Кто победил трою. Троянская война кратко

Гибель первого грека. Плавание было спокойным: все время дул попутный ветер, быстро рассекали морские волны корабли. Вот показались вдалеке берега Азии, где была расположена Троя. Но дошли слухи о походе до троянцев, и были они готовы встретить пришельцев с оружием в руках. Грозное войско выстроилось на берегу. Плотными рядами, плечом к плечу стояли троянцы, сомкнув щиты; блестели на солнце смертоносные острия их копий. Командовал войском Гектор, сын троянского царя Приама; пятьдесят сыновей и дочерей было у царя. Всех сыновей превосходил силой и мужеством благородный Гектор.

Знали греки предсказание: погибнет тот, кто первым коснется ногой троянской земли. Столпились они у бортов кораблей, но не решались их покинуть. Тогда Одиссей взял свой щит, бросил его на берег и спрыгнул с корабля, но встал он двумя ногами на щит. Следом за ним бросился вперед юный герой Протесилай, жаждавший славных подвигов: не заметил он хитрости Одиссея; устремились на берег и другие греки.

Кровавая битва разгорелась на берегу, но не увидел ее Протесилай — поразил его своим тяжелым копьем Гектор, и отлетела в Аид тень первого героя, обагрившего своей кровью троянскую землю. А скольким еще воинам не суждено было вернуться домой из-под Трои!

Первый бой. Но сам бой был для греков удачным: бежали троянцы под защиту крепких городских стен, а греки вытащили на берег корабли и построили под стенами города военный лагерь. Защитили они его со стороны Трои высоким валом и глубоким рвом; на двух противоположных концах лагеря разбили свои шатры могучие Ахиллес и Аякс Теламонид, — на случай неожиданного нападения троянцев. В центре возвышался шатер Агамемнона, а рядом — площадь для народных собраний. Все огромное войско собиралось там для решения общих дел.

Кассандра и ее страшные предсказания. Так началась знаменитая Троянская война. Жестокие бои шли под стенами Трои; трижды пытались греки штурмом взять священный город — и всякий раз отражали троянцы их натиск. Пытались греки мирно уговорить троянцев вернуть прекрасную Елену, но отказались троянцы, несмотря на слова вещей Кассандры. Была Кассандра дочерью царя Приама и отличалась редкой красотой, такой, что полюбил ее сам Аполлон. Отвергла гордая девушка любовь бессмертного бога, и страшно наказал он Кассандру за это. Стала Кассандра предсказательницей: ясно видела она будущее, судьбы людей и героев, опасности, которые их подстерегают, но никто и никогда не верил ее предсказаниям, все считали ее сумасшедшей. Как только впервые увидела Кассандра Елену, поняла она, что не на радость привез брат в Трою красавицу-жену; с тех пор неустанно уговаривала она троянцев вернуть Елену мужу и тем положить конец губительной войне, но слышала в ответ лишь смех.

Хрисеида. Прошло в сражениях девять лет; наступил десятый год осады Трои. Много окрестных городов разорили за это время ахейцы, много захватили богатств и рабов. Во время одного из походов увели они в рабство Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Досталась она Агамемнону. Когда Хрис пришел в ахейский лагерь, принеся богатый выкуп за дочь, с позором его прогнал оттуда возгордившийся своим величием царь. Взмолился тогда Хрис Аполлону: “О, сребролукий бог! Если угодил я тебе моим служением, отомсти жестокому Агамемнону!”

Аполлон насылает чуму. Услышал Аполлон жалобу Хриса и быстро помчался с Олимпа в греческий лагерь; грозно гремели в его колчане золотые стрелы, мрачнее ночи было лицо. И вот уже полетели смертоносные стрелы в ахейцев; невидимы они были, но вызывали страшную болезнь — чуму. Стали умирать греки один за другим, запылали погребальные костры по всему лагерю. Казалось, настал для греков час гибели.

