Кто такой рыцарь? Самые знаменитые рыцари в мировой истории.


История создания рыцарства до сего времени достаточно не изучена и не имеет единого согласованного мнения историков. Она интерпретируется в широком диапазоне и различно относит время организации рыцарства от седьмого до десятого века. Общее признание это воинское сословие получило по факту своего существования, когда исследователями допускается семантика от немецкого слова "риттер" - конник. Одни исследователи видят в рыцарях всех светских феодалов раннего Средневековья, другие только их часть - мелких феодалов, подразумевая при этом военных слуг (всадников), являвшихся вассалами знати. Считая также, что по мере роста феодальной раздробленности, благоприятствовавшей расширению прав мелких рыцарей, грань между рыцарями и знатью постепенно стиралась, уравнивая их в правах.


Данные примеры, представленные по уже свершившемуся факту существования рыцарства, не учитывают степени логической целесообразности каких-либо действий исторических персонажей, выходящих на сцену театра истории. А логика такова, что рыцарская экипировка - это очень дорогое удовольствие, которое позволить себе мог не каждый дворянин, о чем говорит и традиция передачи шлема и лат побежденного рыцаря победителю. Известно о том, что в эпоху раннего Средневековья межгосударственные взаимоотношения часто имели военный характер, когда разные короли и государи, являясь предводителями военных отрядов, должны были владеть оружием и постоянно совершенствовать свое военное мастерство. Поэтому можно предположить, что рыцарская броня - это боевая форма в первую очередь короля для защиты его от оружия неприятеля.


По традиции члены королевской семьи могут скрестить оружие только с равным себе по положению, и рыцарство оказалось тем самым окружением, с которым король мог, не роняя своего достоинства, участвовать в турнирах на ристалищах, проводя военные игры и состязания. Так из истории мы знаем, что на подобном турнире обломком копья был смертельно ранен французский король Генрих II, побежденный в рыцарском поединке графом Монтгомери. Графом, который в романтической интерпретации Александра Дюма оказался сыном графа Монтгомери, просидевшего половину жизни и умершего в тюрьме за то, что обнажил оружие против Генриха II, бывшего в то время принцем, вызывая его на дуэль как соперника в отношениях с женщиной. А в повседневной жизни этого делать нельзя - с представителями королевского дома можно сразиться только на ристалище в равном поединке, имея достоинство на социальной лестнице не ниже графского титула.


Так, получив соответствующее своему статусу образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии, от барона до короля. Эту иерархию можно представить, опускаясь сверху вниз, как: "Король и - его бароны (герцоги, графы)". По истечении времени и с началом формирования рыцарских орденов роль барона в рыцарской иерархии понизилась: Король - Руководитель ордена. Герцог - Руководитель отряда (Руководитель ордена). Граф - Рыцарь (руководитель отряда). Барон - Рыцарь (руководитель отряда). Рыцарь, состоящий на службе у барона.


Изначальное название рыцаря - конник происходит от необходимого для вооруженного в тяжелые доспехи человека средства передвижения, каковым и является лошадь. Таким образом, рыцарство стало привилегированным ударным войсковым подразделением тяжелой конницы, способной прорывать ряды вооруженного копьями противника, оставаясь при этом практически неуязвимой для пехоты. Основная тема рыцарства - это тема служения и аскезы, которые часто сопровождаются мистическим культом возлюбленной - Дамы, чьи цвета рыцарь носил на своих доспехах и служил гарантом защиты чести этой Дамы в случаях так называемого "Божьего суда", когда конфликт решался в смертельном поединке между представителями обвиняющей и защищающейся стороны. Отменить такой суд не вправе был даже король.


Посвящение в рыцари проводилось в торжественной обстановке, когда посвящать в рыцари мог только король, впоследствии это стал делать Великий магистр рыцарского ордена. Обучение рыцаря происходило в служении в качестве пажа знатной дамы, а затем оруженосца у кого-либо из рыцарей, который затем и представлял своего оруженосца королю для посвящения в рыцари. Таким образом, каждый рыцарь имел свою историю и принадлежность к какому-либо землевладению или военному рыцарскому ордену, отмеченным соответствующими геральдическими символами, которые рыцарь по обыкновению носил на своем щите. Первый же военно- монашеский орден возник в XI веке в Палестине, когда семь рыцарей создали орден Храма для защиты паломников.


