Мельпомена - это муза трагедии или театра? Девять муз древней греции.

Анна Керн стала для Пушкина «чудным мгновением». В день ее кончины, 8 июня, хочется вспомнить других женщин, благодаря которым русская литература наполнилась восхитительными и непревзойденными строками.

Анна Керн

Они познакомились в Петербурге на одном из литературных вечеров. Умница и красавица Керн не могла не произвести на Пушкина впечатление. Существует версия, что «солнце русской поэзии» «не зацепил» Анну, однако, позднее, она познакомилась с его стихами и была ими очарована. Милая и добрая Анна мечтала об уютной семейной жизни. Однако в 16 лет ее выдают против воли за 52-летнего генерала, которого «невозможно любить». В итоге она все-таки сбегает от мужа, а в «награду» получает более чем щекотливое положение и опороченную репутацию. В итоге, правда, ей удается добиться личного счастья, когда она, будучи уже сорокалетней дамой, снова выходит замуж. Пылкий, но не продолжительный роман с Пушкиным происходит во время визита Керн к своей тетке в Тригорское. Пушкин со свойственной ему горячностью теряет голову. Его переполняет целый вихрь эмоций, поэтому-то возлюбленная становится для него, как верно замечает Лотман, и «гением чистой красоты», и «милой, божественной», и «мерзкой», и «вавилонской блудницей». Ну а русская лирика обогащается пленительными и загадочными строками.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Нина Петровская

Впервые Нина и Валерий Брюсов встретились в гостиной, где собирались символисты. Он – всеобщий кумир, почти верховный жрец декадентства, о котором ходили легенды, будто питается он засахаренными фиалками, а по ночам рыскает по кладбищенским склепам. Она – увлеченная мистицизмом, экзальтированная, превращавшая свою жизнь в бесконечный трепет. Брюсов, скорее всего, намеренно в первый раз не замечает Нину, потому что не обратить внимание на особу, затянутую в черное платье, с четками в руках и огромным крестом на груди, было невозможно. Ей – 20, ему – 31. В следующий раз они встречаются в Большом театре во время премьеры «Вишневого сада». Этот 1904 год становится «годом их воскресения». Она впервые полюбила по-настоящему. Он, поглощенный водоворотом бури, поймал, наконец, свою мечту: к нему пришла любовь, которая жила до этого только в его стихах, и женщина, о которой он читал в книгах. Нина становится прототипом главной героини брюсовского романа «Огненный ангел» - одержимой дьяволом Ренаты.

Ты - слаще смерти, ты - желанней яда,

Околдовала мой свободный дух!

И взор померк, и воли огнь потух

Под чарой сатанинского обряда.

В коленях - дрожь; язык - горяч и сух;

В раздумьях - ужас веры и разлада;

Мы - на постели, как я провалах Ада,

И меч, как благо, призываем вслух!

(Отрывок 8 сонета из венка сонетов «Роковой ряд»)

Татьяна Яковлева

Они познакомились у парижского доктора. Татьяна приехала с обострившимся бронхитом, Маяковский – с простудой. Высокого, большого и элегантного господина не заметить было трудно. Это стало любовью с первого взгляда. Поэт вызвался проводить Татьяну до дома на такси. В машине он снял пальто, которым укутал ноги женщины, а потом умудрился встать на колени и начал признаваться в любви. До отъезда Маяковского в Россию они встречались ежедневно. Тата (именно так называл свою возлюбленную поэт) поразила его не только исключительной красотой, но и двумя «умениями» - разбираться в поэзии и людях. Она, казалось, видела каждого насквозь, при этом никогда никого не судила. Татьяна напишет о Маяковском: «Он такой колоссальный физически и морально, что после него буквально пустыня. Маяковский же впервые посвятит стихи не Лиле Брик, а другой женщине.

Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все разно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.

(Отрывок. «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928 год.)

