Краткий рассказ из 5 предложений про бурылина. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г

Во второй половине XIX века, среди предпринимателей России появилась яркая плеяда меценатов, которые часть своих капиталов направляли для благотворительных целей, развития культуры, искусства и науки. Среди них известные московские меценаты: Павел Третьяков , Савва Мамонтов , Алексей Бахрушин и другие.

В этом ряду, достойное место занимают наши земляки, фабриканты — Яков Гарелин , Дмитрий Бурылин и торговец лесом, подвижник культуры Василий Демидов . Фабриканты относились к купеческому сословию, включавшему в себя не только крупных торговцев, но и промышленников, банкиров. Существовали две купеческие гильдии. К первой (высшей) принадлежала вся деловая элита Иваново-Вознесенска — династии: Гарелиных, Зубковых, Дербеневых, Бурылиных, Гандуриных и других. Родословные корни этих ивановских династий уходят в среду крестьян. Почти все предприниматели, еще в начале XIX века, были крепостными крестьянами графов Шереметевых.

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ГАРЕЛИН (1820 - 1890)

С именем Якова Гарелина неразрывно связана история создания и становления города Иваново-Вознесенска, распространение славы ивановских ситцев, зарождение традиций благотворительности.

Не получив даже школьного образования Яков Гарелин , был приставлен к делу, которое возглавил в 1844 году , после смерти отца. Наладив производство, Гарелин сдал фабрику в аренду, а сам, оставаясь в родном селе Иванове, стал жить «на пользу себя, общества и семьи». Начал с самообразования. Много читал, общался со знающими людьми. Цепкий ум быстро вбирал знания.

С 1853 года , Яков Петрович возглавлял думу Вознесенского посада. Его энергичные хлопоты, правительственные и административные связи ускорили процесс создания из села и посада города. 2 августа 1871 года , император Александр II подписал положение «Об обращении села Иваново и Вознесенского посада в безуездный город с наименованием оного Иваново-Вознесенск».

Много сил и времени, а также, средств — отдавал Гарелин общественной деятельности, был инициатором многих начинаний. В 1858-м было задумано строительство больницы для мастеровых и рабочих на деньги по подписке. К собранным четырем он добавил восемь тысяч рублей. В 1865 г. Гарелин поддержал идею создания первой публичной библиотеки и пожертвовал в нее 1500 томов. При его содействии была проведена железная дорога на Кинешму, проложившая путь к Волге.

Со страстью Гарелин собирал старинные документы. В его коллекции насчитывалось более 4 тысяч древних актов. В 1886-м он пожертвовал в московский Румянцевский музей собрание историко-юридических актов, относящихся к Суздальской земле. К этому дару, через два года, он присоединил собрание писем частных лиц и автографов русских писателей. В Ивановском областном архиве хранится личный фонд Якова Петровича и собранная им коллекция документов XVI - XIX веков, являющаяся гордостью архива. Итогом историко-краеведческих изысканий Гарелина стала книга «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад». Она была напечатана в 1884 году . В 2001 году , книга была переиздана на средства администрации нашего города.

Незаурядным человеком была и жена Якова Петровича — Любовь Васильевна . Она родилась в Ярославле, в богатой купеческой семье. Природа наградила ее литературным даром. Ее перу принадлежат вышедшие в Москве сборники стихов и рассказов, переводы с английского детских книг. Сам феномен ее как писательницы уникален. В России очень нечасто купчихи первой гильдии писали и публиковали стихи, драматические произведения, книги для детей.

В завещании Яков Гарелин распорядился своим капиталом в пользу детей, внуков и города. Признание пришло более века спустя. В 2000 году имя благотворителя было присвоено городской центральной библиотеке, а в мае 2006-го , Якову Петровичу Гарелину

ДМИТРИЙ ГЕННАДЬЕВИЧ БУРЫЛИН (1852 - 1924)

Дмитрий Бурылин получил «домашнее» образование, но имел большую страсть к учению и всю жизнь учился самостоятельно. По своим способностям он был настоящим русским самородком. В 1909 году , в Иваново-Вознесенске создается «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина» и «Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры». Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, Бурылин принимал активнейшее участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Заботясь о просвещении ивановцев, он организовал в своем доме четырехклассное училище, попечителем которого был долгие годы.

Дом Д. Г. Бурылина (ныне — музей ситца)

Но главным делом жизни для Дмитрия Геннадьевича стало создание музея. «Музей и работа в нем, — признавался Бурылин, — это моя душа, а фабрика — лишь необходимость». Любовь к старине заметила в нем его бабушка, Евдокия Михайловна , и передала внуку, в 1864 году , библиотеку славянорусских книг, коллекцию монет и другие вещи деда Диодора Андреевича . Эти предметы явились основанием будущей уникальной коллекции.