Затем создаются и другие рыцарские монашеские ордена, в которые имели возможность вступать дети дворян, не имеющие права наследия титула - Мальтийский, Ливонский, Тевтонский. В роли игумена выступал магистр или гроссмейстер - руководитель ордена. Поэтому увидеть в числе рыцарей женщину (пусть это будет даже сама королева) никто бы не смог даже в самом кошмарном сне, ибо это было физически неосуществимо. В процессе исторического периода времени первоначальное значение рыцарства было утрачено и извращено до тех позиций, когда рыцари стали воспроизводить сами себя посредством удара по физиономии и некоторого устного напутствия. С изобретением огнестрельного оружия рыцарство перестало быть основной войсковой ударной силой. А после того, как рыцарями (мастерами) стали именовать и женщин, институт рыцарства вообще утратил какой-либо смысл. Массонство, считающее себя наследниками рыцарских традиций, вложило в геральдическую символику иной эзотерический смысл, когда в иносказательном выражении звание рыцарь звучит как - мастер. Логос, управляющий своим конем - материей. Здесь истинное понятие смыслового звучания слова рыцарь для большинства людей без специального образования недоступно.

Рыцарь без страха и упрека



Самым знаменитым рыцарем был Баярд Пьер дю Терайль. Его называли "рыцарем без страха и упрека", имя его стало нарицательным, синонимом чести, бескорыстия и воинской доблести. Баярд родился недалеко от Гренобля в родовом замке в 1476 году. Династия Терайлей славилась рыцарскими подвигами, многие предки Баярда закончили свою жизнь на полях сражений. Воспитывал его дед, который был епископом и дал мальчику хорошее образование и воспитание. Одним из главных элементов воспитания в школе в те времена была физическая подготовка. От рождения Баярд не отличался хорошим здоровьем и физической силой, поэтому отдавал много времени гимнастике и различным упражнениям. С детства он мечтал посвятить свою жизнь служению Франции в качестве воина. С ранних лет Баярд привыкал носить тяжелое вооружение, вскакивать на коня без стремени, преодолевать глубокие рвы и взбираться на высокие стены, стрелять из лука и сражаться мечом. Всю жизнь он помнил советы родителей: надеяться на Бога, говорить всегда правду, уважать равных себе, защищать вдов и сирот.


По традиции службу Баярд начал пажом графа Филиппа де Бож. Став рыцарем, он участвовал во многих турнирах. Поединок Баярда с испанским рыцарем Иниго описан в романе Д"Адзельо "Этторе Фьерамоска, или Турнир в Барлетте": "Баярд... первый выехал на арену на прекрасном нормандском гнедом жеребце; три ноги у жеребца были белые, грива черная. По обычаю того времени, он был накрыт огромной попоной, покрывавшей его тело от ушей до хвоста; попона светло-зеленого цвета с красными полосами, и на ней был вышит герб рыцаря; заканчивалась она бахромой, доходившей коню до колен. На голове и на крупе жеребца развевались султаны из перьев тех же цветов, и те же цвета повторялись на копейном значке и на перьях шлема... Баярд сдержал коня против доньи Эльвиры и в знак приветствия склонил перед нею свое копье, а затем трижды ударил им в щит Иниго... Это означало, что он вызывает Иниго на три удара копья... Проделав все это, Баярд отъехал ко входу в амфитеатр. В ту же минуту Иниго оказался на своем месте, напротив него; оба держали копье у ноги острием вверх...


