Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. А.И

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Краткий пересказ произведения «Олеся» по главам от Многомудрого Литрекона поможет вам вспомнить основные события из повести. Подробный и точный сюжет книги пригодится для составления аргументов в экзаменационных работах. Поэтому «Олеся» в сокращении — это не только хорошая подготовка к уроку, но и надежный тыл на экзамене.

Главный герой, барин из города, Иван Тимофеевич, прибывает в глухую деревушку Волынской губернии на целых полгода. Он — начинающий писатель, поэтому с радостью принял предложение отправиться в глушь. Там он рассчитывал подчерпнуть наблюдения из жизни для грядущих литературных успехов.

Но местный народ не отличался общительностью и не подарил барину почвы для наблюдений. Люди лишь кланялись ему и пытались поцеловать его руку (они привыкли быть рабами). Ему это наскучило, а книги, взятые в дорогу, скоро иссякли.

Тогда он стал заниматься охотой, которая стала для него отрадой. Скучая, Иван Тимофеевич лечил местных касторкой и йодом, пресытился и этим, а после пытался научить грамоте полесовщика Ярмолу. Но он был настолько непонятлив, что за месяц они едва освоили написание его фамилии. Разумное чтение и письмо было невозможно в исполнении Ярмолы. На том Иван и закончил просвещение народа.

Вторая глава: Рассказ о ведьме

В один из вечеров Ярмола рассказывает о ведьме Майнулихе и ее внучке, которые несколько лет назад проживали в этой деревне. Однажды местные узнали, что старуха промышляла колдовством (якобы она отомстила женщине за то, что та не дела ей денег: заколдовала ее ребенка, и он умер), и решили выгнать ее, а заодно и ее внучку, из села. Они сломали их дом и едва не расправились с колдуньей.

Сейчас семья живет в лесу. У рассказчика просыпается интерес к этой истории, и он решает отправиться в лес на знакомство с загадочной ведьмой и ее внучкой. Кое-кто из села ходил к ней за колдовскими снадобьями. Ярмоле не нравится эта затея, поэтому он отказывается он предложения Ивана проводить его.

Третья глава: Описание Олеси

Барин бросает желание познакомиться с колдуньей и занимается своими делами. Позже, охотясь, Иван Тимофеевич забывает дорогу домой и нечаянно находит избушку, которая с виду напомнила избу Бабы-Яги.

Зайдя внутрь, рассказчик понял, что попал в дом к ведьме Майнулихе, о которой слышал от Ярмолы. Суровая старуха не обрадовалась гостю и попыталась выпроводить его из дома, но тот решает задержаться в гостях и просит старуху погадать ему, конечно же, за деньги. Но не успела ведьма нагадать рассказчику, как в дом зашла смеющаяся девушка с ручными зябликами.

Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом.

Иван Тимофеевич делает большой акцент на глазах девушки, находя в них хитрость и простодушие. Имя ее было Олеся. Молодой особе, видимо, понравился гость, и она решает его проводить, а так же говорит, что он может навестить их еще раз, но без ружья (ей не нравится охота, животных она жалеет). По дороге она рассказала, что местное начальство притесняет их и регулярно требует денег. Одинземлемер даже пристал к Олесе, но она самоуверенно и гордо заявила, что отвергла его ухаживания. Она вообще не нуждается в людском обществе и не общается с деревенскими.

Иван вернулся домой и услышал предостережение от Ярмолы: грех водиться с ведьмами.

Четвертая глава: Гадание

Весной, когда тропы просохли, рассказчик возвращается в лес, в гости к Олесе и ее бабушке. Старухе не нравится гость, и она делает все, чтобы показать, что ему здесь не рады. А Олеся наоборот.

Мужчина хочет узнать свою судьбу и просит девчушку погадать, чтобы узнать о будущем. Но девушка отказывается, а потом и вовсе сознается, что уже раскладывала карты на него. Она боится просить у судьбы второй раз, и утверждает, что «всеворожки несчастные». Олеся рассказывает о предсказании, про то, что жизнь у Ивана Тимофеевича будет невеселой. Карты показали, что он слаб, никого не полюбит по-настоящему, а тем, кто будет обожать его, он принесет много боли и разочарования. Копить деньги он не умеет, слову своему — не хозяин, да и доброта его не от сердца. До женского пола он уж больно «охоч», поэтому будет у него много зла в жизни. Будет момент, когда он захочет покончить с собой, но не сможет. Конечно, он так и не женится, а в старости получит большое наследство. Так же Олеся говорит, что его ждет огромная любовь от девушки с черными волосами, которой он, к сожалению, принесет только боль «хуже смерти» и позор «что забыть нельзя». Иван не может поверить, что он принесет кому-то столько страданий, но Олеся уверяет его, что ее гадания всегда сбываются.

Она рассказывает историю о конокраде, смерть которого она предугадала по лицу. Через неделю после этого его до смерти забили мужики из деревни, забив ему в пятки гвозди. Олеся говорит, что их окружают плохие люди.

