Как справиться с грехом лености и уныния. Кто виноват, или что делать? Пришло уныние - как бороться с ним самостоятельно

Если рассматривать уныние, исходя из библейских канонов, то его во все времена причисляли к разряду смертных грехов. По какой причине уныние является грехом и если оно есть грех, то как его победить? Мне стало очень интересно разобраться в этом вопросе и я предлагаю вам сделать это вместе.

Впадая в состояние тоски, грусти, уныния, печали – человек совершенно не думает про возможные последствия, которыми чреваты эти негативные, разрушительные эмоции.

Некоторые даже приписывают подобному состоянию некоторую тонкость таинственной русской души. А вот эксперты психиатрии говорят про то, когда человек длительное время находится в угнетённом состоянии, то развивается депрессия, а значит, серьёзная опасность для его здоровья и даже жизни. Разные исследователи называют цифру 20% — ровно столько людей по всему Земному шару страдают от подавленного морального состояния.

Что касается Церкви, то она уже давно внесла уныние в список основных грехов. Дальше мы будем разбираться, чем же это было обусловлено.

Чем является уныние в православии

Обратимся к высказыванию профессора Российского православного университета Иоанна Богослова Виктора Тростникова, который глаголит следующее:

«Уныние причисляется к разряду смертных прегрешений исключительно в православии. Для сравнения католики в этот перечень включили печаль, но лишь в православии уныние выделяется в качестве отдельно взятого греха.

Именно по этой причине в православии всего 8 смертных грехов, а не 7. На первый взгляд может показаться, что печаль с унынием является одним и тем же. Если же разобраться более детально, то устанавливаем, что печаль является некоторым проходящим ощущением, касающимся каких-то неприятных происшествий, но данное чувство носит временный, проходящий характер.

А если же мы говорим про уныние, то должны отметить, что оно выступает в виде затяжного, хронического состояния, причём для него часто отсутствуют какие-либо очевидные факторы. Уныние выступает именно душевным состоянием, оно вполне способно посетить вас даже, если внешне всё выглядит вполне благополучно. При этом человек сам себе не сможет дать вразумительный ответ на вопрос, в чём же он в действительности нуждается.

Как бы там ни было, Церковь именует и печаль, и уныние смертными грехами. Мирянин должен воспринимать все посылаемые ему виды испытаний, имея целостную душу, будучи наполненным верой, надеждой и любовью в своей душе. В противоположном же случае он начинает отрекаться от единого целого, не признаёт это единое целое, а значит, осуждает учение про Бога, мир и человечество. Это одна из вариаций отсутствия веры. Когда дух предоставляется сам себе, а индивид автоматически обрекается на различные патологии и страдания».

Все смертные прегрешения разрушительно воздействуют на физическую и духовную оболочки человека. Совершенно не зря уныние известно, как «злое разленение». Когда на индивида начинает воздействовать данная страсть, он становится ленивым, ему трудно мотивировать себя выполнять любые действия. Также он не испытывает никакой радости и утешения, утрачивает веру и надежду в лучшее.

Совершенно не зря существует поговорка, что «сухой дух способен иссушить кости».

Унылый дух иссушает кости

  • нарушается сон (человек страдает от бессонницы либо повышенной сонливости);
  • меняется аппетит (увеличивается либо утрачивается);
  • наблюдаются проблемы с кишечником (запоры);
  • заметно снижается сексуальный потенциал;
  • понижается общее энергетическое состояние, человека начинают сильнее утомлять привычные физические и умственные нагрузки;
  • возникают различные дискомфортные болевые виды ощущений в туловище.

В результате подобного конфликта с собой может возникнуть даже органическая патология. Таким образом, грех начинает проникать в физическое тело человека.

В современной медицине предлагаются методики исцеления от депрессий, однако, знаменитый специалист данной области Полищук, являющийся доктором медицинских наук, советует пользоваться также духовными и религиозными способами психотерапии.

Он высказывает следующее мнение про лечение от уныния: «Если бы ко мне обратился кто-то, кто страдает от депрессии и попросил бы выхода из данного состояния, я бы однозначно порекомендовал ему не просто посетить храм Божий, а заняться поиском своего личного духовного наставника в одном из монастырей.

Безусловно, такой вариант будет более сложным, так как требует приложения усилий на поиски, но зато в результате вас не просто выслушают в течение пары минут, а будут стараться установить истинный источник душевных страданий. Разговоры с духовными наставниками длятся по нескольку часов, а иногда обратившемуся предлагают вообще пребывать в стенах монастыря в течение определённого времени, чтобы выдержать пост и начать лечить свою душу».

Отец (Берестов), выступающий иеромонахом и руководителем Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, а также – доктором медицинских наук, уверен в том, что человек, мечтающий исцелить данный недуг не только на телесном, но и на духовном уровне, обязательно должен обращаться за помощью к Святой Церкви.

Ведь именно православная медицина призвана спасти человека, освободить его от внутренних грехов, разрушающих тело с душой».

Хотя с другой позиции верующим людям, пострадавшим от депрессивных состояний, нельзя пренебрегать и официальной медициной, ведь по утверждению святителя Феофана Затворника «медицина и медикаменты даны нам от Всевышнего и отказаться от них – это означает укорить Создателя».

Что способно привести человека к смертному греху уныния?

Становится понятно, что уныние способно серьёзно навредить, как нашему физическому организму, так и причинить урон нашей бессмертной душе.

Но почему же возникает эта страсть? Из главных факторов, провоцирующих уныние, можно выделить следующие:

  1. Потеря смысла жизни.
  2. Состояние, когда человек не контролирует свою жизнь.
  3. Утраченная вера в себя и во Всевышнего.
  4. Лень.
  5. Отсутствие ответственности.
  6. Потеря радости.
  7. Разочарование (в себе, других людях, идеалах, жизни в целом и так далее).
  8. Постоянное чувство вины.
  9. Нежелание признавать собственные ошибки.

Конечно, пожалуй, самый важный пункт из всех перечисленных – это смысл жизни. Пока человек не нашёл ответ на вопрос, зачем он живёт на Земле, в чём заключается его истинное предназначение все попытки достичь счастья потерпят неудачу.

В результате этого начинают возникать внутренние блоки сознания, проявляющиеся в виде безответственности, неверия в собственные силы, ненависти себя и полного отказа от движения вперёд, пренебрежение своими возможностями.

