Критическое мышление. Критическое мышление как развить

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Психоаналитик, арт-терапевт.

"Критика является изучением и испытанием предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, для того чтобы выяснить, соответствуют ли они действительности или нет. Критическое мышление является важнейшим условием благополучия человека, этому нужно учить".

Уильям Грэм Самнер


Критическое мышление – это когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, которое можно соотнести с дивергентным мышлением, где используются компоненты сознания и ассоциаций, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

Различие заключается в том, что дивергентное мышление ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как критическое мышление выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Теория критического мышления

Считается, что термин "критическое мышление" впервые был применён в комплексной работе о "важности учебного плана по математике и роли точности мышления" Кларка и Рива (1928). До этого он не использовался в научной сфере и тождественным понятием было рефлексивное мышление.

Основной предпосылкой появления теории критического мышления в США начала 20го века следует считать социальную напряженность, нестабильность связанные с революцией, большой депрессией, мировым экономическим кризисом. Эти жизненные аспекты побудили философов и социологов к поиску идей, которые трансформировали бы философию в действующий, прагматичный процесс помогающий людям выжить в радикально меняющемся мире.

Одной из основных причин появления теории критического мышления был кризис в образовании, его реформы. Таким образом вопросы критического мышления перестали быть предметом интереса исключительно философии.

Аналитическая философия образования имела важное значение в становлении и развитии теории формирования критического мышления.

Одним из первых был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе.

Социолог и философ У. Самнер указывал на глубокую необходимость критического мышления в жизни, в образовании и необходимость обучать критическому мышлению.

Разработке важных методических аспектов организации формирования навыков критического мышления посвящены работы американских педагогов, которые под воздействием постмодернистского мышления заговорили о необходимости внесения изменений не только в образовательную систему в целом, но и процесс разработки и внедрения новых теорий и методов обучения. Они подчеркивали, что такие подходы способны заинтересовать учеников процессом обучения, активизировать их работу по достижению собственных учебных целей, дать возможности самостоятельно контролировать и оценивать уровень знаний друг друга, формировать навыки критического и творческого мышления.

История критическог мышления

Итак, в начале 1960-х гг. в США и Англии появляется аналитическая философия образования, истоками которой были системы немецкого идеализма начала XIX века.


После Сократа Кант – вторая значительная фигура в истории философии, которому обязаны все видные представители критического рационализма, несмотря на их критическое отношение к его учению. Критический рационализм И. Канта включает в себя вопросы теории познания в сферах просвещения, эпистемологии (гносеологии), религии: "Откуда бы вы ни знали о Боге… только вам судить, верить ли в Него и поклоняться ли Ему".

В своих учениях о пространстве и времени Кант обнаруживает, что знание состоит из аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих) суждений, которые как-бы отвергают рационалистическое учение об очевидности, и потому он требует обосновывать синтетические суждения a priori так же, как и эмпирические.

Кантовский критический априоризм отталкиваясь от Юмовского скептицизма, связанного с невозможностью доказать справедливость принципа индукции, обобщает "Юмовскую проблему" до вопросов: как возможна наука, состоящая из синтетических суждений "априори"? Как возможно обоснование синтетических суждений рода "априори"?

Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".

Известен Поппер своими трудами по философии науки, социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода. Отстаивал принципы демократии, социального критицизма и предлагал их придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

В своей приверженности просветительской традиции, Поппер связывал Просвещение с верой в разум и истину, и в этом смысле он именовал себя рационалистом. "Однако, – отмечал Поппер, – это не значит, что я верю во всесилие человеческого разума… Разум может играть в человеческой жизни лишь очень скромную роль. Он выполняет роль… критической дискуссии". Особенность традиции Просвещения, по мнению Поппера, состоит в определённой интеллектуальной установке, которая оппонирует таким просветительским рационалистическим концепциям, которые стараются придать разуму и производимому на его основе знанию особый авторитет. "Имеется существенное различие между интеллектуальной скромностью и интеллектуальным самомнением (дерзостью), – разъясняет Поппер суть этого противостояния.

