Икт грамотность педагога. ИКТ-компетентность: понятие, структура, основные аспекты

2 ИКТ компетентность учителя – ключевая компетентность педагога Цель: увидеть роль и место ИКТ-компетентности в повышении своего профессионализма Задача: получить представления об ИКТ- компетентностях учителя; проанализировать свой исходный уровень владения ИКТ-компетентностью; увидеть пути формирования ИКТ- компетентности учителя-предметника.




4 Почему важно быть ИКТ- компетентным учителем? Переход к информационному обществу. Информатизация образования. Новая образовательная парадигма. ИКТ–компетентность учителя - один из основных показателей профессионализма ИКТ–компетентность педагога - необходимое условие для формирования и развития ИКТ- компетентности обучающихся.


5 Информационно-коммуникационная компетентность педагога способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности; особый тип организации предметно- специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ.




7 Компьютерная компетентность включает овладение умением применять стандартные программные средства и технические устройства для поиска и переработки полученной информации: технологией работы в операционной системе; технологией обработки текстовых документов; технологией обработки графических объектов; технологией обработки табличных данных; технология СУБД. «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать» Сеймур Пайпер


8 Информационная компетенция включает умение: определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно; использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений; создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц, графиков, диаграмм, кластеров, синквейнов и т. д.; создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; создавать свои источники информации; работать с информацией индивидуально и в группе.




10 Коммуникационная компетенция включает Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: а) приемами навигации и поиска образовательной информации в сети Internet, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; б) приемами работы с электронной почтой и телеконференциями; в) технологией сетевого взаимодействия; г) приемами работы с файловыми архивами; е) приемы работы с компьютерными сетями.


11 Коммуникационная компетенция включает Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает: а) наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; б) наличие представлений о структуре веб- страницы; в) владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта файловой системы; г) владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернете.


12 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, и возможностях его использования в образовательном процессе. 3. Владение приемами организации личного информационного пространства.


13 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 4. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно- профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации федеральных целевых программ. 5. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.


14 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий: подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приемами работы с инструментами векторной графики; приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов); приемами построения графиков и диаграмм; методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).


15 Компетенции в использовании современных средств и методов преподавания включают: 7. Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности: приемами коррекции и оптимизации изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах; приемами вывода изображений на печать, записи на CD. 8. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.


16 Информационно-коммуникационная компетентность это способность субъекта осуществлять поиск и переработку найденной информации посредством информационных технологий; критически относится к этой информации; на основе этого делать какие-либо выводы и принимать решения в условиях неопределенности.


17 Уровни готовности педагогов к использованию средств ИКТ в образовательном процессе: Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Компьютерная осведомленность ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования средств ИКТ. ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ в образовательном процессе. ИКТ-компетентность Информационная культура, для которой характерна направленность на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Информационная культура


18 Формирование ИКТ-компетентности учителя- предметника самообразование и саморазвитие; ШМО и РМО; очная и дистанционная формы повышения квалификации; комплексная система регулярной методической поддержки педагогов в области применения ИКТ в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов;




20 Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами: смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления; дополнение традиционного принципа «формировать ЗУНы» принципом «формировать ключевые компетентности».


21 Важнейшими задачами в рамках информатизации образования являются: формирование базовой и предметно- ориентированной ИКТ-компетентности у работников образования повышение квалификации учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий; стимулирование становления новой культуры педагогического мышления; создание единого информационного образовательного пространства (ЕИОП).






24 ИКТ-компетентность Использование ИКТ для организации контроля знаний учащихся. Проведение интегрированных уроков. Cопровождение проектной деятельности учащихся на основе ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности. Добывание информации из Интернет. Публикация своих разработок в сети. Участие в сетевых сообществах. Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.


25 Информационная культура Ведение цифрового портфолио (своего или класса). Ведение постоянно обновляющегося web-сайта (консультаций, дополнительных занятий, выкладывание домашних заданий на сайт). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента (в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету). Разработка своих электронных учебников, дистанционных курсов, сетевых проектов. Знание и соблюдение юридических и этических норм и правил, связанных с поведением в сети.


26 Пути формирования ИКТ-компетентности учителя- предметника. Первый модуль – раскрывает общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях и ИКТ-компетентностях. Второй модуль - «Информационные технологии» поможет овладеть компьютерной компетентностью. Обеспечит техническую и методическую поддержку учителей с недостаточным уровнем ИКТ – грамотности В результате учителя должны овладеть первичными навыками работы на компьютере и быть способными к применению этих навыков в образовательном процессе.


