Местное самоуправление и губернаторы в российской империи. Местное cамоуправление в российской империи Выборные органы местного самоуправления 1864 назывались

2. Почему Александр 1 отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Какой части населения русской деревни касались реформы П. Д. Киселёва? А) государственных крестьян б) помещиков; в) крепостных дворовых крестьян; г) крепостных пашенных крестьян;; д) жителей военных поселений.

5. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому миру? А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе; Б) становилась союзником Франции в войне против Англии; В) обязана была вступить в войну против Англии.

6. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих. А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

7. Какова цель военных поселений? А) подавить волну выступлений крестьян; б) снизить государственные расходы на содержание армии, в) организация массовой подготовки резервов.

8. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова? А) М. Барклай де Толли; б) П. Багратион, в) И. Мюрат.

9. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

10. 23 мая 1816 года Александр 1 утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

11. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

а) «Союз спасения», б) «Союз Благоденствия», в) «Союз офицеров»

12. «Конституция » Н. Муравьева предполагала: а) сохранение крепостного права; б) освобождение крестьян без земли; в) сохранение помещичьего землевладения.

13. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля? А) конституционная монархия, б) демократическая республика, в) Самодержавная монархия.

14. Рекрутская повинность – это: а) обязанность крестьян работать на казенной мануфактуре; б) выставление определенного количества людей из податного сословия для обслуживания нужд армии; в) государственный налог с крестьян на содержание армии; г) обязанность податного сословия выставлять определенное количество солдат.

15. Тормозом в развитии экономики России было: а) вотчинное землевладение; б) ремесленные цеха; в) крепостное право; г) отсутствие поддержки со стороны государства.

16. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 года:

А) выборный характер земств; б) земства избирались на основе имущественного ценза; в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств; г) в ряде губерний земства решено было не создавать; д) земства содержали больницы, школы, дороги, тюрьмы.

Е) во главе всех губернских земств стояло центральное земство; ж) земства были созданы, чтобы позднее заменить центральные органы управления.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

1 января 1984 года были проведена Земская реформа, которая стала одной из главных либеральных реформ Александра 2. Реформа вошла в историю под названием «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» и определяла систему местного самоуправления на местах.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Суть реформы

1 января 1864 года император подписывает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ запустил Земскую реформу, создав в уездах и губерниях органы местного самоуправления. Назывались эти органы – Земства.

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы . На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств . На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств . Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей (в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.


Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.


Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.


Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору . Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).


Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

  1. Регионы, где землевладение отсутствовало или было незначительным. Это Сибирь, Оренбургская, Архангельская и Астраханская губернии, а также Средняя Азия.
  2. Регионы, где основная часть помещиков не была русскими. Это правобережная Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Кавказ.

Это был главный недостаток реформы – избранность. Второй же недостаток – выборные сословия. На бумаге выборная система выглядит самодостаточной, в реальности же она получилась сословной, где значительное преимущество в численности был у дворян.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II, их цель - децентрализация управления и развитие начал местного самоуправления в России. В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях в губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Земское избирательное право ограничивалось имущественным цензом; выборы строились на сословном начале.

Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами. Выборы производились соответственно на трех избирательных съездах. При этом у крестьян выборы были косвенные: гласные избирались на съезде выборных от сельских обществ. В избирательных съездах не участвовали: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору; г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России, Не могли быть избраны в гласные губернаторы, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, чины местной полиции.

Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава. Гласные избирались на три года, в сроки, назначаемые министром внутренних дел. Никаких служебных преимуществ и содержания им не полагалось. Назначение содержания председателю и членам земских управ зависело от земского собрания. Земским органам самоуправления поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, в частности: 1) заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства; 2) устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержащихся за счет земств; 3) меры обеспечения народного продовольствия; 4) заведование земскими благотворительными учреждениями; прекращение нищенства; попечение о построении церквей; 5) попечение о развитии местной торговли и промышленности; 6) участие в попечении о народном образовании, здравоохранении; 7) исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления; участие в делах о почтовой повинности; 8) расклад тех государственных денежных сборов, распределение которых по губернии и уездам возлагалось на земские учреждения; 9) назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов для удовлетворения земских потребностей и др.



Земские учреждения имели право, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, заключать договоры, принимать обязательства, выступать в качестве истца и ответчика в судах по имущественным делам земства.

Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 г. и была основана на тех же принципах, что и земское самоуправление. Были созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа.

Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местной правительственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице министра внутренних дел и губернаторов. В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны. Таким образом, существовало две системы управления на местах: 1) государственное управление; 2) земское, городское самоуправление.

При Александре III были проведены реформы, цель которых - устранить те недостатки, которые выявила практика земского и городского самоуправления: обособленность земских учреждений от правительственных. В результате в земстве было увеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьяне лишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из числа избранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контроль правительственных чиновников.

Система земского и городского самоуправления, сложившаяся на основе новых Положений 1890 г. и 1892 г., включала следующие структурные элементы.

Губернское земское собрание состояло, под председательством губернского предводителя дворянства (если царь не назначал председателем иное лицо), из гласных. Их численность колебалась от 29 до 62 человек. Кроме того, в состав губернского земского собрания входили лица, заседающие в нем по должности (уездные предводители дворянства, местный управляющий государственным имуществом и др.). Губернское земское собрание созывалось раз в год, не позднее Декабря, на сессию, которая не должна была продолжаться более 20 дней, но губернатор мог продлить ее на срок действительной необходимости. Он также давал разрешение на проведение чрезвычайных земских собраний, на которых, однако, Смогли обсуждаться лишь те вопросы, которые указывались в приглашениях.

Губернская земская управа состояла из председателя и двух, Членов (число последних могло быть увеличено с разрешения министра внутренних дел до шести), избираемых губернским земским собранием. При этом избранными могли быть не только гласные земского собрания, но и все лица, имеющие право участия в земских избирательных собраниях, т.е. те, кто обладал активным избирательным правом в уездные земские собрания. Председателем управы мог быть избран лишь тот, кто имел право поступления на государственную службу, т.е. по общему правилу только дворянин или лицо с высшим образованием.

Земское собрание уезда состояло из земских гласных, а также членов по должности (председателя управления государственных имуществ, городского головы уездного города и др.). Оно собиралось ежегодно на сессию не позднее октября. Сессия продолжалась десять дней. Губернатор мог продлить этот срок. Председательствовал на уездном земском собрании уездный предводитель дворянства. Уездная земская управа. Способ избрания уездной земской управы был аналогичен губернской. Для осуществления своих функций земским органам было предоставлено право облагать население денежными сборами, а также вводить в некоторых случаях натуральные повинности.

Городская дума кроме выборных гласных входили также председатель местной уездной управы и депутат от духовного ведомства. Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа, в состав которой входили от двух до шести членов (в зависимости от размера города). Председательствовал в городской управе городской голова. Срок полномочий городских органов самоуправления в отличие от земских, избираемых на три года, составлял четыре года. Городская дума в соответствии с Городовым положением должна была проводить не менее четырех и не более 24 заседаний в течение года.

Органы городского самоуправления: на них возлагалось удовлетворение потребностей населения, издание обязательных для местных жителей постановлений по противопожарным, санитарным вопросам и др. Городские думы могли устанавливать сборы: с недвижимого имущества (не свыше 1% стоимости или одной десятой доходности); с промысловых свидетельств; с заведений трактирного промысла и др.

Правительственная администрация в лице губернатора осуществляла надзор за земским и городским самоуправлением. Губернатор утверждал в должности членов управ и представлял на утверждение министру внутренних дел председателя губернской земской управы и городских голов губернских и областных городов. Земские и городские управы были подотчетны представительным органам самоуправления: земским собраниям и городским думам. Вместе с тем губернатор имел право производить ревизию управ и всех подчиненных им учреждений и требовать объяснений по поводу тех или иных выявленных нарушений. Губернатору предоставлялось право принимать жалобы на действия управ.

Выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, считались состоящими на государственной службе. Председатели и члены земских управ, городские головы и члены городских управ могли подвергаться дисциплинарным взысканиям.

