Из рецензии «Анна Ахматова. «Anno Domini

"ANNO DOMINI".

"Anno Domini" - пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 - 1925) и некоторым образом предвещает стихотворения, которые она собиралась написать во второй половине своей жизни. Первоначально книга называлась "Anno Domini MCMXXI", что в переводе с латинского означает "В лето Господне 1921". Почти все стихотворения, входящие в эту книгу, были написаны в 1921 году. Впоследствии количество стихотворений увеличилось вдвое, так как туда вошли произведения периода с 1913 по 1919 годы, 1922 года и более поздние - "Мелхола", "Сказка о черном кольце".
Критика встретила книгу по-разному. Г. Лелевич обвинил Ахматову в "мистическом национализме"161, М. Кузмин, Ю. Тынянов, М. Шагинян увидели в этой книге "перепевы старой ахматовской манеры"62.
Но на самом деле в творчестве Ахматовой наметилась кризисная ситуация. И это уловил К. Мочульский, который отметил "безысходность тоски, ужас одиночества, вечную разлуку и напрасное ожидание" как душевное состояние лирической героини"63. "Однако К. Мочульский верно заметил, что "из этого проклятого круга любви и ненависти выводят поэта

сверхличные чувства - любовь к родине и вера в свое призвание"64.
Основная масса стихов книги написана в 1921 году. Это, мы знаем, год потерь для Ахматовой: она пережила смерти родного брата, своего первого мужа Н. Гумилева, А. Блока, о котором говорила как о "памятнике началу столетия", а его смерть, должно быть, означала конец целой эры. Однако само существование "Anno Domini" свидетельствует о факте, что Ахматова поддерживала себя писанием поэзии.
Мир, в котором обречена жить лирическая героиня, - ненадежный, опасный мир. Ахматова принадлежала к тому общественному классу, который свергла, экспроприировала революция. Отсюда эти мотивы разрушенного бытия. Но правильнее считать иначе: "Ахматова принадлежала прежде всего к миру сложившейся за века культуры, вечных, нравственных ценностей, высоких представлений о личности. Этот мир имел не столько социально-классовое, сколько общечеловеческое происхождение. Он понес невосполнимый урон в ходе революции. Его потери были той ценой, которую страна заплатила за революционный эксперимент. Крушение этого мира общечеловеческих ценностей наполнило поэзию Ахматовой ощущением катастрофы"65.
Следовательно, главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга.
"Это поколение, сложившееся в одном мире, для одной жизни, в других обстоятельствах: вступив в жизнь в дооктябрьском мире общечеловеческих, нравственных ценностей, высоких представлений о личности, ее достоинстве и долге, оно оказалось затем в мире обнаженной и торжествующей,