27 Третий модуль – «Интернет-технологии информационного обеспечения образования» раскроет способы просмотра и поиска информации в Интернет, общения с помощью электронной почты, приемы работы с Российским единым информационным образовательным пространством, образовательными ресурсами Алтайского края, позволит педагогам общаться с помощью электронной почты, знакомиться с сетевыми сообществами и их ресурсами. Четвертый модуль – «Использование ИКТ технологий в предметных областях» поможет изучить педагогические возможности ИКТ технологий, приобрести опыт применения изученных офисных программ к подготовке своих методических разработок и организации учебного процесса на уроке.


28 Пятый модуль – «Мониторинг» обеспечит создание системы диагностических материалов для выявления профессиональной компетентности учителей в области применения информационно- коммуникационных технологий. Шестой модуль – «Формирование корпоративной ИКТ – компетентности», которая позволит видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ»

(Соловей Е.А.)

ИКТ-компетентность. Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это:

Один из основных показателей профессионализма;

Ключевая компетентность для решения современных задач образования;

Новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе

(с использованием) уже имеющейся.

Учитель-предметник - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области.

Учитель-тьютор - владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.

Только компетентный учитель в области информационно - коммуникационной технологии - сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития ИКТ - грамотности учащихся, освоения ими знаний и способности производить новые знания. Следует различать два понятия:

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение "нажимать на нужные кнопки" и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

В сфере информационно - коммуникационных технологий у педагога должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Наличие общих представлений о возможностях использования ИКТ в педагогической практике.

2. Наличие представлений о назначении и функционировании ПК, устройств: ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможностях их использования в образовательном процессе.

3. Владение приёмами организации личного информационного пространства и графическим интерфейсом операционной системы.

4. Владение приемами подготовки методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий. Владение базовыми сервисами и приемами работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности:

* приёмами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

* приёмами работы с электронной почтой;

* приёмами работы со средствами сетевого общения (форумами и чатами).

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебном процессе становится обыденной реальностью.
Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога это: один из основных показателей профессионализма.

Ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.
Требования к педагогу
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо:

Умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами;

Умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением;

Применять на практике современные образовательные технологии.

Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.
Компетентностный подход
Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Что такое «компетенция»
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
ИКТ - компетентность
ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ – компетентность педагога
Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).
Преимущества ИКТ-технологий
Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках:

активизирует познавательную деятельность учащихся;

повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;

экономит время на объяснение материала;

позволяет выйти за рамки школьных учебников,

дополнить и углубить их содержание;

позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;

даёт возможность увеличить накопляемость оценок;

создаёт комфортность на уроках.
Познавательная деятельность
Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:

высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;

подбора интересного материала;

более высокого темпа работы учащихся.
Повышение мотивации к предмету
Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.
Экономия учебного времени
Экономия времени на объяснение материала достигается путём:

повышения уровня структуризации урока (от общего к частному;

от причины к следствию;

от простого к сложному;

от известного к неизвестному;

от интересного к ещё более интересному;

увеличения темпа работы;

повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);

активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.
Накопляемость оценок
Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:- посильной работе всех учащихся на уроке;

Применению учащимися ИКТ в домашней работе;

Выполнению учащимися творческих заданий;

Самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.
Комфортность на уроках
Комфортность на уроках увеличивается из-за:

Учёта возрастных особенностей учащихся;

Создания творческой атмосферы;

Создания ситуаций успеха;

Использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

Использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

Привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;

Установления связей урока с уроками по другим предметам.
Психологический фактор
Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Диагностика знаний
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:

Контрольно-обобщающих уроков,

Фронтальных опросов,

Поурочных опросов,

Программированных опросов.

Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы:

    содержание образования и воспитания,

    деятельность педагогических и вспомогательных кадров,

    решение финансово-хозяйственных вопросов,

    определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.

Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации .

В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.

Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Цели создания

единого информационного пространства:

    организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;

    интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения

- это система, которая:

    включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

    обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

    предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Информационная инфраструктура , объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя:

    программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

    программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);

    программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

    информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).

Тема: «Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся»

Выполнена:

Шатовой Зариной Яхияевной,

учителем информатики

Введение

    Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции…………………..5

    Цель ИКТ……………………………………………………………………...7

    Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся……….8

    Элементы образовательной ИКТ – компетенции…………………………..10

    Условия формирования и развития ИКТ – компетенции у обучающегося……………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………....14

Список литературы……………………………………………………………...16

Приложения……………………………………………………………………...17

Введение

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность работы заключается в том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

    определять цели познавательной деятельности;

    находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

    использовать разнообразные информационные источники;

    искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

    организовывать свою деятельность;

    сотрудничать с другими учащимися.

