Институт красной профессуры выпускники. Институт красной профессуры

Все слышали выражение: «кадры решают все». Оно пришло к нам из советского времени, вот и давайте вместе посмотрим, какие же кадры «решали все» в СССР. Косыгина заслуженно считают одним из самых образованных, профессиональных и культурных советских управленцев. Каким же было его образование?

Учеба - Кооперативный техникум сразу после гражданской войны. Закончил в 1924 году. Потом 6 лет нигде не учился. В 1930 году стал чернорабочим и одновременно учился в текстильном институте. Учтем, что техникум и институт в те годы очень отличались от учебных заведений позднесоветских времен. Образование после гражданской войны было разгромлено, преподавательские кадры в массе своей утеряны, вступительные экзамены отменены, а восстановили их только в начале 30-х, при поступлении на первом месте стояли анкетные данные (рабочий-крестьянин), учебная и материально-техническая база в условиях разоренной страны практически отсутствовала.


Потом в 1935 году по завершению учебы Косыгин опять стал рабочим. После чего следуют несколько крупных скачков в карьере, и в 1939 году он уже министр текстильной промышленности (это в возрасте 30 лет, из которых управленческой деятельностью занимался совсем недолго). А в 1940 году назначен заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем Совета по товарам широкого потребления. Это Косыгин, который был Председателем Совета Министров СССР с 1964 года до октября 1980-го, то есть крупнейшим управленецем СССР. А у других советских деятелей подготовка намного хуже.

У всяких малограмотных недоучек очень распространена практика выдавать свои похождения по подворотням за «университеты». Так и пишут - «мои университеты». Смотришь на эти «университеты» и видишь - каторга, ссылка, беспризорник. И на выходе «блестящий управленец». Куда там западной властвующей элите. Разумеется, «кто на зоне срок не мотал, тот жизни не знает». Или в более мягком варианте - кто в армии не служил… Вот это вбивается в голову русским десятками лет именно для того, чтобы они и дальше барахтались в невежестве. Нашему народу не положено знать, что высшая управленческая элита Запада - сплошь очень образованные люди, каким-то образом получившие знания жизни без отсидки и срочной службы в армии, и даже без поездки на картошку.

На Западе сначала человек учится в привилегированной школе с очень серьезной подготовкой, потом - в лучших в мире вузах, потом по ступеньке, годами поднимается вверх по карьерной лестнице, на разных стадиях, получая и дополнительные знания, и дополнительный опыт. Лет через двадцать человек становится заметной фигурой истеблишмента, и вот так из поколения в поколение. Также было и в Российской империи. В раннем СССР - не так. Едва научился читать и школу бросил (начался первый «жизненный университет» в виде беспризорника), потом сын полка (второй «университет»). Никакого образования до 25 лет, а потом - институт. Вот как такое может быть? Яснее ясного, что такое образование фиктивно. А после института сразу крупное назначение в управленческие структуры, а еще через несколько лет попадание в высшую властвующую элиту страны. Это с некоторыми оговорками - обычная, типичная биография советских управленцев вплоть до 50-х годов. Не верите? Ну что ж, я приведу конкретные факты.

Планирование - это основа советской экономики и одна из главных отличительных ее черт. Поэтому логично для примера взять именно руководителей Госплана - ключевой организации, занимавшейся планированием, и к тому же начальник Госплана по статусу - один из самых высших управленцев советского периода. Здесь стоит добавить, что многие люди, о которых речь пойдет ниже, в течение своей жизни занимали не только пост главы Госплана, но и другие очень крупные должности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать выборку достаточно репрезентативной для целей составления типичного портрета крупного советского управленца.

Итак, каков же в целом уровень образования начальников Госплана? У истоков этой организации стоял Глеб Максимилианович Кржижановский. В 1889 году с отличием окончил Самарское реальное училище. В 1894 году окончил с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Действительно, начало, не просто хорошее, а отличное. Но что было дальше? А вот что…

Александр Дмитриевич Цюрупа (период на посту руководителя - 1923-25). Учился в Херсонском сельскохозяйственном училище, учился, но не доучился - исключен. Высшего образования нет.

Валериан Владимирович Куйбышев (1930-34) - в 1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, а уже в 1906 году исключен. Как видим, вновь высшего образования нет. Обратите внимание на то время, когда он возглавлял Госплан. Это 1930-34 гг., то есть важнейшие годы индустриализации. Именно в этот период происходил колоссальный переворот в промышленном развитии страны, фактически создавались целые отрасли, основа экономического потенциала СССР. А в Госплане начальником человек, чуть-чуть проучившийся в медицинской академии.

Идем дальше. Валерий Иванович Межлаук. Руководил с 1934-го по 1937 год. Высшее образование есть… историко-филологический факультет плюс к этому юридический экстерном. Ну, что тут сказать? Мягко говоря, не совсем профильная подготовка. Но все-таки это хоть что-то более-менее приличное.

В 1937 году в Госплане начальником также был Геннадий Иванович Смирнов. В 1919 году закончил реальное училище (среднее образование). В 1924 году становится студентом Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, а уже в 1926 году аспирант института экономики. Аспирант после двух то лет обучения. Это несерьезно.

Николай Алексеевич Вознесенский (1938-41 и 1942-49). Коммунистический университет имени Свердлова, а также Институт красной профессуры. Без комментариев.

Максим Захарович Сабуров (1941-42, а также 1949-53 и в 1953-55). Коммунистический университет имени Свердлова (это без комментариев), потом Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана. Это, конечно, достижение, правда, закончил Сабуров институт в возрасте 33-х лет, ну да ладно, будем считать, что здесь все нормально.

Григорий Петрович Косяченко руководил Госпланом в 1953 году. В начале 20-х он курсант военно-политических курсов в Новочеркасске, потом слушатель Военно-политической академии им. Н.Г. Толмачева и с 1929 по 1932 — слушатель Института Красной профессуры. С вашего позволения, «красную профессуру» комментировать не буду.