Интеллектуальная скромность образует этическое основание концепции критической рациональности, именуемой Поппером "сократовский разум", в которой критический рационализм пропагандирует не всесилие разума и тем самым фанатическую веру в него, не "террор рационализма" или некритическую веру во всемогущество науки. В его концепции разума речь идёт о сократовской точке зрения на ограниченность и погрешимость всего человеческого знания, и потому не признающей никакой опорной точки в процессе познания или конечной инстанции в обосновании, которая гарантировала бы абсолютность истины.

Для Поппера рационалист – это человек, готовый учиться у других благодаря тому, что он позволяет им критиковать свои идеи и сам подвергает критике чужие идеи.

Психология, основы критического мышления

Психология критического мышления – суммарность психологических наук, познавательных операций и процессов. Как познавательная и интеллектуальная деятельность критическое мышление основывается на правилах и приёмах формальной логики, когнитивной психологии, психологии творчества, теории принятия решений и практике аргументации, риторике. Этот вид мышления проявляется в умении предвидеть, диагностировать возможный ход будущих событий, посредством анализа и логики усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия принимаемых решений и предпринимаемых действий. Методическое сомнение (то, в чём логически возможно сомневаться), работа с понятиями и вопросами, чёткое и обоснованное выражение мысли, поиск погрешностей и определение степени рискованности различных ситуаций – всё это основы операционной системы критического мышления. Главным средством тут является связь между мышлением и знанием.

Психолог Дайана Халпер, например, в своей книге "Психология критического мышления" отмечает:

Речь идёт о таком виде мышления, которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления.

"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления. Означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

A. КОРЖУЕВ, доктор педагогически наук

B. ПОПКОВ, действительный член РАО, доктор фармацевтических наук

Е. РЯЗАНОВА, кандидат педагогических наук

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Личностно-ориентированное обра зование предполагает перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, однако отказ от традиционной «знаниевой» парадигмы вовсе не означает отказа от полноценного усвоения знаний. Это скорее принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения: знание может быть полноценным только при «включении» механизмов развития личности.

Система высшего профессионального образования призвана помочь студентам «обрести себя», выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Если в традиционной парадигме вопрос о развитии личности чаще всего решается на уровне интеллектуального роста, то личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на становлении личностно-смысловой сферы студентов, характерным признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг -иначе говоря, умение рефлексировать

Критически мыслить.

В самом общем плане рефлексия - это размышление, самонаблюдение, самопознание. На сегодня принято говорить о трех видах рефлексии: элементарной

Как формировать

критическое

мышление?

рефлексии, приводящей к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении; научной рефлексии, предполагающей критику и анализ теоретического знания, проводимого на основе применения методов и приемов, свойственных определенной области научного исследования, и философской рефлексии, т.е. рефлексии, приводящей к осознанию и осмыслению бытия и мышления, человеческой культуры в целом.

Очевидно, что рефлексивный стиль мышления и является свойством и составной частью практически всех видов деятельности, в которые вовлекается студент как в учебном процессе, так и во внеаудиторной деятельности: в процессе подготовки к учебным занятиям, написания рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, различных других форм самостоятельной творческой деятельности. Это обусловлено как задачами учебного процесса в стенах вуза, так и целями и задачами профессионального образования, ориентированного прежде всего на подготовку специалиста, способного успешно реализоваться в будущей деятельности.

Определим основополагающие элементы критического стиля мышления студента вуза:

Способность уверенно ориентироваться в излагаемом материале и оценивать степень достоверности предлагаемой учебной информации, соотнося ее с тем, что известно;

Открытость по отношению к нестандартным способам решения как известных, так и новых задач, стремление к познанию нового;

Готовность к конструктивному диалогу с преподавателем и партнерами, умение отстаивать собственную точку зрения, а при необходимости реализовывать различные варианты ее пересмотра в случае приведения оппонентом неопровержимых контрдоводов;

Нацеленность на самодиагностику уровня сформированности различных умений и качеств на основе сравнения собственных результатов с заданными эталонами;

Рефлексия всех пунктов своего учебного маршрута в контексте подготовки к будущей профессиональной деятельности, их конкретного назначения, той или иной последовательности;

Артикулированное выражение и отстаивание той или иной философско-мировоззренческой позиции.

