Краткая история космоса. История Советской космонавтики в лицах

Во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.

Космонавтика - это громадный катализатор современной науки и техники, ставший за невиданно короткий срок одним из главный рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяйства.

В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. От гипотез о природе планет и строении космоса, люди перешли к всестороннему и непосредственному изучению небесных тел и межпланетного пространства с помощью ракетно-космической техники.

В освоении космоса человечеству предстоит изучит различные области космического пространства: Луну, другие планеты и межпланетное пространство.

Активные, приключенческие, развлекательные, экскурсионные туры по России. Города Золотого кольца России, Тамбов, Санкт-Петербург, Карелия, Кольский полуостров, Калининград, Брянск, Великий Новгород, Великий Устюг, Казань, Владимир, Вологда, Орел, Кавказ, Урал, Алтай, Байкал, Сахалин, Камчатка и в другие города России.

Это не фантастика - это необходимость, и чем больше люди будут летать в космосе, тем больше, эта необходимость будет ощущаться". Эти слова, произнесенные легендарным Главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым в самом начале космической эры, были безусловно пророческими. С тех пор в открытом космосе поработили уже десятки людей, которым много раз пришлось убедиться в справедливости этих слов.

Без права на ошибку

Первый шаг на пути освоения открытого пространства был сделан ровно 40 лет назад - 18 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля. На этом этапе освоения космоса смельчаки, дерзнувшие покинуть уютную земную поверхность, могли надеяться только на себя и улетевшую вместе с ними технику. Никаких систем спасения в космосе тогда не было - нельзя было пристыковаться, невозможно было и, выйдя из одного корабля, перейти через безвоздушное пространство в другой, спасательный. Технику делали максимально надежной и старались все предусмотреть, но чрезвычайные ситуации все равно случались. Для обеспечения безопасности и повышения эффективности длительных полетов надо было разрабатывать систему спасения и организовывать возможность выхода космонавтов за борт корабля. О такой возможности мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, первым предложивший использовать для выхода в открытый космос специальную шлюзовую камеру.

К выходу в открытое безвоздушное пространство готовились и в США, и в СССР, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым. После того, как на орбите побывало 6 одноместных космических кораблей "Восток" (в том числе в июне 1963 года "Восток-6" с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой), конструкторское бюро под руководством С.П. Королева приступило к созданию нового трехместного корабля "Восход". Одновременно с подготовкой полета экипажа из трех человек (его осуществили 12-13 октября 1964 года В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров) на базе "Восхода" было решено создать двухместный корабль для выхода человека в открытое безвоздушное пространство. При этом освободившееся после удаления третьего кресла пространство использовали для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру, который был врезан в основной люк корабля.

Поначалу предполагалась "постановка эксперимента по разгерметизации контейнера с заключенным в нем животным, находящимся в скафандре. После разгерметизации животное будет выдвинуто (или совершит самостоятельный выход) из космического корабля с последующим возвратом в корабль и приземлением совместно с кораблём". Но от такого шага решили отказаться, и не только потому, что эксперимент с животным потребовал бы разработки специального скафандра и другого сложного оборудования. Выход в открытый космос животного не дал бы ответа на главный вопрос: сможет ли человек ориентироваться и двигаться в столь необычной обстановке - ведь животное не предупредишь о том, что его ждет, и оно не расскажет потом о своих впечатлениях и ощущениях.

Проектная группа конструкторского бюро получила задание - разработать технические средства, обеспечивающие выход человека из космического корабля "Восход". Для этого специалисты проанализировали несколько вариантов выхода. Проще всего было использовать люк, который служил для посадки экипажа в корабль. Но потери воздуха при этом были бы слишком велики, и многие приборы в кабине корабля пришлось бы загерметизировать.

В результате проработки различных технических решений предпочтение было отдано варианту со шлюзовой камерой, которая представляет собой небольшое изолированное со всех сторон пространство, где временно находится одетый в скафандр космонавт, пока постепенно выпускается весь окружающий его воздух, после чего открывается люк наружу. Возвращение в корабль происходит в обратном порядке - закрытая изнутри и снаружи шлюзовая камера наполняется воздухом, после чего открывается внутренний люк и космонавт оказывается внутри корабля.