Согласно новому стандарту результаты освоения учащимися основной образовательной программы делятся на личностные, метапредметные и предметные. Предмет «Информатика» входит в состав предметной области «Математика и информатика», предметные результаты освоения которого должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и включают в себя: осознание значения информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире.

В результате изучения предмета «Информатика» учащиеся развивают различные виды мышления, получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Цель работы : повышение эффективности процесса формирования и развития ИКТ – компетенции обучающихся через активное внедрение информационных технологий.

Задачи:

    выявить условия для формирования ИКТ – компетенции обучающихся;

    рассмотреть влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающего;

    изучить элементы и основные понятия ИКТ – компетенции.

Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции

Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД), наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ- грамотности. Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения это:

    определение информации;

    доступ к информации;

    управление информацией;

    интегрирование информации и противопоставление данных;

    оценивание информации;

    создание информации;

    сообщение информации.

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

    словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

    наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

    практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) включают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности. Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

Цели ИКТ

    повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков,

    собственно навыков использования ИКТ

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ- компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащихся.

При освоении личностных УУД ведётся формирование:

    критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;

    уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

    основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

    ·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; ·

    использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

    создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

    ·поиск, фиксация, структурирование информации;

    ·создание простых гипермедиа сообщений; ·

    построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:

    ·обмен гипермедиа сообщениями;

    ·выступление с аудиовизуальной поддержкой; ·

    фиксация хода коллективной/личной коммуникации; ·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ- компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся

Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью обучающихся.

Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Еще немало важное влияние на уровень компетентности обучающихся в сфере ИКТ оказывает образовательный статус их семьи. Результаты исследований показывают, что существует прямая зависимость между уровнем компетентности ученика и уровнем образования его родителей - чем выше уровень образования родителей, тем выше ИКТ-компетентность школьника.

Итак, на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов:

    образовательное учреждение;

    деятельность преподавателя информатики;

    социально-демографические факторы;

    различные аспекты учебной деятельности и досуга.

В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.

Деятельность педагога, является и остается одним из основных факторов, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ-компетентности обучающихся напрямую зависит от деятельности преподавателей информатики. Но при обособленном преподавании предмета информатики достижения желаемых целей в развитии ИКТ-компетентности учащихся невозможно, даже при достижении высокого уровня ИКТ-грамотности. Учитель информатики, так или иначе, особенно в сельских школах, является консультантом, помощником в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что, главное - это научить учителя пользоваться компьютером, а дальше все произойдет автоматически, является в корне не верным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным и эффективным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.

Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», я уверена, подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта связь между названием предмета и видом компетентности.

Хотя, ответ на вопрос очевиден, обучение комплексным информационным умениям проходит успешно там, где эта работа осуществляется при тесном взаимодействии учителей - предметников, работников библиотеки и преподавателей информатики. Поэтому, теоретическая значимость опыта заключается в том, что каждый учитель может воспользоваться описанными приемами и выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы формировать познавательные компетентности обучающихся.

Несмотря на трудности освоения, большая часть учителей-предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно, очень мало. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.

Элементы образовательной ИКТ – компетенции

1.Обращение с устройствами ИКТ; понимание основных принципов работы устройств ИКТ; подключение устройств ИКТ к электрической сети, включение и выключение устройств; базовые действия с экранными объектами; соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде; обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; вывод информации на бумагу; использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком.

2.Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка.

цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка; создание мультипликации как последовательности фотоизображений; обработка фотографий; видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.

Искусство, русский язык, иностранный язык, естествознание, внеурочная деятельность.

3.Создание письменных текстов.

сканирование текста и распознавание сканированного текста: ввод русского и иноязычного текста; базовое экранное редактирование текста; структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения); использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;издательские технологии.

4.Создание графических объектов.

создание геометрических объектов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами; создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических; создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий; создание мультипликации в соответствии с задачами; создание виртуальных моделей трехмерных объектов.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:

обществознание, география, история, математика.

5.Создание музыкальных и звуковых объектов.

использование музыкальных и звуковых редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов»

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:

искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность

6.Создание сообщений (гипермедиа).

создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер; цитирование и использование внешних ссылок; проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

7.Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа).

понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);

формулирование вопросов к сообщению; разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями; деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование; описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.); работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

8.Коммуникация и социальное взаимодействие.