Когда труба прозвучала в третий раз, показалось, что один и тот же порыв одушевил бойцов и их коней. Склониться над копьем, дать шпоры коню, ринуться вперед с быстротой стрелы было делом одной минуты, и оба всадника выполнили его с равной быстротой и стремительностью. Иниго нацелился на шлем своего противника; то был верный, хотя и нелегкий удар; однако, когда они поравнялись, Иниго подумал, что в присутствии такого высокого собрания лучше действовать без риска, и удовольствовался тем, что переломил копье о щит Баярда. Но французский рыцарь... нацелился в забрало Иниго и попал так точно, что, даже если бы они оба стояли неподвижно, он не мог бы ударить лучше. Из шлема Иниго посыпались искры, древко копья переломилось почти у самого основания, и испанец так наклонился на левый бок - ибо он к тому же потерял левое стремя,- что чуть не упал. Таким образом, честь этой первой схватки досталась Баярду. Оба рыцаря продолжали скакать по арене, чтобы выйти навстречу друг другу каждый с другой стороны; и Иниго, с гневом отбросивший обломок своего копья, на скаку выхватил из бочки другое. Во второй схватке удары противников оказались равны... При третьей схватке... Иниго сломал копье о забрало своего противника, а тот едва коснулся своим копьем его щеки. Снова зазвучали трубы и крики "ура!". Герольды объявили, что оба рыцаря отличаются одинаковой доблестью, и они вместе отправились к ложе доньи Эльвиры... Девушка встретила их со словами похвалы".


С конца XV столетия начинается эпоха заката тяжеловооруженных конных рыцарей. Нет, они по-прежнему участвуют в войнах, считаются силой, но новые виды вооружения приводят к появлению боеспособной пехоты и рыцарская конница начинает сдавать свои позиции одну за другой. Феодальное ополчение в значительной степени уступает свое место наемным войскам, а место тяжелой конницы занимает легкая. В XVI столетии французская армия уже состояла из постоянного войска и части наемников, рыцарское ополчение набиралось только на случай войны. Именно тогда Франция вела войны с Италией, и Баярд до самой смерти "не сходил с коня".


Он отправился с королем в поход на Неаполь. В частых, почти ежедневных сражениях, он проявлял чудеса героизма и всегда отличался высокой честностью. В одном из боев ему удалось взять в плен испанского генерала Алонзо де Майора. За его освобождение по обычаям того времени полагалось получить выкуп, но так как испанец дал честное слово, что не уйдет, пока не пришлют денег, то Баярд приказал освободить генерала от надзора. Но испанец ушел, а вскоре снова попал в плен, и, заплатив выкуп, стал рассказывать, что Баярд обошелся с ним очень строго и всячески клеветал на рыцаря. Тогда Баярд вызвал его на поединок, в котором испанский генерал был убит. Но это был редкий случай, когда поединок Баярд оканчивал смертью противника - его щедрость и великодушие были удивительными. Это знали и его противники. Однажды, преследуя разбитого врага, Баярд ворвался в Милан, где был взят в плен. Узнав, кто попал в плен, его сразу освободили без выкупа в знак уважения к его военным заслугам.


Не всегда удача была на стороне французской армии. В Италии французам не повезло, и они отступили. Французы расположились на отдых на берегу речки Гарильяно, через которую был перекинут деревянный мост. Испанцы решили наказать французов за такую беспечность. Отряд в двести кавалеристов бросился к мосту, чтобы атаковать французов. Первым их заметил Баярд и бросился навстречу противнику. Испанцы шли по трое. Баярд защищал мост в одиночку до тех пор, пока не подоспела помощь. Испанцы никак не могли поверить, что им противостоял всего один человек, а король Франции дал в награду храброму рыцарю надпись на герб: "Один имеет силу целого войска". Баярд участвовал еще во многих сражениях. В 1512 году он получил тяжелое ранение, а потом вновь оказался в плену. Его противники император Максимилиан и король Генрих VIII отпустили его без всякого выкупа. Император принял Баярда с уважением, а король предложил ему перейти к нему на службу, что было тогда весьма распространено. Но Баярд ответил, что у него "один Бог на небе и одно отечество на земле: он не может изменить ни тому, ни другому". В 1514 году Баярд сопровождал в военном походе в Италию французского короля Франциска I. Он подготовил смелый переход через Альпы и в бою проявил такое бесстрашие, что сам король, которому исполнился двадцать один год, пожелал быть посвященным в рыцари рукою Баярда. Тот сначала отказывался от такой чести, но король настоял. После посвящения Баярд сказал королю: "Дай Бог, чтобы вы не знали бегства". Вскоре Баярд получил от Франциска I командование ротой телохранителей. Такое отличие предоставлялось только принцам крови.


