Клуб молодых педагогов "педагогический навигатор". о педагогическом клубе «Путь к успеху»

В структуре личности воспитателя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Особую значимость данная проблема приобретает в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования определяющих необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе, а также критериев и показателей профессионализма воспитателя дошкольной организации.

Термин «направленность» означает устремленность, сосредоточенность в каком-либо направлении. Понятие «направленность личности» рассматривается в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна и др.

Направленность определяется как:

  • «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн),
  • «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев),
  • «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев),
  • «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев),
  • «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили).

К.К. Платоновым определены показатели содержательной характеристики направленности личности: уровень (общественная значимость направленности человека, его убеждений и мировоззрения), широта (круг интересов личности), устойчивость (длительностью и сохранность побуждений в течение жизни), интенсивность (диапазон выраженности эмоциональной окраски и действенность (активность реализации целей направленности в деятельности). Таким образом, направленность определяется потребностями, интересами, склонностями и стремлениями личности; которая характеризуется системой ведущих мотивов, определяющих внутреннюю позицию личности, ее отношение к деятельности.

В педагогической литературе профессиональная направленность понимается как сложное динамическое образование, характеризующееся наличием знаний, умений, навыков; способностью к саморазвитию, самообразованию; профессиональными интересами и склонностями, потребностями к педагогической деятельности. П.А. Шавир считает, что формирование профессиональной направленности как части общей направленности личности – сложный и многоуровневый процесс, зависящий от многих факторов. К компонентам профессиональной направленности он относит: потребность в профессиональном самоопределении, уже возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения, установки, идеалы, представления о жизни и ценностях.

Развитие профессиональной направленности педагогов дошкольной образовательной организации (далее ДОО) имеет свои специфические особенности: педагог наряду с функциями гностической, дидактической, коммуникативной, организационной выполняет и материнскую функцию, поэтому основными его качествами является сердечность, готовность прийти на помощь, умение оказать эмоциональную поддержку и др., т. е. те качества, которые направлены на действенное проявление любви к детям, как объекту и субъекту своей деятельности.

Оптимальный уровень профессиональной направленности у педагогов детского сада приходится примерно на возраст 20-45 лет. Она проходит ряд этапов и претерпевает изменения. Однако процессы стагнации и деградации во многом зависят от самой личности, от его отношений к себе, к миру, к другим людям, от характера использования имеющихся у него ресурсов. В этот возрастной период и педагогов имеются все предпосылки для развития профессиональной направленности. Ответственность за рост профессиональной направленности педагогов ДОО лежит на заместителе заведующего по учебно-воспитательной работе.

Одной из эффективных инновационных форм обеспечиающей формирование профессиональной направленности является педагогический клуб (Н.И. Белова, Т.В. Модестова, А.А. Окунев, Г.К.Селевко, В.А. Степиова и др.). По мнению В. Сластенина, И. Исаев а данная форма является динамичной, а значит интересной для педагогов. Она изменяются, обновляется в зависимости от многих факторов и потребностей самих педагогов и направлена на саморазвитие, самообразование и повышение профессиональных интересов и склонностей, что обеспечивает развитие профессиональной направленности. Педагогический клуб рассматривается нами как форма профессионального объединения воспитателей в системе методической работы ДОО, наряду с педагогическим советом, семинаром и другими формами работы, связанная с развитием профессиональной направленности педагога, благодаря моделированию педагогических ситуаций, тренингам, проведению деловых игр.

М. Г. Тусеевой считает, что эффективными формами деятельности педагогического клуба для формирования профессиональной направленности являются консультации, педагогические тренинги, деловые игры, диспуты, дискуссии т. е. практико-ориентированные и активные формы, которые стимулируют заниматься педагогической деятельностью, развивают стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, формируют понимание педагогами необходимости повышения профессиональной направленности, удовлетворенность трудом.

На основе теоретического исследования нами было проведено исследование профессиональной направленности педагогов ДОО по следующим методикам (всего в исследовании участвовало 20 человек):

1. Характеристика педагогического коллектива.

Цель: дать полную характеристику на педагогов детского сада, включающую образование, стаж работы, квалификацию и возраст.