Сбор редких вещей стал жизненной страстью Бурылина . С этой целью он выезжал в различные города России, в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию. И часто в поездках его сопровождали дочери, владевшие иностранными языками. Для поиска наиболее интересных и редких вещей, им ведется большая переписка с различными русскими и зарубежными коллекционерами и антикварами. В 1904 году , Дмитрий Геннадьевич открывает двери родового дома для желающих посетить его музей, расположенный в нижнем этаже. В августе 1912 года состоялась закладка нового здания музея братьями Бурылиными.

17 декабря 1914 года , в Иваново-Вознесенске был открыт "Музей промышленности и искусства, редкостей и древностей Д. Г. Бурылина". Самым большим был русский отдел музея. Собрания русского оружия и снаряжения, коллекция утвари и посуды, одежда и головные уборы XVII - XIX веков. Не уступал богатством экспонатов отдел Востока, так называемая «восточная коллекция». Собрание предметов буддийского и конфуцианского культов, с несколькими сотнями божков разной величины из меди, бронзы, серебра, камня и дерева. Три китайских киота с полным оборудованием, предметы быта и вооружения Японии и Китая, лаковая живопись, вышивка золотом и серебром. Коллекцию дополняли предметы из Индии, Персии, Сиама, Средней Азии, Кавказа. Нельзя не сказать и об уникальных астрономических часах…

Известный поэт, наш земляк — Константин Бальмонт в «Книге для посетителей» бурылинского музея оставил такие строки:

Какой блистательный музей!
Блуждаю в нем часа уж два,
И так он пышен, что ей-ей,
Здесь закружилась голова.

В собрание Дмитрия Геннадьевича Бурылина входили:

  • археологическая коллекция (музейные предметы из Греции, Рима, Египта, в том числе – египетская мумия);
  • нумизматический фонд (в 1885 году, в этой коллекции были представлены монеты более чем из 200 государств и городов);
  • коллекция старопечатных книг и рукописей (собрание библиотеки на всех европейских языках, редчайшие русские издания 16 - 17 вв., коллекция русских и иностранных грамот, жалованные грамоты русских императоров);
  • коллекция изобразительного искусства (полотна: Айвазовского, Верещагина, Бенуа, Клевера, Маковского, Поленова, Шишкина);
  • масонская коллекция (редчайшие знаки масонских лож, символические одежды, рукописи, книги, предметы для посвящения).

Одна из самых замечательных коллекций музея Бурылина — текстильный фонд. В нем — около полумиллиона образцов тканей России, Западной Европы, Персии, Японии. Чрезвычайно большой интерес представляет коллекция старинных ивановских ручных набоек XVII - XVIII веков, манер и перротинных досок для ручной набивки тканей.

До конца жизни Дмитрий Бурылин был предан своему музею и родному городу. После Октябрьской революции, по рекомендации Михаила Фрунзе , он работает в музее главным хранителем. Несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю бывшего фабриканта при советской власти, Бурылин принимает участие и в общественной жизни города. Так, например, в 1918 году он состоит членом комитета по учреждению Иваново-Вознесенского политехнического института. В 20-е годы, уже больной, он собирает новые экспонаты для музея, принимает участие в археологических экспедициях. По завещанию, составленному еще в 1896 году , Дмитрий Геннадьевич передает музей родному городу. 13 сентября 1924 года Дмитрия Бурылина не стало.

Астраномические часы

К сожалению, в советское время, немалая часть богатейшего бурылинского собрания была распределена по разным музеям страны. Только в нашем городе, на основе бурылинского собрания, организовано три музея: краеведческий, художественный и музей ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, легла в основу городской публичной библиотеки. Сейчас, имя Бурылина носит краеведческий музей, на здании музея установлена мемориальная доска. В 2000 году , Дмитрию Геннадьевичу Бурылину было присвоено звание Почетного гражданина города Иванова (посмертно).

Дмитрий Геннадьевич Бурылин - иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер из купеческой династии Бурылиных. Видный общественный деятель Иваново-Вознесенска в конце XIX - начале XX века. Старообрядец.

Детство

Родился 16 февраля 1852 года в Вознесенской слободе в семье вознесенского промышленника Геннадия Диодоровича Бурылина.

Получил домашнее образование. С 14 лет вместе со своим братом Николаем руководил работой ситценабивной фабрики, доставшейся в наследство от деда.

