Логопедические упражнения на л. Учимся правильно говорить звук «Л» с помощью артикуляционной гимнастики

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для , с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.


Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля
    С удовольствием сидит.
  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара
    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.


Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [л].

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  1. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  2. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  3. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  4. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Правильная артикуляция звука «Л»:

Губы открыты

Зубы разомкнуты

Кончик языка поднят и упирается в верхние зубы

Воздушная струя умеренная и теплая

Звук «Л» звонкий

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 - 10 раз.

Чередовать «Блинчик - Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Индюк»

Делать предыдущее упражнение в более быстром темпе со звуками «бл» (как болбочет индюк)

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед - назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево - вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

Уважаемые родители!

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Мы уверены, что наше сотрудничество окажется результативным!

Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое, ложка.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а, теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.

Пароход гудит

Цель . Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.


Самолёт гудит

Цель . Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание . Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.


Качели

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения у малыша работал только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.


Иголочка

Цель. Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание . Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.


Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Детям удержание нижней челюсти даётся очень трудно, поэтому на первых порах, придерживаем её пальцами.


Грибок

Цель.

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.


Гармошка

Цель . Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.


Барабанщик

Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание . Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Лошадка

Цель . Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.


Проблемы с произношением буквы Л встречаются довольно часто. Причинами могут быть как задержка речевого или психоречевого развития, так и простое подражание (ребенок сначала говорил звук правильно, а затем пошел в детский сад, где много детей произносят его неправильно, наслушался их и тоже стал произносить звук [л] с дефектом). При этом [л] может быть заменен на нечто, похожее на звук [в] либо на [j], либо просто пропускаться при говорении. Помочь ребенку научиться правильно произносить сонорный звук могут упражнения артикуляционной гимнастики для точной и четкой постановки звука [л].

Что такое артикуляционная гимнастика?

Предлагаемый ниже комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку и отработку точного произношения звука [л]. Выполнять их можно начиная с 2-летнего возраста, когда ребенок уже может делать то, о чем его просят взрослые.

Данные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы малышу было видно, что он делает, и он мог правильно реагировать на замечания взрослых, когда его поправляют. Наилучший эффект от занятий можно получить, если проводить их в легкой игровой форме.

Направлены все эти упражнения на то, чтобы добиться нужной артикуляции при выговаривании буквы Л.

Чтобы буква звучала правильно, органы речи ребенка должны принимать следующее положение.

  1. Губы слегка раскрыты, в нейтральном положении.
  2. Зубы немного разомкнуты (примерно на 3-4 мм).
  3. Кончик языка должен быть узким и упираться в верхние резцы, бока и средняя часть языка при этом должны быть опущены.
  4. Струя воздуха при этом должна выходить в щель, образующуюся между коренными зубами и боковыми краями языка.
  5. Звук производят напрягающиеся голосовые связки.

Для того чтобы малыш смог четко воспроизвести звук, артикуляционная гимнастика должна быть направлена на достижение следующих эффектов:

  • укрепления мышц языка;
  • закрепление подъема его в нужное положение;
  • растягивание подъязычной уздечки;
  • вырабатывание подвижности передней части языка;
  • приобретение навыка делать кончик языка острым и напряженным;
  • способность удерживать артикуляционную постановку всех органов длительное время;
  • способность довольно быстро изменять во рту положение языка для дальнейшей правильной артикуляции при соединении в речи согласных звуков и гласных.

Кстати, для букв Р и Л упражнения во многом схожи, только для Р важно еще отработать вибрацию зыка.

Чтобы артикуляционные упражнения для звука [л] не утомили малыша и дали желаемый результат, длительность занятий не должна превышать 15 минут в возрасте 3-4 лет и 25 минут, если ребенку 5-6 лет.

Комплекс артикуляционных упражнений

Итак, есть особые упражнения для правильной постановки звука [л] у маленьких детей. Важно, чтобы малыш начинал выполнять их в хорошем расположении духа, не через силу, а словно невзначай, чтобы не воспринимал это именно как урок.

