Изучаем себя: для чего нужны эгоизм и эгоцентризм. Что такое эгоизм и как это проявляется

Рождается ли человек эгоистичным или его делает таким жизнь? Как формируется эгоизм у ребенка? Главное условие нормального развития человека, главная жизненная сила – любовь. Она, как солнце, дающее жизнь. Наверное, многие из вас слышали об эффекте «госпитализма». Это явление наблюдалось в немецких домах ребенка. Несмотря на то, что дети имели все: питание, уход, тепло, они почему-то не только плохо развивались, но там была и повышенная смертность. Как выяснилось, это результат того, что ребенок лишен материнской любви. Там, где няня проявляла к ребенку любовь, внимание и заботу, он выживал. Если этого не было – ребенок чахнул, заболевал, а в некоторых случаях и умирал. Для выживания ребенку необходима прежде всего любовь.

Аналогичные ситуации в семье, где мама в состоянии усталости, раздражения, утомления: у нее нет душевных сил проявить любовь к ребенку. Когда она его кормит, ребенок может отказываться от кормления, кричать. У него появляются болезни пищеварения и другие недуги. Г.С. Салливан – американский психоаналитик, посвятивший этому свои исследования, выявил, что если мать кормит младенца в состоянии тревоги, то для него весь мир окрашивается в темные тона, становится страшным, угрожающим, ужасным. Дети реагируют по принципу: «все или ничего». Материнская тревога даже в небольших дозах вызывает у них переживание ужаса, поэтому ситуация кормления становится для ребенка страшной, и он от нее уходит, отказывается от груди. Многие матери не могут понять, почему дети плохо едят, почему они капризничают. А это происходит потому, что ситуация кормления становится травмирующей уже с младенчества из-за состояния самой матери. Оказывается, дети очень чувствительны к эмоциональной атмосфере семьи: если она напряжена, тревожна, неблагополучна, то и психическое развитие младенца идет по типу «госпитализма».

Так же возникают разные болезни: физические, а главное – психические. У ребенка формируются трудности характера. Мир для него становится опасным, угрожающим – и так формируется эгоцентризм. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Мы видим упрямых детей, которые боятся и чураются взрослых, детей негативистичных и агрессивных. Душевные травмы младенчества поглощают все их внимание, концентрируют на себе их душевную жизнь, и так у них формируется эгоцентрическая доминанта, которая искажает восприятие окружающего мира.

Эгоцентризм – это не то же, что эгоизм. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в своих целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интересам других. Можно допустить, что эгоизм связан с эгоцентризмом, но все-таки это разные явления.

В своей дипломной работе Марина Юрьевна Колпакова проводила исследование с детьми из детского дома, родители которых лишены родительских прав, и с детьми1 из обычного детского сада. Мы смотрели, как у детей развиваются отношения к людям, к окружающему миру, и пытались понять психологию эгоизма и эгоцентризма. Оказалось, что здесь разные корни. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где единственный ребенок становится центром семьи. Эгоцентричные дети – это дети, часто вообще лишенные семьи, нормального материнского ухода, это нередко дети из детских домов.

Всем участникам исследования предъявлялись картинки теста ТАТ (Тематического Апперцептивного Теста). На одной из картинок мальчик с неопределенным выражением лица держит скрипку. Можно дать разные ответы: мальчик или думает, или он изучает скрипку, или мальчик сидит печальный. Ответы зависят от состояния воспринимающего. Дети из детского дома, как правило, отвечали, что мальчика оставили, бросили, он один. Также и по поводу других подобных картинок звучала та же мысль: скажем, мальчик сидит у порога, и дети говорят, что его оставили, он один. Дети из детского сада отвечали, что мальчик кого-то ждет у порога, он не один, а на скрипке он будет учиться играть, пойдет в школу. Особенно показательной была картинка, на которой бежит мальчик, а за ним виден паровоз. Несколько детей из детского дома ответили, что паровоз хочет задавить мальчика, паровоз бежит за ним.

Эгоцентризм – это искаженное восприятие. Такой ребенок не может адекватно видеть мир. Он видит угрозу там, где ее нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют искаженное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия, Дети из благополучных семей видели ситуацию благоприятной, воспринимали мир в оптимистических тонах. Дети же из трудных семей отвечали подобно воспитанникам детского дома.

