Когда константинополь стал турецким. Когда Константинополь стал Стамбулом? Что такое Царьград

29 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская империя оказалась завоевана турками. Мечта о том, что однажды турецкий Стамбул снова станет греческим Константинополем, остается для многих греков такой же актуальной, как и пять веков назад. В годовщину взятия Константинополя мы беседуем со специалистом по греческому фольклору к.ф.н. Ксенией Климовой о легендах, связанных с жизнью Города.

- Ксения, нынешнее название Константинополя - Стамбул правда родилось в день падения города?

Конечно же, насчет дня говорить сложно, но, в общем, оно действительно возникло во время осады Константинополя. Вспомним, что Константинополь - столица Византии - резко выделялся для ее жителей среди остальных городов империи, поэтому часто его называли просто И Поли (Η Πόλις), то есть Город, в памятниках письменности - с большой буквы.

Согласно самой распространенной версии, когда турки осаждали Константинополь, греки, отступая. Кричали «ис тин Полин» (εις την Πόλιν), то есть «в город!» Турецкие солдаты не очень оперировали топонимическими понятиями и посчитали, что византийцы выкрикивали название города и так и назвали его - Истамбул или Стамбул.

- Город занимал особенное место в сознании византийцев?

Да. Описания Константинополя встречаются в официальных хрониках, например, есть известный трактат «О постройках» греческого историка Прокопия Кесарийского, который очень подробно повествует о различных постройках времен императора Юстиниана Великого, в том числе о Святой Софии. Но у меня как у фольклориста наибольший интерес вызывают народные предания и легенды.

Главной константинопольской постройкой всегда был храм Святой Софии, который стал «героем» многих легенд. Самые ранние возникли уже в период постройки храма. Считается, что план храм не был придуман зодчими, а был передан ангелами императору Юстиниану Великому во сне. И когда возникали споры по поводу постройки, ангелы снова являлись ему во сне и говорили, как надо поступить.

По всей Греции рассказывают о том, что очень долго не могли придумать план храма. Главный зодчий предлагал императору разные варианты, но ни один не нравился императору. И в один прекрасный день случилось чудо.

После литургии император первым подошел за просфорой, но кусочек просфоры упал на пол, его подхватила и унесла пчела. Но нельзя было допустить, чтобы просфора оставалась у пчел. И император приказал всем открыть свои ульи и посмотреть, нет ли ее там внутри. Главный зодчий тоже открыл свой улей, и увидел, что пчелы внутри него построили из воска прекрасный храм. И сделали его настолько искусно, что снаружи он был украшен рельефами, а внутри все было устроено как в настоящей церкви. Двери храма были открыты, и через них модно было увидеть, что на восковом престоле лежала унесенная пчелой просфора. Зодчий удивился, пригласил императора, и византийскому правителю так понравился восковой храм, что он приказал строить Святую Софию по этой восковой модели.

Уже потом, когда София была построена, возникли другие предания, например, о плачущей колонне в нижней части храма справа от входа. Она так называется потому, что в ней есть отверстие, из которого вытекает влага. Если вставить туда большой палец руки и повернуть кисть на 180 градусов, можно загадать желание и оно исполнится. Считалось, что колонна обладает целебной силой, к ней можно было приложить голову - и она переставала болеть.

- Падение Константинополя тоже нашло отражение в легендах?

Да. Причем связанных все с той же Святой Софией. Например, на высоте 4-х примерно метров от пола в храме виден отпечаток руки. По поводу его происхождения есть две версии - турецкая и греческая.

Согласно греческой легенде, во время этой последней литургии над молящимися появилась Богородица, простерла свой покров над христианами и прикоснулась к одной из стен своей рукой.

Турки считают, что это отпечаток руки султана Мехмеда II, который взял Константинополь. Во время осады Города в софийском храме служили литургию. Турки ворвались внутрь и перерезали всех молящихся. Так что султан въезжал внутрь уже по трупам, то есть на определенной высоте от земли. Его конь испугался такого количества мертвых тел, встал на дыбы - и Мехмед, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Рука была в крови, и остался отпечаток.

- Но говорят, что турки перерезали не всех…

Да, существует предание. Что священник, который тогда служил литургию, не успел ее завершить и вошел вместе с Чашей в стену храма. Если приложить к ней ухо, в любое время суток услышишь шум, напоминающий шепот - это священник продолжает читать молитвы и будет читать их до тех пор, пока Константинополь не вернется обратно к грекам. Тогда он выйдет из стены и завершит свою литургию.

Вот сейчас осенью этого года в храме Святой Софии собираются отслужить литургию, и некоторые говорят, что священник выйдет из стены.

Про престол Святой Софии тоже сочиняют много легенд. Говорят, что он не мог попасть в руки турок, поэтому, когда турки подходили к городу, греки его вынесли, чтобы на корабле отвезти на материковую Грецию. Н по дороге корабль утонул. И хотя там, где он затонул, всегда были бури, сейчас море в этом месте всегда спокойно. И говорят, что когда Константинополь вернется к грекам, престол достанут со дна моря и отнесут в Святую Софию.

- Никто не пытался его достать?

Не знаю. Но мне кажется, что на самом деле престол все-таки не вынесли. Эти рассказы не имеют исторических оснований. И потом, как бы священник мог без престола служить литургию?

Что касается всяких незавершенных действий. Рассказывают про недожаренную рыбу. Некто - в некоторых вариантах император, в других - монах или старец - в день падения Константинополя жарил на сковороде рыбу. Когда к нему пришли и сказали, что город пал, человек не поверил и ответил: «Скорее рыба оживет и спрыгнет со сковородки, чем падет Город». И рыба ожила, выпрыгнула со сковородки и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбины, поджаренные с одной стороны. И когда Константинополь вернется к грекам, они прыгнут обратно на сковородку, их дожарят - и все встанет на свои места.