Ссора Агамемнона и Ахиллеса. Девять дней свирепствовал мор, а на десятый день собрал Ахиллес греков на собрание, чтобы решить, как умилостивить богов. Открыли прорицатели, за что гневается стреловержец Аполлон, но не образумило это Агамемнона. Не хотел он отдавать Хрисеиду, даже если погибнет все войско. Когда же увидел царь, что все ахейцы настроены против него и придется уступить, страшный гнев охватил Агамемнона и обрушил царь его на Ахиллеса: “Ты затеваешь у нас все распри! — воскликнул он. — От тебя все зло! Хорошо, я верну Хрисеиду отцу, но чтобы ты не осмеливался равняться со мной и понял, сколь велика у меня власть, отниму я у тебя твою пленницу Брисеиду!”

Обида Ахиллеса. Все сделал Агамемнон так, как говорил на собрании. Принял он от Хриса богатый выкуп и вернул жрецу дочь; а Хрис принес жертвы Аполлону, и прекратился косивший греков мор. Но и своей угрозы Ахиллесу не забыл Агамемнон, отправил он к Ахиллесу посланцев, и забрали те у него Брисеиду. Опечаленный вышел на берег моря Ахиллес и громко стал взывать: “О, моя мать! Родила ты меня, обреченным на самую краткую жизнь среди ахейцев, но зачем же и славы лишает меня громовержец Зевс? Зачем он допускает, чтобы бесчестил меня Агамемнон?” Услышала Фетида жалобы сына, вышла к нему из пенящихся морских волн, и все рассказал ей Ахиллес о своей обиде. Поклялась Фетида: покается Агамемнон, да будет поздно.

Обещание Зевса. Дождалась она, когда Зевс остался один, припала к его ногам и умоляла отомстить за Ахиллеса. Знал Зевс, что не по душе будет его поступок Гере, помогавшей грекам, но не раз выручала его Фетида в самые трудные моменты. Пообещал громовержец, что выполнит просьбу.

Ничего не ведая, крепко спал горделивый Агамемнон. Явился ему во сне мудрый старец Нестор, которого очень чтил Агамемнон, и сказал: “Пробудись от сна, повелитель мужей! Строй скорее свои войска, сегодня вы овладеете великой Троей; Гера уговорила всех богов отвернуться от Трои: носится гибель над этим городом”.

Агамемнон верит сну. Обрадовался Агамемнон знамению, не догадывался он, что обрушатся страшные бедствия на его войско. Принес жертву тучегонителю Зевсу и вывел в поле своих воинов. Застонала под топотом воинов и коней земля. Невидимая носилась среди них Афина Паллада, вдохновляя героев на бой и внушая им непоколебимое мужество. Грозно возвышались впереди воинов вожди. Ряд за рядом шли войска к стенам Трои.

Навстречу им из ворот Трои вышли дружины троянцев и их союзников, с громкими криками двинулись они навстречу приближавшимся в грозном молчании ахейцам. Не сразу начали войска бой, сначала сразились между собой Менелай и Парис. Наблюдали за их поединком войска, смотрели со стен троянские старцы, женщины и дети, даже сама Елена пришла туда, и, видя ее, так говорили друг другу старейшие троянцы: “Нет, невозможно осуждать ни греков, ни троянцев, что они ведут кровопролитную борьбу за такую прекрасную женщину! Воистину равна она красотой бессмертным богам!”

Битва. Подвиги Диомеда. Победил бы грек Менелай в поединке Париса, по обычаю закончилась бы война. Но не так решили бессмертные боги. Уже занес он копье, чтобы поразить поверженного на землю троянского царевича, но окутала Париса темным облаком Афродита и унесла в город.

