Кто уничтожил американский трамвай. Трамвайное

посвящается…

По многочисленным просьбам френдов, специально для tu2_167 , vkboy , chedim , moonlight_s , periskop.su , canoe_ride , the_debaucher и the_chevalier от создателя «Трамвая в Выборге» (http://сайт/7986.html#cutid1) сделан этот экскурс в историю трамваев Петербурга.

Я попытаюсь рассказать обо всех типах трамвайных вагонов, которые ходили и ходят ещё в Петербурге. Вагоны в остовном из коллекции «музея» электрического транспорта.
Трамвайный вагон фирмы «Бреш»
Всего Петербург получил 190 подобных вагонов. Именно они и открыли движение 29 (16) сентября 1907 года. Впоследствии трамваи фирмы «Бреш» очень долго использовались в качестве прицепных. Это были деревянные вагоны, двери на улицу были в виде красивых ажурных решёток. Вместимость – мест для сидения – 24.
Но фото вагон фирмы «Бреш» № 1028, восстановленный в 1982 году в трамвайном парке им. Леонова.


Трамвай фирмы «Бреш»


Он же, фото periskop.su


Он же, фото periskop.su

Первые стальные вагоны типа МС и ПС (моторный и прицепной стальной).
Выпускались заводом «Красный путиловец» (ныне Кировский завод) с 1927 по 1933 годы. Это первые стальные трамваи в Ленинграде, впоследствии все вагоны Ленинграда строились с учётом этого опыта. Было разработано несколько модификаций трамвая МС и ПС с небольшими различиями.
В годы войны поезда из вагонов МС-ПС несколько сменили профессию. Им приходилось еще, и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнеможденные люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.
Этим трамваям была уготована долгая жизнь, до конца шестидесятых они обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы и до сих пор используются различными службами. На фото трамваи МС 4 модификаций. Во всех вагонах по 24 посадочный места, кроме МСО-4, в котором им 27.


МС-1, вагон № 1877, в этом трамвае такие же двери, как у вагона фирмы «Бреш»


Он же, фото periskop.su


МС-2, вагон № 2135, здесь двери были деревянные, открывались ручным способом. Фото periskop.su


Тоже МС-2


МС-3+МСП, вагоны № 2424+2384.


Он же, фото periskop.su


То же, фото canoe_ride


То же, фото canoe_ride


МСО-4, вагон № 2575.


Он же, фото periskop.su

«Американка» - вагоны ЛМ-ЛП-33.
Выпускались ВАРЗом (Вагоноремонтным заводом) с 1933 по 1940 годы. Горожане прозвали такие трамваи «американками».
Многие жители нашего города до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают трамваи этого типа. Они служили ленинградцам 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года.
Эти трамваи были первыми отечественными четырёхосными вагонами большой вместимости. При их проектировании (в нач. 1930-х годов) использовался опыт американских фирм. Потому-то и назвали вагоны вначале МА-ПА (моторный и прицепной американского типа). Название перекочевало в народ.
Вместе с ленинградцами они испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров.
Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.
2 вагона из коллекции «музея» отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс».



ЛМ-ЛП-33, вагоны № 4275+4454. В моторном вагоне мест – 49, в прицепном – 52.


Он же, фото periskop.su


То же, фото canoe_ride

«Слоны» - вагоны ЛМ-ЛП-47.
Во время войны несколько десятков МСок и «американок» столько сильно пострадали от бомбёжек и обстрелов, что их восстановление было практически невозможным. Тогда-то и было принято решение о создании на базе разрушенных ЛМ-ЛП-33 новых цельнометаллических вагонов.
Новой серии был присвоен индекс ЛМ-ЛП-47. Правда, выпущено было всего 43 моторных вагона и 42 прицепных: слишком уж они получились тяжёлые. Вот за этот немалый вес и округлые формы трамвайщики и прозвали поезда образца 1947 года «слонами».
Выпускались ВАРЗом с 1948 по 1949 годы. Из-за конструктивных недостатков и большого веса эксплуатировались недолго – до 1973 года.
Трамвай из коллекции «музея» долгое время использовался как путеизмеритель – на нём было установлено специальное оборудование, отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс».


