Хасан Исраилов: «Прими присягу, и готовь себя для рая! Трансформация чеченского сопротивления.

На "Эхе Москвы" прошла передача о Хасане Исраилове. Думаю, тем моим френдам, кого интересует тема Чечни, распечатку этой передачи будет интересно и полезно почитать.

Имя чеченского мятежника Хасана Исраилова сегодня фактически предано забвению. Даже на сайтах чеченских сепаратистов в Интернете не тек просто найти о нем подробные сведения. Тем не менее, именно этот тридцатилетний молодой человек, бывший начинающий литератор, учившийся в Москве в Коммунистическом Университете трудящихся Востока имени Сталина, в начале 1940-го года поднял в Чечне вооруженный мятеж против советской власти, который продолжался, с переменным успехом, до конца 44-го. Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. Оба раза сумел каким-то образом уцелеть и даже выйти на свободу. Поначалу Исраилову сопутствовал успех. Уже к февралю 1940-го года он контролировал значительную часть горных районов Чечни. Спустя два года, в феврале 42-го к нему присоединился с отрядами своих сторонников другой мятежник – бывший прокурор Чечено-Ингушетии Маирбек Шерипов. Были созданы объединительный штаб и повстанческое правительство. Однако, в 43-м в результате постоянных боевых действий внутренних войск НКВД, артобстрелов и бомбежек горных районов Чечни позиции мятежников ослабли. Исраилов был также избран лидером нелегальной антисоветской организации Особая партия кавказских братьев. Летом 1942-го года эта партия выступила с призывом к населению Чечни и Дагестана сотрудничать с наступающими немецкими войсками. Призыв не встретил практически никакой массовой поддержки, но сыграл роковую роль в судьбе чеченцев, ингушей и других репрессированных народов Северного Кавказа, которые в начале 44-го подверглись насильственной сталинской депортации по обвинению в сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами. После завершения операции НКВД по массовому выселению чеченцев Исраилов еще несколько месяцев скрывался в горах обезлюдевшей Чечни с горсткой своих сторонников. Но в конце декабря 44-го года был выслежен и убит агентами НКВД.
http://echo.msk.ru/programs/all/56324/

>Е.КИСЕЛЕВ: И вот скажите, пожалуйста. Может быть, с вас мы начнем. Вообще, когда мы пытались кого-то пригласить на эту программу, мы столкнулись с тем, что многие люди вообще не знают о существовании такого исторического персонажа как Хасан Исраилов. Вот вы сразу среагировали. «Ага, про Исраилова я всё знаю, всё про него сейчас расскажу». Вот расскажите нам поподробнее, что это был за человек. Разумеется, вы его лично не знали и знать не могли, но, судя по всему, в Чечне о нем помнят и легенды ходят, хоть и не очень афишируются.

М.МУРАДОВ: Ну, с одной стороны, то, что его не знают и многие удивлялись, что он оказался в числе героев этой передачи – даже я удивился, – в этом нет ничего удивительного. Действительно, на то есть даже причины. Например, в период существования советской власти то, что о нем не знали, не говорили и не писали, это понятно. Наверно, не стоит объяснять. Он возглавил антисоветское движение, антисоветское восстание. Но, что удивительно, о нем не стали говорить и писать в Чечне даже в период правления независимого от федеральной власти режима Дудаева. То есть тогда, когда вытаскивались на белый свет все герои предыдущей истории Чечни. Даже тогда я не помню никаких особых передач по телевидению или каких-то особых публикаций в местных чеченских изданиях. Поэтому он таким неизвестным остался и тогда. Тем не менее, тот, кто интересовался историей, даже не историки и не специалисты, те, кто помнил эту историю, конечно, знают и помнят этого человека. Хотя, я еще раз оговариваюсь, героем каким-то, героем чеченского эпоса он не стал.

Е.КИСЕЛЕВ: Почему, как вы думаете?

М.МУРАДОВ: Я думаю, что одна причина, я думаю, то, что его роль и роль его повстанческого движения несколько преувеличивают специалисты, историки. Преувеличивают значение этого движения, этой фигуры для чеченского общества. Оно не было таким массовым. Во-первых, оно было сосредоточено далеко в горах и у рядового обывателя чеченского Хасан Исраилов и его движение отождествляется, ассоциируется с абречеством. А абречество – это такое будничное, обычное для чеченского общества, для чеченской истории явление, что особо акцентировать на этом внимание даже никто и не …

Е.КИСЕЛЕВ: Что такое абречество?

М.МУРАДОВ: Абреки – это люди, которые в силу разных причин – не всегда, и даже очень редко, политических – вынуждены были уйти из общества, существовать вне законного общества, оказались в конфликте с властью и обществом.

С.АРУТЮНОВ: Близкие примеры абреков: Робин Гуд или Дата Туташхия, знакомые нашим читателям и телезрителям.

М.МУРАДОВ: А чеченский самый знаменитый абрек – это Зелимхан Харачуевский. Кстати, Зелимхан Харачуевский известен в Чечне во сто раз больше, чем Хасан Исраилов и почитаем даже.

С.АРУТЮНОВ: Он в эпос вошел, можно сказать. В современный эпос. Так же, как в Грузии был такой абрек Арсен Оджавашвили. Когда я учился в Тбилиси в средней школе, мы народную эпическую поэму про Арсена Оджавашвили проходили как элемент школьной программы.

Е.КИСЕЛЕВ: Ну, тем не менее, факт остается фактом – Исраилов поднял еще в январе 1940-го года восстание в ряде горных районов Чечни. И это восстание продолжалось с перерывами до конца 44-го года. Он был ликвидирован в декабре 1944-го года в результате, как бы сейчас сказали, спецоперации органов НКВД. Его убили агенты НКВД.

М.МУРАДОВ: Бывшие сподвижники собственные.

Е.КИСЕЛЕВ: Да, собственные бывшие сподвижники, которые были перевербованы органами советской Госбезопасности. В какой степени …

С.АРУТЮНОВ: Разрешите, я также расскажу один существенный момент. Это, действительно, были бывшие сподвижники. Не только по восстанию, но и по НКВД, возможно, тоже. Потому что ведь были материалы, которые утверждали, что Исраилов числился в числе агентов НКВД. Вполне возможно. Тут невозможно заглянуть в мотивацию каждого человека. Но вполне возможно, он нарочно вел такую двойную игру. И еще какая-то группа сочувствующих ему людей тоже вместе с ним вела такую двойную игру. Но эти люди, это был какой-то контингент людей, которых считали некоторое время, во всяком случае, своими на той и на другой стороне.

Е.КИСЕЛЕВ: Надо сказать, я обращаю внимание ваше, что два раза его арестовывали в 30-е годы и два раза освобождали. Вы знаете, не хочется, как говорится, наводить тень на плетень, и даже о человеке, который был мятежником и был фактически ликвидирован как объявленный вне закона преступник. Всё равно не хочется о покойнике говорить плохо, тем более, что это было уже так давно. Тем не менее, мы же понимаем прекрасно, что очень многие люди не просто так выпускались на свободу из сталинских тюрем.

С.АРУТЮНОВ: Он мог хранить свои идеалы, но ради этих идеалов он мог надевать любые маски.

Е.КИСЕЛЕВ: Разумеется.

М.МУРАДОВ: Конечно. Но я вам скажу другое в продолжение того, что вы сказали. В Чечне есть люди, которые интересуются этой темой и которые убеждены, что он был, действительно, фигурой НКВД и его восстание – это не что иное, как провокация НКВД. А для чего, вы понимаете.

С.АРУТЮНОВ: (неразборчивно, по-латыни)

М.МУРАДОВ: Потом последовало тотальное выселение. А мотивация сильнейшая: за спиной у советского солдата в тылу разрастается такой враг! Ничего не оставалось делать, как отвлечь огромные силы с фронта и бомбить горы Чечни.

С.АРУТЮНОВ: Хотя в это время уже шла война, но идеи о сотрудничестве с наступавшими гитлеровцами были представителями этого движения категорически отвергнуты.

М.МУРАДОВ: Да это даже физически невозможно было: не было в горах немцев, кроме отдельного десанта.

Е.КИСЕЛЕВ: Вот, кстати, я должен процитировать известного исследователя, Абдурахмана Авторханова покойного, который в книге «Убийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР» писал, в частности, о восстании Исраилова в 1940-м году и о том, что советская власть тогда утверждала, что чеченцы и ингуши имели связь с немцами. И о том обстоятельстве, что во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стояли люди с образованием и политическим кругозором. Там был не только Исраилов, но был и такой человек Маирбек Шарипов, юрист, брат чеченского героя времен революции …

Текст распечатки очень немаленький. Читайте окончание на

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Исраилов, Хасан

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Хасан Исраилов

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Лидер антисталинского движения

Дата рождения:

? (по разным данным 1903, 1907, 1910)

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Биография

Ранняя биография

Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: (по характеристике НКГБ СССР) , (по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе дневник Исраилова), (по сведениям Абдурахмана Авторханова) гг. Получил исламское и светское образование. Член ВКП(б) с , работал корреспондентом «Крестьянской газеты» , писал также стихи и пьесы.