По каким причинам возникает грех уныния согласно православию

Православная церковь называет свои специфические факторы появления данной страсти:

  • испытания, посланные человеку Богом, чтобы он мог совершенствоваться в духовном плане;
  • уязвление самолюбия;
  • тщеславность;
  • потеря веры;
  • безбожность;
  • мало духовной жизни.

Из-за нарушенного образа жизни и нежелания соблюдать нравственную мораль люди оказываются в состоянии духовного криза, выбраться из которого уже достаточно проблематично.

Уныние провоцирует порочный круг: индивид пребывает в угнетённом состоянии, у него нет желания выполнять какие-то действия, подобная праздность ещё больше ввергает его в состояние уныния, заставляет ещё меньше что-то делать, что по итогу чревато ещё большим состоянием уныния.

Святые отцы утверждают, что периодически каждый из нас может столкнуться с состоянием естественной тоски. Благодаря душевным страданиям в личности взращиваются нравственные благодетели. А когда личность справляется с состоянием уныния, то начинает самосовершенствоваться в духовном плане и становится ближе к Создателю.

Поэтому можно рассматривать грех уныния в виде испытания, посланного свыше, с которым необходимо справиться.

Как бороться с унынием

Если не предпринимать никаких действий, то состояние уныния способно спровоцировать глубокую депрессию. Медики отмечают, что зачастую выход из депрессивных состояний достаточно проблематичный (иногда – невозможный) без посторонней помощи.

Современная психология и медицина предлагает различные методики и средства, которые устраняют подобные состояния. А вот церковь всегда советовала людям, подвергшимся унынию, находить выход в молитвах. Но ведь, как правило, все молитвы произносят, наедине с собой, а значит, человек бессознательно ещё больше замыкается от окружающего мира. Одиночество дополняется ещё и внутренним чувством вины. Эффект от подобной «терапии» будет по итогу весьма сомнительным.

Что же советуют людям в борьбе с унынием современные медики? Знаменитые психоаналитики, психиатры и психологи настоятельно рекомендуют улучшать свою жизнь активной деятельностью – отдыхом, знакомствами, развлечениями. Проследить эффект от такой рекомендации очень легко – у вас просто не хватит времени, чтобы грустить и тосковать.

Конечно, есть особенно запущенные ситуации, когда человек пришёл к доктору слишком поздно и уже требуется медикаментозная терапия. В борьбе с унынием не следует забывать про то, что оно часто доходит до затяжной депрессии, а она может завершиться весьма плачевно.

Поэтому, обращайтесь к специалисту, как только вы заметите у себя или кого-то из своих родных, друзей начальные симптомы данной патологии.

Как защитить себя от уныния?

Самое действенное средство от уныния – это умеренная физическая нагрузка и поддержание подвижного образа жизни. Когда человек подвергается нагрузке, он избавляется от всего негатива, накопленного в теле, и становится спокойным, плюс более уверенным в себе и своих способностях.

Помимо этого, в жизни каждого спортсмена, неважно, будет он профессионалом либо любителем, всегда присутствует цель. В некоторых случаях она проявляется не так ярко, как в других и больше обладает характером борьбы с самим собой.

Но даже начинающие спортсмены, когда покидают спортзал, думают: «Сегодня я сумел выполнить такую-то и такую-то нагрузку. А завтра смогу выполнить ещё больше (быстрее пробежать, поднять больший вес и так далее). А это и есть цель, которая выступает основным спасением от состояния уныния. И совершенно несущественно, какая цель имеется ввиду.

Также старайтесь окружить себя позитивом во всех его признаках – пусть в вашей жизни будут исключительно весёлые люди, хорошие добрые фильмы и увлекательные происшествия. Если жизнь посылает вам мало позитива – начинайте привлекать его самостоятельно.

Интересные ответы эксперта на вопросы об унынии

Очень интересно получать информацию от умных людей, разбирающихся в теме вопроса. Приводим познавательные рассуждения Юрия Щербатых, который является профессором психологии в Московском гуманитарно-экономическом институте, а также доктором биологических наук и автором монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих».

— Кто чаще других искушается грехом уныния?

— В основном это люди-меланхолики, имеющие сниженную энергетику. К примеру, факторы, приводящие к длительной печали и унынию у меланхоликов, будут вызывать приступы ярости у холериков, а у сангвиников – только мимолётное неудовлетворение.

Многие известные личности подвергались приступам хандры. Из последних можно назвать знаменитых писателей и поэтов – Николая Васильевича Гоголя, Некрасова Николая Алексеевича и Ги де Мопассана.

— Кроме темперамента, что ещё влияет на развитие душевного страдания?

— Основным фактором можно назвать окружающих людей, в особенности близких нам, способных неоправданно причинить нам обиду, оскорблять, клеветать или просто невнимательное относиться там, где мы хотим получить внимание к своей персоне. Говоря про конкретно последний случай, настоящая причина уныния -это совершенно иной грех гордыни.

Помимо этого, к состоянию безысходной тоски часто приводит наше физическое самочувствие: апатия, патологии, регулярный недосып. Также случается, что человек впадает в депрессивное состояние, когда начинает предъявлять повышенные требования к Вселенной.

Ещё страсть уныния нередко нападает на людей в преддверии некоторого возрастного рубежа – в сорок, пятьдесят либо шестьдесят лет. В такие моменты личность вдруг ощущает, что она прожила свою жизнь абсолютно впустую и в ней превышали неудачи, чем успехи.

— В чём опасность уныния для физического здоровья?

— Состояние уныния становится опасным, если оно доходит до депрессивного расстройства. Ведь в результате такого угнетённого состояния в центральной нервной системе начинают появляться разные виды биохимических нарушений – прежде всего, ухудшается обмен нейротрансмиттеров (вещества, влияющие на показатели психической деятельности).

Примечательно, что очень яркие и характерные симптомы депрессии показаны в Библии у царя Давида: «Я весь согбён и поникший, целыми днями сетую. Я изнемогаю и сокрушаюсь выше всякой меры, кричу, так как сердце моё постоянно терзается. Сердце моё начинает трепетать, моя сила покинула меня, у меня нет даже света в глазах моих».

— Врачам удалось исцелять депрессию?

— Да, американские исследователи смогли установить серотонин, который выступает биологически активным веществом, влияющим на настроение человека. А на его основе изобретено много лекарств, призванных помогать в борьбе с депрессией.

