Кто входит в актив отряда. Сведения об отряде

.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное ученическое самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно – творческих дел.

Ученическое самоуправление в нашей школе определяется работой детских общественных объединений «Росинка», «Радуга», «Единство».

Начнем с того, что объединение младших школьников «Росинка» является первоначальной ступенькой в формировании детского коллектива в прямом понимании этого слова. В объединении нет сложной структуры детского самоуправления как, например, в среднем и старшем звене школьников.

Ребят принимают в детское объединение, они получают первые поручения, а «лидером» классного коллектива учащихся является классный руководитель. В 4 классе детям доверяют первое общественное поручение (уборка Братской могилы), школьники вступают в пионерскую организацию района, участвуют во всех общешкольных мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа детского объединения «Росинка» является подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления нашей школы.

Объединения «Радуга» и «Единство» отличаются наиболее сложной и отлаженной системой ученического самоуправления.

Каждое объединение имеет свою символику, атрибуты, устав. За основу деятельности выбран вариативно – программный подход работы со школьниками. С учетом системы этого подхода разработаны и адаптированы программы деятельности общественных объединений. Это программы «Память», «Милосердие», «Сотрудничество», «За здоровый образ жизни», «Живи, земля», «Трудовые дела», «Учеба и мы», «Красотою мир спасется», «Свой голос», «Игра –дело серьезное».

Учащиеся каждого класса (кроме начальной школы) выбирают своих представителей (т.е. командира и его заместителя) которые представляют свой отряд в системе ученического самоуправления школы (Совет детских общественных объединений).

Самоуправление в молодежном объединении «Единство» строится на демократических отношениях между школьниками и педагогами. Приняты демократические принципы: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей.

Ученическое самоуправление работает во взаимосвязи с «Фондом поддержки» куда входят педагоги, школьная администрация, районные детские организации, поселковое объединение «Молодость Белгородчины», сельская администрация, и т.

Работа Совета объединений строится на взаимодействии нескольких блоков ученического самоуправления. Это Советы командиров детских объединений «Радуга», «Единство», Советы ответственных за работу программных направлений, например, Совет программы «Игра – дело серьезное» или Совет программы «Свой голос».

Основой отрядного самоуправления является актив класса и ответственные за работу направлений, которые выбираются на первом заседании классного коллектива. Определяется план работы на четверть, оформляется классный уголок. Формируются рабочие группы детей ответственные за организацию и проведение классных мероприятий.

Самоуправление является непременным признаком коллектива, его функцией, но если нет коллектива – бесполезно говорить и о самоуправлении. Значит, самоуправление не цель, а средство воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Ученическое самоуправление – одна из форм управления детским коллективом .

Классификация форм управления коллективом школьников

Самоуправление в детском отряде возникает только тогда, когда в отряде есть какая – то общая цель, имеющая значимость не только для отряда, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить самоуправление как демократическую форму организации коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации для достижения отрядных целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова:


  • развитие самостоятельности;

  • принятие и реализация управленческих решений;

  • отрядные цели.
Проанализируем каждое из них:

Развитие самостоятельности. Поэтапная передача пионерам прав и обязанностей по мере развития ученического коллектива и формирование готовности лидеров – организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Давайте проанализируем самостоятельности на конкретном примере. Пронаблюдаем рост или спад в умении лидеров (т.е.командиров) организовать деятельность своих товарищей на примере Совета командиров. Я оценила индивидуальную работу каждого командира за два года, получилась диаграмма «Уровень самостоятельности командира»

Исходя из результатов этой диаграммы, можно сказать, что командиры этих классов самостоятельно могут организовать коллектив детей на то или иное дело. Они являются активными участниками Совета командиров и помощниками для классных руководителей, у этих детей есть накопленные знания и опыт в работе системы ученического самоуправления. Поэтому для эффективной и полноценной деятельности классного и школьного актива я предлагаю выбирать командира класса 1 развв3 года.

Принятие и реализация управленческих решений. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Он говорит о реальной вовлеченности школьников в управлении делами своего коллектива.

В работе Совета командиров мы используем стандартные управленческие функции ученического самоуправления: мотивация, планирование, организация, анализ, оценка деятельности.

