История возникновения футуризма. Русские поэты-футуристы

112.89kb.

  • Программа вступительного экзамена в магистратуру «Русская литература» по направлению , 110.08kb.
  • Объем требований на экзамене по литературе поступающий должен показать , 68.84kb.
  • Программа вступительного экзамена в магистратуру историко-культурная ситуация рубежа , 104.43kb.
  • Литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, , 212.91kb.
  • Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века» , 89.9kb.
  • Итал futurismo от лат futurum – будущее , 38.73kb.
  • Программа по литературе для поступающих в ргппу сведения по теории и истории литературы , 74.42kb.
  • Программа вступительного испытания по литературе вступительный экзамен литературе проводится , 14.96kb.
  • Рабочая программа по литературе 8 класс , 100.31kb.
  • Футуризм в литературе

    Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

    Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

    Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

    Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи. «В них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста - «разрушение общепринятого синтаксиса»; «употребление глагола в неопределенном наклонении» с целью передачи смысла непрерывности жизни и упругости интуиции; уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу «восприятия по аналогии» и «максимума беспорядка» - словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками». Все это предлагалось как способ сделать литературное произведение средством передачи «жизни материи», средством «схватить все, что есть ускользающего и неуловимого в материи», «чтобы литература непосредственно входила во вселенную и сливалась с нею»…

    Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки…

    Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе».

    «Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

    Текст манифеста вызвал бурную реакцию и положил начало новому «жанру», внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент - кулачный удар. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию.

    Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

    Футуризм в России

    Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Именно эта составляющая нового течения была, прежде всего, с энтузиазмом воспринята русскими кубофутуристами в предреволюционные годы. Для большинства из них «программные опусы» были важнее самого творчества.

    Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики. Они оказались провозвестниками современных «художественных стратегий» - то есть умения не только создавать талантливые произведения, но и находить самые удачные пути для привлечения внимания публики, меценатов и покупателей.

    Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы - это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов.

    Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским«. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

    Это понимали и сами футуристы. Один из участников группы «Мезонин поэзии», Сергей Третьяков писал: «В чрезвычайно трудное положение попадают все, желающие определить футуризм (в частности литературный) как школу, как литературное направление, связанное общностью приемов обработки материала, общностью стиля. Им обычно приходится плутать беспомощно между непохожими группировками <...> и останавливаться в недоумении между «песенником-архаиком» Хлебниковым, «трибуном-урбанистом» Маяковским, «эстет-агитатором» Бурлюком, «заумь-рычалой» Крученых. А если сюда прибавить «спеца по комнатному воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Пастернака, то пейзаж будет полон. Еще больше недоумения внесут «отваливающиеся» от футуризма - Северянин, Шершеневич и иные… Все эти разнородные линии уживаются под общей кровлей футуризма, цепко держась друг за друга! <...>

    Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Ни одна архи-эпатажная строфа или манифест футуристов не вызвали такого гвалта и визга, как раскрашенные лица, желтая кофта и ассиметрические костюмы. Мозг буржуа мог вынести любую насмешку над Пушкиным, но вынести издевательство над покроем брюк, галстука или цветком в петличке - было свыше его сил…».

    Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

    В общем, очень скоро слова «футурист» и «хулиган» для современной умеренной публики стали синонимами. Пресса с восторгом следила за «подвигами» творцов нового искусства. Это способствовало их известности в широких кругах населения, вызывало повышенный интерес, привлекало все большее внимание.

    Основные признаки футуризма:

    Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

    Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

    Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

    Поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

    Культ техники, индустриальных городов;

    Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 20.08.2015 13:37 Просмотров: 4641

    Термин «футуризм» образован от латинского futurum (будущее).

    Футуризм декларировал себя как искусство будущего. Он объединял художественные авангардистские течения 1910-1920 гг. Особенно футуризм получил развитие в Италии и России.

