Китайская экспансия или новая орда. Китайская экспансия: вымысел или реальность

Информация с мест - что происходит на Байкале и на Дальнем Востоке. Угрожает ли китайская экспансия России?

Анна Сочина

Я уверена, вы не раз слышали, что Путин якобы продал Сибирь китайцам, китайцы массово захватывают наши дальневосточные территории и прочее в том же духе. Может быть, вы даже согласны с этим мнением - что ж, об этой так называемой интервенции я и хочу поговорить, а чтобы облегчить задачу, сосредоточимся на территории у озера Байкал.

Стремительную популярность набирает петиция жительницы города Ангарск, которая обеспокоена «интервенцией по-китайски» и просит президента обратить внимание на проблему. В петиции, которая собрала уже больше 58 тысяч подписей, речь идет в основном о поселке Листвянка, расположенном прямо на берегу Байкала, но вообще, ситуация характерна и для остальных прибрежных поселений.

Прямо на берегу озера китайцы скупают участки, регистрируют их как индивидуальное жилищное строительство, на это они по закону имеют полное право, а затем просто вешают на коттедж вывеску и пожалуйста, гостиница готова. На текущий момент в Листвянке легально в качестве китайских отелей оформлены только 3 или 4, все остальные (сейчас их там около от 15 до 20), никаких налогов в российскую казну не уплачивают.

На ситуацию обратили внимание в Госдуме - по мнению депутата от Иркутской области Михаила Щапова, уже обсуждавшим этот вопрос с делегацией из Листвянки, основная проблема заключается в нашем законодательстве, а не в засилье китайцев. По словам парламентария, законодательство вокруг Байкала очень противоречиво: есть много излишних запретов и есть огромные пробелы.

Дело в том, что когда речь идет о Байкале, то следует учитывать, что это природоохранная зона, где одновременно действует множество разных норм - да что говорить, существует даже отдельный закон. В итоге все эти нормы вступают в противоречие друг с другом, и открыть на территории около озера легальную гостиницу крайне сложно.

Такого же мнения придерживается и депутат Сергей Тен, курирующий в Думе направление по проблемам Байкала. По его словам, там уже начали обсуждать, каким образом усовершенствовать законы как для российских, так и для китайских предпринимателей, дабы остановить незаконную застройку береговой зоны. Ключевым условием при этом является поступление налогов в российскую казну, чего на данный момент не происходит. Но пока депутаты будут работать над новыми нормами в отношении строительства, у меня все же остается вопрос к местным властям: не очень понятно, как можно закрывать глаза на десяток незаконных гостиниц у тебя под носом - только если ты на этом не зарабатываешь, конечно.

При всем этом важно отметить, что незаконные гостиницы на Байкале открывают не только китайцы, но и сами русские, да и вообще, это у нас происходит повсеместно, по всей стране. Беспокойство вызывает иной факт - строительство наносит серьезный вред экологии, ведь на прибрежных участках срываются, к примеру, горы, являющиеся частью природного ландшафта. Мусор от строительства, загрязнение озера - все это в ту же копилку. А вот то, что на Байкале такое огромное количество туристов из Китая, неудивительно - это логично в первую очередь из-за географического положения, кроме того, они пользуются визовыми льготами, у них по нынешнему соотношению курса рубля и юаня много денег, они, в конце концов, составляют основную массу посещающих Россию туристов.

И раз уж речь зашла о туризме - по мнению экспертов, растущий поток туристов, в частности из Китая, а их за 2017-ый год приехало более миллиона человек, увеличивает доходы сразу пятидесяти трех отраслей экономики, а китайцы в России тратят более двух миллиардов долларов ежегодно. И чтобы эта цифра продолжала расти, осенью наше правительство решило расширить для граждан КНР возможности безвизового посещения. Я понимаю, что автор петиции напугана наплывом китайских туристов, и я согласна с тем, что регулировать турпотоки просто необходимо - этим, кстати, в Думе тоже озаботились, но называть все это экспансией странно. Тогда такую же китайскую экспансию можно наблюдать в Париже, Риме, Барселоне или в Петербурге.

Да и потом, с нашей туристической инфраструктурой нужно радоваться наплыву туристов. Когда я смотрела сюжеты местных СМИ о ситуации в Листвянке, меня больше всего поразило вовсе не засилье китайцев, а то, что там нет канализации. Что удивляться - прямой вклад туризма в ВВП России составляет 1 процент, в то время как в ведущих экономиках - 3-5 процентов, по данным института комплексных стратегических исследований. Такая ситуация сложилась по двум причинам: совершенно неразвитая инфраструктура на большинстве курортов и вытекающие из нее серые схемы ведения бизнеса.

Но возвращаясь к разговору о китайской экспансии. Нагляднее всего несостоятельность всей этой паники показывает вот эта карта. Итак, в Китае 94 процента населения сосредоточено в крупных городах на юго-востоке страны.

В северных провинциях при этом, как видите, с населением совсем не густо. А теперь посмотрим на пропорцию населения в России: 6 процентов живут в Сибири и на Дальнем Востоке. Из всего этого вытекает вопрос: на кой черт китайцам селиться на этих территориях, если они не живут даже у себя на севере?

Нет, я не отрицаю, что мы сдаем территории китайцам в аренду. Вот только этих территорий гораздо меньше, чем принято считать. Из известных сделок можно привести договор между китайской компанией «Хуаэ Синьбан» и правительством Забайкальского края о передаче в аренду 115 тысяч гектар земли на 49 лет, чтобы китайцы на этой земле могли выращивать сельхозкультуры. Объем инвестиций при этом составил около 24 миллиардов рублей - по курсу на 2015-ый год. Что было бы, не будь там «Хуаэ Синьбан?» Скорее всего, земля бы просто пустовала. Дальше фоном То же самое касается и Хабаровского, и Приморского края - при том, что в аренду там, начиная с 2009 года, сдавались сотни тысяч гектар, работать за время с 2009 по 2015-ый приехало всего 2,5 тысячи китайцев.