Началась жестокая битва между троянцами и греками. Сами боги вели в бой противников: греков возглавляла Афина Паллада, троянцев — неукротимый Арес. Смешались победные крики и стоны умирающих. Плохо было грекам без Ахиллеса, поняла это Афина и дала несокрушимую силу славному герою Диомеду. Словно смерч, носился он по полю, сокрушая всех на своем пути. Сделала Афина так, что мог он воочию видеть даже бессмертных богов, и сказала: “Если заметишь на поле Афродиту, смело бросайся вперед и рази ее острым копьем. Но с другими богами в бой не вступай”. Многих троянцев сокрушил Диомед; сразился он и с Энеем, сыном Афродиты. Ранил его Диомед, но прикрыла Афродита сына плащом и хотела унести с поля битвы. Бросился на нее Диомед и ранил копьем руку. С громким плачем возвращалась богиня на Олимп, но насмешками встретили ее там Афина и Гера, а Зевс сказал: “Милая дочь! Не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь другим богам!”

А на земле тем временем все ожесточеннее становилось сражение. Воодушевил бог Арес троянца Гектора на славные подвиги: гибли греки, сраженные рукой этого героя и бессмертного бога. Жалко стало Афине и Гере гибнущих ахейцев, попросили они у Зевса позволения укротить свирепого Ареса. Направилась Афина к Диомеду и сказала ему: “Не бойся теперь ни Ареса, ни других богов! Я сама буду твоей помощницей”. Села она на место возничего и погнала колесницу туда, где свирепствовал Арес; удесятерила она силы Диомеда, поразил он Ареса копьем. Страшно закричал раненый бог, будто десять тысяч воинов вскрикнули разом, окутанный черной тучей вознесся он на Олимп и не смог больше помогать троянцам. Снова стали греки теснить их; тогда отправился Гектор в Трою, чтобы дарами и жертвами умилостивить богиню Афину.

В древнегреческой Троянского цикла занимают особое место. Современный мир знает об этих сюжетах в основном благодаря эпосу Гомера "Илиада". Однако еще до него в фольклоре этой античной культуры бытовали сюжеты, рассказывающие о Троянской войне. Как и полагается мифу, эта история получила большое число персонажей, связанных с религией и богами.

Источники

События археологи и историки относят к XII веку до нашей эры. До того как древний город был обнаружен немецкой экспедицией Генриха Шлимана, он также считался легендой. Исследователи в своих поисках опирались не только на "Илиаду", но и на "Киприи". Этот сборник повествовал не только о Трое, но и о непосредственном поводе к войне.

Яблоко раздора

На свадьбу Пелея и Фетиды собрались обитатели Олимпа. Позвали всех, кроме Эриды. Это была богиня хаоса и раздора. Она не смогла вынести такой обиды и подбросила на праздничный стол которое росло в лесу нимф Гесперид.

На плоде была отчетливая надпись «Самой прекрасной». Мифы Троянского цикла утверждают, что из-за него начался спор между тремя богинями - Афродитой, Герой и Афиной. Именно из-за этого сюжета во многих языках мира закрепился фразеологизм «яблоко раздора».

Богини попросили Зевса, чтобы он разрешил их спор и назвал самую прекрасную. Однако тот не решился назвать имя, потому что ему хотелось сказать, что это Афродита, в то время как Афина была его дочкой, а Гера - женой. Поэтому Зевс предложил сделать выбор Парису. Это был сын правителя Трои Приама. Он выбрал Афродиту, потому что та пообещала ему любовь женщины, которую он пожелает.

Вероломство Париса

Наделенный чарами Парис прибыл в Спарту, где гостил в царском дворце. Он покорил Елену - жену царя Менелая, который в этот момент отбыл на Крит. Парис бежал вместе с девушкой к себе домой, одновременно забрав золото из местной казны. Мифы Троянского цикла повествуют, что такое вероломство объединило греков, которые решили объявить Трое войну.

В войске эллинов было множество легендарных воинов. Главой армии признали Агамемнона. Там же был сам Менелай, Ахилл, Одиссей, Филоктет, Нестор, Паламед и т. д. Многие из них были героями - то есть детьми богов и смертных. Например, таким являлся Ахилл. Он был идеальным воином без недостатков. Единственным его слабым местом оказалась пята. Причина этого была в том, что его мать - Фетида - держала младенца за ногу, когда опускала его в печь чтобы наделить ребенка нечеловеческой силой. Отсюда пошло выражение «Ахиллесова пята», означающее единственное уязвимое место.