На уровне волости, отдельных сельских поселений действовали органы крестьянского самоуправления. Органами сельского общества являлись сельский сход и сельский староста. Ведению сельского схода подлежали прежде всего дела хозяйственные, связанные с владением землей, вопросы о семейных разделах и др. Кроме того, на сходе выбирались должностные лица (сельский староста, сборщик податей, смотрители хлебных магазинов, сельский писарь и др.), заслушивались их отчеты, а также осуществлялась раскладка податей и повинностей, установление мирских сборов (на общественные расходы) и др. Сельское общество являлось хозяйственной единицей. Волость же представляла собой административную единицу. Территория волости состояла из земель одного или нескольких сельских обществ. В волостях насчитывалось в среднем 20 тыс. человек. На волостном управлении лежала забота об исполнении повинностей, возложенных на крестьян, надзор за сельскими должностными лицами и помощь местной полиции. Органами волостного управления являлись: волостной сход, волостное правление, волостной старшина, волостной писарь, а также сотские, десятские и некоторые другие должностные лица. Органами надзора за крестьянскими учреждениями являлись земские начальники. Положение о земских начальниках было введено в 1889 г. Особенность их правового статуса заключалась в том, что они выступали и как судебные, и как административные органы.

С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить

органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль.

Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского

самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства

Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью

нижестоящих органов вышестоящим.

В советское время одним из основных принципов организации и деятельности

всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот

принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему.

Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского

периода, и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных

звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов

РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных

депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных

депутатов (1980 г.).

В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт,

свойственный исключительно буржуазной демократии. Только в начале 60-х гг.

XX в. постепенно вновь стали развиваться исследования о местном

территориальном самоуправлении. Снова проблема правового статуса местных

органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта

Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения

о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти,

в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего

конституционного положения.

Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9

апреля 1990 г. Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и

самоуправлении в РСФСР". Данные Законы сыграли определенную роль в

развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных

органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация

органов государственной власти и местных органов - это в итоге привело к

роспуску местных Советов. В октябре 1993 г. в рамках разрешения кризиса власти

в Российской Федерации было издано Положение об основах организации

местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной

конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской

Согласно данному Положению:

1) органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других

населенных пунктах являлись выборные и другие органы местного

самоуправления - собрание представителей, глава местного самоуправления.

На территориях, включающих несколько городских или сельских поселений,

совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан

единый орган местного самоуправления соответствующих территорий;

2) в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное

самоуправление могло осуществляться непосредственно населением через

собрания, сходы и выборным главой местного самоуправления, который

периодически отчитывается перед собранием, сходом. В иных населенных

пунктах (городах, городских, сельских поселениях и др.) предусматривалось

создание представительных коллегиальных органов местного самоуправления и

главы местного самоуправления.

В городах и других поселениях с населением свыше 50 тыс____u1074 в. человек глава

администрации назначался главой администрации края, области, города

федерального значения, автономной области, автономного округа либо

избирался населением;

3) выборный представительный орган местного самоуправления работал, как

правило, на непостоянной основе и созывался на свои заседания

соответствующим главой местного самоуправления. При этом решения

выборного представительного органа подписывались главой местного

самоуправления.

В компетенцию выборного представительного органа местного самоуправления

входило: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также

установление местных налогов и сборов (по представлению и согласованию с

главой местного самоуправления), утверждение программы развития

территорий, принятие положения (устава) о местном самоуправлении,

осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления;

4) в компетенцию главы местного самоуправления входило: управление

муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами

муниципальной собственности, разработка местного бюджета, обеспечение его

исполнения, а также выполнение иных исполнительно-распорядительных

функций. Причем данные функции глава местного самоуправления осуществлял

непосредственно или через образуемые им органы;

6) органы местного самоуправления наделялись правом самостоятельно

определять структуру местного самоуправления.

Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие

Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам

конституционного строя такие положения, как отнесение местного

самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного

самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий,

организационная обособленность органов местного самоуправления от органов

государственной власти, существование муниципальной собственности, в том

числе на землю.

12 Местное самоуправление -комплексное и многообразное явление,

регулируемое Конституцией РФ 1993 г. Оно выступает не только как одна

из основ конституционного строя Российской Федерации и форма

народовластия, но и как разновидность социального управления, форма

децентрализации власти и самоорганизации местных жителей,

деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного

значения, форма публичной власти, взаимодействующая с

государственной властью.

Проблематика местного самоуправления поднимает ряд важнейших

вопросов конституционно-правового развития современной России, в том

числе: разграничения полномочий между Российской Федерацией,

субъектами Федерации и муниципальными образованиями;

территориальной организации местного самоуправления; муниципальных

полномочий по решению вопросов местного значения; статуса органов и

должностных лиц местного самоуправления; муниципальной

собственности; местных финансов.