Сама камера была надувной и располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. А после выхода в космос перед спуском на Землю основную ее часть отстреливали и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде - имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Проведенные заранее испытания на "Космосе-110" показали, что баллистика спускаемого отсека из-за остатков шлюзовой камеры не пострадала. Если бы "отстрел" камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу предстояло снова облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль и высунувшись в люк, вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру.

"Выходной костюм"

Понятно, что для выживания в условиях вакуума нужна была специальная одежда, за ее разработку взялось НПО "Звезда". В первые полеты космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, весящих всего 30 кг, с автономным обеспечением кислородом на случай какой-нибудь аварии и так называемой положительной плавучестью - на случай, если вместо приземления произойдет приводнение. Но для выхода в космос и активной работы там были нужны принципиально другие "костюмы", с более мощной системой жизнеобеспечения, терморегуляции и защиты от солнечной радиации и космического холода.

Скафандр "Беркут", в котором тренировались и выходили в открытый космос космонавты, существенно отличался от того, в котором летали на "Востоках". Для повышения надежности ввели дополнительную резервную герметичную оболочку. Верхний комбинезон сшили из многослойной металлизированной ткани - экранно-вакуумной изоляции. По сути, он представлял собой термос, состоящий из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Прокладки из экранно-вакуумной изоляции монтировались также в перчатки и в обувь. Наружная одежда предохраняла космонавта и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась она из очень прочных искусственных тканей, не боящихся высоких и низких температур. Скафандр заметно потяжелел - добавила веса и система жизнеобеспечения. Она размещалась в наспинном ранце и включала кроме системы вентиляции еще два 2-литровых баллона с кислородом. На корпусе ранца крепился штуцер для их заправки и окошко манометра для контроля за давлением. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи шланга.

Общий вес "выходного костюма" приблизился к 100 кг, и во время земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном "бегунке", поддерживающем жёсткую часть скафандра. Но в невесомости масса скафандра не играла существенной роли. Гораздо больше помех создавало давление воздуха, заполнявшего герметичную оболочку, делая скафандр жестким и неподатливым. Космонавтам приходилось с усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Алексей Леонов вспоминал: "Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов". Поэтому во время подготовки к полету физической форме придавалось особое значение: космонавты совершали ежедневные кроссы или лыжные пробежки, усиленно занимались гимнастикой и тяжелой атлетикой.

Цвет скафандра также изменился: чтобы лучше отражать солнечные лучи, он из оранжевого стал белым. На шлеме появился светофильтр, защищающий от яркого солнечного света. Словом, современный скафандр - это настоящее чудо техники и, по твердому мнению конструкторов, - "машина посложнее автомобиля".

Наземные тренировки

Одновременно с началом доработки корабля "Восход" к подготовке к полету приступили два экипажа космонавтов: Алексей Леонов с Павлом Беляевым и их дублеры - Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Леонов вспоминал: "В конце 1963 года мы посетили опытно-конструкторское бюро Королева, где изготавливались корабли и мы изучали космическую технику. Нас встретил Сергей Павлович, провел в цех и показал макет корабля "Восход", снабженного какой-то странной камерой. Заметив наше удивление, он сказал, что это шлюз для выхода в свободное космическое пространство. Сергей Павлович предложил мне облачиться в скафандр и попробовать выполнить эксперимент. После двухчасовой работы, во время которой мне пришлось изрядно потрудиться, я высказал Королеву свои соображения. Помню, сказал, что выполнить задание можно, надо только все хорошо продумать".

Во время тренировок для более свободного владения своим телом космонавты выполняли специальный комплекс физических упражнений, прыгали с высоты в воду, тренировались на батуте, спускались на парашюте, проводили занятия на специальном устройстве - свободно вращающейся "скамье Жуковского". Работа на тренажерах, имитирующих безопорное пространство, должна была помочь космонавтам увереннее чувствовать себя в открытом космосе.