— Как же устранить этот патологический порок?

— Не забывайте про то, что депрессию невозможно излечить с помощью антидепрессантов, алкоголя либо наркотиков, напротив, состояние только ухудшится. Также помните про то, что мировой скорбью с лёгкостью воспользуются и ваши враги с конкурентами. Не удивляйтесь, если более жизнерадостные коллеги с лёгкостью «обскачут» вас по карьерной лестнице, а любимая девушка не выдержит постоянные ворчания и жалобы и найдёт себе более весёлого и активного парня. Поэтому старайтесь жить так, чтобы унывали ваши враги, а вы будьте полным оптимистом.

Внесите изменения в свой образ жизни – вместо привычной сидячей работы найдите себе что-то более интересное и подвижное, бросайте употреблять спиртное и проводить время на диване, займитесь активным расширением своего круга общения. И, конечно, пусть в вашей жизни будет максимум спорта и прогулок на природе.

Установите для себя жизненный девиз: «Меньше жалости к себе и как можно больше улыбок!».

А в завершение темы просмотрите интересное видео:

Уныние - это страсть, которая знакома всем. Она проявляется по-разному, часто прикрывается каким-то благопристойным видом и поэтому ее бывает трудно различить. Но уметь различать ее нужно, потому что страсть эта коварна и очень опасна. Она, как говорит , есть всепоражающая смерть. Что такое уныние?

Уныние – смертный грех!

Оно проявляется в двух видах – иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. В последнем случае человек может внешне вовсе и не иметь унылого вида, напротив, может веселиться, шутить и относиться ко всему с какой-то живостью. Ко всему – кроме чтения Священного Писания, молитвы и прочих духовных занятий.

Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Я думаю, что большинство случаев так называемой - это именно уныние в крайней степени. Расскажу такой случай из своей молодости. У одного человека, которого я близко знал, отец покончил с собой. И этот молодой человек впал в состояние депрессии - до такой степени, что неделями лежал лицом к стене, и ничего ему было не надо. Мама у него была неверующая, имела среднее педагогическое образование и потому считала, что она все знает. И она своими нравоучениями еще больше его доводила. Кончилось тем, что их соседка, верующая бабушка, пожалела этого парня и уговорила его, чтобы он пошел в церковь. Он стал ходить в храм.

Иисусова молитва

Мало чего понимал, мало чего соблюдал, но время от времени ходил. Ему сразу стало значительно легче. Потом он познакомился с нашей компанией, втянулся в нее, а поскольку мы старались вести христианскую жизнь, более или менее строго соблюдать посты, то и он тоже стал вести себя так же. Ему стало еще легче. Потом, когда мы рассказали ему об , о том, как бороться со страстями и в частности с унынием, он начал следить за своей душой, молиться и совершенно бросил всякие лекарства, стал нормальным человеком. Правда, ему приходилось врачам лгать. Они его спрашивали: «Ну, как?», он говорил: «Ничего». «Пьете лекарства?» - «Пью, очень помогает». Если бы он сказал, что не пьет, так они его, может быть, насильно бы в больницу положили - такое время было. А на самом деле он ничего не принимал. Вот пример того, что депрессия - это просто душевное состояние человека, уныние от того, что в душе нет Бога.

Уныния у верующего не бывает?

Такое состояние свойственно очень многим. Более того, мы видим вокруг себя людей, находящихся не только в унынии, но в глубочайшем отчаянии. Один знаменитый подвижник нашего времени - говорил, что современное неверие - это следствие отчаяния, все человечество впало в отчаяние. То есть люди чувствуют такую безысходность, так они отчаялись в своем спасении, что уже отрицают бытие Божие, для того чтобы можно было жить спокойно. Но тоска от этого только усиливается, и человек старается чем-то ее заглушить. Например, начинает пить и пытается этим грубым способом обрести какое-то душевное спокойствие. Более изысканный способ заглушить внутреннюю тоску - стремление человека к наслаждению произведениями искусства, к некоей отвлеченной деятельности.

Но, конечно, было бы неправильно говорить, что у верующего человека уныния не бывает. Бывает, и очень часто. Я сейчас не буду говорить об унынии как о тяжкой брани, наводимой демонами, а скажу о том виде уныния, который встречается наиболее часто - о лени. Так называет уныние преподобный Григорий Синаит. Когда он перечисляет главные страсти, то вместо слова “уныние” говорит “ “. Это та же самая лень, только по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему?

Очистить душу

Потому что мы видим, как много в нашей душе страстей и как много надо сделать, чтобы ее очистить. Как в жизни бывает: приходишь, видишь, что надо дров нарубить огромную кучу, и сразу думаешь: «Да ну! Может, как-нибудь перетерпим, померзнем, в тулупчик укутаемся, одеялом укроемся…» В Отечнике есть такой хороший пример. Отец отправил сына возделывать поле. Тот пришел, увидел, что оно все заросло сорной травой, приуныл и лег спать; потом встал, посмотрел на поле и опять лег спать. Так он поступал в течение нескольких дней. Когда пришел отец и спросил, почему он до сих пор ничего не сделал, тот ответил, что он впал в уныние оттого, что много работы, и поэтому спал. Тогда отец сказал ему, что если бы он каждый день очищал хотя бы такую площадь, какую занимает во время сна, то дело бы уже продвинулось. Сын взялся за работу и с Божьей помощью постепенно все очистил.

Это всем знакомо. Когда работы много, человек пугается, опускает руки и начинает думать, что “всей работы все равно не переделаешь”. Это наше свойство, проявляющееся в обычных человеческих делах, занятиях, дает о себе знать и в духовной жизни. Не дается нам что-то - и мы сразу бросаем: «Не получается у меня сразу помолиться как Илия пророк, по молитве которого пошел дождь, тогда я и совсем не буду». Или: «Я уже целых три дня подвизаюсь, а у меня еще нет непрестанной молитвы - что ж такое?» Или: «Я уже три года хожу каждое воскресенье в храм, а бесстрастия у меня еще нет - как же так?»