Наталья Волохова

Актриса труппы Веры Комиссаржевской появляется в жизни Александра Блока зимой 1906 года. В 1907 выходит сборник «Снежная маска» с посвящением «высокой женщине в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Обаятельнейшей женщине со стройным станом, с тонкими чертами бледного лица, черными волосами и широко распахнутыми «маками злых очей» очень идет блоковская «снежная маска». Ее называли «роскольничьей богородицей». Любовь Блока оказывается безответной и мучительной. Волоховой кажется, что поэт любит в ней свою «хмельную мечту», впрочем, и сама она видит в Блоке только поэта и обаятельного человека.

И вновь, сверкнув из чаши винной,

Ты поселила в сердце страх

Своей улыбкою невинной

В тяжелозмейных волосах.

Августа Миклашевская

Женщина необычайной красоты встретилась опустошенному и уставшему Есенину после «бегства от Айседоры» и возвращения на Родину. Она была именно тем человеком, которого жаждала душа поэта. Она умела слушать и понимать, ее взгляд был пропитан лаской и грустью. А Есенин «в первый раз запел про любовь, в первый раз отрекаясь скандалить». Рядом с ней он становился по-настоящему свободным, душа его начинала дышать «запахом меда и роз». Августе он посвящает одни из красивейших своих стихов: «Ты такая ж простая как все…», «Дорогая, сядем рядом…», «Ты прохладой меня не мучай…» и другие. Однако, Августа не могла разделить любовь поэта, считая себя женщиной холодной и не способной на любовь. К тому же ей приходилось разрываться между игрой в театре, которая давала ей средства к существования, и сыном, которого она воспитывала в одиночку. Однако на долгое время Августа оставалась для Есенина тем утешающим островком, тем спасением от бурь и скандалов, его преображающей молитвой.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Надежда Хазина

Надежда Яковлевна стала для Осипа Мендельштама не только женой, но и другом, горячей поклонницей, матерью, нянькой. Они встретились 1 мая 1919 года в киевском богемном клубе «Хлам». Слух о том, что известный поэт женился, взбудоражил всех. Неужели вольная птица решила добровольно запереть себя в клетке? Этой «клеткой» стал коротко стриженный молодой человек в коричневом костюме с папироской в зубах – именно так описывали Надежду Мендельштам. Но душа, заключенная в это хрупкое мальчишеское тело, способна была пройти через все горести: аресты, ссылки, болезни, нищету, голод. По воспоминаниям Ахматовой, Осип любил свою «Маманс» «невероятно, неправдоподобно». Он обожал ее, называл «своим вторым я». После смерти Осипа главной целью ее жизни, пропитанной одиночеством и травлей, становится сохранение наследия мужа. Каждый день перед сном она восстанавливает по памяти его стихи, переписывает их и раздает друзьям, питая надежду, что таким образом стихи не погибнут. Она напишет свои резкие и неоспоримые «Воспоминания» - и мир узнает не оболганного, настоящего Мендельштама.

Есть женщины сырой земле родные,

И каждый шаг их - гулкое рыданье,

Сопровождать воскресших и впервые

Приветствовать умерших - их призванье.

Анна Цакни

С античной красавицей, гречанкой по происхождению, Бунин знакомиться в Одессе. Для успевшего немного отойти от приправленной разочарованием любви к Варваре Пащенко, но все же еще потерянного Бунина череда пикников, застольев, музыкальных вечеров, организуемых в доме Цакни, становятся спасением. В 1898 году они поженились, впрочем, их заведомо неудачный брак просуществовал всего полтора года. Бунин мучился от непонимания жены, которая хотела жить, а не быть тенью мужа. Ей не нравились его стихи. Он называл свою любовь «солнечным ударом», обвиняя возлюбленную в легкомысленности, неумении наладить быт, неспособности разделить его интересы и идеалы. В ответ слышал упреки в черствости и холодности. Изматывающими и трагическими эмоциями пропитано все бунинское наследие, начиная от ранней лирики и заканчивая «Жизнью Арсеньева».