- Что говорят легенды о судьбе последнего византийского императора Константина IX?

- Это одни из самых известных константинопольских легенд. Что случилось с императором, точно не знает никто. Сам султан после финального сражения пообещал большую награду тому, кто принесет голову Константина IX, и было отмыто от крови множество голов и трупов, но императора так и не удалось среди них обнаружить. По одной версии, его видели убитым у ворот Константинополя. По другой, голову императора нашли сразу и отнесли султану. Он насадил ее на кол и отослал ко дворам разных мусульманских правителей, чтобы похвастаться победой.

Еще рассказывают, что тело императора якобы опознали по носкам, на которых были вышиты золотые кресты. В то же время известно, что приближенные императора не видели ни его тела, ни его головы. Поэтому возникает вопрос о том, действительно ли его принесли ко двору султана, или все же где-то похоронили.

Раньше туристам в одном из заброшенных уголков Константинополя, на площади Вефа, показывали место, которое якобы было могилой последнего византийского императора. Над ней горела лампада, а паломники приносили и зажигали рядом с ней свечи. Сейчас это место почти не посещают.

По другой легенде, император Константин был похоронен в бывшем храме святой Феодоры, нынешней мечети Гюль-джами. В переводе «Гюль-джами» значит «мечеть роз». В мае 1453 года накануне падения Константинополя был праздник святой Феодоры, и император Константин повелел украсить освященный в ее честь храм розами и вместе с патриархом молился там весь вечер. По легенде, когда турки ворвались в город, храм оставался украшенным множеством роз. Красота храма так поразила султана Мехмеда II что он назвал его Гюль-джами.

- А это что за известная легенда о мраморном царе?

Это самое известное предание о судьбе последнего византийского императора. Согласно этой версии, когда турецкий солдат занес руку с мечом, чтобы отрубить Константину IX голову, внезапно появились ангелы и унесли императора в неизвестном направлении. Но христиане знают, что отнесли его к Золотым воротам, парадному входу в Константинополь, и спрятали в подземной пещере. Там император уснул и превратился в мрамор. Мраморный царь будет спать до тех пор, пока не придет время и Константинополь не освободится от турецкого владычества. Тогда он проснется, и ангелы дадут ему его меч, и император встанет и победит турок и прогонит вражеское войско до Красной Яблони.

- Почему до Красной Яблони?

Что такое Красная Яблоня, сказать очень сложно. Это какой-то мифологический топоним. По одной из версий, в турецком языке было слово, которое можно перевести как «красная яблоня», обозначало оно большой город. Можно предположить, что красная яблоня - или относимое к ней красное яблоко - это такая метафора, которая означает или далекий город, из которого пришли турки, или вообще истоки мироздания. В любом случае, очень далекое от Константинополя место.

- А как турки относились ко всем этим легендам?

Легенду о мраморном царе они восприняли буквально и стали искать пещеру, но найти не смогли. Тогда, поскольку согласно легенде император войдет с триумфом в город через Золотые ворота. Они замуровали ворота, и сначала оставили в них маленькую дверку. А потом заложили камнями и ее. Вокруг ворот построили Семибашенную крепость, в которой располагалась городская тюрьма. Это была самая укрепленная постройка в Стамбуле. И впоследствии там стали хранить городскую казну. Так что через Золотые ворота никак нельзя было пройти. Больше того, вокруг они насадили огороды, чтобы там не было даже никакой дороги. Таким вот образом решили себя обезопасить от мраморного царя!

- А правду говорят, что турецкие султаны - потомки византийских императоров?

Есть известная легенда о том, что после завоевания Константинополя султан Мехмед II женился на вдове Константина IX, а она была 6 месяцев как беременна. Султан уехал в поход, а императрица родила сына, окрестила и назвала Панагис. Когда султан вернулся и спросил, как зовут мальчика. Императрица ответила, что он может называть его Хан. Хотя мать воспитывала сына в греческой вере и дала ему греческое образование, он возненавидел греков и стал Коран почитать больше, чем Евангелие, а впоследствии, когда повзрослел, стал ходить только в мечеть и всю свою злобу направил против христиан. Тем не менее, согласно этой легенде, по крови турецкие султаны - потомки византийских правителей.

- Во многих преданиях присутствует мысль о том, что однажды Константинополь вернется к грекам…

Да, и даже в плачах о завоеванное Константинополе, которые можно записать в любом уголке Греции, всегда есть мысль о том, что однажды Город снова станет греческим.