Оправдание унынию

Нам кажется, что нашему унынию есть оправдание: “У меня не получается”. Но это действительно лишь оправдание. Ведь если у человека бывают неудачи в каких-то житейских делах, то что он делает? Вот хотел он поступить в институт, но не подготовился и не смог сдать, допустим, химию. Что он начинает делать, если все же хочет учиться в этом институте? Нанимает репетиторов, тщательно готовится, учит именно химию. В следующем году ему удается сдать экзамен - и он поступает в институт. Никто этому не удивляется. Все нормально. Так же и в духовной жизни: когда человек хочет приобрести какую-либо добродетель и почему-то терпит неудачу, он тоже должен сделать вывод о том, почему так произошло и в каком отношении ему нужно исправиться.

Допустим, он все делает правильно, но поддается гордости. Следовательно, ему надо обратить внимание на борьбу с ней. Или: он все делает правильно, но не имеет достаточной ревности к молитве, молится рассеянно. Значит, ему надо понуждать себя к молитве. А мы не хотим сделать таких простых, элементарных выводов, которые в обыденной ситуации сделали бы без всякой посторонней подсказки. И начинаем унывать вместо того, чтобы начать трудиться. Не получилось с первого раза - получится со второго, с третьего, но обязательно получится. Даже сама эта борьба, само понуждение себя к исправлению в том или ином отношении уже приносит в душу человека благодать.

Хитрость в борьбе с унынием

Как бороться с унынием? Это можно делать по-разному. Некоторым по временам помогает даже то, чтобы вкусно поесть. Но если бороться только этим способом и больше никаких не применять, то уныния, может, и не будет, зато будет все остальное. Преподобный Иоанн Лествичник советует употреблять иногда эту хитрость в борьбе с гневом. Он говорит: «Когда тебя борет гнев, можешь дать некое малое утешение чреву». Но хорошо, если оно малое, а то порой человек так утешится - до самозабвения! Конечно, это неразумно. Позволительно употребить и другую хитрость: как-то пошутить. Священник может вовремя пошутить и невинной шуткой привести человека в веселое расположение духа. Пусть это будет радость не духовная, но она все-таки лучше, чем уныние. Но это, опять же, хитрость - маленькая, не решающая вопроса кардинально.

Лучшее средство от уныния

А если подходить к проблеме серьезно, то, конечно, лучшее средство от уныния - это молитва, в особенности молитва Иисусова. Кроме того, во время уныния надо изо всех сил стараться делать все как обычно, то есть не бросать своих обычных занятий, не оставлять молитвенного правила, заставлять себя молиться усиленно, со вниманием. Очень помогает в этой брани и память смертная. Кажется странным: человек вспоминает о смерти - и у него проходит уныние. Наоборот, надо было бы унывать. Однако это не так.

Именно воспоминание о смерти, о будущей жизни отрезвляет человека. Когда он начинает думать о вечности, то осознаёт, что на этом фоне ничтожны все земные скорби - не только мелкие, но и серьезные: тяжкая брань с тем или иным видом греха или опасная болезнь, своя или близких. Благодаря памяти смертной все предстает в другом, а именно, в истинном свете. Человек отрезвляется и понимает, что в действительности все приводящее его в состояние уныния, обезоруживающее его - мираж и что не нужно всему этому придавать значения.


Главное в борьбе с унынием - это самопонуждение

Если мы сами себя не понудим, то никакой совет, никакая чудесная сила или сверхъестественная помощь свыше нам не помогут. Надо понимать, что мы существа свободные и многое зависит от нашего собственного выбора. Господь всегда готов нам помочь, можно сказать, что Он уже устремился нам на помощь, но мы этой помощью пренебрегаем. Мы не замечаем ее оттого, что погружаемся во тьму уныния до такой степени, что не хотим даже немного откликнуться на это Божественное действие, укрепляющее нас в борьбе. Бывает, что человек даже ничего и не сделает, а просто перетерпит уныние и не оставит своей обычной работы или посещения богослужений - и благодать Божия тут же утешает его сердце, он чувствует, что Господь пребывает с ним.

Противоположно лени, как известно, трудолюбие. Вот и нужно приобрести духовное трудолюбие. Труд - он, как говорится, труден. Мы можем не хотеть что-то делать, но знаем, что это нужно, и делаем это, преодолевая усталость, а иногда и боль. Труд вызван необходимостью - не все мы делаем только с удовольствием, - и по большей части он приносит утешение только тогда, когда мы уже завершим работу и увидим ее результат. Даже приступая к какому-то делу с удовольствием, мы всё равно поневоле сталкиваемся с трудностями и возникает желание его бросить. Но представьте себе, хирург делает операцию, а она что-то затянулась, идет уже целых три часа, и он бросает скальпель: «Пусть кто-нибудь другой зашьет, а мне надоело, стоишь тут, уже весь вспотел». Что тогда будет?

Лень в душе человека

Лень в каком-либо житейском деле - это для души человека, конечно, плохо, но лень в духовном отношении гораздо страшнее. Если к ленивому в работе Господь, может быть, еще снизойдет и помилует его, то для ленивого в молитве, борьбе с помыслами, страстями выхода уже нет. Не нужно думать, что борьба за свое спасение - такая легкая и простая вещь, что в ней не должно быть никаких препятствий. Царствие Небесное нудится . Это понуждение необходимо на протяжении всей жизни, а не так, что сейчас ты все понял, три дня потрудишься, а потом тебе надоест: мол, и так все хорошо. Человек развивается и, в чем-то изменившись к лучшему, бывает должен вновь и вновь понуждать себя к достижению бόльших добродетелей. Так он неуклонно движется к вечной жизни, достигая иногда самых возвышенных духовных результатов, самых прекрасных и, как ему казалось раньше, труднодостижимых добродетелей.

Вопрос-ответ:

Вопрос

  • Батюшка, у меня никак не получается исправляться, и я от этого сильно унываю. Кажется, что не унывать невозможно. Ведь и для меня самой, и для других очевидно то, что я остаюсь такой же страстной, как и раньше. Мне от этого плакать хочется. Как не поддаваться унынию, и вообще, как относиться к тому, что хочется плакать?

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» - Притчи 13:12

Хотя уныние не особо упоминается в библейских списках грехов (Притчи 6:16-19, 1Коринфянам 6:9-10, Галатам 5:19-21, 2Тимофею 3:1-5), монах по имени Эвагриус Понтикус (345-399 г. н. э.), один из наиболее одаренных умов того времени, на основании Писания составил на греческом языке список под названием «Восемь греховных страстей».
В этот список включены: обжорство (гастримарджия), блуд (порнея), жадность (филаргирия), высокомерие (хиперефания), печаль – зависть к успеху другого (липе), гнев (орге), хвастовство (кенодоксия) и уныние (акедия). Уныние стоит последним, так как Понтикус считал его «худшим из всех».

