Из воспоминаний советского и партийного деятеля. Инструкция по выполнению работы

План

1. Причины и содержание «перестройки» (основные подходы).

Реформы политической и экономической сферы СССР в 1985–1991 гг.

Внешняя политика СССР в период «перестройки».

Доклады:

Гласность» и раскрепощение общественного сознания.

Возрождение российской многопартийности.

3. Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки» и «постперестройки».

Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты.

Задание 8.1.

1. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

2. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-поли­тическому кризису...

Начался про­цесс оздо­ров­ле­ния эко­но­ми­ки стра­ны, её по­во­рот к удо­вле­тво­ре­нию на­сущ­ных по­треб­но­стей людей. На­би­ра­ют силу новые ме­то­ды хо­зяй­ство­ва­ния. В со­от­вет­ствии с За­ко­ном о го­су­дар­ствен­ном пред­при­я­тии (объ­еди­не­нии) идёт пе­ре­вод объ­еди­не­ний и пред­при­я­тий на хоз­рас­чет и са­мо­оку­па­е­мость. Раз­ра­бо­тан, ши­ро­ко об­суждён и при­нят Закон о ко­опе­ра­ции. Вхо­дят в жизнь новые, про­грес­сив­ные формы внут­ри­про­из­вод­ствен­ных тру­до­вых от­но­ше­ний на ос­но­ве под­ря­да и арен­ды, а также ин­ди­ви­ду­аль­ная тру­до­вая де­я­тель­ность. Идёт пе­ре­строй­ка ор­га­ни­за­ци­он­ных струк­тур управ­ле­ния, на­прав­лен­ная на со­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для эф­фек­тив­но­го хо­зяй­ство­ва­ния пер­вич­ных зве­ньев эко­но­ми­ки.

Развёрну­тая по ини­ци­а­ти­ве пар­тии ра­бо­та поз­во­ли­ла воз­об­но­вить рост ре­аль­ных до­хо­дов тру­дя­щих­ся. Ре­а­ли­зу­ют­ся прак­ти­че­ские меры по уве­ли­че­нию про­из­вод­ства про­дук­тов пи­та­ния и пред­ме­тов по­треб­ле­ния, рас­ши­ре­нию жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства. Осу­ществ­ля­ют­ся ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Ду­хов­ная жизнь ста­но­вит­ся мощ­ным фак­то­ром про­грес­са стра­ны. Зна­чи­тель­ная ра­бо­та про­ве­де­на по пе­ре­осмыс­ле­нию со­вре­мен­ных ре­аль­но­стей ми­ро­во­го раз­ви­тия, об­нов­ле­нию и при­да­нию ди­на­миз­ма внеш­ней по­ли­ти­ке. Таким об­ра­зом, пе­ре­строй­ка всё глуб­же вхо­дит в жизнь со­вет­ско­го об­ще­ства, ока­зы­ва­ет на него всё воз­рас­та­ю­щее пре­об­ра­зу­ю­щее воз­дей­ствие».

Задание 8.2.

1. Назовите хронологические рамки исторического периода, о ткотором идет речь в тексте.

2. На­зо­ви­те не менее трех эко­но­ми­че­ских ре­форм, пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма» и осу­ществ­лен­ных в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся вос­по­ми­на­ния.

Из вос­по­ми­на­ний со­вет­ско­го пар­тий­но­го де­я­те­ля В. А. Мед­ве­де­ва.

«11 июня... про­шло со­ве­ща­ние в ЦК КПСС по во­про­сам уско­ре­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са. В до­кла­де [Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря] в мак­си­маль­ной мере были ре­а­ли­зо­ва­ны раз­ра­бот­ки, ко­то­рые ве­лись в те­че­ние этих лет по под­го­тов­ке Пле­ну­ма ЦК.

