Краткое изложение фауста гете. «Фауст

«Фауст» краткое содержание по главам

Три вступительных текста открывают трагедию.

Первый - это посвящение друзьям молодости , полное лирики и нежности воспоминание о тех, кто был рядом с Гете во время работы над поэмой.

Далее следует Театральное вступление , где Директор театра, Поэт и Комический актер спорят о роли искусства в обществе. Директор, приземленный циник, твердо уверен в обслуживающей роли искусства вообще и театра в частности. Несложные шутки, забавные ситуации, накал примитивных страстей - нет лучше способа завлечь в театр зрителя и сделать спектакль успешным. С ним согласен Комический актер, предлагающий Поэту не размышлять слишком много о вечных ценностях и ратующий за сиюминутный успех. Поэт же выступает против использования высокого искусства, дарованного самим небом, в качестве развлечения для невзыскательной публики. Завершая спор, Директор предлагает решительно приступать к делу и напоминает, что в распоряжении Поэта и Актера все технические чудеса его театра.

Пролог на небе.

Возвышенное и выспренное прославление чудес господних, возглашаемое архангелами, прерывает Мефистофель, указывающий, с характерным для «духа отрицанья» скептическим обаянием, на бедственное положение людей. Мефистофель полагает, что данный Господом разум ни к чему людям, «Он эту искру разумом зовет/И с этой искрой скот скотом живет.» Господь указывает Мефистофелю на Фауста, как образец использования разума на благо познания, и уверяет, что Фауст преодолеет любые трудности на этом пути. Мефистофель искренне удивлен, полагая двойственность натуры доктора залогом его падения. Так заключается спор. Фауст отдан Господом Мефистофелю с напутствием творить над ним любые эксперименты, ведь «..чутьем, по собственной охоте/он вырвется из тупика». Начинается еще одна партия извечной борьбы света и тьмы, добра и зла.

«Фауст» краткое содержание 1 часть

Предмет спора, великий ученый Фауст проводит бессонную ночь в своей келье, загроможденной фолиантами, приборами, свитками и прочими атрибутами мира ученого, стремящегося во что бы ни стало овладеть тайнами мироздания и постичь законы вселенной. Доктор Фауст не обольщается на свой счет, признавая, что несмотря на широчайшие познания почти во всех областях науки «Я богословьем овладел, /над философией корпел, /юриспруденцию долбил /и медицину изучил», которыми он овладел за свою жизнь, истинного знания о природе всего сущего ему обрести так и не удалось. Попытка воззвать к могущественнейшему духу лишь еще раз демонстрирует ученому ничтожность его земных деяний. Скорбь и уныние, в которые погружен доктор, не смог развеять и визит соседа, школяра Вагнера. Этот персонаж - прекрасный образец стремления «грызть гранит науки», подменяя истинное знание и вдохновение умелыми интонациями и заимствованными мыслями. Самонадеянная глупость школяра раздражает доктора, и Вагнер оказывается выставлен прочь. Мрачная безысходность, горькое осознание того, что жизнь прошла среди реторт и склянок, в напрасном мраке постоянных поисков, ведут Фауста к попытке самоубийства. Доктор намеревается выпить яд, но в момент когда кубок уже поднесен к губам, раздается пасхальный благовест. Святой праздник спасает Фауста от смерти.

Сцена народного гулянья, где в толпе можно наблюдать студентов, служанок, благородных дам, бюргеров, нищих, легкие диалоги и веселые шутки приносит ощущение света и воздуха, резко контрастирующего с ночными метаниями.

Фауст в компании своего ученика, Вагнера, вливается в общество веселых горожан. Почитание и уважение окрестных жителей, вызванное медицинскими успехами доктора, ничуть не радует его. Двойственное стремление познать одновременно все тайны земные и чудеса заоблачные исторгает у Фауста призыв к духам небесным, что помогли бы ему овладеть истиной. По пути к ним прибивается черный пудель, и Фауст приводит его к себе в дом.

Герой пытается справиться с упадком духа и безволием, принимаясь за перевод Нового Завета. Согласно своей теории активного познания, доктор переводит греческое «логос» как «дело», трактуя первую фразу канона как «Вначале было дело». Но проделки пуделя отвлекают его от ученых трудов. И вдруг перед Фаустом и читателями предстает Мефистофель в образе странствующего студента.

Настороженный вопрос Фауста о том, кем является вновь прибывший, рождает знаменитую реплику «я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Новый собеседник доктора, оказывается, не чета унылому и глуповатому Вагнеру. Равный доктору по силе и остроте ума, по широте познаний, Мефистофель едко и точно смеется над человеческими слабостями, словно прозревая метания Фауста. Усыпив доктора с помощью хора и хоровода духов, Мефистофель исчезает, оставив задремавшего ученого заинтригованным нежданной встречей.

Второй визит Мефистофеля, уже в образе светского щеголя, влечет за собой договор, по которому Фауст отдает свою душу во власть черта. Кровь скрепляет сделку, и на широком плаще Мефистофеля, словно ковре-самолете, герои отправляются в странствие. Фауст теперь молод, красив, полон сил - к его услугам все наслаждения и иллюзии мира. Первым опытом становится любовь к Маргарите, вначале кажущаяся единственно возможным счастьем земным, но вскоре оборачивающаяся трагедией, влекущая за собой смерть и горе.

«Фауст» краткое содержание 2 часть

Вторая часть путешествий Фауста и Мефистофеля приводит нас к императорскому двору, в описании которого легко угадывается одно из германских государств.