2. Анализ планов воспитательной работы заместителя заведующего по учебно – воспитательной работе. Ц ель :проанализировать годовой план заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе; выявить состояние интересующей нас проблемы в практике дошкольного образовательного учреждения. 3. Анкетирование педагогов: «Осознание педагогами профессиональной направленности».

Цель: выявить уровень осознания педагогами необходимости повышения профессиональной направленности.

4. Методика «Моя профессиональная педагогическая деятельность» (автор Г. П. Чиркова).

Цель: оценить стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, дополнительно оценить мотивы выбора профессии. На основе выделенных нами критериев: направленность на профессию, мотивация к деятельности, способность к саморазвитию, самообразованию; наличие профессиональных интересов; профессиональные склонности и способности — были определены уровни профессиональной педагогической направленности педагогов дошкольного образовательного учреждения были выделены уровни профессиональной направленности, к которым мы отнесли изучаемых нами педагогов.

Высокий уровень (20 % педагогов) — характеризуется выраженной склонностью работать с детьми, ярко обнаружена потребность заниматься педагогической деятельностью, удовлетворены своей трудовой деятельностью (или стремятся к тому, что их трудовая деятельность удовлетворяла их). У педагогов развита внутренняя мотивация к профессиональной деятельности (они работают, потому что любят детей, есть интерес к данной профессии). Педагоги чётко осознают необходимость повышения профессиональной направленности, самообразования, осознают объект и содержание педагогической деятельности, показывают высокие продуктивные качественные результаты в воспитании детей.

Средний уровень (60 % педагогов) — характеризуется выраженной склонностью работать с детьми, но потребность заниматься педагогической деятельностью обнаружена частично, не всегда удовлетворены своей трудовой деятельностью (или стремятся к тому, что их трудовая деятельность удовлетворяла их). У педагогов слабо развита внутренняя мотивация к профессиональной деятельности (они работают, потому что любят детей, есть интерес к данной профессии). Воспитатели не совсем чётко осознают необходимость повышения профессиональной направленности, самообразования, объект и содержание педагогической деятельности, показывают средние продуктивные качественные результаты в воспитании детей.

Низкий уровень(20 % педагогов) — характеризуется нежеланием работать с детьми, не обнаружена потребность заниматься педагогической деятельностью, они очень часто не удовлетворены своей трудовой деятельностью. У педагогов не развита внутренняя мотивация к профессиональной деятельности. Воспитатели не чётко осознают необходимость повышения профессиональной направленности, самообразования, объект и содержание педагогической деятельности, показывают низкие продуктивные качественные результаты в воспитании детей.

Таким образом, профессиональная направленность педагогов дошкольного образовательного учреждения носит преимущественно средний и низкий уровень. 60% педагогов понимают необходимость повышения и стимулирования уровня профессиональной направленности, однако осознанности повышения профессиональной направленности у педагогов дошкольного образовательного учреждения мы не увидели.

Целью формирующего этапа исследования являлось создание педагогических условий для развития профессиональной направленности у педагогов ДОО в рамках организации педагогического клуба, которыми стали:

а) создания положительного социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
б) направленности содержания заседаний педагогического клуба на повышение мотивации, эмоционально-ценностного отношения к профессии, с использованием диспутов, встреч за «круглым столом», семинаров-практикумов, тренинговых упражнений, дискуссий.

Формирующий этап проходил через следующие блоки поэтапно:

1 этап: Первый блок мы назвали «Изучаю сам себя» .

Цель блока: стимулировать осознание педагогами необходимости повышения профессиональной направленности.

Форма проведения: «круглый стол», семинар-практикум 2 этап:

Второй блок «Развитие профессиональной направленности».

Цель: формировать стремление и потребность заниматься педагогической деятельностью, активизировать и стимулировать желание заниматься педагогической деятельностью.

Форма проведения: педагогический тренинг дискуссия.

3 этап: Третий блок «Профессиональное саморазвитие».

Цель: стимулировать педагогов ДОО к профессиональному саморазвитию. Форма проведения: дискуссии, школа педагогического мастерства.

Анализ результатов контрольного этапа по тем же методикам показал, что имеется положительная динамика в развитии профессиональной направленности педагогов ДОО.