То, как китайцы обрабатывают арендованную землю - уже другой вопрос. Они используют вредные химикаты, не соблюдают экологических норм, вырубают леса подчистую и так далее. И если российские власти хотят справиться с этой ситуацией, то существует только один путь, помимо усиления работы надзорных органов, конечно. Это активизация экономической и социальной жизни Дальнего Востока.

Хорошим примером можно считать программу «дальневосточный гектар» - сейчас в пользование отдано уже более 34 тысяч участков, более 70-ти тысяч заявок находятся на рассмотрении. Но, опять же, предлагается просто участок, а об инфраструктуре в виде хотя бы дорог никто пока не говорит.

Если программы по освоению Дальнего Востока будут качественно реализовываться, соотношение 94 к 6 может поменяться, и об экспансии китайцев волноваться уже точно не придется. Но если местные власти снова выберут обогащение за счет незаконной застройки природоохранных зон, ни туризм, ни экономика в целом в этих регионах развиваться не будет.

Премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча 3 октября посещает Белый дом, чтобы обсудить с президентом США Дональдом Трампом проблему северокорейской ядерной угрозы. Однако особенность момента состоит в том, что Таиланд сегодня — партнер Пекина, а не Вашингтона. И это далеко не единственный пример, когда бывшие союзники США в Юго-восточной Азии смотрят в сторону Китая.

Свято место пусто не бывает

Отношения Таиланда с США и Китаем — красноречивый пример того, как происходит смена приоритетов. В 2014 году в Таиланде случился государственный переворот, после которого Соединенные Штаты приостановили оказание военной помощи Бангкоку, отменили ряд межгосударственных визитов и понизили уровень сотрудничества с этой страной.

Прошло три года, и сегодня Таиланд числится в списке из 16 государств, с которыми США переживают дисбаланс в торговых отношениях. В то же время, если в общем объеме прямых иностранных инвестиций в таиландскую экономику китайские вложения десять лет назад едва достигали 1%, то сегодня превысили 15%. В списке инвесторов Таиланда по итогам прошлого года Китай занял второе место после Японии.

На такое изменение расклада сил оказал влияние выход США из Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), к которому Бангкок проявляет повышенную заинтересованность с 2013 года. Однако главная причина — идеологическая.

"США отказываются поддерживать режим, который они считают недемократическим и попирающим права человека. Однажды включив так называемый механизм нравственной доминанты, Вашингтон уже не может поступиться принципами в своей внешней политике. А коммунистический Китай на все эти нюансы не обращает внимания и действует исходя исключительно из принципов экономической целесообразности. И выигрывает", — говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Кроме чисто экономических интересов, играют роль и оборонно-стратегические. Обострение конфликта Китая с Японией из-за группы островов теоретически может привести к тому, что корабли Седьмого флота США в какой-то момент перекроют Малаккский пролив, и тогда единственными воротами в Южно-Китайское море для КНР останется планируемый Тайский канал через перешеек Кра. Это является дополнительным стимулом для Китая наращивать сотрудничество с Таиландом.

© AP Photo / Chen Fei/Xinhua


© AP Photo / Chen Fei/Xinhua

Тень китайской подлодки

Другим примером смены внешнеполитических ориентиров стала Малайзия. Накануне визита в США премьер-министра страны Наджиба Разака на малайзийскую военно-морскую базу Сепанггар на Борнео на четыре дня зашла китайская подводная лодка.

"И Малайзия, и Таиланд все время пытаются показать свою равную удаленность и от США, и от Китая. Но одно дело — заявления лидеров этих стран, другое — кто все-таки реально перетягивает канат на свою сторону в регионе. США заметно проигрывают Китаю. В последние годы Китай сильно укрепил свое влияние в Юго-Восточной Азии. Американцы начали понимать, что они теряют влияние в регионе. Филиппины — их ближайший союзник, Таиланд тоже связан тысячью нитей с США, но они склоняются в сторону Китая, экономическое присутствие которого там постоянно растет", — сказала китайскому сайту агентства Sputnik эксперт Института Востоковедения РАН Елена Фомичева.

Участившиеся визиты азиатских лидеров в Вашингтон — свидетельство того, что Белый дом обеспокоен разворотом своих стратегических союзников в сторону Пекина и пытается найти подходы к ним, чтобы вернуть "блудных партнеров" под свое крыло.

Таиланд, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Лаос — вот далеко не полный список стран региона, сотрудничество которых с США или постепенно сворачивается, или находится на неизменном уровне, в то время как торгово-экономическое, военное и политическое партнерство с Китаем не первый год переживает процесс динамического развития.

"США слишком заняты собой"

Тем временем, пока Штаты выходят из международных партнерств (таких, как ТТП и NAFTA), региональные и межрегиональные интеграционные процессы продолжаются уже без них, утверждает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Он напоминает, что 11 стран, оставшиеся в ТТП, продолжают процесс ратификации соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Кроме того, уже до конца этого года ожидается подписание еще одного соглашения — о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).

"В создании ВРЭП участвуют страны АСЕАН и еще десять государств, с которыми у этой ассоциации есть соглашения о зоне свободной торговли. Это будет огромный экономический блок, на долю которого приходится половина населения Земли и примерно 50% ВВП всего земного шара. В него войдут такие быстро развивающиеся гиганты, как Китай и Индия, так что реальную мощность нового экономического интеграционного образования трудно будет переоценить", — говорит Алексей Портанский.

Китай активно наращивает торгово-экономическое сотрудничество со странами АТР: начиная с 2000 года его двусторонний товарооборот с десяткой государств — членов АСЕАН вырос более чем в десять раз и перевалил за 500 миллиардов долларов, тогда как у США этот показатель находится на уровне 200 миллиардов долларов.

"Сегодня Белый дом слишком занят внутренними американскими проблемами, чтобы уделить достаточное внимание поддержанию статуса США как мировой державы, — считает Дмитрий Абзалов. — Кроме того, обещания по решению экономических и социальных проблем и увеличению числа рабочих мест в стране, которые раздавал Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании, прямо противоречат задачам какой-либо внешней экспансии и препятствуют доступу на внутренний рынок США потенциальных торговых партнеров".