ЛМ-ЛП-47, № 3521+3584, посадочных мест в моторном – 34, в прицепном – 35. Фото periskop.su


Он же, фото canoe_ride

То же «Слоны» - ЛМ-ЛП-49.
Вслед заЛМ-ЛП-47 были выпущены более современные вагоны ЛМ-ЛП-49, внешне напоминавшие предшественников. И красились они также краской «цвета слоновой кости». Так что экзотическое прозвище перешло этим трамваям по наследству. Выпускались ВАРЗом с 1949 года несколькими сериями. Эксплуатировались до 1982-1983 годов. Причём некоторое время ЛП-49 прицепляли к более современным ЛМ-68М (о них ниже). Такие поезда получили прозвище «динозавры». Двери в этих трамваях как в метро. Так же в них были мягкие сиденья. Вместимость та же, что и у предыдущих.
На фото вагон «музея» электрического транспорта, ранее использовался как тягач для специальных путеремонтных машин, восстановлен в 1997 году.


ЛМ-ЛП-49, вагон № 3691+3990, фото canoe_ride


Он же



Он же, фото periskop.su

«Стиляги» - вагоны ЛМ-57.
Выпускались ВАРЗом с 1957 по 1969 годы. Эксплуатировались до 1986 года.
Эти трамваи никогда не ходили в составе поездов. Только одиночками. Их изысканные очертания, прямо-таки канареечная расцветка и бросающаяся в глаза независимость снискали вагонам славу «стиляг». На строгом техническом языке именовались ЛМ-57.
Благодаря тележкам новой конструкции, они передвигались по городу почти бесшумно. Ленинградцы полюбили эти вагоны за стильные интерьеры и мягкие диваны.
Планировалось, что из ЛМ-57 будут сцеплять поезда, и потому вначале построенным вагонам (как и всем моторным, то есть головным) присваивались только нечётные номера. Так было выпущено 500 вагонов. И лишь через несколько лет появились «стиляги» с чётными номерами.


ЛМ-57, вагон № 5148.


Он же, фото periskop.su


Он же, фото canoe_ride

«Аквариум» - вагон ЛМ-68.
Трамвайные вагоны ЛМ-68 выпускались ВАРЗом в 1968-1975 годы. Эксплуатировались до 1988 года.
ЛМ-68, больше известные как «аквариумы», также имели запоминающуюся внешность. По сравнению с вагонами предыдущих поколений, эти отличались большими окнами и крышевым остеклением. Необычно были расположены и маршрутные указатели, - в «скворечнике», смещённым вправо. Несмотря на эстетичность, ЛМ-68 было выпущено не так уж много. Слишком сложно было их строить и неудобно обслуживать в парках. Стёкла на крыше, к примеру, можно было вымыть разве что шваброй, стоя на приставной лестнице.
На серии ЛМ-68 впервые отказались от непосредственной системы управления. Говоря проще, убрали с пульта управления высокое напряжение. «Аквариумы», как и все последующие серии, могли работать по системе многих единиц, когда каждый вагон в поезде моторный. Благодаря этому, скорость движения трамваев заметно возросла.
На фото вагон № 6249, именно на нём впервые в СССР на линии испытывалась тиристорно-импульсная система управления, поэтому он работал до 1993 года. Затем электроника была демонтирована, и вагон был вновь оборудован стандартной контакторной системой управления. Отреставрирован в 1997 году ТОО «Симбиоз» совместно с работниками ГУП «Горэлетротранс».


ЛМ-68, вагон № 6249.


Он же, фото periskop.su

«Машки» - вагоны ЛМ-68М.
Вагоны ЛМ-68М выпускались ЗРГЭТ (Завод по ремонту городского электротранспорта, бывший ВАРЗ) с 1973 по 1989 годы.
Модернизированные вагоны ЛМ-68. За индекс «М» и были прозваны «Машками». Самая массовая серия после вагонов МС. Было построено более 2000 вагонов.
Эксплуатируются до сих пор. Большое распространение в 1970-е – 1980-е годы получили поезда из трёх сцепленных вместе ЛМ-68-м. Не трамвай, а целая электричка. Так же к ним прицепляли вагоны ЛП-49, как уже было сказано выше такой поезд называли «динозавром».

ЛМ-68, вагон № 5428, кстати, мой любимый маршрут, № 40. Фото из Википедии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c5/Трамвай_ЛМ-68М_5428.JPG

Шестиосники и восьмиосники – вагоны ЛВС-86 и ЛВС-89.
Вагоны ЛВС-86 (Ленинградский Вагон Сочленённый-1986 года) выпускались ЛТТЗ (Ленинградским трамвайно-троллейбусным заводом) с 1986 по 1997 годы.
Первый ленинградский шестиосный трамвай был построен в 1966 году. Затем последовали четыре опытных сочленённых вагона образца 1980 года. Серийное производство началось в 1986 году.
Часть вагонов этой серии выпущена с тиристорно-импульсной системой управления, которая позволяет экономить порядка 30 процентов электроэнергии, и делает вагон быстроходным. Впервые применён отдельный вход в кабину вагоновожатого, что улучшило условия их труда.
В районах массовой жилищной застройки эксплуатируются поезда из двух таких вагонов по системе многих единиц. Могут перевозить сразу до 700 человек.
Вагон ЛВС-89 единственный восьмиосный, опытный вагон № 3076, эксплуатировался в 1989-2006 годах, в декабре 2006 года снят с эксплуатации и переда в «музей».