Акт первый начинается со сцены отдыха Фауста на прекрасном летнем лугу. Духи света навевают легкие приятные грезы, успокаивают израненную и истерзанную душу доктора, казнящего себя за смерть Маргариты.

Следующая сцена переносит героев и зрителей ко двору. Роскошь и позолота, что прикрывают тотальное обнищание и оскудение. Советники императора в тревоге, но Мефистофель, неунывающий черт-проказник устраивает бал, в вихре которого умудряется обстряпать хитрый план по «улучшению» финансового положения. В ход идут купоны, подписанные рукой императора, чья номинальная стоимость, указанная на бумаге, покрывается либо казной, либо «богатством недр земных». Разумеется, рано или поздно афера лопнет, но пока ликует вся страна, а доктора и черта чествуют, словно героев-избавителей.

После бала, в одной из темных галерей дворца, Фауст получает от искусителя невзрачный на первый взгляд ключ, который оказывается пропуском в волшебную страну древних богов и героев. Из своих странствий Фауст приводит к императорскому двору, жаждущему все новых развлечений, Париса и Елену. Светские дамы, по традиции, критикуют внешность красавицы, но Фауст всем существом своим ощущает, что перед ним идеал женской красоты, дивное слияние духовных и эстетических черт. Доктор стремится удержать Елену, но вызванный образ не вечен, и скоро исчезает, оставив Фауста в тоске.

Акт второй . Тесная готическая комната, куда приносит доктора Мефистофель, оказывается его старой лабораторией. Завалы фолиантов, расписка, лохмотья и пыль. Пока доктор в забытьи, Мефистофель утонченно издевается над глупостью и напыщенностью бывших учеников Фауста. Прогнав их, Мефистофель заглядывает в лабораторию, где прилежный ученик, ныне возомнивший себя создателем, пытается вырастить в колбе искусственного человечка, гомункулюса. Опыт оказывается успешен, и в колбе рождается еще одно существо из мира теней. Гомункул вместе с Мефистофелем решают утащить Фауста в мир потусторонний, дабы разбить очарованный сон и привести доктора в чувство.

Пребывая за гранью сущего, доктор встречает мифических и чудесных существ, разговаривает со сфинксами и ламиями, сиренами и Хароном, который и подсказывает, где можно найти прекрасную Елену. Фауста не остановить, стремление к цели делает его одержимым. Сирены и нереиды, гомункул и Фауст вместе с Мефистофелем кружатся в хороводе то ли видений, то ли невероятных приключений, среди которых звучит монолог гомункула о двойственной природе своей натуры, не позволяющей ему обрести покой и счастье.

Акт третий показывает нам прекрасную Елену у врат дворца Менелая, что в Спарте. В тревоге и печали, Елена входит во дворец, сама не зная, чего ожидать от будущего. Великолепный стих, который Гете максимально приблизил к греческому гекзаметру, переносит зрителей во времена античных трагедий. События, что разворачиваются далее во дворце, требуют от читателей знания древнегреческих мифов и античных историй, отсылая ко временам внутренних распрей в стране, когда Афины воевали со Спартой. Елена вместе со своими служанками должна, по словам парки Форкиады, принять смерть, но приходит туман, вместе с которым развеивается парка, а царица оказывается во внутреннем дворе замка. Здесь она встречается с Фаустом.

Прекрасный, мудрый и сильный, как воплощение десятка древнегреческих царей, Фауст получает Елену в возлюбленные, и результатом этого дивного союза становится сын Эвфорион, образу которого Гете намеренно придал байронический ореол. Прелестная картина семейного счастья, но наслаждение бытием вдруг обрывается исчезновением Эвфориона. Юношу манят борьба и вызов стихиям, он уносится ввысь, оставив лишь сияющий след. На прощанье Елена обнимает Фауста и замечает, что «… на мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается..». В объятиях Фауста остаются лишь ее одежды, словно знаменующие преходящий характер телесной красоты.

Акт четвертый. Возвращение.

Мефистофель, как любой обитатель потустороннего мира, не пренебрегающий экзотическими средствами передвижения, в семимильных сапогах возвращает Фауста из идеально гекзаметрической Греции в родное и близкое средневековье. Различные варианты и планы, как добиться славы и признания, предлагаемые им Фаусту, отвергаются доктором один за другим. Раздосадованному черту Фауст признается, что хотел бы попробовать себя в роли творца тверди земной, отвоевав кусок плодородной земли у моря. Мефистофель на это возражает, что прекрасная идея подождет, а сейчас надо помочь императору, который, благословив и воплотив аферу с ценными бумагами, недолго пожил в свое удовольствие, а сейчас находится в опасности, рискуя потерять трон, а то и жизнь. Блестящая военная операция, где наши герои демонстрируют знание военных тактики и стратегии, а также несомненные диверсионные способности, завершается оглушительной победой.

Акт пятый , в котором Фауст твердо намерен осуществить свой замысел, равняющий его с демиургом. Но вот незадача - на месте будущей плотины стоит хижина двух старичков, Филемона и Бавкиды. И напрасно ли Гете дал этим третьестепенным персонажам имена древнегреческих воплощений счастливой семейной старости.. Фауст предложил им другое жилище, но упрямцы отказываются покидать хижину. Раздраженный препятствием Фауст просит черта помочь справиться с ситуацией. Мефистофель решает вопрос в полном соответствии с образом. Стариков, а вместе с ними и заглянувшего гостя, убивают стражники, а хижина сгорает от нечаянного пожара. Фауст в горе, восклицает и стенает.

