаций. Последнее предполагает, что дивергенция и ассоциации не исключают, а напротив, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

В целом, Дорфман верно пишет, что дивергентное мышление не есть синоним креативного. Во-первых, креативность мышления можно изучать под иными углами зрения, а во-вторых и дивергентное мышление само по себе не всегда является креативным. Дивергентное мышление может складываться из некоторого множества идей, но каждая (или большая часть) из них может быть банальной.

В данном параграфе мы привели представления зарубежных коллег об ассоциативной природе дивергентного мышления в качестве беспристрастных экспертов нашей интерпретации теории Гилфорда.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Я хотел бы поблагодарить всех читателей, оставивших комментарий к предыдущей . Не стесняйтесь, пишите, задавайте вопросы, обсуждайте.

Продолжим нашу тему «Мышление» .

Думаю, что читателям знаком такой старый анекдот:
Висит банан, выпустили обезьяну, попрыгала — не достать, потрясла пальму – не падает, взяла палку – сбила банан и съела.
Предложили решить эту задачу (дальше можно подставить студенту, школьнику…). Прыгает, прыгает – не достать, ему говорят — ты подумай,… подумал – стал трясти, не падает. Ему- еще подумай. Он думал-думал и говорит «А что тут думать, трясти надо».

В какой-то степени этот пример показывает, как работает конвергентное и дивергентное мышление .

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — сходиться) использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.

Конвергентное мышление – это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.

Обычно ассоциируется с тестами IQ и свойственно классическому типу преподавания.

Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

Не секрет, что почти все наше обучение направлено на формирование конвергентного мышления. И как результат этого обучения – поиск единственно правильного ответа по типу экзамена ЕГЭ. Экзамен построен на знании фактов, но факты – это еще не все.

Такой вопрос – впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ вроде бы очевиден.

Но миллионы лет назад она впадала в Азовское, а не Каспийское море. А сейчас она скорее впадает в реку Кама и уже далее в Каспийское море. Но кого это интересует? Хотя это такая интересная тема для развития кругозора и мышления в том числе. Но нам нужна только галочка в нужном ответе (единственно верном). А начнешь рассуждать – не сдашь экзамен.

Вот так со временем развивается наиболее значительный недостаток человеческого интеллекта – цепляться за собственные убеждения и игнорировать все что им противоречит.

Человек ищет в поступающей информации именно ту, которая подтверждает правильность его выводов и игнорирует ту, которая их опровергает. Не замечали? Попробуйте обратить на это внимание.

Небольшое отступление в сторону :
Ведь вы уверены в том, что гипотеза — человек произошел от обезьяны, принадлежит Ч. Дарвину.
Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Но миллионы людей до сих пор повторяют то, о чем услышали, но не изучили более внимательно, хотя бы прочитав его «Происхождение видов».

Хороший пример , конвергентного мышления: человек зашел в комнату, увидел юридический справочник и принял «единственно верное решение»: хозяин – юрист.

Ну а кто же еще? Вот примерно так мы судим и о многом другом.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи. В отличии от линейного конвергентного, этот тип мышления иногда называют параллельным.

Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов. Хороший пример дивергентного мышления — мозговые штурмы.

Характеристики дивергентного мышления:
1. Беглость восприятия (способность генерации множества идей).
2. Гибкость (способность переходить с одной точки зрения на другую).
3. Оригинальность (способность выдвигать нетривиальные идеи).

Впервые в науку понятие “дивергентное мышление” ввел Дж. Гилфорд (1967).

Джой Пол Гилфорд (1897—1987), — американский психолог. Известен как создатель модели структуры интеллекта. Занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания, творчества и темперамента.

Он указал на принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление – это «тип мышления, ищущий в различных направлениях ».

Именно оно рождает множество оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.

Добавлю, что дивергентность рассматривается в психологии как базовая черта личности , обеспечивающая самостоятельность мышления и последующих действий.

Обращу ваше внимание на такой важный момент.
Если рассмотреть полный цикл продуктивного мыслительного процесса, то он включает:
1. формулирование проблемы,
2. формулирование мыслительной задачи,
3. поиск решения и его обоснование.

И вот что важно: этап формулирования проблемы рассматривается как наиболее важный в творческом процессе мышления.

Замечу : в бизнесе наиболее важным является способность руководителя найти и сформулировать проблему. Этой способности как раз и не хватает, и об этом часто упоминается.
Вся система образования (от ВУЗа до МBА) строится на обучении решать проблемы, но в меньшей мере – выявлять их.

Аналогично, при чтении. Если у человека возникают вопросы – он ищет ответы на них, в книгах и других источниках. Если вопросов нет – то и искать незачем, что собственно и происходит.

Так что обратите на это внимание: вопросы, проблемы (кто не любит это слово – пусть будет задачи) способствуют вашему развитию, поиску решений, самостоятельному поиску. И дивергентное мышление будет только в помощь таким поискам.

*****
Но как увязать дивергентное мышление, предполагающее множество ответов на один вопрос и нашу современную школу – школу «правильного ответа » и «точного решения ».

Вы уже понимаете, что такая одномерность мышления (только конвергентное) вряд ли способствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и событий.