Пятая глава: Чудеса

Гость кушает похлебку с хозяйками, а потом Олеся провожает его до дороги.
Девушка с чарующими глазами рассказывает мужчине о чудесах, которые умеет делать она и ее бабушка. Но мужчина непреклонен и не верит в такие сказки, на что Олеся решает показать ему, что она умеет. Олеся достает нож и делает надрез на руке у мужчины, а потом заговаривает рану, останавливая кровь. Потом она заставляет его спотыкаться на ровном месте. Иван недоумевает, как дикарка смогла научиться так превосходно разговаривать, живя в лесу, и Олеся объяснила феномен происхождением бабушки. Она много знает и хорошо говорит.

В конце главы девушка спрашивает, как зовут героя, и он называет свое имя — Иван Тимофеевич.

Шестая глава: Споры о магии

Теперь Иван — частый гость у Майнулихи. Олеся и он часто бывают вместе. Они все больше привязываются друг к другу, а Иван Тимофеевич начинает подозревать, что их отношения перерастают из дружбы в романтическую связь. Самые интересные разговоры у них начинаются тогда, когда Олеся провожает его до шляха. В пути она выведывала разные подробности о жизни и интересах людей в городах, а также о естественной науке. Ивану нравится не только красота девушки, но и ее ум и свободная натура.

В одном из таких разговоров мужчина упоминает, что если Олеся полюбит мужчину, то она будет венчаться в церкви и переедет в город, а девушка отвечает, что с самого детства ее душа предана ему (Дьяволу), и она не может показаться там. И вновь завязался их частый спор: Иван настаивал, что Олеся просто владеет знаниями, добытыми опытом и опередившими науку, а она упорно защищала свою магию от его недоверия. Она была уверена, что нечистые духи давали силу ей и ее предкам — колдуньям. Иван Тимофеевич старается узнать природу способностей Олеси и ее бабушки, но скудные знания не объясняют ее умений. Несмотря на споры, который всегда заканчивались раздражением, Иван все больше привязывался к Олесе. А вот Ярмола прекратил общение с барином, отдаляясь все больше. Герой не выгонял его лишь из жалости к его большой и голодной семье.

Седьмая глава: Выселение колдуньи

В очередной раз, когда Иван Тимофеевич посетил Майнулиху, он заметил на лице старухи печаль. Олеся отказывалась говорить, в чем дело. Колдунья рассказала мужчине, что к ним приезжал местный урядник и требовал, чтобы она и ее внучка немедленно уехали из деревни, иначе худо будет. Конечно же, Майнулиха попыталась откупиться, но тот денег не взял. Оказалось, что ведьма жила на земле с согласия одного помещика, а теперь он умер, и новый владелец земли решил осушить болота и разогнать нежеланных постояльцев. У женщин были ровно сутки, чтобы съехать, а паспорта их были не в порядке. Да и ехать им было некуда, не было родни и друзей. Иван обещал «похлопотать», но дело грозило провалом.

Самолюбивая Олеся в этот раз не пошла провожать гостя из гордости: слишком уж обидело ее его вмешательство.

Восьмая глава: Подкуп урядника

После рассказа Майнулихи, Иван Тимофеевич зовет урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и угощает его домашней старкой. Мужчина просит не тревожить Олесю и ее бабушку, пока он сам не договорится с новым помещиком. Сначала служитель закона не идет на сделку, ссылаясь на зловредность обеих женщин для местного общества. Но потом он понемногу сдается на уговор. Взамен за услугу Иван Тимофеевич вынужден подарить свое ружье.

Урядник обещает пока не трогать женщин и берет с собой редиску, масло и старку, любезно предложенные хозяином.

Девятая глава: Разрыв с Олесей

После разговора с Евпсихием Африкановичем их встречи с Олесей стали реже. Рассказчик постоянно думает о девушке, он понимает, что влюблен в нее, и даже злится на себя, что так сильно привязался к ней. Однако сама Олеся грустно и молчаливо сидела с ним рядом, а на его умоляющие взгляды не реагировала. Она всегда была с ним лишь в присутствии бабушки и больше не провожала его до шляха. Однажды он просидел у них целый день и почувствовал себя плохо.

В один день мужчина заболевает лихорадкой и слег на 6 дней в беспамятстве и бреду. Он едва передвигался и почти все время спал. Но потом он поднялся и выздоровел.

