Интеллектом называют. Интеллект и его развитие

Очень много. Многие спрашивают: «Контрабас - что такое?» Это музыкальный инструмент, похожий на большую скрипку или виолончель. Он имеет свои особенности. Например, на нем значительно отличается от других инструментов. Его часто включают в состав групп, которые играют джаз. Для людей, живущих на постсоветском пространстве, контрабас остается западным инструментом, который принадлежит к чужой культуре. Он не слишком распространен.

Особенности инструмента

Часто можно услышать про контрабас, что такое же устройство имеет виолончель. Действительно, на вид инструменты похожи, но у них совершенно разный тембр и предназначение в оркестре или группе. Большинство современных контрабасов имеет четыре струны, те, что используются в оркестрах, могут иметь пять или три.

Предназначение контрабаса - обеспечение басовой звучности для общей гармонии.
Иногда говорят про контрабас (что такое, мы уже знаем): это не очень нужный инструмент, который используется только для выступлений симфонического оркестра. Это совершенно неверное мнение. Контрабас используется в ансамблях, играющих в стиле джаз, сайкобилли и других. Иногда его используют для замены бас-гитары.

Техника игры

В упрощенном объяснении можно услышать про контрабас, что такое устройство - это большая скрипка. Действительно, несмотря на внушительные размеры (инструмент может достигать двух метров в высоту), на нем играют смычком. При этом используется особая техника, при которой смычок находится на весу. Из-за размеров инструмента и расположения струн на нем у музыканта достаточно ограниченная техника. На контрабасе невозможно выполнять сложные пассажи, играть гаммы и делать быстрые скачки.

В джазе и родственных ему жанрах на этом инструменте играют методом слэпа или пиццикато - перебирают пальцами струны так, чтобы они издавали глухие характерные щелчки. В этом случае инструмент задает ритм композиции и может использоваться в ансамблях, не имеющих ударных.

Где можно встретить контрабас

Если вы нечасто посещаете выступления симфонического оркестра или джаз-бандов, то этот инструмент в деле можно увидеть в записях концертов или в кино. В частности, можно просмотреть фильм «В джазе только девушки». На нем играл один из главных героев, переодетый в женщину. На крупных планах можно увидеть, как он использует технику пиццикато, характерную для джаза.

Контрабас - инструмент, который, можно сказать, прославил финский квартет Apocalyptica. Это одна из самых известных современных групп, использующая виолончели и контрабас для создания кавер-версий песен рок-исполнителей. Часто группа играет и классику. Контрабас можно услышать в созданной финским квартетом версии произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля». В этом случае музыканты используют технику игры смычком.

КОНТРАБАС (от итальянского contrabbasso), струнный смычковый инструмент. Самый большой по размеру и самый низкий по звучанию среди современных струнных инструментов. Длина корпуса 110-120 см, общая длина инструмента около 180 см, длина звучащей части струны около 105 см.

Объединяет особенности инструментов скрипичного и виольного (покатые плечи, тупые углы, высокие обечайки, плоская нижняя дека) семейств. Контрабас - единственный смычковый инструмент с механическими колками (изобретены в 18 веке). Настройка квартовая: «ми» - «ля» контроктавы - «ре» - «соль» большой октавы. В симфонические оркестры включаются также контрабасы с нижней 5-й струной («до» контроктавы) либо специальным приспособлением для понижения струны «ми». Диапазон около 4 октав. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах, записывается октавой выше звучания. Используются смычки двух видов: с низкой колодкой (так называемый французский; близок виолончельному) и с высокой колодкой (виольного типа).