Прежде чем приступить к анализу конкретных методик и технологий, отметим, что, несмотря на существенные изменения, происшедшие в системе образования, исходный уровень сформи-рованности критического мышления абитуриента в подавляющем большинстве случаев крайне низок. Это обусловлено ярко выраженной доминантой «знаниевого» подхода на всех этапах обучения в средней школе в ущерб полноценному и многокомпонентному развитию личности.

Потому одним из основных технологических средств формирования критического мышления является представление студентам в процессе изучения всех предметов младшей ступени своеобразного «эталона» критического мышления. В связи с этим несколько слов о специальных критериях критической насыщенности и критической корректности учебной информации.

Принципы критической насыщенности информации.

Первый. В учебной информации должны содержаться фрагменты, которые побуждают студентов осмысливать их с точки зрения различных, независимых друг от друга подходов. Чисто внешним отличием такого рода информации является наличие в ней словосочетаний типа: «рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)», «это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)», «однако, с другой стороны... » и т.п. Соответствие информации данному критерию провоцирует самостоятельную оценку степени достоверности различных утверждений путем независимого их получения из других соображений, нежели те, которыми пользуется автор.

Второй. В предлагаемой информации должны в разумных количествах присутствовать (наряду с формально-утверждающими) смыслопоисковые фрагменты, побуждающие не принимать их на веру, а критически оценивать. Для такой учебной информации характерно наличие оборотов и фраз типа: «посмотрим, всегда ли это справедливо...», «обсудим, выполняется ли данный закон при (таких-то условиях)», «изменим (характеристики исследуемого объекта или внешнего воздействия). Что же произойдет при этом?...»

С этим связан третий критерий критической насыщенности информации: в ней в разумных пределах должны быть отражены исторические этапы развития науки, формирования того или иного излагаемого в учебнике научного поло-

На перекрестке мнений

жения. При этом процесс «достижения» научного знания следует представлять в логике борьбы различных исторически зафиксированных идей, ошибочных взглядов и представлений.

Наконец, важным требованием критической насыщенности информации является следующее: в информации должно содержаться то, к чему может привести пренебрежение различными факторами и условиями, в общем случае влияющими на ход явления или процесса, что выражается словами: «однако, до сих пор еще нигде не обсуждалось (такое-то условие). Посмотрим, к чему оно приведет...», «однако в законе... идет речь о таком-то условии или такой-то особенности - почему же при его применении (в рассматриваемом случае) мы нигде этого не учитываем?» и т.п.

В информации следует по возможности представить и то, к чему может привести неправомерное отождествление объектов и явлений, для которых характерна та или иная степень внутреннего различия, а также неправомерное противопоставление явлений и объектов, которые обладают той или иной степенью внутреннего сходства. О таком показании, как правило, свидетельствует наличие в информации фраз типа: «обычно считается, что объекты А и В абсолютно одинаковы, однако в некоторых случаях они проявляют совершенно различные свойства», «безусловно, (такие-то свойства) двух процессов указывают на их противоположность, но их «механизмы» имеют следующее сходство...» и т.д.

Конечно, при реализации требований критической насыщенности информации следует соблюдать меру - ее перенасыщение (безудержная пробле-матизация) может привести к «потере информативности».

Теперь о том, что связано с критической корректностью предлагаемой

вниманию студентов учебной информации. В самом общем смысле ее следует понимать как отсутствие в информационном блоке таких фрагментов, в которых имелись бы содержательные или логические несообразности - как формально утверждающего, так и критического плана.

Реализуя формулу «на ошибках учатся», иногда целесообразно в качестве отрицательного примера привести студентам положение учебника, пособия, руководства, содержащее явную некорректность, и либо прямо указать на нее, либо посредством цепочки вопросов привести к соответствующему выводу студентов.