Σημαίνει ο Θιός, σημαίνει η γης, σημαίνουν τα επουράνια,
σημαίνει κι η Αγιά Σοφιά, το μέγα μοναστήρι,
με τετρακόσια σήμαντρα κι εξήντα δυό καμπάνες.
Κάθε καμπάνα και παπάς, κάθε παπάς και διάκος.
Ψάλλει ζερβά ο βασιλιάς, δεξιά ο πατριάρχης,
κι απ" την πολλή την ψαλμουδιά εσειόντανε οι κολόνες.
Να μπούνε στο Χειρουβικό και να "βγει ο βασιλέας,
φωνή τους ήρθε εξ ουρανού κι απ" αρχαγγέλου στόμα:
«Πάψατε το Χερουβικό κι ας χαμηλώσουν τ" άγια,
παπάδες πάρτε τα ιερά, και σεις κεριά σβηστήτε,
γιατί είναι θέλημα Θεού η Πόλη να τουρκέψη.
Μόν" στείλτε λόγο στη Φραγκιά, να "ρθούν τρία καράβια,
το "να να πάρει το Σταυρό και τ" άλλο το Βαγγέλιο,
το τρίτο το καλύτερο, την Άγια Τράπεζά μας,
μη μας την πάρουν τα σκυλιά και μας τη μαγαρίσουν».
Η Δέσποινα ταράχτηκε και δάκρυσαν οι εικόνες.
«Σώπασε, κυρά Δέσποινα, και μη πολυδακρύζης,
πάλι με χρόνους, με καιρούς, πάλι δικά μας είναι!»
Звонит Бог, звонит земля, звонят небеса,
бьет в колокола и Святая София, великий монастырь,
в четыреста колокольцев и шестьдесят два колокола.
На каждый колокол - по попу, на каждого попа - по дьяку.
Поет слева царь, справа - патриарх,
и от этих псалмов дрожат колонны.
Вот уже поют Херувисткую и выходит царь,
как голос им послышался с небес из архангельских уст:
«Прекратите Херувимскую, и пусть смолкнут песнопения,
попы, заберите Дары, а вы - погасите свечи,
потому что воля Господа, чтобы Город стал турецким.
Только пошлите гонца в Венецию, чтобы пришли три корабля:
один заберет Крест, другой - Евангелие,
а третий, самый лучший - наш Святой Престол,
чтобы собаки не притронулись к нему и его не осквернили».
Богородица испугалась и заплакали иконы.
«Не плачь, госпожа Богородица, и слез не проливай,
пройдут года, пройдут века, и снова Город будет нашим!»

И эта фраза - о том, что однажды город снова станет нашим - нередко используется националистически настроенными партиями как лозунг во время предвыборных компаний. Так что многие легенды живы и по сей день.

А вообще есть особый пласт преданий о возвращении Константинополя. Например, рассказывают, что однажды над Святой Софией показался сияющий крест, который турки никак не могли узнать. Это было знамением того, что однажды София снова будет греческой.

Еще до падения, в момент упадка Византии появились предания о том, что восстановить былое величие и свободу грекам поможет светловолосый народ, который придет с севера. Спустится через Балканы и прогонит их врагов. До этого случится война, в которую будут вовлечены шесть балканских народов.

Особенно популярно предсказание якобы Льва Премудрого, начертанное на крышке гробницы Константина Великого: «…множество народов западных соберутся, нанесут войну Исмаилу морем и сушей и победят его. Потомки его будут царствовать мало времени. Род же русых вместе с прежними обладателями победит Исмаила и овладеет семихолмным».

Другое известное предсказание - Мефодия Патарского, в котором прямо упоминается «великий князь Московский».

Эти предсказания были известны русским царям, и каждый раз, когда начиналась война России с Турцией, эти легенды оживали в памяти. Тем более, что жена Ивана III София Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина IX, что способствовало стремлению русских царей отвоевать византийское наследие.

Сейчас в Греции есть журналист Демосфенис Льякопулос, который он очень любит всякие мифические откровения и постоянно говорит о том, что Россия поднимается и скоро русские придут и освободят Константинополь. Так что все это очень даже живо.

Паисий Святогорец, например, говорил, что русские скоро спустятся с севера и освободят Константинополь, это одно из самых известных его пророчеств.

Для любого грека это памятная дата. Как правило, в этот день показывают фильмы и передачи о Константинополе. Его истории и завоевании, рассказывают обо всяких легендах, связанных с Городом…

Кстати сказать, 29 мая 1453 года был вторник. Поэтому сочетание 29 числа и вторника считается неблагоприятным днем для начала дел. Не таким, как пятница 13. Но что-то в этом роде.

- Есть ли какие-то указания на год или день освобождения Константинополя?

Сложно сказать, в разных легендах по-разному. Но, в общем, говорится. Что это должно произойти лет через 500-600 после его падения.

- Случайно в Греции не служат молебнов об освобождении Города?

Не знаю. Ничего подобного пока не встречала.

Ольга Богданова

История Константинополя охватывает интереснейший период с 330 года, когда столицу Римской империи – город Византий – назвали Константинополем, или Новым Римом. Завершается история Константинополя в 1453-м, когда город подчинили себе турки-османы во главе с Мехмедом-завоевателем.

Основные вехи в истории Константинополя (кратко):

  • 330 год – римский город Византий был назван Константинополем. Он стал столицей Восточной Римской империи, или Византии (которая образовалась после раздела Римской империи).
  • 527-565 годы – масштабное народное восстание “Ника” против императора Юстиниана, который насильно переводил константинопольцев в христианскую веру. В результате 35 тыс. убитых, мятежи подавлены.
  • VI век – начало расцвета Константинополя и всей Византийской империи. Вплоть до 13 века город оставался крупнейшим центром культуры, науки и торговли в Европе.
  • 717 г – неудачная попытка арабов осадить Константинополь.
  • IX век – на Константинополь напали русичи под предводительством Аскольда и Дира, но осада провалилась и древнерусские киевские князья отступили.
  • Начало X века – киевский князь Олег попытался взять Константинополь. Стороны условились о мире: Константинополь откупился выгодными условиями для киевских торговцев.
  • Середина X века – киевский князь Игорь попытался завоевать город, но не смог.
  • 957 год – жена Игоря Ольга приехала из Киева в Константинополь и приняла крещение.
  • 1097 г – в Константинополе собрались войска крестоносцев для участия в Первом Крестовом походе против тюрков-мусульман, завершившимся победой европейцев.
  • 1204 г – город захватил король Фессалоники Бонифаций I. После падения своей столицы Византийская империя распалась на маленькие царства.
  • 1453 г. – турок Мехмед II Завоеватель взял Константинополь и убил последнего византийского императора Константина. Город назвали Стамбулом и сделали столицей Османской империи.

Подробная история Константинополя

От основания до расцвета

В 330 году н.э. древнеримский город Византий при правлении римского императора Константина Великого был назван Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ), или Константинополем (древнегреч. Κωνσταντινούπολις , лат. Constantinopolis ) .

