Кем было принято соборное уложение 1649 года. Установление крепостного права (закрепощение крестьян)

Начало мусульманской эры

За время прошедшее с 610 года до переселения (хиджры ) в Медину в 622 году, Мухаммед стал признанным главой мекканской общины мусульман. Вновь обращенные, если они происходили из других родов, "усыновлялись" родом Хашима, но при этом становились побратимами не только по названному родству, но и по духу. Таков исток мусульманской уммы , поначалу весьма немногочисленной, находящейся во враждебном окружении мекканских родов, которые, едва терпя мусульман, тем не менее не могли их уничтожить, поскольку получили бы кровных врагов из рода Хашимидов.

Богатые купцы, ростовщики и землевладельцы Мекки не могли примириться с проповедью Мухаммеда, подрывающей основы их благосостояния. Мухаммед осудил ростовщичество, жадность, обман, суеверия мекканцев, предостерегая о вечных муках, на которые обречены души "немилостивых", "обвешивающих", "лицемеров", "неверных":

...Тот, кто жертвовал и страшился и считал истиной прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к легчайшему. А кто скупился и обогащался, и считал ложъю прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется... (Коран, 92: 5-11) (1) .

Мекканцы опасались физически устранить Мухаммеда и его последователей, но они могли создавать им невыносимые условия жизни. Абу Бекр, фанатически преданный Мухаммеду и делу ислама, истратил почти все свое немалое состояние на помощь нуждающимся мусульманам, на выкуп рабов, принимавших ислам. Трудности существования вынудили часть мусульман эмигрировать в Эфиопию, и в 615 году в Мекке их осталось всего пятьдесят два человека.

Со временем враги Мухаммеда добились даже того, что собрание родовых старейшин рекомендовало Абу Талибу, главе Хашимидов, отлучение смутьяна от рода. Абу Талиб не последовал этому совету, руководствуясь правом каждого араба находиться под защитой своего рода. В ответ на это мекканцы в 617 году отстранили всех Хашимидов, кроме Абу Лахаба, от участия в караванной торговле, что довело их до еще большей бедности. Однако через два года тот же совет старейшин отменил бойкот, несмотря на происки Амра ибн Хишама. И только после смерти Абу Талиба в 619 году (в том же году умерла и Хадиджа), когда его место занял Абу Лахаб, положение Мухаммеда стало по-настоящему опасным. Абу Лахаб вполне мог бы со временем добиться изгнания мусульман.

Мухаммед вынужден был искать племя, которое "усыновило" бы его общину и взяло мусульман под свою защиту. Сначала он пытался обосноваться в Таифе, но был встречен в оазисе враждебно, поскольку землями в Таифе владели в основном те же мекканцы. На помощь Мухаммеду пришел его дядя - Аббас ибн Абд Мутталиб, богатый купец, владелец виноградника в Таифе. Ему также принадлежало право продавать паломникам воду из колодца Земзем (он сохранил эту привилегию и после утверждения ислама в Мекке). В те времена этот дядя Пророка, родоначальник династии халифов Аббасидов (750-1517), еще не был мусульманином и даже сражался на стороне мекканцев в битве у Бадра. Аббас ибн Абд Мутталиб выступил посредником в переговорах Мухаммеда с племенами из Ясриба. Греки называли этот оазис Ятриппа, а со времени ислама он известен под именем Медина (город). Позднее мусульмане придали названию города новое значение - Мадинат ан-Наби ("Город посланника Аллаха обоих миров").

В начале VII века Медина представляла собой земледельческий оазис с пашнями, садами и виноградниками. В оазисе было пять племенных поселений: два арабских, аус и хазрадж, и три иудейских. Языческие племена Ясриба находились в состоянии жестокой междоусобной войны, которая грозила им взаимным уничтожением. Дважды, в 620 и 622 годах, в пустынной местности Акаба происходили встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с представителями этих племен. Между ними и Мухаммедом был заключен договор, скрепленный клятвой побратимства мусульман, ауситов и хазраджитов. Так был сделан следующий важный шаг на пути арабов к умме: община мусульман расширилась до межплеменного союза, а единение по духу стало преобладающим над единением по крови.

