Как говорить чтобы вас. Как говорить, чтобы вас понимали? Аббревиатура расшифровывается так

Дети выросли и считают себя мудрее родителей, внуки отмахиваются - мол, не учите нас жить, ваши взгляды давно устарели. На работе молодые коллеги тоже слушают вполуха: «Извините, но вы не разбираетесь в современных реалиях». Даже когда вы пытаетесь вставить свои «пять копеек» на дачном собрании, на ваши слова мало кто обращает внимание. Обидно? Ещё бы!
Однако обида - это тупиковый путь. Попробуйте перестроить свою речь, сделав её более убедительной. И тогда достучаться до окружающих будет проще!

Можно и нужно

Начинать разговор с сильного аргумента и заканчивать ещё более сильным. Тогда воздействие на собеседника будет максимальным, ведь лучше всего человек помнит начало и конец разговора. Более слабые аргументы лучше привести в середине беседы.

Говорить доброжелательно, а если вы хотите заразить собеседника своей идеей- то ещё и эмоционально. Скучная монотонная речь интереса не вызовет. Кроме того, полезно говорить «мы» вместо «я» - это объединяет. Скажем, если вы мечтаете сделать ремонт на кухне, а домочадцы против, лучше обойтись без фраз типа: «Я хочу привести кухню в порядок». Скажите: «А давайте отремонтируем кухню! Представляете, как у нас будет чисто, светло и красиво!»

Относиться с уважением к чужому мнению. Даже если вы придерживаетесь другой точки зрения, обязательно выслушайте вашего собеседника. Хотите оспорить? Вместо того чтобы заявить: «Нет, я с тобой совершенно не согласна!» - такая категоричность лишь усилит ваши разногласия, скажите: «Да, я с тобой во многом согласна, но…» (и дальше озвучивайте свою позицию).

Избегайте слов с «не»: «Не мог бы ты?», «Несложно ли тебе?» Лучше строить фразу позитивно: «Можешь мне помочь?»

Обходиться без слов «должен» и «надо» - они наваливаются на собеседника словно бетонная плита: «Ты должен сначала выучить уроки, а потом идти гулять», «Тебе надо разобраться в сарае, а уж потом думать о рыбалке». Подобные фразы воспринимаются как давление, принуждение. Сразу хочется сказать что-нибудь резкое в ответ либо поступить наоборот. Поэтому по возможности сглаживайте свою речь. Например, так: «Я советую тебе сначала сделать уроки, а потом идти гулять». Тогда к вашему мнению обязательно прислушаются!

Тренироваться дома, если вы планируете выступить на важном совещании или собрании. Напишите свою речь на бумаге, выучите и расскажите перед зеркалом, а потом перед домашними. Если они сочтут её неубедительной, у вас будет время её доработать.

Плохая привычка

Показывать пренебрежение к собеседнику. Дескать, ты слишком юн, чтобы давать мне советы. Разговаривая в таком духе, вы оттолкнёте от себя человека.

Перебивать. Хороший оратор - это прежде всего хороший слушатель.

Засорять речь лишними словами . Это усложняет восприятие и отвлекает от главного. Кроме того, некоторые слова могут вас в какой-то степени дискредитировать. Например, вставляя в разговор слова «просто», «только», вы ставите себя в подчинённое положение («Я только хотела спросить», «Я просто хотела узнать»). Словно заранее извиняетесь за свои слова. Если же вы любите словечки типа «если честно», «откровенно говоря», у собеседника может сложиться впечатление, что вы искренни только сейчас. Выходит, остальные фразы были лживы?

Навязывать своё мнение. Максимум, что вы можете, - дать совет (предостеречь, высказать своё мнение). Но не стоит требовать, чтобы другой человек безоговорочно ему следовал. Он может прислушаться к вашему мнению, но вправе поступить так, как считает нужным.

Первый читатель Маргарита Суханкина:

Способов сделать речь убедительной много. Первый - верить в то, что говоришь. Второй - быть интересным. Такой человек всегда чем-то увлечён: читает книгу нового автора, изучает музыку нового жанра, смотрит новое кино. Это расширяет кругозор, даёт подпитку, вдохновляет. С таким собеседником есть о чём поговорить, его всегда интересно слу-
шать.