Он уже стар, чувствует тоску и усталость, и все его мечты теперь - только о плотине. Но еще один удар - нежданная слепота. Но в окружившей тьме он различает голоса, стуки лопат, тарахтенье колес, и радостно понимает, что работы идут, и заветная цель уже близка. Но увы - это еще одна злая шутка Мефистофеля, и вместо строителей вокруг доктора кружатся лемуры. По указанию Мефистофеля, они роют вовсе не плотину, но могилу Фаусту. Герой между тем счастлив, и произносит вдохновенный монолог, в котором концентрируется обретенный на долгом пути опыт познания мира. Не власть или слава, богатство или обладание прекрасной женщиной являются высшим счастьем на земле, но лишь общее деяние, необходимое всем и осознанное миром, придает жизни наивысшую полноту. Так в конце жизни наш герой осознает, что воистину, «вначале было дело». Восторгающийся открывшейся великой истиной, он произносит сакраментальное «Остановись, мгновенье!..» и тут же падает. Мефистофель ликует, но спустившиеся ангелы уносят прозревшую и тем спасенную душу в рай. Мефистофель неистовствует, проклиная свои действия и намерения. В загробном мире Фауст встречается с тенью Гретхен, которая провожает его по неизведанному еще пути.

ПРОЛОГ НА НЕБІ

Діалог між Творцем і Мефістофелем.
Мефістофель затіває з Господом розмову про поділ людської натури. Людина здається біса «якимсь комахою», що даремно б’ється, «маясь».
Він краще б жив трохи, чи не осені
Його ти Божою іскрою зсередини.
Він цю іскру розумом кличе
І з цієї іскрою худобу худобою живе.

Господь відповідає, що є і вірні раби Господні – ось, наприклад, Фауст. Мефістофель погоджується: Фауст «рветься в бій, долає перешкоди, і бачить мету, що вабить вдалині …». Але якщо йому будуть надані повноваження, то він, чорт, береться збити Фауста зі шляху Господнього. Творець погоджується на парі: «Іди, розворуши його застій …»
частина перша
ніч
У тісному готичної кімнаті зі склепінчастою стелею старий доктор Фауст сидить у кріслі за книгою.
Фауст.
Я богословів опанував,
Над філософією длубався,
юриспруденцію добув
І медицину вивчив.
Однак я при цьому всьому
Був і залишився дурнем.

Проте ні в чому не знаходить Фауст справжнього знанья, тому він звертається до магії,

… щоб дух за покликом мені з’явився
І таємницю буття відкрив,
Щоб я, невіглас, без кінця
Чи не корчив більше мудреця,
А зрозумів би, усамітнюючись,
Всесвіту внутрішній зв’язок,
Спіткав все суще в основі
І не вдавався в марнослів’я.

У магічною книзі доктор розглядає знак макрокосму і захоплюється досконалістю і непізнаваністю Всесвіту:

У якому порядку і согласье
Йде в просторах хід робіт!
… З марним стогоном,
Природа, весь я в стороні
Перед твоїм священним лоном!

На іншій сторінці Фауст знаходить знак духу Землі, який йому ближче інших духів. Доктор вимовляє заклинання – і бажаний дух є йому. Фауст відвертає обличчя в переляку, проте під насмішками духу бере себе в руки:
Про діяльний геній буття,
Прообраз мій.

Дух Землі відрікається від спорідненості з Фаустом:

З тобою схожий
Лише дух, який сам ти пізнаєш, –
Не я!

Фауст журиться: «Він, що знає собі ціну вчений, непорівнянний навіть із нижчим істотою – духом!»
Дух зникає.
У двері стукає підручний Фауста – доктор Вагнер. Він в нічному ковпаку, з лампою в руці.
Вагнер (можливо, не без іронії) просить Фауста навчити його мистецтву декламації. Він хотів би стати більш артистичним і красномовним, щоб завойовувати розуми.

Де немає нутра, там не допоможеш потім.
Ціна таким зусиллям мідний гріш.
Лише проповіді щирим польотом
Наставник у вірі може бути хороший …
Вчіться чесно досягати успіху
І залучати завдяки розуму.
А брязкальця, гучні, як відлуння,
Підробка і не потрібні нікому.

Двоє вчених сперечаються. Вагнер із глибокою повагою ставиться до стародавніх книгах і думку поважних професорів. Фауст заперечує: «Ключ мудрості не на сторінках книг …»
Вагнер віддаляється: завтра Пасха, потрібно підготуватися.
Фауст у відчай через те, що його робота безглузда – він ні на крок не просунувся до великої загадки життя.
Вчений вирішує прийняти отруту, давно приготовлений ім. Але залишити вже налитий смертоносний келих змушує його дзвін і спів ангелів.

У великодній день юрби гуляють направляються за місто. Підмайстри та студенти заграють зі служницями. Дівчата вголос висловлюють мрії про солдатів, солдати співають про нагороди. У натовпі гуляють – і Фауст з Вагнером. Люди дякують Фауста за те, що він ще юнаком разом зі своїм батьком (теж доктором) входив до чумні бараки і допомагав хворим. Фауст відповідає, що дякувати слід Бога – Він усіх учив любити.
Однак Вагнеру доктор зізнається, що в ньому як би живуть дві душі: одна горнеться до землі, інша – рветься в хмари.
Вагнер застерігає свого вчителя від небезпечного захоплення магією. Навколо учасників бесіди вчених бігає чорний пудель. Фаусту здається, що за підозрілим псом стелиться вогненний слід. Підручний переконує доктора, що це просто тямущий пес, добре вимуштрувані студентами. Загинулу собачку вчені беруть із собою.