Аналитик убежден, что рост экономического влияния Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом Россия вполне может использовать в своих интересах. Есть много секторов экономики, где Москва может предложить свое участие, дополняя Пекин — к примеру, в энергетической сфере, машиностроении, в области ВПК. И, действуя в кооперации с КНР, расширять торгово-экономическое сотрудничество с самыми разными странами и регионами.

Между Россией и АСЕАН сегодня существует множество механизмов взаимодействия. На состоявшемся недавно экономическом форуме во Владивостоке отдельно обсуждались возможности сотрудничества и обмена опытом между территориями опережающего развития Дальнего Востока, Свободным портом Владивосток и свободными экономическими зонами в Юго-Восточной Азии. В общей сложности было представлено 32 инвестиционных проекта на общую сумму 1,3 триллиона рублей. Это проекты в области развития транспортной и логистической систем Дальнего Востока, в области горнодобывающей, газохимической промышленности, лесной отрасли, сельского хозяйства и рыболовства, а также туризма и здравоохранения.

Геноцид в Руанде 1994 - кампания массовых убийств тутси и умеренных хуту, совершенные хуту. А также массовые убийства хуту, совершенные Руандийским патриотическим фронтом (РПФ) тутси. Со стороны хуту осуществлялись военизированными формированиями экстремистов хуту «Интерахамве» и «Импузамугамби» в Руанде при активной поддержке сочувствующих из числа рядовых граждан с ведома и по указанию властей страны.

Скорость убийств превышала в пять раз скорость убийств в немецких концлагерях в годы Второй мировой войны. Конец убийствам тутси положило наступление Руандийского патриотического фронта тутси.

















10 указов хуту

Каждый Хуту должен знать, что женщина Тутси, где бы она ни была, преследует интересы ее этнической группы. Поэтому предателем будет считаться тот хуту, который женится на женщине тутси, заведет дружбу с женщиной тутси, или будет держать тутси в качестве секретарши или наложницы.
Каждый Хуту должен помнить, что дочери нашего племени более сознательно относятся к своей роли жен и матерей. Они более красивы, честны и работоспособны в качестве секретарш.
Женщины Хуту, будьте бдительны, попытайтесь образумить своих мужей, братьев и сыновей.
Каждый Хуту должен знать, что Тутси лжив в сделках. Его единственной целью является превосходство его этнической группы. Посему предателем будет считаться каждый хуту, который
- является деловым партнером тутси
- который вкладывает деньги в проект тутси
- который одалживает или ссужает деньги тутси
- который помогает тутси в бизнесе посредством выдачи лицензии и так далее.
Хуту должны занимать все стратегические посты в политике, экономике, правоохранительных органах.
В сфере образования большинство учителей и учеников должны принадлежать к племени хуту.
Вооруженные силы Руанды будут комплектоваться исключительно представителями Хуту.
Хуту должны перестать жалеть Тутси.
Хуту должны быть едины в борьбе против Тутси.
Каждый Хуту должен распространять идеологию Хуту. Хуту, который попытается помешать своим братьям распространять идеологию хуту, считается предателем.

Руандийское общество традиционно состояло из двух каст: привилегированного меньшинства народности тутси и подавляемого большинства народности хуту, хотя ряд исследователей высказывает сомнения относительно целесообразности разделения тутси и хуту по этническому признаку и указывает на то обстоятельство, что в период бельгийского контроля за Руандой решение об отнесении конкретного гражданина в тутси или хуту выносилось по имущественным признакам.



Говорят тутси и хуту на одном языке, но теоретически имеют заметные расовые отличия, сильно сглаженные многолетней ассимиляцией. До 1959 статус кво сохранялся, но в результате периода массовых беспорядков хуту получили административный контроль. В период обострения экономических сложностей, совпавший по времени с активизацией повстанческого движения на базе тутси, известного как Руандийский патриотический фронт, c 1990 года начался процесс демонизации тутси в средствах массовой информации, особенно в газете «Kangura» («Пробудись!»), публиковались всевозможные домыслы о всемирном заговоре тутси, акцентировалось внимание на жестокости боевиков РПФ, а некоторые репортажи сознательно фабриковались, как случай с женщиной хуту, забитой насмерть молотками в 1993 или захватом близ бурундийской границы шпионов-тутси.









Хроника

6 апреля 1994 года на подлёте к Кигали из ПЗРК был сбит самолёт, на котором летели президент Руанды Жювеналь Хабьяримана и президент Бурунди Нтариамира. Самолет возвращался из Танзании, где оба президента участвовали в международной конференции

Премьер-министр Агата Увилингийимана была убита на следующий день, 7 апреля. Утром этого дня охранявшие дом премьер-министра 10 бельгийских и 5 ганских миротворцев ООН были окружены солдатами президентской гвардии Руанды. После недолгого противостояния бельгийские военные получили по радиосвязи от своего командира распоряжение подчиниться требованиям нападавших и сложить оружие. Увидев, что охранявшие её миротворцы разоружены, премьер-министр Увилингийимана с мужем, детьми и несколькими сопровождающими пыталась спрятаться на территории американского посольства. Однако солдаты и боевики молодёжного отделения правящей партии, известного как «Интерахамве», нашли и зверски убили премьер-министра, её супруга и ещё несколько человек. Чудом уцелели только ее дети, спрятанные одним из сотрудников ООН.

Судьба сдавшихся бельгийских солдат ООН также была решена боевиками, руководство которых считало необходимым нейтрализовать миротворческий контингент и избрало хорошо показавший себя в Сомали метод расправы с членами контингента. Боевики «интерахамве» изначально подозревали бельгийский контингент сил ООН в «симпатиях» к тутси. К тому же в прошлом Руанда была колонией Бельгии и многие были не прочь посчитаться с бывшими «колонизаторами». По свидетельствам очевидцев, озверевшие боевики сначала кастрировали всех бельгийцев, затем запихнули отрезанные половые органы им в рот и после жестоких пыток и издевательств застрелили

Государственное радио и частная станция, с ним аффилированная, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями. Орудием убийства в основном служило холодное оружие (мачете). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях.