Начало повстанческой деятельности

Когда он возвращается в Чечню, в январе 1940 года его вызывают к новому секретарю обкома Быкову и предлагают подать заявление о восстановлении в партии. Через несколько дней он действительно присылает в обком заявление следующего содержания[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] :

Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведёт войну на уничтожение моего народа по частям - то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведётся на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжёлого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетённые народы.

Деятельность во время ВОВ

После начала Великой Отечественной войны перешёл на нелегальное положение и приступил к подготовке восстания.

28 января 1942 года на нелегальном собрании учреждает «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ) ставящей себе целью «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Позднее ОПКБ была переименована в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев».

24 декабря 1944 года Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации НКВД.

  • Отрывок, характеризующий Исраилов, Хасан

    – Вас интересуют книги, Мадонна Изидора?..
    «Мадонной» в Италии звали женщин и девушек, когда при обращении им выражалось уважение.
    У меня похолодела душа – он знал моё имя... Но зачем? Почему я интересовала этого жуткого человека?!. От сильного напряжения закружилась голова. Казалось, кто-то железными тисками сжимает мозг... И тут вдруг я поняла – Караффа!!! Это он пытался мысленно меня сломать!.. Но, почему?
    Я снова взглянула прямо ему в глаза – в них полыхали тысячи костров, уносивших в небо невинные души...
    – Какие же книги интересуют вас, Мадонна Изидора? – опять прозвучал его низкий голос.
    – О, я уверенна, не такие, какие вы ищете, ваше преосвященство, – спокойно ответила я.
    Моя душа испуганно ныла и трепыхалась, как пойманная птица, но я точно знала, что показать ему это никак нельзя. Надо было, чего бы это не стоило, держаться как можно спокойнее и постараться, если получится, побыстрее от него избавиться. В городе ходили слухи, что «сумасшедший кардинал» упорно выслеживал своих намеченных жертв, которые позже бесследно исчезали, и никто на свете не знал, где и как их найти, да и живы ли они вообще.
    – Я столько наслышан о вашем утончённом вкусе, Мадонна Изидора! Венеция только и говорит – о вас! Удостоите ли вы меня такой чести, поделитесь ли вы со мной вашим новым приобретением?
    Караффа улыбался... А у меня от этой улыбки стыла кровь и хотелось бежать, куда глядят глаза, только бы не видеть это коварное, утончённое лицо больше никогда! Он был настоящим хищником по натуре, и именно сейчас был на охоте... Я это чувствовала каждой клеткой своего тела, каждой фиброй моей застывшей в ужасе души. Я никогда не была трусливой... Но я слишком много была наслышана об этом страшном человеке, и знала – его не остановит ничто, если он решит, что хочет заполучить меня в свои цепкие лапы. Он сметал любые преграды, когда дело касалось «еретиков». И его боялись даже короли... В какой-то степени я даже уважала его...
    Изидора улыбнулась, увидев наши испуганные рожицы.
    – Да, уважала. Но это было другое уважение, чем то, что подумали вы. Я уважала его упорство, его неистребимую веру в своё «доброе дело». Он был помешан на том, что творил, не так, как большинство его последователей, которые просто грабили, насиловали и наслаждались жизнью. Караффа никогда ничего не брал и никогда никого не насиловал. Женщины, как таковые, не существовали для него вообще. Он был «воином Христа» от начала до конца, и до последнего своего вздоха... Правда, он так никогда и не понял, что, во всём, что он творил на Земле, был абсолютно и полностью не прав, что это было страшным и непростительным преступлением. Он так и умер, искренне веря в своё «доброе дело»...
    И вот теперь, этот фанатичный в своём заблуждении человек явно был настроен заполучить почему-то мою «грешную» душу...
    Пока я лихорадочно пыталась что-то придумать, мне неожиданно пришли на помощь... Мой давний знакомый, почти что друг, Франческо, у которого я только что купила книги, вдруг обратился ко мне раздражённым тоном, как бы потеряв терпение от моей нерешительности:
    – Мадонна Изидора, Вы наконец-то решили, что Вам подходит? Мои клиенты ждут меня, и я не могу потратить весь свой день только на Вас! Как бы мне это не было приятно.
    Я с удивлением на него уставилась, но к своему счастью, тут же уловила его рискованную мысль – он предлагал мне избавиться от опасных книг, которые я в тот момент держала в руках! Книги были любимым «коньком» Караффы, и именно за них, чаще всего, умнейшие люди угождали в сети, которые расставлял для них этот сумасшедший инквизитор...
    Я тут же оставила большую часть на прилавке, на что Франческо сразу же выразил «дикое неудовольствие». Караффа наблюдал. Я сразу же почувствовала, как сильно его забавляла эта простая, наивная игра. Он прекрасно всё понимал, и если бы хотел – мог преспокойно арестовать и меня, и моего бедного рискового друга. Но почему-то не захотел... Казалось, он искренне наслаждался моей беспомощностью, как довольный кот, зажавший в углу пойманную мышь...
    – Разрешите Вас покинуть, Ваше преосвященство? – даже не надеясь на положительный ответ, осторожно спросила я.
    – К моему великому сожалению, мадонна Изидора! – с деланным разочарованием воскликнул кардинал. – Вы позволите как-нибудь заглянуть к вам? Говорят, у Вас очень одарённая дочь? Мне бы очень хотелось познакомиться и побеседовать с ней. Надеюсь, она так же красива, как её мать...
    – Моей дочери, Анне, всего десять лет, милорд, – как можно спокойнее ответила я.
    А душа у меня кричала от животного ужаса!.. Он знал про меня всё!.. Зачем, ну зачем я была нужна сумасшедшему Караффе?.. Почему его интересовала моя маленькая Анна?!
    Не потому ли, что я слыла знаменитой Видуньей, и он считал меня своим злейшим врагом?.. Ведь для него не имело значения, как меня называли, для «великого инквизитора» я была просто – ведьмой, а ведьм он сжигал на костре...
    Я сильно и беззаветно любила Жизнь! И мне, как и каждому нормальному человеку, очень хотелось, чтобы она продолжалась как можно дольше. Ведь даже самый отъявленный негодяй, который, возможно, отнимал жизнь других, дорожит каждой прожитой минутой, каждым прожитым днём своей, драгоценной для него, жизни!.. Но именно в тот момент я вдруг очень чётко поняла, что именно он, Караффа, и заберёт её, мою короткую и такую для меня ценную, не дожитую жизнь...

    Е.КИСЕЛЕВ: Я приветствую всех, кто в эту минуту слушает радиостанцию «Эхо Москвы». Это, действительно, программа «Наше всё» я, ее ведущий – Евгений Киселев. Мы продолжаем рассказывать историю нашей страны за последние сто лет, начиная с 1905 года, в лицах. Мы идем по алфавиту от буквы А и дошли уже до буквы И. У нас уже вторая передача на букву И. Я напомню, что на каждую букву мы рассказываем о трех героях нашей давней и недавней истории, о событиях, связанных с этими людьми. Каждого героя мы выбираем следующим образом. Одного на каждую букву вы выбираете в Интернете. Одного вы выбираете во время специальной программы, которую мы называем голосовалкой – вот у нас такое выражение появилось здесь на «Эхо Москвы». Одного выбираю я сам. Я, кстати, сразу хочу вас предупредить, что у нас грядет особая буква – буква Е. Так уж устроен русский язык, что на букву К значительно больше фамилий, чем на любую другую букву. И, соответственно, значительно больше героев. Во время выборов, например, кто обратил внимание, на букву К – отдельный стол. И мы в этом лишний раз сможем убедиться 2-го декабря. Во всяком случае, те из нас, кто пойдет на выборы. Ну а у нас в программе на букву К будет не три героя, а целых девять. В понедельник начнется голосование в Интернете, которое продлится две недели, и вы сможете выбрать не одного, а трех героев. В Интернете мы выбираем трех героев нашей программы. Все условия – на сайте «Эхо Москвы». Заходите туда и голосуйте. Будьте внимательны – в этот раз у нас особое голосование. Ну, а на букву И в Интернете вы выбрали Абрама Федоровича Иоффе выдающегося физика, основателя советской школы физики, во всяком случае, одной из крупнейших советских школ. У нас программа была в прошлое воскресенье. На этот раз – герой, которого выбрали вы во время голосования в прямом эфире. Человек, о котором очень мало известно. Это Хасан Исраилов – человек, который в 40-е годы возглавил вооруженное восстание в Чечне против советской власти. И, как всегда, в начале программы чуть-чуть подробнее о нашем герое. Или антигерое.

    ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ

    Имя чеченского мятежника Хасана Исраилова сегодня фактически предано забвению. Даже на сайтах чеченских сепаратистов в Интернете не тек просто найти о нем подробные сведения. Тем не менее, именно этот тридцатилетний молодой человек, бывший начинающий литератор, учившийся в Москве в Коммунистическом Университете трудящихся Востока имени Сталина, в начале 1940-го года поднял в Чечне вооруженный мятеж против советской власти, который продолжался, с переменным успехом, до конца 44-го. Исраилов получил в Чечне известность как корреспондент «Крестьянской газеты», в которой он печатал резкие статьи, разоблачавшие злоупотребления советских чиновников, притесняющих и грабящих простых чеченцев. За эти публикации дважды арестовывался НКВД по обвинению в контрреволюционной клевете – сперва в 31-м году, потом в 37-м. Оба раза сумел каким-то образом уцелеть и даже выйти на свободу. Поначалу Исраилову сопутствовал успех. Уже к февралю 1940-го года он контролировал значительную часть горных районов Чечни. Спустя два года, в феврале 42-го к нему присоединился с отрядами своих сторонников другой мятежник – бывший прокурор Чечено-Ингушетии Маирбек Шерипов. Были созданы объединительный штаб и повстанческое правительство. Однако, в 43-м в результате постоянных боевых действий внутренних войск НКВД, артобстрелов и бомбежек горных районов Чечни позиции мятежников ослабли. Исраилов был также избран лидером нелегальной антисоветской организации Особая партия кавказских братьев. Летом 1942-го года эта партия выступила с призывом к населению Чечни и Дагестана сотрудничать с наступающими немецкими войсками. Призыв не встретил практически никакой массовой поддержки, но сыграл роковую роль в судьбе чеченцев, ингушей и других репрессированных народов Северного Кавказа, которые в начале 44-го подверглись насильственной сталинской депортации по обвинению в сотрудничестве с гитлеровскими оккупантами. После завершения операции НКВД по массовому выселению чеченцев Исраилов еще несколько месяцев скрывался в горах обезлюдевшей Чечни с горсткой своих сторонников. Но в конце декабря 44-го года был выслежен и убит агентами НКВД.

    Е.КИСЕЛЕВ: А теперь я представлю гостей, с которыми мы поговорим не только о Хасане Исраилове, но и о вообще о том, что происходило в Чечне и на Северном Кавказе между революцией и Великой Отечественной войной и почему это происходило. И какие события предшествовали трагической истории, когда в феврале 1944-го года чеченцы, и не только чеченцы – ингуши и другие народы Северного Кавказа – подверглись насильственной депортации, насильственному выселению в отдаленные районы Казахстана, Средней Азии и Сибири. У нас сегодня в гостях Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент Российской Академии Наук, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН. Я вас приветствую. Спасибо большое, что согласились принять участие в нашей программе.

    С.АРУТЮНОВ: Здравствуйте. Спасибо за приглашение.

    Е.КИСЕЛЕВ: Второй мой гость это известный чеченский журналист Мусса Мурадов. Он журналист чеченский, журналист московский, специальный корреспондент Издательского Дома «Коммерсантъ» по Чечне. Мы его репортажи, корреспонденции из Чечни регулярно читаем и в газете «Коммерсантъ», и в журналах Издательского Дома – в журнале «Власть», например, в первую очередь. Я вас приветствую, уважаемый Мусса.

    М.МУРАДОВ: Спасибо.

    Е.КИСЕЛЕВ: И вот скажите, пожалуйста. Может быть, с вас мы начнем. Вообще, когда мы пытались кого-то пригласить на эту программу, мы столкнулись с тем, что многие люди вообще не знают о существовании такого исторического персонажа как Хасан Исраилов. Вот вы сразу среагировали. «Ага, про Исраилова я всё знаю, всё про него сейчас расскажу». Вот расскажите нам поподробнее, что это был за человек. Разумеется, вы его лично не знали и знать не могли, но, судя по всему, в Чечне о нем помнят и легенды ходят, хоть и не очень афишируются.

    М.МУРАДОВ: Ну, с одной стороны, то, что его не знают и многие удивлялись, что он оказался в числе героев этой передачи – даже я удивился, – в этом нет ничего удивительного. Действительно, на то есть даже причины. Например, в период существования советской власти то, что о нем не знали, не говорили и не писали, это понятно. Наверно, не стоит объяснять. Он возглавил антисоветское движение, антисоветское восстание. Но, что удивительно, о нем не стали говорить и писать в Чечне даже в период правления независимого от федеральной власти режима Дудаева. То есть тогда, когда вытаскивались на белый свет все герои предыдущей истории Чечни. Даже тогда я не помню никаких особых передач по телевидению или каких-то особых публикаций в местных чеченских изданиях. Поэтому он таким неизвестным остался и тогда. Тем не менее, тот, кто интересовался историей, даже не историки и не специалисты, те, кто помнил эту историю, конечно, знают и помнят этого человека. Хотя, я еще раз оговариваюсь, героем каким-то, героем чеченского эпоса он не стал.

    Е.КИСЕЛЕВ: Почему, как вы думаете?

    М.МУРАДОВ: Я думаю, что одна причина, я думаю, то, что его роль и роль его повстанческого движения несколько преувеличивают специалисты, историки. Преувеличивают значение этого движения, этой фигуры для чеченского общества. Оно не было таким массовым. Во-первых, оно было сосредоточено далеко в горах и у рядового обывателя чеченского Хасан Исраилов и его движение отождествляется, ассоциируется с абречеством. А абречество – это такое будничное, обычное для чеченского общества, для чеченской истории явление, что особо акцентировать на этом внимание даже никто и не …

    Е.КИСЕЛЕВ: Что такое абречество?

    М.МУРАДОВ: Абреки – это люди, которые в силу разных причин – не всегда, и даже очень редко, политических – вынуждены были уйти из общества, существовать вне законного общества, оказались в конфликте с властью и обществом.

    С.АРУТЮНОВ: Близкие примеры абреков: Робин Гуд или Дата Туташхия, знакомые нашим читателям и телезрителям.

    М.МУРАДОВ: А чеченский самый знаменитый абрек – это Зелимхан Харачуевский. Кстати, Зелимхан Харачуевский известен в Чечне во сто раз больше, чем Хасан Исраилов и почитаем даже.

    С.АРУТЮНОВ: Он в эпос вошел, можно сказать. В современный эпос. Так же, как в Грузии был такой абрек Арсен Оджавашвили. Когда я учился в Тбилиси в средней школе, мы народную эпическую поэму про Арсена Оджавашвили проходили как элемент школьной программы.

    Е.КИСЕЛЕВ: Ну, тем не менее, факт остается фактом – Исраилов поднял еще в январе 1940-го года восстание в ряде горных районов Чечни. И это восстание продолжалось с перерывами до конца 44-го года. Он был ликвидирован в декабре 1944-го года в результате, как бы сейчас сказали, спецоперации органов НКВД. Его убили агенты НКВД.

    М.МУРАДОВ: Бывшие сподвижники собственные.

    Е.КИСЕЛЕВ: Да, собственные бывшие сподвижники, которые были перевербованы органами советской Госбезопасности. В какой степени …

    С.АРУТЮНОВ: Разрешите, я также расскажу один существенный момент. Это, действительно, были бывшие сподвижники. Не только по восстанию, но и по НКВД, возможно, тоже. Потому что ведь были материалы, которые утверждали, что Исраилов числился в числе агентов НКВД. Вполне возможно. Тут невозможно заглянуть в мотивацию каждого человека. Но вполне возможно, он нарочно вел такую двойную игру. И еще какая-то группа сочувствующих ему людей тоже вместе с ним вела такую двойную игру. Но эти люди, это был какой-то контингент людей, которых считали некоторое время, во всяком случае, своими на той и на другой стороне.

    Е.КИСЕЛЕВ: Надо сказать, я обращаю внимание ваше, что два раза его арестовывали в 30-е годы и два раза освобождали. Вы знаете, не хочется, как говорится, наводить тень на плетень, и даже о человеке, который был мятежником и был фактически ликвидирован как объявленный вне закона преступник. Всё равно не хочется о покойнике говорить плохо, тем более, что это было уже так давно. Тем не менее, мы же понимаем прекрасно, что очень многие люди не просто так выпускались на свободу из сталинских тюрем.

    С.АРУТЮНОВ: Он мог хранить свои идеалы, но ради этих идеалов он мог надевать любые маски.

    Е.КИСЕЛЕВ: Разумеется.