Для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии.

Не всякое искусство одинаково ценно

В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.

У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.

Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.

Откуда пришли к нам музы?

Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.

Божественное происхождение

Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Место обитания

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

Прекраснейшая из сестер

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.

Как появились сороки

Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.

Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.

Атрибуты прекраснейшей из муз

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Изображения Эвтерпы

Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.

Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Существует мнение, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Мы решили пойти дальше, размышляя на эту тему, и пришли к выводу, что существует неоспоримый факт: за каждым удивительным произведением русских поэтов стоит невероятная, чарующая и вдохновляющая женщина. Рассказать обо всех представительницах прекрасного пола, благодаря которым были созданы значимые для русской литературы стихи, наверное, невозможно. Поэтому мы решили рассказать о пяти самых неоднозначных музах двадцатого века.

Айседора Дункан

Вы когда-нибудь представляли себе, как умеет любить хулиган? А вот Айседора Дункан знала не понаслышке. Талантливейшая балерина с невероятно тяжелой судьбой и темпераментный поэт-забияка Сергей Есенин познакомились благодаря художнику Жоржу Якулову и с первой же встречи вели себя так, будто знали друг друга всю жизнь. Преградой этой связи не стали ни огромная разница в возрасте (танцовщица была на 18 лет старше поэта), ни языковой барьер, ни совершенно разные взгляды на жизнь: Айседора была убежденной феминисткой и только рассмеялась в лицо гадалке, которая предсказала ей свадьбу в чужой стране. А свадьба все же состоялась, ведь Есенин находил в «своей Изадоре» нежность, грацию и вдохновение, был сражен ее талантом и даже на время «позабыл кабаки». Новоиспеченные супруги даже отправились вместе на гастроли Айседоры, но в Европе Есенина в силу возраста воспринимали как дополнение к звезде балета, а он чувствовал себя некомфортно в лучах ее славы. Из-за неестественного для поэта окружения и непривычной жизни Есенин вернулся к алкоголю, а вместе с кабаками вспомнилось и чувство ревности, и рукоприкладство. К несчастью, именно то, что свело их вместе – творчество, эмоциональность, эксцентричность – привело их союз к неминуемому краху. Но, несмотря на грустный конец, их отношения подарили нам такие пронзительные и глубокие стихи:

Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. «Пой же, пой! На проклятой гитаре...»1922 г.

Любовь Менделеева

Дочь одного из самых выдающихся ученых Дмитрия Менделеева была далеко не однозначным персонажем в истории Серебряного Века русской поэзии. О девушке, которую обожествлял в своих стихах Александр Блок, Анна Ахматова писала: “Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы… Внутреннеже она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то… Но он (Блок) всегда, всю жизнь видел в ней ту девушку, в которую когда-то влюбился… И любил ее…” Они были знакомы еще с детства, но после долгих перерывов в общении судьба будто бы сталкивала их на улицах Петербурга. Увлеченный мистицизмом и символизмом поэт видел знаки судьбы в случайных встречах с Любой Менделеевой и решил жениться на ней буквально после пары встреч. В ночь, когда Александр Блок сделал предложение своей возлюбленной, в его кармане была заготовлена прощальная записка, которая начинается с «В моей смерти прошу никого не винить…», но, к счастью, Люба дала свое согласие на брак. Блок воспевал свою жену в стихотворениях как «Деву радужных ворот», как символист, он находил в ней путь к Мировой Душе.

Не призывай. И без призыва Приду во храм. Склонюсь главою молчаливо К твоим ногам. И буду слушать приказанья И робко ждать. Ловить мгновенные свиданья И вновь желать. Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб. Порой - слуга; порою - милый; И вечно - раб. А. Блок SERVUS – REGINAE 1899 г.