Переводчик – Мария Чомахидзе-Доронина

Редактор – Анна Амелина

Корректор – Анна Амелина

Макет и верстка – Александр Былов

Дизайн обложки – Студия Артемия Лебедева, арт-директор Артемий Лебедев, иллюстратор Антон Бугаев, верстальщик Ярослав Бондаренко

Данный перевод книги «HOW TO SPEAK SO PEOPLE LISTEN», первое издание, печатается с разрешения Pearson Education Limited.

© Pearson Education Limited, 2013

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2015

Все права защищены.

Посвящается Эйду – мудрому другу, который всегда говорил так, что люди слушали

Предисловие к русскому изданию

Одна из моих дочерей, которой сейчас почти полтора года, постепенно начинает говорить. Каждый день в ее арсенале появляется одно-два новых слова. Слушаем ли мы ее? Конечно. Даже в нечленораздельных звуках мы стараемся распознать смысл. Правда, мы порой принимаем желаемое за действительное – за слово бессмысленный звук. Такое внимание со стороны родителей понятно и объяснимо. Но будут ли ее спустя годы так же внимательно слушать посторонние люди? Конечно, нет. Точнее, не будут, если только она не станет блестящим рассказчиком, квалифицированным оратором. Если она не овладеет приемами привлечения и удержания внимания, основанными на психологических законах восприятия информации.

Политик и телеведущий, менеджер и продавец, священник и преподаватель – вот только небольшая часть профессий, в которых ничего не значат любые навыки, если среди них нет навыка говорить так, чтобы тебя слушали. Вспомните лекции, после которых ничего не остается в голове. Вспомните выступления политиков, суть которых невозможно уловить. Но кроме профессиональной роли у нас есть роли социальные. Вспомните родителей, которые никак не могли найти с вами общий язык. Посмотрите на детей, которые не могут достучаться до родителей. Тысячи и тысячи семей распадаются или живут в постоянном страдании лишь оттого, что не в состоянии построить коммуникацию.

Майк Клейтон взялся за тему, если не самую важную, то одну из важнейших. Человек – единственное существо на Земле, которое использует для воздействия на других существ речь. И не только на других – человек способен и к самовнушению. Речь формировалась очень долго, но мастерство рассказчика, оратора, проповедника было доступно лишь подавляющему меньшинству во все времена. И это меньшинство во все времена получало больше шансов на власть и успех. Таким образом, Майк Клейтон мог бы назвать свою книгу «Как говорить, чтобы добиться успеха». Успеха в бизнесе и политике, успеха финансового и творческого, успеха в любви и воспитании детей.

Мне довелось четверть века изучать тему инструментов повышения эффективности коммуникации. Разумеется, мне пришлось прочитать сотни книг и статей по этой проблеме. К сожалению, авторы многих из них, как ни парадоксально, сами не научились владеть словом, и чтение давалось с трудном. Книгу Майка Клейтона вам будет читать легко. Точные определения, яркие метафоры, уместная ирония, легкий слог. Автор, несомненно, сам владеет теми секретами, которыми делится с читателем. Но самое главное – автор убедителен. Уже с первых страниц он заражает своими идеями и побуждает двигаться дальше.

Радислав Гандапас

бизнес-тренер

Структура книги

Свою книгу я разделил на четыре части. В первой части «Говорим и слушаем» (главы 1 и 2) мы поразмышляем об устной речи вообще и поговорим о том, как мы слушаем и, следовательно, какие задачи следует ставить перед собой, если вы хотите, чтобы люди вас слушали.

Вторую часть я назвал «Четыре ступени». В нее вошли главы 3–6, посвященные соответственно вопросам:

3 – как найти тему для разговора;

4 – как привлечь внимание, когда вы готовы говорить;

5 – как донести свою мысль увлекательно и убедительно;

6 – как добиться эффективных результатов, учитывая психологию запоминания, влияния и убеждения.

Главы 7 – 10 образуют третью часть, которую я назвал «Четыре ситуации». Здесь я дам вам советы относительно того, как говорить, используя знания, полученные из предыдущих глав, чтобы люди слушали вас в различных ситуациях:

7 – в беседе, особенно когда вы преследуете определенную цель;

8 – в тяжелых разговорах, когда эмоции зашкаливают и ставки высоки;

9 – на собраниях – официальных и неформальных;

10 – на публичных выступлениях – перед большой и маленькой аудиториями.

Четвёртая часть «Финальный аккорд» (глава 11) – это краткое резюме книги в двадцати пяти небольших разделах.