    М.МУРАДОВ: Конечно. Но я вам скажу другое в продолжение того, что вы сказали. В Чечне есть люди, которые интересуются этой темой и которые убеждены, что он был, действительно, фигурой НКВД и его восстание – это не что иное, как провокация НКВД. А для чего, вы понимаете.

    С.АРУТЮНОВ: (неразборчивно, по-латыни)

    М.МУРАДОВ: Потом последовало тотальное выселение. А мотивация сильнейшая: за спиной у советского солдата в тылу разрастается такой враг! Ничего не оставалось делать, как отвлечь огромные силы с фронта и бомбить горы Чечни.

    С.АРУТЮНОВ: Хотя в это время уже шла война, но идеи о сотрудничестве с наступавшими гитлеровцами были представителями этого движения категорически отвергнуты.

    М.МУРАДОВ: Да это даже физически невозможно было: не было в горах немцев, кроме отдельного десанта.

    Е.КИСЕЛЕВ: Вот, кстати, я должен процитировать известного исследователя, Абдурахмана Авторханова покойного, который в книге «Убийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР» писал, в частности, о восстании Исраилова в 1940-м году и о том, что советская власть тогда утверждала, что чеченцы и ингуши имели связь с немцами. И о том обстоятельстве, что во главе антисоветского партизанского движения в горной Чечено-Ингушетии стояли люди с образованием и политическим кругозором. Там был не только Исраилов, но был и такой человек Маирбек Шарипов, юрист, брат чеченского героя времен революции …

    С.АРУТЮНОВ: Он тоже был юристом.

    Е.КИСЕЛЕВ: Прокурор республики. Так вот, что пишет Абдурахман Авторханов: «Немцы не перебросили в Чечено-Ингушетию, находясь прямо у ее границ, ни одной винтовки, ни одного патрона. Перебрасывались только отдельные шпионы, диверсанты и большое количество винтовок». Соответствует действительности это? Или здесь есть какой-то элемент апологетики?

    С.АРУТЮНОВ: Вы знаете, это, наверно, соответствует действительности. Но дело в том, что не было необходимости в винтовках: горцы всегда были достаточно прилично вооружены. Оружие у каждого имелось разнообразное. А когда началась война, этого трофейного оружия, оружия, захватывавшегося в отдельных стычках, бросаемого – гуляло так много, что … Я школьником был в те времена. У нас в школе, помню, у десятков ребят имелись пистолеты в старших классах. Так о чем же тут говорить о взрослых людях! Не было недостатка в оружии. И еще в 70-е годы был я в Сванетии и говорил там с милиционерами крупными, в полковничьих чинах. Они прекрасно знали, на какой горе кто живет и сколько у него шмайсеров в смазке, и сколько у него ящиков патронов к этим шмайсерам.

    Е.КИСЕЛЕВ: Это какой был год, еще раз уточните, пожалуйста.

    С.АРУТЮНОВ: Это был, по-моему, 78-й год.

    Е.КИСЕЛЕВ: То есть это был год, когда у нас был развитой зрелый социализм. Только что брежневскую конституцию приняли. Когда провозгласили, что у нас сложилась новая общность людей – советский народ.

    С.АРУТЮНОВ: Естественно. И, что важно для Грузии, в этот же момент в Грузии прошли студенческие демонстрации мощные, которые потребовали от Шеварднадзе введения в новую конституцию грузинского государственного языка. И Шеварднадзе созвонился напрямую, насколько мне это известно, с Брежневым. Суслов говорил: примите самые строгие меры, разгоните эту демонстрацию. А Брежнев сказал: «Ради бога! Хотят государственный язык – ну, пускай у них будет государственный язык!». Поэтому в Прибалтике, в балтийских республиках, в конституции не было национального языка как государственного, а в Грузии и вслед за ней уже автоматом как-то – в Азербайджане и в Армении в конституцию вошел государственный язык.

    Е.КИСЕЛЕВ: Я этого не знал. Как интересно! То есть вот такой добрый, мягкий, широким жестом Леонид Ильич даровал Грузии государственный язык.

    С.АРУТЮНОВ: Да он не только мягкий. Он соображал, он немножко меньше был зашорен, чем Суслов. Поэтому он понял – ради бога! не надо обострять отношения!

    М.МУРАДОВ: Душа шире была немножко.

    С.АРУТЮНОВ: Что еще может из этого получиться – неважно, спустим на тормозах. Он поступил мудро как государственный деятель.

    Е.КИСЕЛЕВ: Ну, давайте не будем, наверное, идеализировать Леонида Ильича образца 78-го года.

    С.АРУТЮНОВ: Но и принижать его тоже не будем.

    Е.КИСЕЛЕВ: Мы помним же его, помним, в каком он состоянии, в том числе физическом и ментальном, находился.

    С.АРУТЮНОВ: В физическом – да. А соображать он все-таки соображал.

    Е.КИСЕЛЕВ: Соображал все-таки, вы думаете, да?

    С.АРУТЮНОВ: Конечно.

    Е.КИСЕЛЕВ: Ну, наверно, все-таки еще было чутье, интуиция, которую, может быть, человек вообще никогда не теряет, даже в глубокой старости, находясь в достаточно синильном состоянии. Все-таки это чутье политическое, которое позволило такому мягкому, плюшевому, можно сказать, Леониду Ильичу, которого никто не боялся – «А, пусть Леня будет! Он никого не обидит!», когда свергали Хрущева, помните? А в результате всех оттеснил от власти.

    С.АРУТЮНОВ: Его и возносили на пьедестал именно потому, что он никого не обидит. И он этим держался. Он умел находить консенсус, он умел находить баланс, какие-то сдержки и противовесы очень тонкие. Его время не было простым временем. И не надо из него делать идиотика. Он был в своем смысле умнейший человек.

    Е.КИСЕЛЕВ: Ну, давайте мы все-таки … Мы сейчас немножечко отклонились. Тем не менее мы говорим вообще об истории, об эпохе, о времени … Лично для меня как для ведущего этой программы важно, чтобы и такие разговоры в этой студии, в этой передаче были. Но все-таки сегодня мы говорим об истории Северного Кавказа, о Чечне. О тех людях, которые восставали с оружием в руках против советской власти. Это исторический факт, это было в нашей истории. От этого никуда не уйти и мы должны знать. Разговор об этом мы продолжим через минуту-другую, после новостей середины часа.

    НОВОСТИ

    Е.КИСЕЛЕВ: Мы продолжаем программу «Наше всё». Сегодня она посвящена мало известному герою, или можно сказать антигерою, истории нашей страны, истории Советского Союза, истории Северного Кавказа, истории Чеченской республики – Хасану Исраилову. Человеку, который в 40-е годы поднял мятеж, поднял вооруженное восстание в горных районах Чечни, которое со спадами, с новыми подъемами продолжалось фактически до почти конца Великой Отечественной войны – до декабря 1944-го года, когда Хасан Исраилов, руководитель этого восстания, был убит в результате спецоперации органов НКВД. У меня сегодня в студии гости: Сергей Александрович Арутюнов, член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, а также журналист газеты «Коммерсантъ», специальный корреспондент по Чечне Мусса Мурадов. Мы говорили о том, что было на Северном Кавказе во время войны, до войны. На самом деле … Вы меня поправьте – вы лучше меня знаете как специалисты, но вот по моим скромным подсчетам было пять, если считать и восстание, которое поднял Исраилов, уже после триумфального шествия советской власти, после окончания Гражданской войны, было, как минимум, пять восстаний в Чечне.

    С.АРУТЮНОВ: А по-моему, первое началось в 25-м году.

    М.МУРАДОВ: В 25-м.

    Е.КИСЕЛЕВ: 25-й, 29-й, 30-й, 32-й, 40-й. Можно ли сказать, что вообще советская власть по-настоящему установилась там?

    С.АРУТЮНОВ: По-моему, советская власть по-настоящему установилась там после репатриации, после реабилитации. После восстановления Чечено-Ингушской Республики. До этого, как правильно сказал Мусса, существовало абречество. Вот в 56-57-м и дальше не было абречества.

    М.МУРАДОВ: Нет. Только был такой очень уникальный экземпляр как Асухо Магомадов.

    С.АРУТЮНОВ: Ну, да.

    Е.КИСЕЛЕВ: А это кто такой?

    М.МУРАДОВ: Это абрек, который еще до Отечественной войны, до выселения, ушел в горы и его так и не смогли выселить. И он существовал вплоть до 1975-го года. И до момента своей ликвидации убивал представителей КГБ, правоохранительных органов. Его ловили до 75-го года. Его пристрелили. Фактически он уже пришел умирать. Ему было под 80 лет, 77 лет. И его просто местные жители выдали и его застрелили.

