Характерные особенности стресса. Депрессия и стресс

По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессом. Стресс (от англ. stress - напряжение) - состояние общего напряжения организма, возникающее у человека под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основоположником учения о стрессе является канадский физиолог Ганс Селье. Фактор, вызывающий стресс, называется стрессором . Стрессорами могут быть как физические (жара, холод, шум, травма, собственные болезни), так и социально-психологические (радость, опасность, семейная или служебная конфликтная ситуация, плохие условия труда) факторы. Независимо от характера стрессора организм реагирует на любой такой раздражитель неспецифически, т.е. однотипными изменениями: учащением пульса, повышением артериального давления, увеличением содержания в крови гормонов надпочечников.


Механизм стресса заключается в том, что под действием стрессового раздражителя гипоталамус вырабатывает гормон, который по кровеносной системе попадает в переднюю долю гипофиза, где активирует синтез адренокортикотропного гормона (АКТГ), стимулирующего деятельность коры надпочечников, в результате чего в кровь в большом количестве поступают гормоны - кортикостероиды, которые в свою очередь стимулируют приспособительные механизмы. В концепции Г. Селье такие изменения в организме получили название общего адаптационного синдрома и выделением в его структуре трех фаз: реакции тревоги, фазы сопротивления и фазы истощения.



1 фаза - реакция тревоги , во время которой организм меняет свои характеристики. Органы чувств через периферические рецепторы сообщают обычными афферентными путями в центральную нервную систему о действии повреждающего фактора. Это происходит с помощью специфических ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и т.д.). Из коры головного мозга сигналы поступают в вегетативную нервную систему и гипоталамус. Гипоталамус - отдел головного мозга, контролирующий и регулирующий гормонообразовательную деятельность передней доли гипофиза, где расположены высшие координирующие и регулирующие центры вегетативной и эндокринной систем, чутко улавливающие малейшие нарушения, возникающие в организме. В гипоталамусе выделяется кортиколиберин, который, с кровью поступая в гипофиз, вызывает усиление секреции АКТГ. АКТГ разносится кровью, попадая в надпочечники, вызывает секрецию глюкокортикоидов, которые создают в организме условия для адаптации и борьбы со стрессовым фактором. Если стрессор сильный и действует длительно, может наступить опустошение всех запасов глюкокортикоидов в коре надпочечников и даже ее разрушение. Это может привести к смерти.


2 - фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, выработка глюкокортикоидов нормализуется, организм адаптируется. При этом признаки реакции тревоги исчезают, а уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. Продолжительность этого периода зависит от врожденной приспособляемости организма и силы стрессора.


3 - фаза истощения. После длительного действия стрессора к которому организм приспособился, вновь появляются признаки реакции тревоги, но изменения в коре надпочечников и других органах уже необратимы, и, если воздействие стрессора продолжается, индивидуум погибает.


Такова динамика общего адаптационного синдрома, но поскольку все стрессоры обладают также и специфическим действием, то они не могут всегда вызывать абсолютно одинаковые ответы. Даже один и тот же раздражитель действует неодинаково на разных людей вследствие неповторимости внутренних и внешних условий, определяющих реактивность каждого. В возникновении адаптационного синдрома, кроме гормонов гипофиза и надпочечников, важную роль играет и нервная система, определяющая характер реагирования организма на стресс. Хотя общему адаптационному синдрому подвергается весь организм, но пострадает ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг может зависеть в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья находятся под нагрузкой. Поэтому важная роль в развитии болезней под влиянием стресса принадлежит исходному состоянию организма. Особое место занимают эмоциональные стрессовые ситуации, которые при частом воздействии могут вызвать истощение функциональных возможностей организма, что резко ослабляет его способность приспосабливаться к влиянию вредоносных факторов.


Стресс вызывает однотипную реакцию, которая опосредуется через гипоталамус - гипофиз - кору надпочечников. Он проявляется классической триадой: увеличение коры надпочечников и ее активности, атрофия вилочковой железы и лимфатических узлов, появление язв желудочно-кишечного тракта.

Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют несколько типов стрессов. Одна из классификаций выделяет физиологические и психологические стрессы, последние подразделяются на информационные и эмоциональные. Физиологический стресс возникает под воздействием физиологических стрессоров, например, повышенной температуры. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Мне кажется, данный вид стресса особенно актуален в современном мире, где большинство людей стремятся к успешному построению карьеры и занятию ответственных постов. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Все перечисленные виды стрессов могут оказывать как положительное мобилизующее воздействие на жизнедеятельность организма, так и отрицательное.

На сегодняшний день крайне распространена точка зрения, согласно которой стресс – это редкое и яркое явление в жизни обычных людей. Мнение Г.Селье на этот счёт крайне отличается. Он считает, что человек даже в состоянии полной расслабленности, как ему кажется, испытывает стресс. Кровеносная, дыхательная, нервная и пищеварительная системы непрестанно работают. Полное отсутствие стресса означало бы смерть. Однако уровень физиологического стресса наиболее низок в периоды отдыха и расслабленности, хотя никогда не равен абсолютному нулю. Эмоциональное возбуждение любой направленности сопровождается возрастанием степени физиологического стресса.

Подводя промежуточные итоги, хотелось бы сказать, что особенности стресса довольно многообразны: стресс бывает нескольких видов, в зависимости от вида стрессора и последствий. Также стресс имеет три фазы своего протекания. И, наконец, стресс – довольно распространённое явление в жизни любого человека, независимо от рода его деятельности, социального положения и возраста. Если психологического стресса человек ещё как-то может избежать, то физиологический стресс ему неподвластен.

Очевидно, что человек не может полностью обезопасить и оградить себя от стресса, который является неотъемлемым спутником человека и всех животных на протяжении всей их жизни. В настоящее время довольно распространено мнение о том, что стресса можно и нужно избегать.

Значение стресса в современном мире

В современном мире идёт довольно широкая пропаганда идеи о том, что стресс наносит человеку исключительно деструктивное влияние, способствуя развитию различных психических нарушений и общему износу организма. Возможно, в какой-то степени это, действительно, так, и я не буду опровергать это. Однако я убеждена, что стресс может оказывать и положительное влияние, и далее я попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых, я считаю, что глупо приписывать какие-либо полярные качества чему-либо. Не думаю, что можно однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим. Мне кажется, всё относительно, даже те вещи, которые на первоначальный взгляд кажутся исключительно отрицательными и негативными, могут обнаружить в себе какие-то позитивные стороны. Поясню на примере. Допустим, человека уволили с работы. Конечно, на первый взгляд кажется, что это крайне отрицательное событие в жизни любого, ведь человек потерял источник средств для существования, а также способность трудиться и самореализовываться. Однако данная ситуация заставляет человека мобилизировать все свои силы и возможности для поступления на другую работу, которая, возможно, является более перспективной и высокооплачиваемой. Если бы человека не уволили, он, скорее всего, в силу своей привычки к стабильности, не решился бы на смену места работы. Хотя возможен и другой исход. Например, человек не смог найти работу и впал в депрессию. Тогда, конечно, вся череда этих событий несёт негативный характер. Однако, не зря ведь говорят: «Кто ищет, тот всегда найдет». Я думаю, что способность человека найти новую работу в данной ситуации зависит исключительно от его личных качеств и упорства. Таким образом, я считаю, что то, какое влияние оказывают на нас те или иные события, зависит только от нашего восприятия и отношения к ним, а также от нашего поведения в данной ситуации. Итогом всему выше сказанному может послужить моя точка зрения, согласно которой, любое событие или явление, в том числе и стресс, носит двойственный характер. Нельзя однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим.

Во-вторых, мне кажется, что само по себе глупо – наделять негативным смыслом явление, которое имеет место в жизни любого человека и которое неизбежно. Ведь никому не придёт в голову сказать, что рост волос или дыхание, например, это плохо. Я считаю, относительно стресса ситуация складывается аналогичным образом. Ведь стресс, хотя бы на физиологическом уровне, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, подобно росту волос или ногтей.