    Возникновение футуризма и его суть

    Филиппо Маринетти (1876-1944)

    Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат.
    В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!» и т.д. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму .
    В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты, и Маринетти добровольцем уходит на фронт.
    После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию.
    Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Он всегда видел выход из тупика искусства в футуризме, а из общественного тупика – в фашизме.
    А вот другие принципы Маринетти:
    Огорошивать публику всякими приятными ударами.
    Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.
    Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго...
    Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
    В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В музыке искать гармонию шумов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
    Я горячо люблю молодежь, ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы.
    Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России.
    Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим.
    Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

    Д. Балла. Скульптурная конструкция (1914-1915)

    У. Боччони ««Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)

    Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)
    В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Маринетти провозглашал: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
    Для футуристов был характерен пафос разрушения. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира.

    Футуризм в изобразительном искусстве

    Несмотря на то, что футуристы декларировали отрицание прошлого искусства, они свою культуру не создавали на пустом месте, это практически невозможно. Всё равно были какие-то исходные точки, от которых они отталкивались. Так, искусствоведы видят эти точки в фовизме , от которого футуристы заимствовали цвет и эмоциональность, и в кубизме , от которого переняли художественную форму.

    У. Боччони «Улица входит в дом» (1911)
    Для живописи футуристов характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладание мелькающих форм, зигзагов, спиралей, скошенных конусов. Движение на картинах передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение (принцип симультанности).

    Русский футуризм

    Русский футуризм в изобразительном искусстве

    А. Нюренберг «В.Маяковский за работой в окнах РОСТА». Государственный литературный музей
    В России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

    Д. Бурлюк «Футуристическая женщина»
    Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Как уже было сказано, художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в «Уборке ржи» К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково.

    К. Малевич «Уборка ржи»
    В. Маяковский был создателем нового искусства – революционного плаката.


    Одно из самых известных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича «Авиатор».

    К. Малевич «Авиатор» (1914)
    Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов.
    Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет... Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».

    Русский футуризм в литературе

    Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
    Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.
    Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Другие отрицали революционные потрясения.
    Основными чертами русского футуризма были
    бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы;
    отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
    бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
    поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

    История русского футуризма

    Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Эгофутуризм».
    Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
    1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами.
    2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
    3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
    4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
    «Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
    Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Старкина).
    С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.
    Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).
    В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ.
    ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. в Ленинграде.
    В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин.
    ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
    К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, писатель Евгений Шварц, художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ, художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.

    П. Филонов «Лица» (1940). Масло на бумаге. 64 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)

    Даниил Хармс

    Меня закинули под стул,
    Но был я слаб и глуп.
    Холодный ветер в щели дул
    И попадал мне в зуб.
    Мне было так лежать нескладно,
    Я был и глуп и слаб.
    Но атмосфера так прохладна
    Когда бы не была-б,
    Я на полу-б лежал бесзвучно,
    Раскинувши тулуп.
    Но так лежать безумно скучно:
    Я слишком слаб и глуп.

    Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск. Повторно поэта арестовали в 1941 г. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 г. Александр Введенский в начале 30-х годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Второй раз поэт был арестован в 1941 г. Введенского этапировали в Казань, но в дороге он умер от плеврита. Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 г. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 г. от туберкулеза. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. После освобождения он сумел вернуться в Москву, восстановился в Союзе Писателей и издал несколько книг. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.

    Русский кубофутуризм

    К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

    Русский эгофутуризм

    Развивался в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Это объединение сложилось в 1909 г. вокруг Игоря Северянина.

    Игорь Северянин
    Помимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»).
    Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов быстро изживали стиль и переходили в другие жанры или вскорости совершенно оставляли литературу.

    Я, гений Игорь-Северянин,
    Своей победой упоен:
    Я повсеградно оэкранен!
    Я повсесердно утвержден!..
    Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»
    Год отсверкал, и вот – я есть!
    Среди друзей я зрел Иуду,
    Но не его отверг, а – месть...
    Нас стало четверо, но сила
    Моя, единая, росла.
    Она поддержки не просила
    И не мужала от числа...
    1912

    «Мезонин поэзии»

    Поэтическое объединение «Мезонин поэзии» было создано в начале 1913 г. и считалось в литературных кругах умеренным крылом футуризма. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы – Хрисанфи Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и др. молодые поэты.

