Кампучия пол пот красные кхмеры. Правление кровавого кхмера пол пота в камбодже

Камбоджийский политик, лидер «красных кхмеров» и премьер-министр Камбоджи. Являлся одним из лидеров крайне левого режима «красных кхмеров», за 3,5 года уничтожившего от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии, включая убийство нескольких сот тысяч человек из числа буржуазии и интеллигенции, поддерживающей режим Лон Нола. Следует помнить, что при проведении расчетов демографических потерь, часто вообще не учитывались или принимались заведомо заниженные данные потерь населения от предшествующих американских бомбардировок, когда на Камбоджу было сброшено около 3 миллионов тонн бомб.


Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - «Марксизм и национальный вопрос» Сталина и «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.

Возвращение в Камбоджу

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.

Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием «красные кхмеры». В 1967 году «красные кхмеры» начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, уничтоживший за 3,5 года несколько сот тысяч человек. (Протокол "О преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов") Общее сокращение населения Кампучии за это время составило 3 374 768 человек (около 40 % населения страны).

В январе 1979 года режим красных кхмеров был свергнут вторгшимися вьетнамскими войсками. При этом Вьетнам, свергая режим «красных кхмеров» и оккупируя Камбоджу, преследовал исключительно собственные политические цели.

До 1998 года года Пол Пот скрывался в джунглях в труднодоступных районах Камбоджи с отрядами «красных кхмеров». Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

В 2010 году правительство Камбоджи приняло решение превратить дом, в котором жил Пол Пот, а также его могилу, в национальный музей.

Происхождение псевдонима

Салот Сар начал использовать псевдоним «Пол Пот» в 1976 году. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «потенциальная политика».

Пномпень (Phnom Penh), как и вся Камбоджа, до сих пор хранит память о геноциде, режиме Красных кхмеров, о жутких временах в истории страны, когда люди буквально за считанные годы стали нелюдями. Это позорное явление — страшное и невыносимое — кто-то хочет забыть, как страшный сон, а кто-то сохраняет память, чтобы предупредить потомков о том, как тонка грань между добрыми намерениями и геноцидом. В этот раз мы расскажем о трагической истории Камбоджи — о полях смерти, о музее геноцида Туол Сленг, о книгах очевидцев и о мнении знаменитостей. И, конечно, о своем взгляде на эту непростую проблему.

Камбоджа довольно долго была закрыта для туристов. По очень простой причине: правительство страны — режим Пол Пота — решило построить здесь рай на земле, а чтобы жители не смели сбежать, границы стали непреодолимой стеной. Всем пришлось остаться для получения смертельно дозы счастья. А кто не хотел, выход тоже был предоставлен – вон из тела! Способов же были тысячи, фантазия у Красных кхмеров Камбоджи работала на все сто. Пуль для своих граждан им было жалко, поэтому они убивали их долго и мучительно. И не обязательно наверняка.

И совершенно не все вспоминают о печальной участи жителей этой страны, которые пережили одно из самых страшных бедствий, какое может случиться с людьми. Говорят, что за 4 года правления Красных Кхмеров (1975-1978) под предводительством Пол Пота было убито около 3 миллионов человек. Это чуть ли не половина тогдашнего населения страны. Как же так вышло?

Пол Пот, руководитель Кампучии (так тогда называлась Камбоджа), вообще считал, что ему нужен всего один миллион сельских жителей, а всех остальных требуется уничтожить. И убиты они были по разным причинам. Не принадлежали к чистой кхмерской расе. А если принадлежали, то были слишком умны. Не дай бог носили очки, умные очкарики не были нужны в стране аграрного коммунизма.