Такая роль тяготила ее саму, ей были чужды подобные сравнения и восхваления, особенно когда они препятствовали ее женскому счастью. Блок боялся разрушить образ чистой и божественной девы, поэтому заводил романы с другими женщинами, в то время как его жена оставалась девственницей. Поэт считал, что физическая близость может помешать их духовному росту, взаимопониманию и совместной жизни. В этот момент близкий друг поэта Андрей Белый, вдохновленный циклом стихов Блока о Прекрасной Деве, начал влюбляться в ее земной прототип – Любовь Дмитриевну. Андрей Белый так же, как и Блок, видел чарующую красоту Любови, но испытывал к ней более земные чувства и мечтал создать с ней семью, о чем поведал ей в письме. Девушка не стала утаивать от мужа это признание, равно как и то, что готова ответить Андрею взаимностью, но не хочет разводиться. Более трех лет оба поэта присутствовали в жизни своей музы, изводили ее своей странной любовью, а несчастная девушка никак не могла определиться. Она металась от одного к другому и никак не могла принять твердого решения. Вся эта ситуация вдохновила Блока на создание пьесы «Балаганчик», вызвавшей бурную реакцию деятелей искусства того времени и обиду Андрея Белого, которая вылилась в стихотворение, адресованное Блоку:

Тебе ль ничего я не значу? И мне ль ты противник и враг? Ты видишь – зову я и плачу, Ты видишь – я беден и наг! Но, милый, не верю в потерю: Не гаснет бескрайняя высь. Молчанью не верю, не верю. Не верю – и жду: отзовись. Андрей Белый. А. А. БЛОКУ 1906г

Лиля Брик

Подобный любовный треугольник еще не раз появится в творческих кругах Серебряного Века, и одной из вершин такого треугольника станет загадочная Лиля Брик. Девушка, у чьей «любви нельзя было и плачем вымолить отдых», сводила мужчин с ума своим невероятным обоянием и харизмой, хотя и не славилась красотой. Не устоял и один из самых выдающихся советских поэтов и деятелей искусства – Владимир Маяковский.

К несчастью поэта, однако, к счастью поклонников его творчества, на момент знакомства с Маяковским Лиля была замужем за Осипом Бриком, литературоведом и впоследствии издателем поэм «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах». Любовь, на которую закрывал глаза муж Лилички Ося, была сумасшедшей, изнуряющей, но вдохновляющей. Маяковский и Брики несколько лет жили одной семьей, вместе проводили время, творили и очень талантливо страдали, что отразилось во множестве строк Маяковского, наполненных болью, мучениями и поклонением Лиле. Возлюбленная поэта славилась своим гостеприимством и созданием самого успешного литературно-художественного салона, ее жизнь была переплетена со многими деятелями искусства, а имя фигурировало в произведениях самых известных футуристов. Образу Лили Брик придает невероятную загадочность ее связь с секретными службами – ни для кого из окружения Бриков не было секретом, что Осип работает в ЧК, а Борис Пастернак в своих воспоминаниях подчеркивал: «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции». Конечно, этот факт не смущал абсолютно просоветского поэта Владимира Маяковского, который после революции безоговорочно принял новую власть и прославлял ее в своих стихах и поэмах. Но если пропагандистские произведения поэта стали менее актуальны с ходом истории, то его строки о страстной любви невероятной силы вызывают самые яркие чувства и эмоции и у новых поколений читателей. За что, конечно, стоит благодарить «измучившую поэта», невероятную и загадочную Лилю Брик, о которой Маяковский отчаянно писал стихотворение за стихотворением:

«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих строкопёрстый, клянусь - люблю неизменно и верно!» В.Маяковский «Люблю» 1922г.