В результате всех этих приготовлений летом 622 года около семидесяти мусульман из Мекки отправились в Медину. В числе первых переселенцев был Умар. Мухаммед, Абу Бекр и Али должны были уехать последними. К этому времени враги мусульман решили избрать по одному представителю от каждого мекканского рода, чтобы они сообща убили Мухаммеда. Тогда Хашимиды были бы не в силах отомстить за него и поневоле удовлетворились бы денежным выкупом за убитого. Али, которому стало известно о заговоре, предупредил Мухаммеда. Мухаммед и Абу Бекр сумели незамеченными покинуть Мекку. Некоторое время они скрывались в окрестных горах:

Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в пещере, вот говорит он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах - с нами!" И низвел Аллах Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый! (Коран, 9:40) (2) .

Мухаммед и Абу Бекр прибыли в Медину 4 сентября 622 года. Сохранилось описание внешности Мухаммеда, данное очевидцем его появления в Ясрибе: "Это был человек среднего роста, стройный, широкоплечий; густые вьющиеся волосы, длинная черная борода, большая голова, открытый лоб, черные дуги сросшихся на переносице бровей, длинные ресницы, больше блестящие глаза, нос с горбинкой; смелая, тяжелая поступь".

Мухаммед выбрал место, где остановилась его верблюдица. Здесь была построена первая мечеть (масджид ) - простое строение рядом с таким же простым жилищем Пророка. Были определены часы для ежедневных молитв. Обязанности имама , предстоятеля на Молитве, выполняли Мухаммед, Абу Бекр или Умар. Был назначен первый муэдзин (букв.: "возглашать с минарета") - абиссинец Билаль. Он произносил азан - призыв верующих к молитве. Так, в строгом соответствии с наказами и запретами Аллаха, начала складываться обрядовая сторона ислама.

Сохранился подлинный документ того времени - устав Мединской мусульманской общины, из которого видно, что Мухаммед, являясь религиозным главой общины, в то же время, говоря современным языком, был и ее политическим главой. В этом заключалось то новшество, которого не было в дин ал-араб . Все жители Медины, мусульмане, иудеи и язычники, рассматривались как единое целое, и каждый из них пользовался равными правами, независимо от племенной и религиозной принадлежности. Новое законодательство формировалось на основании откровений, содержание которых не всегда совпадало с тем или иным обычаем: совершившего убийство не должно было защищать ни одно из племен союза; вражда и кровная месть между членами Мединской общины не допускались; все споры разрешал Мухаммед, руководимый высшим волеизъявлением Аллаха. В то же время племена сохраняли независимость, могли сообщаться между собой, заключать соглашения с любыми другими племенами вне Медины, кроме курейшитов Мекки, считавшихся врагами. В целом же мусульманская община добивалась признания за ней статуса, равного статусу любого другого племени Аравии.

Переселение первых мусульман в Медину получило название хиджры . Те мусульмане, которые переселились вместе с Мухаммедом, стали называться мухаджирами - переселенцами. Звание мухаджира с тех пор стало весьма почетным. Позднее мусульмане, переселявшиеся из мусульманских стран, завоеванных немусульманами, например христианами, тоже будут именоваться мухаджирами. С того же времени жители Медины, принявшие ислам, получили название ансары - помощники.

Шестнадцать лет спустя эпохальное событие хиджры было признано обозначающим первый год мусульманской эры. По арабскому летоисчислению она начинается в первый день первого месяца мухаррама лунного года, что соответствует 16 июля 622 года. Новое летоисчисление было введено при халифе Умаре, по предложению Али. Нужно сказать, что до исламской эры арабы использовали солнечный календарь. Мухаммед в десятом году хиджры ввел в употребление лунный год без вставных дней, состоящий из 354 суток, с числом дней в месяце от 29 до 30-ти. О лунном годе сказано в Коране:

Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в Писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это - стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с богобоязненными! Вставка дней - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах. Разукрашено пред ними зло их деяний, но Аллах ведет народа неверного! (Коран, 9:36-37) (3) .