В-третьих, даже если стресс и носит негативный характер, все равно его общее глобальное влияние на организм, на мой взгляд, позитивно. Ведь человек, не познавший несчастья, не сможет быть поистине счастливым. Так же и со стрессом. Стресс придаёт нашей жизни яркую окрашенность. Болезни сменяются периодами здоровья, слезы сменяются смехом, а тяжёлая ежедневная работа сменяется отдыхом. Именно эта контрастность даёт нам настоящую возможность почувствовать вкус жизни, ведь «всё познается в сравнении». Стресс даёт человеку возможность наслаждаться минутами стабильности и гармонии, ценить их, что особенно важно, на мой взгляд, в современном мире, когда жизнь приобретает бешеный ритм, когда люди часто лишены свободной минуты для того, чтобы просто задуматься о своей жизни, когда человек заботит только его денежная стабильность.

Подведя итоги, хотелось бы сказать, что стресс оказывает влияние на организм человека на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, что, как мне кажется, может повлиять на жизнь человека двояко, как положительно, так и отрицательно. Конечно, каждый человек индивидуален, каждый воспринимает то или иное событие особым, субъективным образом. Однако стресс даёт любому из нас возможность ощутить вкус жизни через сравнение и принятие всех неожиданных поворотов судьбы. А вот воспользоваться этой возможностью или же жаловаться на жизнь, это уже решать нам. Надеюсь, мне удалось показать, что стресс может оказывать существенное позитивное и положительное влияние наряду с негативным.

Стресс (от англ. stress - напряжение, давление, нагрузка) - состояние нервно-психической напряженности организма, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях.

Стойкое напряжение возникает в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей окружающей среды и сопровождается комплексом защитных физиологических реакций: изменения в поведении, психике и физиологическом состоянии человека.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон(Walter Cannon) для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»), а знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье стал использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения(«синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»).

Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса:«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Таким образом, слово «стресс» определяет состояние организма, при котором он пытается адаптироваться к сложным условиям жизни. Когда человек подвергается чрезмерному физическому или психическому напряжению, его организм сначала пытается защититься. Но потом приспосабливается, и реакция на повышенное напряжение становится оптимальной. Такое состояние называется положительным стрессом. Он необходим для нормального психического развития человека и адаптации к окружающей среде. Но часто организм не способен справиться с умственными или физическими перегрузками. В таком состоянии любое дополнительное напряжение может нарушить нормальное состояние человека и вызвать болезнь. Поэтому, выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса:

Эустресс - имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

«Положительный» стресс (вроде, выигрыша в миллион долларов или внезапно объявившегося престарелого родственника - нефтяного магната :о) ) ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, разумеется, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует.
К сожалению, основная черта эустресса - кратковременность. Эустресс часто называют лечебным стрессом, потому что он способствует генерации «лечебных» положительных эмоций.

Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Дистресс представляет собой нервное расстройство, вызванное неблагоприятными событиями в жизни человека. Плохой стресс очень часто становится причиной потери контроля над сложившейся ситуацией. Смерть любимого, финансовые проблемы, высокий уровень ответственности и чрезмерные нагрузки на работе, напряжённые отношения с другими людьми или хронические заболевания - все эти события могут стать причиной дистресса. Дистресс может быть острым или хроническим. Если острый стресс, как правило, недолговечен, то хронический стресс может принимать весьма серьёзные масштабы.
По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

По характеру воздействия стресс разделяют на

Нервно-психический (эмоциональный),

Тепловой или холодовый,

Световой,

Антропогенный и другие стрессы.

Существует распространённое заблуждение:

В современной массовой культуре под стрессом понимается вовсе не физиологическая реакция организма на внешние факторы.Появилась тенденция отождествлять стресс просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен термин, означающий «напряжение» в переводе с английского) - так называемый «психологический» стресс. Однако, стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая определённые симптомы

Вот основные симптомы:

  • Раздражительность.
  • Рассеянность
  • Бессонница.
  • Апатия.
  • Повышенная возбудимость
  • Перепады настроения.
  • Постоянная усталость
  • Неспособность сконцентрироваться.
  • Ухудшение памяти
  • Импульсивность поведения.
  • Плаксивость.
  • Иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины,желудка
  • Зависимость:резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкогольным напиткам.
  • Ночные кошмары.
  • Гиперактивность.
  • Тревожность.
  • Маниакальное поведение.

Симптомы стресса во многом зависят от устойчивости нервной системы. То, что заставляет одного человека буквально лезть на стену, может совершенно не действовать на другого. И в то же время, устойчивость нервной системы - это не единственный фактор, влияющий на формирование симптомов стресса.