И снова походы, сражения, победы и поражения. В апреле 1524 года Баярд был отправлен в Италию для завоевания Милана. Поход успеха не имел, французы вынуждены были отступить к Альпийским горам через реку Сезию. Баярд командовал арьергардом. Он отдал приказ удерживать мост через реку, а сам бросился на врага. Пуля пробила ему бок и раздробила поясницу. Понимая, что скоро умрет, Баярд приказал положить себя под дерево лицом к противнику. "Я всегда смотрел им в лицо и, умирая, не хочу показывать спину", - сказал он. Он отдал еще несколько приказаний, исповедовался и приложил к губам крест, который был у него на рукоятке меча. В таком положении и нашли его испанцы. К умирающему Баярду подошел Карл де Бурбон, перешедший на сторону испанцев и выразил свое сожаление о случившемся. Превозмогая боль, Баярд отвечал ему: "Не обо мне должны вы сожалеть, но о себе самом, поднявшем оружие против короля и отечества". Как жизнь, так и смерть этого славного рыцаря была безупречной.

Мальтийский орден



Одним из самых интересных рыцарских орденов был Мальтийский орден. Этот духовно-рыцарский орден, был основан в Иерусалиме в XI веке. Своим происхождением обязан купцам из Амальфи (городка южнее Неаполя), которые добились от халифа Багдадского разрешения на постройку в Иерусалиме госпиталя для паломников-христиан, посещавших Гроб Господень. Больницей руководили монахи-бенедиктинцы из иерусалимской церкви Санта Мария Латина. Когда Готфрид Бульонский завоевал Иерусалим в ходе 1-го крестового похода (1099), Герард, первый магистр ордена, организовал из этих монахов монашеский орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского. Монахи носили черный плащ с белым восьмиконечным крестом. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил орден официально. Через пять лет преемником Герарда стал французский рыцарь Раймон Дюпюи, первый великий магистр ордена, а сам орден превратился в военную организацию - орден рыцарей св. Иоанна Иерусалимского, подчиненный ордену августинцев. Орден к тому времени разросся настолько, что был разделен на 8 "наций" или "языков", с подразделениями в различных странах Европы, и был обязан не только блюсти целомудрие и смирение, но и сражаться за дело христианства до последней капли крови. Вероятно, тот же Дюпюи выделил в ордене три класса: орденских рыцарей знатного происхождения, которые ухаживали за больными и несли воинскую службу; капелланов, отвечавших за религиозную деятельность ордена; и братьев, исполнявших в ордене обязанности прислуги.


Рыцари защищали Иерусалим от неверных, но в 1187 были изгнаны Саладином, султаном Египта и Сирии, и обосновались в Акка (Акко), который удерживали в течение ста лет. Затем рыцарям пришлось перебраться на остров Кипр. В 1310 году, под началом великого магистра Девиларета они захватили остров Родос, изгнав оттуда пиратов. Трижды турки осаждали остров, но рыцари продержались до 1522, когда были атакованы Сулейманом Великолепным и сдались на почетных условиях после героической обороны под руководством Филиппа Вилье де Лиль- Адана. В 153 году император Карл V даровал им в управление остров Мальту, где в 1565 рыцари, под началом магистра Жана де Ла Валета, успешно отразили турок. Город Валетта, построенный на месте разрушенных укреплений, носит имя героя этой борьбы. В течение двух веков Мальтийские рыцари патрулировали Средиземное море, сражаясь с турецкими пиратами, строили новые госпитали и ухаживали за больными. Французская революция нанесла ордену смертельный удар. Декретом 1792 года их собственность во Франции была конфискована, а в 1798 году Наполеон занял Мальту, вынудив рыцарей искать новое прибежище. Большая часть рыцарей подалась в Россию, где император Павел I был избран великим магистром, чтобы воскресить былое величие ордена, но после смерти императора (1801) орден прекратил существование. В 1879 году была предпринята попытка возродить орден, когда Папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, и в течение последующих лет были организованы три "нации" - в Италии, Германии и Испании, но былой славы ордену вернуть не удалось. Великое Британское Приорство Почетного Ордена Госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, этот протестантский орден, основанный в Англии в 1830, сохраняет отдаленные, хотя неофициальные связи с Орденом мальтийских рыцарей. Эта организация известна своими заслугами в области социальной работы и работы в больницах, а также созданием Санитарной ассоциации св. Иоанна во время Первой мировой войны. Католические филиалы ордена просуществовали до 20 в. в ряде европейских и африканских стран, в США и Южной Америке.