    Вадим Шершеневич
    Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич.
    Объединение распалось в конце 1913 г., выпустив три альманаха и несколько сборников.

    «Центрифуга»

    Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 г. Основные участники группы: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

    Николай Асеев

    Я не могу без тебя жить!
    Мне и в дожди без тебя – сушь,
    Мне и в жару без тебя – стыть.
    Мне без тебя и Москва – глушь.

    Мне без тебя каждый час – с год;
    Если бы время мельчить, дробя!
    Мне даже синий небесный свод
    Кажется каменным без тебя.

    Я ничего не хочу знать –
    Слабость друзей, силу врагов,
    Я ничего не хочу ждать,
    Кроме твоих драгоценных шагов.

    Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.
    Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 г.

    Борис Пастернак

    О, знал бы я, что так бывает,
    Когда пускался на дебют,
    Что строчки с кровью - убивают,
    Нахлынут горлом и убьют!

    От шуток с этой подоплекой
    Я б отказался наотрез.
    Начало было так далеко,
    Так робок первый интерес.

    Но старость - это Рим, который
    Взамен турусов и колес
    Не читки требует с актера,
    А полной гибели всерьез.

    Когда строку диктует чувство,
    Оно на сцену шлет раба,
    И тут кончается искусство,
    И дышат почва и судьба.

    ТЕМА: Футуризм как литературное течение.

    Цели урока: познакомить с историей возникновения футуризма; развивать навыки анализа поэтического произведения; прививать чувство прекрасного;

    Оборудование:

    отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова

    Слово как таковое” (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова “Пощечина общественному вкусу” (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо “Герника”, Т.Мунка “Крик”, К.Малевича “Черный квадрат”, романсы А.Вертинского.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Актуализация опорных знаний

    Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

    Перечислите наиболее значительные из них.

    Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

    Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

    Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

    Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

    3.Мотивация учебной деятельности

    Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

    4.Работа по теме урока

    Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из направлений искусства начала XX века. Это авангардистское течение в европейском и русском искусстве, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

    Эстетической предпосылкой футуризма стал символизм. Отталкиваясь от его принципов, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали не "тайну", а "пользу", отказываясь от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму.

    Впервые термин "футуризм" был введён литератором ФилиппоМаринетти, который в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1909 года опубликовал "Манифест о футуризме". Это течение получило распространение во Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы отрицали связь с итальянским футуризмо Стремление изменить всё и "сбросить с парохода современности" всё традиционное заставило включиться и архитекторов, хотя, конечно, архитекторам было сложнее, чем художникам и поэтам. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. В архитектуре футуристом считается Антонио Сант-Элиа (1880-1916). В 1912 г. в Милане он организовал группу художников "Новые стремления". В 1914 выступил с фантастическими проектами "города будущего", представлявшегося ему гигантской агломерацией многоэтажных и террасных зданий из стали и бетона с выдвинутыми лифтовыми башнями, а также улиц и путепроводов, размещенных на разных уровнях, движущихся лестниц.

    Идеологически футуризм близок протестантизму в искусстве. Социальные корни художественной агрессивности футуристов - анархический бунт против существующих социальных условий и готовность пойти до конца в разрушении существующих порядков. Уже после революции и позднеерассматривалось политическое влияние футуризма на события в России и мире. В 1922 г. А. М. Эфрос писал: "Футуризм стал официальным искусством новой России... Левой государственности соответствует левое искусство... Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом". Но как бы ни относились к футуристам политики и эстеты, сторонники традиционного искусства, бесспорно одно: футуризм оказал огромное влияние на развитие авангардного искусства XXвека.

    Манифест “Пощечина общественному вкусу”

    Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
    Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
    Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
    Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
    Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
    Кто же, доверчивый, обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
    Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
    Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
    Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
    С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

    Мы приказываем чтить права поэтов:

      На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).

      На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

      С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

      Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.