Итак, атмосфера в семье, любовь или ее отсутствие оказываются решающими в формировании типа личности. А в направленности на себя как две ее разновидности мы различаем эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм развивается часто там, где, притом, что ребенка балуют, он оказывается лишенным душевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастности другим. Эгоизм – это тоже следствие отсутствия любви, но другого типа. С эгоистичным ребенком надо вести себя не так, как с эгоцентричным. Если эгоистичного надо ставить в условия, где необходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жизненную установку ребенка, то с эгоцентричным надо действовать очень осторожно. Его надо лечить любовью.

Подведем итоги сказанному о различии эгоизма и эгоцентризма. Эгоист использует других людей как средство достижения собственных целей, ставит на первое место свои интересы в ущерб другим. Эгоцентризм является следствием душевной травмы в раннем детском возрасте. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих.

Здесь уместно привести одно удивительное в своем роде наблюдение. – Эгоцентризм и нарциссизм могут быть и, так сказать, «вторичными» – сознательно культивируемыми людьми в себе. Так, «победное шествие нарциссизма» (название эссе А. Созоновой об этом явлении, см. http://hpsy.ru/public/x2262.htm) наблюдается ныне в широких постсоветских массах, в известной нелепой реакции этих масс на принудительный социалистический коллективизм: все теперь говорят о «себе любимых», реклама учит – «мир создан для тебя» и т.д. и т.п.
Более тонкое проявление культивируемого людьми в себе эгоцентризма – культурный феномен, известный под именем «эстетизма». Здесь все, что предстает человеку, «эстету» – он учится воспринимать лишь как эстетические явления, то есть, значит, только как собственные впечатления, без дальнейшей реконструкции собственного бытия воспринимаемого, – и таким образом даже самое ужасное (для других) или дурное (морально) может представать для него и просто занимательным и даже прекрасным. То есть, чтобы зрелище, скажем, чужой гибели могло быть употреблено эстетически, по-эстетски – надо отыскать в себе и культивировать первобытный солипсизм. Нарциссизм же входит, как выше замечено, к солипсизму «в комплект». Хочешь быть поэтом? – тогда «никому не сочувствуй, сам же себя возлюби…» и т.д. Ибо сочувствовать – ведь это и значит реконструировать объективность, пробивать эстетическую поверхность вещей, – тогда как поэт, с эстетской точки зрения, должен принципиально оставаться на этой поверхности; но «никому никогда не сочувствовать» – не получится без самовлюбленности. Замечу: здесь речь идет именно не о грубом и понятном эгоизме, а об (особого рода, но все-таки достаточно отталкивающем) эгоцентризме-нарциссизме.
Культивируется эгоцентризм, по моему мнению, и обычной религиозной установкой: тут верующий ощущает себя в таком отношении к миру, в котором его (мира) создатель занимается им персонально, имеет на него свои планы, доступен по его желанию, и даже, в результате известных сакральных действий, может скорректировать им самим заданный ход вещей в его, верующего, пользу…

(2) Эта формула - «делая добро другим, я делаю его для себя» - похожа и на формулу истинной нравственности, разумной человечности: но ведь и сам эгоцентрик в своём добре всё-таки похож на духовно развитого человека. - Параллели налицо: мы остаёмся справедливыми и с малосимпатичными нам людьми ради «внутреннего» нашего «Бога», то есть ради собственной совести, а значит, в конечном счёте, «для себя»; здесь, правда, в отличном от эгоцентрического смысле, именно - «ничего от этого для себя не жду, никаких выгод или наград, совесть сама составляет мой “интерес”»… - Ну что ж, дух человеческий возрастает от дикаря к разумному существу тысячелетиями , восходит от эгоцентрика к существу человечному, признающему и понимающему других, с трудом, и вместе с этим длительным восхождением духа «Бог» дикаря постепенно превращается в привычную метафору истины и добра. «Царство Божие внутри нас есть» (со мною, во мне, для меня): это - совесть. Совесть, которая была понятнее дикарю в виде всевидящего карающего Бога, а Бог разумного человека - только метафора всё понимающей в нём неподкупной совести.
Немного иначе обстоит дело с эгоистом. Если совесть в достойном развитом человеке есть то, что в нем самом для него главное, что позволяет ему себя уважать, его дорогое лучшее Я (почти как у эгоцентрика) - то для эгоиста его совесть - его враг: ведь она - то, что может ему помешать завладеть чем-то желаемым, когда ничто объективно ему не мешает…

Эгоизм – это мотивационная ориентация человека, которая заставляет его ставить на первое место собственные интерес и потребности. Эгоистичный человек никогда ничего не делает без выгоды для себя. Хотя то, что это является исключительно отрицательная черта в последнее время вызывает сомнения. Просто, как многое в этом мире, всё зависит от степени выраженности эгоизма. Но, давайте подробно разберёмся.