В начале учебного года активом разрабатывается и утверждается план работы Совета на год. Исходя из мотивации « нам это интересно» осуществляется планирование коллективно – творческих дел. Определяются цели, формируется «коллектив дела», где командирами собирается команда единомышленников со всех объединений. Актив решает как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей. Затем происходит реализация, например, подготовка к конкурсу – проектов «Мусору - вторую жизнь!». В каждом классном коллективе учащимися разрабатываются костюмы из сырья вторичного использования (пластиковые бутылки, пакеты, конфетные обертки т.д.) После мероприятия на Совете командиров учащимися анализируются удачные и неудачные моменты. Дается оценка деятельности Совета в реализации данного конкретного дела. Настоящая команда рождается лишь в процессе работы над задачами ученического самоуправления, преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает команду актива.

Отрядные цели. Наличие отрядных целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой стороны – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Главный показатель изменений, которые происходят в ученическом коллективе в процессе самоуправления, - это развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организуемое в объединении дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. И в помощь классным руководителям, для правильного развития ученического самоуправления я хочу предложить модель развития самоуправления в детском коллективе .

Модель развития самоуправления в детском коллективе.

Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие непременно. Будучи общественной, по своей направленности, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого учащегося к цели деятельности, наличия у него мотивов участия в этой деятельности.


Этапы развития самоуправления в отряде.

1этап (первый год членства в объединении)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Пути достижения целей определяются на основе совместного решения коллективом педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
Основные направления на данном этапе:


  • Сплочение коллектива отряда;

  • Формирование актива отряда;

  • Участие отряда в делах объединения и общешкольных мероприятиях
2этап (второй, третий годы членства в объединении)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и школьниками. Постепенно пионерам предоставляется возможность самостоятельно определять цели своей деятельности.

Пути достижения целей определяются при консультативной роли педагога.

Основные направления работы на данном этапе:


  • Участие в организации и проведении общих мероприятий в объединении.

  • Участие в самоуправлении школьных объединений

  • Самостоятельное планирование работы отряда.

3этап (третий и последующие годы членства в объединении)

учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагога.

Пути достижения целей также определяются ими самостоятельно.

На данном этапе деятельности любое отрядное событие должно стать самостоятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может по следующим этапам:


  • Объявление конкурса на лучший проект коллективно – творческого дела.

  • Создание временных групп по разработке проектов.

  • Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь.

  • Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Данные этапы развития ученического самоуправления (по Григорьеву к.п. наук) возможно использовать для формирования любого детского коллектива.

Кроме этого существуют другие методики по работе с детским коллективом «Сделай себя сам» - позволяет учащимся точно определить цель своей деятельности. Ж., «Воспитание школьника» №4 2003 год, стр.56.

«Найди свое место» - определение основных тенденций поведения человека в реальной группе. Ж., «Воспитание школьника», 2003 год №3, стр48.

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения пионеров и предоставления им свободы действий.


Мастер- класс «Определение лидера в классном отряде»

  1. «Мозговой штурм» как динамичная форма мониторинга.

  2. Анкета «Лидер ли я»

«Ядром любого коллектива является актив».

А. С. Макаренко

Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30-40 человек всегда проявятся 12-15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. По­этому, вожатый, запомни:

1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;

2. пользуйся любым случаем, чтобы подчеркнуть твое уважение к детям - организаторам;

3. чаще доверяй своим воспитанникам;

4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем отряде.

Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожа­тый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.

Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей са­мостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне не­верно.

Как провести выборы в актив (совет) отряда

Вдороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уве­ренности в кандидатах.

Об активе (совете) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе (свечке) отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор (свечка). На сборе происходят выборы (воз­можно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры иобязанности актива отряда (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

командир отряда собирает отряд по режимным моментам или для посещения отрядных или общелагерных мероприятий, отвечает за дежурства отряда.

физорг отряда организует спортивную работу отряда: посещение утренней зарядки, участие детей отряда в спортивных кружках, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении об­ щелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде - заправка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный вне­шний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил личной гигиены, консультируется в врачом лагеря по возника­ющим вопросам в отряде.

староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого часа и вечером,"перед сном. Всегда последним выходит из пала­ты, оставляя ее в чистоте и порядке.

редактор опираясь на актив отрядаучаствует в оформле­нии отрядного уголка, организует выпуск утренней «молнии» и следит за наличием отрядного плана на текущий день в отряд­ном уголке.

Объединяющее начало

Детский временный коллектив - отряд (экипаж, бригада, ко­манда, группа и т.д.) – это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способству­ющие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря: единый рас­порядок дня, организованное самоуправление, совместное учас­тие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудо­вые и творческие дела.

Символика - немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей на протяжении длительного времени своей деятельности использует единую тра­диционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика» и какая сим­волика используется в детских оздоровительных лагерях? Это эле­менты единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко из­готовленные самими ребятами по разработанному ими же маке­ту), эмблемы (лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за дос­тижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утрен­ней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изго­товленная руками самих ребят, более эффективна в воспитатель­ном плане.