В процессе экспериментальной работы мы увидели изменения в структуре мотивации, где произошло усиление интереса к профессиональной деятельности педагогов.

Результаты исследования педагогов:

Констатирующий эксперимент: Высокий уровень – 20 % Средний – 60 % Низкий – 20 % Контрольный эксперимент: Высокий уровень – 40 % Средний – 60 %

Таким образом, организация педагогического клуба и создание в его рамках условий, обеспечили развитие профессиональной направленности педагогов.

ПОЛОЖЕНИЕ

о педагогическом клубе

муниципального казенного образовательного учреждения

«Альменевская средняя общеобразовательная школа»

Раздел I . Общие положения

1.1.Создание педагогического клуба МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» опирается на лучшие традиции российского образования, народной педагогики и направлено на их развитие и повышение профессиональной компетентности педагогов.

1.2.Педагогический клуб объединяет на добровольной основе педагогическую общественность: победителей, лауреатов и участников конкурсов профессионального мастерства различных направлений учрежденческого, муниципального, регионального, федерального уровней, педагогов, награжденных государственными и ведомственными наградами, творчески работающих педагогов.

1.3.Деятельность педагогического клуба основывается на принципах добровольности, демократии, гласности, равноправия его членов и соблюдения педагогической этики.

1.4.Организационно-технические вопросы педагогический клуб обеспечивает при поддержке администрации МКОУ «Альменевская СОШ».

1.5.Структура педагогического клуба и план работы определяются педагогами, входящими в его состав, по согласованию с администрацией школы.

1.6.Педагогический клуб вправе иметь собственную атрибутику.

Раздел II . Цели деятельности педагогического клуба

2.1. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

2.2. Создание позитивного имиджа профессиональной деятельности учителя.

2.3. Обобщение и распространение педагогического опыта.

2.4. Использование опыта членов педагогического клуба при подготовке участников профессиональных конкурсов.

2.5. Для достижения целей педагогический клубставит и решает следующие задачи:

  • продолжать работу с банком данных о творчески работающих учителях школы;
  • оказывать методическую поддержку членами клуба педагогам школы в их творческих начинаниях;
  • содействовать в проведении ежегодных конкурсов профессионального мастерства;
  • пропагандировать и распространять педагогический опыт творчески работающих педагогов через различные формы в школе и районе.

Раздел III . Деятельности педагогического клуба

3.1. Основными формами деятельности педагогического клуба являются:

  • проведение заседаний педагогического клуба в соответствии с планом работы клуба;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства и оказание помощи участникам в подготовке к конкурсным мероприятиям;
  • оказание методической помощи начинающим педагогическую деятельность преподавателям;
  • обобщение и распространение педагогического опыта через открытые уроки, семинары, мастер-классы, совещания, круглые столы, деловые игры и т.п.

3.2. Деятельность педагогического клуба носит практический характер.

Раздел IV . Члены педагогического клуба,

их права и обязанности

4.1. Членами педагогического клуба могут быть победители, лауреаты и участники конкурсов профессионального мастерства учрежденческого, муниципального, регионального, федерального уровней, педагоги, награжденные государственными и ведомственными наградами, творчески работающие педагоги, а также педагоги, проявляющие желание участвовать в его деятельности и повышать собственное профессиональное мастерство.

4.2. Участие в деятельности клуба добровольное; вступление в клуб осуществляется на основании личного заявления.

4.3. Руководитель выбирается из состава клуба; он координирует деятельность клуба, осуществляет взаимодействие с районным педагогическим клубом и методическим кабинетом районного отдела образования.

4.4. Члены педагогического клуба имеют право:

  • пользоваться информацией о деятельности клуба;
  • открыто высказывать свое мнение по тем или иным вопросам деятельности педагогического клуба;
  • вносить корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов педагогов;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь педагогам;
  • по согласованию с администрацией школы посещать методические мероприятия на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
  • обобщать и распространять педагогический опыт через выступления, публикации в СМИ, Интернет-ресурсах в качестве участников школьного педагогического клуба.