Пол Пот полагал, что цивилизация сгубила человека, что необходимо уничтожить все следы достижений человечества и построить рай в Кампучии. Он закрыл все школы, сжег книги, разорил храмы и уничтожил больницы. Он согнал всех горожан и деревенских жителей в поля, велел всем выращивать рис, выдал людям по рабочей робе и поселил мужчин и женщин отдельно. А рожать детей приходилось по команде: Красные Кхмеры решали, кто с кем должен провести ночь, и когда женщине рожать. Рожденных детей, правда, отнимали, чтобы воспитывать из них идеальных товарищей, людей без корней и прошлого, и учили их ненавидеть своих родителей.

Очень мнительным был этот человек. Настолько, что не хотел, чтобы люди его знали, и потому подписывался псевдонимами (Пол Пот – тоже его «имя», сокращение от французского «перспективный политик»): Товарищ №87 или Брат №1.

Не согласных с режимом Пол Пот отправлял в тюрьмы. Все школы, все храмы и все государственные учреждения превратились в пыточные камеры, где люди терпели издевательства и мучения. Для чего? Чтобы они сознались в том, что хотели смерти кому-то из руководства, являлись агентами ЦРУ или КГБ, и что сделали много неприятных вещей. А затем из этих камер людей вывозили за город, и убивали под громкую музыку революционных песен. Чтобы крики не были слышны, пока жадные до пуль Красные кхмеры истязают до смерти людей, не жалея, разумеется, ни женщин, ни детей.

Что может быть в голове у человека, который решил принести счастье, убивая и мучая население? Но больше удивляет другое: почему ООН и правительства других стран, прекрасно знающие, что творится в закрытой Камбодже, не кинулись на помощь? Быть может, потому, что это развязанная Америкой во Вьетнаме война стала причиной прихода к власти Пол Пота?

Джунгли Камбоджи использовались вьетнамцами для своих целей, а американцы сбрасывали бомбы без разбора (от бомб пострадал даже мирный Лаос). Генерал Лон Нол, добившийся свержения короля Сианука, был американским ставленником. Ведь Камбоджа только получила независимость от Франции, и пыталась научиться жить в новом мире, однако не все получалось. Гражданская война раздирала страну. И в этом хаосе король обратился к коммунистической партии (будущим Красным Кхмерам) за помощью. Он хотел вернуться на престол и продолжить свою работу по выхождению из кризиса. Пол Пот пошел навстречу королю, освободил народ от Лон Нола, а затем посадил короля под домашний арест. И начал свои нечеловеческие эксперименты.

Сейчас в одной из бывших тюрем S-21 располагается Музей геноцида (Tuol Sleng ). S-21 – это бывшая школа. Все здания ее стали камерами для заключенных, а в центре двора похоронены последние 14 человек, которых не успели увезти отсюда, так как в январе 1979 года Вьетнамские войска вошли в и освободили людей из-под гнета Красных Кхмеров. В Музее нет ничего особенного, фото Туол Сленга кажутся скучными, вы лишь увидите бывшие камеры. Но вам просто стоит прийти, зная, что творилось здесь. Тогда могилы в дворе, пыточные в каждом классы, колодцы с перекладинами и электрические провода по периметру будут иметь для вас смысл.

Цена билета: Вход в музей геноцида стоит $2.

Адрес музея геноцида в Камбодже : пересечение 113 и 359 улиц, город Пномпень.

Здание школы, ставшее тюрьмой и местом пытки для тысячи людей. теперь это — Музей геноцида в Пномпене

Под деревьями — могилы последних 14 человек, которых Красные кхмеры не успели убить и которых похоронили в собственных могилах, а не в братской.

Поле смерти Чоенг Эк

Также пусто другое место, связанное с памятью о геноциде в Камбодже. Поле Смерти в местечке Чоенг Эк (Choeung Ek Killing fields ). Сейчас там стоит мемориальная ступа, сложенная из 17 уровней в 1988 году (17000 человек было убито здесь), в которых хранятся найденные здесь черепа и кости бывших заключенных (в том числе и бывших узников Туол Сленг). Кроме ступы, других сооружений здесь нет. Но именно сюда привозили людей, и здесь их убивали, бросая в братские могилы. Здесь же до сих пор растет крепкое высокое дерево Чанкири, о которое разбивали головы детей. Здесь все еще есть есть пруд, в который сталкивали трупы. Здесь после дождей до сих пор находят кости жертв.