Таким образом, у мусульман один и тот же месяц в каждом следующем году начинается немного раньше, чем в предыдущем. Например, месяц рамадан 1387 года хиджры начался 3 декабря 1967 года, а поскольку мусульманский год на 11 дней короче григорианского, то следующий месяц рамадан начался 22 ноября 1968 года. Мусульманские месяцы не соответствуют временам года, но через 33 года они проходят полный круг. Месяцы делятся на недели по семь дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница - день общей молитвы, с нее начинается неделя, Сутки начинаются с заходом солнца. Для перевода даты из одного летоисчисления в другое существуют специальные таблицы. Но лунный календарь не вполне удобен в мире, где государства с разными системами летоисчисления активно взаимодействуют. Поэтому мусульмане именно для житейских нужд начинают использовать европейский григорианский календарь. При этом в Иране и Афганистане отсчет солнечных лет ведется от хиджры Мухаммеда в 622 году. И все главные события из истории ислама вплоть до XIX века мусульманские историки датируют по эре хиджры.


| |

После переезда Мухаммеда в Медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в истории Ислама. Начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в Мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. Позднее мусульмане, возглавляемые пророком Мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь Аравийский полуостров, что открыло для Ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.

Именно в Медине пророком Мухаммедом, посредством Божественного откровения, были сформулированы многие общественные, экономические и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. Большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. В Мекке же, проповедь Мухаммеда больше носила этический и духовный характер.

По этим причинам мировая наука подразделяет пророческую историю Мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.

Мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. То есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской истории. Однако необходимо отметить, что сам Мухаммед этого календаря не утверждал. Он был принят после него в Халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. Поэтому точку отсчета мусульманской истории по хиджре все же можно рассматривать как условную. Вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. Но, на самом деле, история Ислама началась в Мекке, с первых этических проповедей Мухаммеда.

Несмотря на преследования курейшитов, Мухаммед со своим другом Абу Бакром сумел благополучно добраться до Кубы - пригорода Медины. А затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. Вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . А мединских мусульман после этого стали называть «помощниками пророка» (ансарами) .

Остановившись временно у одного из горожан, Мухаммед сразу приступил к повседневным делам. Ему предстояло оправдать ожидания горожан и привести их к единству, сплоченности и благополучию. Это было сложнейшей задачей, с которой он сумел с честью справиться. По сути, с этого момента он стал политическим лидером.

Первым делом он распорядился построить в Медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. Сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.

В скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. Но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для срочного созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.

Собо́рное уложе́ние 1649 года - свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи.

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года.

К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан во все приказы и на места. Источниками Соборного Уложения были Судебники, указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, царские указы, думский приговоры, решения Земских соборов, Стоглав, литовское и византийское законодательство. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем было систематизировано и обновлено все российское законодательство. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В СУ впервые был обозначен статус главы государства, т.е. царя как самодержавного и наследного монарха. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. В гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались, прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян (главы XX-XXII). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов "верхов" свидетельствует разница в штрафах за "бесчестье": за крестьянина - 2 руб., гулящего человека - 1 руб., а за лиц привилегированных сословий - до 70-100 руб. Т.е. в тексте Уложения были открыто закреплены привилегии господствовавшего сословия и зафиксировано неравное положение зависимых сословий. Соборное Уложение 1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и кр



епостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность. Оно оставалось основным законом в России вплоть до первой половины XIXв. (до 1832г).

19. Уголовное право по Уложению 1649 г.

Под преступлением (П) Соборное Уложение (СУ) считает деяния, опасные для феодального общества. П, как и в Судебниках, именуются лихим делом. Ярче проявляется классовая сущность П: за одно и то же П назначались различные наказания в зависимости от принадлежности преступника к определенной социальной группе.

По субъектам П СУ различает как отдельное лицо, так и группу лиц.

По ролям субъекты делятся на главных и второстепенных и причастных к совершению П, что свидетельствует о развитии института соучастия.

По субъективной стороне СУ делит все П на умышленные, неосторожные и случайные. Мера наказания за неосторожное и умышленное П одинаковая, т. к. наказание следует не за мотив П, а за его результат.

По объективной стороне СУ выделяет смягчающие (состояние опьянения, аффект) и отягчающие обстоятельства (неоднократность, размер вреда, совокупность).

СУ выделяет стадии П: умысел, покушение и совершение П.

Появляется понятие рецидива, крайней необходимости, необходимой обороны.

Объектами П СУ называет церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность.

В порядке значимости система П строилась следующим образом:

П против религии (богохульство); государственные П (измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, бунт);

П против порядка управления (подделка печатей, ложное обвинение);

П против личности (убийство, побои, оскорбление чести);

должностные П (взятка, фальсификация служебных документов, воинские П);

имущественные П (татьба, грабеж, мошенничество);

П против нравственности (непочитание детьми родителей).