Тевтонский орден



Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое - "Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от Папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения. В 1198 году орден был учрежден Папой Иннокентием III, а в 1221 году Папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров.


Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могущества Тевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейских феодалов и Папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой. Решающая битва между армией Тевтонского ордена и с польско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы - Танненбергом). Под предводительством великого князя Литовского Витаутаса были разгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Ульрих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у Папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности.


В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков, столицу Польши, в белом плаще "священного воинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.


В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания Второй мировой войны, ибо братья-рыцари преследовались при нацизме.

Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высо-кое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть при-надлежала лучшим бойцам. Человек, имевший лошадь и твердую руку и знавший, как ими поль-зоваться, имел большие преимущества.

Пребывая в своих окруженных рвами замках с высокими стенами, более могущественные рыцари правили окружающими территориями, они не чтили никаких законов, кроме собственных, и ча-сто начинали войны против своих соседей. Ры-царь поступал по своему желанию, потому что не было никого достаточно сильного, кто бы мог ос-тановить его. Многие рыцари соблюдали некото-рые правила в своих владениях и защищали сво-их людей от бандитов. Но многие рыцари были сами не лучше бандитов.

Война рыцарей походила на игры, а их игры были как войны. Занятием, больше всего похо-дившим на сражение, был турнир. Со временем турниры становились подобием сражений, в кото-рых рыцарь сражался с затупленной пикой и ту-пым мечом. Цель турнира была той же, что и в сражении — захватить врага в плен и взять вы-куп.

Рыцари имели правила поведения, которые на-зывались «кодексом рыцарства». Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почет-ным гостем, даже если они были жестокими вра-гами. Рыцарь не мог нападать на другого без объ-явления войны.

Рыцари соблюдали этот кодекс в своем кругу, потому что это был вопрос обоюдного преимущества. Когда-нибудь любой рыцарь мог быть захва-чен в плен другим.

Но на рыцарей могли напасть без предупреж-дения, поэтому ни один рыцарь не покидал своего замка без своих тяжелых, неудобных доспехов.

Средневековые рыцари

Каково оно - понятие рыцари? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в средневековой Европе. Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился первый рыцарский титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - рыцари.

Любопытно, что для одних людей эпохи Средневековья рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди этих воинов действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в средние века. Такое высокое социальное положение объясняется тем, что в руках верховных правителей было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах - это всадник. Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.

Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство, как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех.

Вступление в звание рыцаря давалось нелегко и совершалось с особой церемонией, весьма торжественной. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось он приобретал себе славу на всю жизнь.

Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.

Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, в силе, богатстве и почестях. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше.

Рыцарские традиции складывались веками. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось. Но с течением времени многие рыцари забыли данную ими при посвящении клятву. Проживая в своих неприступных замках, они нападали на мирных жителей, грабили, убивали, жгли дома, занимались разбоем на дорогах. В XV столетии рыцарство теряет значение основной военной силы. Противостоять огнестрельному оружию, закованному в железо коннику, вооруженному холодным оружием, было весьма не просто. Новые условия ведения войн привели к исчезновению рыцарства с исторической арены. Но влияние рыцарской эпохи нашло отражение в кодексе офицерской чести последующих времен.