4.5. Члены педагогического клуба обязаны:

  • соблюдать настоящее Положение;
  • участвовать в деятельности, которая способствует достижению целей и решению задач педагогического клуба;
  • способствовать повышению авторитета клуба;
  • выполнять решения, принятые на заседании клуба;
  • участвовать в разработке просветительских мероприятий (семинаров, конференций, диспутов, круглых столов, фестивалей, конкурсов, презентаций и т.д.) с целью пропаганды деятельности клуба.

4.6. Членство в клубе прекращается по собственному желанию на основании личного заявления.

Раздел V . Документация

5.1. Педагогический клуб работает по утверждённому в начале учебного года плану.

5.2 Документация педагогического клуба хранится в МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»

Раздел VI . Ответственность педагогического клуба

6.1. Клуб подотчетен педагогическому совету, которому докладывает о выполнении утверждённого плана и принятых решениях.

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы ________

(Морозова Н.А.)

ПОЛОЖЕНИЕ

о педагогическом клубе «Путь к успеху»

1. Общие положения.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Приоритетного национального проекта «Образование».

1.3. Профессиональный Клуб педагогов создается на добровольной основе, объединяет педагогов образовательного учреждения, является органом общественного управления профессиональным сообществом.

1.4. Клуб создается на базе МКОУ «Чинеевская средняя общеобразовательная школа».

1.5. Клуб не является юридическим лицом и не осуществляет коммерческой деятельности.

2. Задачи деятельности Клуба.

2.1. Задачи деятельности Клуба:

  • поддержка творческихработников образования;
  • повышение престижа педагогической профессии;
  • распространение педагогического опыта;
  • увеличение количества участников конкурсного движения и их поддержка;
  • содействие профессиональному общению.

3.1. Выявление «общего поля» профессиональных проблем, подготовка и содействие реализации предложений по их решению.

3.2. Пропаганда и распространение позитивного опыта применения современных технологий в образовательной практике педагога.

3.3. Апробация новых технологий и методических материалов, как в рамках заседаний Клуба, так и в рамках тематических образовательных событий.

3.4. Разработка и реализация сетевых проектов.

3.5. Создание и публикация методических разработок из опыта работы членов Клуба.

3.6. Организация образовательных встреч по направлениям деятельности педагога.

3.7. Организация встреч с ведущими специалистами в различных областях человеческих знаний, победителями конкурсов педагогического мастерства.

3.8. Участие в проведении профессиональных конкурсов.

3.9. Развитие профессиональных и личностных контактов в процессе взаимодействия как внутри педагогического сообщества, так и в процессе общения с другими объединениями и структурами.

3.10. Информационное взаимообогащение в ходе проведения встреч, семинаров, презентаций, конференций и других форм профессионального общения членов Клуба.

3.11. Создание страницы Клуба на сайте щколы и размещение там информации о работе Клуба.

3.12. Создание, сохранение и развитие традиций Клуба.

3.13. Формы деятельности: рабочие встречи членов Клуба, тематические «Круглые столы», ситуационные семинары, дискуссии, презентации, мастер - классы, конференции, форумы и т.д.

  1. 4. Права и обязанности членов клуба.

4.1. Членами Клуба могут быть участники конкурсов профессионального мастерства разных уровней.

4.2. Присвоение статусачлена Клубаосуществляется Советом Клуба на основании личного заявления.

4.3. Члены Клуба имеют право:

  • пользоваться информацией о деятельности Клуба;
  • участвовать в семинарах, творческих мастерских, мастер – классах, конференциях;
    • избирать органы управления Клуба и быть избранными в них.

4.4. Члены Клуба обязаны;

  • соблюдать настоящее Положение;
  • быть проводником идей Клуба в своём образовательном учреждении;
  • регулярно информировать Совет Клуба о мероприятиях, проблемах, а также о новых проектах.

4.5 . Членство в Клубе прекращается по собственному желанию с уведомлением Совета Клуба о выходе из членов Клуба.

5. Управление Клубом.

5.1. Управление Клубом осуществляет его Совет. Состав Совета Клуба избирается на общем собрании Клуба сроком на один год.

5.2. Общее собрание членов Клуба собирается не реже одного раза в год.