На основе коллективных дел, под влиянием личности воспита­теля и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выст­раивается система правил и норм жизни, складываются тради­ции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детс­кого коллектива (отряда) и лагеря в целом. Кроме того следует отметить и другие, не менее важные в воспитании, объединяю­щие начала.

Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддер­живающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой кол­лектива. Цель данной традиции - провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела, создать положительный на­строй на предстоящую коллективную деятельность. Общее постро­ение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, встрече гостей, поздравление с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с днем рождения и т.д.)

Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Ис­ходя из полученных положительных результатов проведения ве­черних свечек, важно отметить важность систематичного прове­дения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуации, поддерживают комфортный психологический климат.

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и об­легчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критично­сти в процессе мозговой атаки достигается путем передачи инст­рукции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бо­яться оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочув­ствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Известно, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы ин­тересное, но рискованное предложение на ходу было заменено дру­гим - проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участ­ников атаки суммируются.

Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко раз­розненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эф­фективность творческой деятельности. Кроме максимально эмо­ционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремлен­ности. Поскольку игра - мероприятие групповое, она приуча­ет к коллективным действиям, принятию как самостоятель­ных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».

Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сце­нарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответ­ствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в реше­нии задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным ва­риантом костра также можно считать кольцовку песен, в кото­ром основной акцент делается на песню, выбранную тематику.

Отзывы

Эффективный способ получения обратной связи. Способов по­лучения отзывов достаточно, чтобы воспитатель мог выбрать для себя самые оптимальные. Среди таких способов мы выделим НА­СТРОЕНИЕ (график настроения, шкалу настроения, «Я сегодня» и т.п. варианты названий); анкетирование в соответствии с периодом смены лагере, о товарищах, и т.д.); отрядные газеты-молнии, от­рядный листок пожеланий, дерево желаний (отдельный стенд с нари­сованным деревом, куда дети могут прикалывать листочки с жела­ниями); «А на последок я скажу...» (обычно воспитатели разворачи­вают обратной стороной рулон обоев во всю стену, рисуют заглавие и вешают за день до отъезда). Каждый ребенок может написать на такой «стене» свои пожелания, мысли, размышления, оставить свои координаты. Другой вариант - забор «А на последок я скажу...». На том же рулоне обоев рисуют забор, в котором количество досок соответствует количеству детей, отрядных вожатых и администра­ции. Каждая доска становится именной, т.е. на ней пишется имя, кому следует написать свое пожелание. Так, каждый ребенок, вожа­тый, администратор может выразить свое мнение о конкретном че­ловеке.

Методы работы

Вожатый в своей работе с детьми использует различные ме­тоды воспитательного воздействия на детей. Методы воспита­тельной работы будут действенны, если их применять в систе­ме. К числу ведущих методов воспитательной работы относят­ся: убеждение словом и положительным примером, поручение, соревнование, игра, поощрение и наказание.

Убеждение

Убеждение, как метод, является целенаправленным воздействием на сознание и чувства, словом и положительным примером. Педагогически не обоснованное применение метода - убеждение таит в себе опасность чисто словесного воспитания, как воспитан­ники лишь на слух воспринимают нужные и правильные слова о нравственном совершенствовании, которые в избытке слышат от взрослых, но слова эти никак не отражаются, никак не воздей­ствуют на их поведение. Об опасности такого разрыва между сло­вом и делом предупреждал в свое время русский педагог К.Д. Ушинский «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приго­товляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков».

Какие педагогические условия надо соблюдать, чтобы убежде­ние словом достигло цели? Прежде всего темы сборов, вечерних свечек, диспутов, бесед, темы коллективных обсуждений должны быть актуальны и своевременны. Бессмысленно обсуждать фильм или книгу, который дети не смотрели или которую не читали. Необходима предварительная подготовка материала для планируе­мого убеждения. Конкретность, яркость, эмоциональность убеж­дения словом зависят от умения вожатого привлечь конкретные факты из жизни самих ребят, из книг, журналов, исторических примеров, телепередач. Дети охотно участвуют в обсуждении и достаточно сложных проблем, ценят уважительное отношение к их мнениям и суждениям, принимают истину, если она устанавлива­ется в живой и убедительной дискуссии.

Поручение

Поручение, как метод воспитательного воздействия, может быть адресован как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе отрядов широко используют такие поручения, как физорг, органи­затор игры, спортивных соревнований, танцев, музыкальный орга­низатор и т.д.