Целями наказания были устрашение и возмездие. Для наказания характерны: индивидуализация, сословный принцип, принцип неопределенности в способе, мере и сроке наказания, применение нескольких видов наказания за одно П.

Видами наказания были:

смертная казнь (квалифицированная (четвертование, сожжение) и простая (повешение, отрубание головы));

членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха);

болезненные наказания (сечение кнутом);

тюрьма (срок заключения от 3 дней до бессрочного);

Высшие сословия наказывались лишением чести и прав (превращение в холопа, объявление ≪опалы≫, лишение должности, права обращаться с иском в суд).К имущественным наказаниям относились штрафы, конфискация имущества. Существовали церковные наказания (ссылка в монастырь, епитимья).

Появление Соборного Уложения было непосредственно результатом народных восстаний первой половины 17 века, основу которых составляли движения крепостных крестьян, и необходимостью составления единого всероссийского закона, поскольку казуальный характер присущий предшествующему законодательству становился неэффективным. Требовалось ясность и точность формулировок закона

В начале века устои крепостного государства были потрясены крестьянской войной под руководительством Болотникова. В дальнейшем антифеодальные движения не прекращались. Крестьяне выступали против непрерывно усиливавшейся эксплуатации, увеличения повинности, углубления их бесправия. Активными участниками народных, особенно городских, движений 17 века были и холопы. В середине 17 века борьба достигла особой остроты. В Москве летом 1648 г. произошло крупное восстание. Поддержанные крестьянами, восстания носили антифеодальный характер. Среди наиболее популярных лозунгов был протест против произвола и вымогательств администрации. Но в целом Уложение получило ярко выраженный дворянский характер. Важно отметить, что критика действовавшего законодательства раздавалась и из рядов самого господствующего класса.

Таким образом, создание Соборного Уложения с социально-исторической точки зрения явилось следствием острой и сложной классовой борьбы и непосредственным результатом восстания 1648 года. В таких непростых условиях был созван Земский собор который принял решение о разработке нового свода законов – Соборного Уложения.

Потребность в новом своде законов, усиленная приказными злоупотреблениями, можно считать главным побуждением, вызвавшим новый свод и даже частью определившим его характер.

Источниками Соборного Уложения послужили: Судебники 1497 г. и 1550 г. Указные книги приказов царские указы приговоры Боярской Думы постановления Земских соборов литовское и византийское законодательство.

Составить проект Уложения было поручено особый кодификационный комиссии из 5-ти человек, из бояр кн. Одоевского и Прозоровского, окольничего князя Волконского и двух дьяков, Леонтьева и Грибоедова. Три главных члена этой комиссии были думные люди, а значит, этот “приказ князя Одоевского с товарищами”, как он называется в документах, можно считать комиссией думы, он был учрежден 16 июля. Тогда же решили собрать для рассмотрения принятия проекта к 1 сентября Земский собор. Следует отметить, что Земской Собор 1648-1649 года был крупнейшим из всех, какие созывались в период существования в России сословно-представительной монархии. К 1 сентября 1648 года в Москву были созваны выборные “из всех чинов” государства, служилых и торгово-промышленных посадских; выборные от сельских или уездных обывателей, как от особой курии, не были призваны. С 3 октября царь с духовенством и думными людьми слушал составленный комиссией проект Уложения. Затем государь указал высшему духовенству, думным и выборным людям закрепить список Уложения своими руками, после чего оно с подписями членов Собора в 1649 году было напечатано и разослано во все московские приказы и по городам в воеводские канцелярии для того, чтобы “ всякие дела делать по тому Уложению”.

Удивительна быстрота принятия кодекса. Все обсуждение и принятие Уложения в 967 статей заняло всего чуть больше полугода. А ведь следует учитывать, что на комиссию была возложена огромная задача: во-первых, собрать, разобрать и переработать в цельный свод действующих законов, разновременные, не соглашенные, разбросанные по ведомствам, также следовало нормировать случаи, не предусмотренные этими законами. Кроме того, необходимо было знать общественные нужды и отношения, изучить практику судебных и административных учреждений. Такая работа требовала долгих лет. Но Соборное Уложение решили составить ускоренным ходом, по упрощенной программе. Уже к октябрю 1648 года, точнее в 2,5 месяца, было изготовлено к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода. Остальные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649, когда закончилась деятельность комиссии и всего собора и Уложение было закончено в рукописи. Быстроту, с которой было составлено Уложение, можно объяснить тревожными вестями о мятежах, вспыхивавших вслед за июньским бунтом, кроме того, ходили слухи о готовившемся новом восстании в столице, не говоря уже о необходимости создания нового кодекса. Поэтому и торопились с составлением Уложения.