Раньше здесь было китайское кладбище, и люди приносили сюда своих умерших, отпевали, прощались. А затем количество мертвых вдруг увеличилось.

Чоенг Эк – не единственное поле смерти в Камбодже, как легко догадаться. Таких полей были сотни. Вся Камбоджа стала Полем Смерти. И пустые музеи лишь служат напоминание о том, что забыть о такой катастрофе нельзя.

Стоимость входа на Поле смерти – $8. В эту сумму входит аудиогид.

Поле смерти находится в 17 км к югу от Пномпеня. Координаты GPS —11.484394 °, 104.901992 °. Чтобы добраться, лучше нанять тукера.

Мемориальная ступа в честь 17000 погибших и замученных людей

Бывшие братские могилы

На полях смерти теперь растут цветы. Все в этой Вселенной идет своим чередом. Дай бог и люди забудут о пережитых ужасах, и земля простит, и никто не посмеет повторить преступления Пол Пота и Красных кхмеров

Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Среди достопримечательностей Пномпеня есть и весьма грустные, если не сказать трагичные. Именно их стоит посетить, если у вас есть интерес к истории Камбоджи.

  • Музей геноцида Туол Сленг (Tuol Sleng ) - это бывшая школа, ставшая тюрьмой и местом пыток для тысячи людей, а ныне превратившаяся в музей геноцида, который развязали Пол Пот и Красные кхмеры во время своего правления.
  • Поле смерти Чоенг Эк (Choeung Ek Killing Fields ) - это несчастное место, где камбоджийцы умирали во время режима Пол Пота в Камбодже. Ныне в этом месте стоит мемориальная пагода с заботливо собранными черепами жертв режима.

Книги и фильмы о режиме Красных кхмеров


Книги Луонг Унг не переводились на русский язык, их можно прочесть только на английском:

  • Loung Ung – First they killed my father
  • Loung Ung – Lucky child

Фильм «Сначала они убили моего отца » (First they killed my father) по книге Лоунг Унг в 2016 году начала снимать Анджелина Джоли в Камбодже (в Баттамбанге и Пномпене). Голливудская актриса и камбоджийская писательница вместе написали сценарий, а одним из продюсеров фильма выступает сын Анджелины Мэддокс Джоли-Питт, который родился в Камбодже.

Фильм будет снят в основном на кхмерском языке и детально расскажет о трагедии режима Пол Пота глазами маленькой девочки. По словам режиссера Джоли, этот фильм не только для всего мира, который мало знает о Камбодже, но и для самих камбоджийцев, которым еще предстоит осознать то, что случилось в их стране. А также для ее сына, который должен знать, кто он и откуда он. Это «Любовное послание» Камбодже, так говорит Анджелина Джоли.

В феврале 2017 года в Сием Рипе в присутствии короля состоялась премьера фильма, куда Анджелина Джоли приехала вместе со своими детьми.

Трейлер фильма «Сначала они убил моего отца» Анджелины Джоли

mysea в Я тебя замучию, как Пол Пот Кампучию

На самом деле, пост мрачный. Вот Пол Пот. Закончил католическую школу, учился в Париже. Увлёкся учением великого кормчего Мао

Вернувшись в Камбоджу и получив власть, стал наводить в стране свой адский порядок. В апреле 1975 года режим «красных кхмеров» пришел к власти в Камбодже. В стране началось построение «стопроцентного коммунистического общества», что слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая свою концепцию камбоджийской революции, использовали марксистскую теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враждебных классов и всех врагов революции. Пол Пот установил в камбоджийском королевстве коммунистическую диктатуру аграрного толка, запретив иностранные языки, религии и валюты. «Красные кхмеры» приняли республиканскую форму правления и в январе 1976 года провозгласили новую конституцию. В провозглашенной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал президентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Но вся власть сосредоточилась в руках премьер-министра страны, лидера и идеолога «красных кхмеров» Пол Пота. Настоящее имя этого камбоджийского политика – Салот Сар. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы, а с 1976-ого использовал его постоянно. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «политика возможного»


