Какие вузы вошли в шанхайский рейтинг. Успехи российских вузов

Образование

Академический рейтинг университетов мира - 2017 (The Academic Ranking of World Universities 2017)

Академический рейтинг университетов мира — 2017 (The Academic Ranking of World Universities 2017) подготовлен Центром исследования университетов мирового класса при Академии высшего образования Шанхайского университета Цзяотун.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял 93 место. По сравнению с прошлым годом московский вуз опустился на шесть позиций. В топ-500 вошли СПбГУ и Новосибирский государственный университет. Московский физико-технический институт разместился в группе 501−600.

Глобальный рейтинг ARWU публикуется с 2003 года. Среди критериев — индекс цитирования, международное сотрудничество, количество публикаций в передовых научных журналах и число окончивших тот или иной вуз нобелевских лауреатов. ARWU — ведущий мировой рейтинг наряду с THE (Times Higher Education World University Rankings) и QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings). Рейтинг, кроме прочего, влияет на популярность российских вузов среди китайских абитуриентов. По материалам ТАСС

Место Учреждение Страна Национальный Ранг Общий результат
1 Harvard University США 1 100.0
2 Stanford University США 2 76.5
3 University of Cambridge Великобритания 1 70.9
4 Massachusetts Institute of Technology (MIT) США 3 70.4
5 University of California, Berkeley США 4 69.1
6 Princeton University США 5 61.1
7 University of Oxford Великобритания 2 60.1
8 Columbia University США 6 58.8
9 California Institute of Technology США 7 57.3
10 University of Chicago США 8 53.9

Позиции российских вузов

93 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Россия 1 26,8
301-400 Санкт-Петербургский государственный университет Россия 2 26,4
401-500 Новосибирский государственный университет Россия 3 13,4
501-600 Московский физико-технический институт Россия - 20,9

По теме


Интервью с куратором дистанционного обучения многопрофильного образовательного центра «Профи-Карьера», cертифицированным специалистом в области Learning and knowledge management, автором статей в профессиональные журналы Сосновой Анной Владимировной.

Сразу 12 российских вузов вошли в Шанхайский рейтинг университетов Global Ranking of Academic Subjects (ARWU). Высшее место в нем досталось МГУ имени Ломоносова

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Как сообщает агентство «РИА Новости» , в ARWU в этом году впервые оказались сразу 12 российских университетов. Это Московский, Санкт-Петербургский, Томский и Новосибирский госуниверситеты, Томский политехнический университет, Высшая школа экономики, МФТИ, МИФИ, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Уфимский государственный авиационный технический университет и Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

В соответствии с методологией ARWU ранжирование осуществляется по 52 предметным рейтингам. Оказавшийся выше других МГУ в этом году лидирует по количеству предметов (14), а также по местам — самым высоким результатом вуза стало 43-е место по физике.

Наибольшее число российских университетов вошло в предметную категорию «Физика». ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга «Социология», МИСиС стал одним из лучших российских вузов по металлургии.

Для сравнения, в 2015 году в предметный рейтинг ARWU входил МФТИ — только один вуз — участник проекта «5-100», в 2016 году ARWU выпустил специализированный рейтинг по инженерным наукам, в который вошел Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Шанхайский рейтинг — известнейший мировой рейтинг вузов. На него, а также на и рейтинг лучших университетов мира по версии нацелена программа «5-100» . Одна из задач проекта — пять российских вузов в каждом из этих списков.

Как отметила РБК директор программы развития ВШЭ Ирина Карелина, ARWU считают самым «строгим» рейтингом, поскольку он применяет только библиометрические показатели и показатели наличия выдающихся премий в различных областях, полученных сотрудниками в период их работы в университете. «Публикация новых предметных рейтингов ARWU демонстрирует устойчивое присутствие вузов — участников проекта «5-100» в глобальных рейтингах на высоких позициях и по широкому спектру предметов. Впервые в предметных рейтингах ARWU сразу восемь участников проекта «5-100», из которых шесть появились в этом году впервые, продемонстрировав результаты реализации своих стратегий развития с 2013 года», — отметила она.

Карелина отметила, что, с одной стороны, продвижение в предметных рейтингах отражает все еще отраслевую специфику российских университетов. Но наличие нескольких предметов у каждого университета говорит о том, что российские университеты уверенно приближаются к модели Comprehensive University, что присуще университетам мирового класса. «Это демонстрирует серьезный задел наших университетов и обеспечивает устойчивое их вхождение в мировые предметные рейтинги, способствует их продвижению в общих рейтингах», — подчеркнула она.

  • выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (10 процентов),
  • сотрудников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии (20 процентов),
  • «часто цитируемых исследователей в 21 категории» (20 процентов),
  • статьи, опубликованные в журналах Nature или Science (20 процентов),
  • индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук (англ. Institute for Scientific Information , ISI) Science Citation Index и Social Sciences Citation Index , а также индексы ведущих журналов Arts and Humanities Citation Index (20 процентов),
  • совокупный результат предыдущих показателей по отношению к численности персонала вуза (10 процентов).

Полученные результаты были приведены в журнале «The Economist ».

Методология изложена в академической статье её составителями Лю Няньцаем и Чэн Ином. Они объяснили, что первоначальной целью этого рейтинга было желание «выяснить разрыв между китайскими университетами и университетами мирового класса, в частности с точки зрения академической и научно-исследовательской деятельности».

Результаты рейтинга за 2003-2015 гг. доступны в Wikipedia на англоязычной странице Academic Ranking of World Universities .

Вузы России в рейтинге

Критика рейтингов

Рейтинги колледжей и университетов часто вызывают споры (см. статьи Критика рейтингов колледжей и университетов (Северная Америка) (англ.) и Критика рейтингов колледжей и университетов (2007 год, Соединенные Штаты Америки) (англ.) ), и рейтинг ARWU не является исключением. В статье, опубликованной в 2007 году в журнале Scientometrics , показано, что результаты этого рейтинга не могут быть воспроизведены из исходных данных с использованием метода, описанного Лю и Чэном . Другие авторы утверждают, что результаты рейтинга воспроизводимы .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Academic Ranking of World Universities (англ.) . Дата обращения 13 сентября 2017. Архивировано 19 октября 2012 года.
  • «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова занял 112-е место в рейтинге университетов мира в 2011/12»

Старейший из общепризнанной «тройки» университетских рейтингов, известный также как "Шанхайский". Оператор рейтинга: Center for World - Class Universities в составе Школы образования Shanghai Jiao Tong University. В 2003 г. Институт высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University) впервые опубликовал рейтинг 500 ведущих университетов мира (Академический Рейтинг Мировых Университетов, ARWU-500).

Первоначально рейтинг стал позиционироваться как инструмент оценки позиций китайского высшего образования в общемировой системе. Впоследствии представители других стран также стали использовать этот Шанхайский рейтинг при определении результатов своей деятельности. Данный рейтинг составляется на основе шести показателей (критериев). Количество вузов, соответствующих этим критериям, всего 1000 в мире, и 500 лучших из них составляют Шанхайский рейтинг - ARWU-500.

В Академический рейтинг университетов мира включаются учебные заведения, имеющие: выпускников и сотрудников, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премий; большое число часто цитируемых исследователей; статьи, опубликованные в журналах «Nature» и «Science» за последние 10 лет; а также большое число статей, вошедших в индексы Science Citation Index - Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index (SSCI). В отборе участвовали более 2000 университетов, однако в фактический рейтинг входят 1200 учебных заведений, а публикуются 500 лучших вузов мира.

Академический рейтинг университетов мира составляется на основании шести объективных показателей, а именно: эквивалентное число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию (кратко - Alumni), эквивалентное число преподавателей вуза, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии (кратко - Award), число наиболее часто цитируемых исследователей во всех сферах науки и техники (кратко - HiCi), эквивалентное число статей, опубликованных в журналах «Nature» и «Science» (кратко - N&S), количество статей, включенных в индексы Science Citation Index - Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index (SSCI) (кратко «PUB»), а также средний показатель деятельности по всем предыдущим показателям из расчета на одного члена преподавательского состава (кратко - РСР).

При составлении рейтинга учебному учреждению, показавшему наивысший результат по всем показателям Alumni, Award, HiCi, N&S, PUB и РСР, присваивается 100 баллов. Рейтинг всех прочих вузов рассчитывается как процент наивысшего балла. Если разброс данных по какому-либо показателю значительно выходит за рамки нормы, для обработки таких данных применяется стандартный статистический метод. Итоговый балл представляет собой средневзвешенное значение результатов, полученных университетом по всем шести показателям. Вузу, получившему наивысшую оценку, присваивается 100 баллов, а рейтинги прочих учреждений рассчитываются как процент от наивысшего балла.