    Структура Уложения

Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом в развитии юридической техники. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами,

Соборное Уложение не имело прецедентов в истории русского законодательства. Соборное Уложение - первый в истории России систематизированный закон.

В литературе его нередко, поэтому называют кодексом, но это юридически не верно, поскольку Уложение заключает в себе материал, относящийся не к одной, а ко многим отраслям права того времени. Это скорее не кодекс, а свод законов

В отличие от предшествовавших законодательных актов Соборное уложение отличается не только большим объемом (25 глав , разделенных на 967 статей ), но и большей целенаправленностью и сложной структурой. Краткое введение содержит изложение мотивов и истории составления Уложения. Впервые закон делился на тематические главы. Главы выделены специальными заголовками: например, “О богохульниках и церковных мятежниках” (глава 1), “О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать” (глава 2), “О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги” (глава 5) и т.д. Такая схема построения глав позволяла их составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения от возбуждения дела до исполнения судебного решения.

    Поместное и вотчинное землевладение

Уложение как кодекс феодального права защищает право частной собственности, и прежде всего, собственность на землю. Основными видами собственности феодалов на землю были вотчины (ст.13,33,38,41,42,45 главы 17 ) и поместья (ст.1-3,5-8,13,34,51 главы 16 ). Уложение делает серьезный шаг в направлении приравнивания правового режима поместий к режиму вотчин, это касалось широких кругов феодалов, в особенности мелких. Не случайно глава о поместьях стоит раньше в законе главы о вотчинах.

Приравнивание поместий к вотчинам шло по линии преимущественно предоставления помещикам права распоряжения землей. До сих пор правом собственности на землю обладали по существу только вотчинники (но и их права были несколько ограничены, что сохранилось и в Уложении), однако в принципе вотчинник обладал необходимым элементом права собственности - правом распоряжения имуществом. По иному обстоит дело с поместьем: в прежние годы помещик был лишен права распоряжения, а порой и права владения землей (это было в том случае, если помещик покидал службу). Соборное Уложение внесло в это дело существенные изменения: прежде всего оно расширило право помещика на владение землей - теперь помещик, вышедший в отставку, сохранял право на землю, и хотя ему не оставляли прежнего поместья, но давалось по определенной норме так называемое прожиточное поместье - своеобразная пенсия. Такую же пенсию получала и вдова помещика, и его дети до определенного возраста.

В этот период получают юридическое закрепление сложившиеся ранее три основных вида феодального землевладения. Первый вид - собственность государства или непосредственно царя (дворцовые земли, земли черных волостей). Второй вид - вотчинное землевладение . Будучи условной собственностью, на землю, вотчины имели все же иное правовое положение, чем поместья. Они передавались по наследству. Существовало три их вида: родовые , выслуженные (жалованные) и купленные . Законодатель заботился о том, чтобы число родовых вотчин не уменьшалось. В связи с этим предусматривалось право выкупа проданных родовых вотчин. Третий вид феодального землевладения - поместья , которые давались за службу, главным образом военную. Размер поместья определялся служебным положением лица. Поместье не могло передаваться по наследству. Феодал пользовался им до тех пор, пока служил.

Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Было установлено, что, если помещик умер или покинул службу по старости либо болезни, то он сам или его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.

    Уголовное право по Уложению

В области уголовного права Соборное Уложение уточняет понятие “лихое дело”- деяние, опасное для феодального обществ; разработанное еще в Судебниках. Субъектами преступления могли быть как отдельные лица , так и группа лиц . Закон разделял их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие может быть как физическим (содействие, практическая помощь и т.д.), так и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству- глава 22 ). В связи с этим субъектом стал признаваться даже холоп, совершивший преступление по указанию своего господина. От соучастников закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления : пособников (создававших условия для совершения преступления), попустителей, недоносителей, укрывателей. Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины: Уложение знает деление преступлений на умышленные , неосторожные и случайные . За неосторожные действия совершивший их наказывается также, как за умышленные преступные действия. Закон выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства . К первым относятся: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект), ко вторым - повторность преступления, совокупность нескольких преступлений. Выделяются отдельные стадии преступного деяние : умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления. Закон знает понятие рецидива (совпадающее в Уложении с понятием “лихой человек”) и крайней необходимости, которая является ненаказуемой, только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение необходимой обороны и наказывалось. Объектами преступления Соборное Уложение считало церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность.