1994, 11 апреля - убийство 2000 тутси в школе Дон Боско (Кигали), после эвакуации бельгийских миротворцев.
1994, 21 апреля - Международный Красный Крест сообщает о возможных казнях сотен тысяч гражданского населения.
1994, 22 апреля - резня 5000 тутси в монастыре Сову.
США не вмешивались в конфликт, опасаясь повторения событий 1993 в Сомали.
1994, 4 июля - отряды Руандийского патриотического фронта вошли в столицу. 2 миллиона хуту, опасаясь кто расплаты за геноцид (в военизированных отрядах было 30 тысяч человек), а большинство геноцида со стороны тутси, покинули страну.

Плакат с разыскиваемыми из Руанды

Международный трибунал по преступлениям в Руанде

В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по преступлениям в Руанде. Среди подследственных - организаторы и вдохновители массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном бывшие чиновники правящего режима. В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.

В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). В октябре 1995 года Рутаганде был арестован.

1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту? … Идите и убейте их. Они могут вас отравить».

Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.

Премьер министр Агата Увилингийимана, была на пятом месяцу беременности когда ее убили в ее резиденции. Восставшие вспороли ей живот.

















43 -летняя Мукаруринда Алисе, потерявшая всю семью и руку во время массовых убийств, живет с человеком, причинившим ей увечья

42 -летняя Альфонсина Мукамфизи, чудом уцелевшая во время геноцида, остальные члены ее семьи были убиты

Р.S

Поль Кагаме, президент Руанды, здесь его очень любят, потому что он был предводителем Руандийского патриотического фронта (РПФ), который в 1994 году в результате гражданской войны захватил власть в стране и остановил геноцид представителей племени тутси.

После прихода к власти РПФ Кагаме был министром обороны, но фактически именно он и руководил страной. Потом в 2000 году его избрали президентом, в 2010 году он избрался на второй срок. Ему удивительным образом удалось восстановить силы и экономику страны. Например, с 2005 года ВВП страны выросло вдвое, и население страны на 100% стало обеспечено едой. Быстрыми темпами начали развиваться технологии, и правительству удалось привлечь в страну множество иностранных инвесторов. Кагаме активно боролся с коррупцией и хорошо укрепил государственные структуры власти. Он развил торговые связи со странами-соседями и подписал с ними договор об общем рынке. При его правлении женщины перестали ущемляться в правах и начали участвовать в политической жизни страны.

Большая часть населения гордится своим президентом, но есть и те, кто его боится и критикует. Проблема в том, что в стране практически исчезла оппозиция. То есть не совсем исчезла, а просто многие ее представители оказались в тюрьме. Также были сообщения о том, что во время предвыборной компании 2010 года некоторые люди были убиты или арестованы - это тоже связывают с политическим противостоянием президенту. Кстати, в 2010 году в выборах помимо Кагаме участвовали еще три человека от разных партий, и он тогда много говорил о том, что в Руанде свободные выборы и что граждане сами вправе выбирать свою судьбу. Но и тут критики отмечали, что эти три партии оказывают большую поддержку президенту и что трое новых кандидатов - его добрые друзья.

Как бы то ни было, в декабре прошлого года в Руанде прошел референдум о поправках в конституцию, которые дали бы Кагаме право избраться президентом на третий семилетний срок, а потом еще на два срока по пять лет. Поправки были приняты 98% голосов. Новые выборы пройдут в следующем году.

В 2000 году, когда Кагаме стал президентом, парламент Руанды принял программу развития страны Vision 2020. Ее цель состоит в том, чтобы превратить Руанду в технологичную страну среднего достатка, побороть бедность, улучшить качество здравоохранения и сплотить народ. Разработку программы Кагаме начал в конце 90-х. При ее составлении он и его соратники опирались на опыт Китая, Сингапура и Тайланда. Вот основные пункты программы: эффективное управление, высокий уровень образования и здравоохранения, развитие информационных технологий, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и скотоводства.

Как понятно из названия, реализация программы должна быть закончена к 2020 году, а в 2011 в правительстве Руанды подвели промежуточные итоги. Тогда каждой из целей плана присваивали один из трех статусов: «по плану», «с опережением» и «с отставанием». И выяснилось, что реализация 44% целей шла по плану, 11% - с опережением, 22% - с отставанием. Среди последних было увеличение численности населения, борьба с бедностью и защита окружающей среды. В 2012 году Бельгия провела исследование реализации программы и заявила, что успехи весьма впечатляющие. В числе главных достижений она отметила развитие образование и здравоохранения и создание благоприятной среды для ведения бизнеса.

Когда речь заходит о программе развития, Кагаме часто начинает рассуждать о том, что основной капитал Руанды - это люди: «Наша стратегия базируется на мысли о людях. Поэтому при распределении национального бюджета мы делаем упор на образование, здравоохранение, развитие технологий и внедрение инноваций. Мы постоянно думаем о людях».

В Руанде действует много государственных программ, которые помогают населению выбираться из бедности и жить более-менее достойно. Например, там есть программа «Чистая вода», которая за 18 лет смогла повысить доступ населения к обеззараженной воде на 23%. Еще там есть программа, благодаря которой все дети имеют возможность попасть в начальную школу. В 2006 году была запущена программа с названием что-то вроде «Корову в каждый дом». Благодаря ей бедные семьи получили по корове. По другой программе детям из малоимущих семей дарят простенькие ноутбуки.

Президент Руанды также активно занимается продвижением технологий. В частности он обеспечил страну сносно работающим интернетом и построил что-то вроде местной Силиконовой долины - центр информационно-коммуникативных технологий kLab. В нем специалисты занимаются разработкой онлайн-игр и IT-технологий.