В то же время дивергентное мышление развивает исследовательский интерес и способность оценивать, сравнивать, анализировать и классифицировать, строить гипотезы.

Наша система взглядов задает для нас рамки, и мы воспринимаем мир через эти рамки. Но мы должны быть готовы к признанию того, что наша точка зрения лишь одна из многих, и мы можем ее пересмотреть по мере поступления новой информации.

Можно предполагать, что должен быть переход к формированию дивергентного мышления. Об этом мы будем говорить в следующих статьях блога.

А пока я бы не хотел, чтобы у вас сложилось неверное представление, что конвергентное мышление это плохо.
Конечно нет, иначе любое действие мы бы подвергали сомнению и анализу.

Важны оба мыслительных процесса. Конвергентное мышлении дает нам возможность использовать имеющиеся знания для изучения новых концепций и не отказываться сразу от всего нового, что не соответствует нашим текущим знаниям и убеждениям.

В процедуре мозгового штурма есть два этапа: этап конвергентного мышления – задающего рамки проведения этого мероприятия, и есть этап дивергентного мышления , когда идет генерация идей.

Хороший пример синергии двух видов мышления: композитор, сочиняя произведение, сначала использует дивергентное мышление – сочиняя оригинальную мелодию. Но затем он начинают использовать конвергентное мышление, которое позволяет ему оформить музыкальный фрагмент в соответствии с правилами гармонии.

Пример с определением профессии юриста, приведенный выше, когда рассматривалось конвергентное мышление можно видоизменить для случая дивергентного мышления.

Человек входит в ту же комнату и смотрит по сторонам. Что он замечает: картины на стенах, цвет ковра, на полке юридическую литературу, семейную фотографию и кошку, спящую в уголке и тд. Это параллельное мышление (дивергентное). Если бы ему необходимо было определить профессию хозяина комнаты, то, скорее всего он бы определил, что хозяин –юрист. Но этот вывод он сделал бы по нескольким признакам, сопоставив множество факторов. Ведь не факт, что хозяин — юрист.

Еще пример:

Вы подошли к своей квартире и не можете найти ключей. Действует конвергентное мышление – достаете ключи – открываете – входите. Но если ключи потеряны. Конвергенция не поможет, процедура нарушена.

Вы начинаете перебирать варианты: забыли ключи в машине, можно вызвать слесаря или специальную службу, можно дождаться другого члена семьи, у которого есть ключи. Можно было бы задействовать и стратегическое мышление, но чуть раньше – оставив запасной комплект ключей у рядом живущих родственников. Вот примерно так работает дивергентное мышление в простой житейской ситуации.

Оба типа мышления одинаково важны. Ни один не лучше и не хуже другого. Важно уметь применять в соответствующих ситуациях оба этих метода мышления.

Резюмируя сказанное, сведем результаты в таблицу:

Надеюсь, что общее представление о типах мыслительных процессов вы получили.

Вы узнали, что использование одного типа мышления – ограничивает наши возможности, делает нас упертыми в своей правоте. Хотя мы же понимаем, что наши знания всегда будут неполными, а следовательно возможны и другие мнения, основанный на новой, пока неизвестной нам информации.

Действовать по принципу «если есть А, то значит будет B » не всегда верный путь, возможно и C и D и тд. Логика важна, но мир слишком многообразен, чтобы существовали только однозначные решения.

Безусловно, развития требует и логическое, а не только творческое мышление. Об этом в следующих статьях на блоге.

Пишите, какие возникли вопросы, мнения, пожелания. Всегда буду рад вашим комментариям.

С уважением, Медведев Николай.

Дивергентное мышление

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением .

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Методы дивергентного мышления

См. также

Литература

  • Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дивергентное мышление" в других словарях:

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи … Психологический словарь

    Дивергентное мышление - (лат. – расхождение) – это мышление, способное схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных форм организации информации, в том числе и разных –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, дивергентное …

    Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется процессом движения в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает… … Толковый словарь по психологии

    Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Латеральное мышление - способ или эвристика решения проблем, при котором индивид пытается посмотреть на проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Синоним: Дивергентное мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    креативность - (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Решение проблем по методикам спецслужб. 14 мощных инструментов , Джонс М.. Коллекция проверенных и практичных инструментов для более быстрого принятия верных решений и упрощения проблем.Современному человечеству известно об окружающем мире больше, чем любым…

(от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления - . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Конвергентное Мышление" в других словарях:

    конвергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. cоnvergere сходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по… …

    конвергентное мышление - konvergentinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienkryptis mąstymo būdas, padedantis rasti teisingus problemos sprendimus, gauti teisingas išvadas. kilmė lot. convergens (kilm. convergentis) – susieinantis, suartėjantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Конвергентное мышление - мышление, ориентирующееся и опирающееся на известное или подходящее решение проблемы … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Конвергентное мышление - вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, КОНВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на решении проблемы. Такое мышление часто связано с решением задач, особенно с проблемами, которые имеют только одно правильное решение. Ср. с… … Толковый словарь по психологии

    Мышление конвергентное - (лат. convergere приближаться, сходиться) характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющим только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд … Википедия

    Нововведение (инновация) - в социально психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....