Фактически город на месте Византия отстроили заново благодаря масштабной интенсивной стройке.

Приложенные усилия императора Константина Великого для развития и процветания Нового Рима не были тщетными – всего за первые полвека новая столица Римской империи превратилась в самый крупный и самый богатый город Европы и Ближнего Востока с его дворцами, множественными храмами, театрами и банями, цирком, ипподромом, библиотекой и школами. И хотя было несколько серьезных землетрясений, при которых в значительной степени были разрушены стены города, Константинополь укреплялся, стены расширялись и отстраивались, и морские пути города вновь стали одним из самых главных источников его процветания.

Во время правления Юстиниана I (527-565 гг. н.э.) в Константинополе были очень развиты производства гончарных изделий, тканей, строительное производство и кузницы, ювелирное и сельскохозяйственное дело, производство оружия и выпуск монет. Суда из черноморских и средиземноморских флотов, а также флотов Испании и Египта, проходили через Константинополь, персидские и индийские караваны в Европу свои товары доставляли также через Константинополь. Торговля процветала и город финансово обогащался.

Город был хорошо укреплен крепостными стенами длиной 16 км. Они названы стенами Константина и Феодосия – в честь императоров, при которых были построены. Линия стены Феодосия на многие века определила границы, в которых жил и развивался Константинополь:


Карта: стены Константинополя. Крайняя стена Феодосия определяла границы города

Здесь проживало множество народов, причастных к торговле. Развивались также химия, математика, философия, медицина и богословские науки.

Византия была на тот момент мощным государством, в состав которого входила южная часть Испании, Италия, Греция, Египет, Карфаген (территория современного Туниса), Месопотамия (современные Иран, Ирак и северо-восточная Сирия), Киликия (сегодня это часть Турции на северо-восточном побережье Средиземного моря), часть Армении, Далмация (территория современной Хорватии и Черногории), Боспорское царство (современный Крым и территории к северо-западу от Крыма вплоть до Кубани) и Анатолия (Малая Азия, средняя часть современной Турции).

Обращение в христианство и народные мятежи

В VI веке н.э. при Юстиниане I в Константинополе прошел ряд мятежей, вошедших в историю под названием “Восстание Ника”. Правитель под угрозой лишения прав и свобод своих подданных и даже под угрозой смертной казни переводил народ в христианскую веру. Простые люди во главе с некоторым количеством сенаторов были не согласны с политикой императора и системой налогообложения, и начали устраивать беспорядки в городе, поджигая христианские храмы и церкви, а также здания, в которых хранились налоговые расписки и документы, сгорела при этом и часть императорского дворца. Восстание было жестоко подавлено. Погибших было около 35 тысяч человек.

Юстиниан I успешно отстроил сгоревший собор Святой Софии, церковь святых Апостолов и церковь святой Ирины, а также построил еще несколько новых церквей.

Благодаря императору Феодосию Константинополь стал столицей христианства, которое в Византии стало государственной религией.

Начало набегов и ослабление


Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

Византия в конце VII в. проиграла значительную часть своих территорий, таких как Египет и Палестину, Киликию и Сирию, Верхнюю Месопотамию и Карфаген арабам. В 717 году арабы продолжили свои набеги и пытались осадить Константинополь. Их попытки захвата после нескольких неудачных месяцев закончились отступлением.

В IX веке на Константинополь попытались напасть русичи во главе с князьями Аскольдом и Диром, но осадить город не смогли, и отступили, лишь только немного разграбив окрестности. В начале X века киевский князь Олег попытался взять Константинополь, но византийцы договорились с ним о мире, предоставив купцам Руси выгодные условия для торговли.

В середине X века неудачный поход на столицу Византии осуществил киевский князь Игорь Рюрикович, где он потерпел поражение от “жидкого огня” (или “греческого огня”), применяемого врагами. “Жидкий огонь” являл собой горючую смесь, состав которой доподлинно неизвестен, но предполагается, что это была смесь сырой нефти, масла и серы, которую метали с помощью специальных устройств; ее всегда успешно применяли византийцы в морских боях.

В 957 году н.э. посл смерти своего супруга княгиня Ольга прибыла в Константинополь и приняла там крещение.

В I пол. XI века произошел раскол церкви на западную (римо-католическую) и восточную (греко-католическую). Последняя впоследствии стала называться православной церковью.

К середине 11 века византийская столица все еще имела значение мирового торгового центра, но испытывала сильную конкуренцию со стороны фессалоникийких ярмарок.

Первое падение Константинополя

В 1097 году в Константинополе собрались крестоносцы для участия в Первом Крестовом Походе против сельджуков в Анатолии и мусульман в Иерусалиме. Византийцы помогли пришедшим к ним “гостям” – крестоносцам – переправиться на азиатский берег Босфора и те пошли в сторону Иерусалима.

Несмотря на это, в дальнейшем у константинопольцев сложились напряженные отношения со всеми государствами крестоносцев. И уже через сто лет, в 1203 году, начался Четвертый Крестовой Поход рыцарей-крестоносцев против самого Константинополя! И стал стал для него роковым.

Итак, Четвертый крестовый поход организовала Венеция, для которой византийцы были главными торговыми соперниками на Востоке. Антивизантийские настроения у рыцарей подогревали несметные богатства Константинополя, политика Папы Инокентия (стремился подчинить Византийскую церковь) и немецких феодалов. Так первоначальный план крестового похода на Египет был изменен – войско пошло на столицу богатой империи.

В апреле 1204 года Константинополь пал впервые в своей истории – он был захвачен князем крестоносцев Бонифацием I, королем Фессалоники (современная территория Греции). Крестоносцы разграбили город, причем не погнушались даже ограбить императорские усыпальницы.