На со­ве­ща­нии был углублён кри­ти­че­ский ана­лиз пред­ше­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да раз­ви­тия. Вме­сте с тем со всей оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­лось, что уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, а зна­чит и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны, упи­ра­ет­ся в хо­зяй­ствен­ный ме­ха­низм, уна­сле­до­ван­ный от про­шло­го. Даль­ней­шая прак­ти­ка под­твер­ди­ла, что даже тща­тель­но раз­ра­бо­тан­ные об­шир­ные про­грам­мы раз­ви­тия науки й тех­ни­ки, мо­дер­ни­за­ции оте­че­ствен­но­го ма­ши­но­стро­е­ния... не могут рас­счи­ты­вать на успех в усло­ви­ях ста­ро­го эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма, по­это­му центр тя­же­сти и вни­ма­ния в сфере эко­но­ми­ки стал по­сто­ян­но пе­ре­клю­чать­ся на раз­ра­бот­ку эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма. А за этим по­сте­пен­но по­тя­ну­лась и вся це­поч­ка.

При углублённом ана­ли­зе про­блем со­вер­шен­ство­ва­ния хо­зяй­ствен­но­го ме­ха­низ­ма ока­за­лось, что оно не­мыс­ли­мо без ре­фор­ми­ро­ва­ния всей по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, а это в свою оче­редь дик­ту­ет и не­об­хо­ди­мость пе­ре­смот­ра роли самой пар­тии».

Задание 8.3

Изучите по учебной литературе ход «перестройки» и заполните следующую таблицу:

Во второй колонке обозначьте установки и лозунги, которые провозгласило и пыталось придерживаться в своей политике руководство страны. Имейте в виду, что некоторые из этих лозунгов стали названием для того или иного этапа перестройки. В третьей и четвёртой колонках необходимо отметить только наиболее важные политические и экономические мероприятия руководства СССР на каждом этапов «перестройки».

Основные даты

март 1985 г. – избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева.

июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)».

май 1988 г. – принятие закона «О кооперации в СССР».

июнь 1988 г. – XIX Всесоюзная партийная конференция; начало реформы политической системы (перестройки).

1988–1989 гг. – ликвидация социалистических режимов в Восточной Европе («бархатные революции»).

май–июнь1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР.

весна 1991 г. – роспуск СЭВ и ОВД.

июль 1991 г. – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)

Основные понятия

Гласность – понятие, выработанное отечественной политической мыслью, близкое понятию свободы слова, но не адекватное ему. Доступность информации по всем важнейшим вопросам работы государственных органов.

Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) – создан в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. представителями властных структур, несогласными с политикой реформ М.С. Горбачева и проектом нового Союзного договора. В состав ГКЧП вошли: О.Д. Бакланов, первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.А. Крючков, председатель КГБ СССР; В.С. Павлов, премьер-министр СССР; Б.К. Пуго, министр внутренних дел СССР; В.А. Стародубцев, председатель Крестьянского союза СССР; А.И. Тизяков, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Г.И. Янаев, вице-президент СССР, член Совета безопасности СССР. В крупные города были введены войска, прекратили вещание практически все программы телевидения, была приостановлена деятельность партий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен выпуск оппозиционных газет. Далее члены ГКЧП проявили нерешительность. В этой ситуации наибольшую активность проявил президент РФ Б.Н.Ельцин. Он призвал всех граждан к неповиновению и всеобщей забастовке. Центром сопротивления ГКЧП стал Белый дом – здание российского правительства. В течение трех дней стало ясно, что выступление ГКЧП (путч) общество не поддержало. Члены ГКЧП отправились в Крым к М.С. Горбачеву, где были арестованы. Им было предъявлено обвинение по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине) по делу «ГКЧП». Позже они были освобождены из-под стражи. Попытка переворота, предпринятая ГКЧП, ускорила процесс распада СССР.

Новое политическое мышление – новая философско-политическая концепция, выдвинутая М.С. Горбачёвым, основные положения которой предусматривали: отказ от вывода о расколе мира на 2 противоположные общественно-политические системы; признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил 2-х систем, а баланса их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и др. Привело к окончанию «холодной войны».

Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, проводившаяся с 1985 г. по август 1991 г. Инициаторы перестройки (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и др.) хотели привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями. Перестройка осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР в 1991 г.

Ускорение – лозунг и политический курс генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, провозглашённый в апреле 1985 г. и направленный на повышение эффективности народного хозяйства страны. Курс вылился в ряд крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством в 1985–1986 гг., приведших к ухудшению экономического развития.

Холодная война – период в истории международных отношений со второй половины 40-х до 1991 г. Для “холодной войны” характерно противоборство двух сверхдержав – СССР и США, двух мировых социально-политических систем в экономической, идеологической и политической сферах с использованием психологических средств воздействия на противника. Противостояние на грани войны.

Литература

1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 29–52.

2. Зачем Гайдар рассказывал про «голод» и «роковую» нефть (комментарии к книге Е.Т. Гайдара «Гибель империи» А.Б. Кобякова)

5 ... везде, где встречались двое, уже шла дискуссия, если эти люди принадлежали к разным лагерям. Сталин, Бухарин и Рыков5 выступали за линию ЦК, то есть за линию Сталина. Это грубовато, но так говорили -- вот линия ЦК, а там -- линия оппозиции. Не помню, от какой организации приехала одна делегация, которая передала в президиум съезда стальную метлу6. Председательствовал Рыков. Рыков взял эту метлу и сказал: "Я передаю эту метлу товарищу Сталину, пусть он выметает ею наших врагов". Это было воспринято тогда дружными аплодисментами, смехом, да и сам Рыков при этом улыбался. Уже позднее, когда Рыков сам стал жертвой этой метлы, я вспомнил эти слова и как они были тогда сказаны. Тогда, видимо, Рыков доверял Сталину и считал, что эта метла не будет направлена во вред партии, а будет направлена только против антипартийных отщепенцев, оппозиции, которая сворачивала с генеральной линии. А тогда у нас не было сомнений, что Сталин и те, кто был вокруг него и поддерживал Сталина, правы. Я и сейчас считаю, что тогда наша идейная борьба была в основе правильной. При другом характере Сталина эти разногласия, которые были доведены до такого накала, может быть, не стали бы столь трагическими и роковыми. Но это я сейчас так говорю, а тогда этих вопросов не возникало; тогда, как говорится, рассуждали по-дровосецки: лес рубят, щепки летят. Велась, я бы сказал, беспощадная борьба с оппозицией. Если оглянуться на путь, пройденный нашей партией и народом, и в свете этого пройденного пути оценить тогдашнюю роль Сталина, то она на фоне тех событий и соотношения сил в партии окажется в основе положительной. Я имею в виду такие оппозиции, как троцкистская, зиновьевская, право-левацкий блок Сырцова -- Ломинадзе7. Если же оценивать персонально роль Сталина, то он резко выделялся: его роль и его деятельность по сплочению партии, по мобилизации ее сил на преодоление трудностей, восстановление промышленности, сельского хозяйства, на индустриализацию и строительство Красной Армии были решающими. Поэтому не случайно Сталин занял ведущее место в партии, и партия его поддержала. Надо принять во внимание и то, что в первые годы революции его фамилия была недостаточно популярна среди широких масс и даже в самой партии. Более популярными были Зиновьев, Каменев и особенно Бухарин. Ленин правильно сказал: "Бухарчик-- это любимец партии". По "Азбуке коммунизма", написанной Бухариным, наши кадры учились марксизму-ленинизму. Популярность его в широких массах была очень большой. Но как организатору предпочтение все-таки отдавалось Сталину, а Бухарин занимал видное положение в партии как пропагандист, как агитатор. Он был редактором "Правды", и это действительно был редактор, который требовался для "Правды". Он явился организатором пропаганды марксистского учения. Хотя, как Ленин сказал, и сам он допускал ошибки. 1 ЯКОВЛЕВ Я.