Тренировались космонавты и в условиях настоящей невесомости, но лишь кратковременно - в летящем по особой траектории самолёте. "Десятки раз, - вспоминает Леонов, - мы поднимались в воздух и в короткие отрезки времени шаг за шагом оттачивали все детали по выходу в открытый космос и по входу в кабину космического корабля". Для этого в просторном салоне самолёта Ту-104 был установлен макет кабины "Восхода-2" со шлюзовой камерой в натуральную величину. Самолёт разгонялся, пикируя вниз, и круто уходил вверх, выполняя фигуру высшего пилотажа "горка", во время которой и наступала "невесомость". "Качество" получающейся невесомости всецело зависело от мастерства пилота, который, опираясь только на данные собственного вестибулярного аппарата, заставлял самолет лететь по параболе, имитируя свободное падение. При каждом таком маневре невесомость длилась чуть больше 20 секунд, и за это время космонавтам нужно было выполнить запланированную часть тренировки. За 1,5 часа полета самолета делалось 5 таких "горок", и в общей сложности набиралось около 2 минут невесомости.

Составляющие успеха

До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались противоречивые предположения. Одни утверждали, что космонавт может "привариться" к кораблю. И такие опасения, основанные на известных опытах по холодной сварке в вакууме, высказывались вполне серьезно, хотя в значительной степени они были сняты испытаниями в термобарокамере. Другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения. Третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике... Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. "Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки",- говорил Королев космонавтам. В крайнем случае экипажу разрешалось "ограничиться лишь открытием люка и... выставлением за борт руки".

И здесь необходимо было решить еще одну немаловажную проблему. Заключалась она в том, что при подборе экипажа нужно было учесть не только цели и задачи полета, а также его продолжительность и сложность предстоящей работы, но и индивидуально-психологические особенности космонавтов, основанные на исследованиях психологов. От экипажа космического корабля "Восход-2" требовались особая слаженность и сработанность. Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, можно было решить только при полном взаимопонимании, доверии и уверенности друг в друге. При распределении обязанностей между членами экипажа учитывали не столько профессиональную подготовку, сколько индивидуально-психологические качества космонавтов.

Как отмечали специалисты-психологи, для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление , большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу - порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их. Эти два разных по характеру человека хорошо дополняли друг друга, образуя, по выражению психологов, "высокосовместимую группу", которая действительно смогла успешно выполнить сложную программу по выходу в открытый космос и составить подробный о неожиданностях и проблемах, связанных с работой в открытом космосе.

В ходе подготовки к полету старались предусмотреть любые неожиданности, отрабатывались действия в возможных аварийных ситуациях. Например, очень тщательно было проработано поведение командира экипажа на тот случай, если с вышедшим в открытый космос вторым членом команды произошло непредвиденное и командиру пришлось оказывать ему помощь. Кроме того, обрести необходимую уверенность и спокойствие экипажу помогал большой опыт летной работы.

"Мы рассуждали так: на самолётах мы летали, с парашютами прыгали, следовательно, не может быть, чтобы психологический барьер оказался для нас серьезным препятствием", - вспоминал А. Леонов.

Человек за бортом

18 марта 1965 года "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг…

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос).

Беляев передал на Землю: "Человек вышел в космическое пространство!" Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Чёрное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещённый Солнцем. Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос.

Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С.

Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой - все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов, Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил "вплыть" лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось... Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка.

По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, поисковой службы, как таковой, тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Поэтому ночь им пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей, расчистивший площадку для небольшого вертолета. На следующий день Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.

Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: "Перед экипажем корабля "Восход-2" была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета... значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля... он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе".

Заокеанские рекорды

Американцы тоже планировали осуществить выход человека в открытый космос и надеялись сделать это первыми. На Земле для решения этой задачи в барокамере тренировался Эдвард Уайт, летчик-испытатель ВВС США. Он вступил в отряд астронавтов в 1962 году, к этому времени имел самый большой опыт пребывания в невесомости, поскольку летал на транспортном самолете КС-13В, где имитировалась невесомость при тренировках астронавтов.