Уже довольно давно идут дебаты об опасности сближения России с Китаем и о последствиях китайской миграции в приграничные регионы Сибири и на Дальний Восток.

В результате полная сумятица в головах неспециалистов, часть из которых инстинктивно считает угрозу весьма актуальной, часть опять же инстинктивно придерживается прямо противоположной позиции, а большинству эти непонятные дискуссии уже так надоели, что оно махнуло на них рукой. И, наверное, напрасно, потому что риски действительно существуют.

Кому не страшен холод

Не следует забывать: Юго-Восточная Азия густонаселенна. Там сложные межэтнические взаимоотношения, основанные на взаимном балансе и негласных договоренностях. Там власти, мягко говоря, не будут приветствовать неожиданное и резкое увеличение численности одной из диаспор. Даже в Сингапуре, где китайцев абсолютное большинство.

Кроме того, в самом Китае наиболее развиты в экономическом плане как раз регионы, находящиеся на юге и юго-востоке. Именно там успешно реализуется новая китайская экономическая модель. А вот север страны беден, малонаселен и недоинвестирован. Разница в доходах между ним и юго-востоком существенна и имеет тенденцию к увеличению. Именно оттуда в основном идет поток миграции в Россию. Холод не страшит людей, которые могут заработать в чужой стране гораздо больше, чем на родине. Прочие недостаточно благоприятные условия жизни также не являются преградой, поскольку дома отправляющиеся в Россию мигранты живут зачастую хуже.

Ну и, конечно, китайцев привлекает в Россию сочетание огромных природных богатств с недопустимо низким вниманием властей и населения к их бережному использованию. Сегодня на повестке дня в первую очередь лес, причем отношение к разработке этого ресурса, да и других тоже со стороны китайцев просто недопустимое. И еще торговля товарами китайского производства, в том числе контрабандными.

Традиционная реплика сторонников китайского присутствия в России в этом отношении: мы сами виноваты в том, что мигранты так относятся к нашим природным ресурсам. Правильное замечание. Есть только одно существенное "но": в силу ряда причин китайцам свойственно такое отношение к природным ресурсам чужой страны, они в массе своей стремятся быстрее и больше заработать, как это и свойственно нации, вошедшей в этап первичного накопления капитала, так что за частным китайским капиталом требуется куда более серьезный контроль, нежели, скажем, за европейским.

Миграция неизбежна

Так что миграция китайцев в Россию будет продолжаться. В целом ей благоприятствуют несколько основных факторов.

Во-первых, это неприхотливость, терпеливость, трудолюбие китайской рабочей силы. Мало кто из других этносов может преуспеть в условиях Сибири и Дальнего Востока. Например, подавляющее большинство итальянцев там работать просто откажутся. А вот китайцы вытерпят погодные условия, справятся с бытовыми трудностями, а потом добьются своего в бизнесе.

Во-вторых, жесткая экономическая и социальная необходимость. Время дебатов о том, нужна ли России миграция иностранной рабочей силы, уже прошло. По имеющимся прогнозам, население нашей страны к 2026 г. снизится с 143 млн. до 137 млн. человек. К этому времени суммарная естественная убыль трудоспособного населения достигнет 18 млн. человек.

Без китайской миграции и китайской торговли ситуация в некоторых приграничных регионах уже вскоре станет критической. Напомню, что делавшиеся еще в царское время попытки ограничить приток китайской рабочей силы были неэффективными, поскольку их соблюдение привело бы к стагнации приграничной экономики России. Сегодня есть откровенная заинтересованность в китайском присутствии не только российских региональных властей, но и части местного населения. Чем ближе к Китаю, тем больше экономических возможностей. В-третьих, созданные представителями восточного соседа в 90-х годах "плацдармы" в России. Причем китайцы не только воспользовались благоприятной ситуацией. Они закрепились в экономике России и теперь пользуются этим для помощи соотечественникам.

В-третьих, притоку мигрантов-предпринимателей способствует сохраняющаяся, а то и крепнущая коррупция местных властей. Как ни парадоксально на первый взгляд, с китайцами очень часто "стесняются" куда меньше, чем с соотечественниками. Иначе невозможно объяснить "беспредел", который до сих пор зачастую имеет место в пограничных регионах. Причем в целом к выгоде китайских бизнесменов.

В-четвертых, традиционная замкнутость китайских общин, очень жесткая ориентация прежде всего на поддержку "своих" во всех сферах, причем особенно в бизнесе. Нанятый русским предпринимателем китаец будет, как правило, сохранять ему лояльность лишь в последнюю очередь. Например, при ведении деловых переговоров с соотечественниками он сначала будет помнить, что он китаец, и только потом, что работает в российской фирме. Китайский бизнесмен в России, если ему дать право выбора, будет нанимать на работу только соотечественников. Китайцы, кстати говоря, вообще предпочитают все производить сами, если только могут это сделать.

В-пятых, "полупрозрачная" граница. Этот фактор дает возможность притока нелегальной рабочей силы и создание "черного рынка" труда китайцев в России. Во многом отсюда вместе с традиционной китайской обособленностью и растущая криминальная составляющая китайского присутствия в нашей стране.

В-шестых, геополитические замыслы Москвы, которая сегодня вместе с Пекином выступает против американского доминирования в современном мире. Будем предельно откровенны: создать хотя бы относительный баланс США сегодня можно только при наличии хороших партнерских отношений с Китаем.

Косвенным образом об этом свидетельствует сама позиция Вашингтона. Понятие "русская угроза" давно уже не в ходу среди серьезных политиков и аналитиков в Соединенных Штатах. Кое-кого, конечно, раздражает стремление нашей страны вернуть себе место среди лидирующих государств мира, однако опасности от нее мало кто ожидает. А вот "китайская угроза" рассматривается американскими экспертами совершенно всерьез. Мне даже кажется, что отзвуки этого отношения сказываются и на дискуссии в России относительно перспектив отношений с Китаем. Иначе к чему столько негативных мифов о нашем южном соседе в отечественной прессе?