В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя. Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высокое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть принадлежала лучшим бойцам.

Поскольку на рыцаря могли напасть в любом месте и в любое время, и не предупредив об этом заранее, никто из них не покидал своих замков, не облачившись предварительно в тяжелые и неудобные доспехи, которые тем не менее надежно защищали воина. Вот теперь вы знаете если не все о рыцарях, то очень многое, и легко ответите на вопрос кто такие рыцари.

Источники: murzim.ru, fb.ru, www.genon.ru, karnegi.blogspot.ru, pochemy.net

Возможности Интернета вещей

Интернет вещей - это понятие подразумевающее, что уже в недалеком будущем каждый прибор или предмет пролучит...

Как подготовиться к свадьбе

Свадьба - это один из тех дней, когда влюбленные официально регистрируют свои отношения. И ни для кого не...

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Уже выложив статью о двуручных мечах, я поняла, что, собственно, не с того бока к вопросу подошла. Что и доказала битва (ага, на фламбергах) в блоге. Прежде всего, стоило бы определиться, кто такое рыцарь. Не в смысле герой на коне, вместе с животиной закованный в латы, в промежутках между изничтожением драконов сражающийся на турнире. А кого вообще называли рыцарем.

Предлагаю с этим вопросом разобраться. Но предупреждаю сразу. Тема во многом скучная до зубовного скрежета и малоинтересная. Потому что придется копнуть еще и социально-юридическо-экономические вопросы, принципы устройства армий и т.д, и т.п.

А для тех, кто в дебри лезть не желает, сразу дам итог, к которому я подведу в конце поста. Под словом «рыцарь» можно понимать следующее:

1. Просто тяжеловооруженный всадник эпохи высокого средневековья. Воин. Не аристократ.
2. Тяжеловооруженный всадник, зарабатывающий себе на хлеб с маслом. Эпоха позднего средневековья. По сути - наемник. Может быть и дворянином (а может им и не быть).
3. Аристократ без всяких «но». Все рыцарство которого заключается в именование (несущем материальные привелегии) и, может быть, участии в турнирах.
4. Нетитулованный дворянин, имеющий звание рыцаря.

А теперь можно погрузиться в пучины нудятины.

Принцип вассальных отношений

Прежде чем начинать разбираться в рыцарстве, нужно определиться с несколькими терминами, без которых ничего непонятно будет.

Вассал (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») и сюзерен, сеньор (фр. suzerain от старофр.: suserain)— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Прошу заметить, «иерархические отношения». А не то, что «все мы слуги государевы». То есть, получается такая лесенка (специалисты ее так и называют - «феодальная лестница»). На вершине стоит правитель. Для простоты назовем его королем.

На ступеньку ниже его находятся, скажем, герцоги и графы. Точность титулов сейчас неважна - в разные эпохи и в разных государствах они и назывались по-разному. Важна суть - это владельцы огромных участков земли. Действительно больших, не только с деревнями, но и с городами. И они именно владельцы. Это важно.

Итак, король сюзерен для графов и герцогов. Они его вассалы. На третьей ступени расположились бароны. Эти дворяне могли владеть собственными земельными наделами (не принадлежащими графу или герцогу). Могли и не владеть. А могли просто пользоваться ими. Но в данный момент это неважно. Важно то, что они были вассалами графа, он являлся их сюзереном. Но! Они не считались вассалами короля. В этом вся суть выражения: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Ступенькой ниже дворянство помельче, но система все та же. Барон их сюзерен, они его вассалы, но не вассалы герцога, а, тем более, короля.

Почему это так важно? Потому что объясняет организацию войск, армии (и не только в Европе). Система вассалитета держалась на взаимной клятве (коммендации, омаже). Согласно ей вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно, ограниченное время, например, 40 дней в году), защищать границы его владений, а также, в случае поражения, выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Теперь посмотрим, как собиралась, например, королевская армия. Король кидал клич по графам и герцогам. Те созывали баронов. Бароны - дворянство. Никакой регулярной армии - ее и близко нет.
А что произойдет, если кто-то из графов решит послать правителя в лес белочек ловить? Подобное случалось нередко. Король просто лишался здорового куска своей армии. И такая ситуация распространяется по цепочке вниз. Только граф собрался с соседним герцогом разобраться. Глянул, а половина баронов прохлаждаются незнамо где. А вторая решила вообще сеньора сменить (это было возможно). И не граф с герцогом разобрался, а герцог графа «разъяснил».