ЛВС-86, вагон № 3086. Фото из Википедии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5a/Трамвай_ЛВС-86К_3086.JPG


ЛВС-89, вагон № 3076, фото

В прошлое воскресенье мы очень удачно съездили на Ваську в музей электротранспорта. Три часа пролетели как пять минут =) Если вы там ещё не были, я всячески агитирую вас найти время и всё же когда-нибудь до этого музея добраться, он этого действительно стоит! Все трамваи и троллейбусы в музее, кстати, на ходу:)



Де-факто музей начинается прямо у м."Василеостровская" с памятника конке (2004-07 гг.). Модель двухэтажного вагона конки образца 1872-78 гг. установлена на пешеходке справа от выхода из метро.

Другой памятник - вагону "Бреш" (2007 г.) - открыт у проходной трампарка к 100-летию петербургского трамвая. Первый трамвай выходил на маршрут как раз отсюда, с Василеостровского трамвайного парка.

Располагается музей в бывшем депо Василеостровского трампарка на Среднем пр. В.О. (1906-08 гг., памятник архитектуры регионального значения). К сожалению, уже много лет трампарк вместе с депо хотят снести, и на его месте построить что-нибудь более прибыльное...

С 1863 года в Питере работала конка. В музее есть репликар 1993 г. постройки, на базе грузовой платформы: запрягай - и погнали!

В вагоне конки - уютненько. Похожий дизайн был и у всех питерских довоенных трамваев.

Первый питерский трамвай - "Бреш" (Brush Electrical Engineering Company). Репликар 1982 г. на базе вагона МС 1927 г. изготовления. Именно такие вагоны открывали трамвайное движение в Питере (здесь, на Ваське) в 1907 г.

Внутри.

Трамвай МС-1 - справа, послевоенный "слон" - слева.

МС-1 (экземпляр 1929 г. постройки). Все модификации МСок производились в Ленинграде на "Красном Путиловце".

Валька на подножке.

Интерьеры МС-1. Салон.

Место водителя.

Объявление для малокультурных понаехавших. Актуально до сих пор:)

Про метр и происхождение фразы "метр-с-кепкой" все в курсе? По риске на дверном косяке кондуктор замерял рост ребёнка, и либо разрешал ехать бесплатно, либо требовал за проезд денег. "Метр-с-кепкой" - это отсюда, из трамвая! За Славика маме Кате уже пришлось бы платить;)

А вот Вальку, скорее всего, удалось бы провезти бесплатно;)

"Американка" (1936 г.). Деревянные трамваи модели ЛМ-33 ходили по Ленинграду с 1933 аж по 1979 г. Последние из них, переоборудованные в служебные, были списаны только в конце 1990-х гг.

Разработаны они были на основе американских вагонов, для изучения опыта современного трамваестроения в Штаты в начале 1930-х специально отправляли наших инженеров.

Алёнка.

Интерьер "американки".

БОМЖи трамвайные.

В ящичке на задней накопительной площадке обнаружен какой-то хитрый электродевайс;)

"Слон" ЛМ-47 (1948 г.). После блокады осталось много тележек от сгоревших "американок", и на их базе сделали 43 пары трамваев ЛМ-47. Корпуса, в отличие от "американок", сделали из металла. Трамваи оказались тяжёлыми, медленными и неудобными, и к середине 1970-х гг. их списали и почти все порезали. В живых осталось всего 2 вагона - моторный и прицепной, оба стоят в музее.

Интерьеры "слона". Обратите внимание, в салоне больше нет продольной скамейки.

Прицепной вагон "слона", место кондуктора с тормозным штурвалом. Высота "конторки" - всё тот же 1 метр, назначение - прежнее;)

ЛМ-49 (1950 г.). Такие трамваи, как и "слоны", выпускались в Ленинграде на "Вагоноремонтном заводе". Вообще, практически все питерские трамваи за все 105 лет существования движения - наши родные, петроградско-ленинградско-петербургского производства.