В-седьмых, очень низкий уровень российского мелкого и среднего бизнеса, ведущий без поддержки властей к отсутствию конкуренции. Приезжим китайцам зачастую просто не с кем соперничать, вот они и укрепляют постепенно свои позиции на Дальнем Востоке и в приграничных регионах Сибири. И эта ситуация сохранится до тех пор, пока российские власти не станут, в конце концов, реально поддерживать своих доморощенных коммерсантов вместо того, чтобы им препятствовать.

Наконец, только в-восьмых, осторожная поддержка официального Пекина и китайских приграничных властей.

Нужны ли Пекину Дальний Восток и Сибирь?

Есть ли у Пекина стратегия экспансии в Россию? Есть стратегия развития двусторонних отношений и четкое понимание ближайших и среднесрочных целей. Массовая миграция населения на север с целью присоединения к Китаю новых территорий в их число явно не входит. Имеются куда более важные задачи: сотрудничество с Москвой для нейтрализации тенденции к однополюсному миру, решение проблемы Тайваня, вытеснение США из близлежащих регионов Азии, собственное, весьма противоречивое и сложное экономическое развитие, очень большие проблемы во внутренней политике, очень большие проблемы во взаимоотношениях с Западом... Список можно продолжить.

Вообще Пекин совершенно не заинтересован в создании положения, когда Россия начнет рушиться и создастся возможность для действительно массовой экспансии китайцев на ее территорию с последующими геополитическими решениями. Пекину сейчас и в обозримом будущем нужна сильная Россия.

Отсюда и подход к миграции своего населения: пусть работают в России, поскольку это непосредственно связано с увеличением экспорта китайских товаров, импортом необходимого сырья, а также притока валюты, что в целом будет способствовать развитию Китая.

А потому принципиальное упорство противников сближения с Китаем то вызывает удивление, то настораживает. Причины этого упорства трудно объяснить временным заблуждением или обычными рациональными аргументами. Более вероятно, что на большинство тех, кто боится китайцев, воздействуют либо уж очень рациональные мотивы, либо факторы иррационального порядка.

Что впереди?

И здесь сразу же возникает вопрос, какой будет эта миграция в дальнейшем. Если наша страна будет недальновидной в этом вопросе, то приток китайской рабочей силы будет оставаться нерегулируемым и зависящим только от желания "другой стороны". Меньше или больше - в зависимости от экономической ситуации, и всегда игра без правил или, точнее, по чужим правилам. Примеров тому наша недавняя история и наша нынешняя современность дали уже немало, причем не только с китайцами.

Все прекрасно понимают, что это путь в никуда, и ничего хорошего он России не принесет, а самому Китаю даст сравнительно мало. Это дорога к вспышкам ксенофобии среди российского населения и следующим за ним весьма печальным событиям. Это фактически подрыв возможности не просто восстановить, но утвердить российскую экономику в приграничных с Китаем регионах. Потому что китайцы российскую экономику сознательно восстанавливать не собираются, у них другие, себялюбивые задачи.

Если же российские власти, наконец, определят конкретную стратегию в миграционных делах и будут ее жестко придерживаться, то ситуация будет выглядеть совсем по-другому. В некоторых местах возникнет своеобразный российско-китайский экономический симбиоз, что, в общем-то, в интересах населения обеих сторон. Где-то появятся иные формы сотрудничества, которые желательно предусмотреть заранее и которых необходимо четко придерживаться. Собственно говоря, для этого и существует государство.

Если будет избран второй вариант, то действительно массового притока китайских мигрантов в Россию не будет. Китайцы не захотят придерживаться тех ограничений, с которыми им придется столкнуться, и в массе своей сосредоточатся главным образом на торговле. Их цели очевидны уже сейчас: импорт сырьевых ресурсов и экспорт всего, что можно продать в Россию. Это сфера частного бизнеса, который и представляет подавляющее большинство мигрантов.

Сфера государственного бизнеса на несколько порядков выше. Это импорт нефти и газа, военно-промышленное сотрудничество. Здесь китайцы будут последовательны до предела. Их государственные и полугосударственные компании представляют собой мощь, которая едва ли правильно оценивается общественным мнением и, будем надеяться, не недооценивается государственными структурами. Они уже показали России свою силу в Казахстане, обходя наших нефтяников в борьбе за выгодные контракты. Они уже начали инвестиции в российский ТЭК.

А теперь о рисках: замкнутость китайских общин

История показывает, что китайские общины необычайно медленно ассимилируются местным населением. Российский же опыт свидетельствует о том, что такая линия поведения не принимается большинством населения. Восточные славяне могут с уважением отнестись к чужой культуре, но не приемлют замкнутость групп мигрантов. Они видят в этом угрозу. Во многом рост ксенофобии в российской провинции в отношении недавних "пришлых" кавказцев связан именно с этим обстоятельством.

Китайская миграция представляет собой людей, занятых бизнесом в рамках первичного накопления капитала. Со стороны они выглядят энергичными, циничными и непонятными людьми, которые то ли "гнушаются" местных, то ли настолько "другие", что не могут с ними общаться, и потому не вызывают чувства симпатии. Отсюда во многом рост раздражения среди россиян в отношении китайцев, однозначно фиксируемый всеми социологическими исследованиями.

Это скорее иррациональные мотивы угрозы. Есть и рациональные. В глазах "местных" самоизолирующая себя по неизвестным причинам община "пришлых" будет представлять опасность. Те же чувства со временем будет испытывать и местная власть вне зависимости от степени ее коррумпированности.

Сказанное не означает, что у китайцев в России помимо давних традиций нет иных причин для замкнутости. Опросы показывают, что есть две основные угрозы: милиция и ксенофобствующая молодежь. Одни нещадно штрафуют или, если называть вещи своими именами, вымогают деньги, другие зачастую избивают.