    И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

    Москва. 1912. декабрь. Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 1910-х годов: "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Союз молодёжи". В той или иной мере поэты-футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью: художниками были и братья Бурлюки, и А. Кручёных, и В. Маяковский. И наоборот, добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский участвовали в футуристических альманахах и в качестве "речетворцев". В качестве эстетической программы футуризм выдвигал мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Потому художник В. Татлин конструирует крылья для человека, а К. Малевич разрабатывает проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

    В формально-стилевом отношении поэтика футуризма - это поэтика "сдвига", канон "сдвинутой конструкции". Чтобы понять это, следует обратиться к кубофутуристической живописи. Живописные традиции прошлого основывались на той или иной композиционной точке отсчёта. Европейская "прямая перспектива" заканчивается так называемой точкой схода; иной принцип - принцип "обратной перспективы" - использовали создатели византийской иконы, персидской миниатюры, японской гравюры; здесь роль композиционной опоры играет "точка исхода". Художники-кубофутуристы принципиально отказываются от каких-либо "точек": изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху и т.д. Например, итальянский художник Умберто Боччони использует для своих картин понятие "симультанно" (фр. simultaneодновременный / лат. simulв одно и то же время). В нём отразилось желание показать несколько действий, происходящих одновременно. Предметом изображения художников-футуристов становится техника ("Рациональный человек" итальянского художника Н. Дулгерофф), они стараются средствами живописи передать движение, скорость ("Динамизм велосипедиста" У.Боччони и "Аэроплан над городом" Н.Гончаровой). Примером футуристической живописи являются также картины М.Ф.Ларионова, В.В.Кандинского, К.С.Малевича, а также картины классика кубизма П.Пикассо.

    Казимир Малевич придумал название своего стиля: супрематизм (лат. supremus - наивысший). Комбинация разноцветных плоскостей, геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов - создают то ощущение неподвижности, то иллюзию движения (картины "Сюпрем" и "Динамическийсюпрематизм"). Части предметов и фигур нередко сдвинуты, перекошены, смещены, что помогает передать хаос разнородных ощущений, которые обрушивает на человека большой город, современные скорости. Подобно тому, как живописцы любили пользоваться частями предметов и тел, футуристы- поэтыприменяли разрубленные слова, полуслова в их причудливых сочетаниях, комбинациях, достигая иногда сильного художественного впечатления (В.Хлебников).

    Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо “Герника” и Т.Мунка “Крик”.

    Вопросы для обсуждения

    1.Кого и почему отвергали футуристы?

    2.В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?

    3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?

    4. Кому и за что была эта “пощечина”?

    Слово учителя : русские футуристы имели четыре основные группировки:

    кубофутуристы или “Гилея” (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
    – эгофутуристы (И.Северянин)
    – “Мезонин поэзии” (Шершеневич, Ивнев)
    – “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев)

    Манифест А.Крученых, В.Хлебникова “Слово как таковое”

    Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

    По небу полуночи ангел летел
    И тихую песню он пел…

    Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко– и словосочетания:

    Дыр, бул, щыл
    убещур
    скум
    вы со бу
    р л зз.

    (кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности, уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:

    ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!

      Принимаете или отвергаете этот манифест?

      Что в нем положительного?

      Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?

    - Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

      МОГАТЫРЬ

      ЛГАВДА.

      БУДРЕЦЫ.

      БУДЕТЛЯНЕ.

      ТВОРЯНИН.

    Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм. (Просмотр видео)

    Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

    Чтение стихотворения В.Хлебникова.

    Вопросы для обсуждения:

    1.Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?

    2.Какую роль в нем играет словотворчество?

    3.Какую роль новые слова играют в создании образа?

    Слово учителя : С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.

    В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли “жеманным”, отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.

    Чтение стихотворения И.Северянина “В блестящей тьме”.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Выделите новые слова

    2. Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?

    3. Какой смысл вкладывал поэт в сравнение “блесткий”?

    Слово учителя : Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл “поэзами”, женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: “Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег – золотой дождь”.

    Чтение стихотворения “Кензель”

    Вопросы для обсуждения:

    1. О чем это стихотворение?

    2. Выделите новые слова Северянина

    3. Выпишите художественные сравнения.

    Слово учителя : Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.

    Прослушивание романса.

    Вопросы для обсуждения:

    Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?

    В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?

    Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.

    Чтение стихотворения “А вы смогли бы?”

