Какие бывают признаки у прилагательных. Имя прилагательное

§1. Общая характеристика имени прилагательного

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные- разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
  • изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.

3. Синтаксическая роль в предложении : у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

§2. Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий ,
сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.

Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.

§3. Разряды прилагательных по значению

В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:

  • качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
  • относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
  • притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.

Качественные прилагательные

Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо´ льшей или ме´ ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой ?
У них есть:

  • полные и краткие формы: хороший - хорош, весёлый - весел
  • степени сравнения: маленький - меньше - наименьший и самый маленький.

Большинство качественных прилагательных - непроизводные слова. Основы качественных прилагательных - производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них вступают в отношения

  • синонимии: большой, крупный, огромный, громадный
  • антонимии: большой - маленький.

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы. Относительные прилагательные - это всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна . Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой ?

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей ? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий - -ий- [ий’], мамин - -ин-, синицин - [ын], отцов - -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных - окончания - -ый, -ий, -ой.

Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные - как у прилагательных:

Единственное число

Им.п. ж.р. - а: мамина, лисья, м.р.- : ,мамин, лисий ср.р. - о, е: мамино, лисье.

Род.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ого, его: маминого, лисьего.

Дат.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ому,ему: маминому, лисьему.

Вин.п. ж.р. - у,ю: мамину, лисью, м.р. и ср. р. - как им.п. или р.п.

Тв.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ым, им: маминым, лисьим.

П.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ом, ем: мамином, лисьем.

Множественное число

Им.п. - ы, и: мамины, лисьи.

Род.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Дат.п. - ым, им: маминым, лисьим.

Вин.п. - как им.п. или в.п.

Тв.п. - ыми, ими: мамиными, лисьими.

П.п. - ых, их: маминых, лисьих.

Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры:

  • лисья нора - притяжательное прилагательное, а лисья хитрость - относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
  • горькое лекарство - качественное прилагательное, а горькая правда - относительное (соотносится с горечью)
  • лёгкая сумка - качественное прилагательное, а лёгкая жизнь - относительное (соотносится с лёгкостью)

§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.

Поздней ночью они вышли из дома.

Поздний - качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п.

В краткой форме прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.

Девочка больна.

Больна - качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.

Не удивляйтесь:

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.

Относительные и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой в.п. окончание - как в кратких формах.

§5. Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

  • Положительная - это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
  • Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
  • Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый. Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

  • простыми формами: выше, высочайший,
  • составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.

  • хороший, плохой - положительная степень
  • лучше, хуже - сравнительная степень
  • лучший, худший - превосходная степень

Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:

  • Сравнительная степень (простая): выше, ниже - не изменяется.
  • Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими - изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе - по родам.
  • Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим - изменяется по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
  • Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие - оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван.

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:

Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала.
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли имя прилагательное самостоятельной частью речи?

  2. Какие прилагательные могут выражать признаки, выражаемые в большей или меньшей степени?

    • Качественные
    • Относительные
    • Притяжательные
  3. Для каких прилагательных характерны лексические отношения синонимии и антонимии?

    • Для качественных
    • Для относительных
    • Для притяжательных
  4. Являются ли относительные прилагательные производными?

  5. У каких полных прилагательных набор окончаний особенный?

    • У качественных
    • У относительных
    • У притяжательных
  6. Изменяются ли прилагательные в полной форме по падежам?

  7. Для каких форм прилагательных характерна синтаксическая роль определения?

    • Для полных
    • Для кратких
  8. Все ли прилагательные изменяются по падежам?

    • Не все
  9. Все ли прилагательные изменяются по родам?

    • Не все
  10. Изменяются ли прилагательные в превосходной степени по падежам?

  11. Могут ли сравнительная или превосходная степени выражаться одним словом?

  12. Могут ли прилагательные переходить из одного разряда по значению в другой?

Правильные ответы:

  1. Качественные
  2. Для качественных
  3. У притяжательных
  4. Для полных
  5. Не все
  6. Не все

Вконтакте

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? чей ? чья ? чьё ? чьи ? и обозначает признак предмета.
Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью составного именного сказуемого.
Морфологические признаки имени прилагательного
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма - полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Разряды прилагательных по значению
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький );
по возрасту (молодой );
по цвету (яркий );
по весу (легкий );
по внешнему виду (милый );
по внутренним качествам (ленивый ) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой );
краткую форму (зол - зла - злы );
синонимы, антонимы (сердитый, добрый );
могут образовывать наречия на -о , -е : зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой ; отвлеченные существительные: злость .
Относительные прилагательные называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
по месту (украинский язык - язык украинцев );
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя );
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году );
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки ) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
Притяжательные прилагательные называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей ? чья ? чьё ? чьи ?
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные и краткие прилагательные
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые ;
в предложении выполняют роль определения:
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы ;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Степени сравнения прилагательных (только у качественных прилагательных)
Выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения . Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше () , другие основы (хороший - лучше , плохой - хуже , маленький - меньше более , менее и прилагательного в полной форме (более удобный , менее интересный ).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший , плохой - худший , маленький - меньший ). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый , наиболее , наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный , наиболее правильный , наименее заметный ).
Склонение имён прилагательных (твердое, мягкое, смешанное)
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:

В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:

В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х :
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п., ед. ч., муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
число;
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих , прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п., ед. ч., муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф., ед. ч., муж. р.
3. . 