Что происходит с организмом человека?

Пытаясь справиться со стрессом, мозг стимулирует выделение адреналина. Это химическое вещество поступает в почки, начинается процесс, при котором накопленный гликоген превращается в глюкозу, тем самым усиливая кровоток. Кровяное давление повышается, дыхание учащается (чтобы активизировать поступление кислорода в кровь), что нарушает процесс пищеварения. Когда в организме такой химический процесс регулярно повторяется, явление становится хроническим. В таком состоянии малейшее раздражение, даже легкое возбуждение, может вызвать чрезмерную реакцию, которая изнуряет организм. Стресс - это не болезнь, а защитный механизм, но если такая защита превращается в хроническую, то человек становится уязвимым для болезней.

Влияние стресса на человека

В современном мире стресс является привычной частью жизни каждого из нас.

Стресс - это нормальная физиологическая реакции организма человека на воздействие факторов внешней среды.

Стресс, в зависимости от его продолжительности, оказывает либо краткосрочное, либо долгосрочное влияние на организм человека. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Краткосрочное влияние стресса:

  1. Приток крови к жизненно важным органам. Активнее всего происходит кровоснабжение сердца и мозга.
  2. Увеличение частоты сердечных сокращений - обогащение крови кислородом.
  3. Повышенный расход гликогена из мышц и печени для производства большого количества глюкозы.

Влияние стресса на организм человека зависит не только от его продолжительности, но и от качества самого стресса. Положительный краткосрочный стресс - это своеобразная закалка для нашего организма, укрепляющая нервную систему. Эустресс оказывает положительное влияние на организм человека. В то время как отрицательный краткосрочный стресс не несёт ничего хорошего.

Изменения в организме человека, вызванные стрессом, проявляются в виде краткосрочных эффектов. Боль в груди, учащенное сердцебиение, одышка. Гусиная кожа, холодный пот, сухость во рту, бессонница, потеря аппетита, проблемы с концентрацией внимания, расстройства памяти, дискомфорт в животе, вспышки гнева - всё это разнообразная реакция нашего организма на стресс.

Долгосрочное влияние стресса:

В случаях продолжительного или постоянно повторяющегося стресса наш организм находится под постоянным влиянием стресс - гормонов. Это приводит к постоянно высокому уровню кровяного давления и другим функциональным изменениям. Постоянное влияние гормонов может привести к необратимым физиологическим повреждениям мозга и других органов.

Всем знакомы долгосрочные последствия стресса: хроническая головная боль, тревожность, перепады настроения, наркомания, потеря или увеличение массы тела, нарушения памяти, бессонница, снижение полового влечения, обострение хронических заболеваний, высокая вероятность инфаркта или инсульта.

Как продолжительный, так и краткосрочный отрицательный стресс, опасен для здоровья. Это доказывают данные многочисленных исследований. С последствиямитакого средства

Последствия стресса


Негативный продолжительный стресс оказывает влияние на ключевые системы и органы организма:
  • Иммунная система . Частые простудные и инфекционные заболевания, острая подверженность таким заболеваниям, как рак и рассеянный склероз.
  • Нервная система . Неспособность сконцентрироваться, потеря памяти, недостаточная ясность ума.
  • Полость рта . Простудные заболевания.
  • Сердечно-сосудистая система . Учащенное сердцебиение, высокое артериальное давление, риск сердечных приступов.
  • Мышцы. Постоянное мышечное напряжение при стрессе может привести к болям в шее, спине или плечах. Стресс может стать причиной ревматоидного артрита. Напряжение, судороги и нервный тик.
  • Пищеварительная система . Гастрит, язвенная болезнь, запоры, диарея, раздражение кишечника и колит. Если у вас есть хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, стресс, может вызвать их обострение.
  • Репродуктивная система . Задержка менструаций, неспособность испытывать оргазм, импотенция, преждевременная эякуляция, угасание сексуальности.
  • Дыхательная система . Аллергия и астма.
  • Кожа. Раздражение, сыпь. Стресс усугубляет такие кожные проблемы как псориаз и акне.
  • Выпадение волос.

Типы стрессов

Есть несколько видов стресса. Все они заслуживают внимания. В некоторых случаях стресс едва ощутим, в других требуется срочная помощь.