РОБОЧИЙ КАБІНЕТ ФАУСТА

Пудель своєю метушнею заважає вченому працювати. Фауст відкриває книгу, приступає до роботи.
«На початку було Слово» …
Помилка!
Адже я так високо не ставлю слово,
Щоб думати, що воно всьому основа,

Фауст перебирає варіанти: «На початку Думка була?» Але думка не може вдихнути життя в созданье. «Була на початку Сила?» Так! Ні? Фауст зупиняється на варіанті: «На початку було Дело!»
Пудель стає все більш неспокійним. Вчений зважився виставити його за двері. Пудель починає рости – «розбухає вгору і вшир». Зрештою – в хмарах диму – пудель перетворюється на Мефістофеля. Він одягнений, як мандрівний студент. Фауст просить несподіваного гостя представитися. Той відповідає, що він

… частина частині, яка була
Колись всім і світло справила.
Світло цей – породження темряви нічної
І відняв місце у неї самої.

З’ясовується, що Мефістофель – в полоні у Фауста, так як над дверима накреслена пентаграма. Луч її трохи загнутий, так що всередину увійти можна, а от вийти – не можна. Мефістофель обіцяє Фаусту його «розважити».
Чорт викликає духів, які співають про землю і небо, про свободу і польоті. Ця пісня присипляє Фауста. Щури відгризають промінь пентаграми – і Мефістофель залишає келію Фауста.
Через деякий час Мефістофель знову є до Фауста. Чорт розряджений: на ньому капелюх з півнячим пером і «збоку шпага з вигнутим ефесом». Він пропонує Фаусту вбратися так само і «зазнати після довгого посту, що означає життя повнота». Фауст віднікується:

Я занадто старий, щоб знати одні забави,
І занадто юний, щоб зовсім не бажати.
Що дасть мені світло, чого я сам не знаю?

Мефістофель. «Вгамовувати себе» – ось мудрість прописна.
Мефістофель обіцяє вченому виконувати за життя будь-яку його примха, але за умови, що той відповість йому тим же в загробному житті. Фауст відповідає, що до загробного життя він байдужий: «з тим світлом я иг заведу спорідненості. Я син землі ». Однак і про «вислизають благах» життя земного філософ відгукується теж із зневагою: слава, золото, любов продажних красунь – все викликає лише нудьгу.
Вчений знаходиться у вічному пошуку, ніщо не може зупинити його в рості. Зрештою вчений укладає з чортом договір:

Ледве я мить окремий возвеличу,
Закричавши: «Мить, почекай!
Все скінчено – і я твоя видобуток.

Погріб Ауербаха в Лейпцигу. КУХНЯ ВІДЬМИ

Фауст і Мефістофель заглядають в кабачок, де веселиться розгульна молодь. Завсідники кабачка задирають гостей, які здаються їм занадто Чванов. Мефістофель співає пісню про блоху, що була улюбленицею короля.

Блохи не сміють чіпати,
Її боїться двір,
А ми блоху під ніготь,
І скінчений розмова!

У цій пісні чується волелюбний заклик: «Хай живе свобода і вино!»
Чорт сварить місцеві вина і викликається пригостити кожного його улюбленим напоєм: рейнським, шампанським, токайським. Він просвердлює в столі отвори – і з кожного б’є струмінь прекрасного вина. Але варто пролити краплю – і вона загоряється. Забіяки спочатку захоплюються гостем- «фокусником», а потім бачать у ньому чаклуна. При спробі затіяти з ним ножову бійку Мефістофель наводить на задір галюцинації: їм здається, що вони в чудовому саду збирають виноград. Коли туман розсіюється, з’ясовується, що вони тримають один одного за носи …
На кухні відьми вариться чарівний напій, за допомогою якого Фаусту повертається молодість.

ВУЛИЦЯ. ВЕЧІР

Фауст зустрічає Маргариту, возвращающуюся з церкви. Вона була на сповіді, яку підслухав Мефістофель. Дівчина так невинна, що у чорта над нею влади немає. Фауст загрожує розірвати договір, якщо йому негайно не нададуть можливості забрати в своїх обіймах Маргариту.
Мефістофель благає «палкого юнака» стримати «гарячку». Поки що омолодження професору надається тільки можливість відвідати кімнату невинної дівчини в її відсутність. У кімнаті – чистота, порядок, «диханье миру і добра». Мефістофель дає Фаусту скриньку з коштовностями – чорт відшукав один з підземних скарбів спеціально для подарунка Маргариті:

Тут дрібнички для твоєї вострушка,
А діти ой як ласі на іграшки!

Парочка замикає скринька в шафу і віддаляється. Маргарита, повернувшись, переодягається перед сном і співає пісеньку:
Король жив у Фуле далекої,
І кубок золотий
Зберігав він дар прощальний
Коханої однієї …

Відкривши шафу, дівчина виявляє скринька і думає, що мати, очевидно, взяла цінності в заклад. Дівчина відкриває скриньку і приміряє убори перед дзеркалом:

Ах, мені б таку парочку сережок!
Що толку в красі природного нашої,
Коли наряд наш бідний і убогий …

НА ПРОГУЛКЕ. ДІМ сусідка. САД

Простодушна Маргарита показує шкатулку матері. Мати ледь не зомліла і пожертвувала добро в дар церкви. Священик без коливань згріб коштовності, «як жменю якихось горішків».
Мефістофель нестямі від гніву:

… церква при своєму травленню
Ковтає держави, міста
І області без жодної шкоди …

Гретхен ж втратила спокій: «Хто ж той таємничий дарувальник?»
Фауст радить Мефистофелю знайти підхід до дівчини через її сусідку Марту. В шафа підкинутий новий ящик з дорогоцінними уборами – ще багатшими, ніж перший.
Дівчина вже не показує скарб матері, а вдається потайки до сусідки – похвалитися і причепуритися перед дзеркалом. Ах, як шкода, що не можна в цих прикрасах покрасуватися ні на прогулянці, ні в церкві. Березня радить наївною красуні надягати то брошку, то сережку … А потім «гору матері набрешемо!».
В гості до солдатці є Мефістофель. Він приносить Марті помилкову звістку про загибель її чоловіка. Жінка зовсім не засмучена: така звістка дає їй можливість знову вийти заміж. Однак для отримання необхідної паперу (про смерть) потрібні два свідки. Мефістофель обіцяє привести приятеля (Фауста). Тільки нехай і Маргарита прийде!
Призначається вечірнє побачення в саду.
На побаченні дівчина сором’язлива, вона вважає, що її «незанімательная мова» не може захопити знатного пана. Та й руки їй цілувати зовсім ні до чого:

Та що ви, право, руки цілувати!
Адже шкіра в мене так загрубіла.
Працюю, хвилини не сиджу без діла,
І вимагає порядку в будинку мати.

Нехитра дівчина розповідає Фаусту про своє життя: брат – в солдатах, батько помер, померла від хвороби і маленька сестричка, за якою Маргарита доглядала дбайливіше, ніж рідна мати.
Дівчина зачарована Фаустом і не може противитися його умовлянням. Вони домовляються про зустріч будинку у Маргарити.
Щоб мати не прокинулася і не почула, Фауст дає коханої пухирець зі снодійним. Від цього зілля мати дівчини вмирає.

НІЧ.
ВУЛИЦЯ ПЕРЕД БУДИНКОМ Гретхен.
СОБОР

Валентин, солдат, брат Гретхен, пригнічений і переможений в безодню сорому. Раніше він міг пишатися чистотою і невинністю своєї сестри, а тепер?
Кожен може дозволити собі брудний натяк на адресу занепалої дівчата, занапастив своє добре ім’я зв’язком без шлюбу.
Угледівши Фауста, Валентин викликає його на поєдинок.
У цьому поєдинку Фауст смертельно ранить брата своєї коханої. Маргарита ридає. Валентин каже, що причина його загибелі – сестра:

Ти мені сама з-за рогу
Удар безчестям завдала.

У соборі дівчата цураються Гретхен і засуджують її: мовляв, так пишалася своєю скромністю і чистотою і так низько впала. Те, що Маргарита носить під серцем дитину, ні для кого не секрет. Злий дух витає за її спиною, нагадуючи про смерть матері і брата.
Нещасна непритомніє.
Вальпургієва ніч. Похмурий день. ПОЛЕ
Фауст і Мефістофель подорожують в горах Гарца. Вони чують голоси відьом, що летять на шабаш на гору Брокен: на свинях, на вилах, на мітлах …
Відьми сваряться і навіть б’ються з чаклунами.
В однієї з фігур Фаусту ввижається Гретхен:

Як ти білого, як ти бліда,
Моя краса, моя вина!
Вченого мучить почуття провини.

У полі Фауст розмовляє з чортом. Він обрушується на Мефістофеля з докорами: чому чорт приховав від нього, що Маргарита, знедолена суспільством, довго нищенствовала і тепер перебуває у в’язниці, оскільки втопила свою новонароджену дочку.
Чорт задає резонне питання:
Хто знищив його – я чи ти?
Дух зла нагадує Фаусту про пролитої крові брата, про смерть матері дівчини – що теж по суті було вбивством. Ось тепер готують ешафот для останньої жертви – для самої Маргарити.
Фауст вимагає врятувати дівчину, доставити його негайно туди, де вона тужить в ув’язненні!
ТЮРЬМА
На вороних конях проносяться вчений і чорт. Ось вони вже перед камерою Маргарити. Вона збожеволіла і співає шалені пісні. Фауста замордовані їм жінка не дізнається, стверджуючи, що бачить його вперше. Потім вона плаче: чому їй не приносять погодувати її дівчинку? І тут же згадує, що сама погубила свою дитину …
Думки її плутаються, то вона дорікає коханця в холодності: «Ти розучився цілуватися …», то просить його:

Ти викопай лопатою
Три ями на схилі дня:
Для матері, для брата
І третій для мене.

Мою копай стороною,
неподалік поклажі
І приклади дитини
Тісніше до моїх грудей.

Божевільної жінці ввижається її тонуча в ставку дочка, мертва мати …
Фауст благає її негайно бігти з ним. Чорт квапить: «Всі ці сперечання невпопад!»
Зрештою Маргарита приймає рішення:

Я скоряюся Божого суду.
… Спаси мене, Отець мій у височині!
Ви, ангели, навколо мене, забутою,
Святий стіною мені станьте на захист!
Ти, Генріх, страх вселяти мені.