Помимо фабрики, дед Диодор оставил в наследство сначала своему сыну, а потом и внуку, лист бумаги со следующим наставлением:

«Жить не зависит от нас, а хорошо жить от нас зависит. Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать её смешною, опасность её предпочтительнее несчастий, следующих за противным ей пороком. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас Благоразумию.»

Фабричная деятельность

В 1876 году вступил во Вторую купеческую гильдию. В том же году построил каменное здание красильно-набивной мастерской.

В 1899 году стал купцом Первой гильдии.

В 1909 году основал «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске» с капиталом в полмиллиона рублей и «Товарищество Шуйско-Егорьевской мануфактуры».

Общественная деятельность

В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях.

В 1902 году получил звание Потомственного Почётного гражданина города Иваново-Вознесенска.

Коллекционная деятельность

Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой для музея.

Страсть к коллекционированию досталась Бурылину, как и фабрики, от деда. В 1864 году бабушка Евдокия Михайловна передала Дмитрию Бурылину всю коллекцию деда - старинные книги, монеты, редкие вещи… Доставшуюся ему в наследство коллекцию Бурылин стал преумножать, выкупая редкие вещи у известных музейщиков и коллекционеров. Для поиска редких вещей Бурылин не раз выезжал за пределы страны - в Германию, Англию, Турцию, Египет, Грецию, Италию, Францию, Финляндию, Бельгию.

В апреле 1903 года коллекция Бурылина впервые была показана публике в здании женской профессиональной школы.

В 1913 году Бурылин привёз из Египта древнюю мумию, которая сейчас является экспонатом Ивановского художественного музея (древнеегипетский саркофаг XXI династии).

В 1912-1915 годах Бурылин для своей коллекции выстроил здание музея (изначально экспонаты хранились прямо в доме Бурылиных), которое вскоре перешло в собственность города. О нём Бурылин говорил: «Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения».

Всё собранное Дмитрием Бурылиным состояло из следующих самостоятельных коллекций:

  • Археологическая коллекция
  • Этнографическая коллекция
  • Нумизматическая коллекция
  • Коллекция курительных трубок
  • Коллекция чернильниц
  • Коллекция игральных карт
  • Коллекция одежды
  • Коллекция женских украшений
  • Коллекция икон
  • Коллекция редких книг
  • Коллекция часов
  • Коллекция картин и гравюр

Помимо этих коллекций Бурылин собрал также так называемую «масонскую коллекцию», в которой были масонские знаки разных стран, символические одежды, рукописи, книги, а также оружие и предметы для посвящения в рыцари. В 20-х годах XX века эта коллекция была передана в Эрмитаж и впоследствии распылена по нескольким музейным собраниям, среди которых Музей религии в Петербурге.

Благотворительная деятельность

Для детей небогатых родителей Бурылин организовывал за свой счёт благотворительные бесплатные обеды и выделял средства для оказания помощи беднякам, а детям из приютов на Новый год закупал подарки.