выступление с аудио-видео поддержкой, участие в обсуждении (видео-аудио, текст); посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо; личный дневник (блог); форум; игровое взаимодействие; театральное взаимодействие;

взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики); видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса; образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);

9.Поиск информации

приёмы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов; приемы поиска информации на персональном компьютере; особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Условия формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся

Насыщенная информационная среда образовательного учреждения

Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) примерная ООП ООО исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается:

    поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу,

    материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал.

    домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д.

    учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д.,

    учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде,

    текущие и итоговые оценки учащихся.

    цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты.

Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ

мобильный компьютер (например, ноутбук),

переносной проектор и экран,

фотоаппарат, видеокамера,

цифровой диктофон,

шумопоглащающие наушники закрытого типа,

микрофон,

соответствующие цифровые образовательные ресурсы и необходимые расходные материалы (диктофоны, микрофоны и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски).

Преимущества ИКТ- технологий

ИКТ-технологий на уроках:

    активизирует познавательную деятельность обучающихся;

    повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;

    экономит время на объяснение материала;

    позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;

    позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;

    даёт возможность увеличить накопляемость отметок;

    создаёт комфортность на уроках.

Заключение

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Вывод

Одним из результатов процесса информатизации школы стало появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они умеют искать необходимые данные, организовывают, обрабатывают, анализируют и оценивают их, а также продуцируют и распространяют информацию в соответствии со своими целями.

Эта способность (или компетенция) должна обеспечить в дальнейшем школьникам возможность:

 успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета);

 подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

 жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Список использованных источников

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.Просвещение, 2011.

    Агапова Н. В. - Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005 – 247 с.

    Гузеев В.В.- Образовательная технология: от приема до философии / Директор школы, выпуск 4, М.: Сентябрь 1996.

    Кларина М.В. Технологии обучения. Идеалы и реальность. – Рига, 1999

    Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.

    Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.

    Полат Е.С. и др.; под ред. Е.С.Полат- Новые педагогические и инфор- мационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский центр «Академия», 1999.

    Советов Б. Я.- Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании, 2004, № 5.

    Тряпицына А.П.- Образовательная программа – маршрут ученика. Часть 2 – СПб., 2000.

    Монография. Основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся.Гл.5 http://www.rae.ru/monographs/76-2774

    Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ

ИКТ-компетентность Российское образование на современном этапе своего развития требует от педагога значительных преобразований в учебной и внеурочной деятельности. ИКТ- компетентность педагога - это: - один из основных показателей профессионализма. - ключевая компетентность для решения современных задач образования - новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, для получения новых знаний как ученика, так и учителя. ИКТ-компетентность современного учителя - это знание новых информационных технологий и умение ими пользоваться.

Требования к педагогу Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Для этого педагогу необходимо: - умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами; - умение пользоваться Интернетом, программным обеспечением; - применять на практике современные образовательные технологии. Педагог, владеющий компьютером, идёт в ногу со временем, а современный учитель должен уметь разговаривать с учеником на понятном ему языке. ИКТ- это знание информационных технологий и умение ими пользоваться. Является одной из ключевых компетентностей современного человека.

Компетентностный подход Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены трансляции готового знания, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. (Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.)

Что такое «компетенция» Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. (А.В.Хуторский) Competentia

ИКТ - компетентность ИКТ-компетентность - это способность педагога решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.

ИКТ – компетентность педагога Для того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: трансформирование (преобразование) педагогической деятельности; пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, систематическое самообразование; обмен педагогическим опытом; создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ; обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов; формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, тип мышления).

Преимущества ИКТ-технологий Опыт работы показал, что использование современных ИКТ-технологий на уроках: активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету; экономит время на объяснение материала; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; даёт возможность увеличить накопляемость оценок; создаёт комфортность на уроках

Познавательная деятельность Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт: высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке; дифференциации вопросов к одному и тому же заданию; подбора интересного материала; более высокого темпа работы учащихся.

Повышение мотивации к предмету Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося; возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения; внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания; одновременного слухового и зрительного восприятия материала; привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.

Экономия учебного времени Экономия времени на объяснение материала достигается путём: повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному) увеличения темпа работы; повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…); активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.

Накопляемость оценок Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря: - посильной работе всех учащихся на уроке; - применению учащимися ИКТ в домашней работе; - выполнению учащимися творческих заданий; - самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.

Комфортность на уроках Комфортность на уроках увеличивается из-за: - учёта возрастных особенностей учащихся; - создания творческой атмосферы; - создания ситуаций успеха; - использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.) - использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся; - привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока; - установления связей урока с уроками по другим предметам.