Показатели первого уровня Показатели второго уровня Кодовое название Коэффициент значимости
Качество обучения Эквивалентное число выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии Alumni 10%
Качество преподавательского cостава Эквивалентное число преподавателей-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии Award 20%
Число наиболее часто цитируемых исследователей во всех сферах науки и техники HiCi 20%
Достижения в сфере научных исследований Эквивалентное число статей, опубликованных в журналах «Nature» и «Science»* N&S 20%
Количество статей, включенных в индексы Science Citation Index - Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index PUB 20%
Средний показатель деятельности на одного члена преподавательского состава Среднее значение совокупного результата по всем предыдущим показателям из расчета на одного члена преподавательского состава PCP 10%
Всего: 100%

* При оценке университета исключительно гуманитарной направленности не учитывается показатель N&S, а коэффициент его значимости пропорционально распределяется между другими критериями.

Определения показателей и описание статистического метода

Alumni. Число выпускников вуза, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии. Выпускниками считаются лица, получившие в том или ином университете степень бакалавра, магистра или доктора наук. Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от года получения выпускниками упомянутых премий. С каждым десятилетием коэффициент снижается на 10%. Так, если лауреат получил премию в период с 2001 по 2010 гг., коэффициент значимости данного показателя составляет 100%, в период с 1991 по 2000 г. - 90% и т.д. Если премия была присуждена в 1911-1920 гг., значимость показателя составляет всего 10% от исходного коэффициента. В итоге рассчитывается эквивалентное число лауреатов премий с 1911 г. В случае если какой-либо выпускник получил в данном вузе две или более научных степеней, он учитывается в расчете только один раз.

Award. Количество преподавателей университета, являющихся лауреатами Нобелевской (по физике, химии, биологии или медицине и экономике) и Филдсовской премий (по математике). Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от получения преподавателями упомянутых премий. С каждым десятилетием коэффициент снижается на 10%. Так, если преподаватель получил премию в период с 2011 года по сегодняшний день, коэффициент значимости данного показателя составляет 100%, в период с 2001 по 2010 гг. - 90%, с 1991 по 2000 гг. - 80% и т.д. Если премия была присуждена в 1921-1930 гг., значимость показателя составляет всего 10% от исходного коэффициента. В итоге рассчитывается эквивалентное число лауреатов премий с 1921 г. Если лауреат премии одновременно числится сотрудником двух различных учреждений, каждое из них получает 0,5 итогового балла. Если какая-либо Нобелевская премия вручена одновременно нескольким лауреатам, при определении коэффициента значимости учитывается доля сотрудника вуза в общем размере премии.

HiCi. Общее число часто цитируемых исследователей согласно данным компании Thomas Reuters. Thomas Reuters в различные времена публиковала два перечня часто цитируемых исследователей мира: первая версия такого перечня увидела свет в 2001 году и включала более 6000 исследователей. Количество часто цитируемых исследователей из каждого вуза использовалось для расчета показателя HiCi в Академическом рейтинге университетов мира в период с 2003 по 2013 гг. В 2014 году компания Thomas Reuters разработала новый перечень, в который вошли более 3000 ученых. Во избежание необычных колебаний результатов рейтинга при переходе от старого перечня к новому в переходном 2014 году при составлении рейтинга одновременно использовались оба списка. Баллы каждого вуза по разным спискам рассчитывались отдельно, а показатель HiCi для рейтинга 2014 года являлся средним значением двух баллов (нажмите, чтобы ознакомиться с процессом расчета показателя HiCi для конкретного учебного заведения). Следует отметить, что по рекомендациям некоторых вузов и ученых, среди которых были и часто цитируемые исследователи, при расчете баллов специалистов, вошедших в новый перечень, учитывается только первое место их работы.

N&S. Эквивалентное число статей, опубликованных в изданиях «Nature» и «Science» за последние пять лет (с 2009 по 2013 гг.). При расчете данного показателя учитываются только научно-исследовательские статьи (Article), обзоры (Review) или новостные сообщения (Letter) в расчет не принимаются. Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от степени принадлежности автора какому-либо конкретному учреждению. Коэффициент значимости 100% присваивается учреждению, являющемуся основным для автора (посредством которого осуществляется корреспонденция с автором), первому учреждению автора (если первое совпадает с основным, тогда второму) присваивается 50% от исходного коэффициента, следующему - 25%, всем прочим учреждениям - по 10%.