А. (1896-1938)--сын учителя, член РСДРП с 1913 г., участник борьбы за Советскую власть на Украине, с 1921 г. на ответственной партийной работе в Москве, с 1926 г. заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1929-1934 гг. нарком земледелия СССР и председатель "Колхозцентра", далее работал в аппарате ЦК ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. Репрессирован, реабилитирован посмертно. 2 Эта газета выходила в свет с 1918 г. В 1922 г. она являлась органом Юзовского уездного комитета РКП(б) и уездного исполкома. 3 БАДАЕВ А.Е. (1883-1951) -- крестьянин, член РСДРП с 1904 г., работал слесарем в Петербурге, депутат IV Государственной думы, с 1913 г. официальный издатель газеты "Правда", с 1917 года занимал ответственные должности в продовольственно-снабженческих и кооперативных учреждениях, с 1930 г. председатель Центросоюза и с 1931 г. Московского союза потребительских обществ, заместитель председателя Моссовета, член ЦИК СССР, с 1935 г. зам.наркома пищевой промышленности СССР, в 1937-1938 гг, нарком пищевой промышленности РСФСР, в 1938-1943 гг. председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, затем член коллегии Наркомата (Министерства) пищевой промышленности СССР, член ЦК ВКП(б) с 1925 года. 4 НИКОЛАЕВА К.И. (1893-1944)-- рабочая, член РСДРП с 1909 г., с 1917 г одна из руководящих деятельниц советского женского движения, в 1924-1926 гг. заведующая отделом работниц в ЦК ВКП(б), затем на ответственной партийной работе на Кавказе, в Москве, Сибири и Иванове, с 1936 г. секретарь ВЦСПС; с 1924 г кандидат в члены и член ЦК ВКП(б), с 1937 г. член Президиума Верховного Совета СССР. 5 РЫКОВ А.И. (1881-1938) -- член Коммунистической партии с 1898 г., активный участник революционного движения, нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 г., председатель ВСНХ в 1918-1921 и 1923-1924 гг., зам.председателя Совнаркома и СТО с 1921 г., председатель Совнаркома СССР в 1924-1930 гг. и председатель СТО в 1926-1930 гг., нарком почт и телеграфов (нарком связи) СССР в 1931-1936 гг. Многие годы был членом ЦК партии. Политбюро и Оргбюро ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. Репрессирован, реабилитирован посмертно. 6 Это была делегация от 6 тысяч металлистов Сталинграда. 7 СЫРЦОВ С.И. (1893-1937) -- служащий, член РСДРП с 1913 г., участник Гражданской войны в Советской России, видный партийный деятель в Донбассе, с 1921 г. работник аппарата ЦК РКП(б) и с 1924 г. редактор журнала "Коммунистическая революция", с 1926 г. секретарь Сибирского крайкома ВКП(б), с 1929 г. председатель Совнаркома РСФСР, после 1931 г. -- на различных руководящих административных и партийных постах, кандидат в члены Политбюро в 1929-1930 годах. Репрессирован, реабилитирован посмертно. ЛОМИНАДЗЕ В.В. (1897-1935)--сын учителя, член РСДРП с 1917 г., до 1924 г. находился на ответственных партийных постах, в 1925-1929 гг. видный работник Коммунистического Интернационала, затем занимал различные партийные должности, перед репрессированием был секретарем Магнитогорского горкома ВКП(б), член ЦК партии с 1930 года. ПЕРЕЕЗД В ХАРЬКОВ В 1928 г. меня перевели на работу в Харьков. Там тогда размещались правительство Украины и Центральный Комитет КП(б)У. Я был утвержден заместителем заведующего орготделом ЦК партии, а заведовал отделом Николай Несторович Демченко 1, которого я очень уважал. Он заслуживал этого. Он тоже погиб безвременно, и погиб от руки Сталина, хотя и был очень предан генеральной линии партии. Центральному Комитету и лично Сталину. Почему я был переведен в Харьков? После освобождения по нашему требованию Моисеенко от поста секретаря к нам приехал секретарем окружного комитета Строганов2. Сам он был из Нижегородской организации, членом партии числился с 1905 года. Неплохой человек, но довольно-таки ограниченный. Он не соответствовал тем требованиям, которые предъявлялись к Сталинской организации, крупной, боевой, промышленной и разносторонней. Тут и угольная промышленность, и металлургия, и химия, и строительная индустрия, и сельское хозяйство. Одним словом, Сталине -- крупнейший центр, прежде всего промышленный, но в немалой степени и сельскохозяйственный. А этот человек оказался мелким. Мы очень любезно его приняли и, так сказать, ощупывали со всех сторон и обнюхивали как старого большевика. Уже