Биография же Иосифа Иосифовича Кузьмина (1957-59) настолько красноречива, что ее стоит привести немного подробнее. Родился он в 1910 году, в 1926 -ученик столяра, с 1927 по 1929 год он, внимание, - ученик средней школы. В 1929 году масленщик, потом слесарь, а в 1931 году студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. С 1932 года слушатель Военной электротехнической академии. И вот такой человек находился в высших эшелонах власти во второй половине XX века. М-да… Его сменил Алексей Николаевич Косыгин, о котором я уже сказал выше.

Владимир Николаевич Новиков. Глава Госплана в 1960-62 годы. В 27 лет окончил Ленинградский военно-механический институт, до этого Новгородский индустриальный механический техникум. Не будем привередничать, на фоне предшественников это заметный прогресс, но с другой стороны на дворе, ни много ни мало, 60-е годы, и Гагарина уже отправили в космос.

В 1962 году Госпланом также руководил Вениамин Эммануилович Дымшиц. Это уже ни в какие ворота не лезет, потому что Дымшиц в 30-х годах заочно поучился в Донецком институте хозяйственников, но его не окончил. Вот так вот, без высшего образования он потом стал директором завода, был управляющим трестом «Запорожстрой», а в 1950-ом закончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Экстерном. Наивные есть?

Николай Константинович Байбаков. Кстати, в 1955-57 гг. он уже был начальником Госплана, но настоящая эпоха Байбакова - это период с 1965 по 1985 гг. Это расцвет СССР, Советский Союз того времени располагал гигантской экономикой, огромным и уже образованным населением, выдающейся наукой и мощнейшим ВПК, целым рядом вузов самого высшего мирового уровня. А кто руководит Госпланом? У Байбакова за плечами Азербайджанский институт нефти и химии, поступил, как и положено, в 17 лет (1928 год), окончил в 21 год. То есть все вроде бы нормально. Есть высшее образование и, причем, полученное вовремя. Но что такое Азербайджанский институт нефти и химии в 1928 году? Что это вообще за учебное заведение? Это бывшее техническое училище, на базе которого в 1920 году создан институт. Его первый выпуск состоялся в 1923-м из трех студентов. К 1927 году их число не достигало даже 300. Вопросы есть?

Как видим, за 64 года (с 1921 по 1985 гг.) из всех руководителей Госплана, пожалуй, лишь один единственный человек располагал образованием, действительно соответствующим столь высокому посту.

Это - руководство, но важно обратить внимание не только на уровень подготовки высшего кадрового состава, но и людей на местах, ведь огромное количество серьезных решений принимается именно на этом уровне. Это сотни тысяч решений в день, если смотреть по стране, и решений ответственных, это рутина руководителей. Как рассчитать цены на потребительские товары, сколько надо напечатать денег, сколько выработать руды, сколько вагонов произвести для ее перевозки и т.д.? Это решают, опираясь на очень сложный математический аппарат, если ставится задача распределять ресурсы эффективно. А решения «на глазок» тут же приводят к страшным потерям, издержкам, перекосам в экономике и так далее. Как тут построишь сверхдержаву, да еще и в условия острой нехватки ресурсов, и главное очень быстро? Тут нужны квалифицированные решения, сотни тысяч решений, правильных, на основе точного расчета, с привлечением очень сильных математиков.

Я в университете прошел курс математической экономики. Так сейчас называют комплекс методов, которые использовал Госплан для расчета различных межотраслевых величин. Для того, чтобы перейти к этому курсу, студенты прошли четырехлетнюю предварительную подготовку по университетской программе физмата - математический анализ, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, аналитическая геометрия, алгебра, комплексный анализ. Только на пятом курсе нам стали читать математическую экономику, потому что она включала в себя знания всех ранее пройденных предметов, о которых я вам сейчас сказал. Так вот это было нечто! Мы решали задачи, которые стояли перед управленцами в 30-ые годы. Без такого мощного математического аппарата невозможно было их решать.

И наш профессор показал на конкретном практическом примере, как небольшая погрешность в решениях может приводить к огромным потерям в экономике. Понимаете? Мы - студенты московского вуза, одного из лучших в стране, физматчики, едва справлялись с задачами, которые, как нам пытаются говорить сейчас, элементарно решали «беспризорники», едва умеющие писать, мол решали на основе практического опыта. Не иначе как общинный дух и мать-сыра-земля нашептывали правильный ответ. Причем связь с матерью-сырой-землей была только у советских беспризорников, японцы в аналогичных случаях вели расчеты с привлечением хороших математиков, американцы то же самое, англичане то же самое. И только СССР - страна чудес, а потом и другие братские соц.страны.

В результате известных событий начала XX века резко сократился образованный слой «старых специалистов». А про тех, что пришли взамен, я уже сказал. Что же было в послереволюционные годы? Установили значительную квоту в вузах для рабочих-крестьян и следили за тем, чтобы квота была рабочими заполнена, а зачисляли в вуз без экзаменов. Кроме того, отменили не только экзамен, но и требование, чтобы в вузе учился человек, получивший ранее школьное образование. То есть разрешили идти в вузы людям вообще без образования и без экзаменов. В результате пошел вал людей, которые учиться в вузе не могли. И как же таких учить? Что же делать? Нетрудно догадаться, что резко снизили планку преподавания, а дипломы выдавали, как обычно. Вот отсюда и появились «тысячи советских инженеров», подготовленных ранней советской властью. Что это были за инженеры, понять нетрудно. Подчеркиваю, что речь идет о ситуации в целом. Отдельные гении появиться могли, я не спорю с этим, но не в массовом масштабе. А для осуществления промышленно-технологического рывка страны нужно, чтобы было именно массовое количество профессионалов, но этого-то и не было. Кто же провел индустриализацию? Кто же тогда управлял экономикой? В значительной степени иностранцы. А значит, СССР не был независимой страной.

Не нравится подборка биографий глав Госплана? Тогда вот вам руководство госбезопасностью.