    С.АРУТЮНОВ: Но в эти же годы, скажем, сам я там не бывал – в это время проводил в Армении и в Грузии, что касается моих кавказоведческих интересов. Но мои друзья, мои коллеги по институту и как исследователи-этнографы и просто как туристы – ну, тут никак нельзя различить, что-то на государственные деньги делается, что-то на свои, а цель всегда одна и та же: узнать побольше – бродили вдвоем по горам Чечни, абсолютно никого не опасаясь. Не вооруженные, вдвоем, не охраняемые. Ну, у них были какие-то знакомые, друзья, конечно, чеченские.

    Е.КИСЕЛЕВ: А абреки не представляли угрозу для людей?

    М.МУРАДОВ: Это не были грабители с большой дороги.

    С.АРУТЮНОВ: В большинстве случаев …

    М.МУРАДОВ: Если кто-то принимает их вот за такое явление как разбойники …

    С.АРУТЮНОВ: Скажем, так же, как Зелимхан, банк ограбить – это другое дело.

    М.МУРАДОВ: Да. Чтобы наказать власть. Но есть же известная история, когда Зелимхан Харачуевский где-то на горной тропе, на дороге, встретил Шаляпина и сначала принял его за богатого купца. Но когда тот ему объяснил, кто он такой, даже история гласит так, что он попросил его спеть и, действительно убедился, что он певец. Он тут же всплакнул и отпустил его. Это достоверный факт.

    Е.КИСЕЛЕВ: Ну, а вот эти восстания, которые происходили в 20-е, в 30-е, 40-е годы, в какой степени они стали причиной спецоперации, которую провела советская власть в феврале 44-го года?

    С.АРУТЮНОВ: Вы знаете, когда уже война переламывалась и более ясной стала перспектива ее окончания, когда у Сталина появились большие планы на послевоенное устройство мира, по-видимому, в этих планах была некоторая кардинальная социальная и этническая реконструкция собственно Советского Союза. Ну, и тогда просто он избрал … Знаете, абхазов тоже собирались выселять и уже эшелоны были, вроде бы, готовы, во всяком случае, так утверждают многие. Но не выселили. Осетины – уж на что лояльный народ, но где-то ходят слухи, что … И осетины боялись, как бы не последовать им примеру ингушей. И даже было специальное заявление, что это провокационные слухи, что ингуши – это одно, а осетины – другое, и осетин никто трогать не собирается. Это было объявлено просто так. Так что какая-то чистка Кавказа …

    Е.КИСЕЛЕВ: Предполагалась.

    С.АРУТЮНОВ: … и русификация Кавказа, которая была вообще задачей, как минимум, со времен Ермолова, если не Воронцова – раннего Воронцова, естественно … Ну, просто «методом тыка», я думаю, наиболее опасные, наиболее мешающие какие-то группы хорошо бы куда-нибудь там в Среднюю Азию, в Сибирь убрать.

    Е.КИСЕЛЕВ: Выселяли кого: выселяли чеченцев, выселяли ингушей..

    С.АРУТЮНОВ: Калмыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы. Вот кавказские народы …

    Е.КИСЕЛЕВ: А вот Карачаево-Черкессия: почему карачаевцы, почему не черкесы? Кабардино-Балкария: почему балкарцы, почему не кабардинцы?

    С.АРУТЮНОВ: Я не хочу называть имена этих уважаемых людей, но, если мне позволят оставить их в этом отношении анонимными, мне кажется – у меня есть некоторые основания так полагать – что некоторые мои коллеги старшего поколения, этнографы привлекались для консультаций в этом вопросе. И как-то по обсуждении пришли к выводу … правда, ингушей и чеченцев это не касается – они исконный коренный кавказский народ. Ну, очень уж они были крутые ребята, и от них очень хотелось избавиться. По-моему, Суслов очень настаивал в свое время на этом, чтобы избавиться от них. А так был такой подход. Ну, вот кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, абхазы – на них тоже как-то поглядывали и замахивались. Но это все-таки коренной кавказский народ, исконное население по лингвистическому признаку. Поэтому лучше их не трогать, оставим. А вот карачаевцы, балкарцы – это тюрки по языку, калмыки – это монголы по языку. Они чуждые в этом регионе. Они когда-то пришли из Центральной Азии в этот регион. Ну, мы вернем их в эту самую Центральную Азию.

    М.МУРАДОВ: То есть военной целесообразности не было. В том числе и когда выселяли чеченцев.

    С.АРУТЮНОВ: Нет, военной целесообразности не было. Здесь была цивилизационная целесообразность.

    М.МУРАДОВ: Это очевидно.

    С.АРУТЮНОВ: Со сталинской точки зрения.

    Е.КИСЕЛЕВ: Военно-прагматическая, скажем так.

    С.АРУТЮНОВ: Есть легенда такая. Был такой Клыч-Гирей. Он был гитлеровский генерал, черкес, белогвардеец бывший, ушедший в Европу. Он вернулся с гитлеровскими войсками, и ему поручили выступить и агитировать за вступление в особые отряды Вермахта. Он вышел, был большой сход черкесский. Он говорил по-черкесски. Сказал «Хайль, Гитлер», несколько таких слов. Потом сказал: «Слушайте, когда я вам буду говорить такое слово, вы кричите «ура», хлопайте. Но сейчас, я знаю, что среди этих немцев никто по-нашему не понимает, и я вам скажу то, что на самом деле должен вам сказать. Мое дело решено и подписано. Я связал свою жизнь с этими людьми, и я погибну вместе с ними. Но вам незачем с ними погибать. Поэтому вы кричите «ура, ура», но имейте в виду, что долго их власть здесь не продержится. Большевики сильнее. Большевики их выбьют отсюда и, если вы, как дураки, пойдете вслед за ними, то вас тоже уничтожат». Ну, и дальше он пышно очень говорил …

    Е.КИСЕЛЕВ: Какая потрясающая история!

    С.АРУТЮНОВ: Может быть, это легенда, которая отражает реальную действительность. Такой Клыч-Гирей был не один.

    М.МУРАДОВ: Почему героем Исраилов не стал? Потому что, в общем-то, население не видело в нем лидера. И идея борьбы с советской властью, встав на сторону Германии, которая напала на страну, в этом смысле не была привлекательной. Даже во времена Дудаева поднимали из небытия героев, а Хасану Исраилову ни памятника не поставили, ни портрет нигде не повесили, ничего. То есть это немножко больше миф, чем на самом деле он такой уж яркий политический лидер, лидер повстанческого движения. Термин «повстанческое движение», на мой взгляд, не совсем даже подходит.

    С.АРУТЮНОВ: Между абречеством и повстанческим движением трудно провести линию. Ну, кто был Робин Гуд?

    М.МУРАДОВ: «Повстанческое движение» в том употреблении, в котором мы сейчас используем, мне кажется, несет некий политический заряд, имеет политический смысл. Абречество …

    С.АРУТЮНОВ: Да. Но ведь на сторону Исраилова переходили партийные деятели, деятели советской власти местные. Тут дело вот в чем. По-моему, идеологически над всеми этими людьми тяготела, или довлела, как не совсем правильно выражаются, идея национальной независимости, национальной самодостаточности.

    М.МУРАДОВ: Защита собственного образа жизни.

    С.АРУТЮНОВ: Да, защита своего образа жизни. Высокие идеологии? Ну, идеология царизма для них не подходила. Идеология гитлеризма для них тоже не подходила.

    Е.КИСЕЛЕВ: Абсолютно.

    С.АРУТЮНОВ: Советскую, коммунистическую идеологию, первоначальную, они восприняли легко. Они ее интереризировали. И дальнейшие их идеалы – это, ну, вот, как в кронштадском восстании …

    М.МУРАДОВ: Потому что им предложили жить по своим законам, даже по шариатским.

    Е.КИСЕЛЕВ: Это в самом начале, после 17-го года.

    М.МУРАДОВ: Да, в самом начале.

    С.АРУТЮНОВ: Совершенно верно. Им обещали …

    Е.КИСЕЛЕВ: А потом советская власть стала пытаться «закрутить гайки».

    М.МУРАДОВ: Как всегда.

    Е.КИСЕЛЕВ: Первое же восстание произошло не в 18-м году, не в 20-м, а только в конце 24-го, в 25-м.

    С.АРУТЮНОВ: Когда поняли, что эти обещания не будут выполнены.

    М.МУРАДОВ: Поняли, что это был обман.

    С.АРУТЮНОВ: Но то, что хотели эти люди, да тот же Авторханов, что они могли хотеть, что они могли себе представить, это был какой-то вариант социализма, какой-то вариант советской власти. Но такой, который предоставлял бы им широчайшую автономию и позволил бы им жить по своим установлениям.

    М.МУРАДОВ: Даже тот же Хасан Исраилов делал такое заявление интересное по поводу своего возможного сотрудничества с германскими властями. Обращаясь к ним, я читал, говорил такие вещи: «Если вы собираетесь нам тут заменить одну власть на другую, нам это не нужно …

    С.АРУТЮНОВ: Коммунистов – на национал-социалистов.