Вскоре после этого другой знаменитый монах Иоанн Кассиан (360 - 435 н.э.) перевёл список Понтикуса на латинский язык - но с небольшими изменениями. Кассианский список «Восьми греховных страстей» состоит из: обжорства (гула), жадность (авариция), гордость (супербия), отчаяние (тристития), гнев (ира), тщеславие (вайнглория) и уныние (акедия). Потом почти 200 лет спустя Григорий Анициус (540 - 604 н. э.), папа, известный как «Григорий Великий» - которого протестантский реформатор Джон Кальвин назвал «последним хорошим папой» - составил список грехов, который отличался от списка Кассиана и который и носил название «Семь смертных грехов». Анициус объединил гордость с тщеславием, отчаяние с унынием и ещё добавил зависть. Вожделение, по мнению Анициуса, может быть вожделением к власти, еде, питью, знанию, деньгам или славе. Таким образом, по-русски список «семи смертных грехов» звучит так: вожделение, обжорство, жадность, уныние, гнев, зависть и гордость.

На протяжении веков слово «акедия» обычно переводилось в списках «Семи смертных грехов» как праздность. Но что же на самом деле значит слово «акедия», или уныние, - ведь не случайно во всех списках оно занимает такое выдающееся место? Оксфордский Словарь Христианской Церкви гласит следующее: «Состояние нетерпеливости и неспособность ни работать, ни молиться». Согласно Википедии, «Уныние - отказ заботиться о том, о чём следует. Апатичная вялость. Депрессия без радости… В раннехристианской мысли отсутствие радости рассматривалось как добровольный отказ от наслаждения тем добром, которое создал Бог, и тем миром, который создал Бог».

Почтенный теолог Фома Аквинский (1225-1274 н.э.) полагал, что именно уныние имел в виду Апостол Павел во 2-ом послании к Коринфянам 7:10 (там оно называется печаль мирская). Данте Алигьери (1265-1321 н. э.), автор «Божественной комедии», называет уныние «неудачей в том, чтобы любить Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом». Серьёзность этого греха подчёркивает тот факт, что на протяжении веков многие авторы утверждали, что результатом уныния является «отчаяние, ведущее к самоубийству».

Что касается меня, «акедия» (уныние) вообще не присутствовала в моём словаре, пока я не наткнулся на это достаточно древнее слово, изучая «Семь смертных грехов». Однако как только я узнал о нём - и о том, что оно означает, - моё сердце вздрогнуло. С его помощью я - и я понял это впервые - смог определить свои чувства и своё духовное состояние в период 2001-2003 гг. Это были года, когда меня сначала отправили в отпуск (отстранив от лидерства и влияния), а потом уволили за мои убеждения относительно Писания (2 Тим 3:16-17); относительно библейского примера центрального лидерства с одним лидером для Божьего народа (Числа 27:15-18; Судьи 2:6-9); о том, что наставление - это заповедь Бога для каждого христианина (от Матфея 28:20); о том, что «видимая церковь» состоит только из полностью преданных учеников (Деяния 2:41-42); и что обратить мир в нашем поколении - это заповедь Бога для Его народа (1 Тим 2:3-4).

После того как я прочитал то, что другие люди писали об унынии, я сам начал изучать Писания на эту тему. На мой взгляд, наиболее точно об этом говорится в Притчах 13:12: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни». В 1-ом послании к Коринфянам 11 Павел учи, что если человек невнимательно относится к «телу и крови Иисуса» во время причастия, то это может стать причиной того, что «люди в церкви» становяться «немощными, больными и немало умирает» (1 Кор 11:30). Состояние «немощности» большинство учеников понимает правильно. «Умершие» - это, разумеется, те, кто перестал быть учеником, но продолжает посещать церковь. А вот термин «больной» употребляется довольно редко и вполне соответствует унынию!

Возможно, с помощью этих двух отрывков мы можем понять, почему со временем «уныние» было заменено словом «праздность». Когда кто-то физически болен, он пребывает в состоянии, похожем на летаргию, - и совершенно немотивирован «вылезать из постели». Также и с «духовной болезнью» - сердце может быть ранено так сильно, что человек чувствует, что «вылезти из постели», чтобы исполнять волю Бога, просто невозможно. Лень, в свою очередь, описать довольно просто: человек просто любит «ничего не делать» больше, чем трудиться для Бога. Уныние и лень могут выглядеть одинаково - труда для Бога в обоих случаях просто нет, - но по факту они очень различаются. Эта - несложная - замена в «Семи смертных грехах» может оказаться сатанинским замыслом скрыть библейскую идею уныния от нашего поколения.

Так в чём же причина этого забытого греха уныния - «духовной болезни»? Я верю в то, что это - горечь. В послении к Евреям 12 Дух говорит: «Переносите (все) трудности как испытания от Бога». Мы верим в то, что Бог - всемогущий. Таким образом, трудности в нашей жизни Бог либо делает сам, либо позволяет им происходить. Дух говорит, что да, «наказание болезненно», но цель Бога - «мирный плод праведности». Таким образом, когда приходят трудности, у нас ест выбор: либо стать лучше, либо стать горьким! Другими словами, человек «впадает в депрессию» оттого, что его жизнь развивается не так, как он ожидал. Твоя надежда «откладывается»! Вот почему Евреям 12:15 учит: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие». Многие из нас представляют горечь гневной, яростной и громкой. Однако, и даже в большинстве случаев, горечь просто вгоняет нас в депрессию, летаргию и замкнутость… как у Каина, у которого «лицо было опущено» (Бытие 4:6).

Изучая этот грех, я понимал, что должен посмотреть на жизнь Иисуса, ведь он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). В самые мрачные часы его жизни, в Гефсимании, он делится с тремя своими самыми близкими братьями - Петром, Иаковом и Иоанном: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матфея 26:38). После этого он упал на землю и молился в течение трёх часов: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матфея 26:39). Лука упоминает о том, что молитва была настолько интенсивной, что лицо Христа покрылось кровавым потом.