Фото: Константинополь захватывают крестоносцы. Гравюра Г. Доре, 1877 г.

Через месяц пожар в центре города в районе Золотого Рога уничтожил целые торговые кварталы со всем товаром и домами, и многие жители лишились работы и средств к существованию. Город пришел в упадок на многие десятилетия.

После падения Константинополя Византийская империя распалась на несколько царств – Латинскую империю (ее создали крестоносцы и в нее вошел Константинополь), Фессалоникийское королевство (Бонифаций), Никейскую империю (которая считала себя истинной наследницей Византии и выступала против иноземного присутствия в Константинополе), Эпирское царство и т.п.

К середине 13 века Константинополь и Латинская империя пришли в полный экономический упадок.

Возвращение Константинополя в Византию

После падения Константинополя Никейская империя (на карте ниже ) стала усиляться и стала самым жизнеспособным на то время греческим царством. Ее императоры считали себя настоящими царями разрушенной Византии, и, в отличие от нее, идентифицировали себя чисто как греки, а не амофорные римляно-греки. Именно тут сформировалось самосознание эллинов и греков.


Карта раздела Византийской империи на царства после первого завоевания Константинополя

В 1260 году никейский император Михаил VIII Палеог попытался отбить Константинополь у латинян, но греки вынуждены были отступить. В следующем году он все таки завоевал город, где хозяйничали венецианцы. Греки проникли в него ночью через водосток и открыли ворота главному войску. Тамошний император бежал, и 15 августа 1261 года Михаил с триумфом вошел в Константинополь. Таким образом, Византийская империя была восстановлена под властью греков из династии Палеологов. Впрочем, эту была уже лишь тень от прошлой великой империи.

Вместе с тем Никейская империя, разумеется, потеряла свое значение и стала простой провинциальной областью Византии, а позже – территорией османских правителей.

Михаил приложил массу усилий для восстановления Константинополя, но инфраструктура была в руинах, на месте былых кварталов росли пустыри, население голодало и страдало от эпидемий.

Экономическая ситуация улучшилась к середине XIV столетия.

Окончательное падение. Завоевание турками

В конце 13 века (1296 – 1297) город начал все больше приходить в упадок на фоне расцвета генуэзской Галаты. Венецианский флот часто грабил пригороды Константинополя, несмотря на то, что Михаил разрешил генуэзцам пользоваться проливом и заходить в Черное море. Греки не могли противостоять Венеции без своего сильного флота.

Но с востока надвигался более мощный враг – растущая Османская империя. В 1326 году турки завоевали большой византийский город Бурсу, что в 92 км от Константинополя, и сделали ее своей столицей. Таким образом, враг нависал прямо у границ.

В 1362 году турецкий султан Мурад Первый перенес свою столицу еще ближе – в Адрианополь (ныне турецкое Эдирне), окружив Константинополь землями османов со всех сторон.

И хотя Константинополь оставался столицей Византийской империи, ее уже по сути не существовало. Византийские императоры признавали себя вассалами султанов и владели только Константинополем и малыми землями вблизи него.

Наконец в 1453 году султан Мехмед II Завоеватель взял город, разграбил его, убил последнего византийского императора Константина и продал в рабство уцелевших жителей. Остатки Византийской империи пали перед турками, а Мехмед-завоеватель провозгласил Константинополь столицей Османской империи.

Осада турками Константинополя в 1453 г, Французская миниатюра XV века

Наиболее значимые церковные храмы турки превратили в мечети, а сам город назвали Стамбулом, хотя официально город не переименовали в то время. В XVI веке при правлении султана Сулеймана Великолепного настал Золотой век для Константинополя , но это уже отдельная интересная история – история Стамбула.

Что такое Царьград

Царьград – это ни что иное, как древнеславянское название византийского Константинополя и османского Стамбула. На Руси это слово писалось на старославянском как Цѣсарьградъ.

Вообще Царьград - это древнеславянская калька с греческого Βασιλὶς Πόλις (Вассилис Полис). То есть в буквальном переводе с греч. это “Город Цезаря”.

Сегодня слово Царьград является архаичным термином в русском языке. Но интересно, что оно по-прежнему используется на болгарском, в частности, в историческом контексте. Например, основная транспортная артерия в Софии называется Цариградско шосе. А крыжовник болгары называют цариградское грозде.

В современном словенском языке Царьград используется очень активно. Боснийцы, хорваты и сербы понимают и используют название Carigrad.

Но следует отметить, что на самом деле Константинополь никогда не назывался Царьградом в самой Византии или Османской империи, столицей которых он являлся.

Царьград, Стамбул Словарь русских синонимов. константинополь сущ., кол во синонимов: 6 византия (3) гор … Словарь синонимов

- (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул … Современная энциклопедия

- (Царьград) столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 330 на месте г. Византий. В 1204 стал столицей Латинской империи. Отвоеван византийцами в 1261. В 1453 взят турками, переименован в Стамбул … Большой Энциклопедический словарь

См. Византия. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Стамбул Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Константинополь - (Constantinople), город в Турции (совр. Стамбул), первоначально Византии, основан в 657 г. до н.э. как греч. колония. В нач. 4 в. н.э. Константин I Великий выбрал его в кач ве столицы Восточной Римской империи, предпочтя находящейся неподалеку… … Всемирная история

Константинополь - (древняя Византія, славянскій Царьградъ, турецкій Стамбулъ), столица Оттоманской имперіи, на Ѳракійскомъ Босфорѣ, 1.125 т. жит.; имѣетъ укр нія, воен. гавань и арсеналъ. Расположенъ амфитеатромъ на бер. бухты Золотого Рога. Природн. условіями и… … Военная энциклопедия