Мефістофель:
вона
Засуджена на муки!
Голос згори:
Врятовано!
Фауст і Мефістофель рятуються втечею з тюрми.
частина друга
У другій частині зображується доля Фауста у сфері державних інтересів.
Герой подорожує в часі. Він потрапляє в світ античності, де одружується з Оленою Прекрасною. Від цього шлюбу народжується син Евфоріон. Символічність цього шлюбу в тому, що він уособлює гармонію античного і романтичного начал. В образі Евфоріон, на думку дослідників, Гете зобразив англійського поета Байрона, що несе в собі єдність цих двох начал.
Повернувшись в сучасність, Фауст отримує у володіння ділянку землі, де населення страждає від повеней. Герой збирається створити на цій ділянці благодатне життя. Жертвою його благих намірів стає пара люблячих один одного старичків – Філемон і Бавкіда. Вони не готові прийняти нове життя і гинуть.
Фауст, займаючись творчою діяльністю, доживає до ста років. Роки беруть своє, вчений повинен померти. Перед смертю він ясно бачить світле майбутнє – і це прекрасне мить!
Мефістофель торжествує. Він хоче забрати душу вченого в пекло. Однак небеса посилають світлих ангелів порятунку. Душу Фауста чекає з’єднання з душею Гретхен.
Такий символічний фінал трагедії, який відображає переконаність Гете в торжестві найблагородніших ідеалів людства.
Останній монолог Фауста
… я
Через світ промчав швидко, несдержімо,
Всі наслажденья на льоту ловлячи.
Чим незадоволений був, пускав я мимо,
Що випадало, то я не тримав.
Бажав досягти – і вічно досягав,
І знову бажав. І так я пробіг
Все життя – спершу неукротимо, шумно;
Тепер живу обдумано, розумно.
Досить пізнав я цей світ,
А в світ інший для нас дороги немає.
Сліпець, хто гордо носиться з мріями,
Хто шукає рівних нам за хмарами!
Стань твердо тут – і кругом стеж за всім:
Для ділового і цей світ не ньому.
Що користі у вічність підніміться мрією!
Що знаємо ми, то можна взяти рукою.
І так мудрець весь вік свій проведе.
Погрожуєте, парфуми! Він собі піде,
Піде вперед, серед щастя і мученья,
Не проводячи в достатку ні миті!

* * *
Навколо мене весь світ покрився тьмою,
Але там, усередині, тим яскравіше світло горить;
Поспішаю здійснити задумане мною:
Одне владики слово все творить!
Вставайте, слуги! всі працелюбно
Мій сміливий план виконати нехай поспішають!
Машин побільше, заступів, лопат!
Що я намітив, нехай здійсниться живо!
Порядок строгий, невпинна праця
Собі нагороду славну знайдуть;
Велике здійсниться – лише б сміливо
Рук тисячею одна душа володіла!

* * *
життя роки
Пройшли недарма; ясний переді мною
Кінцевий висновок мудрості земної:
Лише той гідний життя і свободи,
Хто щодня за них йде на бій!
Все життя в боротьбі суворою, безперервної
Дитя, і чоловік, і старець нехай веде,
Щоб я побачив в блиску слави чудової
Вільний край, вільний мій народ!
Тоді сказав би я; мгновенье!
Прекрасно ти, триватиме, постій!
І не сміливо б століть теченье
Сліду, залишеного мною!
У передчутті хвилини чудової тієї
Я вищий мить тепер вкушаю свій.

Коментар. Для читача, який вперше долучається до художнього світу «Фауста», багато видасться незвичайним. Перед нами – філософська драма, жанр, характерний для Просвітництва. Особливості жанру проявляються тут у всьому: в характері і мотивуванні конфлікту, у виборі та розстановці дійових осіб. Гострота конфлікту визначається не просто зіткненням людських характерів, а зіткненням ідей, принципів, боротьбою різних думок. Місце і час дії умовні, тобто позбавлені точних історичних ознак.
Слід звернути увагу на особливості сюжету у «Фаусті». Сюжет, як відомо, відображає взаємини персонажів. Але «Фауст» – не побутова драма, а філософська трагедія. Тому головне тут – не зовнішній хід подій, а рух гетевской думки. З цієї точки зору дуже важливий і незвичайний пролог, дія якого відбувається на небесах.
Гете користується звичними для того часу образами християнської легенди, але, звичайно, вкладає в них зовсім інший зміст. Гімни архангелів створюють свого роду космічний фон. Всесвіт велична, все в природі знаходиться в безперервному русі, у боротьбі.

Звучачи в гармонії Всесвіту
І в ході сфер трясучи як грім,
Златое сонце незмінно
Йде запропонованим шляхом.
Є глибокий сенс у тому, що відразу після закінчення цього гімну світобудові починається суперечка про людину, про сенс його існування.

ПОДІЛИТИСЯ:

Господь и дьявол спорят о том, можно ли соблазнить Фауста любыми земными удовольствиями и заставить забыть о своем великом предназначении, или он никогда не откажется от науки.

Фауст постиг все науки, но все равно недоволен собой, хотя все люди глубоко уважают и почитают его. Мефистофель является ученому в образе студента и заключает с ним сделку, что если сможет доставить ему такое наслаждение, что Фауст захочет остановить вращение Земли, то душа его станет добычей темных сил.

Заключив сделку, они отправляются в путешествие, в котором дьявол дал ученому много власти и возможностей, но они не принесли ему счастья. Поскольку были причинами горя и гибели множества людей. В конце жизни Фауст понимает, что не власть, не богатство и не любовь, а только дело, необходимое и нужное обществу- вот истинное счастье человека.

Вывод (мое мнение)
В этой трагедии автор раскрыл много философских истин, которые волнуют умы человека с древности. В частности, он показал, что главное в жизни – это разумная деятельность на благо всех. Душа Фауста спаслась, потому что он это понял.