Психологический фактор Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Диагностика знаний Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении: - контрольно-обобщающих уроков, - фронтальных опросов, - поурочных опросов, - программированных опросов.

Желаю вам дальнейших успехов в педагогической деятельности! Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся

Учитель-предметник - Учитель-тьютор - использует ИКТ в качестве подсобного инструмента в своей педагогической деятельности, но его компетентность в области ИКТ не позволяет ему (пока-что) быть наставником (тьютором) для других учителей в этой области. владеет ИК-технологиями не только в большем объеме, чем учитель-предметник, но и применяет их более гибко и разносторонне.

ИКТ-грамотность – простое овладение базовыми навыками в области Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ИКТ-компетентность - умение творчески применять навыки в области Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Профессиональная направленность образования и самообразования учителя-предметника стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, так необходимый в учебном процессе

Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.

Информационное пространство образовательного учреждения, общие принципы его построения

Единое информационное пространство образовательного учреждения - система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Цели создания единого информационного пространства: организация доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения; интеграция внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

ЕОИП (единое образовательно-информационное пространство) образовательного учреждения - это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения

Участники информационного пространства Администрация Преподаватели Учащиеся Родители РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО УРОВНЯ АДМИНИСИРАЦИЯ УЧЕНИКИ УЧИТЕЛЯ РОДИТЕЛИ Схема информационных связей между участниками учебного процесса

Информационная инфраструктура, объединяющая различные информационные ресурсы структурных подразделений учреждения и обеспечивающая их единообразное использование включает в себя: программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.); программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.); программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.); информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, веб-сайт).

Общие принципы формирования информационного пространства Прежде чем приступать к попыткам формирования информационного пространства, необходимо решить следующие задачи: Определить круг участников информационного пространства из числа участников учебного процесса, степень их заинтересованности и формы взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения. Выделить наиболее общие потоки основной или базовой информации, которые проще всего формализуются и, как следствие, уже формализованы в любом (или почти в любом) учреждении образования. Четко описать структуру информационного пространства и всех его информационных уровней и подуровней.

Школа должна создать свою собственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования

Модель построения информационного пространства может состоять из нескольких уровней: Первый уровень - наличие в учебном заведении одного компьютера (или нескольких, не связанных между собой). Общая база и приложения устанавливаются на данный компьютер. Второй уровень – Интранет (внутренняя сеть), или наличие нескольких, объединенных в одну сеть компьютеров. Третий уровень – Интернет, предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения

Сайт учебного заведения должен предусматривать следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса; размещение информации для всеобщего просмотра; размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля; размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию.

Модель информационного пространства Образовательного учреждения Учителя Ученики Учебный процесс Директор Администрирование ОУ Бухгалтер, завхоз Административно- финансовое обеспечение Информация общего пользования Библиотекарь, психолог и т.д. Обеспечение Образовательного процесса Завуч Планирование и Организация учебного процесса

Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения: средства организации и управления; средства коммуникации; средства обучения

Основные группы информационных потоков, особенности их формирования Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет разделить основные производственные процессы учреждения на три большие группы: Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом, как базовым производственным процессом образовательного учреждения. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса. Планирование образовательного процесса и управление им Администрирования образовательного учреждения Организация содержания

Этапы формирование информационного пространства ОУ Формирование базовой информации ОУ Обработка и конкретизацияя базовой информации в системе планирования и управления учебным процессом Передача информации из системы планирования в систему администрирования деятельности ОУ и систему обеспечения содержания образовательного процесса. Обработка, архивация, хранение Передача и обработка информации в модулях дополнительного обеспечения. Формирование отчетной документации

Внутреннее информационное пространство школьного учителя Организация информационного пространства учителя на межшкольном сервере или персональном компьютере. Но в состав рабочего места учителя-предметника помимо компьютера должен входить принтер и сканер, а также мультимедиа-проектор.

Организация личного информационного пространства учителя Одной из основных компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ является умение организовать свое компьютеризированное рабочее место. Для этого необходимо иметь представление об основных элементах компьютера, системных и периферийных устройствах (принтер, сканер и др.).

Правильная организация рабочего места – это удобная для вас файловая система плюс прикладное программное обеспечение, используемое в профессиональной деятельности. Для того чтобы получить возможность работать с программным обеспечением, надо научиться работать со специальной средой для их работы – операционной системой.