Эффективность поручений обеспечивается соблюдением ряда пе­дагогических требований. Прежде всего поручение должно обладать общественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений зависит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в выполнении этого поручения. Следовательно, чтобы поручение вос­питывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности сво­их воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанно­сти и т.д.

Вожатому также следует помнить, что поручение должно соответ­ствовать особенностям возраста, быть посильным и в то же время представлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, настойчивость, упорство, инициативу.

Эффективность поручений зависит от контроля за их выполне­нием. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и под­сказку, а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению.

Игра

Для вожатого - игра - самый удобный, приятный, хотя одно­временно и нелегкий метод воздействия на детей.

А.С. Макаренко говорил об игре: «Игра обязательно должна при­сутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключать­ся не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя немного изображает, играя, чем-то более высоким себя чувствует...

...Я утверждаю, что детская организация должна быть пропита­на игрой. Учтите, что речь идет о детском возрасте, у него есть потребность в игре, ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу - время, а потехе - час, а потому что как ребенок играет, так он будет и работать.»

Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные особенности детей, сам организует игру. Игрой надо умело руководить, ни в коем случае не допуская всякого рода запрещений и непродуманного прямого вмешательства взрослых. Надо играть вместе с детьми.

Соревнование

Соревнование не следует рассматривать как универсальное средство на все случаи воспитательной практики, распростра­нять на любой вид детской деятельности, в любом коллективе и на любые сроки.

Соревнование дает положительные результаты только тогда, когда оно организуется на основе следующих принципов: глас­ности, взаимопомощи, конкретности условий и сравнимости ре­зультатов. В противном случае соревнование порождает без­нравственную погоню за первенство любыми средствами, разви­вает зависть, недружелюбие.

Соревнование приобретает воспитательный смысл, если оно становится творчеством самих детей при условии точной педа­гогической подготовке. В условиях лагеря соревнование умест­но в труде, техническом и эстетическом творчестве, спорте и туризме.

Задумывая всякое соревнование, вожатые должны подобрать жюри, разработать основные положения, определить сроки про­ведения, форму подведения итогов, награды победителям.

Поощрение и наказание

Поддержка отряда, похвала нужны ребятам. Их успехи, пусть самые крошечные, должны быть отмечены. Но похвала, поощре­ние - палка о двух концах. Совсем того не желая, нетрудно именно постоянными поощрениями и наградами воспитать в не­которых ребятах самодовольство, пренебрежение к товарищам. Поэтому важно, чтобы в вынесении благодарности и награды участвовал весь коллектив. Дети должны усвоить: наибольшая ценность у тех добрых дел и поступков, которые совершают из нравственных побуждений, а не ради похвалы и награды.

В детском коллективе недопустимо наказание трудом. Ис­пользование трудового наказания в качестве наказания может обусловить отношение к труду как к неприятной обязанности, которую должны выполнять лишь провинившиеся. Гораздо боль­ший воспитательный эффект достигается, если наказанием ста­новится ограничение права трудится. Причем в данном случае труд - не обязанность ребенка, а его стремление, желание, хо­тение. Так, дежурная группа по конюшне, халатно отнесшаяся к своим обязанностям и повлекшая сбой в работе конной сек­ции, не допускалась к своим обязанностям в течение трех дней. Для детей, это было серьезное наказание, которое заставило их пересмотреть свое отношение к возложенным на них обязанно­стям.

В отдельных случаях, если необходимость поработать вос­принимается как естественное следствие проступка, такая мера оправдана: насорил - убери, плохо подготовили помещение для сбора отряда, придется повторить еще раз.

Основное требование к применению индивидуального нака­зания - было оправданным и обязательно справедливым.

Приложение № 4

1. Педагогическая сущность детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности.

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе, характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104].

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют выбранные органы (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря») и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют 4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таблица – Этапы развития временного детсткого коллектива-отряда

Этапы развития коллектива

Позиция воспитанников

Позиция вожатого

Коллективообразующая деятельность вожатого

Условия эффективности педагогической деятельности

Первый этап

  • Неорганизован-ные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения,
  • нет первоначальных переживаний общности цели, опыта коллективной деятельности

Прямо взаимодействует с каждым воспитанником

  • Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга;
  • включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения;
  • дать возможность проявиться активу;
  • определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.

Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Второй этап

Появляются первичные признаки коллектива:

  • начинают действовать органы самоуправления (актив);
  • возникают отношения ответственных зависимостей.

Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты.

  • Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт;
  • воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений;
  • накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов, «советов дела».

Организация эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.

Третий этап

Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко)

Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива.

Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей.