Феликс Эдмундович Дзержинский. Образование - учился в гимназии. Основные этапы карьеры: в молодости занимался революционной деятельностью (издание газеты, транспортировка нелегальной литературы, организатор бунтов рабочих и т.п., неоднократно арестовывался); председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем; председатель ОГПУ.

Вячеслав Рудольфович Менжинский. Образование - юридический факультет Петербургского университета. Основные этапы карьеры: член военной организации при комитете РСДРП в Петербурге и редактор большевистской газеты «Казарма»; член петроградского военно-революционного комитета, комиссар Военно-революционного комитета в Госбанке; консул в Берлине; нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины; начальник Особого отдела; заместитель председателя и председатель ОГПУ.

Генрих Григорьевич Ягода. Образование - нет среднего образования. Основные этапы карьеры: работа в подпольной типографии; работа в петроградском ЧК; член Президиума ВЧК; зам. председателя ОГПУ; народный комиссар внутренних дел СССР с 10 июля 1934 — 26 сентября 1936.

Николай Иванович Ежов - начальное образование. Основные этапы карьеры: военный комиссар; ответственный секретарь областного комитета партии Марийской Автономной области; секретарь Семипалатинского губкома; работа в ЦК ВКП(б); зам. наркома земледелия СССР; заведует Распределительным отделом, Отделом кадров ЦК ВКП(б) и промышленным отделом; заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б); с февраля 1935 года по март 1939 года — председатель КПК и секретарь ЦК ВКП(б); народный комиссар внутренних дел СССР с 26 сентября 1936 — 25 ноября 1938.

Берия Лаврентий Павлович. Образование - техническое училище, 2 курса Бакинского политехнического института. Основные этапы карьеры: работа в аппарате Совета рабочих депутатов; конторщик; сотрудник российского полпредства в Тифлисе; управляющий делами азербайджанского ЦК; заместитель председателя ЧК Азербайджана; руководитель ГПУ Грузии; первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и секретарь ЦК КП(б) Грузии; первый заместитель наркома внутренних дел; народный комиссар внутренних дел с 25 ноября 1938 по 29 декабря 1945.

Дальше ситуация, конечно, улучшается, но даже Юрий Андропов, глава КГБ с 1967 по 1982 гг., и тот имел своеобразное образование - семь классов, затем техникум (специальность «техник по эксплуатации речного транспорта»). Далее заочно (а по другим сведениям экстерном) закончил Высшую партийную школу и параллельно заочно учился на историко-филологическом факультете Карело-Финского государственного университета.

И напоследок, слово Судоплатову, буквально три цитаты: 1.) «Мое начальное образование включало в себя изучение Нового и Ветхого Завета и основ русского языка»; 2.) «…в двенадцатилетнем возрасте, я убежал из дому и присоединился к красноармейскому полку, который вскоре был вынужден покинуть Мелитополь»; 3.) «Несмотря на то что вся наша жизнь была заполнена работой, жена побудила меня заняться изучением права в Харьковском университете. Но мне, правда, удалось побывать всего на десяти лекциях и сдать один экзамен — по экономической географии». Этот человек был заместителем начальника 1-го (Разведывательного) управления НКВД СССР, не зная ни одного западноевропейского языка работал в Западной Европе, возглавлял 4-е управление НКВД СССР, генерал-лейтенант МВД.

В общем, кадры решают всё - ни убавить, ни прибавить.

ИНСТИТУТ КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ (ИКП), в РСФСР и СССР высшее учебное заведение для подготовки преподавателей-марксистов по общественным наукам и партийных работников. Учреждён 11.2.1921 в Москве и Петрограде, но из-за нехватки преподавателей открылся в октябре только в Москве. Находился в ведении Наркомпроса (до 1928), затем - ЦИК СССР, общее руководство институтом осуществлял агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Первоначально имел три отделения - экономическое, историческое, философское. В 1924 году организованы подготовительное, правовое, естественное, в 1927 - литературное и историко-партийное отделения. Ректор ИКП в 1921-32 - М. Н. Покровский. Преподаватели: В. Ф. Асмус, Ш. М. Дволайцкий, В. П. Волгин, Н. М. Лукин, Л. Н. Крицман, В. В. Адоратский, В. И. Невский, И. И. Рубин, А. М. Деборин, П. И. Лященко, П. Ф. Преображенский, А. Н. Савин, Н. А. Рожков, Е. А. Косминский, С. Н. Валк, Б. Д. Греков и др. Беспартийные преподаватели «старой школы» работали под контролем сотрудников института - членов ВКП(б). Со 2-й половины 1920-х годов проблема кадров решалась за счёт собственных выпускников ИКП (в 1928 в нём преподавали 24 «красных профессора»).

Срок обучения в ИКП составлял 3 года. Для поступления в него требовались (за редким исключением) членство в ВКП(б) и определённый партийный стаж (3 года в 1922, 8-10 лет в 1932). Основная форма обучения в ИКП в 1920-е годы - работа в «семинариях», где слушатели изучали экономическую теорию К. Маркса, материалистические и диалектические учения, историю революций, рабочего и крестьянского движения. Велась также исследовательская работа. Обязательной частью учебного процесса в ИКП была партийная работа (агитационно-пропагандистская деятельность, преподавание в партшколах и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках). Во 2-й половине 1920-х годов слушатели ИКП активно участвовали в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б).

В 1930-е годы вместо ИКП на базе его отделений образованы самостоятельные институты красной профессуры: исторический, историко-партийный, экономический, философии и естествознания; аграрный; мирового хозяйства и мировой политики; советского строительства и права; литературы, искусства и языка; подготовки кадров и др. Их число и наименования менялись. В январе 1938 институты красной профессуры были расформированы в ходе реорганизации вузовской системы в стране. К этому времени среди преподавателей высшей школы, сотрудников НИИ и Академии наук были практически одни марксисты.