PUB. Общее количество научных работ и статей, включенных в индексы SCIE и SSCI в прошлом году (2013). При расчете данного показателя учитываются только научно-исследовательские статьи (Article), обзоры (Review) или новостные сообщения (Letter) в расчет не принимаются. Учитывая тот факт, что специалисты в сфере общественных наук, зачастую публикуют результаты своих исследований в форме научных трудов, исходя из фактически обоснованными данными, двойной коэффициент значимости присваивается работам, включенным в индекс SSCI.

PCP. Средний показатель академической деятельности университета из расчета на одного члена преподавательского состава. Значение данного показателя получается путем сложения баллов всех пяти предыдущих показателей и деления полученного результата на количество преподавателей в эквиваленте полной штатной единицы (full time equivalent). При составлении рейтинга 2014 года в перечень стран с учебными заведениями, располагающими членами преподавательского состава в эквиваленте полной штатной единицы, вошли: США, Великобритания, Франция, Канада, Япония, Италия, КНР, Австралия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Бельгия, Южная Корея, Чехия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Испания, Австрия, Норвегия и т.д. Для других стран или регионов показатель РСР рассчитывался в качестве средневзвешенного значения суммы баллов, полученных по пяти предыдущим показателям.

Нравится

15 августа исследовательский центр Center for World-Class Universities Шанхайского университета Цзяотун опубликовал очередной рейтинг лучших университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU) 2015, известный еще как Шанхайский.

Данный рейтинг не зря называется академическим: он оценивает университеты, главным образом, за их научные и исследовательские достижения. Среди главных критериев оценки - количество выпускников и преподавателей, получивших Нобелевскую и Филдсовскую премию, индекс цитирования и публикаций в ведущих научных изданиях, в частности в Nature и Science, общие академические успехи. Всего, согласно ARWU, этим критериям удовлетворяют чуть больше 1200 университетов в мире, из них составляется рейтинг 500 лучших (top 500).

Университету, продемонстрировавшему самые высокие показатели во всех категориях, присваивается 100 балов, для остальных высчитывается процент от высшей оценки. Интересно, что за все время существования шанхайского рейтинга университетом №1 в мире неизменно становился Гарвард (Harvard University) - в этом году она поднялся на первую строчку уже в 13-й раз . Надо признать, что и первая десятка меняется не сильно, она абсолютна та же, что и в прошлом году - Стенфорд, MIT, Беркли, Кембридж, Принстон, Caltech, Колумбия, Чикаго и Оксфорд.

Из вузов континентальной Европы лучшим снова назван Цюрихский технологический университет (ETH Zurich, Швейцария) , правда, в этом году он опустился на одну строчку, заняв 20 место. На второе место датский университет Копенгагена (35 место), а третьим стал французский университет Пьера и Марии Кюри (36 место). Лучшие в Азии, как и прежде, — японцы: Токийский университет (21 место) и университет Киото (26 место). Австралийский Мельбурнский университет (44 место) снова признан лучшим в этом регионе. Лучший российский университет - МГУ - продолжает оставаться в топ-100, но в этом году он потерял две позиции и теперь занимает 86-е место. Из новичков сотни лучших стоит отметить университет Уорика (Великобритания), у него 92-е место. Впервые в шанхайский рейтинг в этом году попали 11 университетов из разных стран. Среди них - австралийский Технологический университет Квинсленда и иранский Шарифский технологический университет.

Естественные науки и математика : Berkeley, Harvard, Princeton, Stanford, Caltech

Технические/инженерные и компьютерные науки : MIT, Stanford, Berkeley, UIUC, UT Austin

Биологические и сельскохозяйственные науки : Harvard, Cambridge, Stanford, MIT, UC San Francisco

Клиническая медицина и фармакология : Harvard, UC San Francisco, Washington (Seattle), Johns Hopkins, Stanford

Общественные науки : Harvard, Chicago, MIT, Berkeley, Columbia

Математика : Princeton, Stanford, Harvard, Berkeley, Pierre & Marie Curie

Физика: Berkeley, Princeton, Harvard, MIT and Caltech

Химия: Berkeley, Harvard, Stanford, Caltech and Northwestern (Evanston)

Компьютерные науки : Stanford, MIT, Berkeley, Harvard and Princeton

Экономика/бизнес : Harvard, Chicago, MIT, Berkeley and Columbia.

Изменения в этих пятерках лучших настолько незначительные, что их сложно заметить, и как и раньше, в большинстве перечисленных областей безоговорочно лидируют американские университеты.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

© Справочники. Учебная литература EVGENPOL.RU, 2024

Все статьи, расположенные на сайте, несут лишь ознакомительный характер.