Десятая глава: Признание в любви

Как только Иван Тимофеевич выздоравливает, он чуть ли не бежит на встречу с Олесей. Видя ее, он понимает, что эта девушка безумно ему дорога. В эту встречу девушка признается рассказчику, что она любит его. Взгляд девушки выражал очень много: и тревогу, и страх, и упрек за отсутствие, и признание в любви. Он ничего не мог вымолвить, а только смотрел на нее…

При бабушке они говорили о болезни сдержанно и тихо. Потом она собралась провожать его и подмигнула ему. Бабушка настороженно поинтересовалась, куда она идет, а она отчаянно выговорила, что это ее дело, и ей ответ держать. Оказалось, они с бабушкой уже не раз обсуждали это: суровое и страшное предсказание не давало покоя женщинам. Она рассказывает, что боится судьбы, и изначально хотела уйти от нее, но понимает, что это невозможно. В период разлуки Олеся страшно мучалась и решила идти на муки, лишь бы ощутить радость от любви. И вся ночь слилась в какую-то чарующую сказку… Девушка пообещала, что не станет неволить и ревновать Ивана. Пусть его заботит в эту ночь только одна любовь.

После рокового шага Иван спросил, не жалеет ли Олеся о содеянном. Она же сказала, что счастлива, и готова встретить свою судьбу. Ивана напугало мрачное предчувствие беды.

Одиннадцатая глава: Предложение

Целый месяц продолжается сладкая история любви Ивана и Олеси. Но пришло время покинуть деревню, начальство вызывало его в город, и мужчина хочет жениться на Олесе, хоть и понимает, что они не пара. В конце концов, он уговаривает себя на это шаг, приводя в пример ученых, которые женятся на швейках и живут хорошо.

На встрече с Олесей он заставляет себя признаться в отъезде и сделать предложение. Она расстроилась, но не удивилась и не показала своего смятения.

Сначала Олеся отказывается от брака и говорит, что это просто невозможно по ряду причин. Она безграмотна, а он — барин, что же скажут люди, увидев их пару? Она и отца не имеет, мать родила ее вне брака. Но вскоре понимает, что тоже не может жить без возлюбленного. Она хочет пойти с ним так, без венца, потому что не хочет связывать его клятвами. Он соглашается даже взять бабушку с собой.

Ночью она проснулась и спросила, будет ли ему приятно, если она пойдет в церковь? Он ответил, что мужчина может даже смеяться над Богом, но женщина обязана верить в него. Она скрылась в лесу, а он хотел было остановить ее и отговорить, но не послушал веления сердца… а зря.

Двенадцатая глава: Избиение Олеси

В тот день Иван уезжал по службе, а приехал в разгар праздника. Все были пьяны. Но он заметил странную перемену в людях: они теперь не лезли к нему с поклонами и поцелуями, а смотрели враждебно и любопытно. Один из них, пьяный мужик, длинно и грязно выругался, имея в виду связь Ивана с Олесей. Он хотел избить его нагайкой, но уехал.

Дома Иван узнает от конторщика Мищенко, что Олеся была в церкви, но местные бабы ее засмеяли, оскорбили, избили и забросали камнями. Они едва не вымазали ее дегтем (это был величайший позор), но сильная и ловкая Олеся убежала от них, хоть и сильно пострадала. На ней едва мотались уцелевшие лохмотья вместо одежды, лицо было все в царапинах. Девушка разозлилась и обратившись к толпе, сказала, что они все пожалеют о содеянном. Выслушав конторщика, Иван Тимофеевич поехал в лес. По пути ему попался Ярмола со злорадным выражением лица.

Тринадцатая глава: Последняя встреча

Приехав к старухе, мужчина видит Олесю без сознания. Майнулиха очень сердится на Ивана и отчитывает его, убеждаясь в том, что это он виноват в произошедшем. Она сразу поняла, что он настоял на походе в церковь.

Придя в себя, девушка говорит, что им нужно расстаться навсегда, потому что они приняли решение уехать из деревни. Теперь любое событие в селе будет поставлено им в вину, и жители изведут их до смерти. Нужно бежать, и немедленно. Иван не соглашался с доводами Олеси, он не верил в судьбу и клялся защитить их. Но девушка была неумолима: не хочет судьба их счастья, и разлуку она уже видит. На ночь она попросила его уехать, ссылаясь на усталость. Бабушка даже позволила им не таиться и проститься по-человечески.

Девушка жалеет только о том, что у нее нет ребенка от мужчины, которого она любит.

Четырнадцатая глава: Эпилог

Вечером того же дня, над деревней прошел сильный дождь с градом, который побил пшено. Слуга Ивана Тимофеевича, Ярмола, утром советует мужчине как можно скорее убираться из деревни, боясь, что это дело рук колдуньи. Люди с утра напились и жаждали расправой над ним и ведьмами.

Прежде чем уехать навсегда, рассказчик решает вновь пойти в лес, чтобы попрощаться с девушкой и предупредить ее, но на месте находит лишь беспорядок и нитку красных бус. Это все, что осталось у него от Олеси.