5.3. Общее собрание определяет количественный состав Совета, заслушивает отчёт Совета. Общее собрание считается состоявшимся при наличии на нём не менее 50 процентов членов Клуба.

5.4. Совет принимает Положение о Клубе, определяет основные направления работы Клуба.

5.5. Совет Клуба избирает председателя, секретаря.

5.6. Председатель осуществляет текущее руководство Клубом, председательствует на заседаниях Совета, а также на проводимых Клубом семинарах и конференциях, осуществляет созыв Совета Клуба не реже одного раза в квартал.

5.7. Совет клуба ежегодно отчитывается о деятельности Клуба перед общим собранием Клуба.

  1. 6. Делопроизводство.

6.1. Совет клуба ведёт протокол своих заседаний и общего собрания Клуба.

6.2. Ответственность за делопроизводство в Клубе возлагается на секретаря Клуба.

7. Ликвидация и реорганизация Клуба.

7.1. Реорганизация или ликвидация Клуба производится по решению общего собрания.

7.2. Клуб прекращаетсвою деятельность на основании решения, утверждённого не менее двумя третями общего собрания.

Педагогический клуб «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО»

117447, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 13/17 с. 8.


Органам местного самоуправления,

осуществляющим управление в сфере образования

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Педагогический клуб «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО» в целях выявления и распространения передового педагогического опыта, поддержки талантливых педагогов, повышение престижа учительской профессии и улучшение профессионального мастерства педагогов проводит в ноябре – декабре 2013 г. ряд дистанционных мероприятий для педагогических работников системы образования.

Скачать положения всех дистанционных мероприятий можно на сайте клуба: https://sites.google.com/site/klybnayka.

E-mail: [email protected]; тел. 89502752152.

Координатор - Коновалова Елена Николаевна

II Всероссийский творческий конкурс «Придумай сказку!»

Для участия в конкурсе необходимо написать сказку или сделать иллюстрацию в любой технике. Иллюстрация может быть как к уже известному произведению, так и к произведению, присланному на конкурс.

Номинации:

  • Лучшая сказка;
  • Лучшая иллюстрация к сказке.

По итогам конкурса издается «Книга сказок». Педагогический клуб предлагает родителям, воспитателям и учителям помочь ребятам в оформлении работ и поучаствовать вместе с ними в этом конкурсе. Прием работ с 9.11.13 г. – 25.12.13 г. Оргвзнос - 220 руб.

II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Конкурс проводится по 10 номинациям. Победители награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени, участники - дипломами за педагогическое мастерство и активное участие в конкурсе.

Прием работ с 9.11.13 г.-26.12.13 г. Оргвзнос 240 руб.

Всероссийский уровень дистанционного обобщения передового педагогического опыта.

Педагогический опыт определяется как творческое активное освоение и реализация учителем (воспитателем) в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.

Прием материалов с 9.11.13 г.-26.12.13 г. Оргвзнос - 510 руб. Экспертиза материалов и оформление электронных свидетельств об обобщении опыта в течение 10 рабочих дней.

Всероссийский уровень проведения открытых дистанционных мастер-классов.

Для проведения мастер-класса необходимо выслать сценарий и рабочий материал, который будет представлен педагогическому сообществу в виде публикации для дистанционного участия.

В течение 10 рабочих дней присланные материалы проходят экспертизу и размещаются на сайте.

Прием материалов с 9.11.13 г.-26.12.13 г. Оргвзнос - 490 руб.

Оформление благодарственного письма участникам заочных мероприятий педагогического клуба «Наука и творчество». Основание для оформления благодарности может быть: участие в конкурсе (мероприятии) либо оказание методической помощи своим коллегам в подготовке, оформлении или отправке материала в адрес педагогического клуба.

В рамках данного мероприятия проводиться акция: первым 50 заявителям, благодарственные письма оформляются досрочно, в течение 10 рабочих дней.

Публикации в интернет-журналах педагогического мастерства: «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Средняя школа», «Коррекционное, дополнительное и профессиональное образование», «Вопросы образования и воспитания», «Творчество педагогов и работы обучающихся».

Публикации сроком не ограничены. Оргвзнос 250 руб. Авторы получают свидетельства о публикации.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...