Какие статуи на египетском мосту. Тайны Древнего Египта на набережной Фонтанки: история создания и мифы Египетского моста

Египетские мотивы в архитектуре Петербурга не редкость. Так, на верхушке Александрийского столпа, фасаде Казанского собора и Финской церкви можно увидеть изображение пирамиды. Такой же символ — глаз в центре пирамиды — вы встретите внутри Исаакиевского собора над православной иконой. Массивные скульптуры сфинксов наряду со львами, держащими в пастях цепи, охраняют вход в усадьбу графа Кушелева-Безбородко и царственно взирают на прохожих со своего постамента на набережной Малой Невки. Венчает эту вереницу Египетский мост, торжественное открытие которого состоялось 6 сентября 1826 года.

Орнамент из иероглифов

Европейское увлечение восточной тематикой в искусстве и архитектуре началось в начале XIX века, после похода Наполеона в Египет. Петербург не остался сторонним наблюдателем этих веяний и также перенял прекрасные египетские традиции.

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича, которые ранее построили цепной Пантелеймоновский мост, соединяющий Летний сад и Безымянный остров через Фонтанку.

Длина пролёта нового моста составила 55 метров, а ширина - 11,7 метров. Для сооружения были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. Порталы, колонны, а также карниз моста украсили изображениями египетских иероглифов. Такие же знаки продублировали на ажурной решётке сооружения. У въездов на мост поставили чугунные изваяния сфинксов с фонарями над головой, отлитые по моделям скульптора Павла Соколова, создавшего грифонов на Банковском мосту и бронзовое изваяние «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке, воспетую Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя».

Египетский мост сооружался в рекордные сроки — в 1825 и 1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича. Фото: Commons.wikimedia.org / Heidas

Металлические конструкции и скульптуры для моста отлили на заводе Карла Берда, являвшегося одним из самых лучших литейно-механических предприятий Петербурга. К слову, имя Берда, которое сейчас знакомо далеко не каждому коренному петербуржцу, в своё время являлось символом предприимчивости и успеха. Так на вопрос «как ваши дела» петербуржцы лукаво отвечали: «как у Берда, только труба пониже да дым пожиже». Такая с виду абсурдная шутка основывалась на фактах из блестящей карьеры этого инженера, долгое время бывшего хозяином парового сообщения по Неве и её рукавам, а также между Петербургом и Кронштадтом.

Сфинкс с лицом императрицы

В кругах историков бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны. Фото: www.russianlook.com

Сфинксы, которые стали охранять въезд на мост, в противовес египетским имеют женское лицо, что более характерно для изваяний периода Древней Греции. В кругах историков, изучающих архитектуру Петербурга и наследие скульптора Соколова, бытует мнение, что лицо сфинкса - это лик Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской и супруги императора Александра Первого. Ей посвящал стихи Пушкин, она была дружна с историком Карамзиным, и вполне может быть, что именно она стала музой Бетховена, для которой он написал «К Элизе». Столь яркие знакомства и красочные мазки в биографии можно объяснить только одним: императрица была сказочно красива и заслуживала того, чтобы о ней слагали стихи и в её честь творили гении.

По греческой же мифологии сфинкс с женским ликом является одним из самых жутких и загадочных демонов. Ведь именно это существо преграждало в Фивах путь одинокому путешественнику и задавало ему загадку: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Того, кто отвечал неправильно, сфинкс либо душил, либо съедал. А ответ был: человек.

Обрушение моста в 1905 году

Неизвестно, задавали ли петербургские сфинксы такой вопрос горожанам, но трагические события не обошли стороной Египетский мост. В 1905 году он рухнул под тяжестью проезжавшего по нему эскадрона Конно-егерского полка.

Инцидент обошелся без человеческих жертв, но молниеносно вызвал ряд предположений относительно истинных причин обрушения. Одна из них — это гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, шагал слишком ритмично, и колебания от топота копыт вызвали в конструкции моста резонанс. Предположение нашло отражение в школьных учебниках по физике, а в среде военных повлекло за собой возникновение новой команды «Идти не в ногу!», отдаваемой группе солдат, готовящейся к переходу через мост. Данная теория, хоть и породив собой эти два явления, не была верифицирована физическими расчётами, и даже нашла опровержение в лице очевидцев. Те утверждали, что лошади не могли скакать «копыто в копыто», так как даже самые выдрессированные из этих умных непарнокопытных не умеют шагать по-солдатски — «в ногу». Также свидетели происшествия просили обратить внимание на то, что навстречу эскадрону двигалось одиннадцать саней, и мост просто-напросто не выдержал такого груза.