Константинополь - (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Constantinople) 1. Мусульманские завоевания Город был осажден в 668 арабами во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии. Флот мусульман прошел через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточенным… … Энциклопедия битв мировой истории

I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ, итал. простонародное и у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Константинополь. Альбом видов , . Константинополь, 1880-е годы. Издание "Deutsche Buch- und Steindruckerei Papier- und Kunsthandlung F. Loeffler" . Альбом с 29 цветными литографиями. Типографский переплет. Сохранность…
  • Константинополь , Д. Эссад. Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1919 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство`Издание М. и С. Сабашниковых`).…

Каждый образованый человек про историю Стамбула знает две вещи:

  • Император Константин перенёс сюда столицу Римской Империи, и дал городу своё имя, назвав его Константинополем. (IV век нашей эры)
  • Через более чем тысячу лет османские армии захватили его, и превратили в столицу исламского мира. Заодно изменили название, и он превратился в Стамбул. (XVI век нашей эры)

О втором из этих переименований я узнал в детстве из песенки, которую услышал в мультфильме (всего 2 минуты, очень рекоммендую, поднимает настроение):

"Istanbul was Constantinople, now it"s Istanbul, not Constantinople, why did Constantinople get the works?.."

Но, как оказалось, я был неправ. Ни Константин, ни Султан-завоеватель не переименовывали город так, как я думал. Они его совсем по-другому переименовывали.

Вот краткая история множества имён многострадального Стамбула:

В 667 году до нашей эры город основан под именем Византий (греч. Βυζάντιον) - есть предположения, что назвали его так в честь греческого царя Византа.

В 74 году нашей эры город Византий стал частью Римской Империи. Его имя при этом не изменилось.

В 193 году император Септимий Север решает переименовать город в честь своего сына Антония. На 19 лет Византий стал Августой Антониной , потом имя поменяли назад.

В 330 году Константин провозглашает Византий столицей империи, и издаёт указ о переименовании города в Новый Рим (а не то что вы подумали). Правда это имя никому не понравилось, и жители продолжал называть город Византием. На этот момент городу уже было почти 1,000 лет.

За время своего правления Константин усиленно перестраивал город, увеличил его размеры в несколко раз, и в общем изменил облик до неузнаваимости. За это в народе Византий стали называть городом Константина (греч. Κωνσταντινούπολις).

Лишь при правлении Феодосия II, около ста лет спустя, город впервые называют Константинополем в официальных документах - настолько не нравилось никому название "Новый Рим". В итоге это имя на века закрепилось за византийской столицей.

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь после длительной осады. Это положило конец Византийской Империи, и дало начало Османской. Новые хозяева стали называть город по-новому: Константиние . Впрочем в переводе это значит абсолютно то же, что и по-гречески - "город Константина". Иностранцы при этом как называли его Константинополем, так и продолжили.

К моему удивлению, оказалось, что город так и назывался Константинополем на протяжении всей истории Османской Империи. Лишь после появления Турецкой Республики в 1920х годах, его сочли нужным переименовать. Правительство Ататурка настоятельно просило всех иностранцев называть город новым именем: Istanbul . (По-русски город стали называть Стамбулом.)

Октуда же взялось такое название? Снова сюрприз: это вовсе не турецкое слово, как мне казалось. На протяжении веков, местные жители, говоря о центральной части города, называли его по-гречески "εις την Πόλιν" (в средневековье это произносилось "истемболис"). Что значит попросту "Город", или, в современном понимании - "даунтаун". Ровно так сегодня жители Нью Йорка называют Манхэттен "сити".

Лигос, Византий, Византиум, Константинополь, Стамбул - как только не назывался этот древний город! И с каждым именем круто менялся его облик, его характер. Новые владельцы города обустраивали его на свой манер.

Языческие храмы становились византийскими церквями, а те, в свою очередь, превращались в мечети. Что же представляет собой современный Стамбул - исламский пир на костях погибших цивилизаций или органическое взаимопроникновение разных культур? Это мы попытаемся выяснить в данной статье.

Мы расскажем удивительно захватывающую историю этого города, которому суждено было стать столицей трех супердержав - Римской, Византийской и Османской империй. Но сохранилось ли хоть что-нибудь от античного полиса?

Стоит ли приезжать путешественнику в Стамбул в поисках Константинополя, того самого Царьграда, из которого пришли крестители Киевской Руси? Давайте проживем все вехи истории этого турецкого мегаполиса, который откроет нам все свои тайны.

Основание Византия

Как известно, античные греки были очень непоседливым народом. Они бороздили на кораблях воды Средиземного, Ионического, Адриатического, Мраморного и Черного морей и осваивали побережья, основывая там новые поселения. Так в 8 веке до нашей эры на территории современного Стамбула (бывшего Константинополя) возникли Халкедон, Перинтос, Селимбрия и Астак.

По поводу основания в 667 году до н. э. города Византии, впоследствии давшего название целой империи, существует интересная легенда. Согласно ей, царь Визас, сын бога моря Посейдона и дочери Зевса Кероэссы отправился к Дельфийскому оракулу, чтобы спросить у него, где заложить свой город-государство. Прорицатель обратился с вопросом к Аполлону, и тот дал такой ответ: «Построй город напротив слепых».

Визас интерпретировал эти слова так. Следовало основать полис прямо напротив Халкедона, возникшего тринадцатью годами ранее на азиатском берегу Мраморного моря. Сильное течение не позволяло построить там порт. Такую недальновидность основателей царь счел признаком политической слепоты.

Античный Византий

Расположенный на европейском берегу Мраморного моря полис, вначале названный Лигосом, смог обзавестись удобным портом. Это подстегнуло развитие торговли и ремесел. Названный после смерти царя в честь своего основателя Византием, город контролировал проход судов через Босфор в Черное море.