"Стиляга" ЛМ-57 (1968 г.). Имеет модные зализанные аэродинамические формы, оттого и "стиляга". Работал в Ленинграде до середины 1980-х гг., на фото - один из последних выпущенных вагонов этой модификации.

Салон "стиляги".

Билетная касса. Помните ещё такие кассы? Я вот помню;)

Компостер.

"Аквариум" (1974 г.). Один из последних выпущенных трамваев модификации ЛМ-68.

"Аквариумом" его прозвали за остекление крыши. Из этих окон, кстати, частенько текла вода;)

ЛМ-68м (1978 г.) - модификация "аквариума", на которой эти окна убрали;) Несколько таких вагончиков до сих пор бегают по Питеру.

ЛВС-89 (1989 г.) - экспериментальный трёхсекционный трамвай. Почти 20 лет этот экземпляр (единственный выпущенный) был самым длинным трамвайным вагоном в мире, был даже занесён в Книгу рекордов Гиннеса - 30 метров, 450 пассажиров! Самого длинного вагона (ЛВС-2009, 31,5 м.)в музее нет, несколько ЛВС-2009 бегают сейчас по Волгограду и по Киеву.

Интерьеры ЛВС-89.

КТМ-5 (1983 г.) - единственный не-местный трамвай в Питере, производившийся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Сейчас они бегают по многим городам России, но в Питере их со временем всё же вытеснили местные, что не может не радовать: в детстве я очень боялся их дверей... ;)

Тот же "стиляга" ЛМ-57 (1964 г.), но в служебном исполнении.

Вагон-кран К-1 (1927 г.) производства завода "Красный Путиловец".

Троллейбус ЯТБ-1 (1936 г.). Имено такие троллейбусы открывавали движение в Ленинграде. Считалось, что все они были порезаны в металлолом, но к счастью этот экземпляр был найден у кого-то на даче, отреставрирован, и является сейчас самым старым троллейбусом в мире, способным передвигаться своим ходом.

Троллейбус МТБ-82Д (1947 г.) Производился в Москве (на Тушинском заводе), работал в Ленинграде до конца 1960-х гг. В Кутаиси (Грузия) такие троллейбусы ходили аж до 1983 г.

Интерьер МТБ-82Д.

Указатель у задней двери МТБ-82Д.

Фрагмент бампера МТБ-82Д.

ЗиУ-5 (1967 г.) - троллейбус "Завода им.Урицкого", г.Энгельс (ныне - "Тролза"). Работали в Ленинграде до середины 1980-х, последний выведен из эксплуатации в 1994 г.

ЗиУ-9 (1972 г.). Модернизированные версии этого троллейбуса бегают по всей стране до сих пор, это самый массовый в мире троллейбус (выпущено 42000 штук).

А это уже не совсем троллейбус... Это служебный троллейкар КТГ-1 ЛКС (1976 г.) киевского производства, работающий на бензине.

Внутри - лаборатория контактной сети, оттого и троллейбусные рога на крыше.

КТГ-1 ВКС - тоже троллейкар, вышка контактной сети. Логично ведь, чтобы ремонтные троллейбусные службы ездили на бензине: а иначе как, например, доберёшься до места обрыва провода? ;)

Троллейкар КТГ-2.

Старые трамвайные кассы. Проезд 3 копейки - 1 билет, багаж 10 копеек - 3 билета...

Я очень даже понимаю этого грустного трамвайку!..

А ещё мы прокатились на трамвае МСО-4 1933 г. постройки! 120 рублей за 2 круга вокруг депо. Взрослый входной билет в музей, кстати, стоит 230 рублей.

Детей и взрослых в музее - примерно пополам, Катя со Славиком - это очень характерный пример;) Интересно в музее абсолютно всем - можно ведь не только покататься, но и зайти в любой вагон, посидеть на сидениях, подёргать любые ручки, покрутить тормозные штурвалы, пробить билетик компостером и даже позвонить в звонок! ;)

Петербургский музей ГЭТ находится в корпусах бывшего трамвайного парка на Васильевском острове (Средний пр., 77). Попасть в него можно только с экскурсией со вторника по воскресенье в 10-00, 11-30, 14-00 и 16-00 часов. Основу коллекции музея составляют трамваи и троллейбусы, эксплуатировавшиеся в городе в прошлом веке.



Трамваи ЛМ-47 и ЛМ-33. ЛМ означает "Ленинградский моторный", а цифры - год проектирования.

Прицепные вагоны (без двигателей) соответственно называются ЛП:


Поезд ЛМ-33 + ЛП-33.
При проектировании ЛМ-33 за основу была взята конструкция американских трамваев Peter Witt car, поэтому в народе он получил прозвище "Американка". Первые вагоны ЛМ-33 были построены здесь, в этом трампарке, потом производство перенесли в новый завод на Чугунной улице, где в дальнейшем производились все ленинградские трамваи.