Выход советского космонавта в открытый космос был расценен в США как очередной вызов - в те годы шло соревнование в космосе двух сверхдержав, и американские специалисты вынуждены были активизировать свои усилия. По первоначальному плану Уайту предстояло лишь выглянуть из открытого на орбите люка. Но - программу предстоящего полета пришлось менять на ходу.

Готовившийся к выходу в открытый космос Уайт не ожидал, что его час пробьет так быстро. О предстоящем полете с выходом астронавта в открытый космос NASA объявило 25 мая 1965 года, а уже 3 июня в космос стартовал аппарат "Джемини-4" с астронавтами Д. Макдивиттом и Э. Уайтом на борту. Вскоре после того, как "Джемини" вышел на орбиту, астронавты стали готовиться к выполнению своей основной миссии. Поскольку на "Джемини" в отличие от "Восхода" не было шлюзовой камеры, астронавты откачали из кабины воздух и открыли входной люк. Уайт оттолкнулся от корабля и "выплыл" в открытый космос, Макдивитт снимал его действия кинокамерой, С кораблем Уайта связывал позолоченный фал длиной 7,6 м, через этот же фал поступал необходимый для дыхания кислород.

Уайт находился за бортом корабля 22 минуты, и его, так же как и Леонова, поразил открытый космос: "Я видел потрясающие, не поддающиеся описанию картины". Какое богатство красок! Яркие цвета неба сменялись видами облаков, суши, океана... Лазурь океана была такой глубокой. Зеленые и бурые краски суши казались куда более естественными, чем с летящего на сравнительно небольшой высоте самолета".

За 40 лет истории выходов и работы в открытом космосе - специалисты называют её внекорабельной деятельностью - продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход выросла от 12 минут (А. Леонов, 16 марта 1965 года) до 9 часов (Д. Восс и С. Хелмс, выход из американского челнока "Дискавери" 11 марта 2001 года для работ на МКС). Создание и поддержание в рабочей форме МКС вообще было бы невозможно без продолжительных выходов в открытый космос и выполнения огромного объёма монтажных и ремонтных работ.

Предшественницы МКС - советские орбитальные станции "Салют", "Мир" и американская "Скайлэб" а процессе эксплуатации неоднократно усложнялись, и срок их службы многократно продлевался. Соответственно, повышалась вероятность возникновения неисправностей и насущной становилась необходимость контроля состояния отдельных узлов и агрегатов, в том числе находящихся снаружи - в открытом космосе. Интенсивность выходов выросла в несколько раз - если первая сотня выходов в открытый космос набралась за 17 лет, то вторая сотня в три раза быстрее - всего зa 9 лет. За историю пилотируемой космонавтики было совершено 140 выходов в открытый космос (данные на 1 февраля 2005 г.). Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. На его счету их 16 суммарной продолжительностью 71 часов 32 минуты. 10 выходов суммарной продолжительностью 42 часа совершил Сергей Авдеев. Среди американцев лидирует Джерри Росс - 9 выходов в открытый космос, он провел за бортом 58 часов. Первой женщиной, совершившей выход в открытый космос 25 июля 1984 года, стала Светлана Савицкая.

История освоения космоса: первые шаги, великие космонавты, запуск первого искусственного спутника. Космонавтика сегодня и завтра.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось... Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Холодная война — это исторический период с момента окончания Второй Мировой войны и до краха Советского Союза, когда две крупные сверхдержавы состояли в военно-политической конфронтации. Хотя холодная война была основана на противостоянии двух конкретных государств, она считается глобальной, так как втянуты в гонку оказались практически все державы мира.

Вторая мировая война, несмотря на свой разрушительный характер, тем не менее, дала толчок к созданию улучшенных систем вооружений, изучению дополнительных способов защиты и привела к новым мировым открытиям.

После окончания второй мировой войны и победы над Гитлером выделились две самые масштабные и сильные сверхдержавы — это СССР и США. Соперничество между странами проявлялось во всех сферах жизни и затрагивало экономику, политику, науку и идеологию. То, что появлялось у одного государства, мгновенно перетягивалось во второе с новыми улучшениями и идеями. Таким образом, у обеих держав появились сильнейшие органы управления и охраны: это американский НАТО и советский ОВД, оба государства занимались успешной разработкой ядерного оружия, активно развивали военную экономику, разрабатывали все новые средства защиты и нападения, а также выступали в качестве третьих сторон во всех возникающих военных схватках и конфликтах. Это были времена ожесточенного соперничества, скрытых конфликтов, шпионов и засланников, тайных шифров и великих научных достижений.