Все программные продукты делятся на определенные классы: Операционные системы (согласовывают взаимодействие программ и устройств). Прикладные программные продукты (приложения): приложения общего назначения (MS Word, MS Excel MS, Power Point, графические, текстовые и веб-редакторы): приложения специального назначения, например «1С: ХроноГраф Школа».

Персональный компьютер – универсальная техническая система. Его конфигурацию (состав оборудования) можно гибко изменять по мере необходимости. Тем не менее, существует понятие базовой конфигурации, которую считают типовой. В таком комплекте компьютер обычно поставляется. Понятие базовой конфигурации может меняться. В настоящее время в базовой конфигурации рассматривают четыре устройства: системный блок, монитор, клавиатуру, мышь

Достоинствами ПК являются: малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупа­теля; автономность эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды; гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным применени­ям в сфере управления, науки, образования, в быту; "дружественность" операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающая возможность работы с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; высокая надежность работы

Для измерения количества информации введена специальная единица измерения. Она называется бит (от английского словосочетания binary digit). Итак емкость запоминающих устройств может измеряться в битах. Однако, практика показала, что бит – слишком маленькая величина. Поэтому используют другую величину, которая называется байт (byte). Байт равен (так его определили!) 8 бит. 1 байт=8 бит

Но и байт не является большой величиной. Поэтому, подобно тому, как мы вводим килограммы (то есть тысячи грамм), нам нужно ввести килобайты (то есть тысячи байт). 1 килобайт = 1024 байт

Устройства компьютера

Системный блок В системный блок устанавливаются: жесткий диск, который специальным шлейфом соединяется с материнской платой; специальный блок питания для снабжения электрической энергией всех устройств системного блока; устройства для работы с внешними носителями. На передней панели системного блока видны кнопки: включения блока (с надписью Power), перезагрузки компьютера (Reset), индикатор обращения к жесткому диску (с изображением цилиндра), индикатор наличия питания.

Монитор Результаты работы компьютера высвечиваются на мониторе. Внешне монитор напоминает телевизор. Различаются мониторы по многим параметрам, в частности, размером экрана (как и телевизоры). Наиболее распространены сейчас мониторы с диагональю экрана в 17 дюймов (примерно 43 см.). При этом видимая область экрана монитора составляет примерно 40 см. В настоящее время всё большее распространение приобретают мониторы с жидкокристаллическим экраном.

Клавиатура Клавиатура - клавишное устройство управления персональным компьютером. Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления. Комбинация монитора и клавиатуры обеспечивает простейший интерфейс пользователя. С помощью клавиатуры управляют компьютерной системой, а с помощью монитора получают отклик. Внутри корпуса клавиатуры расположены датчики клавиш, схемы дешифрации и микроконтроллер клавиатуры.

Мышь Мышь – особого рода манипулятор, позволяющий оптимизировать работу с большой категорией компьютерных программ. По способу перемещения мыши делятся на оптико-механические и оптические. По способу передачи данных в компьютер мыши делятся на проводные и беспроводные.

Данные, которые будет обрабатывать процессор, необходимо откуда-то брать. Таким образом, следует перейти к представлению о памяти компьютера (memory), о ней мы будем говорить отдельно. Далее надо обеспечить каналы связи между процессором и памятью. Эти каналы связи называются шинами. Процессор Процессор (processor) - устройство, которое обрабатывает информацию

Материнская плата Надо как-то разместить «в пространстве» процессор, память, шины. Поэтому делается специальная материнская плата (motherboard), на которой предусматриваются места для крепления процессора и памяти. При этом сама плата делается из текстолита, а шины – это металлические проводники, нанесенные на этот текстолит.

Память компьютера Но теперь возникает проблема в том, как обеспечить высокую скорость передачи данных из памяти в процессор и обратно. Дело в том, что процессор может складывать и вычитать (а также умножать и делить) очень быстро. Хотелось бы подавать ему информацию так быстро, как он может её обрабатывать. Следовательно, процессы чтения из памяти и записи в память тоже должны протекать очень быстро. И вот тут-то возникает вопрос – как это обеспечить технически? Создатели компьютеров решили, что задача должна решаться в два этапа (в соответствии с современными техническими возможностями) и разделили память на два комплекса - оперативную память и долговременную. Рассмотрим их.

Оперативная память Оперативная память очень быстро реагирует на все требования процессора и поставляет ему запрошенные данные для обработки. Оперативная память общается как с процессором, так и с долговременной памятью. Эта память сделана на специальных микросхемах, которые могут очень быстро обмениваться данными с процессором.