    В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы – зов губ, водосточная труба – флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.

    Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”?

    Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина “Победа над солнцем”. Здесь представлена “музыка шумов”: гул работающей фабрики, стук машин.

    Слово учителя . Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты–футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов – поэтика “сдвинутой конструкции”, поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения – суприматизма. “Черный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?

    Чтение стихотворения В.Маяковского “Ночь”

    Вопросы для обсуждения:

    Какую роль в стихотворении играет цвет?

    С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?

    Приведите примеры новых слов и образов.

    Вопросы для обсуждения:

      Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?

      Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?

      Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана “ пощечина” этим стихотворением?

    Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание: сформулировать основные черты футуризма как литературного течения

    Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов : "кубо" - от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма, "футурум" - будущее. Было и другое название у этой футуристической группы - "Гилея" (так на древнегреческом языке называлась та часть Таврической губернии, где в 1910-е годы жила семья Бурлюков и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Поэт В. Хлебников дал группе еще одно название - будетляне; по словам В. Маяковского, "будетляне - это люди, которые будут. Мы накануне".

    В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов "Пощечина общественному вкусу". Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников). Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. "Только мы - лицо нашего Времени", - утверждали они.

    Но кубофутуристы не были единственной литературной футуристической группой:

    • в Петербурге в 1911 году возвестили о своем появлении эгофутуристы во главе с И. Северяниным; в группу входили К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов, Г. Иванов.
    • группу "Мезонин поэзии" в 1913-1914 годах составили В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев, Хрисанф.
    • в течение 1914-1916 годов существовала футуристическая группа "Центрифуга", в которую вошли С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар.

    Существование каждой из футуристических групп было недолгим: они появились перед Первой мировой войной и распались в первые военные годы. Каждая из этих групп считала, как правило, именно себя выразительницей идей "истинного" футуризма и вела ожесточенную полемику с другими группами.

    Говоря о футуристах, чаще всего имеют в виду самых известных из них - кубофутуристов: Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых, Василия Каменского и других. Наглядное представление об их литературной программе дают цитаты из их сборников ("Садок судей П", "Пощечина общественному вкусу" и др.): "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности"; "Живописцы-будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне-речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)"; "Мы расшатали синтаксис... Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике"; "Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах"; "Нами сокрушены рифмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках..."; "Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот".

    Футуристы объявили о приходе художника с новым взглядом на мир, глашатая нового мира, и А. Крученых в статье "Декларация слова, как такового" (1913) заявлял: "Художник увидел мир по-новому и, как Адам, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но безобразно слово лилия, захватанное и “изнасилованное”. Поэтому я называю лилию еуы - первоначальная чистота восстановлена".

    Эстетические, литературные принципы футуристов, как и названия их сборников ("Пощечина общественному вкусу", "Дохлая луна", "Доители изнуренных жаб", "Танго с коровами") потрясали современников, вызывали возмущение и всевозможные упреки. Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский - в "женской", по тогдашним критериям, желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. В действительности же далеко не всё, чем футуристы удивляли публику, следует воспринимать всерьез. В. Маяковский сам вскоре, с началом войны, признал: "...у нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа... футуризм для нас, молодых поэтов, - красный плащ тореадора..."

    Общей основой движения было стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (В. Маяковский) и стремление осознать и выразить через искусство грядущий мировой переворот и рождение нового человека. Но была поставлена цель не только осознать и выразить смену эпох, - искусство само должно было стать активной преобразующей силой, способной преобразить мир.

    В отличие от своих предшественников символистов, футуристы стремились сделать литературное искусство, литературное слово демократичным, массовым (поэзия должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади); стремились дать в искусстве современные, адекватные новому динамичному времени средства самовыражения. В. Хлебников даже пытался предложить человечеству новый универсальный язык. По размаху жизнетворческих притязаний футуристы превосходили символистов. Слово у футуристов опредмечивалось, то есть становилось самоценным, самодостаточным (не отражающим, а замещающим предметы и явления, само становящееся предметом); его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфем и звуков.