Инструмент-предшественник контрабаса, контрабасовая виола (одно из её названий - виолоне, итальянский violone), появился на рубеже 15-16 века. Контрабасовые виолы использовались в церковной и светской музыке (в группе бассо континуо), входили в оркестр оперного театра. До 19 века контрабасовые смычковые инструменты существовали во множестве разновидностей; со временем менялись их формы, размеры, количество струн, настройки. Важное место в истории контрабаса занимает так называемый венский пятиструнник - инструмент с терцово-квартовой настройкой (18 век); для него сочиняли музыку Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Я. Ванхаль, Ф. Хофмайстер, контрабасист-виртуоз И. Шпергер (автор 18 концертов), среди исполнителей - Й. Кемпфер, Ф. Пихельбергер (Пишельбергер). Современный облик контрабас приобрёл в 19 веке. Контрабас и контрабасовые виолы (позднее часто переделывались в контрабас) строили мастера Италии [А. и Н. Амати, Гаспаро да Сало, М. Бергонци, А. Страдивари, К. Тестере, представители семейств Гранчино, Гварнери, Руджиери (Руджери), Маджини, Тодини, Гальяно], Австрии и Германии (Я. Штайнер, А. Пош, Й. Клотц, И. Штадльман, мастера из городов Фюссен, Миттенвальд, Маркнойкирхен), Франции (Ж. Б. Вильом, Э. О. Бернардель), Бельгии, Нидерландов; в России контрабасы изготавливали И. А. Батов, Л. Отто, Т. Ф. Подгорный и др. В 20-21 веках наряду с мануфактурными и фабричными инструментами продолжают создаваться контрабасы по старинным моделям.

Усовершенствование контрабаса и искусства игры на нём связано главным образом с развитием симфонического оркестра. В партитурах Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена сложилась практика дублирования контрабасами партии виолончелей. Новые художественные и технические возможности контрабаса открыли в своих симфонических и оперных сочинениях Г. Берлиоз, Дж. Верди, Р. Вагнер, И. Брамс, П. И. Чайковский, К. Сен-Санс, Н. А. Римский-Корсаков, позднее - Р. Штраус, Г. Малер, М. Равель, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, П. Хиндемит, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке и другие композиторы. Среди наиболее значительных камерных произведений с участием контрабаса - фортепианный квинтет «Форель» Ф. Шуберта, септет «История солдата» И. Ф. Стравинского, струнный квинтет А. Дворжака, квинтет для гобоя, кларнета и трёх струнных С.С. Прокофьева.

Помимо академической музыки, контрабас широко распространён в джазе, ансамблях народной музыки многих стран Европы и Америки (в том числе в локальных вариантах инструмента), разного рода эстрадных ансамблях.

Крупнейшие контрабасисты прошлого - итальянские виртуозы Д. Драгонетти (конец 18 - 1-я половина 19 века), Дж. Боттезини. Национальные школы игры на контрабасе сложились в Чехии, Австрии, Германии (немецкий музыкант Ф. Варнеке написал первую книгу о контрабасе, 1909), Франции, Италии. Отечественное контрабасовое искусство представлено именами виртуозов - С. А. Кусевицкого, И. Ф. Гертовича, Р. М. Азархина, Л. Г. Андреева и др.

Лит.: Elgar R. Introduction to the double bass. , 1960; Контрабас. История и методика. М., 1974; Meier А. Konzertante Musik fiir Kontrabass in Wiener Klassik. Мünch., 1979; Brun Р. Histoire des contrebasses а cordes. Р., 1982; idem. А new history of the double bass. Villeneuve d’Ascq, 2000; Planyavsky А. Geschichte des Kontrabasses. Tutzing, 1984; idem. The baroque double bass violone. Lanham; L., 1998; Kontrabass und Bassfunktion. Innsbruck, 1986; Раков Л. В. Отечественное контрабасовое искусство XX в. М., 1993; он же. История контрабасового искусства. М., 2004; Roidinger А. Der Kontrabass im Jazz. W., 1996.

Хотя произошел от старинных басовых виол, или виолоне. Виолоне звучала октавой ниже виолончели и имела шесть струн и лады. Первые контрабасы появились в XVI веке. У них было пять струн и квинтовый строй (современный квартовый строй установился только со второй половины XIX века). Четырехструнный контрабас был изобретен в середине XVII века. Честь его изобретения принадлежит итальянскому мастеру Микеле Тодини , родившемуся в 1625 году в Салуццо (Пьемонт) и работавшему в Риме. В Италии и Германии такие контрабасы распространились в начале XVIII века. Примерно с того же времени контрабасы вошли в состав оркестров. Правда, тогда они были еще большой редкостью. Например, в Парижской опере был лишь один контрабас, на котором играли только в особо торжественных случаях и только выдающиеся музыканты.

