Латеральное мышление. Способы развития латерального мышления

Дивергентное (латеральное) мышление является особым способом решения проблем. Используя его, человек старается взглянуть на проблему с различных сторон. Латеральное мышление было представлено Эдвардом де Боно. Этот выдающийся мыслитель является автором и других концепций: "6 шляп мышления", "6 медалей оценки" и прочих.

Латеральное мышление именуется также как нестандартное, нешаблонное, боковое, поперечное и так далее. Этот способ призван при необходимости дополнять обычные, традиционные, вертикальные приемы. Понимание необходимости использования нестандартных подходов пришло в первую очередь к тем людям и организациям, жизнь и деятельность которых тесно связана с творчеством, со способностью к созданию новых идей.

Гибкость мышления является основным условием при подборе нешаблонных методов. Механизм нестандартного подхода заключается в разрушении привычных, устоявшихся стереотипов. Сознание и мышление при этом тесно взаимосвязаны. Второе разрушает паттерны. Сознание, в свою очередь, принимает новые идеи. В некоторых случаях новые мысли и идеи могут показаться не очень хорошими, однако многие из них при должном структурировании обладают достаточно большим потенциалом и широкими перспективами.

Латеральное мышление может применяться в самых различных сферах деятельности. Так, нестандартные подходы можно использовать на работе, если специфика деятельности предусматривает творчество, требует постоянного обновления идей или способов выхода из самых разных кризисных ситуаций. Например, в бизнесе очень часто происходят ситуации, в которых удачно и вовремя сказанная шутка позволяет разрядить накаленную обстановку в коллективе. Латеральным мышлением можно воспользоваться на отдыхе, выбирая, например, место, куда съездить в отпуск.

Главной задачей нешаблонного подхода является, по мнению ряда авторов, преодоление поискового клише. Сознание рассматривается как система пассивная, как среда, в которой происходит самостоятельная организация информации.

Считается, что у человека весьма ограниченное внимание в единицу времени. Часто одни люди упрекают других в некоторой "зацикленности" на проблеме. Принципы латерального мышления не позволяют прочно утвердиться информации, закрыв доступ новым данным. Нестандартный подход позволяет вместе с этим комбинировать имеющиеся знания, зачастую образуя совершенно новые и неожиданные сочетания.

Нешаблонный способ решения задачи не ставит целью достичь конкретного одного результата. В латеральном мышлении факт не обладает безусловной силой. Нестандартный подход является лишь особым методом использования информации при решении проблемы, способом пробовать, искать, идти дальше.

В латеральном мышлении разделяют три основных приема: упорядочивание, соотношение и структурирование.

Нейропсихологами была выявлена связь между нестандартным (дивергентным) подходом и конвергентным (стандартным) подходом и Так, известно, что левое отвечает за а правое - за интуитивное восприятие.

Исходя из задач, человек может использовать то или другое полушарие. Так, например, у художника более активно правое, а у бухгалтера - левое.

Ассоциативность нешаблонного подхода позволяет применять внутреннюю свободу. К характерным чертам дивергентного мышления следует отнести "беглость восприятия". Она отражает способность к созданию нескольких идей одновременно. Еще одной характеристикой является гибкость. Это свойство предусматривает умение быстро переходить от одной точки зрения к другой. Немаловажно и наличие нетривиальности - способности к формированию оригинальных идей.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Латеральное мышление

Латеральное мышление (от англ. lateral thinking - боковой, поперечный, направленный в сторону) - это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением. Термин, описывающий принцип целой научной концепции, был предложен в 1967 г. Эдвардом де Боно , а в 1970 г. была опубликована его книга «Lateral Thinking: Creativity Step by Step» (1970). Эдвард де Боно является на сегодняшний день одним из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован. Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.

"В другой раз в попытках подобрать сетку для удаления пены в пузырьковом оксигенаторе я собрал следующую коллекцию предметов: щетка для мытья, мочалка для посуды, пластмассовая решетка для цветочного горшка, бигуди, кружевные трусы и, наконец, нейлоновые чулки, в последний момент позаимствованные у секретарши. Лучше всего подошла мочалка для посуды."

Творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности .

Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления также опубликованы в книге Эдварда де Боно «The Mechanism of the Mind » (1969).