Марина Басманова

Никогда и никому не посвящали столько стихов, сколько посвятил Иосиф Бродский художнице Марине Басмановой. Буквы М.Б. над его стихами появлялись до самого конца его жизни: и в светлые для поэта периоды, и в ссылках, и в эмиграции он не забывал свою первую и самую странную любовь. До сих пор Марина ведет затворнический образ жизни в Петербурге, в сети сложно найти ее фотографии, и она никогда не делилась с журналистами воспоминаниями об Иосифе. Современники описывали музу поэта как удивительную, кроткую натуру: за целый вечер в кругу друзей она могла не проронить ни слова, чем, наверное, прекрасно дополняла красноречивого, яркого и общительного Бродского, а также все подчеркивали ее невероятную красоту и какой-то особый огонек в глазах. Видимо, этот огонек и вдохновлял поэта на сумасшедшие поступки, такие как приезд из Москвы, в которой он скрывался от преследования со стороны государства, в опасный для него Петербург после известия о том, что Марина сошлась с его другом Бобышевым. Этим порывом Бродский спровоцировал свой арест, пребывание в психлечебнице, суд и ссылку, но, по его словам, это все было неважно по сравнению с тем, что случилось в его отношениях с Мариной. Несмотря на все размолвки, муза продолжала навещать поэта и в изгнании, и Бродский был готов простить все своей возлюбленной и быть с ней до конца жизни. До последнего момента Бродский был уверен, что в Америку они уедут вместе, но, родив поэту сына, Басманова решила воспитывать его одна и разорвать отношения с Иосифом. Из Америки Бродский много писал Марине, посылал подарки и продолжал посвящать ей стихи. Последнее стихотворение с инициалами М.Б. было написано спустя 17 лет после их последней встречи:

Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем Ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил, Но забыть одну жизнь - человеку нужна, как минимум, Еще одна жизнь. И я эту долю прожил". И.Бродский «Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером...» 1989г.

Марина Влади

О любви французско-русской актрисы Марины Влади и любимца публики поэта и барда Владимира Высоцкого знали все – и в Советском Союзе, и во Франции, от простых поклонников творчества этой пары до самого Брежнего. Вся история актрисы и поэта была борьбой – борьбой с железным занавесом, расстоянием, другими претендентами на их сердца, пристрастием Высоцкого к алкоголю. На момент встречи Марина уже была успешной актрисой, получившей престижную награду на Каннском фестивале, исполнительницей главных ролей в нашумевших фильмах, а Владимир тогда жил исключительно на зарплату от театра на Таганке, а его творчество воспринималось в штыки Советской властью. Конечно, великий бард комплексовал из-за такого положения дел, а Марину отношения с ним привели к многочисленным не сложившимся проектам, от которых она отказывалась, потому что 12 лет провела в пути между Парижем и Москвой. Высоцкого знали все телефонистки, потому что он обрывал провода в попытках дозвониться до своей возлюбленной, один из этих эпизодов был даже запечатлен в его стихотворении:

Для меня эта ночь - вне закона, Я пишу - по ночам больше тем. Я хватаюсь за диск телефона, Набираю вечное ноль семь. "Девушка, здравствуйте! Как вас звать?" - "Тома". "Семьдесят вторая! Жду дыханье затая... Быть не может, повторите, я уверен - дома!.. Вот уже ответили. Ну, здравствуй, это я!..." В. Высоцкий «Ноль семь» 1980 г.

А письма он писал своей теще Милице Евгеньевне, которая, в отличие от Марины, бегло читала по-русски и переводила все своей дочери.

Чудом было уже то, что паре разрешили пожениться в 1970 году, когда Высоцкому даже не давали визу, чтобы он мог съездить в гости к своей жене. Разлука выматывала их обоих: чтобы заглушить страдания, Высоцкий пил и много писал о своей любви, Марина же по каждому звонку друзей поэта хватала своих троих детей и прилетала в Москву, чтобы вынуть Владимира из запоя, окружить его заботой и напомнить ему о том, что такое счастье. Ведь, по словам их друзей, когда они были вместе, Высоцкий становился другим человеком – веселым, деятельным, в нем пропадала его грозность, но оставалась мужская сила, в которую и была влюблена актриса. Марина часто сравнивала своего русского мужа со своим отцом, с которым у них были особые и очень нежные отношения. После кончины Владимира Высоцкого Марина написала о нем великолепную книгу: “Владимир, или прерванный полет…», в которой подробно описана их удивительная любовь и все горести, которые пара переживала вместе. В ней она, конечно, лукавит, говоря о том, что никогда не помогала Высоцкому писать. Именно благодаря Марине Влади появилось невероятное множество чувственных и нежных стихов, совершенно не свойственных Высоцкому, каким мы его знаем по его бессмертным песням.