Общий результат, однако, остается прежним: китайские общины представляют собой замкнутые и хорошо организованные группы мигрантов, ориентированные на частнопредпринимательскую деятельность. Они фактически не контактируют с властями, действуют где-то в области между легальной и теневой экономикой, фактически всегда связаны с собственным криминалом, действующим почти всегда в рамках самой общины. Они сами не хотят сближаться с российским обществом.

Вместе с тем бытующие мнения о том, что все приезжающие в Россию китайцы являются тесно сплоченным сообществом, явно неверны. На деле мы имеем откровенную конкуренцию между различными общинами, иногда протекающую за гранью закона.

Нам предстоит столкнуться с другой трудовой и предпринимательской культурой. И это при условии, что у большинства сидят в голове европейские стандарты или хотя бы представление о них.

Шок неизбежен. И к нему лучше готовиться заранее. Но альтернативы у нас нет.

Китай давно претендует на куда более значительную роль, чем та, которую он сейчас играет в мировой политике и экономике. Хотя и сейчас китайская экономика является одной из наиболее динамичных и стремительно развивающихся, на КНР приходится около 15% мирового ВВП (это третье место после Евросоюза и США), Пекин стремится укрепить позиции страны еще больше. Один из способов укрепления позиций Китая - реализация концепции «Один пояс - один путь» или просто концепции «Нового шелкового пути».

О концепции «Один пояс - один путь» Си Цзиньпин объявил еще в 2013 году. Уже сейчас ясно, что эта концепция стала основой, направляющей внешнюю политику КНР на ближайшие десятилетия. К 2049 году, столетию Китайской Народной Республики, страна должна прочно закрепить свои позиции в качестве мирового лидера. Эту цель ставит руководство КПК и она, судя по всему, действительно может быть достигнута. В рамках достижения этой цели Китай строит отношения с государствами Евразии, опираясь на концепцию «Один пояс - один путь». В первую очередь, Китай заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы.

На самом деле, идея объединения вокруг Китая менее развитых в экономическом отношении государств возникла давно, еще во время правления Мао Цзэдуна. Председатель Мао разделял тогдашний мир на «первый мир» (капиталистические страны Европы, США), «второй мир» (социалистический лагерь) и «третий мир» — развивающиеся страны. Китай, согласно концепции Мао, должен был возглавить движение стран «третьего мира», противостоящих США, Европе и Советскому Союзу. Сейчас Советского Союза уже нет, а Россия - не конкурент Китаю. Главная задача Пекина - «перегнать» Соединенные Штаты, и для реализации этой задачи КНР и стремится завязать отношения с как можно большим количеством государств мира. Евразийские страны интересуют Китай, в первую очередь, из соображений обеспечения экономических коридоров в Европу. В перспективе именно с Европой Китай будет развивать отношения, конкурируя с США за европейский рынок. Но для этого потребуются экономические коридоры, по которым китайские товары будут направляться в страны Евросоюза. Для строительства таких коридоров и предусматривается возвращение к концепции шелкового пути - из Китая через Центральную Азию и Кавказ - в Восточную Европу и далее - в Западную Европу.

Сама идея Нового шелкового пути - это стремление реконструировать Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н. э. Важнейший торговый маршрут древности и средних веков, Великий шелковый путь проходил через многие страны Азии и Восточной Европы. Однако тогда шелковый путь был лишь торговым транзитным путем из Китая в Европу, а Новый шелковый путь рассматривается как инструмент укрепления влияния Китая на другие государства. С помощью Нового шелкового пути Пекин стремится модернизировать всю экономическую и торговую систему Евразии. Естественно, в первую очередь это преобразование затронет страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Здесь уже сейчас активно работают китайские дипломаты и коммерсанты, крепнут связи между Пекином и бывшими советскими республиками Центральной Азии.

Китай приступил к организации всемирной системы транспортных коридоров, которые, по задумкам китайцев, должны соединить Китай со всем миром - странами Средней Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Океании. В рамках Нового шелкового пути планируется строительство автомобильных и железных дорог, открытие морских и воздушных путей, прокладка трубопроводов, линий электропередачи. Китай планирует вовлечь посредством Нового шелкового пути в орбиту своего влияния 4,4 млрд человек - больше половины современного населения Земли.

К развитию сухопутных направлений Нового шелкового пути Китай относит: 1) строительство железнодорожных путей в Грузию, Азербайджан, Иран, Афганистан, Пакистан, Непал, Индию, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Идея строительства мощного железнодорожного пути включает в себя создание тоннеля под проливом Босфор, организацию переправ с помощью паромов через Каспийское море. Северный коридор в Европу пойдет через территорию Казахстана и России, центральный коридор - через Среднюю Азию и Кавказ — Азербайджан и Грузию, а южный коридор имеет другое направление - через Индокитай и Индонезию к Индийскому океану и далее - к странам Африканского континента, на которые Китай уже распространил свое политическое и экономическое влияние. Эти пути должны связать всю Азию, но главной задачей остается обеспечение бесперебойной связи Китая с другими странами континента.

О том, как проект Нового шелкового пути влияет на мировую политику, лучше всего свидетельствует современная ситуация на Ближнем Востоке. Изначально Китай планировал организацию экономического коридора через Иран и далее - через Ирак и Сирию к Средиземному морю. То есть, Сирия рассматривалась как очень важное звено в системе шелкового пути. Однако этот путь обходил Турцию - важного игрока ближневосточной политики. В Анкаре давно строили свои планы относительно роли Турции в экономическом обмене между Китаем и Европой, но строительство экономического коридора через Сирию оставляло бы Турцию на периферии Нового шелкового пути. Китай не был заинтересован в том, чтобы организовать сообщение через Турцию еще и потому, что Турция всегда играла ключевую роль в поддержке уйгурских сепаратистов, действующих в Западном Китае (исторический регион Восточного Туркестана, ныне - Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Кроме того, строительство коридора через Сирию представлялось китайскому руководству более выгодным и в экономическом отношении.