Лука продолжает: «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Луки 22:45,46). Очевидно, Иисус был искушаем впасть в уныние, но победил - через молитву и подчинение воли Бога. Однако ученики поддались унынию - «спали от печали». Они даже молиться не смогли! Когда я смотрю на свою жизнь, я ясно вижу, как я был обманут - своим грехом и Сатаной (Евреям 3:12). Я был «счастливым язычником» до того, как крестился; «счастливым» молодым христианином; «очень счастливым» отцом и мужем - но когда пришли испытания, моё сердце не было таким, как у Иисуса, «Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евреям 3:12). Когда я встретил «противостояние тех, кто в грехе» (причём причиной этого порой были мои собственные грехи), я «изнемог и ослабел своей душой» (Евреям 12:3). Я не видел Бога во всех трудностях, но стал горьким по отношению к тем людям, которые, как я полагал, «причиняли боль мне и моей семье». Обманутый Сатаной и впавший в грех уныния, я почти потерял свои идеалы, свои библейские убеждения и своё спасение (Иоанна 8:43-44). Слава Господу за то, что Писания открываеют «истину, и истина делает нас свободными» (Иоанна 8:32)!

Тем не менее иногда вечерами… я по-прежнему страдаю от уныния, «спящий от печали». Интересно, что окончательно меня убедил диснеевский мультфильм «Холодное сердце». Мне недавно приснился сон - в этом сне мы с Еленой сидели в самолёте и наблюдали, как в него входят другие пассажиры. В какой-то момент двое «братьев» (как я думал) из тех, что прчинили «много боли» мне и моей семье, прошли мимо в проходе (2 Тим 4:14). Когда первый проходил мимо меня, я быстро встал и с гневом накричал на него! Когда подошёл второй, я был в грехе ещё больше! Я ничего ему не сказал, но с презрением проводил его взглядом. Утром я рассказал Елене свой сон и уже знал, что мне надо раскаяться - горечь снова прокралась в моё сердце. А несколько дней спустся я получил имейл о том, что у человека, которого я проводил презрительным взглядом, от рака умер сын. Елена попросила меня написать ему письмо соболезнования. Ей пришлось просить три дня! После этого я плакал, т. к. понял, что моё сердце стало «холодным»! В мультфильме единственным средством против «холодного сердца» была любовь. Я понял, что мне надо снова «распять» мою горечь и принять решение прощать - особенно в тех моментах, где никто об этом не просит.

Я пишу, чтобы помочь всем тем, кто находится в ситуации, похожей на мою. Через то, что Бог проявил ко мне невероятную милость и терпение, я теперь ясно понимаю, что Ему пришлось отнять у меня всё, что я ценил чересчур высоко.

Как Навуходоносора, который «отлучен был от людей и ел траву, как вол», Бог невероятным образом смирял меня (за исключением питания травой), заставляя меня признать, что я ничто (Дан 4:33). Через «тяжесть» лишения всех моих лидерских обязанностей и большинства моих «друзей» я понял, что должен жить лишь для того, чтобы прославлять «Царя Небес» (Дан 4:34)!
Я благодарю Бога за Елену, чья горячая преданность и любовь направили меня к Богу и дали мне сил упорно идти до конца.

Я верю, что, для большей части нашего остатка - «учеников-ветеранов» - уныние стало избранным нами грехом, потому что наша «надежда» на величественную церковь, которая бы достигла всех народов, была «отложена на неопределенный срок» нашими же грехами! Как же нам покаяться в унынии - в самом проблематичном из грехов? Прежде всего необходимо распознать его в своей жизни. Затем нужно сдаться Богу и Его наивысшей власти и направить свои усилия на то, чтобы понять, что нам необходимо усвоить, то есть чего Он хочет от нас.

Я до сих пор довольно ярко помню учение с Карлосом Мехиа в ресторане Good Earth после того, как он посетил службу на открытие церкви в Лос-Анджелесе в мае 2007 года. В тот момент он поделился, что он посещал и проверял множество церквей и не мог примкнуть ни к одной из них, потому что он не мог оправиться от конца нашего старого братства и от отсутствия той заботы, которая там была. Наверное самым действенным отрывком из Писания для него стал Луки 5:31-32: «Иисус ответил им: - Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников». И здесь я рассказал Карлосу, что быть «больным» - значит быть «грешником», и «покаяние» делает нас «здоровыми» людьми. В ответ на это Карлос в тот же день покаялся в унынии - в своей духовной болезни - и в следующее же воскресенье он был восстановлен в Церковь!
Но сегодня, когда Карлос делится подробностями того воскресного дня, он просто говорит: «Я вернулся к своей первой любви!» Более того - сегодня Карлос ведёт Международную Христианскую Церковь в городе Сантьяго!

После преодоления уныния, разочарования и апатии, Карлос и Люси Мехиа сейчас ведут динамическую Церковь в Сантьяго, Чили

Будьте уверены, эту болезнь лечит не время, а покаяние! Будьте уверены, что вы покаялись в горечи, простите всех тех, кто когда либо нанёс вам обиду, или вы сами не будете прощены (Матф:18:23-25).
И так как уныние - это полный отказ радоваться благости Бога, будьте готовы к тому, что этот грех вернется и возьмет с собой семерых других смертельно опасных демонов, и это будет продолжаться до тех пор, пока вы полностью не возликуете в Господе. «Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь! Пусть все видят ваше доброе отношение к людям. Господь уже близко. Не заботьтесь ни о чем, но во всем, через молитву и прошение, с благодарностью сообщайте ваши просьбы Богу. Тогда мир Божий, превосходящий всякое понимание, будет хранить ваши сердца и умы во Христе Иисусе.
И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы - пусть это занимает ваши мысли. Все, чему вы от меня научились, что получили от меня, что вы слышали или что вы видели во мне, - все это исполняйте. И Бог мира будет с вами.
Я искренне радуюсь в Господе тому, что вы вновь проявляли заботу обо мне. Да, вы заботились всегда, но у вас просто не было возможности показать это. Я говорю это не потому, что нуждаюсь в чем-либо, ведь я научился быть довольным в любых обстоятельствах.
Я знаю, что такое нужда и что такое изобилие, знаю, что значит быть сытым или терпеть голод, что значит жить в достатке и что значит жить в нищете. Я все могу в том, кто дает мне силу».
(Фил 4:4-13)

Могу даже победить уныние!
И пусть вся слава будет нашему Многомилостивому Отцу!

Православные писания говорили, что уныние - смертный грех, способный погубить душу. С латыни это слово переводится как немощь духа, слабость, нерадивость и лень. Поговорим об унынии на этой странице www.сайт

Когда возникает уныние?