  • Включение воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность;
  • единство педагогических требований, обогащение педагогического общения;
  • расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда

Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:

  • необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
  • важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики является:

  • умелое предъявление требований к воспитанникам;
  • организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
  • организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций в отряде;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:

  • четкое определение норм и правил поведения в отряде;
  • приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
  • соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
  • в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников

Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!

На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.

Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

  • предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность и активность воспитанников в достижении цели);
  • воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

  • наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
  • выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
  • повышать роль органов самоуправления в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

  • выбор названия и девиза отряда, другой символики;
  • проведение отрядных огоньков, сборов;
  • «дни рождения отряда»;
  • будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников :

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

4. Детское самоуправление в отряде

Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также наличием специфических компетенций в определенной области.

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.

Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова)– это:

– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;

– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;

– непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

– коллективное планирование;

– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

– работа в постоянных и временных органах самоуправления;

– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

– участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.

Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

К временным органам самоуправления относятся:

– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах. Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;

– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.

Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.

Совет отряда главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):

  • проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
  • организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
  • включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.

5. Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф. Голованова, с. 149).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф. Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова, с.151).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела. Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД. Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. После завершения обсуждения, представители микрогрупп демонстрируют результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

Четвертая стадия – «Проведение коллективного дела»

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Вожатый продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченому плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела»

Данная стадия чрезвычайно значима в плане выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?». И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последствие коллективного дела»

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Разгорается новая искра поиска новых идей, дел.

Вожатый на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях способствует формированию опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования и воспитания.

Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Данная программа лагеря актива ставит своей целью подготовить лидеров школьного самоуправления, способных повести за собой детские коллективы, возглавить секции в школьном самоуправлении, организовать и провести общешкольное мероприятие, сделать школьную жизнь интересной и разнообразной.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"

Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...

Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....


План - это хорошо продуманная программа действий коллектива. План нужен вожатому, чтобы четко осознать цель и задачи воспитания, вдумчиво отобрать содержание и средства, органи-зационные формы работы. План поможет вожатому избежать суеты, неразберихи, неудач, приобрести уверенность в себе.

  • Цель - образ предполагаемого результата, который отряд реально может достичь к четко определенному моменту времени.
  • Задача - это частная цель, «это путь, при помощи которого можно отмерить процесс реализации цели». Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы: было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности отряда;

Для ее решения имелись реальные возможности;

Ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Главное, чтобы задачи согласовывались с целью

  • Содержание ( блоки плана, основные направления и т.п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. В этой части плана указываются планируемые мероприятия и дела, их регулярность и последовательность.
  • Механизмы реализации (логика развития, режим реализации плана). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей плана(что необходимо делать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). Главное назначение этого раздела - продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в отряде.
  • Результаты (итоги). В этой части плана указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения плана. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели его развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) - и должны стать результатами деятельности лагеря.

Воспитатель (вожатый) должен приступить к планированию своей деятельности, ознакомившись с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы. Это необходимо сделать до начала работы смены.

При составлении плана необходимо учитывать:

  • модель смены;
  • календарь летних праздников;
  • задачи оздоровительного периода;
  • традиции оздоровительного лагеря;
  • информация о детях;
  • интересы детей;
  • личностные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем детстве, его ожидания.

Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро – день – вечер).

  • План-сетка готовится до начала работы детского лагеря (согласуется с планом-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе плана-сетки лагеря).
  • В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда, банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом – планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.
  • План-сетка обычно составляется либо в строчку, либо выглядит как календарь. В конце организационного периода планируется следующая неделя, заполняются свободные места в плане-сетке.
  • План-сетку можно вывесить на отрядном месте, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачно, по мнению отряда, прошел день. Это можно решать на вечернем анализе дня.

Структура плана-сетки

  • Цель;
  • воспитательные задачи;
  • сведения о детях, особенности возраста;
  • программа деятельности оздоровительного лагеря;
  • план работы с детьми;
  • взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря;
  • работа с детскими объединениями, секциями;
  • спортивный инвентарь, игры, книги, учебные материалы, находящиеся в отряде;
  • примерное содержание отрядного уголка.

Титульный лист

План сетка ДОЛ « . . .»

Отряд ____(название)___________________________________

Преподаватель _______________________________

Воспитатель __________________________________

Девиз отряда __________________________________________

Нижневартовск, 2013


Цель: Провести оздоровление, развитие творческих и лидерских качеств ребят . Задачи: Способствовать физическому развитию, закалке ребят, формированию у них потребности в здоровом образе жизни; Совершенствовать развитие личных качеств ребят, наполняя их глубоким содержанием, интересными общественно-полезными делами .