Во второй половине XVIII века контрабас стал обязательным участником оркестра. Широкое его применение стало практиковаться особенно после оперной реформы Х.В. Глюка (1714-1787). В 1757 году Ф. Госсек ввел в состав оркестра второй контрабас. Через десять лет, в день премьеры оперы "Эрнелинда" Ф. Филидор ввел в состав оркестра третий контрабас. Со временем их число было доведено до восьми. Именно это количество инструментов входит обычно в состав современного симфонического оркестра, хотя иногда используются 9 и даже 10 контрабасов.
Размеры современного контрабаса установились не сразу. Долгое время после изобретения бытовали небольшие, так называемые "камерные" или "церковные" басы - по размеру нечто среднее между современными виолончелью и контрабасом. Именно для такого инструмента предназначались, например, басовые партии в произведениях Гайдна, Моцарта и других композиторов того времени.

Процесс совершенствования инструмента привел мастеров к попыткам изменить его размеры. Некоторые из них даже преувеличивали размеры контрабаса и часто делали гигантские инструменты, вдвое больше современных. Время показало, что все они оказались нежизнеспособными и нашли свое место лишь в музеях и коллекциях. Современные четырех- и пятиструнные контрабасы оказались более удобными, а потому и получили широкое распространение.
Прекрасные контрабасы делали мастера Гаспар да Сало, Маджини, Амати, Тесторе, Руджиери, Гварнери, Габриэли, Архузо, Гальяно, Гранчино, Отто и другие.

Довольно широко распространено представление о том, что контрабас - это исключительно низкий, грубый по звучанию и технически ограниченный инструмент. Подобное представление исходит из непроизвольно возникающей ассоциации его размера со звуковыми и техническими возможностями. В действительности же из контрабаса можно извлекать не только низкие звуки. Обычный диапазон контрабаса - четыре октавы, но, используя флажолеты, на нем можно брать и значительно более высокие ноты. Характер контрабасового звука в основном мягкий, певучий; сила звука небольшая (меньшая, чем у скрипки или виолончели), а в техническом отношении инструмент может быть весьма подвижным.

Поэтому то, что контрабас (или группа контрабасов) часто трактуется композиторами как сольный мелодический инструмент, равнозначный другим солирующим инструментам оркестра, но отличный от них своим особым, характерным тембром, не случайно. Ведь контрабасу подвластно выражение самых различных настроений и образов. Здесь и ораторский пафос речитатива из Девятой симфонии Бетховена , и трагические образы Шестой симфонии и "Манфреда" Чайковского , и нежный лиризм Фореллен-квинтета Шуберта , и виртуозность "Шехеразады"Римского-Корсакова .

Композиторы -новаторы, глубоко знающие оркестр и его инструменты, такие, как, например, Р. Штраус , Стравинский , Прокофьев , Шостакович , используют в своих сочинениях все регистры контрабаса, хотя те же ноты, казалось бы, могли сыграть и альты, и виолончели, и даже скрипки.

Сольное и оркестровое исполнительство на контрабасе претерпело длительный период становления и развития. Вначале у контрабаса не было индивидуальной партии в оркестре. Композиторы писали только басовую партию - "бассо континуо", или партию виолончели, которую контрабасисты дублировали кто как мог, упрощая ее в соответствии со своими возможностями. Среди оркестровых контрабасистов были и выдающиеся музыканты, способные сыграть виолончельную партию, не облегчая ее, полностью соблюдая все указания композитора. В этом, вероятно, и состоит одна из причин довольно раннего и бурного развития культуры сольного концертного исполнительства на контрабасе, появления крупных виртуозов и концертантов. Те, кто ставил перед собой большие задачи, достигали в исполнительстве выдающихся результатов.
В становлении и совершенствовании контрабасового искусства значительную роль сыграло создание новых произведений оперной и симфонической музыки, где басовая партия трактовалась композиторами все более углубленно, виртуозно и разнообразно, а также появление контрабасового сольного, ансамблевого и педагогического репертуара, на базе которых формировались контрабасист-оркестрант и контрабасист -солист.
Время сохранило для нас имена многих контрабасистов, деятельность которых составила историю контрабасового исполнительства. Это солисты и педагоги, создавшие свои школы, методы обучения, имевшие прославленных учеников. Два наиболее ранних по времени и известных нам имени - Монтеклер и Саджиони .