Система преступлений

1)Преступления против церкви,2)государственные преступления,3)преступления против порядка управления (намеренная неявка ответчика в суд, сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, фальшивомонетчиство, самовольный выезд за границу, самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, ложное обвинение), 4)преступления против благочиния (содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, обложение пошлинами освобожденных от них лиц), 5) должностные преступления (лихоимство (взяточничество, вымогательство, неправомерные поборы), неправосудие, подлоги по службе, воинские преступления), 6) преступления против личности (убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное, побои, оскорбления чести. Не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления), 7) имущественные преступления (татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенное в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой, совершаемый в виде промысла, грабеж обыкновенный и квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества), 8) преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены, но не мужа, половая связь господина с рабой).

Наказания по Соборному Уложению

Для системы наказаний были характерны следующие признаки: 1)индивидуализация наказания : жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние, но сохранился институт ответственности третьих лиц - помещик, убивший крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина, сохранялась процедура “правежа”, в значительной мере поручительство походило на ответственность поручителя за действия правонарушителя (за которого он поручался), 2)соловный характер наказания , выражающийся в различии ответственности разных субъектов за одни и теже наказания (например, глава 10 ), 3)неопределенность в установлении наказания (это было связано с целью наказания - устрашением). В приговоре мог быть не указан вид наказания, а если и был указан, то был неясен способ его исполнения (“наказать смертью”) или мера (срок) наказания (бросить “в тюрьму до государева указа”), 4)множественность наказания - за одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества.

Цели наказания :

Устрашение и возмездие, изоляция преступника от общества была второстепенной целью. Следует отметить, что неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Для устрашения к преступнику применяли то наказание, которое он желал бы для оклеветанного им человека. Публичность наказаний и казней имела социально-психологическое значение: многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.

В Соборном Уложении применение смертной казни предусматривалось почти в 60 случаях (даже курение табака наказывалось смертью) . Смертная казнь делилась на квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю) и простую (повешение, отсечение головы). Членовредительские наказания включали : отсечение руки, ноги, урезание носа, уха, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как дополнительные или как основные. Увечащие наказания, кроме устрашения, выполняли функцию обозначения преступника. К болезненным наказаниям относилось сечение кнутом или батогами в публичном месте (на торгу). Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от 3дней до 4 лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (или как основной) назначалась ссылка (в монастыри, крепости, остроги, в боярские имения). К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав (от полной выдачи головой (превращения в холопа) до объявления “опалы” (изоляции, острокизма, государственной немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд. Широко применялись имущественные санкции (гл.10 Уложения в 74 случаях устанавливала градацию штрафов “за бесчестье” в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Кроме того, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, епитимья, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и т.д.).

    Органы осуществляющие правосудие

Центральные судебные органы: суд царя, боярская дума, приказы.Правосудие могло осуществляться как единолично, так и коллегиально.

    «Суд» и «розыск» по Уложению

Судебное право в Уложении составило особый комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более определенно, чем в Судебниках здесь происходило разделение на две формы процесса : ”суд” и “розыск”. В законодательстве того времени все еще отсутствовало четкое разграничение между гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным правом. Однако различались две формы процесса - состязательный (суд) и следственный (розыск), причем последний приобретал все большее значение. Глава 10 Уложения подробно описывает различные процедуры “суда”: процесс распадался на суд и “вершение”, т.е. вынесения приговора. “Суд” начинался (Глава X. ст.100-104) с “вчинания”, подачи челобитной жалобы . Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей. Ему предоставлялось право дважды не явиться в суд по уважительным причинам (например, болезнь), но после трех неявок он автоматически проигрывал процесс (Глава X. ст. 108-123 ). Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.