Любовь ко всему мистическому в человеке вряд ли когда-нибудь угаснет. Даже если не принимать во внимание вопрос веры, сами по себе таинственные истории чрезвычайно интересны. Таких историй за многовековое существование жизни на Земле собралось немало, и одна из них, написанная Иоганном Вольфгангом Гете - «Фауст». Краткое содержание этой знаменитой трагедии в общих чертах ознакомит вас с сюжетом.

Начинается произведение с лирического посвящения, в котором поэт вспоминает с благодарностью всех своих друзей, родных и близких людей, даже тех, кого уже нет в живых. Далее идет театральное вступление, в котором трое - Комический актер, Поэт и Директор театра - ведут спор об искусстве. И, наконец, мы добираемся до самой завязки трагедии «Фауст». Краткое содержание сцены под названием «Пролог на небесах» повествует о том, как Бог и Мефистофель спорят о добре и зле среди людей. Бог пытается убедить своего оппонента, что на земле все прекрасно и чудесно, все люди благочестивы и покорны. Но Мефистофель не согласен с этим. Бог предлагает ему спор на душу Фауста - ученого мужа и своего усердного, непорочного раба. Мефистофель соглашается, ему очень хочется доказать Господу, что любая, даже самая святая душа, способна поддаться искушениям.

Итак, пари заключено, и Мефистофель, спустившись с небес на землю, оборачивается черным пуделем и увязывается за Фаустом, который прогуливался по городу со своим помощником Вагнером. Забрав собаку к себе в дом, ученый приступает к своим обыденным делам, но вдруг пудель начал «пыжиться, как пузырь» и превратился обратно в Мефистофеля. Фауст (краткое содержание не позволяет раскрыть всех подробностей) в недоумении, но непрошенный гость объясняет ему, кто он такой и с какой целью прибыл. Он начинает всячески прельщать эскулапа разными радостями жизни, но тот остается непреклонен. Однако хитрый Мефистофель обещает ему показать такие наслаждения, что у Фауста просто дух захватит. Ученый, будучи уверенным, что ничем его удивить невозможно, соглашается подписать договор, в котором обязуется отдать Мефистофелю свою душу сразу же, как только попросит его остановить мгновенье. Мефистофель же, согласно этому договору, обязан всячески служить ученому, исполнять любое его желание и делать все, что тот скажет, до того самого момента, пока он не произнесет заветных слов: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Договор подписан кровью. Далее краткое содержание «Фауст» останавливается на знакомстве ученого с Гретхен. Благодаря Мефистофелю, эскулап стал моложе на целых 30 лет, и посему 15-ти летняя девушка абсолютно искренне полюбила его. Фауст также воспылал страстью к ней, но именно эта любовь и привела к дальнейшей трагедии. Гретхен, чтобы беспрепятственно бегать на свидания с любимым, каждую ночь усыпляет свою мать. Но даже это не спасает девушку от позора: по городу вовсю ходят слухи, которые добрались до ушей ее старшего брата.

Фауст (краткое содержание, имейте в виду, раскрывает лишь основной сюжет) закалывает Валентина, бросившегося на него с целью убить за то, что тот обесчестил его сестру. Но теперь его самого ждет смертельная расправа, и он бежит из города. Гретхен же случайно отравляет свою мать сонным зельем. Рожденную от Фауста дочь она топит в реке, чтобы избежать людских пересудов. Но люди уже давно все знают, и девушка, заклейменная как блудница и убийца, попадает в тюрьму, где Фауст ее находит и освобождает, но Гретхен не хочет бежать с ним. Она не может простить себя за содеянное и предпочитает умереть в мучениях, чем жить с таким душевным грузом. За такое решение Бог ее прощает и забирает ее душу к себе на небеса.

В последней главе Фауст (краткое содержание не способно в полной мере передать всех эмоций) снова становится стариком и чувствует, что скоро умрет. К тому же он ослеп. Но ему даже в такой час хочется построить плотину, которая бы отделила от моря клочок земли, где он создал бы счастливое, процветающее государство. Он явственно представляет себе эту страну и, воскликнув роковую фразу, тут же умирает. Но Мефистофелю не удается забрать его душу: с небес слетели ангелы и отвоевали ее у бесов.

Начинается трагедия с посвящения, в котором автор вспоминает годы своей юности. Он вспомнил свою первую любовь, первые свидания. Приходят в его видения и добрые друзья, среди них и те, у кого жизнь сложилась хорошо, и те кто "исторгнут и обманут фортуной" В следующем театральном посвящении ведется спор между Директором театра, поэтом и комиком. Они обсуждают какова роль театра в обществе.

Поэт уверен, что этот вид искусства дарован самим богом и на нем нельзя спекулировать. Ведь это чувства людей, переживания. Директор напрочь не согласен с этим. Для него существует лишь техническая сторона, он предлагает собеседником использовать все блага театра, чтоб привлечь в него как можно больше людей. Директор уверен в том, что многие придут сюда не ощутить духовные чувства, а так, для развлечения. Потолкаться в толпе, переварить спокойно сидя на стуле обед, и иногда засмеяться. Поэту дано задание придумать в кратчайшие сроки, что - нибудь именно такое, что привлечёт сюда многих. Но он не согласен с этим, ведь его работа - тонко чувствовать, пропустить переживания через себя. А тут ещё и комик подбрасывает идею, что в работу нужно срочно вставлять шутки, ведь это главное для театральной постановки.

В прологе "На небесах" ведутся разговоры Господа со своими архангелами. Они рассказывают о том, что жизнь на земле идёт своим чередом. Бушуют моря, кружится Земля и светит солнце. Один Мефистофель не согласен с этим. Он говорит о том, что перед его глазами стоят одни мучения людей, которые не знают как проявить себя в этой жизни. Бог рассказывает ему о докторе Фаусте, о его духовных поисках.