Далее мы знаем имена итальянских контрабасистов Пьетро Джионетти, Джузеппе Андреоли, Луиджи Негри, Антонио Даль"Окка и других. Крупнейший среди них - Доменико Драгонетти (1763-1846) - родился в Венеции. После открытия консерватории в Лондоне в 1823 году стал там первым профессором по классу контрабаса. Драгонетти был виртуозом. Он часто исполнял на контрабасе виолончельную партию в квартетах Бетховена. Собственные его композиции были настолько трудны, что никто, кроме него, не мог их исполнить. Играл Драгонетти на контрабасе работы Гаспара да Сало, сделанном в период 1550-1560 годов. Этот уникальный инструмент известен под именем "Таризио".

Другим выдающимся итальянским контрабасистом -виртуозом был (1823-1889). Он родился в Кремоне, окончил Миланскую консерваторию у профессора Л. Росси . С большим успехом Боттезини гастролировал во многих странах мира. Он был и отличным дирижером (дирижировал, например, премьерой оперы Дж. Верди "Аида", дававшейся в честь открытия Суэцкого канала). Боттезини является также автором нескольких опер, пьес для контрабаса и других произведений.


Среди немецких контрабасистов выделим Франца Антона Пихельбергера (1740-1810) - для него писал концерты Диттерсдорф, а Моцарт сочинил для него и баса Герла свою знаменитую арию "Per questa bella mano..."; Йозефа Кемпфнера , считающегося первым солистом на контрабасе (в конце XVIII века он концертировал как солист в Париже, Москве, Петербурге и других городах Европы); Иоганна Маттиаса Шпергера - контрабасиста -виртуоза и композитора, ученика Й. Гайдна, сменившего его в капелле князя Эстергази.

Сильная контрабасовая школа сложилась в Чехии, где известны имена Яна Зеленки, Габриэля Герстнера, Вилема Елинека, Антонина Грамса, Антонина Слама и других. Наиболее выдающимися чешскими контрабасистами были Вацлав Гаузе , Иосиф Граббе , Франц Симандль и Густав Ласка . Выходцем из Чехии был и Иосиф Ромбаусек (1845-1901), некоторое время преподававший в Московской консерватории. Среди его учеников был, в частности, Сергей Кусевицкий , выдающийся русский музыкант, известный не только как контрабасист, но и как дирижер (в течение 25 лет он возглавлял в США Бостонский симфонический оркестр), композитор и музыкально-общественный деятель (в период второй мировой войны он был председателем музыкальной секции общества американо-советской дружбы).
Разумеется, со временем и в этих, и в других странах появилось много новых прекрасных контрабасистов.
В России в середине прошлого века возникли две контрабасовые школы - петербургская и московская.

В Петербургской консерватории первым педагогом по классу контрабаса был итальянец Д. Ферреро, его преемником стал В. Жданов. Их традиции продолжили В. Бех, М. Краснопольский, П. Углицкий, а позже М. Кравченко, С. Буяновский, М. Курбатов, П. Вейнблат. Первым преподавателем игры на контрабасе в Московской консерватории, открывшейся в 1866 году, был Густав Шпеккин, после него класс контрабаса вел Иосиф Ромбаусек. Позже здесь преподавали контрабасисты В. Проскурнин, А. Милушкин, В. Зинович, А. Астахов, В. Шестаков, Р. Азархин, Е. Колосов. Профессором Московской консерватории был и замечательный солист -виртуоз Иосиф Гертович (1887-1953).

Бамберг, 08.06.2007

Статьи

итал. contrabasso, нем. Kontrabass, франц. contrabasse, англ. double bass

Самый большой по размеру (длина ок. 2 м) и самый низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Непосредственной предшественницей контрабаса была контрабасовая виола да гамба со строем:

появившаяся в сер. 16 в. (впервые изображена на картине П. Веронезе "Пир в Кане", 1562). В сер. 17 в. итал. мастер М. Тодини, устранив у этого инструмента 5-ю (нижнюю) струну и лады на грифе, создал новый 4-струнный инструмент - К. со строем (звучит октавой ниже написания):