Многолетняя осада

Всего в войске греков было около ста тысяч воинов и тысячи кораблей. Они отправились по морю из Беотии. После удачной высадки эллины предложили троянцам мирные переговоры. Их условием была выдача Елены Прекрасной. Однако жители Трои отказались от такого предложения.

Их главнокомандующим считался Гектор - сын Приама и брат Париса. Он руководил войском в два раза меньшим, чем у ахейцев. Зато на его стороне были мощные крепостные стены, которые еще никому не удавалось взять или разрушить. Поэтому грекам не осталось ничего, кроме как начать длительную осаду. В то же время Ахилл с частью войска ограбил соседние азиатские города. Однако Троя не сдавалась, и ровно девять лет прошло в безрезультативной осаде и блокаде. Дочери Ания Энотрофы помогали грекам получать продовольствие на чужбине. Они превращали землю в злаки, масло и вино, если верить тому, что рассказывают мифы Древней Греции. Троянский цикл мало повествует о многолетней осаде. Например, Гомер посвящает свою Илиаду последнему, 41-му дню войны.

Проклятие Аполлона

Греческое войско часто брало пленников, которые оказывались за пределами Трои. Так, в неволю попала дочь Хриса - одного из жрецов Аполлона. Он прибыл во вражеский лагерь, умоляя вернуть ему девушку. В ответ он получил грубые насмешки и отказ. Тогда жрец в порыве ненависти попросил Аполлона о справедливой мести к изуверам. Бог послал на войско моровую язву, которая начала косить одного солдата за другим.

Троянцы, узнав об этом несчастии неприятеля, вышли из города и приготовились дать бой ослабленной армии. В последний момент дипломаты с двух сторон договариваются, что конфликт должен решиться очным поединком между Менелаем и Парисом, чей поступок и стал причиной войны. Троянский царевич потерпел поражение, после чего договор должен был быть наконец исполнен.

Однако в самый решающий момент один из осажденных солдат пустил стрелу в лагерь греков. Завязалась первая открытая битва под стенами города. Об этом событии подробно повествуют легенды и мифы Древней Греции. Троянский цикл включает смерть многих героев. Например, Агенор (сын старейшины Трои) убил Элефенора (царя Евбии).

Первый день битвы привел к тому, что греки были оттеснены к своему лагерю. Ночью они окружили его рвом и приготовились к обороне. Обе стороны предали земле своих погибших. Сражение продолжилось в следующие дни, о чем рассказывает Троянский цикл мифов. Краткое содержание таково: осажденным под руководством Гектора удается разрушить ворота греческого лагеря, в то время как часть греков вместе с Одиссеем уходит на разведку. Скоро напавших выбили из стана, но потери ахейцев были велики.

Гибель Патрокла

Все это время Ахилл не участвовал в сражениях из-за того, что поругался с Агамемноном. Он оставался на корабле вместе со своим любимцем Патроклом. Когда троянцы начали жечь суда, юноша уговорил Ахиллеса отпустить его сражаться с неприятелем. Патрокл даже получил оружие и доспехи легендарного воина. Троянцы, приняв его за Ахилла, в ужасе начале убегать обратно в город. Многие из них пали от меча в руках спутника греческого героя. Но Гектор не ослаб духом. Призвав на помощь он сразил Патрокла и отобрал у него меч Ахилла. Герои Троянского цикла мифов часто поворачивали развитие сюжета в противоположную сторону.

Возвращение Ахилла

Смерть Патрокла стала потрясением для Ахилла. Он раскаялся в том, что все это время был в стороне от битвы, и помирился с Агамемноном. Герой решил мстить троянцам за гибель лучшего друга. В следующем сражении он отыскал Гектора и убил его. Труп врага Ахилл привязал к своей колеснице и трижды провез вокруг Трои. Убитый горем Приам выпросил останки сына за огромный выкуп. Ахилл отдал тело в обмен на золото, равное его весу. О такой цене рассказывает Троянский цикл мифов. Основные сюжеты всегда повествуются в античных произведениях с помощью метафор.