“Мне меньше полувека - сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним. Мне есть что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.» В.Высоцкий «И снизу лед, и сверху. Маюсь между… » 1980 г.

Наверное, действительно глубокие и волнующие строки не могут прийти в голову человеку, который не испытал сильных душевных переживаний. И на примере всего нескольких выдающихся поэтов двадцатого века мы можем увидеть, что трогающие за живое стихи связаны с удивительными, полными страсти любовными историями – историями сложных отношений между поэтами и их музами. А нам остается лишь вдохновляться великолепными произведениями, и помнить о том, что творчество лечит даже самые глубокие душевные раны.

Муза эпической поэзии,
Эвтерпа - муза лирической поэзии,
Эрато - муза любовной поэзии,
Талия (Фалия) - муза комедии,
Мельпомена - муза трагедии,
Терпсихора - муза танца,
Клио - муза истории,
Урания - муза астрономии,
Полигимния (Полимния) - сначала муза танцев, потом пантомимы и гимнов.

Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой; Каллиопу с
восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой, Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой и в позе танцовщицы, Клито со свитком из папируса, Уранию с глобусом и циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным лицом. Как богини искусства музы были связаны с их
предводителем богом Аполлоном . Они веселили богов своими песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам - поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён.

Поэт Прокл так представил Муз: Музы, молю - из толпы многогрешного города людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу- душу!
Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

МУЗЫ, мусы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), Музы- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты . Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики . От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены . - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат.
furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его
странствий (Diod. IV 4), подобно менадам . М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей , установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин . сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона . Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские Мeps классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне , воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса , Океана , Ночь , Гелиоса , самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).

Функции Муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху Муз превратились в символические образы: Эрато - Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена - Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - Муза танца с лирой и плектром Талия - Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет

Издавна сложилось, что появление муз предвещает вдохновение, воодушевление, наступление чего-то долгожданного и желаемого. Значение музы в творчестве поэтов невозможно переоценить. Она всегда была источником творческого порыва, окрыления и озарения. Недаром, ее образ обрел черты юной красавицы, воздушной, прелестной, полной некой таинственности и грации.

К слову, о происхождении муз мало что известно. По этому поводу существует множество взглядов. Древнегреческая теория заслуживает внимания.

Жизнь древних греков тесно связана с музами: поэты и сказители неизменно взывали к ним о покровительстве; направляя друзей в дальний путь, нередко греки произносили: «Да пребудут с тобой музы!» ; и сведения о существовании храма Муз в Акрополе – Мусейона, сохранились до наших дней. Впервые, мы узнаем о существовании муз из трудов Геродота. Само понятие «муза» переводится с греческого как «мыслящая». Музы, согласно древним грекам, это дочери Зевса и Мнемозины, богини памяти.

Древняя Греция была просвещенной страной, которая обогатила историю всего мира. Поэзия у греков ценилась также высоко, как и естественные науки. А дочери Зевса являются символом совершенной гармонии. Музы разделили между собою искусства и науки, считавшиеся главными у греков. Образ каждой дополнили характерным атрибутом. Всего муз девять: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Талия, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Полигимния, Урания.

Каллиопа, муза самоотверженности, патриотизма, эпической поэзии.