  • Стресс обстоятельств . Этот тип стресса периодически переживает каждый из нас - например, во время напряженной ситуации на работе, сдачи экзаменов. От таких стрессов мы только выигрываем, поскольку они заряжают нас энергией и вдохновляют, что помогает нам развиваться и действовать. В большинстве случаев такой стресс можно контролировать. Если вы ведете размеренный образ жизни, то во время такого стресса за свое здоровье можете не опасаться.
  • Гиперстресс. Эта разновидность стресса чаще встречается у трудоголиков. Гиперстресс - результат длительных эмоциональных или физических перегрузок. Человек, страдающий гиперстрессом, как правило, срывается по пустякам. Даже мелочи вызывают у него бурную эмоциональную реакцию. Вы наверняка страдаете от гиперстресса, если Вы работающая мать, которой приходится постоянно лавировать между работой и семейными обязанностями. Состояние финансовой напряжённости или жизнь в бешеном темпе - всё это может стать причиной гиперстресса.
  • Гипостресс. Гипостресс является полной противоположностью гиперстресса. Этой разновидности стресса часто подвержены работники, занятые на монотонном производстве (фабричные рабочие). Гипостресс может стать причиной плохого настроения и постоянного беспокойства.
  • Хронический стресс . Конфликты, семейные проблемы, непосильные задачи на работе, проблемы с детьми и/или трудные жизненные условия могут привести к хроническому стрессу. Подобные неприятности подвергают риску ваше физическое и психическое здоровье. Если вы страдаете от такого стресса, вам необходимо обратиться к специалисту.

Стресс может поразить Вас в любой момент и в любом возрасте.

Женщины и мужчины реагируют на стресс по-разному. Доказано, что определенные напряженные ситуации женщины переживают меньше, чем мужчины, хотя в целом женщины страдают от стресса гораздо больше.

Чтобы выявить стресс, составьте список физических, психических и эмоциональных симптомов, которые расстраивают вас - как в личной жизни, так и на работе. А затем сравните их с симптомами, указанными выше. Вы поймете, требуется ли вам медицинская помощь, чтобы избавиться от стресса.

Дети и стресс

Дети испытывают стресс, когда они находятся под психологическим давлением или когда стрессу подвержены их родители. Если такая ситуация затягивается или становится повседневной, дети привыкают к повышенному уровню адреналина в крови.

Постепенно они начинают чувствовать себя некомфортно, когда у них появляется возможность успокоиться. Позже, повзрослев, некоторые люди сами создают себе напряженные ситуации, потому что не могут выдержать состояния покоя.

Профилактика стресса

Профилактика стресса - лучшее лекарство от стресса и его последствий. Профилактика стресса чем-то напоминает правила личной гигиены - мы моем руки перед едой, чистим зубы и принимаем душ, поскольку хотим быть здоровыми - ведь в здоровом теле здоровый дух.

И чтобы негативный стресс обходил Вас стороной, важна профилактика стресса, которая включает вобщем-то всем известные рекомендации:

  • Ведите здоровый образ жизни: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, потребляйте достаточное количество чистой питьевой воды, высыпайтесь.

НЕ переедайте и НЕ злоупотребляйте

Сон столько, сколько хочется и еще немножко.

  • Старайтесь контролировать сложные ситуации

Научиться сохранять самообладание в сложных ситуациях трудно, но это необходимо. Старайтесь всегда оставаться в хорошем настроении, как бы трудно это ни было.
Возможно, следующие рекомендации помогут Вам в этом:

  • Найдите баланс между работой и отдыхом. Вот несколько уникальных рецептов для поднятия жизненного тонуса:

Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка.
- Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.
- Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус.

  • Выделите время только для себя , чтобы побыть в одиночестве и насладиться им:

Можно попробовать медитировать, заняться йогой
- Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб.
- Общение с природой: лес, поле, огород
- Или симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми.

  • Определите приоритеты и жизненные цели.

Для этого можно использовать самый обычные ежедневник: когда вы запишите все предстоящие дела в ровный столбик в соответствии с их приоритетностью, мир покажется гораздо проще и дружелюбнее.

  • Любите себя и будьте добры к людям.

А люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.


Эти простые правила помогут существенно ограничить влияние стресса.

Будьте здоровы!


Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

  • Мифтахов Ильнур Ринатович , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СТРЕСС
  • СТРЕССОРЫ
  • ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРЕССА
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Статья посвящена одному из видов аффектов – стрессу. Рассмотрены его характерные признаки, а также возможные способы борьбы со стрессом.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

В современной жизни людям, особенно тем, кто занимает активную жизненную позицию, стремится к успеху, достижению своих целей приходится много и напряженно работать. А там, где есть напряжение, там присутствует стресс. Это слово так и переводится с английского языка – «нажим», «напряжение».

Таким образом, стресс является непременным спутником работающего человека и со временем набирает темпы по своей интенсивности. Всё чаще и чаще в общении друг с другом, средствах массовой информации мы слышим слово «стресс» и испытываем на себе его последствия .

Многим из нас знакомы состояния, описываемые словами: «Из меня как будто бы все соки выжали», «Внутри меня ощущение пустоты и белый свет не мил»; периоды упаднического настроения, раздражения на всех и на всё, бессонницы, головных болей, рассеянности, обидчивости, избегания контактов с другими людьми, душевной пустоты. Это только малая доля негативных последствий стресса. Многим людям стресс кажется столь привычным и неизбежным, что они просто смиряются с ним и терпят его последствия .

Но ведь стресс – это то, чем можно управлять, использовать во благо себе, достигая свои личные цели. Для того чтобы управлять своим стрессом необходимо наличие нескольких составляющих. Вот они:

  • желание быть здоровым;
  • готовность приложить для этого собственные усилия;
  • понимание процесса развития стресса и его последствий;
  • умение оценивать своё состояние (определять признаки чрезмерного стресса и предвидеть их появление);
  • владеть методами, с помощью которых можно предотвратить негативные последствия стресса или справиться с ними, когда они уже есть;
  • и, наконец, применять всё это в своей жизни.

В этой статье я хочу раскрыть тему стресса, причины его развития и методы, с помощью которых можно предотвратить последствия и справиться с ним.

Информация, которую я предлагаю, имеет практическую ценность для работающих людей, ценящих своё здоровье, её можно использовать для того, чтобы освободиться хотя бы частично от груза проблем, которые появляются в результате стрессов. У большинства людей слово стресс ассоциируется с чем-то неприятным. Вот некоторые определения, которые чаще всего звучат: «стресс – это болезни», «стресс усталость», «стресс – это когда всё раздражает», «стресс – бессонница и головная боль», «стресс – переутомление», «стресс – неприятное событие», «стресс – когда на меня кричат», «стресс – когда с кем-то из моих близких людей происходит несчастье». Из этих определений получается, что стресс – это какое-то неприятное внешнее событие и его негативные последствия для человека. На самом же деле всё это не стресс и имеет другие названия.

Так что же такое стресс?

Это понятие впервые было введено канадским исследователем - физиологом Г. Селье в 1936г. в результате исследования «защитных реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на действие значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма». Таким образом, по определению Селье стресс – это защитные реакции в организме человека в ответ на значительные внешние и внутренние раздражители, способствующие восстановлению нарушенного внутреннего равновесия .

А сами раздражители, т.е. причины стресса, называются стрессорами. Стрессоры бывают внешними и внутренними. К внешним стрессорам, например, можно отнести резкие изменения температуры, физические травмы, психические травмы (потеря работы, развод, смерть близкого человека и др.), большую мышечную нагрузку. Внутренние стрессоры – это восприятие человеком внешней ситуации (раздражителя) как стрессовой, например, два человека не успевают в заранее намеченные сроки выполнить работу. Один из них может воспринять эту ситуацию как стрессовую, а другой равнодушно отнесётся к ней. Один видов стрессовый ситуации, которая в современном мире часто встречается – это ситуация на работе. Большинство людей волнует финансовое положение. Это нормально, это является естественным стимулом для улучшения своих финансовых условий. Однако замечали ли вы, что, на самом деле большинство людей волнует не столько вопрос финансов относительно своей работы, сколько вопрос стабильности собственного положения на работе. Опрос показал, что большинство мужчин и женщин не понимают и не могут определить, насколько стабильно их положение на занимаемой ими должности. Это вызывает постоянное беспокойство, которое перерастает в нервозность, и затем люди от страха начинают совершать поступки, которые косвенно могут способствовать увольнению .