В салоне Американки - задняя площадка для пассажиров с багажом.
Вместимость состава ЛМ+ЛП была около 350 человек. Выпускалась эта модель до 1939-го года, а эксплуатировалась до 1979-го (46 лет). Всего было построено около 450 вагонов, из них моторных и прицепных примерно поровну. Сохранилось до настоящего времени только этих два.

Рядом стоит предшественник Американки:


Трамвай МС-1 (что значит Моторный Стальной первого типа). Строился на заводе Красный Путиловец с 1927 года как замена дореволюционных вагонов с деревянным кузовом, которые эксплуатировались на линиях с момента открытия трамвайного движения в городе в 1907 году.


Вагоны МС имели две кабины и двери в обе стороны. Всего в музее их около десятка разной степени сохранности. Модификации вагона МС выпускались до 1933 года, а эксплуатировались до конца 1960-х. Сделали их около 1200 штук. Отдельные вагоны долгое время использовались как служебные, поэтому сохранились для истории.


Стрелочница.
Пока не появились автоматические стрелки, их перевод осуществлялся специальным человеком. Для удобства распознавания номера маршрута стрелочником издалека была придумана двухцветная система маршрутных огней, которая используется в Питере до сих пор.


В первых трамваях водитель работал стоя, кабина не отапливалась и продувалась всеми ветрами, пассажиры норовили запрыгнуть на ходу. Плюс хаотичное дорожное движение. Адская работа.


В салоне запрещалось курить и плевать. Дети ростом ниже метра ехали бесплатно.
Несмотря на внешне небольшие габариты двухосного трамвая, он мог перевезти более 80 человек. И это не считая зайцев, висящих на нём снаружи.

В Санкт-Петербурге первый рельсовый уличный транспорт появился в 1860 году, это была конка:


Реплика вагона конки. Также около метро Василеостровская недалеко от музея стоит копия двухэтажного вагона конки.

Конно-железная дорога была основным городским транспортом целых полвека, и сложилась абсурдная ситуация: в столице Империи монополия конки не пускала трамвай на улицы. В то время, как в 1880 году инженером Пироцким первый в мире (или в России) электрический трамвай был изобретён именно в Петербурге, перевозить пассажиров трамвай тут мог только с 1895 года, да и то только зимой по льду Невы. Когда наконец в 1907 году в Петербурге запустили сухопутную трамвайную систему, она стала аж 27-й в стране. Параллельно с трамваем конка просуществовала ещё 10 лет и была закрыта в 1917.

Фотографии Карла Буллы со стенда:


Конечная конки у Дворцовой площади.


Большой Сампсониевский проспект. Модификация конки с заменой лошади на паровую машину - паровой трамвай. Несколько линий такого паровика работали в городе с 1886 по 1922 год.


Ледовый трамвай - вагоны конки на электрической тяге (ехали со скоростью 20 км/ч против 8 км/ч у конки с лошадью). Работал с 20 января по 21 марта до 1910 года.

Теперь про послевоенные трамваи:


Трамвай ЛМ+ЛП-47. Их построили в 1948-49 годах на базе ходовых частей разрушенных во время Блокады выгонов ЛМ/ЛП-33 в количестве 85 штук. За характерный дизайн этот трамвай называли Слоном. Работали они до 1973 года. Сохранились только эти два вагона, плюс в музее на реставрации есть два служебных трамвая на базе ЛМ-47.


Табличка с маршрутом (аншлаг). Сидения всё ещё деревянные, но уже в привычной компоновке 1+2.


Троллейбусы (о них позже) и ЛМ+ЛП-49. Несмотря на внешнее сходство, это уже не новый кузов на старой раме как ЛМ-47, а полностью новый трамвай, который имел прогрессивную конструкцию с несущим кузовом. Двухвагонный состав вмещал (теоретически) 400 пассажиров. Выпускался до 1960 года (прицепной вагон до 1968-го). Эксплуатировались эти трамваи до начала 1980-х, причём прицепные вагоны после списания моторных ещё несколько лет ездили в составе с более новыми ЛМ-68М, и смотрелись при этом достаточно несуразно. Всего было построено 400 моторных и 375 прицепных вагонов. Кроме этого состава сохранилось ещё два ЛМ-49 в Нижнем Новгороде и Минске.