Существует гипотеза, будто мост рухнул из-за того, что полк, шедший по нему, вышагивал слишком ритмично, и колебания, создаваемые топотом копыт, вызвали в конструкции моста резонанс. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Карлович Булла

Впрочем, в построении гипотез не обошлось и без мистики. Так, в народе появился слух, что в одном из домов, смотрящих окнами на мост, живёт женщина по имени Мария. Будто бы в молодости её то ли обманул, то ли скомпрометировал лихой офицер, и она, вспомнив личную трагедию, воскликнула в сердцах, посмотрев в окно: «Что б вам, военным, провалиться!». И военные действительно провалились, упав на лед Фонтанки.

Новая жизнь Египетского моста

Народная мудрость гласит: «Нет ничего более постоянного, чем временное». На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком, который заменили только... спустя десятилетие после Великой Отечественной войны - в 1955 году по проекту инженера Владимира Демченко и архитекторов Владимира Васильковского и Петра Арешева.

Конечно, вопрос о строительстве постоянного моста возникал не раз. Но серьёзно к нему подошли только в 1913 году, когда комиссия во главе с Леонтием Бенуа, Михаилом Боткиным и Иваном Кетовым, рассмотрела проекты моста, представленные Академии художеств петербургскими архитекторами. В результате обсуждения был одобрен проект Мариана Лялевича. Что это был за проект, и какую художественную ценность он имел бы для города, нам так и не удалось узнать, так как Первая мировая, революции и Гражданская война не дали ему стать реализованным.

На месте рухнувшего моста инженеры так и не смогли соорудить каменное сооружение, а ограничились временным деревянным мостиком. Фото: Commons.wikimedia.org

Сооружение 1955 года не имело такого архитектурного размаха, как его предшественник: мост остался без украшений в виде иероглифов и орнаментов. Однако египетские мотивы нашли своё отражение на узоре ограды в виде цветков лотоса, в стойках моста, украшенных лавровыми венками, в ограждениях, дополненных изящными розетками и консолями, и, конечно же, в фигурах сфинксов, которые по-прежнему стоят на въезде.

Последнее обновление в облике моста было сделано в 2004 году, когда сфинксов убрали с постаментов на реставрацию. В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. После реставрации сфинксов вернули на их историческое место, где они стоят по сей день, смотря на Петербург то ли глазами Елизаветы Алексеевны, то ли суровым взором бдительных стражей, стерегущих мост...

В ходе работ под толстым слоем краски, которая покрывала головы сфинксов, обнаружили позолоту, которая была полностью восстановлена. Фото: www.russianlook.com

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.



20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».



Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.



Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.



Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.



Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.



А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».


Жители Санкт-Петербурга, да и многие его гости, хорошо знают, что в этом городе сфинксы – совсем не редкость. Они - одно из украшений города, и к ним все уже привыкли. Но почему сфинксы и сколько их здесь? Давайте прогуляемся по тем местам, где «обосновались» эти необычные и загадочные существа…

У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.

Сфинксы на парадной набережной


Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.

«По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов. » В. Струве

Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.
Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?


История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе - Египетская пирамида, а в самом городе - Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними.

Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.


Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.

Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.

Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».

При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.


Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.


Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…


Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.
«...лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать ».


Многие поэты посвящали им стихи:

«Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?»
Вячеслав Иванов

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...» В. Врюсов

Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:



В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.


Сфинксы во дворе Строгановского дворца


Эти два гранитных сфинкса – самые первые из появившихся в Петербурге. С 1796 года они украшали пристань на даче у А.С. Строганова. C 1908 года, после перестройки дачи, их несколько раз перевозили, пока, наконец, они не заняли свое окончательное место - во дворе Строгановского дворца.

Сфинксы на Египетском мосту


Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.


Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.