утверждающей свои права социальной борьбы. Мысль об этой судьбе стала как бы фокусом если не всех, то основных, главных поэтических тем, творческих замыслов Ахматовой"66.
Книга названа "Anno Domini". Почему же "В лето Господне", а не "В лето Господне 1921"? Наверное, потому, что не только 1921 год, но и другие тяжкие времена достойны внимания, оплакивания, памяти. Любая несправедливость не может предаваться забвению.
Попытаемся найти внетекстовые ассоциации к словам заглавия. В связи с этим необходимо рассмотреть параллели:
1) между совпадающими по звуковой организации словами "Anno" и "Анна";
2) между значениями этих слов и их производных: "Anno", "Анна", "в лето", "Лета", "Лето", "лето";
3) между значениями этих сопоставлений и судьбой Ахматовой;
4) между значениями сопоставлений и судьбой России, временем, историей.
Обратимся к слову "лето". Его значение можно толковать по-разному.
Во-первых, это время года. Причем время, символизирующее полноту, богатство жизни, в отличие от зимы. Это также пора трудов, за которые осенью будет наградой обильный урожай.
Для Ахматовой такая трактовка "лета" - это, видимо, олицетворение ее творчества, ее вдохновения, поэтического труда, за который наградой будет народное почитание, людская память на века.
Во-вторых, "лето" можно определить как год. В данной книге - это прямое значение слова: "В год Господень". Уже в заглавии заявлена главенствующая тема всей книги - тема времени.
В-третьих, имя Лето (или Летона) - это имя греческой титаниды, жены Зевса, матери Аполлона и Артемиды.
Согласно мифу, беременная Лето скиталась, преследуемая ревностью Геры, которая закляла землю, так что ни один клочок суши не смог принять гонимую богиню. Только маленький остров Делос согласился принять Лето, и там она родила Аполлона. Лето изображается в виде скромной женщины с головой, накрытой покрывалом.
Жизнь скитающейся, бездомной богини напоминает жизнь самой Ахматовой, у которой на протяжении многих лет не было собственного угла. Она меняла комнаты, квартиры, жила у друзей. Ахматова была стеснена материально, жила скромно: мебели в ее комнате - минимум, одевалась просто, но всегда, входя в комнату, где собирались близкие ей люди, она привносила туда некий дух аристократизма, элегантности и очарования. В этом ее сходство с богиней Летоной.
В-четвертых, слово "лето" на фонетическом уровне соотносится с названием мифической реки Леты, которая соединяет мир живых с Аидом, Царством мертвых. Также в переносном смысле Лета стала означать забвение, (так как глоток воды из этой реки заставляет души умерших забыть земную жизнь).
Исходя из вышесказанного, можно предположить, с какими темами мы столкнемся, обратившись непосредственно к стихам, составившим книгу "Anno Domini", - это творчество, страдание, любовь, терпение, рок, время, смерть и, безусловно, память.
Книга "Anno Domini" представляет собой "не просто случайное собрание отдельных лирических стихотворений, но тщательно составленную подборку, где и последовательность, и группировка, и эпиграфы несли не меньшую смысловую нагрузку, чем поэтический текст"67.
Композиция "Anno Domini" трехчастная:
1) "После всего" (в основном стихотворения 1919, 1921 - 1922 годов);
2) "MCM XXI" (1915 - 1916, 1917, 1918, 1921);
3) "Голос памяти" (1915 - 1917, 1919, 1921).
Анализ содержания книги, поиск внутритекстовых ассоциаций следует начать с первой части "После всего", а точнее - с эпиграфа к ней, который взят из стихотворения Ф. И. Тютчева "Я знал ее еще тогда..." (1861). Строчка из этого стихотворения и стала эпиграфом:
В те баснословные года.
Слова эпиграфа явно указывают, что основным тематическим направлением стихов данного раздела будет время. Тема времени также будет доминировать и во втором разделе ("MCM XXI").
Каково же время? Как период 1915 - 1922 годов отразился на ходе истории России, на судьбе Ахматовой, в ее стихах?
В России - социалистический переворот, который непосредственно захлестнул поколение, круг родных и друзей Ахматовой, изменил их жизнь в негативную сторону.
В первой части книги Ахматова не просто констатирует результаты перемен, ее переполняют чувства и эмоции, бушующие в душе по поводу случившегося. Читая стихи, невольно прослеживаешь день за днем то, что происходило в России, в душе поэта. Здесь важны все стихи. Они как бы выстраивают собой цепочку событий, происходивших в разрушенной стране, а также цепочку чувств, постепенно вскипающих внутри самой Ахматовой.
Она, как и многие другие патриоты своей страны, осталась "дома". Этот дом похож на страшную сказку о Синей Бороде: каждый ждал страшного вестника, ждал, что когда-то любимый переулок "горло петелькой затянет". Поэт не знает, что его ждет, поэтому, может быть, в его сознании тревога, растерянность, метания сознания из настоящего и в прошлое, и в будущее.
Проследим обращение Ахматовой к различным временным пластам на примере анализа первых трех стихотворений, которые, на наш взгляд, имеют очень тесную взаимосвязь. (Стихотворения "Петроград, 1919" (1919), "Бежецк" (1921), "Предсказание" (1922)).
В первом стихотворении рисуется картина Петрограда 1919 года через то душевное состояние людей, ту атмосферу, царившие в городе. Ахматова произносит монолог от лица всех тех, кто заключен "в столице дикой", тех, кого "в кругу кровавом день и ночь долит жестокая истома":
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Вторая часть стихотворения (последние четыре строчки, тогда как первая часть - двенадцатистишие) обращена в будущее, то есть происходит временной скачек в сознании поэта. Осознавая всю трудность, непреодолимость нынешней ситуации, Ахматова предвидит будущее:
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
("Петроград, 1919", стр. 144).
Второе стихотворение "Бежецк" выглядит как сюжетное противопоставление первому: умиротворенность, боговдохновенность противопоставляются ощущению несправедливости, жестокости бытия:
Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,
И люди, как ангелы, Божьему Празднику рады,
Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,
И Книга Благая лежит на дубовом столе
Память о горестном прошлом пытается нарушить этот душевный покой, она открывает героине "свои терема" "с глубоким поклоном". Но та "не вошла", а "захлопнула страшную дверь". Ведь так тяжелы и неспокойны эти воспоминания!
Третье стихотворение первой части "Предсказание" сначала не имело названия и было напечатано на обороте страницы 7 (издания "Anno Domini" 1923 года) рядом со стихотворением "Согражданам". Страница была вырезана цензурой почти из всех экземпляров тиража. Случайно сохранилось несколько экземпляров с этой страницей. Впоследствии она появилась в "Беге времени", где стихотворение "Согражданам" получило новое название - "Петроград, 1919". А стихотворение "Предсказание" при жизни Ахматовой не печаталось. Под таким названием оно было опубликовано Л. К. Чуковской в журнале "Литературная Грузия" в 1967 году.
Эти стихотворения ("Петроград, 1919" и "Предсказание") имеют тесную взаимосвязь. Ведь не случайно они были напечатаны на одном листке. Как и в последнем четверостишии "Петрограда, 1919", в "Предсказании" Ахматова пророчествует о будущем, ожидающем тех, кто не покинул места своей будущей казни. Ахматова знала, что близка расправа над представителями творческой интеллигенции:
Туго согнутой веткой терновою
Мой венец на тебе заблестит.
Ничего, что росою багровою
Он изнеженный лоб освежит.
("Предсказание", 1922, стр. 145).
Терновый венец - это напоминание о гибели во имя Спасения грешных людей Иисуса Христа. Это "украшение" падет на головы многих современников Ахматовой, чьи имена на долгие годы предадут забвению. И им так же, как Христу, предстоит воскресение уже в наше время: поэтов и писателей, когда-то канувших в Лету, снова читают, цитируют, ими восхищаются.
Итак, Ахматова "заключена в столице дикой". Свобода потеряна.
В некоторых стихах первой части чувствуется преемственность "Anno Domini" с книгой "Белая стая". Образ птицы - символ свободы в "Anno Domini". А ее - то и не хватает лирической героине. И даже небо - свободная стихия - лишено своего естественного состояния, своего света:
Веет ветер лебединый,
Небо синее в крови.
("Веет ветер лебединый", 1922, стр. 149)
Велико значение Библейского цикла в раскрытии темы времени и памяти. Он включен в данную часть книги. (Впервые как цикл - в "Беге времени").
Данному циклу чрезвычайно повезло с многочисленными интерпретациями. В.Я. Виленкин, Г. А. Гуковский, Л. Я. Гинзбург, Р. Тименчик и другие исследовали стихи данного текста в разных аспектах.
Не ставя перед собой цели полного анализа произведений лирической трилогии, мы попытаемся представить свою версию цикла в контексте темы времени, доминирующей в книге "Anno Domini".
Цикл состоит из трех стихотворений: "Рахиль" (1921), "Лотова жена" (1924), "Мелхола" (, 1959 - 1961).
1. "Рахиль". Современники находили в этом стихотворении биографический подтекст. "Характерна запись Л. Я. Гинзбург (1927): "Гуковский говорил как-то, что стихи об Иакове и Рахили... он считает, в биографическом плане, предельно эмоциональным для Ахматовой. Эти фабульные, библейские стихи гораздо интимнее сероглазого короля и проч. Они относятся к Артуру Лурье"68. (Артур Лурье - близкий Ахматовой человек, композитор, эмигрант). Тема эмиграции находит свое актуальное выражение в творчестве поэта, ведь она являлась свидетельницей того, как многие стремились покинуть нравственно (да и материально) оскудевшую страну. Она считает, что "беглецы" обмануты в своем ожидании лучшей жизни на чужбине. Они будут раскаиваться в содеянном и вспоминать покинутую Родину, брошенных любимых. Этот обман в данном стихотворении соотносится с обманом Лавана, который "приводит к Иакову в брачный покой" вместо Рахили (во имя любви к ней Иаков служил у Лавана 7 лет) незрячую Лию. Но во снах Иакову все же являются "веселые взоры Рахилиных глаз". Настоящую любовь не так легко забыть.