Итак, начнём, пожалуй, с обозначения чётких границ определения эгоизма. Ведь в быту люди часто смешивают это понятие с подобными. Основа эгоизма – это, безусловно, завышенная самооценка. Но, этот термин связан прежде с поведением, которое направлено на достижение желаемого результата. Иногда это стремление выражается в «победой любой ценой» и «хождению по трупам», но может и учитывать потребности других , если при этом достигается общая выгода. То есть, эгоист не считает себя центром вселенной. Зачастую он, наоборот, считает себя «обделённым» и потому постоянно стремиться к большему и лучшему. Ближе всего в понятии находится феномен эгоцентризма или себялюбия. Вот здесь мы имеем дело не с моделью поведения, а с установкой в своеобразное «богопомазанье», со специфичностью мышления человека.

Эгоцентрик считает, что существует два мнения: его и неправильное. И это не шутка. Только его идеи правильны, даже если он сотый раз наступает на грабли. Он не слышит доводов и рассуждений. Вселенная замыкается на нём. Считается, что такое проявление в детском возрасте может быть результатом определённых событий и значительно ослабляться в возрасте 12 лет. Что же касается таких убеждений в возрасте до 8 лет, то они часто рассматриваются как вполне допустимый этап формирования личности ребёнка, с учётом их нивелирования к указанному сроку. А вот взрослый человек, ведущий себя как эгоцентрик указывает на проблемы своего взросления. Судя по всему, в раннем периоде у него были определённые травмирующие события, не позволившие ему адекватно внутренне повзрослеть. Или же руку к этому приложили близкие люди (чаще всего мамы), которые внушили ему определённые постулаты не просто личностной значимости, а настоящей сверхзначимости.

Эгоцентрик отлично проводит время в одиночестве, ведь никто не нарушает его порядок. Хотя, в реальной жизни встречаются люди, которые проявляют смешанные черты.

Есть так же некоторые сходные черты проявлений эгоизма и эгоцентризма, это давление на вину других людей. И эгоисты, и эгоцентристы не склонны ощущать чувство вины. Поэтому, им удивительно видеть, что подобное может так явно влиять на других. Поэтому, чтобы мочь пользоваться людьми, они охотно внушают им ощущения «ущербности», а как следствие — виноватости перед ними. Причём это особенно больно бьёт по близким людям, поскольку внушает ощущение, что человек «не дотягивает» до их уровня. В первое время такой близкий ещё будет стараться исправиться и научиться, но видя, что любые старания приводят только к очередной порции критики, начинает сомневаться в правильности таких суждений. Но, ведь суждения эгоиста, а тем более эгоцентриста – справедливость в априори. И такие отношения начитают стремительно рушиться, ведь нормальному человеку невозможно постоянно жить с чувством вины.


Но, существует различие, которое коренным образом отличает эгоиста от эгоцентриста – это позитивный компонент данных проявлений. Дело в том, что эгоизм имеет иногда достаточно позитивный аспект. Эгоцентризм никогда и ни при каких обстоятельствах его не имеет.

Формы проявления и что такое рациональный или здоровый эгоизм

Считается, что эгоизм не однороден и имеет целый ряд форм:

  • этический эгоизм – это собственно тот самый эгоизм, который заставляет человека действовать в своих интересах;
  • психологический эгоизм, который выражается в том, что человеческая мотивация связана со своими интересами;
  • рациональный эгоизм – утверждение, человек всегда существует принципиальный приоритет собственных интересов.

И вот именно с последним понятием связанно много интересного. Дело в том, что в нашей стране на протяжении многих лет существовал определённый культ жертвенности. То есть, доминирующим принципом было благо общества, а личное благо стояло, мягко говоря, на втором месте. Однако, согласно многим исследованиям, это противоречит истинной природе человека. Если маленькому ребёнку предлагают один из двух кусков пирога, то он выберет больший или лучший. Будучи взрослыми, если не существует иных важных для нас составляющих, мы действуем в случае выбора так же – выбираем лучшее. Какими могут быть эти самые дополнительные важные составляющие? Это потребности значимых для нас людей. И вот здесь понятие разумного, рационального или так называемого «здорового» эгоизма входит в некоторый конфликт с основным его определением. В этом случае эгоизм не определяется как «в ущерб другим», а переходит в разряд «не в ущерб себе». И, когда при приёме на работу, вас просят указать предполагаемую заработную плату, смотря уровень ваших притязаний, всплывает и «жизнеспособность» вашего рационального эгоизма.