Среди выпускников институтов красной профессуры - историки Н. Н. Ванаг, Э. Б. Генкина, И. И. Минц, А. М. Панкратова, Н. Л. Рубинштейн, С. Г. Томсинский; философы Н. А. Карев, Ф. В. Константинов; партийные и советские деятели Н. А. Вознесенский, Л. 3. Мехлис, П. Н. Поспелов, Я. Э. Стэн.

Источн.: Работы семинариев философского, экономического и исторического за 1921-1922 годы (1 курс) // Труды Института красной профессуры. 1923. Т. 1; К истории Института красной профессуры // Исторический архив. 1958. № 6.

Лит.: Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929 годы). М., 1968; Алексеева Г. Д., Желтова Г. И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Таш., 1977; Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 12; Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. СПб., 2002. Т. 4: История и современность; она же. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921-1930 годы) // Петербургская историческая школа. СПб., 2004.

Е. В. Никуленкова.

В статье рассматривается структура Института красной профессуры, занимавшегося подготовкой преподавателей по общественным наукам в 1920‑е гг. В частности, показано, какие отделения существовали в ИКП, как было организовано руководство институтом. Так же отмечается характерная для 1920‑х гг. большая роль студенческих организаций в решении вопросов, связанных с деятельностью ИКП.

После прихода к власти перед большевиками стояла задача преобразования научных и учебных заведений в духе требований пролетарского государства. Главная проблема при осуществлении этой реорганизации состояла в обеспечении учебных заведений преподавателями–марксистами, прежде всего по общественным наукам. Для ее разрешения в Москве в 1921 г. был открыт Институт красной профессуры (ИКП) .

До 1928 г. институт состоял в ведении Государственного ученого совета (ГУС) Наркомата просвещения, затем перешел в подчинение ЦИК СССР . Председателем ГУСа Наркомпроса в 1920‑е гг. был М. Н. Покровский. Кроме того, деятельность Института красной профессуры (как и других научных и учебных учреждений) находилась под контролем Агитационно–пропагандистского отдела ЦК РКП(б) - ВКП(б). В Агитпроп ЦК партии руководство ИКП присылало протоколы заседаний Правления, мандатной комиссии, программы отделений, отчеты о работе . На заседаниях Секретариата и Оргбюро ЦК партии рассматривались и утверждались учебные планы, правила приема, состав преподавателей и слушателей, вопросы о распределении выпускников и многие другие (вплоть до урегулирования проблемы о возможности пользования икапистами библиотекой Института К. Маркса и Ф. Энгельса).

Во главе института стоял ректор, при котором действовало Правление. В 1920‑е гг. ректором ИКП был известный историк–большевик с дореволюционным стажем Михаил Николаевич Покровский. В разные годы состав правления менялся. В конце 1920‑х гг., помимо ректора, в него входили: проректор по учебной части, проректор по административно–хозяйственной части, секретарь института, один представитель от преподавателей, два представителя от слушателей, а также заведующие отделениями ИКП .

Для приема в институт была создана мандатная комиссия, состоящая из трех человек: по одному представителю от ЦК партии (часто это были заведующие агитационно–пропагандистским отделом) , Правления и слушателей ИКП. Так, в 1924–1925 гг. председателем мандатной комиссии был С. И. Сырцов, в 1926 г. - В. Г. Кнорин, в 1927 г. - А. И. Криницкий . О каждом кандидате комиссия выносила постановление. При положительном решении мандатной комиссии заявления поступали в правление. Оно рассматривало их и допускало (или нет) соискателей к представлению самостоятельной письменной работы по избранной специальности. Те, чьи работы признавались удовлетворительными, допускались к устному коллоквиуму по теоретической экономии, философии, русской и всеобщей истории .

Помимо правления различные вопросы деятельности института решались на собраниях слушателей отделений, семинаров, а также собраниях (как общих, так и по отделениям) слушателей–коммунистов . На последних обсуждались и вопросы политического характера, обстановка в стране и в партии.

Кроме этого, в ИКП существовало бюро коммунистов, которое выбиралось на собрании слушателей–коммунистов в количестве трех человек и двух кандидатов на полгода. Как отмечалось, через бюро ячейки коммунистов Агитационно–пропагандистский отдел ЦК РКП(б) руководил партийной и педагогической работой икапистов. Бюро коммунистов должно было отчитываться перед общим собранием слушателей - коммунистов ИКП .

Слушательские организации решали важные вопросы деятельности института. Икаписты участвовали в деятельности различных институтских комиссий (академической, ревизионной, шефской, санитарно–курортной, партийном суде), обсуждали учебные планы, вопросы о переводе слушателей с одного курса на другой, оценивали работу руководителя семинара и могли требовать его замены .

Собрания слушателей–коммунистов, а также бюро коммунистов ИКП, помимо партийной и педагогической работы, рассматривали и учебные вопросы. Так, проректор по учебной части К. А. Попов отмечал в марте 1928 г.: «В организации участия слушателей и работе учебной части следует: 1) добиться правильных взаимоотношений между слушательскими организациями, с одной стороны, и учебной частью и Правлением Института с другой, на основе общего положения, что слушательские организации, до бюро ячейки включительно, не замещают ни учебной части, ни Правления, и что решающими органами являются именно учебная часть и Правление;… 3) добиться окончательного оформления слушательских организаций учебного характера…» . К. А. Попов указывал также, что со стороны руководства института нет должного контроля над педагогической практикой слушателей, а распределение на практику осуществляется не учебной частью, а Бюро ячейки коммунистов. При этом не отрицалась необходимость контроля со стороны коммунистической ячейки слушателей над различными сторонами деятельности ИКП, в том числе учебной дисциплиной преподавателей и слушателей .

Проводимая в стране в 1920‑е гг. политика пролетаризации студенчества, не могла не отразиться и на Институте красной профессуры. По решению XIII съезда РКП(б) в 1924 г. в ИКП было организовано двухгодичное подготовительное отделение, которое должно было подготовить рабочих к поступлению в институт. Оно стало основным источником комплектования ИКП .