Размышляя об устной речи

Устная речь и умение общаться, используя ее, – удивительные достижения коммуникационной культуры, которые отличают людей от животных. Однако часто мы говорим, но люди не слушают нас, так что в этой главе мы обозначим препятствия, которые мешают общаться, а также принципы успешного общения.

Часто ли вы говорите в течение дня?

Сотни, тысячу раз?

И каждый раз вы надеетесь, что люди обратят на вас внимание, что они услышат вас. Потому что вы хотите убедить, повлиять, донести свою мысль или рассказать что-то. Но ничего не получится, если люди не услышат вас.

Умение говорить так, чтобы люди слушали, – жизненно необходимый деловой навык на всех этапах вашей карьеры. К тому же этот навык пригодится и дома, в общении с друзьями, в социальной жизни. Общение – вероятно, важнейшая часть человеческой жизни. Без общения нам становится грустно, мы злимся или впадаем в депрессию. Однако, как правило, мы принимаем общение как должное. Я говорю, а люди слушают.

Но ведь нередко вы, делясь интересными, на ваш взгляд, идеями на собраниях, видите, что никто не обращает внимания на то, что вы говорите. И вот вы сидите и думаете: «Почему же никто не услышал меня?». Вы знаете, что ваша мысль действительно важная и умная, но ее не восприняли.

Или, например, вам нужно провести презентацию. Вы хорошо подготовились, охватили все темы и вопросы, но через несколько минут после начала выступления вы поняли, что слушатели отвлеклись. В середине презентации вы отчаянно пытаетесь зацепить их внимание, но не знаете как, и поэтому к концу выступления вы измучились настолько, что радуетесь, когда наконец этот ужас закончился. Далее следуют вялые хлопки – даже не аплодисменты, и никаких вопросов.

А на встрече с потенциальным клиентом в отделе продаж бывает и того хуже – как будто ни одно ваше слово не имеет никакого смысла для него. Он упрямо возвращается к одному и тому же вопросу, и к концу встречи у вас не остается сомнений, что он купит менее качественный продукт по завышенной цене у вашего конкурента.

В чем же дело?

Скорее всего, идея не ваша и тема презентации не ваша, а предлагаемый покупателю продукт вам совершенно не интересен. Вероятно, вы говорили, а люди просто не слушали вас.

Для того и нужна моя книга – показать вам, как говорить, чтобы люди слушали, будь то выступление перед большой аудиторией на конференции или непринужденный разговор с коллегой. Моя цель – помочь вам формулировать свои мысли эффективно, убедительно и увлекательно.

В этой книге я даю много советов и предлагаю много методов, стратегий и техник, планов и подсказок, которые помогут вам говорить так, чтобы люди обратили на вас внимание и действительно услышали то, что вы хотите сказать.

Одна из моих дочерей, которой сейчас почти полтора года, постепенно начинает говорить. Каждый день в ее арсенале появляется одно-два новых слова.

Слушаем ли мы ее? — Конечно.

Даже в нечленораздельных звуках мы стараемся распознать смысл. Мы, порой, принимаем желаемое за действительное, что принимаем за слово бессмысленный звук. Такое внимание со стороны родителей понятно и объяснимо.

Но будут ли ее спустя годы так же внимательно слушать посторонние люди? — Конечно, нет.

Точнее, не будут, если только она не станет блестящим рассказчиком, квалифицированным оратором. Если она не овладеет приемами привлечения и удержания внимания, основанными на психологических законах восприятия информации.

Политик и телеведущий, менеджер и продавец, священник и преподаватель — только небольшая часть профессий, в которых ничего не значат любые навыки, если среди них нет навыка говорить так, чтобы тебя слушали.

Вспомните лекции, после которых ничего не остается в голове. Вспомните выступления политиков, суть которых невозможно уловить. Но кроме профессиональной роли у нас есть роли социальные.

Вспомните родителей, которые никак не могли найти с вами общий язык. Посмотрите на детей, которые не могут достучаться до родителей. Тысячи и тысячи семей разводятся или живут в постоянном страдании лишь оттого, что не в состоянии построить коммуникацию.

Майк Клейтон взялся за тему, если не самую важную, то одну из важнейших. Человек — единственное существо на земле, которое использует для воздействия на других существ речь. И не только других, — человек способен к самовнушению. Речь формировалась очень долго, но мастерство рассказчика, оратора, проповедника было доступно подавляющему меньшинству во все времена. И это меньшинство во все времена получало больше шансов на власть и успех.