Критика

Латеральный маркетинг - система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией; это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения. Позволяет разрабатывать новые продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе. Эта методика показывает, как инерционное движение по заданному плану в вертикальном маркетинге сегодня пора разбавить чем-то более современным. В основе латерального маркетинга – латеральное мышление.

Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Он подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (т.е. сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте. Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.

Польза и необходимость использования латерального мышления в современном маркетинге , а также предпосылки возникновения самого латерального маркетинга Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес описали в своей книге "Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей" .

Анализируя эволюцию рынков, развитие конкуренции, сокращение жизненного цикла продуктов (товаров, услуг), революцию, произведенную переходом к цифровым технологиям и снижение воздействия на сознание потребителя, авторам удается выявить сильные и слабые стороны традиционного маркетингового мышления.

Принципы латерального маркетинга:
  • Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
  • Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  • Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
  • Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.
Цели латерального маркетинга :
  • выявление новых потребностей, которые может удовлетворять товар, если его модифицировать;
  • расширение существующих сегментов рынка за счет изменения характеристик и атрибутов товара;
  • выявление дополнительных потребностей у существующих потребителей;
  • анализ и выявление дополнительных ситуаций использования товара при его модификации;
  • генерирование идей для модификации товаров на основе существующего товара;
  • анализ товаров-субститутов для атаки на существующий товар.

Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

Латеральное мышление – что это такое?

Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности. Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает. Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

Как развить латеральное мышление?

Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.

Методы латерального мышления

К самым популярным методикам относят:

  1. Мозговой штурм . Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  2. Решение изобретательских задач . Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  3. Метод Дельфи . При этом проводятся опросы, интервью, . Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.

Упражнения для развития латерального мышления

Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  1. Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  2. Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  3. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  4. Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.

Латеральное мышление – задачи

Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны и творческое воображение:

  1. Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  2. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.

Первый вопрос, который возникает при прочтении названия статьи: «что такое латеральное мышление»? Данное понятие было введено в обиход более 45 лет назад, но актуальность свою оно не потеряло и сегодня. Мы привыкли в повседневной жизни использовать логическое мышление (вертикальное), а в случае латерального (горизонтального) мышления нам нужно взглянуть на задачу с другой стороны без подсказок поэтапного поиска логики. С детства нас учат систематизировать все наши задачи, анализировать и искать решения с применением логики и известных переменных. Но логическое мышление, к сожалению, не всем подвластно. А вот латеральным мышлением может овладеть каждый, главное научиться абстрагироваться и смотреть на ситуацию под другим углом. В этом нет ничего сложного, главное не побоятся и начать.

Эдвард де Боно – основоположник теории «латерального мышления». Он рекомендует использовать «латеральное мышление» в качестве одного из способов для решения сложных задач.

Эдвард де Боно опубликовал книгу «Искусство думать »,
чтобы помочь читателям научиться применять латеральное
мышление в бизнес целях, в творческих моментах
и ежедневно в личной жизни.

Данная книга раскроет перед Вами многие секреты техники горизонтального мышления, ссылаясь при этом на конкретные примеры и доступные трактовки. «Искусство думать » подарит Вам уникальное умение мыслить нестандартно во время стандартных ситуаций.

Почему же все-таки стоит использовать латеральное мышление в повседневной жизни?

1. Не мыслить шаблонно в стандартных ситуациях

Из любой ситуации всегда есть выход, но часто мы не можем увидеть очевидное, так как смотрим не в ту сторону. Данный способ мышления поможет развить у Вас способность мыслить нешаблонно и с успехом применить приобретенные навыки на практике. Латеральное мышление подходит не только для решения задач – оно помогает по-новому смотреть на вещи и порождать новые идеи любого рода.

2. Никогда не опускать руки

Часто мы сталкиваемся на первый взгляд с не разрешимыми задачами, но латеральное мышление помогает нам найти выход из самых запутанных историй с позитивным исходом. Никогда нельзя опускать руки, ведь борьба и поиски выхода – это уже полпути к счастливому исходу, а заранее выброшенный белый флаг – обеспеченный провал.