Действие повести «Олеся» в кратком содержании развивается в маленькой, забытой украинской деревушке Переброд на окраине Волынского Полесья. Главный герой, оказавшийся здесь, не имеет никаких развлечений, кроме охоты со своим верным слугой Ярмолой и попыток обучить его же грамоте, скучает и совершенно не рад, что ему придётся провести здесь целых полгода. Один раз, Ярмола удивляет своего хозяина разговорчивостью и рассказывает о ведьме Мануйлихе, что живёт неподалёку. У неё непростая судьба – она была настоящей колдуньей, и именно за такую деятельность её выселили.
Была метель, и герой не мог ходить на охоту. Но сразу после того как погода наладилась, он идёт в лес. Ситуация оборачивается неожиданно – он заблудился и в попытках найти кого-то для оказания помощи, натыкается на чей-то дом. С уверенностью, что там проживает лесник, он заходит в помещение и видит старуху. Её вид пугает героя: она точь-в-точь настоящая Баба Яга, что описывается в детских народных сказках. Несмотря на то, что Майнулиха была не особа рада гостю, она соглашается ему погадать на серебряный четвертак, который даёт ей герой. В разгар этого таинственного деяния, в дом заходит очаровательная девушка, как позже оказалось, это внучка колдуньи Олеся. У неё длинные чёрные волосы, а на вид девушке примерно 20 лет. Она оказывается довольно любезной по отношению к гостю и не упускает возможности проводить его.
Рассказчик понимает, что влюбляется в девушку. Он испытывает воодушевление, понимает, что его сердце уже крепко привязано к этой особе.
С ярым желанием, после просыхания всех дорог в лесу, рассказчик снова отправляется в избу к Майнулихе. Его встречает Олеся, которая снова явно намного больше рада гостю, чем сама колдунья. В этот раз герой просит погадать саму девушку, а та в ответ признаётся, что уже раскидывала карты на него. Она рассказывает, что карты сулят ему большую любовь со стороны какой-то женщины с тёмными волосами, а тем, кто будет любить его безмерно, он принесёт лишь боль и страдания. Темноволосую девушку же ожидает позор хуже погибели, виной которого будет сам рассказчик.
После гадания, Олеся снова идёт провожать гостя. У них завязывается разговор, где Олеся признаётся, что у неё и её бабушки большой дар. В подтверждение она показывает ему то, на что способна – заживляет ему глубочайшую рану, и заставляет спотыкаться, когда убегает от него. На все попытки рассказчика разузнать, откуда прибыла её бабушка-колдунья, она лишь отвечает: «Бабушка не любит об этом говорить». В этот день рассказчик впервые раскрывает своё имя – героя зовут Иван Тимофеевич.
Между героями явно проскользнула искра, и Иван Тимофеевич становится постояльцем в доме ведьмы. Поначалу, Майнулиху раздражало частое присутствие героя, но заступничество Олеси и презенты героя смогли растопить её сердце.
Иван влюблён в Олесю не только за её красоту, невероятный ум привлекает мужчину в девушке. Они много спорят насчёт дара Олеси, герой же пытается обосновать её увлечение с точки зрения науки. Но, несмотря на ссоры, между ними возникает любовное чувство, привязанность. Единственный, кто не поддерживает пару, это Ярмола – он против связи своего хозяина с семьёй ведьм, а также его настораживает их боязнь церкви. Из-за этого между Ярмолой и Иваном складываются напряжённые отношения.
В очередной свой приход Иван застаёт Майнулиху и Олесю в дурном расположении. Оказывается, виной их плохо настроения является местный урядник. Он считает, что колдунья с внучкой – «язвы здешних мест» и просит их немедленно покинуть дом. В случае непослушания их ожидает жестокое наказание. Узнав об этом, герой предлагает свою помощь. Старуха, несмотря на недовольство внучки, соглашается. Иван уговаривает урядника, но тот соглашается оставить старуху и внучку в покое лишь после того, как герой дарит ему дорогие подарки и угощения.
После этого случая Олеся предпочла избегать любого общения с Иваном.
Разлука для любви огромное испытание, большие чувства она лишь усиливает, а маленькую способна убить.
Тут Ивана поражает серьёзный недуг – полесская лихорадка, очень серьёзная и беспощадная болезнь. И только после выздоровления Иван смог решить проблему с Олесей. Он узнаёт, что девушка лишь хотела убежать от судьбы. Однако, чувства сильны – они признаются друг другу в любви и счастливы, что она взаимна. Несмотря на то, что Олеся не может забыть предсказания, у Ивана дурные мысли на этот счёт, а Майнулиха испытывает ярость, возлюбленные находятся в воодушевлённом состоянии.
Тем временем Ивану нужно уезжать из Переброда, так как срок его работы здесь заканчивается. Он намерен взять Олесю в жёны и увести с собой. Сделав предложение любимой, он получает отказ. Олеся ответила, что не хочет испортить ему судьбу и готова исчезнуть, без женитьбы.
Иван понимает, что отказ жениться прямо связан с боязнью церкви его возлюбленной. Но отчаянная Олеся говорит, что готова перебороть свой страх ради того, кого любит, и назначает ему свидание в церкви на завта, в праздник Святой Троицы.
Ивана охватывает дурное предчувствие.
На следующий день Иван не успевает к любимой из-за задержки на службе. По приходу домой он разговаривает с местным помещиком, который рассказывает о сегодняшней «забаве». Оказывается, сегодня в церкви местные девки поймали ведьму, избили и хотели измазать в дёгте, но та убежала. Это Олеся пришла в церковь, отстояла службу, после чего на неё накинулись бабы и избили. Когда девушка убегала, она пообещала, что за их поступок все ещё должное наказание.
Иван, который узнаёт обо всех этих подробностях позже, сразу же бежит в дом колдуньи и застаёт там избитую и лихорадочную Олесю и проклинающую Ивана Майнулиху. Позже, когда Олеся приходит в себя, она объясняет, что ей и её бабушке нельзя больше оставаться в этом селе и им стоит расстаться. Также она говорит, что очень жалеет о том, что у них с Иваном нет детей.
Ночью того же дня на Переград обрушивается страшное стихийное бедствие – град. Поутру, Ярмола советует хозяину быстрее уезжать из деревни, так как град, который,по мнению местных, наслали те самые ведьмы, принёс большие разрушения и сейчас люди начали говорить гадости про Ивана. Герой бежит в дом колдуньи с предупреждением об опасности, но никого там не застаёт – лишь ярко-красные остались в этом доме. Это украшение всегда будет служить воспоминанием Ивану о чистой и сильной любви Олеси.