Для преподавателя, формирующего критическое мышление студентов, важны диагностирование различных источников учебной информации на предмет соответствия данным критериям и в случае необходимости - поиск альтернативных источников информации или путей коррекции имеющихся в наличии.

Соответствие учебной информации представленным выше критериям -лишь необходимое условие формирования критического мышления. В связи с этим актуальна разработка специальных технологий и методик формирования критического мышления. Безусловно, они в большой степени привязаны к содержанию конкретного учебного курса, однако анализ проблемы позволяет представить обобщенную типологию соответствующих задач и упражнений. Рассмотрим ее.

Первый тип. В ходе обсуждения на семинарском занятии преподавателем произвольно конструируется ситуация, когда из очевидно неверной посылки путем корректных логических рассуждений получается вывод, явно противоречащий имеющимся у студентам знаниям и представлениям. Предлагается найти причину этого несоответствия.

Второй тип. Преподавателем специально создается ситуация, когда из первоначально справедливого утверждения путем некорректных логических операций получается абсурдный вывод; причину этого несоответствия предлагается выявить студентам.

Третий тип. Правильный результат «критически» осмысливается таким образом, что его правильность оказывается сомнительной (критическое осмысление проводится некорректно). Дальнейшие рассуждения студентам предлагается провести самостоятельно.

Из различных вузовских учебных курсов преподавателем может быть подобрано достаточно большое число конкретных содержательных ситуаций. Их «источниками» могут стать и специально сконструированные преподавателем цепочки рассуждений, в которых:

а) не учитываются тот или иной фактор или условие, как правило, самостоятельно студентами не выявляемые;

б) модель с ограниченной областью применимости используется для описания объектов или процессов, в эту область не входящих;

в) преднамеренно игнорируется степень внутреннего сходства неправомерно противопоставляемых студентами объектов;

г) игнорируется степень различия неправомерно отождествляемых студентами объектов или процессов;

д) то или иное заключение преднамеренно делается преподавателем в «отрыве от единого целого»;

е) осуществляется поспешное обобщение (на малой выборке);

ж) преднамеренно допускается подмена тезиса в процессе доказательства и обоснования.

Анализ показывает, что наиболее эффективно рефлексивную деятельность студентов можно организовать

в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (относящихся к наукам «сильной» гносеологической версии), однако в любом случае содержанием деятельности студентов будет анализ некорректно сконструированного противоречия или несообразности, в процессе которого с различной степенью преподавательского «сопровождения» они должны выявлять эту некорректность. Результаты такой методически организованной работы преподаватель должен внимательно диагностировать и отслеживать.

Коротко остановимся на проблеме формирования у студентов критического стиля мышления в контексте реализации принципа профессиональной направленности вузовского обучения. Уже на младших курсах необходимо формировать у студентов мыслительные операции и умения, «изоморфные» тем, которые им придется выполнять в будущей профессиональной деятельности. Так, например, деятельность врача может быть представлена следующей схемой: анализ (сбор фактов) - предварительный диагноз - лечебные мероприятия - уточнение предварительного диагноза с помощью клинических и параклинических средств - окончательный диагноз. Очевидно, что на всех этапах присутствует рефлексия, и врач должен обладать критическим мышлением высокого уровня. Поэтому уже на первом курсе обучения следует включать в учебный процесс задачи и упражнения, формирующие такой стиль мышления.

Систематическое использование намеченных выше задач и упражнений в сочетании с внеаудиторными формами работы (конференциями, «круглыми столами», диспутами, вечерами вопросов и ответов и т.п.) позволяет эффективно и результативно решать заявленную в заглавии статьи задачу.

Всесторонне развитого человека невозможно представить без критического мышления – элемента, позволяющего ему сформировать свой взгляд на вещи и не зависеть от чужого мнения. Оно способствует личностному росту и подталкивает человека к развитию. Анализ ситуации и выбор пути решения – способность личности, без которой невозможно иметь свое мнение. Как развить критическое мышление?