3. Использовать нетривиальный способ решения задач

Чтобы не объяснять, как и что нужно делать в самых запутанных моментах жизни, приведем вам пример из книги:

«Много лет назад, когда должников еще бросали в долговую тюрьму, один лондонский купец имел несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик, уродливый старик, влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если получит в жену его дочь…И дочь и отец были в ужасе. Тогда коварный ростовщик предложил…: он положит в пустой кошель два камешка, черный и белый, а девушка пусть вытащит один из них. Если ей попадется черный, она станет его женой, если белый – останется с отцом. Долг в обоих случаях будет считаться погашенным… Ростовщик наклонился, чтобы найти камушки для жребия, и дочь купца заметила, что он подобрал и положил в кошель два черных камня. Затем он повернулся к девушке и предложил ей вытащит один из камней»…

Чтобы Вы сделали на ее месте? Вертикальное мышление не поможет в этом случае. Люди мыслящие вертикально, сосредоточились бы на факте, что девушке нужно вытянуть камешек. Люди, мыслящие латерально, направят свое мышление на оставшийся камень. Они могут исследовать все ракурсы ситуации.

«Девушка в нашей истории запустила руку в кошель, вытащила камень, и не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, где он мгновенно затерялся…Впрочем не беда: если Вы загляните в кошель, то сможете по цвету оставшегося камня сказать, какой камень я вынула».

4. Появление новых идей улучшит Вашу жизнь

Прийти к новой идее очень легко каждому. Энтузиазм – залог рождения новой мысли. Латеральное мышление помогает не только появлению новых идей, но и более экономному подходу к их реализации.

5. Изучение структуры задачи упростит ее решение

В каждой задаче есть своя структура, познав каждый элемент можно понять, что именно может стать исходной точкой в ее решении. Чем лучше мы будем знать нашу цель, тем легче нам будет объяснить себе, что и как нам нужно сделать. Например, вместо того, чтобы считать «стены дома опорой для крыши, подумайте о них как о подвешенных к ней» или можете отказаться «от идеи, что Земля движется вокруг Солнца, и представьте себе, что Солнце движется вокруг Солнца». Ко всем проблемам есть подходы, которые на первый взгляд не видны.

Выйти из рамок конкретной задачи в поисках другого взгляда на нее – задача очень сложная. Иногда нужно отпустить отвлечься от проблемы, чтобы посмотреть на нее с другой стороны. Решение может прийти мгновенно и не целиком, а лишь далекой идеей, но только в Ваших силах развить ее максимально и качественно.

Марина Познякова

Хочу рассказать об очень интересном приёме активизации творческого мышления. Точнее, латерального мышления. Термин «латеральное» ввёл Эдвард де Боно, так как слово «творческое» не вполне отражало суть дела, и обозначает оно «боковое» мышление. То есть отход от стереотипов и паттернов (шаблонов) и через это рождение новых идей. Поясню.

Скажем, художник, который пишет картину, безусловно, творит. Но вполне возможно, что он рисует в какой-то ему присущей манере и его кисть будет узнана. То есть его новая картина будет всё же неким повторением его картин. Причём я вовсе не хочу сказать, что это плохо. Отнюдь! Это – творчество!

Предположим, Вы придумали, как расположить компьютер и периферийные устройства у себя в офисе, как организовать сеть. Творчество? Конечно! Но ведь не исключено, что такой вариант уже много где используется.
А вот Вы взяли и придумали что-то этакое, чего до сих пор не было. Творчество? Само собой! То есть под творчеством может пониматься как применение чего-то известного, но в новом аспекте, так и создание новых ценностей. Согласитесь, что это разные процессы.

Посему Де Боно и ввёл термин «латеральное» мышление, как мышление, направленное на создание чего-то принципиально нового. И дал некоторые приёмы.

Например, такой понравившийся мне приём, как «по» - «провокационной операции», которая позволяет резко уйти с проторенных путей. Сейчас объяснюсь, а пока ещё немного рассуждений.

Часто великие открытия сделаны вопреки логике и здравому смыслу. Классический случай – молодой английский учёный плохо помыл пробирки и получил пенициллин.Задним числом все новации и путь их открытия выглядят очень логичными, но при их получении никакой логики не было. Так вот, слово «по» - провокационная операция.

Провокация не претендует на разумность. ПО-утверждение может казаться полной бессмыслицей. Мы просто берем любое слово (лучше существительное) и ставим его рядом с областью, в которой нужна новая идея.