Год: 1898 Жанр: повесть Главные герои: Иван Тимофеевич, Олеся

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся, которая помогает ему найти обратную дорогу. он начинает чаще посещать их избушку и подкупает урядника, чтобы тот не выгонял женщин из их жилища. Иван Тимофеевич заболевает и неделю не приходит к Олесе, а по возвращении их чувства вспыхивают с особой силой, и мужчина предлагает девушке жениться. Чтобы сделать любимому приятно, одним утром Олеся отправляется в церковь, но деревенские бабы набрасываются на неё после службы – Майнулиха и внучка вынуждены уехать. Молодые люди прощаются и расстаются навсегда; зайдя перед отъездом в деревянную избушку, рассказчик находит там лишь красные бусы Олеси.

Повесть учит читателей тому, что ради любви люди должны совершать подвиги, бороться за неё. Но не один человек, а оба должны быть готовы защищать светлое чувство, таящееся в их сердцах.

Читать краткий пересказ Олеся Куприна

Барин Иван Тимофеевич на полгода уезжает из большого города и оказывается в глухой деревеньке Переброд, на окраине Волынского полесья. Молодой мужчина невыносимо скучает, не зная, чем себя занять. Все книжки, которые рассказчик взял с собой, он уже прочёл. Он пробовал заняться лечением местных жителей, но понял, что все их болезни – «ни есть, ни пить не можу» - совершенно не поддаются определению. Даже попытка обучить своего слугу Ярмолу грамоте окончилась неудачно.

За несколько месяцев тот смог выучить лишь буквы своей фамилии. Как бы то ни было, слуга привязался к Ивану, особенно за то, что барин, в отличие от остальной его семьи, не ругал того за пьянство. Единственным доступным развлечением для повествователя становится охота. Однажды начинается невообразимая метель, и тогда Ярмола рассказывает главному герою, что неподалёку обитает ведьма Майнулиха. Никто не знает, откуда она появилась, но за её злостные деяния жители выселили её за пределы села, и теперь она обитает в лесу в деревянной избушке.

Вскоре на улице теплеет, и герой со своим слугой отправляется на охоту. Заблудившись в лесу и разминувшись с Ярмолой, Иван Тимофеевич набредает на небольшую хижину, которую он принимает за сторожку лесничего. Войдя внутрь, он обнаруживает там старуху, внешне очень напоминающую ему Бабу Ягу, «как её изображает народный эпос». Майнулиха не рада приходу гостя, но становится доброжелательнее, когда главный герой достаёт четвертак и просит ему погадать. В середине гадания в домик заходит молодая девушка с тёмными волосами, внучка ведьмы Олеся. В отличие от своей бабушки девушка добродушно встречает гостя и показывает ему дорогу домой.

В первые дни весны мысли рассказчика постоянно возвращаются к Олесе. При первой же возможности Иван Тимофеевич отправляется к ведьме. Олеся приветливо встречает гостя, Майнулиха же вновь не рада его приходу. Он просит девушку погадать ему, и та признаётся, что уже раскидывала на него карты. В этом году его ждёт любовь с девушкой с тёмными волосами, но эта связь не принесёт им счастья: много горя будет той, что влюбится в него, её ждёт позор хуже смерти.

Чтобы доказать, что она и Майнулиха действительно обладают даром, она заживляет глубокую рану Ивана и заставляет спотыкаться, когда тот идёт за ней следом. Рассказчик пытается выведать, как ведьма появилась в Полесье, но девушка уклончиво отвечает, что бабушка не любит об этом говорить.

