Местоимение задания упражнения русский язык. II


Упражнение 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Н...КТО в Запорожье н...чем не заводился и н...чего
не держал у себя: все было на руках у куренного атама-
на (Г.). 2. Н...КТО не мог сказать, чем Дикий Барин жи-
вет; он н...каким ремеслом не занимался, н... к кому не
ездил, не знался почти н... с кем, а деньги у «его води-
лись. Он жил, словно н...кого вокруг не замечал и н... в
ком не нуждался (Т.). 3. Всему велся очень точный учет:
вся компания жила твердой мыслью, что H...KTQ н... у
кого не в обиде, H...KTQ н...кому не должен (Черн.).
4. Ему [Оленину] было прохладно, уютно; н... о чем не
думал он, н...чего не желал (Л. Т.). 5. По-видимому, он
н...кого не боялся, н...чем не стеснял себя и, вероятно,
совсем не интересовался мнением Егорушки (Ч.). 6. На
земле и на небе было спокойно, и,н...что не предвеща-
ло непогоды (Аре.). 7. Я н...кому не мешал и не нужен
был н...кому (Гладк.). 8. Н...какая сила не могла удер-
жать Сережу Брузжака в подвале (Я. О.). 9. И вдруг уви-
дела н...что такое, что заставило ее умолкнуть {Казак.).
10. Он никогда н... в чем н...кому не отказывал, но и
н...чего не давал (Рыб.).
Для с п р а в о к. У отрицательных местоимений под ударе-
нием пишется не (то же у неопределенных местоимений), без
ударения - ни.
Упражнение 129. Перепишите, раскрыв скобки.
1. Не презирай совета (ни) чьего, но прежде рас-
смотри его (Кр.). 2. Унынья моего (ни) что не мучит, не
тревожит (Я.). 3. После обеда (ни) кто и (ни) что не
могло отклонить Обломова от лежания (Гонч.). 4. К обе-
ду Герасим пришел, поел и ушел опять, (ни) кому не
поклонившись (Т.). 5. Жил (не) кто господин Долгов с
женой и дочкой Надей (Я.). 6. Тема после болезни от-
дался ощущениям совсем иной жизни, жизни (ни) (в)
чем не схожей с прежней жизнью (Гар.-Мих.). 1. (Ни)
какой спор, (ни) какие развлечения и игры не достав-
ляли мне такого наслаждения, как чтение лекции (Ч.).
8. (Не) (с) кем словом перемолвиться, кругом лес да
вода (Сераф.). 9. В городе (ии) кто не спал (А. Н. Т.).
10. Просьбы об оставлении Федора (ни) (к) чему не при-
вели (Фурм.). 11. Он выяснил, что подходящих детей нет
и завести приятное знакомство почти (не) (с) кем (Кат.).
12. (Ни) кто не любит так белый цвет, как шахтеры, и
(ни) кто так не любит зелень (Горб.). 13. Трудно вести
разговор (ни) (о) чем (Кон.). 14. Заскучаешь без меня,
(не) (на) кого будет ворчать (Саян.). 15. С транспортом
оставили совсем мало ездовых, по одному на (не) сколь-
ко подвод (О. Гончар).
Д л я с п р а в о к. У отрицательных местоимений не и ни
пишутся слитно при отсутствии предлога (никто, нечего) и раз-
дельно при наличии предлога, который ставится между части-
цей и местоимением, в результате чего образуется сочетание из
трех слов (ни в ком, не с чем).
Упражнение 130. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя
пропущенные частицы не и нц.
1. Спереди Рейнский водопад (...) что иное, как не-
высокий водяной уступ (Жук.). 2. Сей неизвестный со-
биратель был (...) кто иной, как Мериме (П.). 3. (...) что
иное не трогало его (П.). 4. Имя Дубровского было во
всех устах. Все были уверены, что он, а (...) кто иной,
предводительствовал отважными злодеями (П.). 5. Вся-
кий дом есть (...) что иное, как поселенная единица
(С.-Щ.). 6. Оказалось на поверку, что «человечек» (...)
кто иной, как отставнойтгриказный (С.-Щ.). 7. Благосо-
стояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном
порядке (Пом.). 8. Самое большое счастье было в том,
что (...) кто другой, а именно он, Тема, первый уви-
дел, что цветок расцвел (Гар.-Мих.). 9. И вдруг понял,
что это в лесу (...) кто другой, а глухарь запел (Пришв.).
10. На мгновение ему показалось даже, что это (...) кто
иной, как Валько, мог дать Володе Осьмухину такое
задание (Фад.). 11. (...) кто другой, кроме диверсантов,
не мог совершить поджога. 12. Больному может помочь
только полный покой, и (...) что иное.
Д л я с п р а в о к. Сочетания не кто иной (другой), как и не
что иное (другое), как имеют значение противопоставления, по-
этому в них пишется частица не. Противопоставление может быть
выражено не только союзом как, следующим за указанными ме-
стоименными сочетаниями, но и союзом а, предшествующим
этим сочетаниям (Разрешение вправе дать директор, а не кто
иной). В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания
нет.
Местоименные сочетания никто иной (другой) и ничто иное
(другое) не связаны с противопоставлением и, как правило,
употребляются в предложениях, где имеется отрицание (Никто
иной более высоких результатов не добьется), реже в предложе-
ниях без отрицания, в присоединительной конструкции (Точ-
ный диагноз может поставить только специалист, и никто иной).
В этих сочетаниях используется частица ни, которая пишется
слитно с местоимением.
Упражнение 131. Перепишите, раскрыв скобки.
1. (Ни) кто и (ни) что его не тревожило. 2. Нельзя
было установить (ни) кто это сделал, (ни) что руково-
дило преступником. 3. В помещении (ни) кого не оказа-
лось. 4. Заведующий клубом долго не мог решить (ни)
кого из артистов пригласить на вечер, (ни) какие про-
изведения современных композиторов включить в про-
грамму. 5. Молодой человек не хотел быть обязанным
(ни) кому и (ни) чему. 6. До последней минуты соревно-
ваний нельзя было угадать (ни) кому достанется пер-
вый приз, (ни) кем будет установлен новый всесоюз-
ный рекорд.
Для с п р а в о к. Следует различать отрицательные место-
имения, которые при отсутствии предлога пишутся слитно с
частицей ни (никто, ничто, никакой и др.), и вопросительно-
относительные местоимения (кто, что, какой) в сочетании с
предшествующей частицей ни: эти сочетания встречаются в при-
даточных предложениях, причем ни выступает в функции союза
и обязательно повторяется. Ср. образование подобных конструк-
ций: Я не помню ни того, что он сказал на собрании, ни того, что
ему ответили другие. - Я не помню ни что он сказал на собрании,
ни что ему ответили другие.