Цель работы:

Воспитательные задачи:


Сведения о детях

Фамилия, имя

Дата рождения

Класс

Город, адрес, контактные телефоны

ФИО сопровождающего лица

Интересы

Программа деятельности ДОЗ «. . .»

1 день

Заезд участников смены:

2 день

Отрядные дела:

  • размещение;
  • КТД- сочинение отрядной песни, кричалки,эмблемы; Вечер знакомств-

3 день

отрядные Огоньки

4 день

Тренинги на сплочение

В гостях у сказки

Церемония

Рыцарский замок

  • Творческие ма-стерские (соз-дание афиши)
  • Подготовка к спектаклю-сказке
  • Спектакль-сказка

День Музыки

открытия смены

5 день

Инструктаж по т/б

Тайный друг

Игры в отряде

Звездный миг

  • Творческие мастерские
  • Исторические события в разных странах

Открытие

6 день

День Именниника :

отряд – отряд

  • Конкурс рисунков на асфальте
  • « Название лагеря»

Меткий стрелок

Вечер знакомств в Центре-посвя-щение в жители славного города (название лагеря)

Праздничный концерт

Малых

День Отряда

7 день

День Нептуна

  • Поздравитель-ная радиогазета
  • Праздничный концерт
  • Дискотека«С ДнёмРождения!»
  • Письмо другу
  • Посещение музея
  • Литературный вечер

День Смеха

  • Личные соревнования по теннису, бадминтону
  • Дискотека

Олимпийских Игр:

Смотр отрядных уголков

День

  • Творческие мастерские
  • Конкурс смешных историй
  • Праздник

Подготовка к меломан шоу

Церемония открытия МОИ

Дублера

«СТАРИК И МОРЕ»

Экономическая

  • Фотографир- ние
  • Создание ролика о лагере, фотогазеты.
  • Конкурс фоторабот

День футболиста

игра «АРБАТ»

  • Соревнование на воде
  • Дискотека

Дискотека

День дублера

  • Творческие мастерские
  • Командные встречи по футболу
  • Просмотр кино

Конкурс репортеров и коментаторов

Закрытие смены

Дискотека

Меломан шоу

  • Творческие мастерские
  • (Подготовка к ярмарке
  • Ярмарка-аукцион
  • Огоньки
  • Концерт
  • Костёр
  • Прощальная дискотека
  • КТД – чистый дом
  • Просмотр киноролика

Приглашение в отряд отрядные «Гостевки»

« Жизнь в лагере»

Экскурсия

  • Отъезд

Конкурс сценок

«Когда я стану взрослым»


дата

мероприятия

  • Заезд, размещение

цель

задачи

  • Вечер знакомств-

Познакомить ребят друг с другом

Отрядные дела:

Познакомить ребят друг с другом и сплотить коллек-тив

Механизм реализации

отрядный Огонек

1 Дать представ-ление о режиме лагеря

  • Тренинги на сплочение
  • Инструктаж по т/б
  • Игры в отряде
  • Вечер знакомств в Центре-посвя-щение в жители славного города (название лагеря)

1 Формировать представление о режиме лагеря

2 Объединить интересы в совместной работе по созданию песни и т.д…

1. Четкое соблюдение режима

результаты

примечание

2 Объединить интересы в сов-местном деле за честь отряда

1. Четкое соблюдение режима

3 Провести развлекательно-занимательные игры

3 Сдружить в совместном отдыхе

2 Распределение небольших заданий

3 Принять участие в развлекательно-занимательных конкурсах

дата

мероприятия

  • Церемония

цель

День Музыки

открытия смены

задачи

Открытие

  • Творческие мастерские караоке-клуб
  • Подготовка к меломан шоу
  • Меломан шоу

Развивать понимание и уважение к музыкантам и музыкальным произведени-ям

Механизм реализации

  • Праздничный концерт
  • Дискотека

1 Добиваться реа-лизации ребятами своих талантов

Малых

Формировать уважение к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой

1Объединить ин-тересы в совмест-ной работе по подготовке номеров

результаты

2 Объединить ин-тересы в совмест-ной работе по подготовке номеров

Олимпийских Игр: Церемо-ния открытия МОИ

2 Распределение небольших заданий

1 Дать возмож-ность каждому выбрать свою песню для выступления

примечание

1 Развивать физические способности ребят

3 Сдружить в совместном отдыхе

1Дать возмож-ность каждому выбрать свой вид спорта

2 Организовать помощь в под-боре кастюма

  • Конкурс репортеров и комментаторов

2 Формировать творческие спо-

2 Организовать помощь в под-готовке участни-ков и группы поддержки

собности ребят

3 Формировать уважение друг к другу

дата

мероприятия

День Отряда

цель

  • Смотр отряд-ных уголков
  • Соревнование по настольным играм

День

задачи

Познако-мить ребят с достоин-ствами друг с друга

В гостях у сказки

Дублера

Формиро-вать орга-низатор-ские спо-собти

Механизм реализации

1 Формировать физические способности

Приглашение в отряд отряд-ные «Гостевки»