Таким образом, Майк Клейтон мог бы назвать свою книгу «Как говорить, чтобы добиться успеха» . Успеха в бизнесе и политике, успеха финансового и творческого, успеха в любви и воспитании детей.

Мне довелось четверть века изучать тему инструментов повышения эффективности коммуникации. Разумеется, мне пришлось прочитать сотни книг и статей по этой проблеме. К сожалению, авторы многих из них, как ни парадоксально, сами не научились владеть словом и чтение давалось трудно.

Книгу Майка Клейтона вам будет читать легко. Точные определения, яркие метафоры, уместная ирония, легкий слог. Автор несомненно сам владеет теми секретами, которыми делится с читателем. Но самое главное — автор убедителен. Уже с первых страниц он заражает своими идеями и побуждает двигаться дальше.

3. Будьте компетентны

Обаяние - великая сила, но даже самая яркая харизма не заменит конкретных знаний. О чем бы ни шла речь - будь то обсуждение предстоящего ремонта с мужем или разговор с начальством по поводу повышения вашей зарплаты - вы должны быть вооружены информацией до зубов. Считайте, что каждый разговор - это шахматная партия, в которой можно импровизировать, но импровизация эта должна быть тщательно подготовленной. Соберите данные, почитайте мнения экспертов в интернете, соотнесите все за и против. Если понимаете, что дебаты предстоят напряженные - подумайте, с какими аргументами вам предстоит столкнуться, какие вопросы могут вам задать, и подготовьте на них убедительные ответы. В вашем арсенале непременно должны быть цифры (правда, с ними стоит соблюдать меру) и отсылки к эскпертам - и то, и другое добавит вашей речи убедительности, а вам - компетентности в глазах собеседника.

4. Говорите красиво

5. Будьте кратки

Этот совет особенно актуален для женщин - мужчины, как правило, уступают нам в многословности . Интересно, что лингвисты к мужским особенностям речи применяют термин «стиль Чехова »: мужчины и правда говорят более лаконично и емко, не растекаясь мыслью по древу; в то время как женская прерогатива - «стиль Толстого»: громоздкие конструкции, приправленные многочисленными повторами и сравнениями. Если в школе это различие оказывается нам на руку - благодаря «стилю Толстого» мы пишем многостраничные сочинения, - то во взрослой жизни оно скорее мешает; куда полезнее оказывается навык говорить кратко и по делу. Чтобы научиться краткости, попробуйте выполнять такое упражнение. Подготовьте речь (это могут быть аргументы в пользу повышения вашей зарплаты или выступление в ходе презентации), прочитайте ее вслух, запишите себя на диктофон, а прослушав то, что получилось, внесите изменения, чтобы текст стал более лаконичным и приятным на слух. Проделывайте это перед каждым ответственным разговором - и краткость постепенно станет вашей привычкой.

Просто говорить свою речь и говорить её так, чтобы вас слушали – это две разные вещи. Какие бы умные и важные мысли вы ни пытались донести до собеседника – он может просто не «услышать» вас. И далеко не всегда причина этого будет в вашем собеседнике. Может быть, это вы не умеете говорить убедительно и заинтересовывать своими словами?

Эффективно общаться с людьми действительно трудно. Спросите, например, у любого выступающего перед публикой, и он подтвердит, что держать внимание и заинтересованность аудитории так же сложно, как человеку-«сове» каждый день вставать в семь утра. Нет, пожалуй, это даже труднее.

Бизнесмену умение заставлять слушать себя просто необходимо. Иначе ни одна сделка, мелкая или крупная, не закончится так, как он этого хочет.

Американский телеведущий Ларри Кинг знает, как нужно говорить с людьми, чтобы они не делали вид, что слушают вас, а действительно слушали. Он даже написал книгу на эту тему – «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», которая стала мегапопулярна во всем мире. Если у вас нет времени её читать, то предлагаем 12 советов из этой книги, которые помогут вам начать менять свой подход к деловому (и не только) общению с людьми.

1. Хотите научиться эффективно говорить – делайте это как можно больше и чаще. Правильную речь можно сравнить с любой спортивной игрой или вождением автомобиля. Чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается. Одной теорией здесь не обойдется. Вам нужна практика, каждодневная и с самыми разными собеседниками.