Таким образом, он держал «руку на пульсе» всех торговых связей между Грецией и ее отдаленными колониями. Но крайне удачное расположение полиса имело и негативную сторону. Оно делало Византий «яблоком раздора».

Город постоянно захватывали: персы (царь Дарий в 515 году до нашей эры), тиран Халкедона Аристон, спартанцы (403 г. до н. э.). Тем не менее на экономическом процветании полиса осады, войны и смена властей мало сказывались. Уже в 5 веке до нашей эры город разросся так, что занял и азиатский берег Босфора, включив в себя территорию Халкедона.

В 227 г. до н. э. там поселились галаты, выходцы из Европы. В 4 столетии до н. э. Византий (будущий Константинополь и Стамбул) получает автономию, а заключенный союз с Римом позволяет полису укреплять свою мощь. Но сохранять независимость город-государство смог недолго, около 70 лет (с 146 по 74 год до нашей эры).

Римский период

Вхождение в состав империи только пошло на благо экономике Византиума (так его стали называть на латинский лад). На протяжении почти 200 лет он мирно разрастался по обоим берегам Босфора. Но в конце 2 века нашей эры гражданская война в Римской империи положила конец его процветанию.

Византиум поддержал партию Гая Песценния Нигера, действующего властителя. Из-за этого город был осажден и через три года взят войсками нового императора, Луция Последний приказал разрушить до основания все укрепления античного полиса, а заодно отменил все его торговые привилегии.

Путешественник, прибывший в Стамбул (Константинополь), сможет увидеть лишь оставшийся с того времени античный ипподром. Он расположен на площади Султанахмет, прямо между двумя главными святынями города - Голубой мечетью и Айя-Софией. А еще памятником того периода является акведук Валента, который начали строить во времена правления Адриана (2 век н. э.).

Утратив свои укрепления, Византиум стал подвергаться набегам варваров. Без торговых привилегий и порта его экономический рост прекратился. Жители стали покидать город. Византиум сжался до первоначальных размеров. То есть он занимал высокий мыс между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог.

Но Византиуму было не суждено долго прозябать в качестве захолустья на задворках империи. Император Константин Первый Великий отметил чрезвычайно удачное расположение городка на мысу, контролирующего проход из Черного в Мраморное море.

Он приказал укрепить Византиум, проложить новые дороги, построить красивые административные здания. Сначала император и не думал покидать свою столицу - Рим. Но трагические события в личной жизни (Константин казнил сына Криспа и свою жену Фаусту) вынудили его покинуть Вечный город и уехать на восток. Вот это обстоятельство и заставило его обратить более пристальное внимание на Византиум.

В 324 году император приказал начать отстройку города со столичным размахом. Спустя шесть лет, 11 мая 330 года, прошла официальная церемония освящения Нового Рима. Почти сразу же за городом закрепляется и второе имя - Константинополь.

Стамбул за время правления этого императора преобразился. Благодаря Миланскому эдикту языческие храмы города оказались нетронутыми, но начали возводиться христианские святыни, в частности церковь Святых Апостолов.

Константинополь в годы правления последующих императоров

Рим все больше страдал от набегов варваров. На границах империи было неспокойно. Поэтому преемники Константина Великого предпочитали считать своей резиденцией Новый Рим. При малолетнем императоре Феодосии Втором префект Флавий Анфемий распорядился укрепить столицу.

В 412-414 годах были возведены новые стены Константинополя. В Стамбуле до сих пор сохранились фрагменты этих укреплений (в западной части). Стены протянулись на пять с половиной километров, опоясывая территорию Нового Рима в 12 кв. км. По периметру укреплений возвышались на 18 метров 96 башен. А сами стены до сих пор поражают своей неприступностью.

Еще Константин Великий распорядился возвести возле церкви Святых Апостолов родовую усыпальницу (в ней он и был похоронен). Этот император отреставрировал Ипподром, возвел термы и цистерны, позволяющие накапливать воду для нужд города. На момент правления Феодосия Второго Константинополь включал в себя семь холмов - столько же, сколько и в Риме.

Столица Восточной империи

С 395 года внутренние противоречия в некогда мощной сверхдержаве привели к расколу. Феодосий Первый разделил свои владения между сыновьями Гонорием и Аркадием. Западная Римская империя де-факто перестала существовать в 476 году.

Но ее восточную часть набеги варваров затронули мало. Она продолжала существовать под названием Ромейской империи. Таким образом подчеркивалась преемственность с Римом. Жители этой империи звались ромеями. Но позже вместе с официальным наименованием все чаще стало употребляться слово Византия.

Константинополь (Стамбул) дал свое античное название всей империи. Все последующие правители оставляли после себя существенный след в архитектуре города, возводя новые общественные здания, дворцы, церкви. Но «золотым веком» византийского Константинополя считают период с 527 по 565 гг.

Город Юстиниана

На пятом году правления этого императора вспыхнул бунт - крупнейший в истории города. Это восстание, получившее название «Ника», было жестоко подавлено. Было казнено 35 тысяч человек.

Правители знают, что наряду с репрессиями нужно как-то успокоить подданных, устроив или победоносный блицкриг или затеяв массовое строительство. Юстиниан выбрал второй путь. Город превращается в большую стройку.

Император призвал в Новый Рим лучших архитекторов страны. Именно тогда всего лишь за пять лет (с 532 по 537 гг.) был возведен Софийский собор в Константинополе (или Стамбуле). Был снесен квартал Влахерны, а на его месте появились новые укрепления.

Не забыл Юстиниан и себя, приказав возвести в Константинополе императорский дворец. К периоду его правления относится и постройка церкви Святых Сергия и Вакха.