БУРЫЛИН Дмитрий Геннадьевич БУРЫЛИН Дмитрий Геннадьевич

БУРЫ́ЛИН Дмитрий Геннадьевич (1852-1924), русский фабрикант, купец первой гильдии (1899), предприниматель в области текстильной промышленности, потомственный почетный гражданин; коллекционер, краевед.
Семейное дело
Предки Д.Г. Бурылина были старообрядцами, его дед примкнул к единоверцам, получив при этом имя Диодор вместо Федора. По семейному преданию Бурылины некогда жили на Новгородчине, но «за строптивый нрав» были высланы из родных мест. Позднее Бурылины были крепостными князей Черкасских, графа Н.П. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович) , ткали льняные ткани, занимались набойкой (см. НАБОЙКА) . Дело Бурылиных получило развитие после московского пожара 1812 года, во время которого сгорели почти все фабрики Москвы. Диодор Андреевич Бурылин (1788-1860) в 1812 году построил ситценабивную фабрику в Вознесенском посаде на реке Уводи (будущий Иваново-Вознесенск). В 1831 году он получил вольную от графа Шереметева для себя и своей семьи. В 1844 году Д.А. Бурылин выстроил одноэтажный каменный дом с садом, а напротив него - каменную ситценабивную фабрику и деревянную заварку на Уводи (заварка - помещение, где варились краски для тканей).
Бурылинские ситцы сбывались в Москве, на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Макарьеве, Холуе. По дороге на ярмарку Д.Г. Бурылин был ограблен и убит, но своему единственному сыну Геннадию он оставил хорошо отлаженное хозяйство и капитал. Геннадий склонности к предпринимательству не имел, хозяйство запустил; продолжателями дела стали его сыновья - Николай и Дмитрий. Еще подростками они работали на фабрике деда простыми рабочими. С 1866 года еще при жизни отца 16-летний Николай и 14-летний Дмитрий стали руководить фабрикой, взяв на себя заботы о сестрах и родителях. Николай Геннадьевич в 1875 году женился на Надежде Харлампиевне Куваевой, единственной дочери богатого ивановского фабриканта Х.И. Куваева. После смерти родителей жены (1887), он вместе с супругой учредил «Товарищество Куваевской ситценабивной мануфактуры», которым руководил до 1917 года. Это было самое крупное в Иваново-Вознесенске предприятие.
В 1876 году Дмитрий Геннадьевич Бурылин стал купцом второй гильдии. В следующем году он женился на дочери шуйского лесопромышленника С.В. Романова Марии Степановне и построил на месте старой деревянной заварки каменную, а рядом - двухэтажное здание красильно-набивной фабрики. В 1880 году Дмитрий Геннадьевич приобрел большой участок земли на Александровской улице в Иваново-Вознесенске. Часть его предназначалась для нового здания реального училища (в 20 веке в этом здании разместились областной художественный музей и химико-технологический техникум), а ближе к Уводи были построены два каменных двухэтажных корпуса механической ситцепечатной фабрики (ныне корпус Ивановского государственного университета). Фабрика имела паровое отопление, освещалась керосиновыми лампами; вырабатывала ластик, миткаль, саржу, жаккардовые ткани. Товар сбывался в Москве и на ярмарках. В 1882 году в новом каменном здании в центре Иваново-Вознесенска, возле Крестовоздвиженской церкви начала работу красильно-аппретурная фабрика. К 1890 на фабрике трудились более 500 человек. Сам хозяин получал жалования 6 тысяч рублей в год. Средняя зарплата мужчин на его фабрике составляла 15 рублей в месяц, женщин и детей - 6 рублей.
В 1893 году Д.Г. Бурылин решил освоить хлопкоочистительное производство. В 1895 году рядом с ткацкой фабрикой на Вознесенской улице он оборудовал хлопкоочистительную фабрику, способную обрабатывать до 60 тысяч пудов хлопчатобумажных концов. Перед ее строительством Дмитрий Геннадьевич ездил в Англию, чтобы познакомиться с новым для него делом. По объему производства фабрика стала самой крупной в России. Вся выработанная продукция поставлялась на пороховые заводы военно-сухопутного и военно-морского ведомств. Изделия фабрик Бурылина получали золотые и серебряные награды на международных и всероссийских выставках: Москва (1882) - похвальный отзыв, Чикаго (1884) - бронзовая медаль и диплом, Ныо-Орлеан (1885) - золотая медаль, Екатеринбург (1886) - серебряная медаль, Москва (1891) - золотая медаль, Париж (1894) - золотая медаль, Новгород (1896) - серебряная медаль, Париж (1897) - золотая медаль. В 1899 году Д.Г. Бурылин стал купцом первой гильдии.
Дмитрий Геннадьевич трижды встречался с императором Николаем II Александровичем (1896, 1912, 1913). В юбилейные дни Отечественной войны 1812 года Д.Г. Бурылин поднес дочерям императора шелковые платки, сработанные на его фабрике по редчайшему оригиналу-гравюре эпохи 1812 года. Большие доходы Бурылиным принесли поставки товаров в годы русско-японской войны (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) . Большим спросом пользовались хлопчатобумажные концы, вата, марля, шелковые ткани для зарядов артиллерийских картузов. В 1906 и 1908 годах Д.Г. Бурылин приобрел еще две фабрики - одну в Иваново-Вознесенске, другую - в Шуйском уезде. В марте 1909 года было образовано «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина» с капиталом в 750 тысяч рублей. В 1909 году продукция товарищества была удостоена золотой медали на выставке в Казани. В 1912 года «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина» досгигло миллионных оборотов.
Война и революция