позднее о нем злословили, что хотя он и старый большевик, но и старая калоша, хотя был он не так уж стар. Любил он выпивать, и довольно-таки изрядно. Потом он стал заниматься интриганством. Одним словом, не прижился, и сложилась такая обстановка, что актив стал его игнорировать и тем самым поставил меня в довольно тяжелое положение: я лишь его заместитель, а по всем важнейшим вопросам идут ко мне и не идут к нему. Мне это было понятно, но для него это было тяжело, принижало его роль. Ко мне шли, потому что я вырос в этом районе, отец мой работал на шахте Успенской, в четырех верстах южнее Юзовки. Я и детство провел там, и юность, там учился слесарному ремеслу на заводе Боссе3. У меня был очень широкий круг друзей, с которыми я провел детство и юность, работая в шахтах. По тому времени я неплохо разбирался в вопросах производства -- угольной промышленности, химической, металлургической и строительном деле. Тогда это было главным. По тем временам руководитель, который не разбирался в добыче угля или в металлургии, химии и строительстве, считался, грубо говоря, дураком. Как раз в такое положение попал Строганов, хотя человек он был неглупый. Он тоже позднее погиб, бедняга, и я очень тогда его жалел, да и сейчас жалею: он не заслуживал ни ареста, ни расстрела, а был расстрелян. Меня вызвал в ЦК КП(б)Украины Каганович, первый секретарь ЦК, и предложил переехать на работу в Харьков, в орготдел ЦК. Он мотивировал это тем, что в аппарате ЦК очень мало рабочих. Он был прав, там было много разношерстной публики в смысле рабочего стажа, а тогда придавалось очень большое значение социальному происхождению работников, занимавших партийные и советские посты. "Надо нам аппарат орабочить", -- сказал он. Я говорю: "Считаю, что это правильно, но я хотел бы, чтобы это орабочивание было не за мой счет. Я очень не хотел бы уезжать из Сталине, там я сросся со всей обстановкой, с людьми. Поэтому мне очень трудно будет, я не знаю новой обстановки и не смогу, видимо, ужиться в орготделе Центрального Комитета". Но я знал обстановку. Я же заведовал орготделом в окружкоме и поэтому бывал в орготделе ЦК КП(б)У на совещаниях; инструктора приезжали к нам для обследования и прочих дел. Я многих из них знал и был согласен с Кагановичем, что некоторые люди там не заслуживали доверия, а многие и уважения, даже если и не было оснований не доверять им. Поэтому я считал, что меня там встретят плохо. В ЦК КП(б)У ревниво относились к Сталине, да и парторганизация Сталине тоже знала свое место в партии и поэтому, может быть, давала некоторый повод к этому: мы, дескать, пролетарии, мы шахтеры, металлурги, химики, соль Земли, соль партии. И я попросил тогда, что если мне нужно будет уехать из Сталино (чтобы дать возможность Строганову развернуться и не мешать ему сделаться центральной фигурой, чтобы люди его признавали, шли к нему как к первому руководителю окружной партийной организации), то просил бы послать меня в Луганск. Я сейчас не помню фамилию секретаря Луганского окружкома, но он мне нравился. У меня были с ним очень хорошие отношения, поэтому я с радостью хотел туда поехать, поэтому и просил послать меня в Луганск. А там я хотел бы опять пойти работать секретарем районного партийного комитета. Видимо, там такая работа нашлась бы. Каганович говорит мне: "Если Вы так ставите вопрос, то у нас в ЦК нет никакой необходимости, чтобы Вы уходили из Юзовки. Поэтому оставайтесь на месте". Я попрощался, ушел, стал думать и пришел к выводу, что если Центральный Комитет делает мне такое предложение -- работать заместителем заведующего орготделом ЦК КП(б)У, то это ведь высокий пост и, видимо, есть веские соображения, которые побудили к тому Кагановича. Каганович ко мне очень хорошо относился. Мы с ним познакомились буквально в первые дни Февральской революции. Он тоже работал в Юзовке и выступал на первом же митинге, который проводили тогда в Юзовке, а я на нем присутствовал. Я участвовал в митинге как представитель рабочих депутатов Рутченковских копей на первом совещании в Бахмуте (это был уездный наш город). Потом вторично, через неделю--две, мы собрались в Юзовке, там же был Каганович. Он прибыл от Юзовской организации и довольно активно вел себя на