С тех пор герой часто наведывается к ведьмам. Майнулиха всё так же недружелюбно встречает своего гостя, но его подарки и поддержка Олеси понемногу успокаивают её. Иван и Олеся становятся всё ближе и дороже друг другу, а вот со слугой Ярмолой у барина отношения портятся – тот недоволен поведением Ивана Тимофеевича. Он отмечает, что ведьмы с опаской относятся к церквям и никогда в них не бывают.

В Олесе главному герою нравится не только красота, но и её свободолюбивая натура, живой ум и детская невинность, вместе с тем не лишённая лукавости прекрасной женщины. Она часто задаёт барину вопросы о других странах, об устройстве земли, о больших городах. Однако же мышление девушки всё так же окутано суевериями, она считает, что душа её уже продана дьяволу.

Однажды Иван, придя в гости, застаёт ведьм в дурном расположении духа. Местный урядник Евпсихий Африканович хочет выгнать женщин из дома, и грозит им ссылкой, если те не покинут хату в течение двадцати четырёх часов. Иван Тимофеевич предлагает свою помощь, и Майнулиха принимает её, хотя Олеся явно недовольна. Задобрив урядника подарками и угощениями, барину удаётся уговорить его не выселять ведьм из их жилища. Урядник оставляет женщин в покое.

Гордая Олеся сильно обижена и начинает избегать Ивана. Он на шесть дней исчезает, сражённый серьёзной и тяжелой болезнью. Набравшись сил, Иван Тимофеевич наконец встречается с девушкой и ему удаётся объясниться. Олеся признаётся, что своим поведением она пытается избежать предсказанной её же устами судьбы, но понимает, что все её попытки тщетны, и признаётся мужчине в любви. Иван отвечает ей взаимностью.

Между тем, время, отведённое на службу в Полесье, заканчивается, и повествователь вынужден возвращаться в город. Он решает сделать возлюбленной предложение. Девушка отказывается от женитьбы, предлагая просто отправиться за ним в город. Иван подозревает, что Олеся просто боится церкви и того, что Бог её не примет. Девушка ненароком интересуется, приятно ли было бы рассказчику, если бы она пришла к службе.

На следующий день после разговора наступает праздник святой Троицы, который выпадает как раз на день, когда, по народным поверьям, бывают знамения будущего неурожая. Именно в этот день Иван Тимофеевич отправляется в соседнее местечко по своим служебным делам. Проезжая среди людей, он замечает их бесцеремонные и враждебные взгляды. Услышав грубую и омерзительную фразу в свой адрес от пьяного мужика, барин галопом скачет к дому. В комнате рассказчика уже ждет конторщик соседнего имения Никита Назарыч. Он рассказывает Ивану, что после обедни в деревне произошёл скандал. Уже позже повествователь смог точно восстановить всю последовательность случившихся в тот день событий.

Олеся, желая порадовать возлюбленного, пришла к обедне, но опоздала и успела лишь к середине службы. Всё время она стояла в сенях, но даже так её появление взволновало местных баб: они всё время оглядывались и шептались. Девушка всё же нашла в себе силы достоять службу до конца. Однако стоило ей выйти, у ограды уже ждала толпа баб, все ближе и ближе подходившая к девушке. Сначала они молча рассматривали испуганную Олесю, а затем начали отпускать насмешки, грубые слова и ругательства. Ведьма несколько раз пыталась вырваться из круга, но её вновь и вновь отталкивали, пока кто-то с края не предложил вымазать её дёгтем. Известно, что даже измазанные дёгтем ворота дома, где живёт девушка, связаны с непереносимым для неё позором.

Разозлившись, Олеся бросилась на ближайшую из баб и сбила её с ног. Десятки тел смешались в общую массу, и ведьме чудом удалось выбраться из огромной кучи людей. Вслед ей летели камни, звучали смех и улюлюканье. Отбежав, девушка обернулась и крикнула:

Вы ещё наплачетесь досыта!

По словам очевидицы, эта фраза была произнесена с такой сильной ненавистью, что толпа сначала замолкла, а затем вновь принялась ругаться.

Иван Тимофеевич тотчас вскакивает на лошадь и бросается в лес. В избушке он застаёт Олесю в беспамятстве. Старуха со злостью отчитывает барина, обвиняя его в несчастье девушки. Придя в себя, ведьма успокаивает рассказчика, убеждая его, что она ни в чём никого не винит и сама ничего не боится, но сильно жалеет о своем проклятии, выкрикнутом со злости. Девушка понимает, что если в деревне случится какое несчастье, виноватыми жители сочтут Майнулиху и её внучку. Олеся обещает возлюбленному, что все воспоминания и переживания, связанные с отъездом ведьм, вскоре изгладятся в его памяти, и снова его жизнь будет легка и весела. Рассказчик чувствует, что девушка прощается с ним.