С началом Первой мировой войны «Товарищество Д.Г. Бурылина» по договорам с Главным управлением кораблестроения поставляло армии толстую ткань из шелковых очесов, выполняло заказы Главного артиллерийского управления на изготовление шелковой ткани для зарядных картузов, в большом количестве выпускало марлю, вату, хлопчатобумажные концы для пороховых заводов. В апреле 1917 года было решено построить еще один ткацкий корпус, но революция не дала осуществиться задуманным планам. Дмитрий Геннадьевич приветствовал свержение самодержавия, но вскоре реалии революционных преобразований разочаровали его. Смыслом жизни Д. Бурылина была его огромная коллекция произведений искусства. Он говорил: «Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения». После революции фабрики Бурылина и его собрание древностей, существовавшее уже в виде музея, были национализированы. Сам Дмитрий Геннадьевич, по настоятельной рекомендации М.В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич) , бывшего в 1918 году председателем Иваново-Вознесенского губисполкома и губкома партии, был назначен директором музея. Но 1923 году Бурылин был выселен из собственного дома, а в 1924 году по ложному обвинению он был отстранен от должности, ему запретили проводить занятия в музее. В сентябре 1924 года его не стало. Но даже после смерти останкам его не суждено было упокоиться. Еще в 1839 году Диодор Бурылин совместно с другими купцами выстроил в Иванове единоверческую церковь Благовещения Богородицы. Рядом, на родовом участке Бурылиных, похоронили Д. Г. Бурылина. В 1960-е годах, когда ликвидировали Благовещенскую церковь и кладбище, прах Дмитрия Геннадьевича был перенесен на кладбище «Балино», где покоится и поныне.
Благотворитель и коллекционер
При жизни Д.Г. Бурылин пользовался почетом и уважением в городе и сам сделал для Иваново-Вознесенска немало. 28 лет подряд избирался он гласным Городской думы, с 1872 года занимал различные должности в 57 городских и общественных учреждениях. Политика его не интересовала, к партиям относился нейтрально, зато был истинным меценатом и благотворителем. В 1883 года иваново-вознесенский голова сообщил Бурылину, что он избран в комиссию по постройке нового здания реального училища; по окончании строительства Бурылин стал его попечителем. Он был также среди попечителей механического училища, женской гимназии, женской торговой и профессиональной школ, церковноприходской школы при Успенской церкви. 37 лет он возглавлял попечительский совет второго земского училища, 21 год был членом попечительства школы колористов. В 1914 года его единогласно избрали попечителем церковноприходской школы крестьяне села Афанасово. В 1900 году императрица Мария Федоровна определила Дмитрия Геннадьевича почетным членом Шуйского уездного попечительства детских приютов. За деятельность и пожертвования в пользу учреждений министерства просвещения Бурылин императорским указом был награжден золотой медалью со Станиславской лентой. В 1910 году на собственные средства Дмитрий Геннадьевич устроил бульвар на Александровской улице напротив собственного дома. Для этого из Риги привезли 224 липки и 1000 кустов боярышника. Бульвар существует по сей день и носит название проспекта Ленина. В 1918 году «Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина» перечислило в фонд устройства обсерватории и метеорологической станции 50 тысяч рублей. В том же году все было национализировано, Дмитрий Геннадьевич остался без средств к существованию.
В 1912 году исполнилось 100 лет промышленной и общественной деятельности рода Бурылиных. Эту дату Бурылин ознаменовал закладкой здания будущего музея. Строительство музея по проекту архитектора П.А. Трубникова завершилось в 1915 году. При этом был благоустроен низкий и сырой берег реки Уводи. В здании музея разместилась школа рисования. В одном из лучших залов Дмитрий Геннадьевич и его супруга устроили библиотеку и читальный зал, на что было пожертвовано 200 тысяч рублей. Бурылиным здание музея было задумано как городская достопримечательность. Большую роль он отводил внешнему декору строения. В деревянных ящиках до окончания строительства хранились мраморные фигуры античных богов, предназначенные на его фронтоны. У лучших мастеров были заказаны кованые двери. Из Италии привезли цветную плитку и мозаику для пола, мрамор для парадной лестницы. Здание было оснащено лифтом и вделанными во фронтон часами с ночной электрической подсветкой.
Начало коллекции Дмитрия Геннадьевича было положено еще его дедом Диодором. С 14 лет Дмитрий стал сам собирать монеты, оружие, книги. Он коллекционировал на протяжении своей жизни все или почти все, что можно подвести под понятие редкостей. Его собрание еще при жизни коллекционера во многом определило культурную жизнь Иваново-Вознесенска, а позднее стало катализатором создания целой семьи музеев и музейных экспозиций, сделавших Иваново одной из самых богатых в этом отношении территорий России. Увлеченный собирательством, испытывавший радость от обладания не только старинными вещами, Бурылин несколько наивно, наверное, полагал, чтo его музей может стать хранилищем, не знающим границ. Отсюда обилие разнохарактерных предметов, составивших его коллекцию. На свою коллекцию Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства, порой в ущерб семье. Для приобретения предметов он выезжал в различные города России, а также в Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Бельгию, Швейцарию. В 1913 году в Египте он даже приобрел древнюю мумию.