Главные особенности этого трамвая - мягкие сидения и сдвижные, как в метро, двери:


ЛМ-57. Тёплый, быстрый, малошумный, удобный. Самый красивый трамвай в СССР (тут гирлянда немного отвлекает). Выпускался до 1968 года, эксплуатировался до 1985. Было построено 1038 штук. Конструктивно мог перевозить до 200 человек. Прицепных вагонов к нему не делали.
В музее есть ещё один ЛМ-57, который ждёт реставрации, и служебный вагон на базе ЛМ-57. Плюс сохранился один ЛМ-57 в Нижнем Новгороде.


Наверное ночью это красиво.


Кабина: ручка слева чтобы ехать, ручка справа - тормозить.


Этот трамвай уже мог работать без кондуктора - есть касса самообслуживания. К 1970-му году кондукторов отменили совсем и честность пассажиров стала единственной гарантией оплаты проезда. Я в детстве всё голову ломал, откуда этот затейливый автомат знает, сколько в него кинули денег?)
Компостер из более позднего времени, когда нужно было покупать пачку талонов в киоске Союзпечати или у водителя, и компостировать. С 1996 года кондукторов вернули обратно.


Сувенир на память.


ЛМ-68. Резко сменилась мода, и вместо округлых форм новый дизайн стал нарочито угловатым, максимально выросла площадь остекления. Новый вагон, прозванный Аквариумом, выпускался до 1975 года. Всего было собрано 663 штуки, этот - единственный сохранившийся.
ЛМ-68 умел сцепляться в поезда из нескольких моторных вагонов (система многих единиц). На напряжённых маршрутах трёхвагонный состав (до 600 пассажиров) был нормой. Эксплуатировался до 1988 года. Такой трамвай я уже видел на линии живьём. Особенно в память врезался оригинальный маршрутоуказатель.

Крышевое остекление оказалось не самой практичной штукой, но смотрится круто:

С 1973 по 1988 год выпускался трамвай ЛМ-68М - модернизированный вариант Аквариума (который стали называть Машкой). На нём убрали дизайнерские излишества и сделали кузов понадёжней. Эта модель стала самой массовой из выпускавшихся в Питере трамваев - было произведено 2109 вагонов. В 1987-1997 годах выпускался шестиосный сочленённый трамвай ЛВС-86 (473 штуки) вместимостью в 300 человек с дизайном, аналогичным ЛМ-68М.
В музее есть и ЛМ-68М и ЛВС-86, но их до сих пор полно и на улицах.

Городская трамвайная сеть в Ленинграде к началу 1990-х была официально самой большой в мире, трамвай был одним из символов города (я по этому поводу когда-то даже написал пост). Маршруты шли по всем крупным улицам, связывали и центр со спальными районами и отдалённые районы между собой. Сейчас трамвай используется в основном на коротких маршрутах для подвоза пассажиров к станциям метро. Завод на Чугунной улице, выпускавший ленинградские трамваи, в 2013 году был закрыт. Эти музейные вагоны - последние осколки былого величия.

Троллейбусы.


ЯТБ-1 (Ярославский троллейбус, первая модель). 21 октября 1936 года такая машина открыла троллейбусное движение в Ленинграде. Маршрут №1: Красная площадь - Площадь Труда. К тому времени троллейбусы в СССР эксплуатировались всего три года. Они были комфортабельнее и престижнее трамваев, и проезд в них стоил дороже.


Кузов у ЯТБ-1 полностью деревянный, обшитый снаружи железными листами. В оригинале перегородки у водителя не было. Узкие двери, низкая крыша. "Мест: сидеть - 33, стоять - 17". Дизайн был заимствован у английских троллейбусов.

Троллейбусы ЯТБ выпускались с 1936 года до войны, а эксплуатировались в Ленинграде до 1959 года. Всего было построено около 900 штук всех модификаций ЯТБ, но сохранился только этот единственный. 40 лет простояв сараем на чьей-то даче, уже больше 10 лет он снова работает троллейбусом и периодически выезжает в город. Говорят, что это самый старый работающий троллейбус в мире - он 1936 года выпуска. Причём в запасниках музея ожидает реставрации ещё и троллейбус ЯТБ-2 1938 года.


"На троллейбусы не залезать!" Лестница на задней стенке троллейбуса многих не может оставить равнодушными.


МТБ-82Д (Московский троллейбус производства 82 авиазавода, дюралевый). Выпускался с 1946 по 1961 год (эта машина 1947 года). Если ЯТБ был основным советским довоенным троллейбусом, то МТБ-82 был основным послевоенным. Всего их было построено более 5000 штук. В Ленинграде МТБ-82 работали до 1975 года.