Между Мефистофелем и Всевышнем как будто складывается пари о том, что и таких, как Фауст можно склонить на сторону зла, разврата и обмана. И вот перед нами сам Фауст. Он не доволен своими познаниями. Ему непонятно для чего он учил столько разнообразных наук, ведь они не удовлетворили его жажды познать неизвестное. Теперь его влечет черная магия. На нее он возлагает последние надежды. Но снова не получив ожидаемого, он решает выпить чашу с ядом. Веселье людей, которые отмечают Воскресение Христово отвлекает доктора.

В этот момент читатель знакомится с Вагнером, учеником Фауста. Учитель считает его слегка неспособным к наукам, он порядком поднадоел герою. Поэтому, когда на горизонте появляется Мефистофель в образе способного студента, Фауст от него просто без ума.Но это позже. А сейчас Вагнер с учителем прогуливаются по городу. В третьей сцене описан колорит народных гуляний. Молодые парни заглядываются на девушек. Те кокетничают с ними. Крестьяне старшего возраста прогуливаются на площади. Все рады видеть Фауста, относятся к нему с большим уважением, ведь он очень талантливый доктор. Самого его это не прельщает и он с Вагнером возвращается в свой дом.

На его пороге возникает собака пудель, которая вскоре превращается в Мефистофеля. В четвертой и пятой главах в кабинете Фауста происходит его знакомство с нечистой силой. Доктор подписывает договор с сатаной. Отдаёт ему свою душу, в обмен на понимание всех прелестей жизни. Фауст снова молод, красив, полон сил и надежд. На расписном плаще самого черта он летит к новой жизни. Договор скреплён кровью, и если доктор решит попросить Мефистофеля остановить мгновение, то навсегда попадет в его сети. Далее представлены сцены, где доктор вращается во всевозможных распутных кругах, кабаки, выпивка. Встречи с нечистой силой, ведьмы, странные зверообразные помощники дьявола.

Подходит черед первого блаженства. Молодая девушка Маргарита, которую Фауст начинает прельщать всевозможными подарками сладостными речами. Брат девушки решает отомстить за поруганную честь сестры, но сатана убивает его. Они вместе с доктором убегают из города. Маргарита отравляет свою мать, а новорожденную дочь топит в реке. Сама она теперь ждёт приговора в кандалах в темнице. А Фауст летит на бал сатаны на гору Брокен, ведь скоро Вальпургиева ночь. Гора кишит всевозможной нечистью, но наш герой уже привык такому окружению. Внезапно, в одной из теней доктор узнаёт Маргариту. С Мефистофелем он летит в темницу, чтобы предотвратить её смерть. Но она хоть уже и не в здравом уме, но силу зла отвергает.

2 часть

Вторая часть начинается тем, что Фауст спит на прекрасном лугу, возле него поют эльфы. Герои уже при дворе одного из императоров. Императорская казна скудеет и в стране все тяжелее. Мефистофель притворяется шутом. Им предложено ввести в обиход бумаги, которые рано или поздно дадут возможность людям обогатиться золотом из недр земли. Люди верят и отдают свои деньги в надежде получить намного больше. Развлечения, гуляния, балы. На них Фауст представлен чародеем. У него есть волшебный ключ, с помощью которого он может проникать в древние эпохи. На бал он приводит идеал человеческой красоты Елену и Париса. Фауст влюбляется в Елену.Но раздается внезапный взрыв и она пропадает. Теперь цель доктора найти ту, которая пленила его разум. В этот период Мефистофель возвращает Фауста в его мастерскую.

Но доктор рвётся сквозь эпохи, чтобы найти Елену. Это ему удаётся. У них рождается сын, который погибает молодым, и Елена так же улетает с сыном. Теперь Фаусту нужно помогать Мефистофелю защитить императора, у которого они когда-то гостили. А потом доктор хочет построить плотину для одного куска земли, что из-за постоянных подтоплений не плодородит. Но старики, которые живут на том месте, где хотят построить плотину, не желают оставлять эти земли.

Мефистофель жестоко их убивает. Доктор потрясен случившемся. Вот он снова стар, в своей мастерской. Его постигло горе - он ослеп. Но слух не подводит, он слышит звук лопат, стук молотка. Фауст уверен, что идёт работа по постройке плотины. Но это злые духи роют ему могилу. Доктор переосмыслил прожитое. Он говорит, что самое ценное, это свободные люди на свободной земле и он хочет чтоб так было вечно. В тот же миг он падает на землю. Его душа вылетает, но подхватывают её ангелы. Мефистофель проклинает сам себя. В ином мире Фауст встречает Маргариту, она стает его проводником в ином мире.

Своей трагедией автор хотел донести к читателю мысль о том, что все земные блага, которые причиняют боль окружающим людям, это больше зло. Ведь облегчать себе жизнь за счет других, это неправильно. Нужно добиваться всего честно и с уважением к людям.

  • Краткое содержание оперы Доницетти Лючия ди Ламмермур

    В саду Ранвенсвуд, принадлежащий лорду Энрико Аштону пикет военных вместе с Норманом разыскивали одного человека. Пока гвардия разыскивала человека

  • Краткое содержание Шмелев Как я стал писателем

    Данное произведение Шмелева можно назвать автобиографичным. В нем автор повествует читателям о том, каким образом взял свое начало его дар писателя. Причем вся эта информация представляется совершенно ненавязчиво в форме рассказа

  • Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...