Упражнение 1 .

Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).


Упражнение 2 .

Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

Упражнение 3 .

Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

Упражнение 4 .

Объясните написание местоимений.

Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

Упражнение 5 .

Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

Упражнение 6 .

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Упражнение 7 .

Спишите, вставляя вместо точек е или и.

1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

(Из произведений И. С. Тургенева.)

Упражнение 8 .

I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

Упражнение 9 .

Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

Упражнение 10 .

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Тест по теме "Правописание местоимений"

1. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает

2) н.. за что на свете

3) н... чего раздумывать

4) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома

2) н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег

4) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) (не)сколько книг

2) не(с)кем посоветоваться

3) ни(у)кого не спросил

4) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (ни)чего не осталось

2) (ни)чем не интересовался

3) (не)чем заняться

4) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?

1) (не/ни)какой

2) (не/ни)кто

3) (не/ни)чей

4) (не/ни)который

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести ( …………. ) эти ( ……………. ) ель и сосна вместе растут. Их ( …………….. ) корни с малолетства сплелись, их ( ……………….. ) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой ( …………… ) ветер, устроив деревьям такую ( .............. ) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

(М.М.Пришвин)

Упражнение 2.

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………. , …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Упражнение 3.

Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес,
Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою - как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,
Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя - замолчи!

У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

2. Выясните их синтаксическую функцию.

3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Местоимение как часть речи"

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

А) на действие;

Б) на предметы, признаки и количества.

2. Какое местоимение относится к личным?

А) Они

Б) Кто.

В) Какой?

3. Для чего служат относительные местоимения?

А) для связи простых предложений в составе сложных;

Б) для выражения вопроса;

В) указывает на того, о ком говорят.

4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:

А) Винительный;

Б) Творительный;

В) Родительный.

5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

А) свой Б) собой В) мой Г) наш

6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

А) сколько-нибудь – неопределённое

Б) ваш – личное

В) такой – указательное

Г ) всякий – определительное

7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

А) тоскуешь по ним

Б) об том доме

В) у ей

Г) в скольки домах

8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А ) ничего, разнообразный, чей, крайний

Б) свой, собственный, чужой, никаких

В) кто-то, любой, никакой, который

Г) их, другой, по-своему, схожий

10. С колько местоимений в предложении В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу ?

А ) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А ) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении « Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А ) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

Упражнение 1. Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды. С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (..............) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

(М.М.Пришвин)

Упражнение 2. Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок. Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

Упражнение 3. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания. Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес, Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою - как никто другой. Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной, Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя - замолчи! У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд. 2. Выясните их синтаксическую функцию. 3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме "Местоимение как часть речи"

1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

А) на действие;

Б) на предметы, признаки и количества.

2. Какое местоимение относится к личным?

А) Они

Б) Кто.

В) Какой?

3. Для чего служат относительные местоимения?

А) для связи простых предложений в составе сложных;

Б) для выражения вопроса;

В) указывает на того, о ком говорят.

4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:

А) Винительный;

Б) Творительный;

В) Родительный.

5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

А) свой Б) собой В) мой Г) наш

6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

А) сколько-нибудь – неопределённое

Б) ваш – личное

В) такой – указательное

Г) всякий – определительное

7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

А) тоскуешь по ним

Б) об том доме

В) у ей

Г) в скольки домах

8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

Мне интересно наблюдать за играющими животными.