2. Не стесняйтесь разговаривать с самим собой. Если вы живете один, то вообще никаких проблем не будет – разговаривайте с собой вслух. Особенно, если вам предстоит публичное выступление или вы готовитесь к серьезному деловому разговору, проговаривайте вслух свои речевые заготовки. Это тоже будет некой тренировкой.

Если же вы смущаетесь своих родных, с которыми живете, то делайте это, запершись в своей комнате, или в автомобиле по пути на работу. И не просто проговаривайте заготовленную речь, а делайте это так, будто вы уже разговариваете с собеседником. С каждой тренировкой «отшлифовывайте» фразы, интонацию, тон, темп.

3. Если не уверены, что именно нужно сказать – лучше промолчите. Пусть лучше вас заподозрят в том, что вы слишком глупы, чтобы поддержать разговор, чем вы заговорите, и у собеседников не останется никаких сомнений на этот счет.

4. Разговаривайте с зеркалом. Этой методикой пользуются многие, кто готовится к публичным выступлениям, и она уже не раз подтвердила свою эффективность. Но попробуйте использовать этот прием и в повседневном общении. Просто встаньте перед зеркалом и начните разговаривать со своим отражением так, как будто говорите с другим человеком.

Во-первых, вы научитесь устанавливать зрительный контакт с собеседником, а это очень важно при любом разговоре. Во-вторых, вы будете видеть, как вы сами выглядите во время разговора. Так вы сможете найти свои слабые стороны и поработать над ними. Может быть, это будет ваше выражение лица или излишняя жестикуляция.

5. По минимуму используйте сленг и жаргонизмы. Такие слова приемлемы далеко не для всех. Чересчур увлекшись сленгом, вы рискуете быть неправильно понятым.

6. Слушайте самого себя. Когда вы говорите с кем-то, поток своей речи порой сложно контролировать. Да и мало кто это вообще намеренно делает. Попробуйте прислушиваться к своей же собственной речи и, возможно, вы обнаружите много неожиданных для себя вещей. А вдруг вы часто не договариваете фразы до конца или склонны по несколько раз повторять одну и ту же мысль? Междометия «ээ», «нуу» и тому подобные и вовсе редко кто замечает в своей речи, а ведь они очень ее портят.

7. Ставьте себя на место собеседника. Общение – это не одностороннее действие, и в любом разговоре участвуют как минимум двое (тренировки перед зеркалом не в счет:)). Если хотите, чтобы собеседник был с вами честен – будьте и вы с ним честны. Хотите открытости и непринужденности – значит, покажите это и со своей стороны. Известное выражение «поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой» нужно применять и при общении.

8. Кем бы ни был ваш собеседник – умейте сохранять спокойствие. Если вам посчастливилось общаться с человеком, который имеет 5 высших образований, научные достижения или вообще он общепризнанный гений – помните, что прежде всего, вы разговариваете с человеком. Не стоит теряться и думать, что не сможете поддержать достойный разговор. На все эти страхи вы потратите те внутренние ресурсы, которые смогли бы эффективно использовать при интересном разговоре.

9. Покажите собеседнику, что вам нравится разговаривать с ним. Тогда и он получит от вашего разговора больше удовольствия. И тут совершенно не важно, находитесь ли вы на одной карьерной ступени, имеете ли одинаковый интеллект или репутацию.

10. Умение говорить с другими и успех в жизни – вещи взаимосвязанные. Будьте уверены в том, что все успешные люди умеют эффективно общаться. Ведь любой путь к успеху проходит через многочисленные взаимодействия с людьми. Если вы уже достигли определенных вершин, то продолжайте совершенствоваться в своем умении общаться, и вы добьетесь еще большего.

11. Слушайте других людей. Это отличный способ расширить свои знания во многих областях. Для этого не всегда нужно перечитывать сотни книг и путешествовать по всем уголкам планеты. Просто впитывайте полезную информацию от окружающих вас людей, и вам всегда будет о чем рассказать другим.

12. Нет предела совершенству. Считаете себя плохим собеседником? Тренируйтесь, развивайтесь – и станете хорошим. Думаете, что вы хороший собеседник? Это отлично. Но у вас есть все возможности стать еще лучшим собеседником, чем вы есть сейчас.

Последние материалы раздела:

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...