Униформа красных кхмеров

15 июля 1979 года в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершённый лидерами красных кхмеров. Спустя два месяца, 19 августа, Народно-революционный трибунал признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в геноциде и заочно приговорил их к смертной казни с конфискацией всего имущества


Могила Пол Пота

На могиле Пол Пота, который умер в 1998 году, до сих пор масса паломников, венков, поминальных свечей. Есть камбоджийцы, которые до сих пор считают, что Пол Пот хотел как лучше, а получилось не совсем то, что он задумывал. Его идеи в провинции во многом сильны до сих пор, и до сих пор в джунглях существуют отряды "красных кхмеров".

В мировой истории есть несколько имен диктаторов, ставших причиной масштабных войн и смертей миллионов людей. Несомненно, первым в этом списке стоит Адольф Гитлер, ставший мерилом зла. Однако в азиатских странах существовал свой аналог Гитлера, который в процентном соотношении нанес не меньший урон собственной стране, - камбоджийский лидер движения "Красные кхмеры", руководитель Демократической Кампучии Пол Пот.

История "Красных кхмеров" воистину уникальна. При режиме коммунистов за каких-то три с половиной года 10-миллионное население страны сократилось примерно на четверть. Потери Камбоджи за время правления Пол Пота и его сподвижников составили от 2 до 4 миллионов человек. Нисколько не преуменьшая размах и последствия господства красных кхмеров, стоит отметить, что к их жертвам зачастую причисляют погибших от американских бомбардировок, беженцев и убитых в столкновениях с вьетнамцами. Но обо всем по порядку.

Скромный учитель

Точная дата рождения камбоджийского Гитлера неизвестна до сих пор: диктатор сумел окутать свою фигуру завесой тайны и переписал собственную биографию. Историки сходятся на том, что он появился на свет в 1925 году.

Сам Пол Пот рассказывал, что его родители были простыми крестьянами (это считалось почетным) и он был одним из восьмерых детей. Однако на самом деле его семья занимала достаточно высокое положение во властной структуре Камбоджи. Впоследствии старший брат Пол Пота стал высокопоставленным чиновником, а двоюродная сестра – наложницей короля Монивонга.

Стоит сразу оговориться, что имя, под которым диктатор вошел в историю, не является его настоящим именем. Отец назвал его при рождении Салот Сар. И только много лет спустя будущий диктатор взял себе псевдоним Пол Пот, представляющий собой сокращенный вариант французского выражения «politique potentielle», которое буквально переводится как «политика возможного».

Маленький Сар рос при буддийском монастыре, а затем, в возрасте 10 лет, был отдан в католическую школу. В 1947 году благодаря протекции сестры его отправили учиться во Францию (Камбоджа была колонией Франции). Там Салот Сар увлекся левой идеологией и познакомился с будущими соратниками Иенг Сари и Кхиеу Самфаном. В 1952 году Сар вступил в Коммунистическую партию Франции. Правда, к тому времени камбоджиец совершенно забросил учебу, вследствие чего был отчислен и вынужден был вернуться на родину.

Внутриполитическая обстановка в Камбоджи тех лет была непростой. В 1953 году страна получила независимость от Франции. Европейские колонизаторы не могли больше держать в своих руках Азию, однако и покидать ее не собирались. Когда к власти пришел наследный принц Сианук, он разорвал отношения с США и попытался установить крепкие связи с коммунистическим Китаем и просоветским Северным Вьетнамом. Причиной для разрыва отношений с Америкой стали постоянные вторжения на территорию Камбоджи американских военных, которые преследовали или искали северовьетнамских бойцов. США учли данные претензии и пообещали больше не заходить на территорию соседнего государства. Но Сианук вместо того, чтобы принять извинения Штатов, решил пойти еще дальше и разрешил войскам Северного Вьетнама базироваться в Камбодже. В кратчайшие сроки часть северовьетнамской армии фактически «переехала» к соседям, оказавшись недоступной для американцев, что вызвало огромное неудовольствие США.