Причинами возникновения холодной войны стали:

  • нацеленность США на мировое господство;

Цель США была довольно понятна — ослабленные Европейские державы не могли занять пальму первенства, так как на установление привычного уклада требовалось колоссальное вложение времени и финансов. Третьи же страны мира еще были слишком неразвитыми, чтобы соперничать с сильной, современной и инновационной Америкой. США решили использовать это как шанс захвата мировых территорий и объединения всех народов под американской идеологией.

  • разница идеологий, пропагандируемых США и СССР.

В первую очередь в основе различий лежала идеология и пропагандируемый образ жизни. Взгляды коммунистического Советского Союза прямо противостояли ценностям и моралям капиталической Америки. Победа над нацистской Германией принесла Советскому Союзу небывалую славу и величие. Опасаясь распространения коммунизма, США откровенно заявила о своих правах и развернула конфликт с Советским Союзом.

Почему державы не перешли к открытым военным действиям?

Основным сдерживающим фактором послужило наличие ракетно-ядерного оружия у обеих держав в огромном количестве. Открытые военные действия между двумя мировыми лидерами неизбежно привели бы к полному уничтожению Земли.

Победитель в гонке

Итоги холодной войны оказались неоднозначными и в некотором смысле даже противоречивыми.

Если говорить конкретно о двух противниках, холодная война была завершена с развалом Советского Союза в 1991 году. Послевоенная экономическая система СССР не выдержала гонки вооружений. Слишком быстрый скачок развития и резкая модернизациях всех действующих государственных предприятий страны привели к развалу государства на отдельные автономные державы. Коммунистическая идеология и политика Сталина оказались неприемлемыми для многих участников СССР, в ходе чего социалистический лагерь развалился.

Россия оказалась прямой преемницей СССР и сохранила свой статус ядерной державы и место в ООН. США остались единственной сверхдержавой, и американские ценности и идеология жизни постепенно начали внедряться на территорию постсоветского пространства.

Однако в ходе холодной войны было совершено два значимых для мирового развития открытия: ядерное оружие и первый полет в космос. И хотя СССР и нельзя назвать победителем в гонке, роль ученых и их открытий в мировом опыте бесценны, космическая гонка между США и СССР принесла миру невероятные достижения.

О первом полете человека в космос

Космос на протяжении долгих столетий будоражил ума ученых и казался недосягаемым. Однако научный прогресс позволил сделать первые шаги в начале ХХ века. Продуктивные освоения космоса начались с запуска на орбиту скандально известных Белки и Стрелки, которые стали первыми мировыми космонавтами и покорителями космического пространства. Меньше года спустя после этого события советские ученые отважились на первый запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин отправился бороздить просторы космоса на космическом корабле. Время нахождения Гагарина в космосе составило целых 108 минут, что было невероятно по тем меркам. Первый полет человека в космос признан колоссальным успехом и достижением советских ученых, а 1961 год стартом освоения новых неизведанных территорий невесомости и триумфом человеческого сознания над неизвестной материей.

Как же это было?

История первого полета в космос неодназначна, газеты во многом приукрасили события. И хотя подвиг Гагарина не ставится под сомнение, многие неточности полета были вскрыты лишь впоследствии. Первая космическая ракета тщательно разрабатывалась и простраивалась в течение 50 лет, проходя множество осмотров, тестирований и испытаний. Космодром Байконур стал отправной точкой первого космического полета.

Юрий Гагарин совершил полет вокруг орбиты земли, преодолев 41 000 км. Молодой летчик-космонавт стал одним из самых уважаемых людей общества, а также кумиром для сотни молодых людей, мечтавших вслед за ним покорить космос. Не смотря на тщательную продуманность и запланированность первого полета, в ходе него произошло множество непредсказуемых событий. Например, перед выходом в атмосферу Земли в корабле произошел собой, из-за чего он кувыркался в течение 10 минут. Приземление под Саратовом также не было запланировано, космонавт промахнулся на 2800 км. 12 апреля 1961 года официально признанная дата, когда отмечается День Космонавтики .