2. "Лотова жена". Лирическая героиня готова расстаться с жизнью ради единственного взгляда на свой родной дом, свое прошлое. Ахматова глубоко сострадала изгнаннику, то есть человеку, которого вынудили покинуть родную землю. Но сама, оставшись "дома", хочет повернуть время вспять и, раздвинув пространство, снова очутиться в мире своей юности, где не было войн, смертей и насилия. Автор в данном стихотворении уподобляет свои чувства состоянию души лирической героини, страдает вместе с ней, вспоминая те места, где когда-то была счастлива.
3. "Мелхола". В основе лирического сюжета стихотворения лежит конфликт, происходивший внутри героини - Мелхолы: в ее душе - столкновение любви и сословного неравенства, гордости и желания (Мелхола - дочь царя Саула, Давид - пастух, поэт).
Над этим стихотворением Ахматова долго работала. И в рабочих тетрадях поэта сохранились следы этой работы (строчки, не вошедшие в стихотворение):
На лестнице нашей, о горе, шаги
Идут за тобою.................враги
......................хватайте ремень
Тебя отпущу я в безлунную тень
Тебя я спасла, мой любимый, беги...
А в дверь уже громко стучали враги.
"В. Я. Виленкин полагает, что Ахматова, по-видимому, первоначально задумывая это стихотворение как балладу с драматическим сюжетом (Мелхола спасает своего юного мужа от убийц, подосланных коварным Саулом), в процессе работы пришла к совершенно иному решению..."69. "Приведенные в статье Виленкина отброшенные в процессе работы варианты могли быть отброшены и по другой причине: в них слишком явственно прочитывалась связь с личными бедами самой Ахматовой (аресты сына), что делало эти строки заведомо непроходимыми для печати".2.
Но, на наш взгляд, стихотворение слишком интимно, сексуально, чтобы быть связанным с арестами Л. Гумилева. Скорее всего, оно связано с арестами друга / друзей, которые были поэтами, как Давид. Для нас оказываются более интересными именно строки, не вошедшие в стихотворение, так как они помогают проследить то время, ту эпоху, ситуацию, в которой жила Ахматова.
Обращение к Библейскому циклу подтверждает мысль о том, что она жила в "страшном мире", где сознание, чувства расходятся с реальностью, вступают в противоборство со временем и пространством. Из настоящего посредством памяти - в прошлое.