На этом месте был временно построен деревянный мост. Но заменить его основательным каменным смогли лишь в 1955 году. И хотя по своему оформлению новый мост значительно уступал первоначальному, египетские мотивы все же сохранились. И, конечно, свои места заняли и его стражи - великолепные сфинксы.

Сфинксы на набережной Малой Невки


Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.

Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.

Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.


Сфинксы во дворе Горного института


Во дворе Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада в 1826 году появились небольшие и грациозные скульптуры сфинксов.
У этих скульптур насыщенного темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ - скульптор А. Постников.

Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной


Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.

Сфинксы на набережной Робеспьера

В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.

Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини - на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте

Огромный интерес не только у жителей Питера,
но и у гостей северной столицы вызывает .

В 19 веке в Европе вошли в моду цепные мосты. Кроме того, весь мир увлекался в тот момент Египтом, его культурой и древней историей.

Санкт-Петербург, не желая отставать от европейских тенденций, тоже захотел получить свой Египетский мост, правда перекинули его очень далеко от центра, в самом конце реки Фонтанка.

Архитекторы Христианович и Треттер оформили его в древнеегипетском стиле.

Разумеется, как назвать переправу, в градостроительном департаменте Петербурга споров не было.

По проекту установили чугунные ворота, украшенные египетскими иероглифами и орнаментами. Таким же узором украсили все архитектурные элементы – ограду, колонны, карнизы. И, конечно, не обошлось без сфинксов.

Четыре чугунных статуи, изображавшие мифических животных, были установлены на обеих набережных Фонтанки.

Головы сфинксов венчали шестигранные фонари. Основной пролет держится на цепях.

Есть мнение, что расположение такого пышного моста вдали от центральной, парадной части города, вызвано помещавшимися неподалеку армейскими казармами. Наверное, такой исторической ассоциацией власть хотела добавить солдатам и офицерам патриотизма и благоговения. Так это, или нет, с уверенностью уже никто не скажет. Скорее всего, мост был просто данью моде.

Египетский мост простоял до начала 20 века и в 1905 году, во время первой революции, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон, внезапно обрушился.

Считается, что старые конструкции вошли в резонанс, вызванный четким шагом военных, и не выдержали слишком сильных колебаний.

Это было всего лишь предположением, но оно получило большие последствия.

Во-первых, случай вошел в школьные учебники истории, как наглядный пример последствий резонанса.

Во-вторых, теперь, когда военные идут строем по любым мостам, им отдается команда «идти не в ногу», дабы не вызвать новых обрушений.

Опять же, так ли это на самом деле, неизвестно. Очевидцы утверждали, что солдаты не слезали с лошадей, вступая на переправу. А лошади, даже самые дрессированные, не могут идти в ногу так слаженно. Скорее всего причина обрушения Египетского моста кроется в других, не столь романтичных причинах.

Наиболее вероятно, что он просто не выдержал вес плотного конного строя.

Есть еще одна легенда, не менее романтичная, и еще более неправдоподобная. По слухам, в доме неподалеку проживала женщина по имени Мария, прозванная Египетской. Один из офицеров полка обманул ее в свое время, поэтому, увидев в окно проходящий полк, она в негодовании пожелала военным провалиться, и в следующий миг мост рухнул.

Погибший под конскими копытами Египетский мост на скорую руку заменили деревянным, который простоял до 1955 года, когда его заменили каменным.

Новая конструкция не блистала пышностью и архитектурными изысками. Перед его создателями не было поставлено задачи воссоздать строение в прежнем виде.

Наоборот, проект отличался скромностью, хотя, египетские мотивы сохранились в оформлении ограды. Кроме того, уцелели знаменитые сфинксы, благодаря которым сохранилось и прежнее название.

Сфинксов отреставрировали в 2004 году. Под толстым слоем краски, покрывавшей их головы, обнаружилась позолота. Ее восстановили, гранитные пьедесталы укрепили и отчистили и возвратили монстров на прежнее место.

Мост находится рядом с гостиницей Азимут, но остальным обычным туристам его не увидеть даже на речной экскурсии. Все типовые прогулки на речных трамвайчиках сворачивают чуть раньше из Фонтанки в Крюков канал.