Для того, чтобы планы по организации сирийского коридора не могли осуществиться, требовалось раскачать политическую ситуацию в Сирии до такого состояния, чтобы любой транзит через территорию этой страны не представлялся возможным. Война в Сирии стала прекрасным способом блокировки проекта «Один пояс - один путь» на средиземноморском направлении. Со времени «революций» в странах Северной Африки и Аравийского полуострова — т.н. «Арабской весны» — прошло почти семь лет, однако ситуация в Сирии не стабилизируется. Война стала затяжной, а действия вооруженных группировок делают невозможными любые попытки по строительству сухопутных путей через эту страну. Можно сказать, что оппоненты Китая добились своей цели - строить коридор через Сирию сейчас невозможно.

Какой путь остается у Китая? На смену сирийскому коридору приходит коридор из Средней Азии (Казахстана и Туркменистана) через Каспийское море в Азербайджан и далее - в Грузию, в Батуми, а затем - в Черное и Средиземное моря. Китай проявляет большую заинтересованность в развитии экономических отношений с Грузией и Азербайджаном, что свидетельствует о далеко идущих планах Пекина в отношении этих закавказских республик. В свою очередь, и Азербайджан, и Грузия также заинтересованы в пропуске китайского коридора через свои территории, поскольку это позволит им существенно улучшить свое экономическое положение, в том числе за счет строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций.

В начале 2018 года вступает в силу договор Тбилиси с Пекином о свободной торговле. Аналогичное соглашение действует у Грузии и с Евросоюзом. При этом Тбилиси, несмотря на давние противоречия во взаимоотношениях с Москвой, стремится получить дивиденды и от сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, в партнерские отношения с которым вовлечен проект «Один пояс - один путь».

В развитии отношений с Китаем заинтересован и ряд стран Восточной Европы. Постепенно восточноевропейские политики начинают понимать, что в Евросоюзе им в любом случае будет уготовано второстепенное место. Позиции стран Восточной Европы не учитываются европейскими «тяжеловесами» при обсуждении даже самых важных вопросов, например - размещения мигрантов. Фактически страны Восточной Европы, Балканского полуострова рассматриваются Евросоюзом как ресурсные территории, с которых можно черпать дешевую рабочую силу. Кроме того, вхождение этих стран в Евросоюз и НАТО всегда рассматривалось как профилактика распространения на них российского влияния. США и Западная Европа в 1989-1990 гг. не для того одержали серьезнейшую победу над СССР, вытеснив Москву из Восточной Европы, чтобы сдать затем свои позиции.

Очень активную роль в развитии взаимоотношений Китая и стран Восточной и Центральной Европы играет Венгрия. Будапешт - современный «диссидент» Евросоюза. Мы знаем, что по ряду принципиальных вопросов Венгрия занимает отличную от Евросоюза позицию. Это касается и миграционной политики, и отношения к однополым бракам, и санкций против России. Не удивительно, что Будапешт стремится развивать все более активные взаимоотношения с Китаем. Недавно в Будапеште прошел саммит «16+1» — шестой по счету. Участие в саммите традиционно приняли представители Китая. Что такое «16+1» — это шестнадцать государств Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова - Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Хорватия, Словения, Черногория, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Плюс один - это плюс Китай. Многие участники саммита - члены Евросоюза и НАТО, но они не скрывают своего желания сотрудничать с Китаем. Для Пекина это - очередная дипломатическая победа, а для Брюсселя - повод для беспокойства.

Растущее влияние Китая на страны Восточной и Центральной Европы не может не беспокоить руководство Евросоюза. Во время «холодной войны» Китай практически не имел влияния на страны Восточной Европы, находившиеся под советским патронажем. Некоторое время Пекин сотрудничал лишь с Албанией, Румынией и Югославией. В 1990-е годы Восточная Европа попала под политическое и экономическое влияние США и Евросоюза. Однако сейчас ситуация меняется кардинальным образом.

Пекин привлекает страны Восточной Европы обещаниями многомиллиардных инвестиций в развитие национальных экономик. В первую очередь, речь идет о вложениях в развитие транспортной инфраструктуры, модернизации энергетики. Инвестиции - это не только деньги и новые возможности, это еще и новые рабочие места, а проблема безработицы в большинстве стран Восточной Европы и Балканского полуострова стоит очень остро. Поэтому региональные лидеры относятся к китайскому проекту весьма благосклонно.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже отметил, что Китай может предоставить странам Восточной и Центральной Европы такие возможности, которые невозможно реализовать, опираясь лишь на одни ресурсы Евросоюза. И это действительно так. Ключевые игроки Евросоюза - Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды - уже не в состоянии финансировать решение многочисленных проблем стран Восточной Европы, Балканского полуострова. Более того, они всерьез и не беспокоятся о решении этих проблем, что наглядно продемонстрировала история с размещением мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая стала причиной серьезных противоречий между руководством Евросоюза и странами Восточной Европы. Китай уже вкладывает в страны Восточной Европы миллиарды долларов и суммы инвестиций будут только расти.

Естественно, что в Брюсселе таким поведением восточноевропейских государств не очень довольны. Но что можно сделать? Мир меняется, а Китай играет в этих изменениях очень большую роль. Все больше стран начинает понимать, что ориентироваться на Китай в текущей мировой политической и экономической ситуации куда выгоднее, чем оставаться вечными сателлитами США и Евросоюза. Еще больше руководителей Евросоюза пугает тот факт, что и западноевропейские (здесь речь идет о политическом и культурном понятии «Западная Европа») страны все больше интересуются развитием взаимоотношений с Китаем. Например, Австрия высказывается за то, чтобы китайский «Новый шелковый путь» обязательно проходил через ее территорию, прекрасно понимая все выгоды и позитивные последствия этого шага.

Мы видим, что Китай методично и успешно идет к достижению своей цели - распространению своего экономического, а затем и политического влияния на страны Азии, Европы и Африки. «Новый шелковый путь» — лишь один из способов расширения этого влияния. Но на что могут решиться Соединенные Штаты в попытках не допустить утверждения китайского «господства»?

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...