Большим разнообразием отличались этнографические коллекции, из которых самой большой была русская коллекция. В этнографических коллекциях были представлены предметы быта, посуда и утварь, одежда, головные уборы, оружие, военное снаряжение, орудия труда и огромная коллекция образцов тканей (более миллиона), преимущественно местного производства, начиная от старинных ручных набоек 17-18 веков, а также ткани и из Японии, Китая, Персии, Западной Европы. Большую ценность представлял отдел Востока и Средней Азии. Уникальной была коллекция предметов буддийского культа - подобной в дореволюционной России не было.
Уже в 1885 году только нумизматическая коллекция насчитывала до 100 тысяч монет, орденов и медалей 16-19 веков из 236 государств и городов. В 1883 году Бурылин был избран действительным членом Московского нумизматического общества, членом географического отделения императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, хотя и получил только домашнее образование. Одной из лучших в России была масонская коллекция. В ней находились редчайшие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, рукописи и книги, оружие, ключи, все предметы для посвящения в рыцари. Описание масонской коллекции Бурылина вошло в двухтомное издание «Масонство в его прошлом и настоящем». Большой интерес представляли коллекции: курительных трубок русской и западноевропейской работы; русских металлических чернильниц 17 века; игральных карт различных времен - около 100 колод русских, японских, китайских, французских, немецких. Дмитрий Геннадьевич собирал также иконы, духовные книги, гравюры, фарфор. Значительными были разделы русской, восточной и западноевропейской металлической посуды 17-19 веков; изразцов 17-19 веков; серебряных филигранных изделий русской работы 19 века. Интересной была коллекция часов, в которой были представлены часы деревянные с деревянным механизмом русской работы, часы песочные, солнечные, каминные, настольные, английской работы 18-19 веков. Гордостью владельца были часы работы парижского механика Альберта Биллета, изготовленные в 1873 году - уникум мирового значения: 95 циферблатов показывали астрономическое, хронологическое и географическое время, продолжительность дня и ночи, отмечали, который час в Лондоне и Берлине, Париже и Лиссабоне, Москве и Петербурге, Пекине и Бомбее. Коллекция изобразительного искусства (более 500 полотен) содержала работы Айвазовского (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) , Верещагина (см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич) , А. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) , Маковского (см. МАКОВСКИЙ Владимир Егорович) , Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) , Шишкина (см. ШИШКИН Иван Иванович) , а также западноевропейские гравюры.
В археологической коллекции находились памятники культуры и искусства Древней Греции, Рима, Египта. Отличалась богатством коллекция старопечатных книг и рукописей («Апостол», 1564; «Псалтирь» с гравюрами Дюрера, 1521). Дмитрий Геннадьевич собирал сочинения по юриспруденции, начиная с 16-17 веков, редкие книги медиков 16-18 веков, древние рукописи. Много в коллекции было рукописей на арабском, персидском, тибетском, армянском, грузинском языках, на санскрите. Д. Г. Бурылин встречался с Л. Н. Толстым, вел с ним переписку, в день смерти великого писателя находился в Астапове, привез оттуда посмертную маску Толстого. В музее Бурылина много вещей было связано с Львом Николаевичем (портреты, бюсты, фотографии, публикации о великом писателе). До 1919 года Дмитрий Геннадьевич вел переписку с Софьей Андреевной Толстой. Первые коллекции Бурылина можно было увидеть на выставке в Москве, организованной в 1887-1888 годах Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Историческому музею Бурылин подарил большой живописный портрет царя Алексея Михайловича, а Антропологическому музею - собрание рукописей в 16 томах. В 1891 году на Среднеазиатской выставке в Москве, проходившей также в историческом музее, экспонировалась коллекция азиатских и восточных монет, на которую обратил внимание император Александр III. Первую выставку из «собрания древностей и редкостей» Дмитрий Геннадьевич организовал в Иваново-Вознесенске в апреле 1903 году.
Еще до революции Бурылин передал музей в полное владение городу, так что формально его и не пришлось национализировать. В 1920-х годах из коллекции Бурылина в Эрмитаж была передана масонская часть. В 1930-х годах более половины восточной коллекции ушло в Московский музей восточных культур. После Великой Отечественной войны археологическая часть коллекции была передана в Херсон и Керчь. В Иванове из остатков бурылинской коллекции был организовано три музея: краеведческий, художественный и музей ивановского ситца, а библиотека, около 60 тысяч книг, стала основой городской публичной библиотеки. В постсоветские годы Государственному объединению историко-краеведческих музеев города Иванова присвоено имя Д.Г. Бурылина.
Дмитрий Геннадьевич хотел написать книгу по истории города Иваново-Вознесенска, собрал много фактического материала, в частности, по истории текстильной промышленности в крае. В 1911 году для составления книги был заключен договор с историком-археологом, надворным советником, действительным членом статистических комитетов и ученых архивных комиссий многих губерний России Иваном Федоровичем Токмаковым, автором интересных и подробных исторических описаний сел, городов, монастырей, церквей, фабрик, заводов России. Бурылин вел переписку и с И.В. Цветаевым, уроженцем Владимирского края. Для работы над книгой Дмитрий Геннадьевич привлек многих людей - ученых, историков, филологов из Москвы, ивановских художников и ученых. Но настоящим помощником был только Токмаков. Книгу предполагалось выпустить в 1915 году, но осуществить замысел так и не удалось.