Весть о гибели Гектора быстро распространилась по всему античному миру. На помощь троянцам пришли воительницы амазонки и войско эфиопов. Парис, мстя за брата, выстрелил Ахиллу в пятку, отчего тот вскоре скончался. Сам троянский наследник также погиб, после того как был смертельно ранен Филоктетом. Елена стала женой его брата Деифоба. Мифы Троянского цикла подробно рассказывают об этих драматических событиях.

Троянский конь

Обе стороны понесли большие потери. Тогда греки, видя безрезультатность своих попыток овладеть городом, решили воспользоваться хитростью. Они построили огромного деревянного коня. Эта фигура была полой внутри. Там укрылись самые храбрые воины Греции, которыми теперь руководил Одиссей. В то же время основная численность греческого войска покинула лагерь и на кораблях отплыла от берегов.

Удивленные троянцы вышли за пределы города. Их встретил Синон, который объявил, что для того, чтобы умилостивить богов, необходимо установить фигуру коня на центральной площади. Так и было сделано. Ночью Синон выпустил спрятавшихся греков, которые перебили стражу и открыли ворота. Город был разрушен до самого основания, после чего так и не смог восстановиться. Греки вернулись домой. Обратное путешествие Одиссея стало основой для сюжета поэмы Гомера «Одиссея».

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, ГЕРОИ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Под стенами Трои воевало много великих героев. Ниже перечисляются главные военачальники с обеих сторон.

Греки:
Ахиллес Фтийсхий царевич Величайший греческий воин; убит Парисом
Агамемнон Царь Аргоса Верховный вождь: брат Менелая
Аякс (1) Салаыинский царевич Величайший воин, уступающий по славе только Ахиллесу
Аякс (2) Локрийский царевич Ловкий бегун и искусный копьеметатель
Калхас Пророк из Мегары Главный прорицатель греков
Диомед Аргосский царевич Отказался драться с Главком, узнав о дружеских отношениях их семей
Менелай Царь Спарты Муж Елены, супружеская измена которой послужила поводом к началу Троянской войны
Нестор Царь Пилоса Старейшина и хороший рассказчик
Одиссей Царь Итаки Главный греческий стратег; по его совету был построек Троянский конь

Троянцы и их союзники:
Эней Троянский царевич Сын Афродиты, родоначальник римлян
Главк Ликийский царевич Военачальник ликийцев; убит Аяксом (1)
Гектор Троянский царевич Величайший троянский воин; убит Ахиллесом
Парис Троянский царевич Увез Елену, спровоцировав войну
Приам Царь Трои Отец Гектора и Париса
Сарпедон Царь Ликии Внук Зевса; убит Патроклом
335

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (культура Греции)

Пустотелая гигантская модель лошади, построенная греками (по свидетельству некоторых источников — по совету Одиссея) на погибель троянцам. Коня поставили под стенами осажденной Трои, а греческие корабли инсценировали отплытие домой. Троянцы занесли сооружение в город, и под покровом темноты скрывавшиеся в чреве деревянной лошади греческие воины отворили соплеменникам ворота. Таким образом победа ахейцев и разрушение Трои были предрешены.

«ТРУДЫ И ДНИ» (культура Греции)

Поэма Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). Поэма является своего рода земледельческим трактатом и изобилует мифологическими образами. Труд начинается с обращения автора к своему брату, где он рассуждает о преимуществах разумного землепашества, подтверждая свои умозаключения многочисленными мифологическими примерами.

ТРЮМ (культура германцев)

Великан, укравший молот бога Тора. В качестве выкупа за молот Трюм хотел получить руку великой богини Фрейи. Тор принял обличье богини и отправился в страну великанов, Етунхейм. Во время свадебной церемонии «невесте» положили на колени молот (обычай скандинавских крестьян), Тор схватил его, перебил всех присутствовавших великанов, включая виновника торжества, Трюма, и вернулся в обитель богов, Асгард.