Пример. Мы можем сказать “пирожок ПО стекло”, пытаясь найти новые идеи о том, как уделать конкурентов в области выпекания пирожков. Теперь поищем, что тут можно найти этакого… Стекло прозрачно, так может, стоит подумать о варианте выпекания пирожка так, чтобы было видно, что там внутри? Стекло хорошо держит температуру, так может стоит подумать о варианте упаковки с сохранением температуры пирожка? Стекло аморфно, так может стоит подумать о каком-то другом варианте замеса теста?

Из этого сопоставления мы можем получить идею, к которой обычным логическим путём не пришли бы. Потом бы всё выглядело логично, но «латеральное» или «боковое» мышление позволяет придти к новой идее совершенно неожиданным путём. Никто не говорит, что раз прозвучала связка «пирожок По стекло», то тут же надо думать, как в пирожок стекла добавить. Но вот такой случайный выбор слова позволяет сгенерировать нечто принципиально новое.

Использовать случайные слова чрезвычайно легко. Процесс работает потому, что случайное слово позволяет нам войти в колею (или паттерн) мышления с другой точки, увеличивая шансы наткнуться на новую колею.
ПО означает, что идея предлагается не в качестве верной, точной и не в качестве описания ситуации, а в творческом смысле - чтобы привести к новым идеям и новым взглядам на вещи. Творчество пытается найти новые колеи.

Итак, технология такова:
1. Берём понятие, в области применения которого хотим сгенерировать что-то новенькое.
2. Через слово «ПО» случайным образом подбираем другое слово. Можно хоть словарь использовать и наугад открывать. Слово желательно – существительное.
3. Начинаем искать какие-то объединительные мотивы.
4. Получаем совершенно новый путь, который приведёт к новому решению.
5. А потом можно и логически обосновать новое решение.

Я так стал поступать и в делах, и просто играя. Надо сказать, что решения приходят… Ого-го! Только воплощай!

Ещё примерчик, вот прямо сейчас. «Семинар ПО снег». Слово «снег» взял из детской книжки, которая лежит на столе. Начнём…
Снег белый. Ничего не придумалось… Снег тает. А что, если на каждом занятии раздавать в печатном виде круг вопросов, которые остались в программе. Народ как-то чётче будет осознавать ход прохождения семинара. Обычно все дают те вопросы, которые рассмотрены, а если давать им таблички, на которых и то, что осталось пройти, что ещё предстоит пройти.
Снег искрится. А что, если придумать какие-то искорки? Скажем, ставить оценки-искорки, титул «самый искромётный на занятии» вроде жёлтой майки лидера раздавать. А что, если искорки – это какие-то быстрые переключения в программе, быстрый возврат к пройденным вопросам? Из снега лепят снеговиков. Катают шары из снега разного диаметра. А что, если занятие так и построить – по принципу кругов разного диаметра? По снегу катаются на лыжах. Лыж обычно две. А что, если внедрить в семинар принцип парного обучения?

В общем, можно сгенерировать что угодно. «Снег» - всего лишь провокация, которая увела мышление от привычных стереотипов.
Другой пример ПО. ПО-утверждение. Например, такое утверждение, ставшее у Де Боно классическим – у автомобили должны быть квадратные колёса. Сразу возникает куча возражений – понадобится много бензина, автомобиль может развалиться, движение будет идти рывками, в автомобиле тряслось бы абсолютно всё. И всё это справедливо. Если применять суждения и логику.
Но в результате появилась регулируемая подвеска. Появилась идея создать конструкцию автомобиля для езды по пересечённой местности.

А вот ещё ПО. Фабрика должна находиться ниже самой себя по течению реки. Абсурд, ведь это предполагает, что фабрика находится в двух местах сразу. Но в результате этой провокации в США был принят закон, который гласит, что устройство забора воды должно находиться ниже стока по течению. То есть фабрика первой начинает потреблять собственную грязную воду. И владельца фабрики начинают волновать очистные сооружения. Что произошло? ПО начало движение к новой идее, которая либо не появилась бы вообще, либо появилась гораздо позже и мучительнее.

Суть ПО заключается в том, что вы не выносите суждение «верно – неверно», а просто начинаете движение к новой ценности.
Попробуйте сами. Например:
1. Какая новая мысль может появиться в случае такой связки – «чашка ПО сыр»?
2. Поработайте со следующим ПО – Заряда батареи в мобильном телефоне должно хватать на 5 минут.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...