Ивановский историко-краеведческий музей имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина стал для меня настоящим открытием. Много путешествуя по России, я привык к определенному формату краеведческих музеев. Очевидно, таким бы стал и музей в Иваново, если бы не Бурылин - удивительный человек, истинный коллекционер и настоящий меценат.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин - дореволюционный ивановский фабрикант. Вместе со знаменитыми в то время ивановскими фабриками в наследство от деда он получил коллекцию старинных книг и монет, которую в течение своей жизни сумел приумножить, скупая интересующие его диковинки у русских и зарубежных известных музейщиков, старьевщиков и коллекционеров. Незадолго до революции Бурылин открыл в Иваново музей и библиотеку, здесь он демонстрировал свою коллекцию.
После Октябрьвской революции и музей, и библиотеку, и фабрики, и усадьбу Бурылина национализировали. В отличие от многих товарищей по несчастью Дмитрий Геннадьевич не бежал за границу - он с семьей продолжил жить в своем имении (правда, в полуподвале) и заниматься коллекцией (правда, в должности главного хранителя открытого им музея). Закончилось все печально: в 1924 году его обвинили в хищении музейных ценностей и отстранили от должности. В том же году Дмитрий Геннадьевич скончался.

Бурылин, как и все коллекционеры, был немного сумасшедшим. В поисках предметов для пополнения своей коллекции он путешествовал по России, Европе и Востоку, благо, состояние позволяло. Собирался съездить и в Америку - купил билет на "Титаник", но поездка сорвалась.
Он собирал все, что было ему интересно - от старинных пистолетов и пушек до посмертных масок известных людей. Уникальной коллекции оружия, кстати, посвящен целый зал музея.

Посмертная маска Пушкина соседствует с масками других известных персонажей своего времени.

Эти универсальные астрономические часы показывают все - от времени в разных поясах и дней недели до фаз Луны. Бурылин приобрел их за баснословные деньги, считая их единственными в мире. Действительно, аналогов подобным часам не существует.

А эта металлическая вакханалия - всего-навсего гравировка на старинном щите.

Поражает и убранство интерьеров музея, явно соперничающее с убранством бурылинской резиденции. О своем детище Бурылин говорил: "Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения".

На последнем этаже музея - библиотека Бурылина, которая в лучшие годы насчитывала более 10 тысяч книг. Библиотека была общественной, бесплатной, работала с 10 утра до 10 вечера ежедневно, кроме церковных праздников. Это немногое, что от нее осталось.

Подземный ход соединяет Музей Бурылина с его резиденцией, в которой сегодня находится не менее интересный

Бережно хранил Д. Г. Бурылин лист бумаги с записью деда. «Жить не зависит от нас, а хорошо жить от нас зависит. Познания свои должно употреблять на истинную пользу и благо своих ближних и Отечества. Доверчивость, качество благородное и великодушное, существует в одних чистых душах. Тщетно суетный и развращенный свет старается делать ее смешною, опасность ее предпочтительнее несчастий, следующих за противным ей пороком. Доверчивые люди бывают иногда обмануты, но те, кои проводят жизнь в недоверчивости, находятся беспрестанно в жалостном состоянии. Надежда на Бога есть лучшая подпора в жизни. Несчастия научают нас Благоразумию».

Двенадцатилетний Дмитрий вложил этот листок в свою ученическую тетрадь по чистописанию, сделав на нем пометку о своем понимании дедушкиных слов: «Написано для науки Геннадию Диодоровичу Бурылину. Подписано сие лично дедушкою Диодором и следует сохранить».