Над Перебродом бушует страшная гроза. Утром Ярмола советует барину поскорее уезжать. Град, случившийся за день до этого, уничтожил посевы у половины села, и многие жители злятся и бунтуют, обвиняя в своих несчастьях ведьму. Иван понимает, что предположения Олеси сбываются, и скачет к избушке предупредить её о надвигающейся опасности. Но хата уже пуста. Со слезами в сердце Иван Тимофеевич оглядывается в избушке, на полу которой лежат кучи сора и валяются тряпки. Уже собираясь уходить, он замечает на окне яркую вещь, явно оставленную нарочно. Она оказывается ниткой дешёвых ярко-красных бус, называемых в Полесье «кораллами» - единственным оставшимся от возлюбленной воспоминанием.

Картинка или рисунок Олеся

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кому на Руси жить хорошо Некрасова по главам и кратчайшее

    Встретились на дороге семь временнобязанных мужчин. Стали спорить кто живет забавно, очень свободно на Руси. Пока спорили, наступил вечер, они сходили за водкой, зажгли костер и снова принялись спорить

  • Краткое содержание Выскочка Пришвина

    Собака Вьюшка - главная героиня рассказа "Выскочка", созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком

  • Олдридж

    Джеймс Олдридж - английский писатель, журналист и общественный деятель. Он родился в Австралии в 1918 году. После переезда в Лондон Олдридж заканчивает экономический факультет Оксфордского университета.

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Старинный французский эпос повествует об одном эпизоде борьбы католиков с мусульманами за торжество истинной веры. Одержав множество побед в Испании, окрестив большую часть страны

  • Краткое содержание Баран-непомнящий Салтыков-Щедрин

    Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо

Иван Тимофеевич, главный герой и он же рассказчик, останавливается на долгих полгода в глухой деревушке. Из развлечений ему здесь доступны лишь общение с крестьянами да охота. Во время очередной вылазки в лес герой, заблудившись, натыкается на избушку старой ведьмы Майнулихи и её внучки юной Олеси. Девушка помогает Ивану Тимофеевичу найти дорогу. Он очарован её простотой и естественностью.
Весной Олеся и Иван Тимофеевич начинают встречаться. Затем их встречи прерываются из-за болезни героя, но, когда тот приходит вновь, чувства между ним и юной девой достигают апогея. Олеся знает, что добром эти встречи не закончатся, но не может противиться любви. Ведь Иван Тимофеевич зовёт её замуж, а девушке очень хочется быть с ним. Она даже решается сходить в церковь, но местные бабы устраивают над ней расправу. После этого Мануйлихе и Олесе не остаётся ничего как срочно уехать. Влюблённые разлучаются. Иван Тимофеевич заходит в избу, где первый раз встретил Олесю, но находит лишь её красные бусы