Долговременная память. Жесткий диск. Внешне жесткий диск представляет собой закрытую коробку. Часто бывает, что жесткий диск снизу тоже закрыт, и вы вообще не увидите никаких микросхем. Если же мы снимем нижнюю крышку, то увидим, что внутри этой коробки действительно расположен диск. Этот диск вращается с большой скоростью (7200 оборотов в минуту). На его поверхность с помощью электромагнитных импульсов записывается (считывается) информация. Это делает головка чтения-записи, укрепленная на штанге. В целом устройство напоминает проигрыватель граммофонных пластинок, которые кто-то ещё помнит, а кто-то знает только по кинофильмам. Обычно, когда говорят о долговременной памяти, имеют в виду так называемые жесткие диски (их часто называют винчестерами)

Зачем нужны два вида памяти? Почему нельзя обойтись только одной оперативной памятью, раз она такая быстрая и хорошая? На это есть две причины. Оперативная память нуждается в постоянном электропитании. Как говорят, оперативная память энергозависима. Когда вы выключите компьютер, то из неё всё сотрется. Можно, конечно, не выключать. Но если будет перебой электропитания, то судьба вашей информации будет трагична.

Видеокарта Как правило, на современных видеокартах, предназначенных для игр, имеется свой специализированный процессор, а также своя оперативная память. Если в компьютере нет видеокарты, то к нему нельзя подключить монитор даже просто физически: разъем для подключения монитора находится на видеокарте. В компьютер могут быть установлены и другие карты, например, звуковая карта (для воспроизведения звуков, музыки), сетевая карта (для подключения к локальной компьютерной сети) и так далее. Для подключения внешних устройств на материнской плате имеются специальные разъемы. Для «общения» компьютера с нами служит монитор. Монитор тоже следует подключить к материнской плате. Для их сопряжения друг с другом в современных компьютерах используется специальная шина. Кроме того, используется дополнительное устройство, которое разгружает процессор от необходимости помнить и обрабатывать информацию о яркостях и цветностях точек на мониторе. Это устройство называется видеокарта.

Кулер и другие устройства Кроме карт расширения в компьютере используется много других устройств. Например, вентилятор для охлаждения процессора, кулер.

Документы и программы Вы работаете на компьютере для того, чтобы просматривать, изменять и создавать различные материалы. Все дидактические и методические записки, карточки заданий, описания лабораторных работ и т.д., а также отчеты, фотографии, рисунки, видеофильмы, звукозаписи, таблицы, диаграммы – все они представляют собой документы. Все инструменты, с помощью которых вы производите какие-то действия над этими документами, называются программами.

Для работы с документом надо использовать соответствующую программу, которая может обрабатывать документы соответствующего типа. Понятно, что для рисования надо использовать другие программы, чем те, которые применяются для написания текста учебного пособия. Поэтому на компьютере имеется множество программ, способных работать с документами различных типов.

Операционная система Для того, чтобы вы могли работать с этими программами, нужна ещё одна специальная программа, которая будет следить за тем, чтобы все остальные программы работали правильно, чтобы они не мешали друг другу. Грубо говоря, такая программа должна связывать воедино программы, документы и должна также правильно распределять доступ к различным ресурсам компьютера, таким как процессор, память, место в долговременной памяти и т.д. и т.п. Можно сказать, что это должна быть своеобразная НАД-программа, которая всё сводит в систему и позволяет совершать операции над элементами данной системы. Эта программа и называется операционной системой.

Операционная система существует на любом компьютере (её устанавливают на компьютер, прежде чем пустить вас работать на этом компьютере). Без операционной системы общаться с компьютером невозможно. Также невозможно добавить (установить) на компьютер новые программы если на компьютер предварительно не установлена какая-нибудь операционная система. Вы будете работать с операционной системой, разработанной компанией Microsof f . Эта операционная система называется Windows (окна). Существует несколько модификаций этой операционной системы. Мы будем рассматривать операционную систему Microsoft Windows XP Professional.

Про остальные программы, которые работают на компьютере, говорят, что они работают в «среде» Windows . Эти программы не просто переписывают на компьютер, а устанавливают (инсталлируют) неким простым, но специальным образом. Программы интегрируются в операционную систему. Поэтому программы часто называют приложениями Windows . Поскольку они включаются в качестве своеобразных автономных объектов (организуют своего рода федеративное государство), то и удалить эти программы можно только с помощью специальной процедуры, которую называют деинсталляцией.

Программы представляют собой набор специфических инструкций, которые описывают, как должен реагировать компьютер на те или иные действия человека, использующего компьютер. (Этот человек называется пользователем). Инструкции закодированы цифрами. Поэтому говорят, что программы представлены в цифровом виде. Точно также и все документы представлены в цифровом виде. Документы и программы хранятся на компьютере (в цифровом виде), как отдельные блоки. Файл - объем информации, имеющий название и записанный на жесткий диск, называется файлом.