А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) ничего, разнообразный, чей, крайний

Б) свой, собственный, чужой, никаких

В) кто-то, любой, никакой, который

Г) их, другой, по-своему, схожий

10. Сколько местоимений в предложении:

В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

А) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

А) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

Ответы:

1. - Б

2. - А

3. - А

4. - В

5. - Б

6. - Б

7. - А

8. - Б

9. - В

10. - В

11. - В

12. - Б

После изучения каждого разряда местоимений необходимо провести ряд работ, закрепляющих навык подбора начальной формы местоимений и определения их разрядов.

1. Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд. (Данное задание включает все разряды, поэтому его можно по частям использовать после изучения каждого разряда местоимений.)

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, ко мне, обо всех, со всякими, при каждом, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мной, изо всех сил, перед ним, со всем, со мной, ото всех, о себе, с нами, перед тобой, с ним, во всяком случае, перед кем, в них, от нее, в нем, с ними, во всех, со своей, за ним, на нас, на себя, от них, перед нами, во всем, к нам, перед собой, при тебе, на нем, во все, к тебе, под нами, с некоторых, в нескольких, под собой, про тебя, за мной, с тобой, надо мной, во всех, вокруг нас, возле нее, после него, к нам, против нас, во мне, с кем, со всеми, на тебя, обо всем, о чем, до нас, с кем, никаким, кое у кого, ни перед кем, впереди них, с каким-то, к себе, о чем, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему.

2. Выборочный диктант.

Учитель диктует предложения, насыщенные местоимениями, а учащиеся записывают в столбик только местоимения, а затем находят их начальную форму, определяют разряд, падеж.

1) Всякому овощу свое время.

2) С кем и о чем у тебя был спор?

3) Вокруг нас шел бой, со всех сторон доносился грохот орудий.

4) У него мы с тобой обо всем договоримся.

5) Предо мною море, и я изо всех сил вглядываюсь в его просторы, ища вдали какое-нибудь суденышко.

3. Выписать из данных предложений местоимения, определить их начальную форму и записать.

1) Никому из нас не хотелось их огорчать.

2) Он ни с кем о вас не говорил.

3) Кое-что для него мне удалось сделать.

4) Он ни в чем мне не отказывал, во всем старался помочь.

4. Ответить на вопросы местоимением с предлогом: и з — з а кого? - из-за меня, из-за тебя, из-за него…

Узнали от кого? Передали с кем? Перенесли к кому? Беспокоились о ком?

5. С местоимениями составить предложения.

Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им, них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе, меня, мной, собой, тех.

Разбор слов, в состав которых входят местоимения, поможет учащимся осознанно выделять местоимения, узнавать их в тексте.

6. Определить часть речи и значение слов. Выделить в них корни.

Себялюбие, своевременный, всемирный, себестоимость, своевольный, самодовольство, самонадеянность, всевидящий, всесторонний, своеобразие, самочувствие, всеобуч, всесоюзный, всеобщий, всемирный, самолюбивый.

Для развития и обогащения речи учащихся полезна работа и с устойчивыми выражениями, в состав которых входят местоимения.

7. Выделенные слова заменить устойчивыми оборотами.

Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке); привязался искренне (всей душой); разозлиться (выйти из себя); жизнь идет обычно (своим чередом); встречал часто (на каждом шагу); скрытный человек (себе на уме).

8. Придумать предложения с данными оборотами, определить разряд местоимений.

Во все глаза; ни с того ни с сего; со всех ног; на свою голову; во весь опор; изо всех сил; во все лопатки; ни за что, ни про что; во все горло; на все руки.

9. Предложения для диктантов.

1) Вдруг Герасиму показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега (Т).

2) Всю ночь он возился с ней Муму, укладывал ее, обтирал и заснул, наконец, сам возле нее каким- то тихим и радостным сном (Т.).

3) Ему отвели на кухне каморку, он устроил ее себе сам, по своему вкусу (Т.).

4) Весь мир труда сегодня с нами, и мы сердцами вместе с ним, зовут повсюду наше знамя любимым знаменем своим (Жар.).

5) Она отчизна взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее (Исак.).

6) Все то, что грезится другим, у «ас в стране сбылось, и это нам с тобой самим увидеть довелось (Mих.).

7) Петя понял, что во всем этом происшествии было нечто такое, о чем никому не надо говорить, никого не надо расспрашивать (В. Кат.).

10. Переделать отрывок, заменив, где нужно, повторяющиеся местоимения существительными.

И. С. Тургенев - замечательный русский писатель. Имя его известно во всем мире. Детство он провел в деревне. Он дружил с крепостными своей матери. Он хорошо знал жизнь крепостных крестьян. Он учился русскому языку у народа. В «Записках охотника» он с любовью показал умных, честных, благородных, добрых трудолюбивых крестьян и чудесную русскую природу. (Примерные слова для вставки: писатель, мальчик, Иван Сергеевич, Тургенев, автор.)

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...