Как утверждают современные психологи, доля здорового эгоизма необходима в современном обществе. Ведь она заставляет нас чувствовать и отстаивать свою значимость. Ведь, как говорится, себя не похвалишь, никто тебя не оценит. Разумный эгоизм заставляет нас протестовать против бесплатных дополнительных нагрузок на работе; требовать повышение, потому что мы уже давно являемся сотрудниками фирмы и можем оценить себя как «лучший и достойный». Без доли эгоизма человек вряд ли так себя оценит.

Существует много примеров здорового эгоизма.


Ну и наконец, человеку не хочется тратить много времени на разогрев пищи, и он изобретает микроволновку; хочет видеть руки жены красивыми, и изобретает посудомойную и стиральную машину; хочет перемещаться быстро и комфортно и к нашим услугам автомобили, самолёты, поезда, а если при этом появляется стойкое желание не дышать грязным воздухом – изобретается электротранспорт, роется метро, а тепловозы заменяются суперсовременными электровозами, которые несут эгоистичных пассажиров, требующих только лучшее обслуживание и сервис за свои тяжело заработанные деньги. И, таким образом, этот самый разумный эгоизм становится двигателем прогресса.

А ещё невозможно любить других, не любя себя. Если каждый день твой альтруизм сталкивается с неимоверными волевыми усилиями, рано или поздно ты начнёшь думать, что тебя «не оценили». По типу «я жизнь свою потратил на тебя, а ты – неблагодарный». И вот здесь всегда возникает вопрос: «а кто тебя просил?». Это был твой выбор, значит, он должен был приносить тебе удовольствие; если ты при этом получал только негатив, то зачем такое выбирал (или выбирала)? Часто подобное всплывает в отношениях мама-дети, когда мамы полностью растворяются в заботах и потребностей детей. Ведь будучи здоровыми эгоистками, они могут заниматься дополнительно тем, что им нравится и быть счастливыми , тогда и дети их будут счастливы. А выросшие дети будут строить свою жизнь, не оставляя маму «у разбитого корыта», ведь у неё есть свои занятия. А если как раз всеми занятиями были дети, отпустить их становится невыносимо. Ведь жизнь теряет смысл. Детей обвиняют в неблагодарности по отношению к родительскому альтруизму. Но упомянутые претензии как раз вовсе не пример его, а признак самого что ни на есть нерационального эгоизма! Ведь постулат: будь несчастен потому, что я сама была из-за тебя несчастна – это стремление получить удовлетворение без оглядки на чувства и потребности другого.

Нездоровый эгоизм – дракон с разными головами

Таким образом, получается, что нездоровый эгоизм — весьма интересная и многоплановая вещь. Так, эгоизм в отношениях, когда не учитываются чувства, потребности и желания другого, склонны заканчиваться крахом. Потому что человеку невозможно постоянно жертвовать, не получая ничего взамен. Даже если кто-то именно в этом получает удовольствие, всё равно наступают моменты, когда помощь необходима, ведь человек может заболеть, устать или попасть в неприятность. А нерациональный эгоист вряд ли захочет напрягаться при этом.


Но, есть и другой вариант эгоизма. Человек вроде бы живёт для кого-то. Например, он всячески обеспечивает ту же семью: покупает еду, одежду и всякие блага. А потом начинает жаловаться, что его недооценили. Стоп. А действительно ли всё это совершено с заботой о ближнем? Спросил ли упомянутый человек что действительно хотят близкие? Или их потребности – только его личное мнение относительно этого? Например, ваш ребёнок с большим удовольствием бы пошёл в художественное училище на соседней улице, чем поехал изучать экономику за границу; а ваша жена с удовольствием провела время на даче только с вами и огородом, а не на престижном курорте. А вы тратите силы и здоровье на зарабатывание «мешка денег», который оказывается никому не нужным и не оценённым. Но, ведь положите руку на сердце, вы зарабатываете его не для них, а потому что вы и только вы достойны лучшего. Вот вам и эгоизм под маской альтруизма. А также путь к непониманиям, ссорам и расставаниям.

Если человек предполагает «жить для других», он сознательно идёт на получение удовольствия от того, что делает хорошо кому-то, не желая ничего взамен. То есть это поведение полностью исключает зависть, жадность, гнев и многое другое. Но, истинный альтруист не может переступить определённый порог. Например, если вы идёте в монастырь или хотите посвятить жизнь философии – это одно. Но, если вам важно всё-таки одеть своего ребёнка не в фиговые листики, а в «сто получше», если вы любите кушать определённые вкусные блюда, а не только хлеб из лебеды и воду, значит доля эгоизма у вас присутствует, просто в разумных пределах.