Все документы и программы хранятся в виде файлов. Программы могут насчитывать в своем составе несколько файлов (несколько десятков и даже сотен). Документы, как правило, хранятся в одном файле каждый, но может быть и более сложная ситуация, когда документ состоит из нескольких файлов. Файлы размещаются на жестком диске компьютера в порядке, удобном операционной системе. Для того, чтобы файлы можно было находить, каждый файл имеет определенное название, которое состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения имени файла. Например: Мойрисунок.bmp, Мой_рисунок.bmp, Мой рисунок.bmp

Имя файла может быть написано английскими и/или русскими буквами и цифрами. Допускаются пробелы, тире, нижние подчеркивания и т.д. Имя файла не должно содержать следующих символов: косую черту (/), обратную косую черту (\), знак больше (>), знак меньше (

Расширение имени файла указывает на тип документа (фактически, на способ перевода его в цифровой вид и способ восстановления из этого вида и отображения на экране компьютера). Некоторые расширения однозначно увязаны с тем, в какой программе был создан данный документ. Например: Инструкция. doc – Документ создан с помощью программы Microsoft Word . Инструкция. ppt – Документ создан в программе Microsoft PowerPoint . Про такие документы говорят, что файл имеет определенный тип. Так, файлы, созданные в программе Word , обобщенно представляют как: *. doc И говорят о них как о файлах «вордовского» типа. Дело в том, что файлы, созданные в одной программе, зачастую можно прочитать не только в программе-родителе, но и в другой программе, специально «обученной» для этого.

Папки Компьютер способен дать вам список всех файлов, которые содержатся на жестком диске, чтобы вы могли найти нужный файл и начать с ним работать. Однако, если на компьютере содержатся тысячи и даже десятки тысяч файлов, то найти нужный файл будет трудно. Ситуация осложнится ещё больше, если вам нужно работать с какой-нибудь группой файлов, относящейся к той теме, которой вы сейчас заняты. Нужно не только найти каждый файл, но и вспомнить, какие файлы вам нужны и как они назывались. Практика показывает, что это – довольно трудное занятие. Для того, чтобы облегчить работу с файлами, вы может их собирать в группы, которые называются папками.

Принцип отбора файлов в группы определяется только вами. В одной папке могут мирно соседствовать файлы с разными расширениями имен файлов, то есть файлы, созданные различными программами. Один и тот же файл может быть скопирован с разные папки. При этом, конечно, физического изменения местоположения файла не происходит. Они не занимают реального места на диске, но сильно помогают ориентироваться в списке файлов, поскольку вы можете попросить компьютер выводить только названия папок.

Файловая система – это общая структура, определяющая в операционной системе наименование, сохранение и размещение файлов. Для Windows XP файловая система называется NTFS. Имея дело с файловой системой, вы фактически работает со своеобразным адресным столом, куда заносятся данные о размещении файлов. При этом если полный адрес человека включает область, район, город, улицу, дом, квартиру, фамилию и инициалы человека, то полный адрес файла включает весть «путь» к нему по совокупности папок. Например: Курская область, Золотухинский район, село Вторая Воробьевка, усадьба А.А. Фета, директор. Подобным же образом указывается расположение файла: C:\Documents and Settings\ivanovps\My Documents\ Книга \ Глава -1\ Работа с программой Windows.doc Здесь названия папок перечислены через наклонные черточки, которые называются «слеш». Такое указание называется «полным именем файла». Схематически можно представить файловую систему в данном виде.

Важно: Максимальное число символов в полном адресе файла – не больше, чем 255. И если вы создали файл с именем, скажем, в 240 символов в папке с именем «Подготовка», то такое полное имя допустимо. Но если вы захотели назвать данную папку иначе, например - «Подготовка к уроку», то операционная система может отказаться выполнить такое переименование. Поэтому будьте осторожны: не давайте слишком длинных имен файлам.

Значки - это графические изображения, которые позволяют быстро найти и запустить необходимую программу. Запуск программы осуществляется двойным щелчком соответствующего значка. Под значком расположено его название. Если название слишком длинное, оно прерывается многоточием, как только вы щелкните значок один раз левой кнопкой, название отобразится полностью.

Если в левом нижнем углу значка находится стрелка, значит это ярлык. Ярлык - это ссылка на программу. При удалении ярлыка программа, на которую он указывает, не удаляется.


Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...