Сохранять память действительно было о чем. В Иваново-Вознесенске немало мест, так или иначе связанных с именем Диодора Бурылина. Он впрямую причастен к основанию Вознесенского посада, принимал участие в строительстве торговых рядов, Дмитриевского моста и в создании народного театра.

В 1871 году село Иваново и Вознесенский посад были объединены в город Иваново-Вознесенск, вошедший в Шуйский уезд Владимирской губернии.

По вероисповеданию Бурылины были старообрядцами, но Диодор в 1825 году перешел в единоверие, получив при этом имя Диодор вместо Федора. Будучи очень религиозным человеком, он на свои средства и с помощью некоторых шуйских, ивановских, суздальских, юрьевецких купцов в 1839 году выстроил в селе Иванове единоверческую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом находилось и родовое Бурылинское кладбище (ныне это территория Ивановского авторемонтного завода).

Позднее тут была построена колокольня в 40 сажен. Благодаря пожертвованиям прихожан храм был богато украшен. В 1857 году Диодор Андреевич совместно с купцом И. А. Бабуриным вблизи Благовещенской церкви построил два каменных одноэтажных дома для престарелых бедных людей - богадельни - и содержал их (в 1970 году церковь и кладбище разрушили в связи со строительством нового заводского корпуса - еще один тяжелый удар по памяти о Бурылиных, еще одна невосполнимая потеря).

Личные качества Диодора Андреевича - ум, энергия, предприимчивость и безупречная честность - вызывали уважение всех, кто его знал. Любопытное свидетельство о нем сохранилось в «Памятной книге» крестьянина села Иванова Абрама Филипповича Полушина, опубликованной его внуком Н. Я. Полушиным в «Русском архиве» за 1898 год:

«С любовью останавливаемся на фамилии последнего лица (Д. А. Бурылина). Никто с такой готовностью не посвящал себя на общественное служение, как Д. А. Бурылин, и никто так строго не относился к своим действиям, как тот кроткий, честный и незлобивый человек».

А еще он был умелым во всем: мог работать и набойщиком и резчиком, и красковаром - всем этим ремеслам он научился у деда и отца. В Государственном архиве Ивановской области хранится рецептура Д. А. Бурылина - «красочные секреты» набоек платков, а также фотографии образцов тканей, выработанных на его фабрике.

Много тревог доставила деду большая семья его непутевого сына Геннадия. Занятый производством и торговлей, он вынужден был заботиться о воспитании малолетних внуков и внучек. В этом ему помогала жена Евдокия Михайловна, отличавшаяся добротой и трудолюбием. Особые надежды возлагал дед Диодор на мальчиков, с малолетства старался приблизить к текстильному делу Николая и Дмитрия, что, впрочем, отвечало и интересам внуков, которые охотно приходили на фабрику и знакомились с производством

Диодор Андреевич был грамотным и по тем временам даже образованным человеком. Любил читать, имел небольшую библиотеку. Выписывал газеты «Мануфактурные и горнозаводские известия», «Вестник Европы» и даже «Репертуар русского театра». Получал журналы «Мануфактура и торговля», «Современник», «Общеполезные сведения». В 50-х годах переписывался с известным московским архимандритом Саввой, который в знак искреннего уважения направлял Диодору Андреевичу свои книги.

А еще он собирал старинные книги церковной печати XVII столетия, старинные монеты и редкие вещи, которые называл сокровищами и бережно хранил в особом помещении своего дома. Дмитрий часто просил показать ему эти сокровища, с большим интересом их рассматривал и внимательно слушал рассказы Диодора Андреевича о собранных им вещах. Кстати, бабушка Евдокия Михайловна заметила тягу внука к коллекционированию и в 1864 году передала Дмитрию все дедовы редкости.

Жизнь Диодора Андреевича кончилась трагически. Поскольку на сына Геннадия надеяться было нельзя, ему приходилось заниматься делами самому, хотя с возрастом это становилось все труднее. В свои 70 лет он стал опять выезжать на ярмарки с товаром что по тем временам было небезопасно. Ехать приходилось на лошадях через леса, где нередко орудовали разбойничьи шайки. На дороге в Ростов, на ярмарку, 22 февраля I860 года Диодор Андреевич Бурылин был ограблен и убит.

Деловой хваткой и увлеченностью Дмитрий пошел в деда.

Дмитрий Геннадьевич Бурылин - фабрикант, меценат и коллекционер из Иваново-Вознесенска

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...