До 1924 г. в Институте красной профессуры существовало три основных отделения - экономическое, историческое и философское. Каждое имело свою программу, рассчитанную на три года обучения. Историческое отделение изначально было разделено на секции русской и западной истории. В начале 1920‑х гг. (до 1924–1925 гг.) существовала ещё и специализация по истории социализма . Философское отделение было разделено на секции истории мировоззрения (в некоторых программах она называлась просто секцией мировоззрения) и социологическую секцию .

В ходе обучения в ИКП слушатели должны были вести не только академическую и научную работу - готовить доклады, писать статьи [об этом см.: 8, с. 80], но и заниматься партийно–педагогической работой. Это тоже являлось частью процесса обучения в институте. Партийная работа включала в себя преподавание в районных партшколах, руководство марксистскими кружками на предприятиях, агитационные выступления и т. д. .

Большая загруженность практической деятельностью приводила к невыполнению академических требований, к нехватке времени на самостоятельную работу. Слушатели имели большую задолженность (не выполняли необходимого количества докладов), плохо знали иностранные языки, не успевали написать и защитить диссертации. В связи с этим срок обучения в ИКП с 1924 года был продлен до четырех лет. Последний год предназначался для написания диссертации. Правда, выпускница института, историк Э. Б. Генкина вспоминала, что, когда она училась - а она закончила четырехлетний курс обучения - диссертации никто не писал . В 1928–1930 гг. одновременно с выпуском слушателей, прошедших четырехлетний курс обучения, проводились и выпуски «красных профессоров», окончивших трехлетний курс .

По мере развития ИКП появлялись все новые отделения. В 1924 г. были открыты правовое и естественное отделения . На естественное отделение принимались лица, уже имевшие естественно–научное образование (физика, химия, биология). В ходе обучения в институте они должны были получить «солидную марксистскую школу применительно к данной специальности» .

В 1927 г. были открыты литературное и историко–партийное отделения. Вопрос о времени открытия литературного отделения является спорным. В некоторых архивных документах, в том числе в списках приема, составленных в конце 1920‑х гг., а также в работе советского историка Л. В. Ивановой отмечается, что литературное отделение было открыто в 1924 г. . Анализ источников позволяет нам отнести открытие литературного отделения к 1927 г., по крайней мере, в предшествующие годы планов работы отделения нет (в отличие от планов других отделений, рассматриваемых на заседаниях Правления и учебной части одновременно) . Первый выпуск литературного отделения состоялся в 1929 г. Тогда его закончило два человека - И. М. Беспалов (он поступил в ИКП в 1925 г.) и П. С. Щукин (поступил в 1923 г.) , которые, вероятно, перешли на литературное с других отделений.

В 1928 г. в составе исторического была открыта восточная секция. Л. В. Иванова отмечает, что в 1928/29 уч. г. восточная секция превратилась в отделение, но программы свидетельствуют о том, что и в 1929/30 уч. г. она оставалась секцией .

Появление новых отделений было связано с необходимостью «…обеспечить высшей школе марксистскую профессуру , прежде всего, по обществоведению и философии, но затем и по всем дисциплинам, вырабатывающим мировоззрение…» . Отделения возглавляли специалисты–марксисты, преподававшие в Институте. Так, в 1928 г. историческое отделение возглавлял М. Н. Покровский (его заместителем был выпускник ИКП И. И. Минц), экономическое - Ш. М. Дволайцкий, философское - А. М. Деборин, естественное - А. А. Максимов, правовое - Е. Б. Пашуканис, историко–партийное - В. Н. Астров, затем В. В. Адоратский, литературное - В. М. Фриче. Подготовительное отделение возглавлял Н. С. Березин .

Основные отделения ИКП не были равнозначными по количеству слушателей. Самым крупным было экономическое отделение. Самыми малочисленными - правовое, естественное и литературное. В документах приема слушателей в ИКП 1928 г. отмечалось: «Правовое отделение отличается от ряда других отделений ИКП тем, что на нем количественный состав слушателей распределяется по курсам так, что более или менее компактная группа слушателей имеется лишь на первом курсе (8 чел…), на старших же курсах имеются лишь одиночки, причем второго курса вовсе нет» . В том же году в докладе учебной части «самым неорганизованным» в институте называлось литературное отделение .

В 1929 г. Институтом красной профессуры было выпущено с четвертого курса: 13 экономистов, 12 историков, 6 философов, 1 правовед, 2 литератора, 6 естественников. Плюс 1 историк и один экономист из состава третьего курса . В 1929 г. больше всего человек (по 15–20) было принято на экономическое и историко–партийное отделения. На остальные отделения было принято по 3–10 чел. .

В декабре 1926 г. при Институте красной профессуры (под общим руководством МК ВКП(б)), с целью «… дать марксистско–ленинскую подготовку активному партийцу–рабочему, находящемуся на практической работе», был создан Воскресный коммунистический университет. Его программа строилась с таким расчётом, что 3/4 всех учебных часов отводилось на общественные дисциплины и ¼ - на общеобразовательные. Преподавателями Воскресного университета в основном являлись слушатели института .

В 1928 г. в ИКП под руководством его учебной части было организовано научно–консультативное бюро (НКБ) под руководством К. А. Попова. Оно должно было оказывать помощь коммунистам и комсомольцам . В его задачу входило: «1) консультация партийного и комсомольского актива по научной разработке актуальных теоретико–политических вопросов; 2) консультирование научно–исследовательских работ, проводимых местными партийными организациями и отдельными членами ВКП(б); 3) консультация коммунистов–преподавателей основных совпартшкол, комвузов и вузов по разработке курса той или иной общественной дисциплины или отдельных проблем; 4) консультация по подготовке партийцев к поступлению в ИКП… как на основное, так и на подготовительное отделение» . С декабря 1929 г. и в течение 1930 г. издавался журнал «Бюллетень заочноконсультативного отделения ИКП». В нём печатались планы, программы отделений, списки литературы, правила приёма.