Последствия эгоизма и что делать

Сточки зрения современного общества на разумный эгоизм – развивать его дальше. Люди, могущие оценить себя, добиваются успехов. Но, иногда обиду вызывает умение заявить об этом начальству. Так и получается, что работники с одинаковыми знаниями получают разную заработную плату. Теперь понятно почему в разумных пределах стоит быть эгоистом?


А вот с истинным эгоизмом, без оглядки на других людей стоит бороться. Но, проблемы заключаются в том, что такому эгоисту сложно понять и принять свою проблему. Вот представьте, что у вас на руке шесть пальцев и вы прекрасно ими пользуетесь. Иногда, правда, путаетесь и перчатки не купишь, приходится мёрзнуть, но всё равно у вас всё отлично и вы – уникальный. Как же всё-таки прийти к мнению, что шестой палец вам не нужен и это – проблема, с которой нужно бороться кардинально? Конечно, тяжело и мучительно.

Оцените, сколько людей, которые были рядом с вами оставили вас. Задумайтесь, счастливы ли вы? Ведь чаще всего эгоисты не счастливы. И постоянная погодя за призрачным «насыщением во всём» лишает их вкуса настоящего дня. И, если это так, обратитесь к психологу. Возможно, он поможет найти ваши спусковые механизмы формирования такого отношения к миру. А вам остаётся учиться замечать потребности и чувства всё ещё оставшихся радом с вами людей.

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Много раз мы читали и слышали о том, как опасен эгоизм. Часто эгоизм и его "младший брат" эгоцентризм связываются напрямую, и говорится, что на деле опасно и то, и другое. В своей статье "Что такое мистика" профессор Ливрага пишет: "Эгоизм и его экзотерическая (внешняя. - Прим. ред.) тень - эгоцентризм - всегда были камнями преткновения на пути физического, психического, умственного и духовного развития... "
Становится понятно, что вредны как эгоизм, так и эгоцентризм. Но мы хотели бы еще раз взглянуть на эту проблему и попытаться более глубоко разобраться, в чем же разница между тем и другим понятием.
Почему эгоцентризм является лишь экзотерической стороной эгоизма? Почему оказывается, что эгоизм имеет более глубокие корни и вызывает более страшные, роковые последствия, в то время как эгоцентризм всегда остается лишь его внешним, видимым проявлением?
Эгоцентризм - это ощущение себя центром мира и всех событий. Это потребность быть главным, всегда привлекать внимание окружающих. Если естественными называть поведение и поступки, исходящие из элементарных инстинктов и импульсов, заложенных в человеке, то в каком-то смысле можно сказать, что и эгоцентризм является естественным его состоянием. Однако это состояние, черты характера и поведение свойственны именно человеку, а среди животных встречаются весьма редко. Животное проживает свою жизнь с подлинной естественностью, оно защищает себя и своих детенышей от других животных и человека только тогда, когда чувствует, что от них исходит опасность.
Странно, но часто получается, что контакт с человеком "заражает" домашних животных "вирусом эгоцентризма", и мы видим, как в них начинает проявляться такая знакомая нам потребность привлечь к себе все взгляды, присвоить себе все ласки и исключительное внимание хозяина. Так вместе с эгоцентризмом рождается ревность.
С самых первых месяцев своей жизни ребенок требует к себе исключительного внимания родителей, особенно матери. У него уже есть свои способы и своя "тактика", позволяющие этого добиться и приводящие в умиление взрослых, которые с радостью и восторгом замечают, что такое крохотное существо уже в чем-то стало похоже на них.
Проходит время, дети и молодые люди по мере своего роста все острее начинают чувствовать потребность стать центром внимания в доме, среди друзей, в школе, в своем окружении. Эгоцентризм постепенно превращается в своеобразную форму самоутверждения. Позже он может вызвать чувства, которые ошибочно называют любовью, не замечая, что в их основе лежит дух собственничества. Желание чувствовать себя любимым в данном случае будет означать требование стать центром существования другого человека. Впоследствии из этого рождается анти-любовь - эгоизм. Быть эгоистом означает чувствовать себя не просто центром, а единственным центром мира. Хотя человек знает, что есть другие люди, он живет и ведет себя так, словно они не существуют, и не замечает ничего и никого, кроме самого себя. В данном случае буквально применима знаменитая притча о журавлях, которую рассказывает Платон в своих "Диалогах". После долгих рассуждений журавли, встречающиеся на тайном собрании, приходят к выводу, что существа, живущие в мире, разделяются на две большие части: журавли и "не-журавли". То же самое происходит с человеком-эгоистом. Для него мир состоит из двух очевидных и понятных частей: он сам, основной, главный и единственный в своем роде, и все остальные, "не-я", лишь смутно существующие в представлении эгоиста где-нибудь в его собственной тени.