    М.МУРАДОВ: … Нам что вы, что коммунисты, если вы собираетесь сесть на нашу шею, ничего у вас не получится». Скорее германская власть и немцы были для него привлекательны в том смысле, что «враг моего врага – мой друг».

    С.АРУТЮНОВ: Да.

    Е.КИСЕЛЕВ: Вот как раз из книги Абдурахмана Авторханова я хотел бы процитировать пару коротких фрагментов. Когда началась уже Великая Отечественная война, разумеется, на первом этапе размах и масштаб восстания Исраилова разрослись и он воспользовался ситуацией, как, наверно, любой на его месте. Он призывал использовать борьбу Германии против большевизма для освобождения всего Кавказа и объявления его полной независимости. А когда в 42-м году к восстанию Исраилова присоединился Маирбек Шарипов, юрист, брат известного национального героя времен революции, он создал объединенный военный штаб повстанцев, мятежников – давайте сейчас не будем на терминологии зацикливаться. Абдурахман Авторханов использует слово «повстанцы». Но надо отдать должное Автарханову, что, наверно, его идеологические симпатии скорее на стороне Шарипова и Исраилова, чем на другой стороне.

    М.МУРАДОВ: Разумеется.

    Е.КИСЕЛЕВ: И он пишет вот какую любопытную вещь: «Повстанцы уже имели сведения о практике Гиммлера и Розенберга на так называемой «освобожденной Украине». Поэтому повстанческое правительство выступило с воззванием к чечено-ингушскому народу в июне 42-го года, в котором говорилось, что кавказцы ожидают немцев как гостей и окажут им гостеприимство только при полном признании ими кавказской независимости». В свою очередь, как утверждает в своей книге Абдурахман Автарханов, «… Главное командование на Кавказе под влиянием подобных воззваний издало специальный приказ, в котором указывалось на необходимость радикально иного поведения немецкого солдата, чем это имело место на Украине и в других областях».

    С.АРУТЮНОВ: Совершенно верно. Но и на Украине, собственно говоря, позиция Бандеры, позиция УПА – это тоже была такая же позиция, немножко, конечно, наивная. Мысль, что два гиганта ослабят друг друга и здесь между ними мы как-то свою самостийность и обретем. Что касается поведения немцев, был такой эпизод. Почему-то он не попал в летопись Великой Отечественной войны. А это было в Кабарде, в селе с кабардинским населением. Красная Армия оттуда ушла, оставила два пулеметных пикета. Там был один мальчик. Это я узнал из разговоров его односельчан, он был мой ровесник. Любопытный мальчик, он терся около этих пулеметчиков. Талантливый мальчик, он освоил этот пулемет. Когда эти красноармейцы, просто бросив эти пулеметы, сбежали, то маленький разведвзвод немцев вошел в село. Убедились, что, кроме глубоких стариков, детей не старше десяти лет и женщин, там никого нет, и пошли весело, с песнями, большой толпой. Перешли через реку, которую в это время курица могла перейти пешком. И когда они уже подымались по склону, кинжальным огнем с фланга ударил пулемет. Несколько минут. Но скошены были сотни людей. Тут по гнезду, наконец, выкатили пушку, стукнули туда, откуда бил пулемет. А этот мальчик побежал обратно к своим козам, примерно в полкилометре от этого места. Разъяренные немцы ворвались в село. Наверно, где-нибудь на Украине или в Белоруссии они расстреляли бы всех поголовно – и детей, и женщин, и стариков, кого угодно. Но тут они никого не тронули. Вот было такое указание. Они искали, они не могли поверить, что это 10-летний пацан, который пасет коз где-то в километре от этого села.

    Е.КИСЕЛЕВ: Им, может, это и в голову не пришло!

    С.АРУТЮНОВ: Конечно.

    Е.КИСЕЛЕВ: У них был приказ. Представители немецкого командования говорили, что, если освобождение Кавказа будет заключаться в замене одних колонизаторов другими, то для кавказцев это явится лишь новым этапом продолжающейся национально-освободительной войны.

    С.АРУТЮНОВ: Секунду, чтобы воздать память этому мальчику. Очевидно, это был человек, у которого генетически не было гена осторожности или опасности. Он пошел потом подрывником в Тырнаузский горный комбинат. И когда там не взорвались динамитные шашки, и никто не решался пойти и проверить, он сказал: «Да ну, я пойду сейчас и эти взрыватели выверну». Пошел – и взорвался. Он умер где-то 26-ти лет от роду.

    М.МУРАДОВ: Вот маленькое такое замечание к тому, почему Хасан Исраилов не стал все-таки героем даже в период независимой Чечни. Эта, хоть слабая, не важно, по какой причине, смычка с фашистами все-таки сыграла свою роль. Он вроде как предатель, а это в чеченском обществе … Его противник в тот же период, Ханпаши Нурадзилов, который прославился, стал героем во время Отечественной войны, в самый пик расцвета независимости Чечни, я имею в виду дудаевские времена, был героем, о нем писали, о нем были передачи.

    С.АРУТЮНОВ: Конечно. Им гордились.

    М.МУРАДОВ: Им гордились, да. А вот тот все-таки остался в тени истории.

    Е.КИСЕЛЕВ: Так он и остался человеком, если угодно, с двойным дном.

    С.АРУТЮНОВ: Да, якобы с двойным дном. О котором никто ничего не знает и поэтому можно строить любые предположения. Мы никогда и не узнаем. Может быть, даже если найдут новые какие-то архивные документы. А кто поручится, что в этих документах записаны искренние слова, а не какая-нибудь попытка себя замаскировать!

    М.МУРАДОВ: Накануне его ликвидации он же просился на встречу с руководством НКВД. К нему подослали его очень доверенных людей, с которыми он ходил по горам, которым он доверял. И он через них передавал просьбу, что он готов выйти через очень известных людей на разговор, на встречу. Вот это тоже очень интересно: на что он рассчитывал? Лидер повстанческого движения готов был идти на некие переговоры, на контакт с…

    Е.КИСЕЛЕВ: У нас до конца программы остается совсем немного времени. И вот, о чем я хотел бы вас спросить в заключение. Это, прежде всего, наверное, вопрос к вам, Сергей Александрович как к ученому, который всю жизнь занимается проблемами Кавказа. Всё, что происходило в 30–40-е годы, массовая депортация кавказских народов, прежде всего, массовая депортация чеченцев и ингушей. В какой мере две кровавых чеченских войны 90-х–начала 2000-х годов являются результатом сталинской национальной политики?

    С.АРУТЮНОВ: Сталинская национальная политика – это одна из волн репрессивных в российской истории, где реформы и контрреформы сменяют друг друга, где периоды жесткого тоталитаризма и максимального «завинчивания гаек» сменяются послаблениями и предоставлениями всяких свобод. Поэтому, конечно, на них лежит отпечаток сталинской эпохи. Но это то же самое, что было во времена Шейха Мансура. Что было во времена Имама Шамиля. Что было и в другие времена. Надо понять, что, с одной стороны, «лица кавказской национальности» и кавказские народы, в том числе чеченцы, ингуши, балкарцы, дагестанцы – кто угодно, понимают, что для сбыта их продукции, для образования их детей, для медицинского обеспечения полезно оставаться в рамках России, в рамках российского экономического, медицинского, образовательного, культурного, научного пространства. Но они хотят, чтобы в их дела на уровне их деревни, на уровне их джамаата, на уровне их долины не вмешивались. Они там сами разберутся.

    М.МУРАДОВ: И разбирались. Даже в период действия советской власти. Параллельно советским законам.

    С.АРУТЮНОВ: Наиболее умные советские чиновники это понимали. Они не лезли в мелкие дела. Они предоставляли свободу шариатским судам. Они предоставляли свободу адатным судам. Они принимали их решения. Они лезли только тогда, когда уже нельзя было не залезть, когда было какое-то очень крупное, очень серьезное дело. И для всех народов России, наверно, для всех народов мира, но для народов Кавказа особенно, лучшим выходом будет сочетание определенной вертикали власти, очень самоограниченной, с максимальным самоуправлением, с максимальной местной автономией.

    Е.КИСЕЛЕВ: А не это ли сейчас происходит в Чечне при президенте Рамзане Кадырове?

    С.АРУТЮНОВ: Отчасти. Но в Чечне все-таки трудно быть князю или царю. В Чечне может быть только консенсус старейшин. Поэтому эта свобода, эта автономия должна быть предоставлена не общечеченскому князю, каким является Рамзан Кадыров, а старейшинам тейпов, старейшинам селений, старейшинам джамаатов. То есть на кантонально-коммунальном уровне. Так, как это происходит в Швейцарии, допустим.