Решение указанных вопросов в федеральном законодательстве фактически

означает определение места местного самоуправления в государственном

механизме Российской Федерации.

Конституция РФ, а вслед за нею Федеральный закон «Об общих принципах

определяют, что местное самоуправление составляет одну из основ

конституционного строя Российской Федерации, признаётся,

гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей

власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией

РФ, с помощью федеральных законов, а в случаях, установленных

федеральными законами, - законов субъектов РФ самостоятельное и под

свою ответственность решение населением непосредственно и (или)

через органы местного самоуправления вопросов местного значения

исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных

традиций.

Местное самоуправление в этом качестве логически связано с намерением

России быть демократическим и правовым государством (ч. 1 ст. 1

Конституции РФ). Конституция РФ свидетельствует о понимании ценности

местного самоуправления, обеспечивающего осуществление народом

своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), реализацию прав граждан на

участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) и ряда других

основных прав (ст. 24, 33, 40, 41, 43), позволяющего территориальному

сообществу граждан иметь, пользоваться и распоряжаться муниципальной

собственностью (ч. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9), создающего предпосылки к

единению общества, человека и государства, укреплению федерации как

целого, служащего формой решения национальных вопросов.

Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного

самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В

соответствии со ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему

органов государственной власти. Кроме того, она устанавливает, что местное

самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, что предполагает

выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного

самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед

своим населением.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения её ст. 3 и 12, гарантирующие

местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке,

установленном самой Конституцией. Никакие другие конституционные нормы не

могут противоречить её положениям о местном самоуправлении, закрепленным в

Пространством осуществления местного самоуправления является вся территория

РФ. Муниципальные образования создаются с учётом федеративного устройства

государства, охватывают всю территорию соответствующих субъектов Федерации,

кроме территорий с низкой плотностью населения.

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником

власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою

власть непосредственно (т.е. путём референдума, выборов), а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное

самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

– предусмотренные федеральными законами требования (условия), определяющие природу

местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок

формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и

гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются:

гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов

местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов

государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением;

их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и

Выделяют следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий –

текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного

самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая

самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан

(выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного

самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого

волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному

образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в

муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом)

5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов

местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы

выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный

характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных

местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по

удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено

к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного

самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности

населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач

и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и

гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека.

В зарубежных странах принципы местного самоуправления не представляют собой застывшую

догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства.

Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных

моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на

базе международно-правовых актов.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной

деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе

народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная

деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи

выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая

демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне,

муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью

в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует

оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной

реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью,

ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов

местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного

решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и

эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение

местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач,

решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления

можно выделить следующие основные его функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного

самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных,

коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных

Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением

муниципального образования вопросов местного значения.

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для

эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям прежде всего относятся:

1) наличие выборных органов местного самоуправления;

2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;

3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении

муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления

граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как

непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы,

национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

принципы территориальной организации МС - это законодательно установленные положения

и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и

преобразования муниципальных образований (МО), состав территории МО, а так же порядок

установления и изменения их границ. (сегодня принципы территориальной организации МС в

полном объеме определяются на федеральном уровне)

3 принципа

1. Порядок образования и преобразования МО

2. Порядок установления и изменения границ МО

3. Состав территории МО

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских

поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях

городов федерального значения

Сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании МО

Двухуровневая территориальная организация МС в границах муниципального района

Участие населения в принятии решений по вопросам преобразования МО

Учет численности населения при образовании сельского поселения

Наделение законами субъектов Федерации соответствующих МО статусом городского,

сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского МО

Территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями.

Установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более

населенных пункта) а так же муниципального района как правило с учетом пешеходной

(транспортной) доступности

Целостность территории МО

Учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ МО

Учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения

соответствующих вопросов местного значения развития МО

Установление и изменение границ МО законами субъектов Федерации

Обеспечение устойчивого и комплексного развития территории МОв целях эффективного

решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий

жизнедеятельности населения

Учет исторических, и иных местных традиций, при определении состава территории МО,

установление его границ__

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...