Управление троллейбуса усовершенствованно современными электронно-вычислительными средствами (кто-то оставил в кабине ноутбук).


Салон - широкий, но низкий. "Мест: сидеть - 40, стоять - 25". Так как делался троллейбус на авиазаводе, то кузов был алюминиевый.


Дизайн был позаимствован у довоенных американских автобусов компании General Motors.
Перед новой жизнью в музее эта машина тоже около 40 лет простояла в виде сарая на дачном участке. Ещё два МТБ-82Д (причём один с прицепом) находятся на реставрации.

Третье поколение ленинградских троллейбусов:


ЗиУ-5Г (Завод имени Урицкого, пятая модель, модификация Г). Большой салон, большие окна, нормальные двери.
Троллейбусы ЗиУ-5 выпускались с 1959 по 1972 год (всего было изготовлено около 15 тысяч). В Ленинграде они эксплуатировались на маршрутах с 1960 до конца 1980-х. Эта машина 1967 года выпуска, была восстановлена в 2005. В музее ждут реставрации ещё три ЗиУ-5.


Кабина. Вспоминаются финальные кадры "Берегись автомобиля".

Кассовые аппараты:


"За проезд опустите в кассу 3 копейки и оторвите билет". Багаж - 10 копеек и 3 билета (у синей кассы 4 билета). Занимательная математика.


Общий вид. Уникальная техника, которая при этом находится в рабочем состоянии, выезжает на разные городские и прочие мероприятия и радует всех ценителей истории города и ретро-транспорта.

Основную экспозицию мы посмотрели, экскурсию послушали - теперь все желающие могут (за отдельную плату) покататься по территории бывшего трампарка на ретро-трамвае.


Настоящие уличные часы 30-х годов - тоже экспонат.


Трамвай МС-4 1933 года выпуска. Шланг около фары - та самая "колбаса", на которой раньше катались городские экстремалы.


Здания депо Василеостровского вагонного парка Санкт-Петербургского электрического трамвая . Построено в 1906-1908 годах американской компанией Westinghouse Electric. Отсюда 29 сентября 1907 года на первый регулярный рейс санкт-петербургского сухопутного трамвая вышел вагон английской фирмы Brush. В ближнем корпусе расположен сам музей, в следующем - его ремонтные мастерские.


На переднем плане гужевые повозки разных типов - коллекция явно расширяется за пределы тематики электротранспорта. Ещё недавно в музее появились автобусы, но в экспозиции я их к сожалению не застал.
Слева виден уже упомянутый служебный трамвай на базе ЛМ-57: вагон-лаборатория контактной сети 1964-го года выпуска.

Он оборудован специальной будкой на крыше, чтобы из неё изучать провода:


ЛВС-89. Опытный восьмиосный сочленённый трамвайный вагон. Был в книге Гинесса как самый длинный трамвай - 30 метров. Хорошо помню, как его пиарил Невзоров в 600 секундах.
В серию он не пошёл, работал на линии до 2006 года, потом сразу попал в музей. 53-й - это мой маршрут, а значит на нём я скорее всего ездил (внутри он не отличается от стандартного ЛВС-86). В запасниках музея есть ещё одна попытка сделать восьмиосный сочленённый трамвай: ЛВС-93. В серию он тоже не пошёл, но на его базе был создан серийный шестиосный трамвай ЛВС-97. Которого в музее кстати нет.


Кран Путиловского завода К-1 1927 года выпуска.


Автомобиль "Москвич-423". Первый советский универсал. Как он тут оказался?)
На заднем плане стоит троллейкар КТГ-2 (Киевский троллейбус грузовой, вторая модель). Такие агрегаты выпускались с 1976 по 1993 год и были оборудованы ДВС для возможности передвигаться без контактной сети. За кабиной у него расположена бортовая платформа для перевозки грузов. За ним стоит ещё один такой же КТГ-2, плюс в музее в разной степени сохранности есть три КТГ-1 (троллейкар-фургон).
Троллейкары используются в музее как троллейбусные тягачи по причине отсутствия в музее троллейбусной контактной сети.


КТМ-5М3 (Кировский Трамвай Моторный, пятая модель, третья модификация). Выпускался с 1971 по 1992 год - 20 лет практически без изменений. Всего их сделали больше 14000 штук, из которых в Ленинград поступило 250.
Это был единственный непитерский трамвай, массово эксплуатировавшийся в Ленинграде. Усть-Катавский вагоностроительный завод им. Кирова был основным производителем трамваев в СССР в те годы, а наша самая большая в мире трамвайная сеть требовала всё больше новых вагонов. Поэтому этот самый ужасный массовый советский трамвай стал ещё и самым массовым трамваем района Гражданки с начала 1980-х. В 2007 все КТМ-5М3 массово списали на гвозди за исключением одного этого двухвагонного поезда (второй вагон сейчас на реставрации).
Самые запоминающиеся особенности этого трамвая - грохочущие цепным механизмом большие сдвижные двери и удобные эргономичные сидения.