От такой политики сильно пострадало местное население Камбоджи. Постоянные перемещения иностранных войск наносили ущерб сельскому хозяйству и просто раздражали. Недовольство крестьян вызывало и то, что и без того скромные запасы зерна выкупались правительственными силами в несколько раз дешевле рыночной стоимости. Все это привело к значительному усилению коммунистического подполья, в которое входила организация «Красные кхмеры». Именно к ней присоединился Салот Сар, который после возвращения из Франции подрабатывал учителем в школе. Пользуясь своим положением, он умело внедрял коммунистические идеи в среде собственных учеников.

Восхождение красных кхмеров

Политика Сианука привела к тому, что в стране началась гражданская война. И вьетнамские, и камбоджийские солдаты грабили местное население. В связи с этим огромную поддержку получило движение «Красных кхмеров», которое захватывало все больше городов и поселений. Жители деревень либо присоединялись к коммунистам, либо стекались в крупные города. Стоит отметить, что костяк армии кхмеров составляли подростки 14-18 лет. Салот Сар считал, что люди постарше слишком подвержены влиянию Западных стран.

В 1969 году на фоне таких событий Сианук был вынужден обратиться за помощью к США. Американцы согласились восстановить отношения, но при условии, что им будет разрешено атаковать северовьетнамские базы, расположенные на территории Камбоджи. В результате в ходе их ковровых бомбардировок погибали и вьетконговцы, и мирное население Камбоджи.

Действия американцев только усугубили ситуацию. Тогда Сианук решил заручится поддержкой Советского Союза и Китая, для чего отправился в марте 1970 года в Москву. Это вызвало возмущение США, в результате чего в стране произошел переворот и к власти пришел американский ставленник премьер-министр Лон Нол. Первым же его шагом на посту руководителя страны стало выдворение вьетнамских войск с территории Камбоджи в течение 72 часов. Однако коммунисты не торопились уходить с обжитых мест. И американцы совместно с южновьетнамскими войсками организовали наземную операцию по уничтожению врага в самой Камбодже. Им сопутствовал успех, по популярности Лон Нолу это не принесло – население устало от чужих войн.

Спустя два месяца американцы покинули Камбоджу, но обстановка в ней все еще оставалась крайне напряженной. В стране шла война, в которой участвовали проправительственные войска, красные кхмеры, северные и южные вьетнамцы, а также множество других мелких группировок. С тех времен до сегодняшнего дня в джунглях Камбоджи осталось немалое количество различных мин и ловушек.

Постепенно в лидеры стали выбиваться красные кхмеры. Они сумели объединить под своими знаменами огромное войско из крестьян. К апрелю 1975 года они окружили столицу государства Пномпень. Американцы – главная подспорье режима Лон Нола – не захотели сражаться за своего ставленника. И глава Камбоджи сбежал в Таиланд, а страна оказалась под контролем коммунистов.

В глазах камбоджийцев красные кхмеры были настоящими героями. Их встречали аплодисментами. Однако уже через несколько дней армия Пол Пота начала обирать мирных граждан. Сначала недовольных просто усмиряли силой, а затем перешли и к расстрелам. Оказалось, что эти бесчинства были не самоуправством оголтелых подростков, а целенаправленной политикой новой власти.

Кхмеры приступили к насильственному расселению жителей столицы. Людей под дулом автоматов строили в колонны и выдворяли из города. Малейшее сопротивление каралось расстрелом. За считанные недели Пномпень покинули два с половиной миллиона человек.

Интересная деталь: в числе изгнанных были и члены семьи Салот Сара. О том, что новым диктатором стал их родственник, они узнали случайно, увидев портрет вождя, который набросал один камбоджийский художник.