Часть с названием "MCM XXI" передает ту атмосферу, которая окутывала Россию в 1921 году: ощущение тоски, потерянности. Это нашло свое отражение в стихах любовной тематики:
Нам встречи нет. Мы в разных станах,
Туда ль зовешь меня, наглец,
Где брат поник в кровавых ранах,
Принявши ангельский венец?
("Нам встречи нет. Мы в разных станах", 1921, стр. 162).
Или:
Путник милый, ты далече,
Но с тобою говорю.
В небесах зажглися свечи
Провожающих зарю.
("Путник милый, ты далече", 1921, стр. 160).
Эпиграф ко второму разделу, взятый из "Любовных элегий" Овидия, говорит о муках любви, переживаниях лирической героини. Ее чувства как бы раздваиваются:
Ни без тебя, ни с тобою жить не могу.
Свое отражение в данной части книги находит также тема памяти. Два стихотворения имеют конкретных адресатов: "А Смоленская нынче именинница" (Памяти А. Блока) и "Пророчишь, горькая, и руки уронила" (О. А. Глебовой-Судейкиной). Эти люди сыграли немаловажную роль в жизни поэта.
Ахматова считает себя виновницей всех несчастий своих близких, так как, пророчествуя о днях катастрофы, накликала беду:
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне! Эти могилы
Предсказаны словом моим.
("Я гибель накликала милым", 1921, стр. 168).
И вновь перед нами тема времени: поэт путем предсказания прокладывает дорогу в будущее, тернистую, залитую кровью.
Последним стихотворением раздела является "Клевета" (1922). В нем переживания за собственную судьбу, за судьбу поколения расширяются до вселенских масштабов. Ахматова возносится над страшной действительностью, ее тело остается "в страшной пустоте", а душа больше не будет гореть "земным бессильем" и "дикой жалостью к оставленной земле". Там, во внеземном пространстве, она надеется, что ее ожидает встреча с ушедшими друзьями.
Одну из главных мыслей третьей части книги "Anno Domini" "Голос памяти" можно сформулировать так: мир, человек, жизнь вообще существуют лишь тогда, когда в человеческой душе, в сознании сохраняется память о друзьях, когда-то ушедших. Отсутствие памяти - это всеобщая гибель, физическая и духовная.
Эта мысль об огромном значении чувства дружбы и духовного родства нашла отражение в эпиграфе к третьему разделу:
Мир - лишь луч от лика друга,
Все иное тень его.
Н. Гумилев.
Ахматова жила лишь памятью и, конечно, своим творчеством, в то время как
На дикий лагерь похожий
Стал город пышных смотров,
Слепило глаза прохожим
Сверканье пик и штыков.
("Тот август, как желтое пламя", 1915, стр. 172).
Видя такое, героиня предпочитает окунуться в мир воспоминаний. В "Царскосельских строках" Ахматова пятое действие драмы (напомним, что "Anno Domini" - пятая по счету книга) соотносит с драмой России. И это, действительно, драма и даже трагедия. Ей
Каждая клумба в парке
Кажется свежей могилой.
("Царскосельские строки", 1, 1921, стр. 174).
Ничего не остается, как только справлять "тайную тризну" и думать о том, что
Все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять
И можно плакать.
("Царскосельские строки", 2, 1921, стр. 175).
Героине некого больше терять - она одна.
Рассмотрев три части книги "Anno Domini", мы видим, что главенствующими здесь являются темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) - для нее единственный выход из сложившегося тупика.
Итак, мы видим, что значения слов, их производных имеют тесную взаимосвязь с судьбой Ахматовой, с судьбой России первых десятилетий XX века.
Лета, река забвения, говорит об огромном значении темы памяти в творчестве Ахматовой. Лето (Летона), как и Лотова жена, выступает памятником страданию и терпению, отразившимся непосредственно в стихах этой книги.
Само имя Анна выступает в качестве зеркала, которое говорит об отражении судьбы России, жизни самой Ахматовой в ее творчестве.
Действительно, стихи Ахматовой - это "зеркало ее души".
То, что поэт убирает из первоначального заглавия прямое указание на 1921 год, символизирует огромное пространство и непомерный по своей величине отрезок времени, охваченный великой трагедией.

июля 09 2010

Стихотворение “Петроград, 1919″ открывает книгу “Anno Domini” (1922). Здесь многое ориентировано на диалог с Блоком. Как бы отвечая на утверждение “Мы - дети страшных лет России | Забыть не в силах ничего”, Ахматова начинает с возражения “знаменитому современнику”: “И мы забыли навсегда…” Новая полоса истории, тютчевские “баснословные года”, вынесенные в эпиграф, оглушают память: “В кругу кровавом день и ночь | Долит жестокая истома…” Гамаюновская прозорливость унаследована Ахматовой дерзко, как равной по силе и уверенности поэтического голоса. Блоковский поколения в стихотворении “Рожденные в года глухие…” завершается обращением к Богу с молитвой за тех, “кто достойней” увидеть царство Божие. Ахматовский голос к финалу “Петрограда…” менее патетичен, он отличается строгостью, простотой, сдержанностью (пожалуй, он близок той строгости и простоте, которая пронизывает блоковский цикл “О чем ветер”): “Иная близится пора, | Уж ветер смерти сердце студит…” Вчитаемся в строчки другого стихотворения:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано.
Отчего же нам стало светло?
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

Ахматова запечатлела трагическую высоту духа своего поколения. Голод, смерти, утраты, разбитая , разрушенный быт - все эти испытания не имеют власти над душой, чуткой к божественно совершенным, благодатным началам жизни. Звездное небо, природы, чарующие запахи лета напоминают о том, что неустранимо даже в страшные времена предательств и голодной тоски. Способность расслышать вешнее дыханье леса, созерцать созвездия в прозрачных июльских небесах - настоящая благодать, радость.