    Е.КИСЕЛЕВ: Я благодарю вас, Сергей Александрович. Благодарю вас, Мусса. Я напомню – сегодня мы говорили о Хасане Исраилове. О мятежнике, повстанце. Назовите его, как хотите. Поднявшем восстание против советской власти в 40-е годы в Чеченской Республике. Это был ваш выбор. Мы предложили много героев на букву И, но большинству наших радиослушателей, которые голосовали несколько недель назад в прямом эфире, выбирая героев на букву И, показалось, что самая интересная передача будет именно о Хасане Исраилове. Мы говорили не только о нем, но и о всех тех проблемах, которые есть на Северном Кавказе и в Чечне. Об истории национальных и межгосударственных отношениях. Я благодарю Муссу Мурадова, журналиста газеты «Коммерсантъ» и Сергея Арутюнова, члена-корреспондента РАН, заведующего отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН. Я напомню – это была программа «Наше всё». Обращаю ваше внимание на то, что у нас грядет скоро буква Е.КИСЕЛЕВ: В Интернете начинается голосование на букву К, и мы выбираем героев сразу девяти программ. Не трех, как обычно, а девяти, потому что буква К – особенная буква. Так уж устроен русский язык, что на букву К порядково больше фамилий и, соответственно, героев нашей недавней истории. Я благодарю вас. До следующей встречи в эфире.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Хасан Исраилов
    Род деятельности:

    Лидер антисталинского движения

    Дата рождения:

    ? (по разным данным 1903, 1907, 1910)

    Дата смерти:

    Биография

    Ранняя биография

    Разные источники называют разные даты рождения Исраилова: (по характеристике НКГБ СССР) , (по письму наркома внутренних дел Грузии Каранадзе Лаврентию Берии со ссылкой на обнаруженный в августе дневник Исраилова), (по сведениям Абдурахмана Авторханова) гг. Получил исламское и светское образование. Член ВКП(б) с , работал корреспондентом «Крестьянской газеты» , писал также стихи и пьесы.

    Начало повстанческой деятельности

    Вот уже двадцать лет, как Советская власть ведёт войну на уничтожение моего народа по частям - то как кулаков, то как мулл и «бандитов», то как «буржуазных националистов». Теперь я убедился, что война отныне ведётся на истребление всего народа. Поэтому я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже и всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжёлого ярма красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетённые народы.

    Деятельность во время ВОВ

    После начала Великой Отечественной войны перешёл на нелегальное положение и приступил к подготовке восстания.

    28 января 1942 года на нелегальном собрании учреждает «Особую партию кавказских братьев » (ОПКБ) ставящей себе целью «создание на Кавказе свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Позднее ОПКБ была переименована в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев».

    24 декабря 1944 года Исраилов был смертельно ранен в результате спецоперации НКВД.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Исраилов, Хасан"

    Примечания

    Ссылки

    • // Эхо Москвы. 18.11.2007

    Отрывок, характеризующий Исраилов, Хасан

    Французский гусарский унтер офицер, в малиновом мундире и мохнатой шапке, крикнул на подъезжавшего Балашева, приказывая ему остановиться. Балашев не тотчас остановился, а продолжал шагом подвигаться по дороге.
    Унтер офицер, нахмурившись и проворчав какое то ругательство, надвинулся грудью лошади на Балашева, взялся за саблю и грубо крикнул на русского генерала, спрашивая его: глух ли он, что не слышит того, что ему говорят. Балашев назвал себя. Унтер офицер послал солдата к офицеру.
    Не обращая на Балашева внимания, унтер офицер стал говорить с товарищами о своем полковом деле и не глядел на русского генерала.
    Необычайно странно было Балашеву, после близости к высшей власти и могуществу, после разговора три часа тому назад с государем и вообще привыкшему по своей службе к почестям, видеть тут, на русской земле, это враждебное и главное – непочтительное отношение к себе грубой силы.
    Солнце только начинало подниматься из за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.
    Балашев оглядывался вокруг себя, ожидая приезда офицера из деревни. Русские казаки, и трубач, и французские гусары молча изредка глядели друг на друга.
    Французский гусарский полковник, видимо, только что с постели, выехал из деревни на красивой сытой серой лошади, сопутствуемый двумя гусарами. На офицере, на солдатах и на их лошадях был вид довольства и щегольства.
    Это было то первое время кампании, когда войска еще находились в исправности, почти равной смотровой, мирной деятельности, только с оттенком нарядной воинственности в одежде и с нравственным оттенком того веселья и предприимчивости, которые всегда сопутствуют началам кампаний.
    Французский полковник с трудом удерживал зевоту, но был учтив и, видимо, понимал все значение Балашева. Он провел его мимо своих солдат за цепь и сообщил, что желание его быть представленну императору будет, вероятно, тотчас же исполнено, так как императорская квартира, сколько он знает, находится недалеко.
    Они проехали деревню Рыконты, мимо французских гусарских коновязей, часовых и солдат, отдававших честь своему полковнику и с любопытством осматривавших русский мундир, и выехали на другую сторону села. По словам полковника, в двух километрах был начальник дивизии, который примет Балашева и проводит его по назначению.
    Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
    Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
    Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
    Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.
    Увидав русского генерала, он по королевски, торжественно, откинул назад голову с завитыми по плечи волосами и вопросительно поглядел на французского полковника. Полковник почтительно передал его величеству значение Балашева, фамилию которого он не мог выговорить.
    – De Bal macheve! – сказал король (своей решительностью превозмогая трудность, представлявшуюся полковнику), – charme de faire votre connaissance, general, [очень приятно познакомиться с вами, генерал] – прибавил он с королевски милостивым жестом. Как только король начал говорить громко и быстро, все королевское достоинство мгновенно оставило его, и он, сам не замечая, перешел в свойственный ему тон добродушной фамильярности. Он положил свою руку на холку лошади Балашева.

    «Эти люди, пережившие на своей шкуре 24 года
    коммунистического счастья, уже в 1941 знали то,
    чего не знал еще никто в мире: что на всей планете
    и во всей истории не было режима более злого,
    кровавого и вместе с тем более лукаво-изворотливого,
    чем большевистский, самоназвавшийся "советским".
    Что ни по числу замученных, ни по вкоренчивости
    на долготу лет, ни по дальности замысла, ни сквозной
    унифицированной тоталитарностью не может
    сравниться с ним никакой другой земной режим,
    ни даже ученический гитлеровский, к тому времени
    затмивший Западу все глаза. И вот - пришла пора,
    оружие давалось этим людям в руки, - и неужели они
    должны были смирить себя, дать большевизму
    пережить свой смертельный час, снова укрепиться
    в жестоком угнетении - и только тогда начинать с
    ним борьбу (и посегодня не начатую почти нигде в мире)?
    Нет, естественно было повторить прием самого
    большевизма: как он сам вгрызся в тело России,
    ослабленное Первой мировой войной, так и бить его
    в подобный же момент во Второй!»

    Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

    Сталин депортировал в годы Второй мировой войны целиком и также отчасти представителей свыше шестидесяти национальностей, не говоря даже о самом государственном строе, тотально подавлявшем подвластные народы, коснувшись всех. Однако, несмотря на это, российская пропаганда до сих пор, искажая историю, преподносит причиной депортаций народов тех времен так называемые «бандгруппы», поднимавшие восстания против правящего режима. Если следовать этой логике до конца, то Сталин во главе советского государства должен бы был депортировать в первую очередь русский народ, который в числе до миллиона человек переходил на сторону немецкой армии. Поэтому прежде чем говорить о бандеровцах, надо бы напомнить самим себе и о власовцах. И если даже, вопреки истории, никаких массовых переходов на сторону немцев тогда не было, а все это-де следствие войны, то зачем нужно было своих же расстреливать и прогонять через лагеря миллионами? Разве не было тогда само это правительство предательским? Так как мы можем эту данность определить победой?

    Гитлер использовал схожие методы правления с вождем большевиков и недаром Сталин так восхищался Германией, оказывая ей материальную помощь и посылая Гитлеру поздравительные телеграммы. И кто знает, не напади Гитлер на Советский Союз или Сталин на Германию, трудно было бы и вообразить такое единомыслие в средствах и целях. Однако перед Сталиным Гитлер оказался всего лишь мальчиком, потому что до подобных высот первого последнему подняться было не по зубам. Тем более что Гитлер подвергал репрессиям другие народы, но не свой немецкий, а Сталин как раз собственные народы и в первую очередь русский. Если бы не удалось чьей-то умелой рукой рассорить Гитлера и Сталина, попросту долженствовавших стать закономерными союзниками, то затем предателями были бы уже те, кто шел бы и против Гитлера, потому что виноват всегда проигравший.