Впервые К. был применён в оркестре в 1701 (по др. данным, в 1699) комп. Дж. Альдровандини при пост. его оперы "Цезарь Александрийский". Затем в течение долгого времени К. почти не использовался в оркестре (басовый голос исполнялся виолончелями вместе с др. более низкими по звучанию инструментами - 6-струнным виолоне или церк. басом). Так, например, в оркестровых произв. И. С. Баха партия К. (обозначена Violone grosso) присутствует лишь в "Бранденбургском концерте" и кантатe "Was mir behagt". Обязательным участником оркестра К. становится с сер. 18 в. В это же время появляются и солисты-контрабасисты. С использованием этого инструмента как сольного связано возникновение нового, более звучного 3-струнного К. Во Франции он строился по квинтам (октавой ниже виолончели, но без нижней струны до), в Италии, Англии по квартам (как и 4-струнный К., но без нижней струны ми). В начале 19 в. чешские музыканты выработали новые методы игры на К., позволившие употреблять и для оркестровой и для сольной игры один 4-струнный тип инструмента. Для усиления звучания при игре соло представители Пражской школы вводили так называемый "сольный строй" (на тон выше натурального).

В 1850 (по др. данным, в 1848) франц. мастер Ж. Б. Вильом построил громадный К. (высота 4 м), названный им "октобас". В наст. время для расширения диапазона и получения дополнит. нижних звуков (до с и h) применяются либо клапанный механизм, "удлиняющий" нижнюю струну, либо 5-струнные инструменты. Особенно широко употребляется К. в оркестре и ансамбле. При сольном исполнении и в ансамбле играют на нём обычно стоя, в оркестре - сидя на спец. высоких стульях или табуретах. С сер. 20 в. К. обычно оснащается металлическими струнами. Для К. писали Й. Гайдн, Ф. А. Хофмайстер, И. Шпергер, К. Диттерсдорф, В. Пихль, Я. Ваньхаль, А. Капуцци; совр. композиторы - П. Хиндемит, Э. Тубин, Л. Вальцель, X. Хенце, С. Б. Порадовский, Р. М. Глиэр, Ю. А. Левитин, А. В. Богатырёв и др. Камерные соч. с участием К. создали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Гуммель, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. И. Глинка, С. С. Прокофьев и др. Среди солистов-контрабасистов (почти все они - авторы произв. для К.) - Д. Драгонетти, Дж. Боттезини (Италия), Э. Нанни (Франция), Э. Маденский (Австрия), И. Прюннер (Румыния), Г. Галлиньяни (Италия), С. А. Кусевицкий (Россия), в СССР - И. Ф. Гертович, Р. М. Азархин и др. Большой вклад в развитие педагогики и методики игры на К. внесли Дж. Боттезини, В. Хаузе, И. Грабье, Ф. Симандль, Ф. Черни, А. Финдейзен, Э. Нанни, Л. Монтаг, А. А. Милушкин, В. В. Хоменко. Вопросом последовательного использования расширенной (4- и 5-пальцевой) аппликатуры занимались К. Франке, Ф. Варнеке, Н. В. Савченко, В. К. Бездельев.

Литература: Контрабас. История и методика, M., 1974.

Б. В. Доброхотов

Если вы войдете в здание консерватории или музыкального училища и услышите звуки похожие на звуки, возникающие при перетаскивании старинных огромных гардеробов, не удивляйтесь: это происходит репетиция контрабасистов. Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства, обладающий самым низким звучанием. Рассмотрим далее, как не ошибиться и правильно выбрать этот инструмент.

Конструкция и размеры инструмента

В конструкцию контрабаса входят следующие основные элементы:

верхнюю часть инструмента называют “головой”, которая состоит из трех частей: декоративных элементов – завитка и улитки, а также колковой коробки;

– при помощи колков, размещенных в колковой коробке, осуществляется натяжение струн при настройке;

– нижняя дека и верхняя дека прикреплены к обечайке;

– через подгрифник, расположенный в нижней части инструмента, пропускаются бобышки струн;

– подставка является опорой для струн, которые располагаются над грифом;

– если сравнивать с конструкцией гитары: то, что у контрабаса – гриф, у гитары является накладкой, у контрабаса – шейка грифа, а у гитары – гриф; шейка грифа контрабаса придает конструкции инструмента жесткость;

– к элементам акустического аппарата инструмента относятся: витиеватые резонаторные отверстия в верхней деке – эфы (метки, расположенные на них – зарубки) и боковые вырезы – эсы;

– элемент, который распирает деки в районе второй ноги, называется “душкой” или “мостиком”, а планка, которая проходит внутри деки под “басовой” лапой подставки – пружиной;

– инструмент опирается на шпиль, который может регулироваться по высоте; контрабас в игровом положении удерживается всем телом и левым коленом музыканта. В некоторых случаях исполнители во время игры могут сидеть на высоких специальных табуретах. В оркестре музыканты контрабас часто называют просто “басом”.