Величие эпохи подчеркнуто и в названии книги “Anno Domini”, что означает “Год Бога”. Ахматовское “мы” представляет здесь поколение свидетелей военного коммунизма, получивших заряд духовной стойкости в предшествующей культуре. Заметить, как “подходит чудесное к развалившимся грязным домам”, было дано далеко не всем, но желание чуда присутствует хотя бы тайно в душе каждого, что расширяет границы ахматовского “мы”, включая в них чуть ли не целое человечество…

Боль за судьбу близких звучит в маленьком скорбном стихотворении, написанном в вагоне поезда 16 августа 1921 г. Блока уже похоронили, Гумилева уже арестовали. Первые четыре стиха обращены к другу, которому их никогда не прочитать. Под “горькой обновушкой”, может быть, и подразумеваются эти стихи, словно заменяющие саван:

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.

За этими строчками - живой человеческий протест: не героический, а частный, женский голос, для которого своя боль не заслоняет чужую. Собственная безысходность связалась с общенациональной, с извечным трагизмом русской земли, теряющей и растрачивающей жизненные силы с удручающей щедростью.

Предположительно в 1914 г. Ахматова посвятила Блоку , в котором его образ напоминает живописные портреты Татьяны и Константина Сомова. Ею подчеркнута усталость и опустошенность поэта, его мертвенная неподвижность, сосредоточенность на мрачном. стихотворения смотрит на Блока от лица тех, кто понесет традицию, сохранит невеселые, мучительно тревожащие открытия, к которым гениальный прикоснулся первым:

Ал. Блоку

Ты первый, ставший у источника
С улыбкой мертвой и сухой.
Как нас измучил взор пустой,
Твой взор тяжелый - полуношника.

Но годы страшные пройдут,
Ты скоро снова будешь молод.
И сохраним мы тайный холод,
Тебе отсчитанных минут.

“Ужасное” не может миновать и ахматовскую Музу, и для нее временами непереносимо “человеком быть и видеть поневоле, | Что люди делают, и сквозь тлетворный срам | Не сметь поднять глаза к высоким небесам”. Спустя много лет после смерти Блока Ахматова открыла цикл “Трещотка прокаженного” (1943-1960) стихотворением “Пролог”. Ахматовская “программа” здесь изначально предполагает извержение дисгармоничных звуков, для ее лиры как бы совсем нет красоты, а есть только правда.

Не лирою влюбленного
Иду пленять народ -
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Успеете наахаться,
И воя, и кляня,
Я научу шарахаться
Вас, смелых, от меня.

Поэт с трещоткой вместо лиры оказался за гранью эстетики - тридцать лет “под крылом у гибели”. Отчаяние от разъединенности с прекрасным сменяется почти что площадной грубостью, в песне новой Музы все отчетливее преобладает женский “вой” (уже и не плач). В восприятии Музы все времена года сливаются в три осени, последняя из которых равна смерти. Однако даже в таком контексте ремесло поэта названо священным: “С ним и без света миру светло”. Скрытое цитирование И. Анненского усиливает просветленность финала как дополнительное свидетельство верности идеалу учителя.

В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в 1968 г. В этом скорбном восьмистишии находит продолжение тема трагической участи поэта в России. Строка “Бездумно и безбольно догореть” возникает у Ахматовой словно отголосок поэтических мечтаний Есенина и читается почти как цитата из его стихов. Автор знает, что легкий и светлый переход в мир иной - не для российского поэта:

Всего верней свинец душе крылатой
Небесные откроет рубежи,
Иль хриплый ужас лапою косматой
Из сердца, как из губки, выжмет жизнь.

Смерть Есенина мыслится Ахматовой как гибель. В стихотворении нет и намека на самоубийство. Не властен поэт ни в своей жизни, ни в своей смерти.

В ахматовской лирике образ поэта сродни лермонтовскому пророку, забитому каменьями, нагому, униженному, но отмеченному Божьим перстом. В стихах 1930-х годов переплетаются мотивы политические и метафизические. Речь авторского “я” нередко обращена к власть предержащим, объединенным с серой обывательской толпой. Это “я” сознает себя в ряду других поэтов и готово исполнить свой жертвенный .

Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам покаянные рубахи,
Нам со свечой идти и выть.