    Российская пропаганда до сих пор определяет сопротивленцев тому советскому тираническому режиму как бандитов, предателей, коллаборационистов и т.д. Излюбленный же прием идеологических заправил Кремля, когда собственные оккупации ими преподносятся как патриотизм, а освободительные процессы в этой борьбе как национализм. Поистине у двойных стандартов нет границ. Сталин обвинил в коллаборационизме депортированные им народы, тогда как сама же Советская власть утвердилась, используя изощренным образом тогдашнюю ситуацию, когда Россия была ослаблена в Первой мировой войне. Так почему же другим нельзя применять те же методы?

    Во Вторую мировую финны, слаженно организовавшись под угрозой военно-политической обстановки, дав жару советским войскам, защитились от большевистской России. Но почему-то до сих пор никто в мире не говорит о них как о предателях! Вот поэтому выход из-под опеки России и есть настоящее избавление от «предательства». И пусть такие, как Сталин, поднимают тосты за храбрых финнов, а не гноят их и всех, депортируя, в ссылках, да еще и обливая грязью, несмотря на участие в войне на стороне Советского Союза. Тогда в войне, как пишут историки, советские войска-освободители, начиная с маршала Жукова и его окружения, награбили добра в Германии и вывезли в Советский Союз, к себе домой. Потому как сказано, не вызывает удивления и то, что их наследники затем разграбили собственную страну. Поистине народ и армия – едины.

    Мы не будем подробно рассматривать здесь биографию одного из тогдашних лидеров сопротивления Чечни Хасана Исраилова, известного и как Хасан Терлоев, что можно почерпнуть из других источников. Наша же задача - выявить сам смысл позыва сердца этого сына Кавказа. Упомянем вкратце, что Исраилов родился в 1911 году в селении Никарой Галанчожского района Чечни. По окончании средней школы в городе Ростов-на-Дону, имея призвание к писательскому ремеслу, он вскоре стал корреспондентом московской «Крестьянской газеты». Затем, продолжив образование, окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина. Работал адвокатом в Шатоевском районе Чечни. Дважды был судим за контрреволюционную пропаганду. Наконец, в январе 1940-го, - за полтора года до нападения Гитлера на Советский Союз!, - подняв восстание, создал свою организацию. В год же депортации или «убийства чечено-ингушского народа» в феврале 1944-го, как назвал свою книгу Абдурахман Авторханов, Исраилов был убит на своей родине в декабре того же года чекистами во главе с Берией.

    Некоторые так называемые чеченские историки, в попытках переиначить историю, с достоинством пишут о том, и небезосновательно, что чеченцы никогда не посягали на другие земли в своем историческом прошлом. Но вот участие в войне чеченцев на стороне России они расписывают в героических образах. Как будто это не входит в вопиющее противоречие с их же аргументацией этой войны как захватнической, да еще и в пользу завоевавшего чеченцев же государства. Есть также псевдоисторическая тенденция в попытках противопоставить движение сопротивления под руководством Исраилова чеченским устазам или религиозным братствам, что не имеет под собой почвы, так как подобного противоречия, а тем более противостояния, не наблюдалось в чеченской истории. Поддержка же некоторыми чеченскими шейхами и их последователями представителей властей в данной ситуации происходила вследствие обреченности высылки чечено-ингушского народа со своей родины и бессмысленности противления этому. Но можем ли мы тогда оправдывать Хасана Исраилова и его соратников? Да, можем, кто-то должен был противостоять режиму, если даже это противостояние было обречено. Так или иначе, но не стоит искать здесь противоречия, так как каждый исполнял свою миссию, где одни оказывают сопротивление, а другие непротивлением пытаются спасти народ.

    На наш взгляд, для тех самых религиозных авторитетов, которые, кстати, восставали и против советского режима, новая власть немецкого государства, в принципе, существенно не отличалась от власти государства российского. Вот почему они не испытывали особой симпатии к Германии. Реальность же была такова, что сохранение своего народа виделось им через нейтралитет, не сквозь сопротивление, а посредством непротивления, но, естественно, не с целью окончательного смирения, а вследствие кровной необходимости сохранения терпения до наступления новых времен, т.е. обретения полной независимости.

    По примеру подобного же «противоречия» в последние времена пытаются уже по-новому переиначить эту историю всего лишь семидесятилетней давности. Хасан Исраилов был-де сотрудником созданной в рамках СС немецкой организации «Анэнербе», которая, в свою очередь, сотрудничала с НКВД. В местном отделении НКВД Исраилову, мол, сказали заняться сбором информации для работавших на Кавказе немецких ученых, и в результате отказа он отсидел в тюрьме, откуда якобы был освобожден по просьбе организации «Анэнербе». Затем Исраилов, получается, волей или неволей, работая на двух господ спецслужб-союзников, начал поиск пещеры с ценностями и артефактов пребывания Пророка Аарона (Харона) на Кавказе и впоследствии, выходит, он неблагодарным образом ликвидирует сотрудников «Анэнербе», нашедших эту пещеру. Причина же его последующей повстанческой борьбы с властями вытекает из этой истории, куда невольно втягиваются и некоторые чеченцы, что послужило поводом почему-то исключительно одному Берии депортировать их всех. Исраилов же собирался через упомянутую «Пещеру Аарона» отправиться по следам в мистическую Шамбалу!

    Теперь же взглянем на эту чекистскую ересь здравым взором. Как известно даже поверхностно знающим историю Чечни тех времен, в сентябре 1942 года состоялась встреча Хасана Исраилова с заброшенными в горы Чечни командирами немецкого десанта полковником Губе Османом и обер-лейтенантом Ланге, где произошла попытка рассмотреть вопросы совместного сопротивления и послевоенного обустройства Кавказа, и которая ни к чему не привела. И здесь заключается самый главный вывод. Вопреки предумышленным домыслам некоторых российских историков, Исраилов, исходя из сказанного выше, ибо нет смысла разведчику ослушаться своего же командования и тем более встречаться с его представителями, убивая своих же, не мог и не являлся ни сотрудником, ни кем-либо другим в иерархии германского Вермахта, а тем более и советского Кремля. Отказался же Исраилов от обоих предложений потому, что ему виделся Кавказ, и это совершенно очевидно, независимым от господства чьей-либо державы. Это также подтверждает и то, что путь, видевшийся религиозным подвижникам и повстанцам сопротивления Чечни, – один и тот же.

    В повстанческом движении Северного Кавказа тех лет было немало достойных имен, как, к примеру, Майрбек Шерипов, брат известного революционера Асланбека Шерипова, погибшего в бою с деникинцами. Однако имя Хасана Исраилова все-таки занимает ведущее место в этом почетном ряду. Он – герой Кавказа, его доблесть и слава. Мы даже можем определить Хасана Исраилова именем нашей победы, павшим от рук чекистской хунты, врага человечества. Придет время, рухнет строй, наследник режима сталинского, и обнажится правда. Мы же не должны дать ее затмить сейчас, потому что каждый проблеск истины расчищает нам скрывающую ее завесу. Верим, вернется к нам вновь имя Хасана Исраилова, как былое имя самой длинной улицы города Грозного в Старопромысловском районе. Захоронен же наш герой на кладбище чеченского селения Алхазурово; и в заключение приведем благородные строки стихотворения «Къонах», о цене доблести и мужества, принадлежащие народному поэту и фольклористу Ахмаду Сулейманову, уроженцу данного селения:


    И я сказал тебе в ответ под гул торжественного пира,
    Что къонах – это славный муж, чья жизнь другим посвящена,
    Что къонах – это тот, на ком покоятся устои мира.

    Ретив и ловок конь в горах, пока подкован крепко он,
    Подковы стерты, – станет конь хромым, беспомощным и вялым.
    Пока есть къонахи средь нас, – незыблем доблести закон,
    И можем смело мы идти по самым трудным перевалам.

    Да, къонах – это богатырь, чье сердце бьется для людей,
    Что служит правде и добру во имя Родины любимой.
    В ком нервы – лука тетива, в ком разум – ярче ста огней,
    Чья, словно сталь, душа тверда и к подлости непримирима.

    Бахвальство презирает он, достойно ценит удальство,
    И мудрость знаний для него дороже всех богатств несметных.
    Когда вы сходитесь на пир, оставьте место для него:
    Кто в битве за Отчизну пал, - тот вечно жив в строю бессмертных.

    Они всегда среди живых – герои, витязи, борцы,
    Кто справедливость утверждал, чья кровь – на пламенных знаменах.
    Чья жизнь прекрасна и чиста, как гор заоблачных венцы,
    Кого народная молва почтила гордым званьем – къонах!

    Мы тост в их честь провозгласим, и роги, полные вина,
    Осушим в память храбрецов, в трудах и битвах непреклонных.
    Что значит къонах, ты спросил, и какова ему цена?
    Народа стойкость, верность, ум и славу воплощает къонах!

    Май 2014 г. Ахьмад Хьачароевский

    Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....