Ее изображают с дощечкой и «палочкой» для писания - стилосом. На голове у нее лавровый венок – признак того, что ее считали королевой всех муз. Перебивать ее жаркие речи о чести, достоинстве, бесстрашии и добром имени настоящего воина даже для Аполлона считалось дерзостью. Она воодушевляла на жертвенность и героические поступки, помогала побеждать чувство страха, вдохновляла на подвиги. Образ Каллиопы изображали на миниатюрах и дарили перед дальними походами. Чтобы сердце странника было полно ясными думами и желанием возвратиться. Поэтому Музу олицетворяли с проявлением любви к родной земле.

Клио, муза истории

Свиток пергамента – ее атрибут. Эта муза вселяет любовь к былому. Важность истории Греции для ее жителей неоценима. И такая муза, как Клио, вносила сведения даже о малозначащих фактах в свои свитки. Из мифологии мы знаем о разладе между Афродитой и музой. Муза придерживалась строгих укладов и никогда не была влюблена. А Афродита пылала страстью к Дионису, хотя и была женой бога Гефеста. Непреклонная муза осудила богиню. Тогда по приказу Афродиты ее сын Эрот выпустил две стрелы: одну в Клио, порождающую чувства, а другую в Пиерона, убивающую любовь. Испытав муки от неразделенной любви, Клио больше никого не осуждала за чувства.

Клио не даёт забыть человеку о его достижениях, помогает найти свое призвание и определить место в жизни.

Мельпомена, муза трагедий

Ее символ – скорбная маска в правой руке. А в левой руке изображают либо меч как символ воздания за непокорность, либо свиток пергамента. Эта муза – покровительница смертоносных сирен. Двух ее дочерей погубила гордыня, и в наказания их превратили в сирен. Мельпомена вечно скорбит об утрате дочерей.

Талия, муза комедии

Комедийная маска в руках и венок из простого плюща – вот атрибуты этой музы. Муза никогда не добивалась внимания к себе, слыла жизнерадостной, неунывающей, отрадной натурой. Комедийная маска в ее руках можно интерпретировать как символ смеха. Но есть и иная версия: маска означает, что жизнь людей всего лишь представление для богов.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Ее отличительной чертой считалось изысканное восприятие поэзии, изящество и элегантная красота. Ее атрибут - флейта и венок из живых цветов, которые подчеркивают ее женственность и чувственность. Считалась самой обворожительной, неотразимой, очаровательной из муз.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Ее символ — музыкальный инструмент, чаще всего изображали лиру или тамбурин. Голову музы украшали розы — символ вечности любви. Эрато восславляла борьбу за настоящую любовь. В ее песнях звучит: «И даже темное царство Аида не способно разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью». Муза основала до этого неизвестное музыкальное направление в Греции - свадебное.

Терпсихора, муза танца

Муза изображается с лирой в руках, на голове венок из плюща. Танец Терпсихоры - это абсолютная безупречность движений души и тела.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния олицетворяет скромность и терпение, призыв святому и неприкосновенному, ее атрибут - лира. Полигимния была покровительницей ораторов, именно она могла преобразить речь, сделать ее пламенной и жаркой, заставляющей последовать за выступающим. Верили, что произнеся ее имя перед немаловажным докладом, Полигимния снизойдет к просящему и дарует мастерство ораторского искусства.

Урания, муза астрономии

Последняя и мудрейшая из всех дочерей Зевса, не включая в рассмотрение Афину. Считается, что она была названа в честь Урана, бога небес, который царствовал еще задолго до Зевса. Символы музы — глобус и циркуль. Циркулем Урания высчитывает расстояния между звездами. По мнению греков, Урания покровительствует всем наукам, даже тем, которые далеки от небесной. Эта муза почитаема и сегодня, даже в России создан при московском планетарии музей Урании.

Музы воплощали в себе все науки и искусства, символизировали скрытые в человеке таланты. Они давали надежду прикоснуться к Божественному. Таким образом, музы выполняли роль, так называемого, посредника между божественным и человеком. С давних времен и древние греки, а потом и древние римляне, жители средневековья и в особенности эпохи Возрождения взывали к великим музам. Муза посещает не только избранных. Она дарует нам надежду, что наши желания осуществимы.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...