В 1930-е годы, когда репрессии приобрели массовый характер, были арестованы сын и муж Ахматовой. В предисловии к поэме “Реквием” (1935- 1940) она вспоминала о том, как стояла в очереди у ленинградской тюрьмы: “Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами <…> спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? - И я сказала: - Могу”. Это свидетельство достоверности описываемых событий предваряет , цельность которого создается единством трагического переживания.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэтика книги Ахматовой “Anno Domini” . Литературные сочинения!

Презентация на тему: Анализ стихотворений из цикла «Anno Domini» («Лето Господне»): «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола»















1 из 14

Презентация на тему: Анализ стихотворений из цикла «Anno Domini» («Лето Господне»): «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Цель работы: Определить особенности изображения внутреннего мира лирической героини в цикле «Anno Domini». Понять, с какой целью Автор обращается к библейским сюжетам. Задача работы: Развивать навыки исследования поэтического текста. Пробудить интерес к поэтическому слову. Воспитывать уважение и любовь к творчеству А.А.Ахматовой.

№ слайда 4

Описание слайда:

Обратимся к стихотворению «Лотова жена» (1922 – 1924 г.). Вспомним библейскую историю о гибели городов Содом и Гоморра Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены огнём с небес, т.к. гнев Господний был вызван нечестивым поведением и грехами жителей этих городов. В городе Содоме жил праведный человек Лот, которому Бог даровал спасение. Пришедшие с неба ангелы вывели из горящего города Лота, его жену и двух их дочерей, предупредив их не оборачиваться и не смотреть на горящий позади город. Какой трагедией обернулся для праведного человека Лота уход из дома? (Его жена превратилась в соляной столп из-за своего порока – любопытства).

№ слайда 5

Описание слайда:

Стихотворение «Лотова жена». Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом. Книга Бытия И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по черной горе. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула - и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли. Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд. Какое оправдание находит этому поступку бедной женщины А.Ахматова? Как раскрывает поэтесса тему «родного дома» в стихотворении? Почему последнее четверостишие состоит из одних вопросов? К кому они обращены? Вывод: Главная тема стихотворения – не наказание за любопытство, а тема страдания по поводу утраченного семейного очага, оставленной любви, ценного для лирической героини прошлого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Обратимся к стихотворению «Рахиль» (1921 г.) Вспомним библейскую историю об Иакове и Рахили. Иаков - младший сын Исаака и Ревекки. Ревекка любила Иакова больше, чем Исава - старшего сына. В старости Исаак стал очень плохо видеть. Перед смертью он хотел благословить своего первенца Исава. Мать, переодев Иакова в одежды старшего сына, представила его перед слепым мужем. Так обманным путём Иаков получил предназначенное Исаву благословение. Позже Иакову пришлось бежать из родных мест, т.к. старший брат, обидевшись, хотел его убить. Много бед и горестей пережил он.

№ слайда 7

Описание слайда:

Иаков добрался до Месопотамии и встретил свою двоюродную сестру Рахиль, полюбил её. Только её отец, заставил Иакова отработать 7 лет, прежде чем жениться на Рахили. При этом он пытался обмануть Иакова, женив его на младшей слепой дочери Лии. Бытие, кн.27 В чем смысл этой библейской истории? (Однажды обманув отца, преступив нравственный закон, Иаков не единожды был сам обманут, голодал, находился на грани жизни и смерти).

№ слайда 8

Описание слайда:

Стихотворение «Рахиль». И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Книга Бытия И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водою овец напоил. Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет - словно семь ослепительных дней. Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой. Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы. Сестру проклинает, и Бога хулит, И ангелу смерти явиться велит. И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал И черной голубкой своей называл?

№ слайда 9

Описание слайда:

Какое видение библейского сюжета у А.Ахматовой? Чем показались для Иакова 7 лет, проведенных в рабстве у собственного дяди? Какую тему развивает Ахматова в связи с младшей дочерью – Лией?Во имя чего «премудрый» Лаван обрекает на страдания обеих дочерей? (Главная тема у нее – не наказание за грехи, а тема любви). (Они показались ему семью днями. Он любил Рахиль, страдал, терзался. Он любил – и время казалось ему быстротечным…). (Темы мучительной ревности, неразделенной любви. Ее, незрячую привел отец в дом Иакова вместо Рахили. Нелюбимая Иаковом, она проклинает отца и сестру за ту му- ку, которую ей приходится терпеть). (Сохраняя престиж «Лаванова дома», он жертвует счастьем обеих дочерей). Вывод: Основная тема стихотворения «Рахиль» - тема любви, страдания, ревности, обращаясь к душе женщины, живущей почти две тысячи лет до нас, А.А.Ахматова сближает её чувства с переживаниями современной женщины XX – XXI века. Женщина любит – и, значит, она права.