Политика Пол Пота

Правление красных кхмеров значительно отличалось от существовавших коммунистических режимов. Главная особенность заключалась не то что в отсутствии культа личности, а в полной анонимности руководителей. Среди народа они были известны лишь как Бон (старший брат) с порядковым номером. Пол Пот был старшим братом №1.

Первые указы новой власти декларировали полный отказ от религии, партий, любого свободомыслия, медицины. Поскольку в стране была гуманитарная катастрофа и лекарств катастрофически не хватало, была дана рекомендация прибегать к «традиционным народным средствам».

Основной упор во внутренней политике был сделан на выращивании риса. Руководство дало приказ собрать с каждого гектара по три с половиной тонны риса, что в тех условиях было практически нереально.

Падение Пол Пота

Лидеры кхмеров были крайними националистами, в связи с чем начались этнические чистки, в частности, уничтожались вьетнамцы и китайцы. Фактически камбоджийские коммунисты устроили полномасштабный геноцид, что не могло не отразиться на отношениях с Вьетнамом и Китаем, изначально поддержавших режим Пол Пота.

Конфликт между Камбоджей и Вьетнамом разрастался. Пол Пот в ответ на критику открыто угрожал соседнему государству, обещая оккупировать его. Камбоджийские пограничные войска устраивали вылазки и жестко расправлялись с вьетнамскими крестьянами из приграничных поселений.

В 1978 году Камбоджа стала готовиться к войне с Вьетнамом. К каждому кхмеру предъявлялось требование убить как минимум 30 вьетнамцев. В ходу был лозунг, гласивший, что страна готова воевать со своим соседом хоть целых 700 лет.

Однако 700 лет не понадобилось. В конце декабря 1978 года камбоджийская армия напала на Вьетнам. Вьетнамские войска перешли в контратаку и ровно за две недели разбили армию кхмеров, состоящую из подростков и крестьян, и захватили Пномпень. За день до вступления вьетнамцев в столицу Пол Пот сумел сбежать на вертолете.

Камбоджа после кхмеров

После захвата Пномпеня вьетнамцы посадили в стране марионеточное правительство и заочно приговорили Пол Пота к смерти.

Таким образом, Советский Союз получил под свой контроль уже две страны. Это категорически не устраивало США и привело к парадоксальной ситуации: главный оплот мировой демократии поддержал коммунистический режим красных кхмеров.

Пол Пот с соратниками скрылся в джунглях рядом с границей между Камбоджей и Таиландом. Под давлением Китая и США Таиланд предоставил убежище руководству кхмеров.

С 1979 года влияние Пол Пота медленно, но верно убывало. Его попытки вернуться в Пномпень и выбить оттуда вьетнамцев потерпели крах. В 1997 году по его решению был расстрелян вместе с семьей один из высокопоставленных руководителей кхмеров - Сон Сен. Это убедило сторонников Пол Пота в том, что их лидер утратил связь с реальностью, в результате чего его сместили.

В начале 1998 года состоялся суд над Пол Потом. Он был приговорен к пожизненному заключению под домашним арестом. Однако долго сидеть в заточении ему не пришлось – 15 апреля 1998 года он был найден мертвым. Существует несколько версий его смерти: сердечная недостаточность, отравление ядом, самоубийство. Так бесславно окончил свой жизненный путь жестокий диктатор Камбоджи.

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".

Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.

Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.

Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.

Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.

Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.

18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.

О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.

Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.

По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.

С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.

Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.

Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.

Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.

Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.

Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.

Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.

Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.

В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.

Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.

Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.

Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.

На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".

Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.

Полпотовцы разорвали дипломатические отношения во всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.

Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.

Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационнопропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".

Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.

Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".

Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.

"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившем страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.

В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".

В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами" из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.

В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.

Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.

Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.

Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела - своей "великой аграрной революции".

В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Сим он Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.

Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.

Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.

Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в силах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".

Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"

Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....