Что нужно сделать. Избежать беспокойства можно только путем внесения ясности относительно своего положения. Периодически нужно задавать прямые вопросы начальству о том, насколько вы вписываетесь в текущий курс компании, что вы можете сделать, чтобы принести больше пользы компании и стать для нее более ценным работником. Скорее всего, ответы будут строиться таким образом, чтобы отвязаться от вас, однако, это не важно. Важно, что вы всегда будете в курсе событий, в курсе отношения к вам со стороны начальства. Для преодоления причины стресса большего и не требуется. А заодно, поймете – следует ли вам развиваться вместе с компанией, либо вы здесь просто теряете время.

Таким образом, для того, чтобы развилась защитная реакция организма (стресс) необходимо, наличие ситуации (раздражителя), которая будет восприниматься человеком на физическом и или психическом уровне как стрессовая .

Как же проявляется стресс на физиологическом и психическом уровне? В разных ситуациях по-разному. Это может быть повышение тонуса сосудов, выброс некоторых гормонов в кровь, повышение артериального давления, учащённое сердцебиение, переживание волнения, радости, страха, гнева и т.д. Вы были когда-нибудь на вершине горы? Вспомните свой первый подъём. Что Вы переживали тогда? Какими были телесные ощущения? Или, например, свой первый поцелуй, подготовку к свадьбе, рождение ребёнка, назначение на новую должность. Всё что Вы переживали в эти моменты, и было стрессом. Получается, что стресс может быть даже приятным и полезным для человека. Ниже я привожу несколько примеров этого.

Стресс важен для тренировки выносливости и сопротивляемости организма к внешним нагрузкам и выживания при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Например, Вы хотите участвовать в спортивных состязаниях и бежать кросс. Но прежде чем это сделать Вы должны тренировать себя, систематически бегать, постепенно увеличивая нагрузку. В результате реакции организма на эти нагрузки, т.е. стресса, происходит наращивание мышечной массы, перестройка дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, Вы становитесь более выносливыми.

Другой пример, Вы переходите дорогу, вдруг замечаете машину, которая с большой скоростью несётся на Вас, Ваше тело моментально ориентируется и совершает быстрое движение в безопасную сторону. Авария миновала Вас. Это тоже был стресс. Благодаря реакции Вашего организма, т.е. стрессу Вы избежали столкновения с машиной.

Без преодоления трудностей жизнь человека становится неинтересной и скучной. Представьте, что у Вас уже всё есть, Вам ничего не нужно, не к чему стремиться и нечего достигать. Или для получения того, что Вы хотите, не нужно прикладывать никаких усилий. Достаточно только подумать об этом, и оно уже появилось. Вам даже не нужно будет вставать с постели … никогда. Хотите Вы такую жизнь? Хотеть её можно только до тех пор, пока она не стала реальностью. Как только человек попадает в подобные условия, он может наслаждаться своим расслаблением некоторое время. А потом возникает ощущение дискомфорта, чувство неудовлетворённости, и человек ищет для себя новые занятия, ставит новые цели. Жизнь вновь приобретает вкус и наполняется смыслом. Достигая поставленные цели, человек удовлетворяет свои потребности. Удовлетворяя потребности, переживает удовольствие, выраженное в позитивных, приятных эмоциях, мыслях, ощущениях тела .

Но когда движение беспрестанное, нет остановок и отдыха, когда цели, которые реализует человек, противоречат его внутренним потребностям, появляются проблемы, называемые негативными последствиями стресса .

Человек страдает как от отсутствия целей и движения, так и от безостановочного движения и постоянного напряжения. Другими словами, большинство людей не переносят как отсутствие стресса, так и его избыток. В связи с этим очень важно человеку исследовать самого себя и знать тот уровень стресса, который лично для него наиболее приемлем, и несёт положительный результат. Тот, кто не сумеет это сделать, будет страдать от негативных последствий стресса в результате отсутствия достойных целей или постоянной чрезмерной перегрузки .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
  3. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 94-95.
  4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  5. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-15.5
  6. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции. 2014. С. 137-139.
  9. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. С. 1073-1079.
  10. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.
  11. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика /Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257 – 263.
  13. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1 – С.140 – 142.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...