№ слайда 10

Описание слайда:

Обратимся к стихотворению «Мелхола». (1922 – 1961) Давид – юноша сильный, добрый, умный, был пастухом овечьих стад. Не раз нападали на его стадо львы и медведи, но Давид побеждал их, чувствуя, что необыкновенную силу даёт ему сам Бог. Однажды в бою он победил пращой (обыкновенным камнем, завязанным верёвкой), прекрасно вооружённого, закованного в медную броню филистимлянина Голиафа. Слух об этом поединке дошёл до израильского царя Саула, который приблизил Давида ко дворцу, но завидовал его славе и несколько раз порывался его убить. Заметив однажды, что его дочь Мелхола полюбила Давида, он решил поженить их, чтобы заманить зятя в свои сети, но словно невидимая рука охраняла жизнь Давида. Прошло несколько лет, в бою был убит Саул. По велению Божию на царский трон в Иудее был возведён Давид, бывший когда-то пастухом. Первая книга Царств

№ слайда 11

Описание слайда:

Стихотворение «Мелхола». Но Давида полюбила... дочь Саула, Мелхола. Саул думал: отдам ее за него, и она будет ему сетью. Первая книга Царств И отрок играет безумцу царю, И ночь беспощадную рушит, И громко победную кличет зарю, И призраки ужаса душит. И царь благосклонно ему говорит: «Огонь в тебе, юноша, дивный горит, И я за такое лекарство Отдам тебе дочку и царство». А царская дочка глядит на певца, Ей песен не нужно, не нужно венца, В душе ее скорбь и обида, Но хочет Мелхола - Давида. Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат; В зеленых глазах исступленье; Сияют одежды, и стройно звенят Запястья при каждом движенье. Как тайна, как сон, как праматерь Лилит... Не волей своею она говорит: «Наверно, с отравой мне дали питье, И мой помрачается дух. Бесстыдство мое! Униженье мое! Бродяга! Разбойник! Пастух! Зачем же никто из придворных вельмож, Увы, на него не похож? А солнца лучи... а звезды в ночи... А эта холодная дрожь...»

№ слайда 12

Описание слайда:

Кто же становится центром повествования в стихотворении Ахматовой? Чем отличается простой пастух от родовитых сановников? Какие чувства борются в душе Мелхолы? (Не Давид и не Саул, а его дочь Мелхола, царская дочь, полюбившая простого пастуха Давида). (И красотой, и статью, а главное своими душевными качествами: добротой, умом, чистым сердцем). (Любовь борется с чувством самовозвышения). Вывод: Преодолевая светские условности, любовь оказывается сильнее, заставляя царскую дочь полюбить простого пастуха. По Ахматовой, нет силы могущественней, чем сила любви.

Описание слайда:

В стихах А.А.Ахматовой открывается мир женской души, одинокой, ранимой, гордой и страстной. Тема любви занимает в её творчестве центральное место. Обращаясь к далёкой библейской истории, Анна Андреевна находит те вечные истины, которые созвучны и близки многим её современникам. Библия – это неиссякаемый источник тем, сюжетов, образов, это родник истины, дающий пищу фантазии Поэта.

«Согражданам» Анна Ахматова

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

Анализ стихотворения Ахматовой «Согражданам»

Стихотворение «Согражданам» открывает пятый сборник Ахматовой «Anno Domini MCMXXI», выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение «мы» и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше в нем нет. Петроград Ахматова называет «дикой столицей». Те, кто решил остаться в ней, навсегда забыли «озера, степи, город и зори родины великой». В стихотворении выводится метафора, ставшая ключевой для сборника «Anno Domini MCMXXI». Анна Андреевна рисует перед читателями образ рокового круга, в его центре – человек, предпринимающий попытки найти свое место в новом страшном мире, выжить не только физически, но и духовно.

«Согражданам» — реакция Ахматовой на свершившуюся революцию и ее плоды. У поэтессы нет желания покидать обожаемый Петербург, хотя она и понимает, что дальше будет только хуже. Об этом говорится в заключительной части стихотворения. Из-под пера Анны Андреевны появляется неутешительное пророчество. Ахматова предчувствует приход иной поры, близость которой предвещает ветер смерти, студящий сердце. По ее мнению, всем, кто нашел в себе силы не сбежать, «град Петров невольным памятником будет». Петрограду поэтесса противопоставляет Бежецк. Стихотворение, посвященное этому древнему русскому городу, расположено вторым в сборнике «Anno Domini MCMXXI». Там царит покой, раздается веселый рождественский звон, стоят белые церкви, «милого сына цветут васильковые очи».

Мотив невозможности ухода из родных мест по моральным соображениям встречается не только в «Согражданам», но и в других послереволюционных произведениях Ахматовой. В 1917 году, когда пошла первая волна эмиграции и за границу подались многие знакомые поэтессы, на свет появилось стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». С самого начала Анна Андреевна осознавала, что приход к власти большевиков не принесет России ничего хорошего. Тем не менее, она не могла себе позволить покинуть страну. И с каждым годом убежденность ее только росла. В 1922 году Ахматова написала «

Тревожная сила изобразительности Ахматовой - ее наиболее сильная сторона...

Небывалая острота напряженного переживания, глубина скорби, выходящей за пределы личности, становящейся общечеловеческой, делают Ахматову истинным поэтом...

Дар вдохновения она пронесла бережно и свято сквозь ужасы и восторги, не прислуживаясь никому, и история это отметит...