  • Творческие мастерские (создание афиши)
  • Подготовка к спектаклю-сказке
  • Спектакль-сказка

Развивать таланты ребят и формиро-вать уважение к друг к другу

Результаты

2 Объединить ин-тересы в совместной работе по созданию уголка

1. Помощь в трени-ровочном процессе

  • Экскурсия
  • Конкурс сценок

«Когда я стану взрослым»

2 Формировать ува-жение друг к другу

1 Дать возможность проявить себя в качестве старшего

примечание

2 Распределение небольших зада-ний

1 Формировать лидерские качества

3 Сдружить в совместном отдыхе

2 Формировать уважение друг к другу

2,3 Организовать помощь и поддер-жку в подготовке сценки

1 Дать возможность каждому попробо-вать себя в роли актера

3. Формировать уважение к старшим и их труду

3 Провести развле-кательно-занима-тельные игры

2 Распределение небольших заданий

3. Развивать творческие способности

в создании декораций, костюмов

дата

мероприятия

Рыцарский замок

цель

  • Творческие мастерские
  • Конкурс «Замки на песке и камнях»
  • Рыцарский турнир

Тайный друг

задачи

День Именниника :

отряд – отряд

Формиро-вать культуру поведения

Механизм реализации

  • Поздравитель-ная радиогазета
  • Праздничный концерт
  • Дискотека-С ДнёмРождения!
  • Письмо другу»
  • Посещение музея
  • Литературный вечер

1. Четкое со-блюдение ре-жима и правил безопасности игры

Развивать у ребят творческие и лидерс-кие качества

результаты

1. Организовать четкое выполнение поручений

3. Активное участие в конкурсах

примечание

2.Развивать общую культуру

1 Развивать твор-ческие способности

3 Сдружить в совместном отдыхе

2.3. Правил поведения в общественных местах

2 Объединить инте-ресы в совместном творчестве

1. Дать возмож-ность каждому участнику по-пробовать себя в деле

2.3. Четкое вы-полнение зада-ний и соблюде-ние режима

3 Сдружить в сов-местном отдыхе

дата

мероприятия

День Нептуна

цель

День фотографа и кинорежиссера

задачи

  • Праздник

Развивать у ребят физические способности

1 Объединить интересы в со-вместном деле

Развивать таланты ребят и формировать уважение к талантам

День футболиста

  • Фотографиние
  • Создание газеты и ролика о лагере
  • Конкурс фоторабот

«СТАРИК И МОРЕ»

Механизм реализации

Развивать у ребят физические способности

2 Развивать физические способности

  • Творческие мастерские
  • Командные встречи по футболу
  • Просмотр кино
  • Соревнование на воде
  • Дискотека

1 Добиваться реализации ре-бятами своих талантов

результаты

1. Четкое соблюдение режима

3 Сдружить в совместном отдыхе

1 Дать возмож-ность каждому продемонстрировать свой талант

1 Объединить интересы в со-вместном деле

примечание

2 Объединить интересы в сов-местной работе

2. Четкое соблю-дение правил безопасности и игры

1. 2. Четкое соблюдение правил безопасности и игры

3. Активное учас-тие в конкурсах

3 Сдружить в совместном отдыхе

2 Распределение заданий

2 Развивать физические способности

3 Принимать участие в праздничном мероприятии

3 Приучать к культурному отдыху

3. Активное учас-тие в просмотре кино

дата

мероприятия

цель

Звездный миг

задачи

Меткий стрелок

  • Конкурс рисунков на асфальте
  • Конкурс Мистер и Миссис города
  • « Название лагеря»

Механизм реализации

День Смеха

Разви-вать у ребят физичес-кие способ-ности

  • Личные сорев-нования по тен-нису,бадминтону
  • Соревнования по баскетболу между отрядами
  • Дискотека