6 класс Тема урока: Морфологические признаки имени прилагательного. Цели: повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях; развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор. Оборудование. Произведения художественной литературы (отрывки); Картины о лесе в разное время года. Ход урока I. Организационный момент П. Языковая разминка. Запись предложения. Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне. Определите лексическое значение слова "чаща" Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать) А каким бывает лес осенний, летний, зимний? (Вывешиваются картинки. 1, 2, 3) Составляем табличку "Лес осенний, летний, зимний" Осенний, Летний, Зимний Багряный Золотой Унылый Прозрачный Задумчивый Зеленый Пышный Солнечный Богатый Душистый Белый Голубой Серебристый Великолепный Пушистый Снежный Изумрудный Румяный Светлый Зеленый Травянистый - Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет, (лес) Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом. - А что такое эпитет? (Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа...) В "Словаре эпитетов русского литературного языка" К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес. Физминутка. (1 ряд - осенний лес, 2 ряд - весенний, 3 ряд - зимний) Сейчас я буду называть прилагательные, а вы, если считаете, что названное прилагательное соответствует описанию вашего леса, встанете. Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный... Таким образом, эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное, "озаряющее" слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной IV. Формулирование темы урока. На доске записаны следующие части слова: -I при Л Ян Л ск ]ешь| 1У10 Л) тель Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть? Какими морфологическими признаками обладают? Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения? Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных - Как вы считаете, род, число и падеж - это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока. V. Развитие учебно-языковых умений. 1. Читаем теоретический материал на с. 89 упр.200„ повторяем морфологические признаки имени прилагательного. Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова - разряд. Какие разряды прилагательных вы знаете? Как отличить из друг от друга? Приведите примеры. Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения? Образуйте от слова «великий» полную и краткую форму, а также степени сравнения. К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж. 2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные. Обратимся к слову "прилагательное". Назовите и объясните орфограммы в термине "прилагательное". Приставка при-, т.к. значение присоединения. Корень -лаг-, т.к. есть суффикс -а- Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи "прилагаются" имена прилагательные? (к имени существительному). - Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство? - Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному. Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные, (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл "Времена года"). В... парке были... пруды, через которые переброшены... мостики, были... рощицы и... лужайки. За... парком начинался... сад. Между парком и садом, за рядом... лип и... площадкой, стоял... дом с... террасою в сад. Высокий забор охватывал... двор и... сад, так что с... дороги виден был только фасад... дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине. Определи, какой это тип текста. Продолжи текст двумя - тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж. Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее...) Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность). Молодцы! В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.) Имя прилагательное Тест 1 1. Найдите неверное утверждение об имени прилагательном: а) обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? б) в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым в) изменяется по родам, числам и падежам г) служебная часть речи 2. Найдите в данном предложении имена прилагательные: 12 3 4 5 6 Было что-то особенное в складе ее смугловатого 7 8 9 10 11 круглого лица, с небольшим тонким носом, 12 13 14 15 16 детскими щечками и черными, светлыми глазами. а)3,7,8,10,11,14,16 6)2,4,7,8, 10.11,13,14, 16 в) 3,6, 7,9,10,12,14, 15 г) 4,7,8,10,11,13,14,16 3. В следующем предложении сосчитайте количество имен прилагательных: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в кппгипй шаппикр. и1~ппА кптпппй виЛырттгя ПРЛКИР ГРЛМР втпгг,!. а) шесть б) пять в) четыре Г) семь 4. В следующем списке отметьте все качественные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) атласная б)великолепная в) лечебный г) малиновый 5. В следующем списке отметьте все относительные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) лисье б) пугливый в) фарфоровая г) спортивный 6. В следующем списке отметьте все притяжательные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) папина (машина) б) серебряное (блюдо) в) толстый (ребенок) г) заячий (хвост) 7. В предложении найдите относительные имена прилагательные. 12 3 У Кати появилась новая синяя блузка и короткая 4 шерстяная юбка. а) 1,2, 3,4 6)2,4 в) 4 г) нет таких 8. В предложении найдите качественные имена прилагательные: 12 3 Ласковая улыбка, теплое молоко на ночь и нежная колыбельная 4 - вот в чём заключается мамина забота. а) 1,3,4 6)2,4 в)1,2,3 г) нет таких 9. В предложении найдите притяжательные имена прилагательные: 1 2 3 Безобразное Сашино поведение отразилось на его школьных отметках. а) 2,3 6)2 в)1 г) нет таких 10. К какому разряду имен прилагательных относится слово вечерние? а) качественное б) относительное в) притяжательное VII. Взаимная проверка. Подведение итогов урока. Вывод. Имя прилагательное - очень значимая, полезная, необходимая часть речи. На какие вопросы вы сегодня нашли ответы? VIII. Домашнее задание. Упр. 204,205 параграф 20.