ТУ (культура Океании)

Маорийский бог войны, сын богини земли Папа и бога неба Ранги. Согласно маорийской легенде о сотворении мира, Ту подвергся нападению со стороны собственного брата, бога стихий, Таухири. Однако никто из других братьев не пришел Ту на помощь, и он с ними разругался. В отместку Ту стал выслеживать и убивать рыб и животных во владениях Тангароа и Тане и пожирать потомков Хаумиа и Ронго — дикие растения. Ту обладал колдовским знанием, позволившим ему управлять потомством братьев: погодой, животными, растениями и другими материальными предметами.

ТЬЯПАРА (культура Австралии)

Человек, ставший луной, согласно мифологии народа тиви, проживавшего на островах Мелвилл и Батерст.

ТЮР (культура германцев)

Скандинавский бог, один из небожителей, асов. Судя по всему, Тюр является более поздней персонификацией германского бога Тиваза и выступает в роли бога битвы. Тюр оказался единственным из богов, кто осмелился связать чудовищного волка Фенрира.

ТЯНЬ (культура Китая)

«Небо», божественное воплощение небесных сфер. Тянь считалось верховным божеством вплоть до 1050—221 гг. до н. э. Позднее его место занял Нефритовый император, правитель небес.

ХУГАРИТ (культура Ближнего Востока)

Древний город на северо-востоке Сирии, процветавший в период приблизительно с 1500 по 1200 г. до н. э. Во время раскопок, проводившихся на земле Ханаанской, было обнаружено множество табличек, проливающих свет на религию и мифологию древнего Угарита.

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

13. Узы Гименея – брачные узы.

14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Задание 1. Часть 3. Термины

2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

5. Катарсис - понятие в античной философии;

Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

Задание 1. Часть 4. Общие вопросы

Троянская война была между греками и защитниками города из Трои в конце бронзового века, длилась на протяжении тысячелетий.

Парис и Елена

Основным источником наших знаний о Троянской войне является «Илиада Гомера» (написанная в 8 веке до н.э.), где он рассказывает о 52 днях в течение последнего года десятилетнего конфликта. Греки воображали, что война произошла некоторое время в XIII веке до нашей эры. Тем не менее, война также была предметом длинной устной традиции до работы Гомера , и это, в сочетании с другими источниками, такими как фрагментарные стихотворения эпического цикла, дает нам более полную картину того, что именно греки считали Троянской войной.

Троянская война в греческой традиции начиналась как шанс для Зевса сократить постоянно растущее население человечества и, более практично, как экспедицию, чтобы вернуть Елену , жену Менелая , Короля Спарты и брата Агамемнона . Елена была похищена троянским принцем Парисом. Менелай и греки хотели вернуть ее и отомстить за троянскую наглость.

Греческая Армия

Греческую армию возглавлял король Агамемнон из Микен. Сколько солдат было в его армии неясно.
Среди греческих воинов были некоторые дополнительные специальные герои, лидеры, которые были величайшими бойцами и проявляли наибольшее мужество на поле битвы. Среди наиболее важных были Ахилл, Одиссей, Аякс, Диомед, Патрокл, Антилокус, Менстеус и Идомен.

Троянская Армия

Троянская армия , защищающая великий город Трои , возглавляемый их царем Приамом , получала помощь от длинного списка союзников. Среди них были карийцы, гализоны, кауконы, киконы, ликийцы, майонианцы, мисианы, паиоанцы, пафлагонианцы, пеласги, фригийцы и фракийцы.

У троянцев тоже были свои полубожественные герои, в том числе Гектор (сын Приама), Эней, Сарпедон, Глаукос, Фаркис, Пуулладас и Ресос.