Ехать сюда специально не удобно. Но, если кто-то рискнет совершить пешеходную прогулку по набережной Фонтанки, то увидит и его, и стерегущих Сфинксов.

Египетский мост соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Египетский мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов.

Прообразом моста послужил висячий цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Египетский мост является его облегчённым вариантом, с тремя поддерживающими цепями вместо пяти.

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

Египетский мост был построен в 1825-1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза - цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, “оплетённых” металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю. Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в “египетском стиле”. Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.

Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года. Для моста на заводе Берда по моделям скульптора Соколова были первоначально отлиты два сфинкса, но для этого моста они не пошли и впоследствии были установлены на пристань на Крестовском острове. Позже появилась информация о том, что они были серьёзно повреждены и отправлены на реставрацию в Мостотрест.

За всю свою историю Египетский мост ремонтировался, и не один раз. Ремонт проходил в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах. 20 января 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. К счастью, обошлось без жертв. Достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Изначально предполагалось, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия, в качестве наглядного примера, даже была включена в школьную программу по физике, кроме того, была введена новая военная команда “идти не в ногу”, она даётся строевой колонне перед выходом на любой мост. Выдвинутая растиражированная гипотеза произошедшего не была подкреплена никакими физико-математическими экспериментами или расчётами. Наоборот, существуют свидетельства очевидцев происшествия о том, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явления резонанса в конструкции моста, ибо не существует таких методов дрессировки лошадей, которые привели бы к тому, что животные пошли бы “в ногу”. Другие версии утверждали, что обрушение моста произошло по причине ошибок проекта сооружения, или из-за раковины в одной из несущих цепей, отчего она не выдержала веса и толчков от большого количества передвигавшихся по нему конных всадников. Помимо научных объяснений, скоро появилась мифическая трактовка случившейся трагедии. Слухи утверждали, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище “Египетская”. Она по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: “Что б вам, военным, провалиться!”, и в следующий момент мост обрушился. Вместо разрушенного моста рядом, в стороне от Лермонтовского проспекта, в створе переулка Усачева был построен деревянный семипролётный мост, который исправно проработал до 1956 года.

Организация движения транспорта в этом районе после разрушения моста и введения временной схемы перестала быть оптимальной. Восстановление переправы по Лермонтовскому проспекту через реку Фонтанку было делом времени. После Великой Отечественной войны вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Известно, что было рассмотрено, по меньшей мере, 17 различных планов, до того как был утверждён современный вариант. Египетский мост построили заново в 1954-1956 годах. Пролётные строения - стальные сварные двухшарнирные рамные, с криволинейным очертанием нижнего пояса ригеля. На девяти параллельных рамах уложена железобетонная плита проезжей части, береговые устои моста облицованы гранитом. Фигуры сфинксов отреставрированы, к ним были добавлены вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами. Ограждения моста также украшены изящными розетками и консолями, стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. В рисунке решётки использован цветок, ассоциирующийся с Египтом - лотос. Композиция решётки перекликается с оградой подвесного моста. Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.

24 февраля 1989 года с одной из скульптур столкнулся Камаз. Машина двигалась по набережной со стороны Измайловского моста. Автомобиль занесло, когда он въехал на ремонтируемые трамвайные пути на мосту. От сильного удара скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Сфинкс был частично разбит. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена. В начале XXI века резко начало прогрессировать разрушение скульптур и их пьедесталов. На чугунной поверхности к тому моменту существовали множественные трещины и сколы. Кроме того, гранитные блоки пьедесталов скульптур разошлись, при этом образовалась щель более чем в два сантиметра шириной. В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса, кроме этого была проведён текущий ремонт остальных скульптур. В ходе реставрационных работ было удалено множество слоёв красок, под ними выяснилось, что их головы первоначально была вызолочены. Все найденные несовершенства были тщательно устранены, скульптуры вновь позолочены, гранитные постаменты расчищены, а их швы были заделаны свинцом. Работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции “Магазин подарков ко дню рождения города”. По этой программе реставрации сфинксу составили компанию скульптуры Адмиралтейства и фигура Афины Паллады с фронтона Конногвардейского манежа. Торжественное открытие скульптур состоялось 27 мая 2004 года.

Последние материалы раздела:

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...