Доказательства , используемые и принимаемые во внимание суда в состязательном процессе, были многообразны: свидетельские показания (практика требовала привлечения в процесс не менее 20 свидетелей ), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше 1 рубля), жребий. Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, были “общий” и “повальный” обыск : в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, а во втором - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. Особым видом свидетельских показаний были: ”ссылка на виноватых” и общая ссылка . Первое заключалось в ссылке обвиняемого или ответчика на свидетеля, показания которого должны абсолютно совпасть с показаниями ссылающего, при несовпадении дело проигрывалось. Подобных ссылок могло быть несколько и в каждом случае требовалось полное подтверждение. Общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими. Своеобразным процессуальным действием в суде стал так называемый “правеж”. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания, число которых равнялось сумме задолжностей (за долг в 100 рублей пороли в течении месяца). “Правеж” не был просто наказанием - это была мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство: у него могли найтись поручители или он сам мог решиться на уплату долга. Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в “судебном списке”. Каждая стадия оформлялась особой грамотой.

Розыск или “сыск” применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Особое место и внимание отводилось преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес . Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления (поличного) или с обычного наговора, неподтвержденного фактами обвинения – “язычная молва”). После этого в дело вступали государственные органы . Потерпевший подавал “явку” (заявление), и пристав с понятыми отправлялся на место преступления для проведения дознания. Процессуальными действиями был “обыск”, т.е. допрос всех подозреваемых и свидетелей. В главе 21 Соборного Уложения впервые регламентируется такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделились: часть в пользу обвиняемого, часть против него. В случае, когда результаты “обыска” были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз , с определенным перерывом. Показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, “обыска”). Показания пытаемого протоколировались.

Гражданское право по Соборному Уложению 1649 г.

Право собственности определяется как господство лица над имуществом. Исследователи сходятся во мнении, что право собственности по Уложению должно быть уважаемо всеми и защита этого права дозволяется только судом, а не собственной силой. В крайних случаях Уложение допускает применение силы для защиты имущества. С этой же целью запрещалось самовольное управление чужим имуществом, самовольное завладение чужой собственности и признание права через суд.

Соборное Уложение защищало право частной собственности на землю.

В XVII в. Россия продолжала, как было отмечено ранее, развиваться в рамках средневековой цивилизации и постепенно входила в цивилизацию современную. Наложение цивилизационных процессов обусловили существенные особенности государственного и правового развития страны. Для этого периода характерно весьма интенсивное развитие права. Царь принимал законодательные акты вместе с Земским собором (сословно-представительная монархия), но постепенно возрастало и число так называемых «именных» царских указов, принимаемых царем единолично (абсолютная монархия).

Особенно по окончании Смутного времени правительство новой династии приступило к активной законотворческой деятельности. По традиции новые законы издавались по запросу того или иного приказа, их появление было обусловлено вполне конкретными обстоятельствами, и после их принятия и утверждения закон поступал для исполнения в соответствующий приказ.

Новый закон включался (приписывался) в нормативный корпус Судебника, в приказе он фиксировался в указной книге.

Так, росла нормотворческая деятельность приказов по подведомственным им вопросам. Например, с 1616 г. начинается разработка новой Уставной книги Разбойного приказа. В нее вошли многие положения Уставной книги 1555-1556 гг. и новые указы, содержащие нормы уголовного и процессуального права. Изменения характера вотчинного и поместного землевладения были засвидетельствованы в Указной книга Поместного приказа. В ней нашло отражение законодательства с 1626 по 1648 гг. Кроме отдельных указов, она содержала специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г. Особый интерес представляет Указная книга Земского приказа (1622-1648 гг.) – судебно-полицейского учреждения Москвы, ведавшего также сбором податей с посадского населения столицы.

В конце XVI-начале XVII вв. была сделана попытка осуществить общую систематизацию законодательства путем составления так называемых сводов судебников. Но работа эта не получила должного завершения, своды судебников не были официально утверждены.

Важнейшим памятником права ХУП в. стало Соборное уложение 1649 г. (Уложение), в значительной степени определившее правовую систему Российского государства на многие последующие десятилетия.

Появление Соборного уложения имело ряд причин . Во-первых, это необходимость приведения законодательства в соответствие с задачами нового времени. Проблемы, возникшие на рубеже XVI-XVII вв. и связанные с вхождением России в современную цивилизацию обусловили необходимость качественного совершенствования законодательства. Так, казуальный характер правовых актов, свойственный всему предшествующему законодательству, в новых условиях становился неэффективным. Безусловно, что подготовка и принятие Соборного уложения были вызваны необходимостью упорядочения и укрепления централизованной государственной власти. Государство стремилось заинтересовать дворянство в службе. Поэтому оно расширяет права дворян на поместные земли и закрепощает крестьян. Для усиления налоговой базы модернизации государственной власти необходимо было ликвидировать налоговые привилегии «белых» слобод.