  1. «Гармошка». На губах – улыбка, рот приоткрыт. Присосаться широким языком к нёбу. Теперь нужно, не отпуская языка, медленно закрывать-открывать рот (постепенно растягивая подъязычную уздечку), стараясь понемногу увеличивать амплитуду. Губы при этом не должны двигаться, а язык – провисать.
  2. «Грибочек». Во многом похоже на предыдущее, но отличается статикой: язык нужно выставлять только в верхнее натянутое положение и удерживать так несколько секунд (рот не закрывается). Губы при этом должны быть зафиксированы в улыбке.
  3. «Индюшонок». Рот слегка приоткрыт. Язык должен оставаться широким. Его надо положить в таком состоянии на верхнюю губу. Теперь ее нужно облизывать, плавно поглаживая языком по направлению вперед-назад. Язык при этом отрывать нельзя. Начинают выполнение упражнения медленно, затем постепенно скорость нарастает. В конце к облизыванию надо добавить голос (получаются повторяющиеся звуки «бл», напоминающие индюшиные). Язык во время выполнения упражнения должен оставаться широким и плавно облизывать верхнюю губу, но не выталкиваться при этом вперед, а двигаться вперед-назад, не качаясь из стороны в сторону.
  4. «Лошадка». Улыбнуться с широко открытым ртом. Далее нужно поднять широкий язык вверх, «приклеить» его к нёбу, затем медленно оторвать, опуская вниз. Должен получиться звук, похожий на цоканье копыт. Постепенно скорость выполнения увеличивают. Нижняя челюсть во время этого упражнения не двигается. Если ребенку сложно этого добиться, можно поначалу придерживать ее руками.
  5. «Трубочка-улыбочка». Сомкнуть зубы, растягивая губы в широкой улыбке, показывая все зубы. Затем вытянуть губы трубочкой вперед. В каждом положении задерживаться около 4-5 секунд. Перейти из одного положения в другое не менее 5 раз. Важно следить, чтобы зубы не размыкались и не двигались.
  6. «Качели». Улыбнуться, рот приоткрыт, видны зубы. Нужно сделать язык широким, затем положить его в таком состоянии сначала за нижние зубы, затем переместить за верхние. При этом в каждом положении язык необходимо задерживать 4-5 секунд. Нужно сделать не менее 5 повторов.
  7. «Маляр». Улыбнуться с открытым ртом. Теперь начинаются поглаживающие движения («красящие») по нёбу в направлении вперед и назад. При этом важно, чтобы язык во время движения не высовывался за верхние зубы, а нижняя челюсть вместе с губами все время оставались неподвижными.
  8. «Барабанчик». Улыбнуться, рот широко приоткрыт. Теперь нужно выставить язык так, чтобы он был направлен к нёбу, заходя за верхние зубы. Теперь нужно методично стучать упругим языком за зубами по нёбу, повторяя звук Д. Делать это нужно на всю длительность выдоха (от 7 до 15 секунд). При этом напрягаются мышцы языка, плеч и шеи.

Как закрепить навыки?

После того как ребенок выполнит комплекс упражнений для правильной артикуляции при произношении звука [л], важно всегда закреплять результат, чтобы в дальнейшем требуемое произношение звука происходило «на автомате».

Для этого около 15-20 минут после каждой артикуляционной тренировки с ребенком проговаривают слоги с буквой Л, затем – слова, в которых она встречается в начале слова, в седине, в окружении согласных, твердая или мягкая. Здесь отлично подходят детские скороговорки на букву Л, веселые логопедические четверостишия. Если малыш еще и нарисует то, о чем говорилось в стихотворении, или порассуждает над смыслом скороговорки, проиграет ее действие, он не станет считать логопедические тренировки тяжелыми занятиями. За отвлекающими делами и играми ребенок легче закрепит произношение звука.

Не стоит привязывать занятия по закреплению произношения только к самой артикуляционной тренировке. В течение всего дня нужно провоцировать ребенка проговаривать букву Л – задавать ему вопросы, отвечая на которые, придется говорить слова с этой буквой, просить назвать окружающие предметы, в которых эта буква есть, и т. д. Автоматизм произношения отрабатывается постепенно.

Неправильное произношение может стать причиной не только коммуникационных трудностей, но и комплексов, вызванных насмешками сверстников над «детским лепетом» ребенка, не умеющего правильно произносить те или иные буквы. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте научить малыша воспроизводить звуки правильно.

Артикуляционная гимнастика для звука «л » — упражнения, для отработки согласного, звонкого и твердого звука русского языка.

Во время правильного произнесения звука л, органы речи принимают следующее положение:

  1. губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука;

  2. зубы незначительно разомкнуты, расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм;

  3. язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены;

  4. между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя;

Чем отличаются звуки [Ль] от [Л]?

Артикуляция звука [Ль ] отличается от артикуляции твердого [Л ] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам . Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам, и воздух идет по средней части языка.

Комплекс упражнений для звука [л]

Индюк

Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Методические указания: Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы , имитируя гудок парохода.

Самолёт гудит

Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л .

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы ], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л ].


Качели

Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения работал только язык. Очень часто это упражнение выполняют, уложив язык на нижнюю губу. При таком варианте работает только нижняя челюсть, а язык остается в покое. Старайтесь этого не допускать.

Иголочка

Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание: Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Методические указания: Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

Лошадка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

Если удержание нижней челюсти будет даваться очень трудно, то на первых порах, придерживаем её пальцами.

Грибок

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Гармошка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, с силой оттягиваем нижнюю челюсть вниз.

Методические указания: Важно, чтобы при выполнении этого упражнения рот открывался как можно шире.

Барабанщик

Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д ]: д-д-д…Сначала звук [д ]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания: Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...