В то время, как услужливые менестрели строчат стихи о том, что жизнь ныне уже безумно прекрасна, и наполняют Россию наших дней беломраморными дворцами и воздушными садами с громом музыки и толпами разодетых людей, - Ахматова прекрасно видит, что это бред, что кругом только развалившиеся грязные дома, но за ними ее пророческий взгляд большого поэта угадывает великое будущее страны. И эти строки ценнее всех напыщенных гимнов.

Николай Анциферов

В час предгрозовой тишины явился поэт, который ласково заглянул в лик обреченного на гибель города и с нежностью описал его, сделав участником своей жизни. Этот поэт - Анна Ахматова.

У Анны Ахматовой Петербург, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа, чаще всего, как проникновенный свидетель поэм любви. Петербург, как фон, на котором скользят тени любящих, сообщающий строгость всей картине своим спокойным ритмом.

(Из книги «Душа Петербурга»)

Борис Эйхенбаум

Лаконизм и энергия выражения - основные особенности поэзии Ахматовой. Эта манера не имеет импрессионистического характера (как казалось некоторым критикам, сравнившим стихи Ахматовой с японским искусством), потому что она мотивируется не простой непосредственностью, а напряженностью эмоции.

Установка на интонацию ощущается как основной принцип построения стиха у Ахматовой - как в пределах отдельных строк, так и на целых строфах, и на целых стихотворениях. Стихи Ахматовой можно классифицировать по типам господствующих интонаций. Конечно, интонации эти имеют специфическую стиховую окраску, но именно поэтому выступают резко не как случайное вторжение прозаической речи, а как стиховой прием. Основная манера Ахматовой, особенно развитая ею в «Четках», выражается в сочетании разговорной или повествовательной интонации с патетическими вскрикиваниями...

В разных формах мы встречаем у Ахматовой этот тип интонации, приближающий некоторые ее стихи к речитативному фольклору - к частушкам и причитаниям.

Остается указать на интонацию торжественную, витийственную, которая особенно развита в «Белой стае» и в последующих сборниках - вместе с возрождением строгих метров. Эта интонация иногда соединяется с разговорной, иногда же превращается в интонацию проповеди или сурового наставления. Формы молитвы, проповеди или торжественно-риторического слова...

Много говорилось о «классицизме» Ахматовой, о связи ее поэзии с Пушкиным. Здесь есть упрощение, схематизация. Мне думается, что для Ахматовой характерно сочетание некоторых стилистических приемов, свойственных поэзии Баратынского и Тютчева, с типично модернистскими приемами (И. Анненский) и с фольклором. Сочетание этих трех стилей придает ее поэзии несколько парадоксальный характер - тем более что она не отказывается ни от одного из них и рядом с развитием торжественного стиля продолжает разработку разговорных и частушечных форм.

Обрастание лирической эмоции сюжетом - отличительная черта поэзии Ахматовой. Можно сказать, что в ее стихах приютились элементы или романа, оставшиеся без употребления в эпоху расцвета символической лирики. Ее стихи существуют не в отдельности, не как самостоятельные лирические пьесы, а как мозаичные частицы, которые сцепляются и складываются в нечто похожее на большой . Этому способствует целый ряд специфических приемов, чуждых обыкновенной лирике...

В образе ахматовской героини резко ощущаются автобиографические черты - хотя бы в том, что она часто говорит о себе как о поэтессе. Это породило в среде читателей и отчасти в критике особое отношение к поэзии Ахматовой - как к интимному дневнику, по которому можно узнать подробности личной жизни автора. Наличностью сюжетных связей как бы подтверждается возможность такого отношения. Но читатели такогорода не видят, что эти автобиографические намеки, попадая в поэзию, перестают быть личными и тем дальше отстоят от реальной душевной жизни, чем ближе ее касаются.

(Из статьи «Анна Ахматова. (Опыт анализа)»)

Осип Мандельштам

Наконец, Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова.

Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу.

(Из статьи «Письма о русской поэзии»)

Андрей Платонов

Не всякий поэт, пишущий на современные темы, может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека, как не всякий верующий, непрерывно бормочущий молитвы, есть более святой, чем безмолвный. Ахматова способна из личного житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих; некоторые же другие поэты способны великую поэтическую действительность трактовать как дидактическую прозу, в которой, несмотря на сильные звуки, нет обольщения современным миром и образ его лишь знаком и неизбежен, но не прекрасен.

Если домашнее задание на тему: » Из рецензии «Анна Ахматова. «Anno Domini» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Образ ахматовской Музы. 2. «Тот город, мной любимый с детства...» (Петербург Ахматовой). 3. Тема Родины в творчестве А. Ахматовой. 4. Пушкинская тема Мар Стихотворение "Мен голос был. Он звал утешно" было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов "Белая Анализ стихотворения - Но я предупреждаю вас...В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности её внутреннего Анализ стихотворения - Мне голос был. Он звал утешно...В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для круга Ахматовой представлений Интеллектуальный конкурс эрудитов для школьников Интеллектуальный конкурс по литературе Конкурс эрудитов по творчеству А. Ахматовой Команды отвечают на вопросы, затем ведущий озвучивает при

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...