В частной жизни любого человека бывают мгновения, когда он переживает печаль или подавленность. Если период затягивается, состояние зовется депрессией - расстройством, во время которого утрачивается способность переживать радость. Чувствительный человек может остро ощущать безнадежность, теряя желание жить.

Частички души, разрозненные бесконечной печалью, необходимо собрать воедино, чтобы вновь почувствовать вкус жизни, обрести волю, стремление совершенствоваться.

Уныние - скука. Как распознать греховную скуку? Чем она отличается от временного эмоционального упадка, вызванного обстоятельствами, определенным неприятным событием, горьким опытом? Тем, что возникает внезапно, посреди полного внешнего благополучия, без видимой причины.

Какая опасность возникает при унынии?

Подверженный унынию человек становится безвольным. Он старается «плыть по течению», не предпринимая никаких попыток изменить ситуацию. У него отсутствует контроль над собственной жизнью.

Последствия такому человеку не интересны. Он апатичен, считает себя недостойным обычных радостей. Он не ждет от жизни ничего хорошего и, скорее всего, удивился бы, узнав, что может быть по-другому.

Какие причины могут быть у уныния?

1. Продолжительная скорбь после большой потери. Человек испытывает большую душевную тяжесть, причина которой может быть в потере близкого.
2. Неудовлетворенные желания. Сильно на что-то надеявшись, человек не получает ожидаемого. Следствием становится явное осознание утраченных возможностей, подавленность.
3. Зависть. Осознание, что другие, при равных с тобой условиях, живут намного лучше и интереснее.
4. Оскорбленное самолюбие. Оскорбленный человек может злиться не только на прямой источник, но и на весь свет. Жажда мести, а особенно невозможность совершить месть, порождает уныние.
5. Случайные события, воспринимаемые как несправедливость. Особенно, если обстоятельства не поддаются контролю.
6. Рухнувшие планы. Рассчитывая достичь конкретных целей, проявить собственную состоятельность и не реализовав это, человек впадает в уныние.
7. Потеря смысла жизни. Это иногда случается после выхода на пенсию или не получения ожидаемой должности. Способности и опыт оказались не нужными - смысла жить дальше нет.
8. Излишний пессимизм. Отсутствие успешности в ряде дел порождает уверенность, что и дальше все будет заканчиваться провалом.
9. Мысли о безысходности человеческого существования. Войны, мировые конфликты вызывают мысли о грозящих опасностях и жестокости судьбы, порождая уныние.
10. Излишняя придирчивость к себе. Некоторых людей отличает вечное самокопание и выискивание доказательств своей ущербности.
11. Переутомление. Самая обычная сильная усталость может породить уверенность: перспектив нет, впереди ждет тупик, что вызывает уныние.
12. Плохое осознание реальности. Человек, постоянно находящийся в собственной «оболочке» плохо понимает, как контактировать с окружающими, решать простейшие проблемы, жить обычной жизнью.

Пришло уныние - как бороться с ним самостоятельно?

Профилактикой уныния служит уверенность человека в том, что любой опыт делает нас сильнее, а любая ситуация подходит для самосовершенствования и духовного роста. Даже неприятное слово может быть сказано нам для наставления. Опасно не огорчаться, а долго оставаться в этом огорчении.

Если грусть и тоска все же настигли, действуйте по правилам:

Займитесь работой. Избегай всяких мыслей о причине уныния. Даже при отсутствии желания деятельности, принуждай себя закончить работу на заранее определенном уровне;
Напротив, долго посвящать себя одному и тому же делу не стоит. Лучше сменить основное занятие, отдохнуть, заняться творчеством, завести знакомства;
Полноценно и с пользой дела проводите свободное время. Семейная вылазка на природу, велосипед, дачные радости вполне способны целительно подействовать на организм. Скуку как рукой снимет;
Не относитесь к себе излишне самокритично. Любой человек имеет право на ошибку. И вы, в том числе. Любой недостаток поддается коррекции. Чем заниматься самокопанием, лучше поработать над собой;
Не связывайте окружающую действительность с течением своих негативных мыслей. Просто гуляйте по парку, любуйтесь природой, слушайте пение птиц, общайтесь с друзьями, с интересом вникая в смысл беседы, отдайтесь собственным увлечениям. Гоните «мусор», засоряющий вашу голову и отравляющий существование;
Определите себе высокую цель. Больше хочешь - большего добьешься. Стремление добиться цели помогает нам терпеть жизненные неурядицы, бытовые трудности, усталость и физическое недомогание;
Попробуйте определить смысл любого события, которое принесла ваша жизнь. Терпение и принятие данности - большой шаг для выхода из уныния;
Православные богословы считали полезным думать о смерти. Не о факте прерывания жизни, а о том, что после нее ничего не исправить. Иногда это очень подстегивает направить свои мысли и поступки на что-то действительно стоящее, что подсказывает нам наша совесть.

Уныние, которое склоняет человека к бездействию, приравнивается к лени. Если же усилием воли он заставляет себя работать, но подавленное состояние, отсутствие радости вызывает заторможенность, снижает работоспособность, это свидетельствует о предрасположенности человека к депрессии. Это болезненное состояние вызывает полный упадок сил, постоянное ощущение страха и тревоги, бессонницу, нарушения аппетита.
Депрессия вызывает нарушения работы мозга, дисбаланс обмена веществ. У человека могут возникнуть суицидальные мысли. Такое состояние требует медицинского вмешательства.

Уныние может нести разрушительную силу, но способно и поддаваться контролю. Достаточно дать себе четкую установку на избавление от опасного чувства и начать планомерно действовать.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1783

Как бороться с грехом уныния?

Дмитрий , СПб, Россия
27/01/2005

Здравствуйте, о. Олег!
Подскажите, пожалуйста, как бороться с грехом уныния (жалости к себе)?
Заранее спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Уныние это тяжкая и крайне мучительная страсть. За ней стоит демон-исполин, один из трех демонов исполинов: уныния, забвения и неведения, которые прежде всего препятствуют человеку по-настоящему придти к Богу. Вот почему должно провести брань с этими демонами и победить их.