Первый выход человека в открытый космос

Вторым серьезным шагом к освоению космоса стал выход человека в пространство открытого космоса. Данная миссия была возложена на экипаж космического корабля «Восход-2», который состоял из Александра Беляева и Алексея Леонова.

Следующий целью советских ученых стал выход человека в открытый космос. В марте 1965 года космический корабль «Восход-2» унес в космическое пространство экипаж корабля , который состоял из П.А. Беляева и А.А. Леонова. 18 марта Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, космонавт покинул корабль и удалился от корабля на 5 метров. Время, проведенное в открытом космосе, составило 12 минут, 9 секунд.

Фото улыбающегося Леонова в космическом шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, добавляя известности советскому союзу. Однако мало кто знал, каких усилий стоили космонавтам тренировки перед полетом, а ученым - построение оснащенного корабля и скафандров.

Специально для «Восхода-2» были разработаны специальные скафандры под названием «Беркут», в которых космонавты могли бы покинуть территорию корабля и остаться в живых. «Беркут» имел дополнительный герметичный слой, а на спине располагался ранец с запасом кислорода. Скафандр было достаточно объемным и тяжелым, так что космонавтам пришлось пройти дополнительную подготовку.

Касательно поведения человека в открытом космосе ученые строили множество теорий. Большинство из которых основывались на невозможности нахождения человека в открытом космосе: космонавт будет либо лишен возможности двигаться, либо приварится к кораблю, либо попросту сойдет с ума. Однако пессимистичные теории не оправдались, в назначенный час икс, Леонов оттолкнулся от корабля и мягко выплыл в открытый космос. Чувствовал себя космонавт хорошо, о чем свидетельствовал его доклад , Леонов полностью выполнил всю запланированную программу. С возвращением на корабль возникли трудности, так как раздувшийся в невесомости скафандр не позволял Леонову пробраться в шлюз. Леонов самостоятельно принял решение понизить давление в «Беркуте» и ринулся в шлюз головой вперед. При возвращении на Землю произошло происшествие — система корабля дала сбой, и космонавтам пришлось перейти на ручное управление. Посадка ракеты произошла в глуши пермских лесов, оперативной группе удалось спасти обоих героев. Первый выход человека в открытый космос был успешно завершен, а Алексей Леонов навсегда внес свое имя в историю космонавтики. Газеты дали СССР новое имя — космическая сверхдержава .

Первый полет женщины в космос

Валентина Владимировна Терешкова первый женщина-космонавт , отправившаяся в неизведанную космическую стихию. В июне 1963 года Валентина на корабле «Восток-6» 45 раз облетела вокруг Земли, проведя в космосе 71 час.

Проведенные в космосе часы стали далеко не самыми счастливыми в жизни женщины, так как корпус самого корабля был крайне тесным и неудобным, а в ходе полета выявилось множество недочетов системы. Кроме этого полет был чрезвычайно рискованным, никто из ученых не обладал точными данными о последствиях влияния космоса на женский организм и здоровье.

Итоги достижений

Космическая гонка — одно из ключевых «сражений» холодного противостояния двух сверхдержав. В течение 18 лет СССР и США активно боролись за право первенства в научных достижениях и освоении космоса.

Вот десять самых признанных космических достижений:

  1. Разработка и построение первой космической ракеты.
  2. Впервые созданные и запущенный в космос искусственный спутник Луны.
  3. Первое существо (собака), отправленное на земную орбиту.
  4. Первое животное-космонавт, запущенное на орбиту Земли.
  5. Запуск искусственного спутника Солнца и старт изучений нашей звезды.
  6. Станция на Луне.
  7. Человек впервые на просторах космоса.
  8. Первый проход по открытому космическому пространству.
  9. Построение моста между двумя планетами.
  10. Первый эксперимент с живыми растениями и существами во время облета Луны.
  11. Станция на Марсе.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...