Грузовая платформа-цистерна ГП-10 (1930-е) и двусторонняя модификация ЛМ-68М.
Трамваи ЛМ-68М с двумя кабинами и дверьми с обеих сторон строились в 1988-92 годах для пассажирских перевозок на Саяно-Шушенской ГЭС и в качестве служебных для трампарков Ленинграда. Сделали их всего 13 штук.


Троллейбус ЗиУ-682Б и трамвай МС-4 1932 года. МС восстановлен на конец 1950-х годов, когда эти вагоны уже были модернизированы в односторонние с одной кабиной водителя и автоматическими дверями.


ЗиУ-682 начал выпускаться в 1972 году и периодически модернизируясь выпускается до сих пор (тираж более 40000 штук). Активно поставлялся на экспорт, причём даже в дальнее зарубежье - например в Грецию и Аргентину. Музейный троллейбус отреставрирован как самая ранняя модификация - с угловатыми колёсными арками.
На реставрации в музее есть ещё несколько таких троллейбусов, в том числе сочленённый ("гармошка") и троллейбусный поезд.


Ночной дозор.


Незаметно подошло время следующей группы, и от нас убежала наш экскурсовод.


Если у вас есть трамвай, то перед заездом на территорию музея оформите пропуск.


У входа в музей стоит реплика английского вагона Brush - памятник столетию открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
Такой трамвай тогда первым выехал на городские улицы.

Американка. Под таким именем запомнились ленинградцам эти трамваи. «Эх шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка», — образец городского фольклора, своего рода памятник трамваю. Особое отношение к таким вагонам связано прежде всего с их долгой жизнью. Горожане до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают эти трамваи. Они служили ленинградцам целых 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года. Именно он и сохранился в качестве музейного до наших дней.

Между тем, «американка» отнюдь не иностранка. Строились вагоны в городе на Неве, а вот за основу действительно был взят иностранный, точнее даже заморский прототип. В начале 1930-х группа ленинградских специалистов побывала в Америке. В их числе был и конструктор Д.И. Кондратьев. В то время Америка уже была законодательницей технической моды, и нет ничего удивительного, что одну из тамошних разработок решили воплотить на нашей земле. За основу был взят трамвай фирмы Peter Witt. Но слепым копированием, безусловно, это назвать нельзя. Изменялась конструкция в соответствии с отечественными требованиями, изменялись габариты (американский трамвай был шире). В противном случае пришлось бы перекладывать рельсы на многих улицах города. Кстати, сами авторы не скрывали, что первоисточником послужил американский трамвай. Первые отечественные вагоны большой вместимости изначально назывались МА-ПА, моторный и прицепной американского типа, отсюда и прозвище «американки», оно быстро перекочевало в народ. А вот после войны отношения с США испортились, и трамвай переименовали — ЛМ-ЛП-33, ленинградский моторный и ленинградский прицепной образца 1933 года.

Такие трамваи выпускались в городе на Неве вагоноремонтным заводом (ВАРЗ) с 1933 по 1939 год. Это были первые ленинградские четырёхосные вагоны. Вместе с ленинградцами «американки» испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров. Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.

Музейный поезд из вагонов ЛМ-33 №4275 и ЛП-33 №4454, как уже говорилось, завершил эту эпоху и фактически чудом, благодаря энтузиастам, людям, которые дорожат своей историей, сохранился до начала 1990-х, когда начала создаваться музейная коллекция. В 1997 году, к 90-летию трамвая, поезд прошёл капитальный ремонт на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Были заменены деревянные стойки, многие из них сгнили к тому времени настолько, что каркас держался на листах металлической обшивки. Также были заменены все оконные рамы и наружная обшивка. От старого ленинградского трамвая, помимо конструкции, остались, прежде всего, деревянные лавки для пассажиров. Скамьи не менялись с 1950-х годов. По состоянию примерно на конец этого десятилетия и реставрировался поезд. Помимо него в музейной коллекции есть ещё один вагон образца ЛМ-33 — переделанная из пассажирского трамвая грузовая платформа с краном №4435. Этот экспонат ожидает восстановления, но в качестве грузового.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...