ответил 18 Июль, 19 от Елена Краснова

Глава 8
Наш главный персонаж приглашает в гости местного урядника. Он приглашает выпить гостя, но тот долго отказывается, ему пора приступать к должностным обязанностям. Иван просит его не трогать беззащитных женщин, на что тот начинает ворчать, говорить, что это не лично его решение, и он не в силах ничего сделать. Образец порядка и закона долго возмущается, протестует, но после коньяка и принятого в дар ружья, он становится более снисходительным и обещает оставить их на время в покое, отмечая, что дочь старухи отменной красоты особа. Перед уходом занятой урядник благодарит хозяина жилища и просит у него в угощенье редис, также не отказывается от предложенного масла.
Глава 9
Между молодыми людьми впоследствии возникло неловкое ощущение. Иван не может понять истинную природу перемен: из-за помощи его в их вопросе она так переменилась, или надоел он ей. В присутствие гостя девушка держалась отстраненно, полностью погруженная в работу. Ивана тянуло к ней с неведомой силой, но молодая особа перестала его провожать, вести длинные речи. Он чувствовал себя рядом с ней робко, и было неловко осознавать свое бессилие. Вскоре герой сильно заболел, он бредил 6 дней и ночей, как только наступила фаза выздоровления, проснулись мысли об Олесе, вызывающие умиление.
Глава 10
Когда самочувствие пришло в норму, Иван Тимофеевич поспешил в дом, по жительнице которого томился. Около 2 недель они не виделись. В глазах девушки он увидел отражения недоумения, испуга и сияющую любовь. Девушка очень переживала за него, за его болезнь, спросила, почему не послал кого-нибудь за ней, ведь она бы его исцелила. В этот день молодая особа провожала нашего героя. Олеся горячо призналась в любленных чувствах своему герою: целовала страстно в губы. Иван просил ее остановиться, объясняя этим свой страх не удержаться. Олеся сказала, что ее ждет после горе, ведь девушка, о которой говорилось в предсказании - она. Персонаж открыл ей свои чувства и колдунья, молчанием дала понять, что останавливаться не нужно. Сегодняшний вечер стал принадлежать им. Ночь преобразилась в сказку, они шли, обнявшись по дорожке, момент счастья переполнял их. Все окружающее будто бы приукрасилось во взорах влюбленных. Им была сказана фраза о том, что расставание укрепляет большую любовь и тушит маленькую, девушка запомнила эти слова. Во время прощания в мысли героя закралось предчувствие беды.
Глава 11
Почти месяц длилась естественная, чувственная связь двух людей. Бабушка была против этих дел, говоря, что девушка наплачется с ним. Герою пора было возвращаться в город, он подумывал о женитьбе на возлюбленной. Он объяснил девушке, что ему пора на службу в Петербург и позвал ее с собой, предлагая сделать своей женой. Но Олеся стала давать отказ, аргументируя своими опасениями, например: как, же можно бабушку оставлять одну, а вдруг ты повстречаешь другую женщину, говорила о том, что она незаконно рожденная и без образования. Герой заподозрил и спросил о том, что, может быть, она боится церкви, на что получил утвердительный ответ. В заключение она попросила 2 дня на раздумья. Они попрощались, но девушка позвала родного, глаза ее были наполнены слезами, она спросила, хотел ли он того, что бы она посещала церковь. Иван ответил, что это было бы приятным для него, и она убежала. Он прислушивался к удаляющимся шагам, и забеспокоился вопросом юной особы, хотел вернуть ее и поговорить, но отмахнулся и пошел домой. Он намного позже жалел о том, что не обратил внимания на зов сердца.
Глава 12
Следующий день был праздником Святой Троицы. Наш герой отсутствовал почти до вечера, так как решал вопросы по работе. Он отправился в путь верхом на молодом жеребце, к которому он успел привыкнуть. Когда он вернулся в деревню, все улицы были забиты пьяными мужчинами и женщинами. Стоял неприятный запах алкоголя, лука и грязных тел. Кто-то крикнул в след Ивану, он распознал только слово «ведьма». Он насторожился и поспешил домой. Там персонажа встретил помощник и сообщил, что его ждет сотрудник конторы.
Это был человек, по имени Никита, он весело рассказал о случае, произошедшем сегодня: был скандал, женщины поймали на площади девушку, которую считали ведьмой, хотели вымазать дегтем, но ей удалось увернуться и убежать. Иван настойчиво узнал имя девушки. Это была Олеся, как он узнал через время, она пришла с небольшим опозданием в церковь, пробыла все время службы, после на улице беззащитную девушку окружили, стали смеяться над ней, разглядывать, высказывать ругательства. Кто-то из толпы предложил обмазать ведьму дегтем, у Олеси хватило сил вырваться из толпы, ей вслед летят камни. Вся израненная, она проговорила, что толпа ответит за эти деяния. Расстроенный герой отправился в лес.
Глава 13
Состояние Ивана было ужасно, у него была тревога на душе. Когда он вошел в дом, на него набросилась старуха, виня в том, что из-за него девушка пошла в церковь, по ее лицу стекали слезы. Олеся была без сознания. Когда она очнулась, герой подошел к ней и у них начались сердечные разговоры. Она сказала, что они не могут быть вместе, жалела, что не ждет от него ребенка, желала ему счастья и говорила, что им с бабушкой придется бежать: все беды деревни будут списывать на них, как поступили раньше с самой Мануйлихой.
У них происходило нежное прощание, о котором герой не совсем догадался. Девушка предупреждала, что сначала ему будет трудно, но потом он будет вспоминать ее легко и радостно. Они целовали друг друга, прощание было необычайно трогательное. Старуха проговорила, что сегодня будет гроза, возможно с градом.
Глава 14
Погода была сильно испорчена, кусок льда выбил нашему герою окно, он думал, что не сможет уснуть, но на секунду закрыв глаза, открыл их, когда в окна пробивался дневной свет. Вчера молнии блистали, лил крупный дождь, затем град, погода была ужасная, она принесла разрушения в деревне. Все, конечно же, обвинили колдунью. В сторону Ивана говорили злые слова, слуга настоятельно рекомендовал ему покинуть жилье и вернуться в город. И все это из-за брошенного слова девушки и вчерашнего природного явления. Герой поспешил к Олесе. Он думал о новой, неясной беде. Жилище было пустым, везде были оставлены следы скорого отъезда. Наш герой, отчаянный, хотел уйти, но заметил на оконной раме нитку недорогих красных бус, носящих название «кораллы» - эта вещь осталась на память о девушке и ее доброй любви.
Повесть написана Александром Ивановичем Куприным (1870-1938) в 1898 году. Он русский переводчик и писатель. Его произведения «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», вошли в золотой фонд русской литературы. Автор был рожден в семье со средним достатком, а после смерти отца семья начала бедствовать и из родной Пензенской губернии переехала в Москву. Куприн обучался в училище для сирот, после в военном заведении. Когда он стал подпоручиком в 1890 году (пехотный полк), он издал много очерков, рассказов и повестей. По истечении службы он ищет свое призвание и попутно знакомится с Антоном Павловичем Чеховым, Иваном Алексеевичем Буниным и Максимом Горьким. Александр Иванович пишет и для детей.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...