Чем оплачивалось рыцарство

Теперь нужно разобраться, что такое лен, он же феод. Феод, фьеф (лат. feudum) или лен - это земли, пожалованные вассалу сеньором. А теперь, внимание! Пожалованные в пользование, с правом получать с них доход. И крайне редко с правом владения и наследования. То есть, пока ты мне служишь - пользуйся. Уйдешь со службы - все снова станет моим. Иногда сеньоры были добрыми и оставляли право пользоваться землями пожизненно.

Кстати, порой феодом называли просто фиксированный доход (зарплату, по сути) или право на получение дохода с земель (только дохода - ничего более). Но такая система сеньорам была не слишком выгодна.
При передаче сюзереном вассалу феода, сеньор не терял права владеть этим же леном. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Оцените прелесть такого решения.

И еще один момент. Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, о чем я говорила выше. То есть, пока служишь - лен твой (ну, или право с него доход получать). Но на таких условиях землей мог управлять любой человек, вне зависимости от его социального положения.

А вот владеть землей, полностью и безоговорочно, с правом наследования, продажи, передачи и всеми остальными правами, могли только дворяне - аристократы, титулованные особы. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Для дальнейшего понимания: людей, которые получали феод в пользование за несение военной службы, называли министериалами (лат. ministeriales, от лат. ministerium — служба, должность). А сам факт передачи лена в оплату службы называли бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).

Кстати, не всегда они были людьми бедными и несчастными. Широко разрекламированный в свое время факт. Вернер фон Боллэнд являлся вассалом 43 различных сюзеренов, от которых получил в общей сложности более 500 ленов, в том числе 15 графств, и сам, в свою очередь, имел более 100 ленников.

И последний термин, который стоит рассмотреть. Напомню, что понятие «рыцарство» возникло в те времена, когда рабов уже не было, а крепостных не было еще. А было явление, которое называлось «прекарий» (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) - передача земли с условием выплаты оброка или отработки барщины.

Типов прекариев было несколько. Но наиболее повлиявшим на развитие общества специалисты называют предоставленный прекарий. Суть его состояла в том, что мелкий собственник земли под давлением неких, не всегда от него самого зависящих, обстоятельств передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свой надел) крупному земельному владельцу. А затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария, т.е., обязан был выплачивать оброк. Вот так в Европе и зародилось крепостничество.

Откуда взялись рыцари

Теперь давайте определимся, кого мы дальше будем рыцарями называть. Любой словарь нам подскажет, что изначально это слово переводится как «всадник». Между прочим, точно также переводятся «кавалер», «кабальеро», «шевалье». Сейчас это создает множество проблем, т.к. зачастую приводит к путанице при переводе. Особенно если переводят источник, например, с немецкого на английский, а потом на русский. Что имеется ввиду? Тот самый рыцарь, который в доспехе и на турнире? Просто всадник? Дворянин?

Но это так, к слову. Предлагаю пока просто говорить о рыцаре, как о тяжеловооруженном всаднике. Про оружие тоже помолчим и давать определение «тяжеловооруженному» не будем.

Принято считать, что более-менее оформившийся фундамент рыцарства находится в 8 веке. А заложил его Карл Мартелл - майордом (старший сановник) франкийского двора. Франкийского, не французского. Франции тогда еще не было. Этот человек, вошедший в историю под прозвищем Спаситель Европы, прославился как полководец, стратег, экономист, хозяйственник. Вполне успешно отражал нападения и германских племен, и арабов. В битве при Пуатье вообще остановил арабскую экспансию.