Таким образом, к концу 1920‑х гг. в институте существовало подготовительное и семь основных отделений. Экономическое отделение состояло из двух секций - экономической и аграрной; философское - из секций философии и исторического материализма; историческое - из секций истории народов СССР, истории Запада и истории Востока. Историко–партийное, правовое, литературное и естественное отделения были едины . В 1930‑е гг. на базе отделений ИКП были образованы самостоятельные Институты красной профессуры - исторический, историко–партийный, экономический, философии и естествознания, аграрный, мирового хозяйства и мировой политики; советского строительства и права; литературный; подготовки кадров и др.

За пять учебных лет (1924–1928 гг.) институтом было выпущено 194 слушателя, из которых 174 чел. окончили трехгодичный курс, а 20 - четырехгодичный. По специальности они распределялись так: 88 экономистов, 42 философа, 32 историка России, 18 «западных», 9 естественников, 5 правоведов . Среди выпускников ИКП были экономисты С. А. Бессонов, A. И. Гайстер, Г. С. Гордеев, А. С. Мендельсон, Ф. И. Михалевский, B. Е. Мотылев, В. Н. Позняков; историки С. С. Бантке, Н. Н. Ванаг, Э. Б. Генкина, П. О. Горин, Б. Б. Граве, В. М. Далин, С. М. Дубровский, Г. С. Зайдель, И. И. Минц, С. М. Моносов, А. М. Панкратова, А. Г. Пригожин; философы А. Ф. Вишневский, Н. А. Карев, Ф. В. Константинов, И. К. Луппол, М. Б. Митин, А. К. Столяров, И. М. Широков, П. Ф. Юдин и др.

Список литературы

1. Генкина Э. Б. Воспоминания об ИКП // История и историки. Историографический ежегодник. - 1981. - М., 1985. - С. 257–273.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 5284.

3. Декрет СНК об учреждении Институтов по подготовке красной профессуры // Собр. узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. - 1921. - № 12.

4. Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков–марксистов. 1917–1929 гг.). - М., 1968.

5. К истории Института красной профессуры. Документы. Подготовили С. М. Дубровский и Д. В. Романовский // Исторический архив. - 1958. - № 6. - С. 73–90.

6. Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921–1930 гг.) // Петербургская историческая школа: Альманах. Приложение к журналу для ученых «Клио». Третий год выпуска. Памяти Е. Р. Ольховского. - СПб., 2004. - С. 414–424.

7. Никуленкова Е. В. Оценка текущей работы слушателей Института красной профессуры в 1920‑е гг. // Вестн. Ленингр. гос. ун–та им. А. С. Пушкина. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 29–35.

8. Никуленкова Е. В., Тропов И. А. Освещение революционных событий 1917 года в России в советской историографии 20‑х гг. // Вестн. Ленингр. гос. ун–та им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 4. - № 2. - С. 78–84.

9. О работе среди молодежи. Резолюция ХIII съезда РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - Т. 3. - М., 1984.

11. Положение о подготовительных курсах Института красной профессуры // Правда. - 1924. - 14 авг.

12. Российский государственный архив социально–политической истории (РГАСПИ). - Ф. 17.

13. Сборник положений, учебных планов и программ Воскресного коммунистического университета при ИКП. - Вып. 1. - М., 1929.

14. Центральный архив общественно–политической истории Москвы (ЦАОПИМ). - Ф. 474.

Выс-шее учеб-ное за-ве-де-ние для под-го-тов-ки пре-по-да-ва-те-лей-мар-ксис-тов по об-щественным нау-кам и партийных ра-бот-ни-ков.

Уч-ре-ж-дён 11 февраля 1921 года в Мо-ск-ве и Пет-ро-гра-де, но из-за не-хват-ки пре-по-да-ва-те-лей от-крыл-ся в ок-тяб-ре толь-ко в Мо-ск-ве. На-хо-дил-ся в ве-де-нии Нар-ком-про-са (до 1928 года), за-тем - ЦИК СССР , об-щее ру-ко-во-дство институтом осу-ще-ст-в-лял аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ский от-дел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Пер-во-на-чаль-но имел три от-де-ле-ния - эко-номическое, ис-то-рическое, фи-ло-соф-ское. В 1924 году ор-га-ни-зо-ва-ны под-го-то-вительное, пра-во-вое, ес-те-ст-вен-ное, в 1927 году - ли-те-ра-тур-ное и исто-ри-ко-пар-тий-ное от-де-ле-ния. Рек-тор ИКП в 1921-1932 годах - М.Н. По-кров-ский . Пре-по-да-ва-те-ли: В.Ф. Ас-мус, Ш.М. Дво-лайц-кий, В.П. Вол-гин, Н.М. Лу-кин, Л.Н. Криц-ман, В.В. Адо-рат-ский, В.И. Нев-ский, И.И. Ру-бин, А.М. Де-бо-рин, П.И. Ля-щен-ко, П.Ф. Пре-об-ра-жен-ский, А.Н. Са-вин, Н.А. Рож-ков, Е.А. Кос-мин-ский, С.Н. Валк, Б.Д. Гре-ков и другие. Бес-пар-тий-ные пре-по-да-ва-те-ли «ста-рой шко-лы» ра-бо-та-ли под кон-тро-лем со-труд-ни-ков института - чле-нов ВКП(б). Со 2-й половины 1920-х годов про-бле-ма кад-ров ре-ша-лась за счёт собственных вы-пу-ск-ни-ков ИКП (в 1928 году в нём пре-по-да-ва-ли 24 «крас-ных про-фес-со-ра»).