Во-вторых, необходимость систематизации была вызвана и стремлением упорядочить законодательство, собрать его в единый документ, устранить имевшиеся в законах противоречия.

Непосредственным поводом , ускорившим законодательную работу, было вспыхнувшее в 1648 г. восстание в Москве. В этой сложной обстановке был созван Земский собор, который и принял решение о составлении нового законодательства. Специальная комиссия составила проект Уложения, который члены Земского собора обсуждали посословно целиком и по частям. Впервые была предпринята попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и новоуказные статьи.

В 1649 г. на очередном заседании Земского собора было принято знаменитое Соборное уложение,крупнейший законодательный акт, равных которому до того времени Россия не знала. Уложение было утверждено Собором и царем. Соборное уложение явилось первым законом, размноженным типографским способом.Напечатанный текст рассылался в приказы и на места. Более тысяче экземпляров Уложения было пущено в продажу, тираж быстро разошелся. Соборное уложение представляло собой свод всех действующих правовых норм, своеобразный свод законов российского государства того времени.

Уложения включало 25 глав и 967 статей . Статьи закона были сведены по определенной, хотя не всегда выдержанной системе. Соборное уложение имело в отличие от предшествующего законодательства обширную преамбулу, в которой провозглашалось соответствие права постановлением «Святых Апостолов» и утверждалось равенство перед судом для всех чинов (конечно, в соответствии с пониманием того времени, с учетом сословного статуса). Это был последний сборник права, в котором теоретическую основу еще составляло религиозное, православное понимание юридических норм. Язык Уложения был доступен и понятен для большинства слоев российского общества. В Уложении наметилось разделение норм по институтам и отраслям права, хотя казуальность в изложении норм права не была преодолена .

Источниками Соборного уложения были предшествующие ему судебники, указные книги приказов, царское законодательство, думские приговоры, решения Земских соборов. Большое влияние на содержание Уложения оказали челобитные дворян и посадских людей. Использовались статьи Стоглава, Литовского статута и было некоторое заимствование из византийских законов.

Законодатель уже после принятия Соборного уложения включал в него так называемые новоуказные статьи . Например, о «разбоях и душегубстве» (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 г. – Торговый устав и 1667 г. – Новоторговый устав). Заметим, что Новоторговый устав (принятий по инициативе «гостей» и московских торговых людей), защищал отечественную торговлю от иностранной конкуренции. Его составители предлагали организовать особый приказ, ведавший исключительно делами торговли.

При составлении Уложения предполагалось собрать и обобщить весь имеющийся уже запас правовых актов, согласовав их с действующим законодательством. Однако Соборное уложение включало в себя поправки и дополнения , которые вносились в Думу в форме земских челобитных. Дума или совместно государь и Дума придавала им законодательный характер и включала в состав Уложения. Так на основании челобитных от служилых и посадских людей была составлена глава Уложения «О посадских людях». Или, например, положение о запрете отчуждать вотчины в пользу церкви, положения об отмене урочных лет, об установлении налога на выкуп пленных и др.

Соборное уложение содержало существенные элементы государственного права. Закон определял статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха. Причем, избрание самодержца на Земском соборе не разрушало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Уложение содержало систему норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления, которые с определенной долей условности можно отнести к административному праву. Например, в главе «Суд о крестьянах» содержались нормы, прикреплявшие крестьян к земле; в специальной главе регламентировалось содержание посадской реформы, констатировались изменения статуса «белых слобод»; две главы содержали статьи о перемене положения вотчины и поместья; в одной из глав регламентировалась работа органов местного самоуправления и т.д. В законе впервые появилось понятие государственного преступления.

Большое внимание Уложение, уделяло процессуальному праву . Это подтверждается тем, что самая большая глава Соборного уложения - «О суде». Судебное право в Уложении составило комплекс норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Отражено разделение на две формы процесса: «суд» и «розыск». Причем розыскная форма явно направлена на защиту государственного интереса.

Таким образом, Соборное уложение 1649 г. обобщило основные тенденции в развитии отечественного законодательства. В нем были закреплены новые правовые институты, свойственные особенностям цивилизационного развития России в новую эпоху. В Уложении впервые была предпринята попытка систематизации отечественного законодательства, открыты пути для создания новой, рациональной современной правовой системы.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...