Это два очень разных термина. Лучше их не путать.

Эгоизм - всегда, во всех ситуациях, с любыми людьми - исходить сугубо из личных интересов связанных с той или иной выгодой. Материальной или нет - неважно.

Эгоцентризм (Просвещенный Суперэгоцентризм) - кредо, жизненная позиция, когда собственное мнение, свои решения и поступки, свои взгляды в отношении любого вопроса, события или поступка - всегда ставятся в своей системе ценностей превыше всех остальных. Что можно что нельзя, что хорошо для него, а что плохо, правильно и неправильно - все оценочные суждения эгоцентрист пересматривает через призму своей позиции.

Сильные, успешные и волевые люди, умеющие преодолевать себя, брать ответственность за других и не бояться решать - чаще всего эгоцентристы.

Эгоист рассматривает окружающее - как источник достижения своих целей, и выгод,и только своих.

Эгоцентрист рассматривает окружающее, как часть своего мира, и самого себя. Эгоцентрист, как правило, способен на "сверхличные" (не связанные с его непосредственными интересами) поступки, просто потому, что в "его" мире так должно быть.

Эгоцентрист в своей системе ценностей - субъективный центр вселенной.

В отличие от эгоиста, эгоцентрист может поступать и принимать решения в пользу чужих интересов, которые лично ему могут не принести никакой выгоды.

В различных словарях, к которым часто любят прибегать, с целью упрочить свою аргументацию, можно увидеть, что эти два понятия часто не разделяют между собой. Так, в некоторых определениях написано: "Эгоцентризм - крайняя степень проявления эгоизма", что конечно же, ошибочно.

В бытовом словоупотреблении "эгоист" распространено больше, чем "эгоцентрист", поэтому большинство людей склонно не разграничивать эти понятия, валя всё в кучу. А разница между тем есть.

Мне очень нравится понимание эгоизма и эгоцентризма, которое я вычитал давным-давно в какой-то книжке (сейчас уже не вспомню, в какой именно) и сделал своим рабочим определением.

Эгоист говорит: "Я -- центр Вселенной. Поэтому вы все, окружающие меня люди, должны именно так меня и воспринимать: вы должны прыгать вокруг меня, ублажать меня, делать всё для меня, поступаясь своими интересами ради моих интересов".

Эгоцентрист говорит: "Я -- центр Вселенной. Моей персональной Вселенной. Она так велика, так интересна и так прекрасна, что мне никто больше не нужен. Поэтому вы все, окружающие меня люди, с вашими проблемами и заботами, с вашими интересами и желаниями, с вашими мнениями о мире и обо мне, совершенно ничего не значите для меня".

Если исходить из сказанного выше, эгоизм и эгоцентризм -- это не просто разные понятия, это во многом диаметрально противоположные понятия.

Эгоисту нужен весь мир -- чтобы все крутились вокруг него. Эгоцентристу никто не нужен, потому что у него есть свой собственный мир, который крутится вокруг него.

Если мужик не работает, сидит на шее у жены, которая пашет на трёх работах, содержа себя и его, -- это типичный эгоист.

Если мужик -- холостяк, который заводит отношения с женщинами ровно настолько, насколько это ему интересно, и легко их прекращает, когда это перестаёт его устраивать, -- это типичный эгоцентрист.

Эгоист не может долго быть один: ему нужны внимание и забота окружающих. Эгоцентристу никто не нужен, ему и самому с собой всегда хорошо.

Вот так, если в двух словах.

Эгоцентризм - собственно, термин из возрастной психологии: до определённого возраста маленький ребёнок способен представить ситуацию (пространственно и пр) только со своей точки зрения.

Эгоизм - оценочно (осуждающе) окрашенное название поведения, когда человек свои интересы ставит на первое место. Что для взрослого, зрелого человека - вообще-то алгоритм вполне нормальный, откуда попытки как-то лишить термин негативной коннотации (ассоциаций): "здоровый эгоизм", например.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...