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть I состоит из 21 задания (А1-А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть II состоит из 13 заданий (В1-В13), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть III состоит из 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I

А1. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей

2) с дунайскими походами

3) с разгромом хазар

4) с разгромом печенегов

А2. Прочтите отрывок из сочинения и укажите, при каком правителе названные территории были присоединены к Москве. «В 1463 г. все князья ярославские... били челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве оставшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой... В 1485 г. была завоевана Тверь...».


1) Дмитрии Донском

2) Иване III

3) Федор Иванович

4) Иване Калите

А3. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) создание Лжедмитрием II тушинского лагеря

2) создание Совета всея земли

3) осада войск в Туле

4) смерть Бориса Годунова

А4. Под руководством Аристотеля Фиораванти на территории Московского Кремля был возведен

1) Успенский собор

2) Архангельский собор

3) Благовещенский собор

4) колокольня Ивана Великого

А5. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Сказал [он] матери своей и боярам своим: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

3) Святославе

4) Ярославе

А6. Что явилось следствием укрепления армии в первой половине XVII в.?

1) появление артиллерии

2) создание полков нового строя

3) введение рекрутских наборов

4) создание гвардейских полков

А7. Какую должность занимал?

1) министр государственных имуществ

2) министр внутренних дел

3) министр иностранных дел

4) военный министр

A8. Что из названного относится к последствиям победы России в русско-турецкой войне гг.

1) был основан город Одесса

2) пала Османская империя

3) Крым получил независимость

4) Россия получила возможность контролировать проливы Босфор и Дарданеллы

А9. Прочтите отрывок из книги участника общественного движения XIX в. и укажите его фамилию

«первая и главная черта – это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству…

Хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек – недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню».

А10. Что стало одной из причин русско-турецкой войны гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

___________________ (В)

____________________ (Г)

____________________ (Д)

__________________ (Е)

2) реформа управления государственными крестьянами

6) учреждение III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

9) предоставление крестьянам права выхода из общины с наделом

В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка И. И. Долуцкого.

«Петербургские куплетисты... распевали куплеты: “Вот шимоза пролетела, меня нисколько не задела”, а на сопках Маньчжурии лилась кровь. Шимозы (мощные разрывные снаряды) косили российское воинство, таких снарядов не имевшее.

Железные дороги могли обеспечить переброску из России только двух-трех дивизий в месяц...

Сухопутной армией командовал, бывший военный министр. Известный генерал Скобелев, у которого Куропаткин служил начальником штаба в русско-турецкую войну 1877 – 1878 гг., дал ему такой со­вет: “Помни, ты хорош на вторых ролях. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника: те­бе не хватает решимости и твердости воли. Какой бы ты великолепный план не разработал, ты его не сможешь довести до конца”.

Плана действий сухопутных сил и флота не было. Макаров, недавно назначенный на Дальний Восток, еще не успел реализовать большинство своих планов по пере­стройке флота. Ситуация усугублялась тем, что над обои­ми командующими поставлен еще и главком – адмирал Алексеев, не ладивший ни с одним из них».