В курсе изучения морфологии обучающимся каждой школьной ступени приходится изучать части речи. Постоянные и непостоянные дети узнают уже в пятом классе. Их особенности разберем подробно.

Имя прилагательное

Эта группа частей речи отличается красочностью и изящностью. Без нее не обходится ни один текст, даже если он научного содержания. Прилагательные помогают нам описать размер (длинный, большой, крошечный), рассказать про чью-либо внешность (милый, рыжеволосый), указать на цвета (белый, желто-синий, фиолетовый), раскрыть чувства (печальный, веселый, рассерженный).

В начальной форме оно употребляется в Основные вопросы, на которые оно отвечает: какой? чей? Именно в таком варианте вы можете найти искомое слово в орфографическом или толковом словаре.

В русском языке есть понятие «постоянные и непостоянные признаки». Оно обозначает, что любая часть речи обладает комплексом определенных качеств и характеристик, которые необходимо изучать. И прилагательное в этом случае не исключение.

Постоянные признаки

Любой грамотный обучающийся знает, что все имеют свои особенности.

Довольно сложным в изучении являются постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

К первым относятся разряды. Обычно их подразделяют на три группы.

Они отличаются от других разрядов тем, что могут образовывать путем усечения окончания краткие формы.

Например: великий - велик, постоянный - постоянен, светлый - светел.

Еще одно особенное отличие - умение сопоставлять одно качество с другим. В лингвистике это называют степенью сравнения.

Например: прохладный - прохладнее (более прохладный) - прохладнейший (самый прохладный).

Эти особенности отличают качественные имена прилагательные от всех остальных. Ни один разряд не имеет столько возможностей.

Помните, если вы сомневаетесь, это постоянный и непостоянный признак прилагательного, помните, что к первым относят лишь разряды.

Следующая группа отличается от других вопросом. Только может отвечать на вопрос «чей? ». Этот разряд обозначает принадлежность какому-либо животному или человеку.

Например: волчий след, акулий глаз.

Последняя группа - это относительные прилагательные. Они подсказывают, к какому времени или месту относится слово. Например: весенняя капель (время года), плавательный бассейн (предназначение), лесная прохлада (место).

Непостоянные признаки

Все характеристики, которые под влиянием чего-либо могут изменяться, называют непостоянными. В отличие от разрядов, эти могут отклоняться от начального варианта.

Необходимо различать постоянные и непостоянные признаки прилагательного.

Первое, что необходимо назвать, это род. Все они (мужской, средний и женский) присущи и имени прилагательному.

Например: настенный - темное - водная.

Следующим является число. Эта часть речи употребляется как в единственном, так и во и множественном: любой - разные.

Ну и, конечно, прилагательное изменяется по всем падежам. В этом оно схоже с существительным.

Признаки имен прилагательных (постоянные и непостоянные) указывают во время Его план укажем ниже в статье.

Роль в предложении

Постоянные и непостоянные признаки прилагательного изучаются очень подробно на уроках русского языка.

Помимо этого, детально рассматриваются все возможные его синтаксические функции.

Поскольку оно отвечает на вопрос «какой?», то, как правило, играет в предложении роль определения.

Например: Теплый летний вечер запомнился нам надолго.

В случае, когда прилагательное берет на себя функцию действия, то оно будет являться сказуемым.

Например: Платье было пестрое.

Иногда в русском языке происходит такое явление, как переход одной части речи в какую-либо другую. К примеру, слово "столовая" раньше было прилагательным. Теперь же оно чаще употребляется как существительное, потому в именительном падеже исполняет роль подлежащего, а в косвенных - дополнения.

Образец разбора

Перед тем как показать пример, необходимо разработать небольшой план, который поможет не запутаться в признаках.

  • Начальная форма и вопрос.
  • Грамматические особенности.
  • Постоянный и непостоянный признак прилагательного.
  • Роль в предложении.

Пример: В уютном доме расположились гости.

Теперь вы без труда сможете выполнить разбор самостоятельно. Будьте внимательны, прилагательные очень часто путают с причастиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами
прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки
    качественных, относительных и притяжательных
    прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником,
    представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять
    прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес,
    речь, через связанные ответы на вопросы, память,
    внимание, развивать умения находить имена
    прилагательные в тексте, определять их роль в
    произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как
    аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
    изучению русского языка, бережное отношение к
    окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.

– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)

– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)

– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.

– Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных
    разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён
    прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в
    тексте.

– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение
различные качества предмета
Отвечают на вопросы какой?. Обозначают
признак предмета через его отношение к другому
предмету
Отвечают на вопросы чей?. Обозначают
принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в
большей или меньшей степени (наличие степеней
сравнения)
да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с
наречиями очень, весьма
да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические
пары
да нет нет
6) Имеют особые суффиксы – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) – ин(?), – ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых
исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена
прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....