Срок обу-че-ния в ИКП со-став-лял 3 го-да. Для по-сту-п-ле-ния в не-го тре-бо-ва-лись (за ред-ким ис-клю-че-ни-ем) член-ст-во в ВКП(б) и оп-ре-де-лён-ный партийный стаж (3 го-да в 1922 году, 8-10 лет в 1932 году). Основная фор-ма обу-че-ния в ИКП в 1920-е годы - ра-бо-та в «се-ми-на-ри-ях», где слу-ша-те-ли изу-ча-ли эко-но-мическую тео-рию К. Мар-кса, ма-те-риа-ли-стические и диа-лек-тические уче-ния, ис-то-рию ре-во-лю-ций, ра-бо-че-го и кре-сть-ян-ско-го дви-же-ния. Ве-лась так-же ис-сле-до-ва-тель-ская ра-бо-та. Обя-зательной ча-стью учеб-но-го про-цес-са в ИКП бы-ла партийная ра-бо-та (аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ская дея-тель-ность, пре-по-да-ва-ние в парт-шко-лах и так далее) и пе-да-го-гическая прак-ти-ка (ве-де-ние кур-сов по сво-ей спе-ци-аль-но-сти в ву-зах и на раб-фа-ках). Во 2-й половине 1920-х годов слу-ша-те-ли ИКП ак-тив-но уча-ст-во-ва-ли в борь-бе с оп-по-зиционными те-че-ния-ми в ВКП(б).

В 1930-е годы вме-сто ИКП на ба-зе его от-де-ле-ний об-ра-зо-ва-ны са-мо-сто-ятельные институты крас-ной про-фес-су-ры: ис-то-рический, ис-то-ри-ко-пар-тий-ный, эко-но-мический, фи-ло-со-фии и ес-те-ст-во-зна-ния; аг-рар-ный; ми-ро-во-го хо-зяй-ст-ва и ми-ро-вой по-ли-ти-ки; советского строи-тель-ст-ва и пра-ва; ли-те-ра-ту-ры, ис-кус-ст-ва и язы-ка; под-го-тов-ки кад-ров и другие. Их чис-ло и на-име-но-ва-ния ме-ня-лись. В январе 1938 года институты крас-ной про-фес-су-ры бы-ли рас-фор-ми-ро-ва-ны в хо-де ре-ор-га-ни-за-ции ву-зов-ской сис-те-мы в стра-не. К это-му вре-ме-ни сре-ди пре-по-да-ва-те-лей выс-шей шко-лы, со-труд-ни-ков НИИ и Ака-де-мии на-ук бы-ли прак-ти-че-ски од-ни мар-ксис-ты.

Сре-ди вы-пу-ск-ни-ков институтов крас-ной про-фес-су-ры - ис-то-ри-ки Н.Н. Ва-наг, Э.Б. Ген-ки-на, И.И. Минц, А.М. Пан-кра-то-ва , Н.Л. Ру-бин-штейн, С.Г. Том-син-ский; фи-ло-со-фы Н.А. Ка-рев, Ф.В. Кон-стан-ти-нов; партийные и советские дея-те-ли Н.А. Воз-не-сен-ский , Л.З. Мех-лис, П.Н. По-спе-лов, Я.Э. Стэн.

Источники:

Ра-бо-ты се-ми-на-ри-ев фи-ло-соф-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и ис-то-ри-че-ско-го за 1921-1922 гг. (1 курс) // Тру-ды Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры. 1923. Т. 1;

К ис-то-рии Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры // Ис-то-ри-че-ский ар-хив. 1958. № 6.

История и структура

Первый выпуск состоялся в 1924 году. За пять выпусков (1924-1928 гг.) Институтом было выпущено 194 слушателя, из них 88 экономистов, 42 философа, 32 русских историка, 18 западных историков, 9 естественников, 5 правоведов.

При создании было три отделения: экономическое, историческое и философское. B 1924 году организовано подготовительное отделение, правовое и естественное. B - историко-партийное и литературное отделения . В 1930 году отделения были реорганизованы в самостоятельные институты. По состоянию на 1931 год было 10 Институтов красной профессуры:

  • Исторический (изв. слушатели: С. Н. Круглов)
  • Историко-партийный (в 1931 году директором Е. М. Ярославский , в 1932-1935 годах директором В. Г. Кнорин , в 1932-1934 годах замдиректором Б. Н. Пономарёв ; известные слушатели: А. М. Алемасов, А. С. Щербаков , А. М. Ионов)
  • Экономический (существовал в 1931-1938, директора: 1930-1932 Э. И. Квиринг ; выпускники: И. Г. Большаков , Н. А. Вознесенский , А. И. Пашков , И. Д. Лаптев)
  • Философии и естествознания; летом 1930 г. философское отделение ИКП было организовано в Институт красной профессуры философии и естествознания (ИКПФиЕ) (выпускники: Каммари (1931), Константинов (1932))
  • Аграрный
  • Мирового хозяйства и мировой политики
  • Советского строительства и права
  • Литературный
  • Техники и естествознания
  • Подготовки кадров (бывшее подготовительное отделение)

Руководители

  • 1921-1931 - Покровский, Михаил Николаевич (1868-1932)
  • 1932-1938 - Юдин, Павел Фёдорович (1899-1968)

Преподаватели и студенты

Острый недостаток преподавателей вынудил руководство привлекать также и беспартийных профессоров. В их числе были, например, активные меньшевики Рожков, Рубин , Громан , Любовь Аксельрод-Ортодокс , бундовец Розенфельд, большевик-антиленинец, во время Гражданской войны сотрудничавший с меньшевиками Базаров , А.Н.Савин, П.И.Лященко , a также Грацианский , Бахрушин , Тарле , Греков , Струве , Крачковский , Марр , Мещанинов , Деборин , Мишулин, Косьминский, Тимирязев (сын) и др.

В числе партийных профессоров были: Н.И.Бухарин , Покровский , В.П. Волгин ,В.И. Невский ,Н.М. Лукин , Луначарский , Ярославский , Радек , Крумин, Квиринг , Е. Преображенский , Крыленко , Пашуканис , Берман, Варга , Миф , Бела Кун , Эрколли (Тольятти) , Коларов , В. Пик , Куусинен , и др. Периодически с докладами выступали Сталин , Троцкий , Зиновьев , Каганович , Калинин , Мануильский , Бубнов , Эйдеман и др.