Как правило, размер контрабаса условно принимается за размер полного инструмента – 4/4. Но на сегодняшний день размеры 99% всех используемых инструментов в оркестрах составляют 3/4, которые по ошибке принимаются за полноразмерные. Это объясняется тем, что обычно все скрипичные инструменты делятся на взрослые (4/4) и детские (7/8, 3/4, 1/2и т.д.). Например, взрослая скрипка всегда соответствует размеру 4/4. Контрабас же, напротив, называют “полным”, не смотря на то, что размер его 3/4.

Существуют 2 основные классификации инструментов: европейская (”немецкая”) и японская (фирмы ”Сузуки-виолин”). Согласно европейской системе, которая считается основной, определяют размеры большинства контрабасов, а согласно японской – инструменты “Сузуки”, “Чаки” и других азиатских производителей. Правильные размеры контрабаса определяются по ширине талии, бедер и плеч, по ширине обечайки, по высоте задней деки (от места приклеивания грифа до низа).

Характеристики инструмента

Как правило, нижняя и верхняя деки контрабаса изготавливаются из ели (иногда нижняя – из тополя), обечайка – из березы, гриф – из клена, груши или других твердолиственных пород дерева. Инструменты, изготовленные из дерева, дороже стоят, чем из фанеры, звук у таких инструментов звучит насыщеннее. Фанерные же контрабасы не боятся ударов и погодных условий, хотя тяжелее по весу.

Осматривая внешний вид инструмента, надо обращать внимание на отсутствие механических повреждений, а если таковые имеются – то на качество реставрации. Серьезные повреждения – это трещины дек по всей ширине или длине, трещины в районе подставки. Не страшно, если инструмент проклеивался в процессе реставрации эпоксидным клеем, так как ремонт для контрабаса считается привычным делом. Подставка и душка должны находиться напротив зарубок на эфах.

Также следует учитывать, что новый контрабас является не самым лучшим инструментом, так как в течение 1-2 лет он просыхает, а окончательное густое звучание он приобретает только лишь через 10 лет.

Все инструменты по изготовлению делятся на фабричные и мастеровые. Мастеровые контрабасы стоят дороже потому что, как правило, изготавливаются от начала до конца одним мастером. Фабричные инструменты стоят дешевле, хотя нередко по качеству не уступают мастеровым.

Ценность контрабаса зависит: от возраста изготовления (чем старше, тем ценнее); от используемых материалов (дерево, фанера, красное дерево и т.д.); оригинальности; качества реставрации; от страны производителя (например, традиционные популярные страны Италия, Франция, Германия, Япония, США).

Ассортимент контрабасов в России

Контрабасы, которые сегодня можно приобрести в России, можно разделить на несколько групп:

– московские (производитель – “Московская фабрика музинструментов и мебели”) – характеризуются широкими бедрами и деревянной основой. Старые варианты инструментов считаются более качественными, особенно довоенные. Стоимость составляет 10-30 тыс. рублей.

– питерские (производитель – компания “Горонок Струнные Инструменты” (Санкт-Петербург) – современные инструменты, для которых характерно тяжелое звучание и не совсем удобная конструкция (гриф толще обычного вдвое). Стоят в пределах от 40 до 90 тыс. рублей.

– чешские (производитель – чешская фабрика ”Cremona”) – отличаются лучшим качеством, чем московские. Часто изготавливаются из фанеры, а иногда из дерева. Старые экземпляры считаются наилучшими. Цена – 20-40 тыс. рублей.

– немецкие (производитель компания ”Musima”) – наиболее качественные и удобные инструменты, выполненные из дерева (черное дерево применяется для грифа). Стоимость равна от 600 до 2000 у.е.

За границей, к примеру, качественный б/у контрабас может стоить от 2-3 до 15-16 тыс. у.е., а раритет и вовсе – 20-40 тыс. у.е. Китайские инструменты стоят от 800 у.е., а румынские – 1500-2000 у.е.

Если учитывать все особенности при выборе контрабаса, каждый музыкант может выбрать себе наиболее подходящий инструмент.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....