    Любопытными были эксперименты футуристов (прежде всего В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых) в области стиха, поэтического слова. Так, в свое время скандальную известность получило "стихотворение" А. Крученых "Дыр - бул - щыл...":

    Дыр - бул - щыл Убещур Скум Вы - со - бу Р - л - эз 1913

    Сам А. Крученых утверждал: "...в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина". Стоит ли принимать всерьез это утверждение? Есть ли в этом "стихотворении" что-либо, помимо желания эпатировать публику? Коль скоро мы не можем говорить о содержательной стороне этого произведения (для этого просто нет оснований), то все дело здесь, очевидно, заключается в звуковой оболочке - звучании (фоносемантике) придуманных Крученых "слов". Иначе, является ли звуковая оболочка, одежда слова содержательной? Как относиться к "заумному языку" ("зауми") футуристов?

    Согласно исследованиям А.П. Журавлева и других ученых, информацию несут не только слова (их лексические значения), но и звуки, звуковая оболочка слова. Например, звуки имеют цветовые соответствия: [а] - ярко-красный; [о] - яркий светло-желтый или белый; [и] - светло-синий; [е] - светлый желто-зеленый; [у] - темный сине-зеленый; [ы] - тусклый темно-коричневый или черный. Звуки имеют также эмоциональные соответствия: [д] - темный, холодный, печальный; [р] - шероховатый и т.д.

    Исходя из эмоциональных и цветовых характеристик звуков, входящих в "стихотворение" А. Крученых, его можно, обладая известной долей фантазии, "интерпретировать" как образ грозы (возможно, сопровождающей смену исторических формаций). По одной из предложенных версий 1 прочтения этого "стихотворения" слова "дыр", "бул", "щыл" ассоциируются с чем-то черным, холодным, печальным, грубым, тяжелым, устрашающим. Возможно, они рисуют предгрозовое состояние природы: "дыр", "щыл" - темно-черное небо; "бул" - темная сине-зеленая растительность на земле; слово "убещур" ассоциируется с темным, медленным, страшным, тусклым, с проблесками светлого желто-зеленого цвета. Возможно, это светлые желто-зеленые вспышки на темном сине-зеленом поле. Слово "скум" - это нечто холодное, злое, тихое, темное, могучее и надменное. Похоже на темно-синюю поверхность облаков. Все это может восприниматься как предисловие, как предчувствие грозовых событий, будто тучи ползут по небу; И вот поворот - яркая вспышка озарила небосвод: "Вы - со - бу". "Вы" - активное, большое, веселое, громкое и величественное; "со" - вспышка; холодное, светлое, легкое и большое; "бу" - шероховатое, холодное, похожее на удар. Возможно, это яркая белая вспышка на темном синем фоне. "Р - л - эз" - первые звуки повторяют звуки первой строки, но только кратко и экспрессивно, словно тьма после вспышки окутала небосвод. "Эз" - нечто величественное, светлое, быстрое, звенящее и оптимистическое. Похоже на отблески вспышек молнии на земле.

    Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

    В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

    В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

    Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

    Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

    Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве - как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

    Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками - В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

    Эстетика футуризма:
    - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
    - отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
    - бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
    - поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
    - культ техники, индустриальных городов;
    - пафос эпатажа.

    Русские футуристы имели четыре основные группы:

    • кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
    • эгофутуристы (Игорь-Северянин);
    • «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
    • «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

    Что же являлось общей основой движения?
    1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.
    2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.
    3. Творчество - не подражание, а продолжение природы, “язык - часть природы”.
    4. “Словотворчество и словоновшество”.
    5. Смешение стилей и жанров.

    Футуристические сборники и манифесты:
    “Дохлая луна”
    “Доители изнуренных жаб”
    “Молоко кобылиц”
    “Рыкающий Парнас”
    “Идите к черту”
    “Пощечина общественному вкусу”

    Публичные выступления футуристов были вызывающими:
    К.Малевич – читал стихи под удары гонга;
    В.Маяковский – в женской желтой блузке;
    А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;
    В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;
    Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.

    Итак, для русского футуризма характерны:
    Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
    Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
    Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
    Эксперимент по созданию заумного языка.

    Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...