Но нас интересует то, что именно он оценил преимущества тяжелой (по тем временам тяжелой, конечно) кавалерии. Но фактически все свое существования такой род войск сталкивался с одной и той же проблемой - слишком большая стоимость экипировки и содержания. Цена одного конника была высока, как бы он не вооружался - в кольчугу, панцирь или, прости Господи, максимилиановский доспех.

Господин Мартел нашел как обойти эту проблему. Он, а позже и его потомки, начали раздавать своим дружинникам коронные (принадлежащие короне) земли на условиях бенефиции. То есть, мы тебе землю, а ты нам - службу. Правда, скорее всего, львиная доля доходов, полученных с земель, шла на оплату существования временного владельца. Но нас главным образом интересует факт, что дружинники эти, которых сейчас называют почему-то итальянским словом «газинды», дворянами не были.

Легкая же кавалерия набиралась из «несвободных» людей (vavassores, caballarii). Еще не крепостных, но владеющих землей по принципу прекария (плативших оброк). Но из оброчного сословия можно было подняться в министериалы.

То есть, все происходило примерно следующим образом:

Шаг 1. Получив должность при дворе сеньора (или в его армии) - получи прекарий.
Шаг 2. Выслужись до статуса легковооружённого всадника, отличись уже на этом поприще, и получи бенефиций.
Шаг 3. Перейди в тяжёлую конницу и заработай еще больше привилегий и земель, которыми ты можешь пользоваться.

На этот момент уже появляется термин «рыцарь», но пока он обозначает только тяжеловооруженного всадника, которому - за его службу - выделили лен на условиях бенефиция. О титулах и дворянстве речь пока вообще не идет.

Далее я практически дословно приведу текст из Википедии, потому что сам он взят из замечательной книги Руа Ж.Ж. и Мишо Ж.Ф. «История рыцарства». Впервые в России она была переведена с французского и издана в 1898 г. и переиздана в 2007 г. издательством «Эксмо».

Авторы рассматривают развитие рыцарства на примере Германии. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эта страна стала фактически «колыбелью» рыцарей. А, во-вторых, больше всего источников, дошедших до нашего времени, имеют именно немецкое происхождение.

Итак, в Германии министериалы с 11 в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей (имеются в виду владельцы земель, принесшие вассальную клятву и служащие сеньору добровольно). Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию.

То есть, тяжеловооруженные всадники, рыцари, уже формируют привилегированное сословие. Но это еще не знать, да, к тому же, они зависимы от своего сеньора.

В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины 12 в. стала массово переходить в министериалы. То есть, только с 12 в. среди рыцарей появляются дворяне, титулованные особы.

Переводим на человеческий язык: знатные, титулованные люди, привлеченные возможностью получить земельные наделы и доход с них, тоже захотели побыть рыцарями. В это же время по всей Европе рыцарей одаривают и другими «льготами». И рыцарство, как сословие, становится все более и более привилегированным. Но это еще не значит, что простой человек не может стать рыцарем. Да, сделать карьеру на этом поприще становится все труднее. Но возможности еще есть.

Но уже в 14 в. их несвободное происхождение динстманнов забывается.

Рыцарями теперь могут становиться только аристократы, а само это звание принимает характер наследуемого. И в тоже время формируется близкое для нас понимание рыцарства: всадник в латах и с копьем, сражающийся за честь прекрасной дамы. И непременно, как минимум, граф.

Теперь рыцарство становится невозможно «заработать» - им одаривают. И, например, в Англии даже нетитулованное дворянское звание - рыцарь-бакалавр. Элтон Джон был произведен Елизаветой II в рыцари. Вы представляете его в доспехах?

И не стоит забывать, что тогда же (14-15 вв.) ценность рыцаря, как отдельной воинской единицы сходит на нет. Лены больше не раздаются, рыцарство становится синонимом аристократии и вообще принимает орнаментально-декоративный характер. Да, остаются еще рыцарские ордена и тайные общества (рыцарские братства). Но о них должен быть отдельный разговор. Да и в войнах они практически уже не участвуют.

А теперь можно выбирать, какого именно рыцаря мы имеем в виду, говоря о вооружении и экипировке.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....