Ключевые битвы

Большая часть Троянской войны была на самом деле затяжной осадой , и город смог противостоять оккупантам очень долго, главным образом потому, что его укрепления были очень высокими. Были, однако, битвы за пределами города, где сражались армии, иногда с колесницами, но в основном без, используя копья и мечи и защищенные щитом, шлемом и доспехами для груди и ног. На протяжении многих лет война велась по равнинам Трои, но действительно захватывающие битвы, похоже, были зарезервированы на последний год осады.

Парис против Менелая

Утомляя нерешительные битвы, Менелай предложил сразиться с Парисом в дуэли и так решить вопрос войны. Бой начался, копье Париса врезалось в щит Менелая. Затем греческий король бросил его оружие с огромной силой, и копье прошло через щит Париса и продолжало пробивать его доспехи. Парис еле спасся. Однако Менелай не закончил, и мечом он нанес ужасный удар по шлему троянского принца. Меч разбился и упал в пыль. Затем Менелай схватил парижский шлем голыми руками и продолжил тащить его с поля. Парис побежал с поля боя, а Менелая убил Гектор .

Гектор против Аякса

Встреча двух великих героев повторяет встречу Менлая и Париса. Бой длился очень долго, но их остановили их товарищи, которые призывали их к прекращению боевых действий, когда приближалась ночь. По кодексу чести, двое воинов даже попрощались на дружеских отношениях, обменявшись подарками, Гектор подарил серебряный меч, а Аякс великолепный фиолетовый пояс.

Патрокл

Непобедимый Ахиллес был просто величайшим воином всех времен. Однако, к большому разочарованию греков, он большую часть войны сидел в большом дупле. Агамемнон украл его военную добычу Брисеис (дочь Приама), и поэтому герой отказался сражаться. Сначала Агамемнон, не слишком беспокоился о потере Ахиллеса , но, когда трояны начали побеждать, стало ясно, что Ахиллес им очень нужен. Соответственно, все более отчаянный Агамемнон обратился с призывом к Ахиллесу с обещаниями огромного сокровища, если он только вступит в бой. Ахиллес отказался, но Патрокл (друг Ахиллеса) в тайне от Ахиллеса надел броню Ахиллеса и возглавил мимидонцев.

Затем Патрокл дал отпор троянам, трояны были отброшены назад, и ему даже удалось убить великого троянского героя Сарпедона . Смущенный успехом, молодой герой проигнорировал совет Ахиллеса и опрометчиво повел борьбу в сторону Троя. Однако в этот момент великий Аполлон вмешался от имени троянов и ударил Патрокла, разбил его копье и выбил щит из его руки. Таким образом, разоблаченный и беззащитный, Патрокл был заколот Эуфорбосом , а затем Гектор вмешался, чтобы нанести смертельный удар безжалостным ударом копья.

Когда Ахилл узнал о смерти своего великого друга Патрокла , он был ошеломлен горем и яростью, и он поклялся отомстить Троянам и особенно Гектору. После траура Ахилл, наконец, решил снова выйти на поле битвы.

Гектор против Ахиллеса

Только Гектор оставался за стенами, но при виде удивительного Ахилла , даже он заволновался. Ахилл, однако, преследовал троянского принца вокруг городских стен. Наконец, схватив его, Ахилл убил его ударом копья в горло Гектора. Затем Ахилл привязал тело Гектора к своей колестнице, и отвел тело в греческий лагерь.

Тем временем Приам проник в греческий лагерь и попросил Ахилла вернуть тело своего сына, чтобы похоронить его . Ахилл согласился вернуть тело. Здесь Илиада заканчивается, но в войне еще осталось несколько поводов судьбы.

Троянский Конь

Через 12 дней после похорон Гектора, греки построили огромного коня из дерева и спрятались в него. Приам и его совет, увидев этого коня, сочли это за подарок богов, и привезли его в Трою. Ночью, когда Троянцы спали, Ахиллес и его воины вылезли из коня и открыли ворота Трои, греки ворвались в стены Трои и разгромили ее, Приама убил Агамемнон в Храме Зевса, Затем, Парис, отыскав Ахиллеса, выстрелил из лука прямо в его пятку, Ахиллес умер на месте.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...