Разви-вать у ребят творчес-кие и лидерс-кие качества

результаты

1 Развивать физические способности

  • Творческие мастерские
  • Шуточная эстафета
  • Конкурс смешных историй

1 Дать возмож-ность каждому участнику попро-бовать себя в деле

1 Развивать художественные способности

примечание

3 Сдружить в совместном отдыхе

2 Объединить интересы в совместном деле

2 Распределение небольших заданий

1. Дать возмож-ность каждому участнику попро-бовать себя в деле

2 Распределение заданий

3 Сдружить в совместном отдыхе

3 Четкое соблюдение режима

2 Объединить интересы в совместном творчестве

2 Распределение небольших заданий

3 Четкое соблю-дение режима

3 Сдружить в совместном отдыхе

3 Четкое соблюдение режима


дата

мероприятия

Закрытие Малых Олимпийских Игр

цель

  • Командные встречи по волейболу
  • Церемония закрытия, награждение

Экономическая

задачи

Провести интересное и организо-ванное закрытие МОИ

игра «АРБАТ»

Развивать творческие способности ребят и уме-ние эконо-мически мыслить

Механизм реализации

Дискотека

1 Развивать чувство ответст-венности перед коллективом

1 Объединить интересы в игре с целью получения наилучшего результата

  • Творческие мастерские
  • Ярмарка-аукцион
  • Огоньки

2 Объединить интересы в игре с целью получения наилучшего результата

1. Выбор участ-ников для учас-тия в командных соревнованиях

результаты

2 Распределение небольших заданий

примечание

2 Развивать творческие способности ребят

1, 2 Распределение небольших заданий

3 Сдружить в совместном отдыхе

3 Провести развлекательно-занимательные игры и конкурсы

3 Развивать ответственность за порученное дело


дата

мероприятия

Закрытие смены

цель

  • КТД – чистый дом
  • Просмотр киноролика
  • Церемония закрытия награждение
  • Концерт
  • Костёр
  • Прощальная дискотека

Провести интересное и организованное закрытие смены

задачи

« Жизнь в лагере»

Провести уборку территории и организованный отъезд

1 Провести организованное закрытие смены

Механизм реализации

1 Организовать трудовое участие в уборке терри-тории

2 Развивать творческие способности

результаты

1. Четкое соблюдение режима

  • Отъезд

примечание

1 Привлечь к выполнению конкретного задания

2 Формировать положительные эмоции в р-те просмотра ролика

2 Распреде-ление неболь-ших заданий

3 Формировать уважение между ребятами

2 Просмотр созданного ребятами ролика и фотовыставки о лагере

3 Организовать организованный отъезд

3 Провести развлекательно-занимательные игры и танцы

3 Четко продумать этапы отъезда


Взаимодействие с администрацией и работниками ДОЛ

должность

Ф.И.О

Начальник лагеря

Контактный телефон

Заместитель начальника по воспитательной работе

Заместитель по хозяйственной работе

Руководитель физического воспитания

Инструктор по плаванию

Заведующая библиотекой

Заведующая столовой

Комендант здания

Водитель автобуса


Распорядок работы кружков

Наименование

Руководитель(ф.и.о), телефон

Дни и часы работы


Спортивный инвентарь, игры, книги, учебные материалы, находящиеся в отряде

  • 1. __________________________________________
  • 2. __________________________________________
  • 3. __________________________________________
  • 4. __________________________________________
  • 5. __________________________________________
  • 6. __________________________________________
  • 7. __________________________________________
  • 8. __________________________________________
  • 9. __________________________________________
  • 10. _________________________________________
  • 11. _________________________________________
  • 12. _________________________________________
  • 13. _________________________________________
  • 14. _________________________________________
  • 15. _________________________________________
  • 16. _________________________________________
  • 17. ____________ _____________________________

Отрядный уголок – одна из форм наглядного отображения жизни отряда.

Материалы, помещаемые в уголке, должны отображать деятельность отряда и постоянно обновляться.

Отвечает за оформление уголка редколлегия.

Пример информационных разделов:

  • Эмблема, название, девиз отряда, песня;
  • План работы на смену;
  • Сегодня в отряде;
  • «Наши песни»;
  • «Поздравляем», «С днем рождения»;
  • Спортивные достижения отряда;
  • Награды отряда;
  • Лауреаты отрядных конкурсов;
  • Пожелания на будущее;
  • Лист («почтовый ящик», тумба) – «правдилка»;
  • Цветопись настроения.
  • Материалы в уголке помещаются в зависимости от актуальности темы отряда и возраста детей.

  • План на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план. На день целесо-образно планировать не более 3 мероприятий.
  • План работы отряда (перечень дел на каждый день) Дата_______20_________ Ключевое дело:___________________________________

День недели

Время суток

Погода

Непогода

Примечания


Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...