После смерти Юстиниана Византия стала переживать тяжелые времена. Годы правления Фоки и Ираклия ослабили ее внутренне, а осады аварцев, персов, арабов, болгар и восточных славян подорвали ее военную мощь. Не пошли на пользу столице и религиозные распри.

Борьба иконоборцев и почитателей святых ликов часто заканчивалась разграблением церквей. Но при всем этом население Нового Рима превышало сотню тысяч человек, что было больше любого крупного европейского города тех времен.

Период Македонской династии и Комнинов

С 856 по 1185 гг. Стамбул (бывший Константинополь) переживает небывалый расцвет. В городе возникает первый университет - Высшая Школа, расцветают искусства и ремесла. Правда, этот «золотой век» также омрачали разные проблемы.

С 11 столетия Византия стала лишаться своих владений в Малой Азии из-за нашествия турок-сельджуков. Тем не менее столица империи процветала. Путешественнику, интересующемуся историей Средневековья, следует обратить внимание на сохранившиеся фрески в Айя-Софии, где изображены представители династии Комнинов, а также посетить Влахернский дворец.

Следует сказать, что в тот период центр города сместился к западу, ближе к оборонительным стенам. В городе стало больше чувствоваться и западноевропейское культурное влияние - в основном благодаря венецианским и генуэзским купцам, обосновавшимся у

Совершая прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя, следует посетить монастырь Христа Пантократора, а также церкви Богородицы Кириотиссы, Феодора, Феодосии, Приснодевы Паммакристи, Иисуса Пантепопта. Все эти храмы были возведены при Комнинах.

Латинский период и турецкое завоевание

В 1204 году папа римский объявил Четвертый крестовый поход. Европейское воинство взяло город штурмом и полностью его сожгло. Константинополь стал столицей так называемой Латинской империи.

Оккупационный режим Балдуинов Фландрских продолжался недолго. Греки вновь вернули себе власть, и в Константинополе обосновалась новая династия Палеологов. В ней заправляли прежде всего генуэзцы и венецианцы, образовав практически автономный Галатский квартал.

Город при них превратился в крупный торговый центр. Но они пренебрегли военной обороной столицы. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться турки-османы. В 1452 году султан Мехмед Завоеватель строит на европейском берегу Босфора (к северу от современного района Бебек) крепость Румелихисар.

И уже не важно, в каком году Константинополь стал Стамбулом. Участь города была предрешена с постройкой этой крепости. Константинополь больше не мог сопротивляться османам и был взят 29 мая Тело последнего греческого императора было захоронено с почестями, а голова выставлена на всеобщее обозрение на Ипподроме.

Столица Османской империи

Трудно сказать точно, когда Константинополь стал Стамбулом, поскольку новые хозяева сохранили за городом его старое имя. Правда, они переиначили его на турецкий лад. Константинийе стал столицей ведь турки хотели позиционировать себя как «Третий Рим».

Вместе с тем в обиходе все чаще стало звучать и другое название - «Ис Танбул», что на местном диалекте означает попросту «в городе». Конечно, султан Мехмед распорядился превратить все церкви города в мечети. Но Константинополь только расцвел при владычестве Османов. Ведь их империя была мощной, а богатства завоеванных народов «оседали» в столице.

Константинийе обзавелся новыми мечетями. Самая красивая из них - возведенная архитектором Синаном Сулеймание-Джами - возвышается в старой части города, в районе Вефа.

На месте римского форума Феодосия был построен дворец Эски-Сарай, а на акрополе Византия - Топкапы, который служил резиденцией для 25 правителей Османской империи, живших там на протяжении четырех веков. В 17 веке Ахмед Первый приказал построить напротив Айя-Софии Голубую мечеть, еще одну красивейшую святыню города.

Упадок Османской империи

Для Константинополя «золотой век» приходился на годы правления Сулеймана Великолепного. Этот султан вел одновременно и захватническую, и мудрую внутреннюю государственную политику. Но его преемники постепенно начинают сдавать позиции.

Империя разрастается географически, но слабая инфраструктура не позволяет поддерживать связь между провинциями, которые переходят под власть местных управляющих. Селим Третий, Мехмет Второй и Абдул-Меджид пробуют внедрить реформы, которые оказываются явно недостаточными и не отвечают запросам времени.

Тем не менее, Турция еще выигрывает Крымскую войну. В те времена, когда Константинополь переименовали в Стамбул (но лишь неофициально), в городе было построено много зданий на европейский манер. Да и сами султаны распорядились построить новый дворец - Домлабахче.

Это здание, напоминающее итальянский палаццо Ренессанса, можно увидеть на европейской стороне города, на границе районов Кабаташ и Бешикташ. В 1868-м открывается Галатосарайский лицей, два года спустя - университет. Потом город обзавелся трамвайной линией.

А в 1875 году в Истанбуле даже появилось метро - «Тюннель». Спустя 14 лет столица стала соединена с другими городами железнодорожным сообщением. Сюда прибывал легендарный «Восточный Экспресс» из Парижа.

Республика Турция

Но правление султаната не отвечало запросам эпохи. В 1908 году в стране произошла революция. Но «младотурки» втянули государство в Первую мировую войну на стороне Германии, в результате чего Константинополь оказался захваченным войсками Франции и Великобритании.

Вследствие новой революции к власти приходит Мустафа Кемаль, которого турки и по сей день считают «отцом нации». Он переносит столицу страны в город Ангору, которую переименовывает в Анкару. Пришло время рассказать о том, в каком году Константинополь стал Стамбулом. Это произошло 28 марта 1930 года.

Именно тогда вступил в силу «Закон о почте», который запретил в письмах (да и в официальных документах) использовать наименование Константинополь. Но, повторимся, название Истанбул бытовало еще во времена Османской империи.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...