Среди выпускников Института красной профессуры, занимавшихся педагогической и научной деятельностью, были историки Н.Н. Ванаг, Э.Б. Генкина, С.М. Дубровский , И.И. Минц , А.М. Панкратова , А.Л. Сидоров, С.Г. Томсинский и др. В то же время большое количество выпускников после окончания Института работали в партийных и советских учреждениях. В числе выпускников ИКП были будущие члены и кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК: Суслов , Щербаков , Вознесенский , Поспелов , Пономарёв , Пельше , Ильичев, Юдин ; а также видные деятели партии и государства: Мехлис , Федосеев, Александров, Константинов, Митин , Шабалин ; поэты Сурков , Щипачев и др. В Институте учились и представители так называемой бухаринской школы.

Отбор студентов и учебный процесс

К приемным экзаменам допускались лица, направленные ЦК или обкомом партии, как правило, с высшим образованием. Вначале принимали и беспартийных студентов, но в 1922 году уже требовался двухлетний партийный стаж, затем трехлетний, в 1924 году - пять лет, к 1929 году требовалось до 8 и 10 лет стажа на определенных отделениях .

В начале 1920-х гг. для приема лиц в Институт красной профессуры была создана мандатная комиссия, в которую входили представители ЦК партии ЦК партии , Правления и слушателей Института. О каждом кандидате она выносила постановление. При положительном решении мандатной комиссии заявления поступали в Правление. Оно рассматривало их и допускало (или нет) соискателей к представлению самостоятельной письменной работы по избранной специальности, которая должна была доказать способность поступающего к научному исследованию. Те, чьи работы признавались удовлетворительными, допускались к устному коллоквиуму по теоретической экономии, философии, русской и всеобщей истории. В 1920-е гг. одним из основных источников комплектования Института красной профессуры были выпускники Коммунистического университета им. Я.М.Свердлова . В числе слушателей были и лица, работающие преподавателями, а также партийные работники, занимавшие до поступления ответственные посты (секретари райкомов, губкомов, заведующие районными агитпропами и др.).

Учебный процесс

Основной формой обучения в Институте красной профессуры в 1920-е гг. была работа в семинарах, где слушатели изучали и обсуждали вопросы экономической теории К.Маркса , истории материалистических и диалектических учений, истории революций, рабочего и крестьянского движений, социально-экономической истории. Многие их работы носили исследовательский характер. Слушатели Института издавали большое количество книг, статей, активно участвовали в научных дискуссиях и конференциях. Обязательной частью учебного процесса была партийная работа (преподавание в партшколах, ведение агитационно-пропагандистской работы, работа на предприятиях секретарями партийных ячеек коммунистов и т.д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках.). Во 2-й пол. 1920-х гг. слушатели Института активно участвовали в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б).

Литература

  • Козлова Л. А. Институт красной профессуры (1921-1938 годы): Историографический очерк // Социологический журнал. 1994. № 1.
  • Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры: Декрет Совета Народных Комиссаров от 11 февраля 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1921, № 12, стр 72
  • Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 12.
  • Институт красной профессуры // Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е. т. 10 стр. 293
  • Институт красной профессуры // Советская историческая энциклопедия. т. 6, стр. 109-110
  • Институт красной профессуры // Большая Российская энциклопедия. М., 2008. Т. 11, стр. 410.
  • А.Авторханов. «Технология власти» 3-е изд. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-809 c.; 17 cm. LCCN unk84-022143
  • А.Авторханов. «Мемуары» - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-761 c.; 17 cm. LCCN 83-207886
  • А.Авторханов. Кузница мастеров власти: школа высших политических кадров ЦК КПСС // Новый журнал - № 131 (Июнь 1978) стр. 219-241.
  • С. М. Дубровский. К истории Института красной профессуры. Документы // Исторический Архив, 1958, № 6. С. 84-89.
  • David-Fox M. Revolution of the Mind. Higher Learning among the Bolsheviks, 1918–1929. Ithaca, 1997
  • Michael S. David-Fox. Political Culture, Purges, and Proletarianization at the Institute of Red Professors, 1921-1929 // The Russian Review. Vol. 52, January 1993, pp. 20-42
  • Л. А. Коган. На подступах к советской философии (первые «свердловцы», «соц. академики», «икаписты») // Вопросы философии. 2002. № 5. С.112–140.
  • Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917–1929 гг.). М., 1968
  • Никуленкова Е.В. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921–1930 гг.) // Петербургская историческая школа. Третий год выпуска. Памяти Е.Р. Ольховского. - СПб., 2004, стр. 414-424
  • Никуленкова Е.В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. СПб., 2002. Т. 4. История и современность. - стр. 120-128

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вылчовци (кметство Майско)
  • Однодневная выставка (выставка)

Смотреть что такое "Институт красной профессуры" в других словарях:

    Высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук, работников научно исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Создан в 1921 в Москве. В 1930 31 разделен на институты: историко партийный,… … Большой Энциклопедический словарь

    Высшее учебное заведение в СССР, готовившее преподавателей общественных наук, работников научно исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Создан в 1921 в Москве. В 1930 31 разделён на институты: историко… … Энциклопедический словарь

    - (ИКП) специальное высшее учебное заведение, готовившее преподавателей общественных наук для вузов, а также работников для научно исследовательских учреждений, центральных партийных и государственных органов. Организован согласно… … Большая советская энциклопедия

    Марксистское высшее уч. заведение, готовившее преподавателей обществ. наук для вузов, а также работников (идеологов, теоретиков) для научно иссл. учреждений, центр. парт. и гос. органов. Создан в февр. 1921 в Москве, к 1928 имел экономич.,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    А, м. Название высших учебных и научно исследовательских институтов. * Институт Красной профессуры. Селищев. Выраз. и обр., 155. ◘ Для подготовки преподавателей по общественным дисциплинам в 1921 г. был создан Институт Красной… … Толковый словарь языка Совдепии

    Академии н а у к С С С Р – центральное н. и. учреждение Сов. Союза, ведущее исследования во всех отраслях филос. науки. Находится в Москве. Основан в 1936 на базе Ин та философии Коммунистич. академии при ЦИК СССР. Ин т философии Комакадемии… … Философская энциклопедия

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....