Сперва преодолевается демон забвения. Преодолевается он непрестанной памятью о Боге, которая производится непрестанной молитвой Иисусовой и богомыслием. По мере преодоления забвения, подвижник покаяния преодолевает неведение: о Боге, о пути спасения, но прежде всего о себе и своем подлинном состоянии. От истинного ви дения себя в свете благодати, человек сбрасывает с себя окутовавшую его до того прелесть самомнения, хорошести, богоугодности, спасаемости и начинает ревностно заботиться о своем спасении и вечной участи. Действием благодати ему открылась страшная картина о нем самом, о его отношении к Богу - что он враг Его, мерзость пред Ним, погибший и очень далек от Него. Через такое самопознание человеку открывается и общее падение человеческой природы, которое он начинает видеть во всех людях. От этого ви дения он перестает осуждать людей, и начинает богоугодно и нелицемерно любить их жалостью, сочувствием, состраданием, посильной молитвой и помощью, в т.ч. и мудрым обличением ради спасения их или других людей.

От такого спасительного ви дения и восчувствования человек приходит в сокрушение и плач о себе и прочих людях, в первую очередь о близких и знаемых им. От этого сокрушения рождается в душе истинное смирение и смиренное о себе мудрствование, которое выливается в первое блаженное состояние нищеты духовной. Это состояние и выводит человека из уныния, иначе именуемого злым разленением. Со стороны демона и воздействия его на душу эта страсть именуется унынием . Со стороны поддавшегося этой страсти человека она именуется злым разленением . Человек, поддавшийся действию уныния, охладевает ко всем спасительным деланиям и духовным действиям. Он впадает в духовную апатию, безразличие и становится неподвижным и ленивым на всякое благое дело. Саможаление, самооправдание, обида на всех и вся за свое мучение, обвинение других, болезненное самолюбие, боль от поверженного временно тщеславия и самомнения, требующих компенсации - все это обуревает поддавшегося унынию человека. Помыслы о ненужности веры, подвига покаяния, борьбы со страстями или невозможности так самоотверженно и напряженно жить во Христе и преуспеть - захлестывают унынника и он приближается к отчаянию .

От уныния один шаг к отчаянию, а от отчаяния один шаг к непоправимой вечной погибели. Он оставляет молитву, как безпомощную, оставляет чтение Писания, как безполезное, оставляет чтение святых отцов и их житий, как обличающее его и якобы несбыточное на нем или недостижимое, а значит, тщетное. Все духовное и спасительное становится ему не в радость, а в тягость. Он начинает тяготиться и раздражаться присутствием других, самых близких и любимых до того людей, а также прочими необходимыми житейскими вещами, обстановкой и обстоятельствами. Человек пытается заглушить уныние развлечениями, греховными деяниями, забавами, но приходит лишь в худшее состояние. Вот почему страсть уныния, как убивающая душу и угрожающая жизни, вообще справедливо названа смертным грехом. Уже при первых признаках ее проявления надо сразу противостать ей и всячески противиться, призывая Бога и Его святых на помощь.

Несмотря на общность проявления страсти уныния, она имеет разные причины для нападения на душу человека. Есть уныние от произвольно греховной жизни, когда все надоедает. На Руси это состояние именовалось хандрой или русской хандрой. Бывает уныние от демонского наскока, по их зависти или другим мотивам. Бывает уныние от высокого подвижничества в уединении, а бывает как попущение за высокоумие, подвижническую гордость или неразумное взятие на себя подвигов сверх силы. Для живущих в послушании бывает уныние за самочиние или унижение (даже в помысле) своего старца. Бывает уныние у подвижников покаяния от научительного и очистительного богооставления.

Такое мучительное адское состояние должно пережить. Оно попускается Богом по силам и мерно ради великой душевной пользы. В остальных случаях, когда мы сами виноваты в нападении на нас демона уныния, должно противопоставлять ему имеющиеся средства. Такими средствами являются: взбадривание себя пением укрепляющих и ободряющих церковных молитв и песнопений; настроем себя даже на смерть ради Бога и даже одной Его заповеди; раскаяние в грехах, приведших к унынию; повторение подходящих изречений из Псалтири, Писания или святых отцов, укрепляющих душу.

Например, хорошо, сидя с закрытыми глазами, тихо вслух, со вниманием к словам молитвы или изречения Писания повторять несколько десятков раз эту молитву или изречение, пока душа через это повторение не войдет в поле истины. Истина освободит душу от гнета действующей страсти или скорби.

Например, можно повторять слова Господа из Евангелия от Иоанна:
Ин.14,1:"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте" .

Можно повторять и слова из Псалтири:
Пс.41:" 6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей .
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?"
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего"
.

Можно повторять любую из подчеркнутых мною фраз. Можно и самому искать и найти себе нечто похожее на эти изречения, которое наиболее воздействует на данное конкретное состояние.

Должно также противопоставлять унынию самоотвержение, самоукорение (по образцам у святых отцов или самим сочиненное), память смертную, память о наградах праведников и прочие утешающие душу помышления и слова.
Иногда можно выпить немного сухого вина, ибо вино веселит душу человека.
Иногда пройтись на природе, созерцая Божье созданье. Иногда можно послушать хорошую музыку, ибо и святой Давид отгонял демона уныния от царя Саула игрой на музыкальном инструменте. Можно дать место уместному юмору и безобидной шутке. Так преподобный Серафим шутил иногда на клиросе, веселя тем братию и отводя от них духа уныния. Иногда должно просто поспать.

Принципиально же более всего побеждает уныние память Божия:
Пс.41, 7: "Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе ". Вот почему более всего должно позаботиться о насаждении в себе памяти Божией через делание Иисусовой молитвы!

Окончательная победа над духом уныния является в наше время великим преуспеянием в духовной жизни. Она переводит человека на новый уровень духовной жизни - жительство в мире душевном, когда благодать Божия черпается ложками. На этом уровне может быть лишь легкая грусть о прежних оплаканных уже и прощенных грехах, сокрушение о все еще проявляющихся немощах, скорбь о погибели и заблуждении других людей, скорбь о состоянии современного мира, о вселенском массовом отступлении. Есть место и обличению отступников, восстающих на Бога, на Церковь Его, на моление именем Его, на сосудов Духа Святого и на путь спасения - путь святоотеческого покаяния. Но все это не нарушает внутреннего мира, не ослепляет, не омрачает душу, но держит ее в смирении и стремлении к Богу и богоугождению. Душа неунывная преуспевает в познании Бога и в стяжании мудрости и благодати.


Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...