Используя документ и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) этот военный конфликт завершился подписанием Портсмутского мирного договора

2) Россия вела военные действия против Китая

3) Императором России в это время был Александр II

4) По итогам войны Россия потеряла южную часть Сахалина и Ляодунский полуостров с Порт-Артуром

5) Россия выиграла Цусимское сражение

6) война сделала неизбежной революцию в России

Рассмотрите изображения и выполните задания В12 и В13

В12. Какие суждения о памятнике, изображенном на фотографии, являются верными? Выберете два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления того же императора, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Из воспоминаний советского партийного деятеля.

С5. В современной историографии высказывается следующая оценка причин замедления, «застоя» в экономической и социально-политической жизни в СССР в 1970-х – 1980-х гг.:

«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».

Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающие данную оценку и три аргумента, опровергающие ее. Укажите, какие из приведенных Вами аргументов подтверждают, а какие опровергают ее.

С6. ОДНОГО и выполните задание.

1) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Вариант № 2

КЛЮЧИ

Часть I . 1 балл за правильный ответ

А 5. 3

А 9. 4

А 12. 2

А 14. 1

А 15. 2

А 17. 3

Часть II.

В1. 1 балл

В2. 2 балла

В3. 2 балла

В4. 1 балл Бенкендорф

В5. 1 балл Промышленный переворот.

В6. 3 балла

1

В13. 1 балл 1

Часть III

С1. 2 балла

Ответ: Перестройка. Горбачев

С2. 2 балла

Ответ: Замедление темпов экономического роста; растущее отставание от США; финансовые проблемы; падение эффективности общественного производства.

С3. 2 балла

Ответ: ускорение социально-экономического развития (развитие средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса); гласность как критика недостатков; перестройка хозяйственных и политических механизмов.

С4. 3 балла

1) Рост налогов

2) Окончательное закрепощение крестьян.

3) Церковная реформа

1) Создание регулярной армии

2) Защита суверенитета и территориальной целостности

С5. 4 балла

Подтверждение:

1) административно-командная модель не восприимчива к НТП

2) рост номенклатурных привилегий

3) обострение проблем потребления

Опровержение:

1) темпы роста снижались, но ситуация не была критической

3) влияние субъективного фактора (личность)

С6. Ниже даны четыре исторических деятеля различных эпох. Выберете из них ОДНОГО и выполните задание.

2) ; 2) Николай II; 3) М. Тэтчер; 4)

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из направлений.

Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

Пояснение.

Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

Отсутствие частной собственности на средства производства;

Плановый характер хозяйства;

Командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

Отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

Бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

Государственный контроль за ценообразованием;

Государственная монополия на внешнюю торговлю.

Могут быть названы другие характерные черты.

Назовите не менее трех эко­но­ми­че­ских реформ, преобразований, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние «старого эко­но­ми­че­ско­го механизма» и осу­ществ­лен­ных в период, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся воспоминания.

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эко­но­ми­че­ские реформы, пре­об­ра­зо­ва­ни­ия пе­ри­о­да перестройки:

Вве­де­ние си­сте­мы госприёмки;

Рас­ши­ре­ние са­мо­сто­я­тель­но­сти предприятий, внед­ре­ние хозрасчёта;

Раз­ви­тие ко­опе­ра­тив­но­го движения;

Раз­ре­ше­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го предпринимательства;

Со­зда­ние фер­мер­ских хо­зяйств (признание пяти ос­нов­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния на селе);

Со­зда­ние ком­мер­че­ских банков.

Могут быть на­зва­ны дру­гие реформы, преобразования.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период - перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря - М. С. Горбачёв.

А-14: Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин

Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики

Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса

Ответ: окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович

Ответ: Дмитрий Шостакович

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства

3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС

Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?

1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.

Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?

1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»

Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены

1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения

Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.

B2: Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.

1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий

Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии

B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)

Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949-1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.

Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?

Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,

военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

C6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв . Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...