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо все время тренироваться. Начинать развиваться можно в любом возрасте. Тренируя мышление, человек способен выйти на новый уровень развития и приблизиться к реализации целей.

Тренировать мышление и следовать по намеченному пути не так просто, как кажется. Но определив жизненные задачи и разработав с помощью критического мышления план их выполнения, человек способен достичь успеха.

Как начинать развивать мышление

Для тренировок мышления нужно выделить время, которое обычно человек тратит впустую. Для этого необходимо проанализировать распорядок дня. Для развития мышления может быть использовано время, которое раньше тратилось на:

  • просмотр телевизора;
  • компьютерные игры;
  • социальные сети.

Первым шагом к выработки критического мышления является ежедневное проведение анализа. Под конец дня необходимо взвесить и изучить совершенные за день достижения. Требуется учитывать и количество промахов. Анализ должен заключаться в выявлении действий, во время выполнения которых были допущены ошибки. Выявив недостатки за прошедший день, следует подумать, как их можно устранить. Под конец необходимо сделать вывод, приблизило ли произошедшее к поставленной цели или отдалило от нее. На основе этих простых действий разовьется мышление, перерастающее впоследствии в критическое. Можно вести записи для выявления повторяющихся действий.

Необходимо решать по 1 задаче в день. Спеша на работу, по дороге нужно наметить какую-то главную проблему и постараться решить ее в течение дня. Человек должен стремиться получить как можно больше информации, способствующей решению соответствующей задачи. Для решения проблемы нужно проанализировать различные варианты и выбрать лучший. Определив план действий, нужно придерживаться стратегии. Если в ходе решения задачи обстоятельства изменятся, необходимо оперативно вносить изменения в план. В процессе решения задач следует развивать интеллект, внимательность, логику.

Развитие навыков критического мышления

К навыкам мышления следует подходить критически. Стоит пересмотреть их, если они приводят к нежелательным последствиям. Нужно стараться мыслить позитивно и не допускать негативных мыслей. Для , человек должен научиться:

Решив развить критическое мышление, человек должен провести черту между выводами и наблюдением. Нельзя рассуждать, не проверив сведения. Только владея точной информацией, можно делать выводы. При этом во время тренировок следует следить за тем, чтобы не исчезло чувство юмора. Способность подшучивать над собой и видеть юмор в ситуациях помогает сохранению ясного ума и ненавязчиво выражению своего мнения по поводу проблемы. Но следует проявлять осторожность, если смех используется в качестве психологической защиты.

Навыки, способствующие самосовершенствованию

Чтобы научиться мыслить критически, человеку должно быть дело до всего. В жизни есть много неизученных вещей. Любопытство развивает ум. Благодаря любознательности происходят открытия, случаются приключения. Развивший способность интересоваться происходящим не только выработает критический склад ума, но и сделает свою жизнь насыщеннее и разнообразнее.

У каждого обитателя современного мира должно быть выработано объективное восприятие информации. Нельзя всецело доверять всему тому, о чем говорят в СМИ, телевизионной рекламе. Необходимо трезво смотреть на реальность и проверять информацию, вызывающую недоверие. Правда устанавливается в ходе мышления, а не под воздействием общественного мнения. Не все предполагаемое является истиной. Необходимо научиться сопротивляться бурным эмоциям. При их проявлении, у человека может затмеваться разум.

Выработка критического склада ума и современное общество

Человеку, живущему в современном обществе, постоянно пытаются навязать чужое мнение. Следует критично относиться к информации, получаемой из:

  • рекламы;
  • уст агитаторов.

Сведения, распространяемые среди людей, не всегда являются правдивыми. Необходимо научиться отличать правду от лжи и не доверять всему слепо.

Человек должен помнить о перспективах. Любая ситуация должна оцениваться критично, а план действий обдумываться трезво. Не следует завышать или занижать самооценку. Требуется трезво понимать свои возможности и действовать, исходя из них. При этом следует заниматься самосовершенствованием. Чтение книг, занятия спортом, получение новой информации и обучение навыкам могут поднять человека на новый уровень. Бывает, что поведение человека диктуется негласными правилами. Их знание ведет к принятию правильного решения и поведения. При незнакомой ситуации или нахождении в чужой культуре, необходимо проявить наблюдательность или расспросить тех, кто ближе знаком с ситуацией. Негласные правила современного мира необходимо изучать.

Разговор является лишь составной частью общения, которое ежедневно происходит общения между людьми. Существует обмен невербальными знаками. Необходимо знать и уметь применять разновидность общения на практике. Если человек мило улыбается и ведет себя дружелюбно, но при этом стремится доставить боль собеседнику при рукопожатии, следует подвергнуть сомнению искренность данного человека. Если слушатель утверждает, что ему интересно повествование, но при этом откровенно зевает и всем своим видом показывает скуку, у докладчика появляется весомый повод усомниться в словах.

Если на человека давят, то, чтобы не ошибиться в принятии решения, следует остановиться и подумать, взвесив все за и против. Быстрое решение под чужим напором не всегда верное. Научившись анализировать, прежде чем доверять, человек сделает большой шаг на пути развития критического мышления.

Чувства и способность мыслить критически

Чтобы научиться мыслить критически, человек должен стремиться не поддаваться чувствам и общественному мнению. Ярлыки и стереотипы способны сбить с толку и привести к неверным выводам. Перед принятием важного решения, следует узнать как можно больше о всех его аспектах.

Негатив – чувство, способное сбить с толку любого. Часто человек слишком критичен к себе. Надо постараться заменить негатив на позитив. Это не только благотворно повлияет на решение, но и повысит самооценку.

Встав на путь саморазвития, не следует забывать об общечеловеческих чувствах. Нельзя осуждать других, не поняв конкретную ситуацию и действия другого человека в определенных условиях. Сопереживая, можно принять правильное решение. Осудив человека, не разобравшись в ситуации, впоследствии можно сильно пожалеть. Решая чью-то судьбу, следует поставить себя на его место. Стараясь понять поведение других людей, можно научиться правильно мыслить и принимать решения.

Факты, влияющие на принятое решение, должны быть неоднократно проверены. Пунктов для анализа должно быть много. При недостаточном количестве фактов, решение может быть принято неверно. Необходимо получить как можно больше информации из надежных источников.

Важный навык – умение выслушать. Часто человек задает вопрос, а другой просто пропускает его слова. Озабоченность мыслями не позволяет сосредоточиться и вникнуть в важные вещи. Этот простой навык развить очень трудно. Если слушать внимательно, то можно получить больше полезной и важной информации.

Учимся думать нелогично

В книгах по философии описывается логическое мышление, а также приводится пример его искажения. В современном мире ценится креативность и оригинальность. Необходимо разбираться в этом и трезво оценивать жизненные примеры.

Во время выработки критического хода мыслей, на помощь может прийти 6 чувство. Догадки о вещах, событиях, поступках существуют и на подсознательном уровне. Интуиция не подвержена логике, но она ценна в качестве дополнения в принятии решений.

Плюсы умения мыслить критически

Считается, что критическое мышление – естественный процесс, обычный ход мыслей. Однако в жизненных ситуациях люди отклоняются от этого. Воспитать и развивать мышление – значит повысить качество жизни, принимать правильные решения и добиваться успехов в жизни. Ход мысли формирует правильный взгляд на мир и развивает логику.

Развитие мышления дает много преимуществ. К ним относятся:

  • способность делать правильные выводы;
  • умение собирать нужную информацию;
  • способность обосновывать и рассуждать;
  • умение четко знать проблему;
  • умение использовать идеи;
  • взаимодействие с людьми;
  • умение использовать альтернативное мышление.

Выработав критический склад ума, человек начинает мыслить направленно, с корректированием своих выводов. Такое мышление отличается от стандартов и позволяет решать сложные задачи.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...