Государственная программа по развитию образования в ближайшие годы.

Об инициативе в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала сенатор Лилия Гумерова

Российское законодательство, касающееся детей, нуждается в дальнейшем совершенствовании, уверена первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре . О готовящихся изменениях сенатор рассказала на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты».

Финансирование программы строительства новых школ нужно увеличить

Одним из важнейших «детских вопросов», которые находятся в поле зрения палаты регионов, является программа строительства новых школ.

15 млн школьников обучаются сегодня в общеобразовательных учреждениях России.

«Сегодня в общеобразовательных учреждениях обучаются 15 миллионов школьников, из них 1,8 миллиона учатся во вторую смену, около 80 тысяч - в третью. При этом у нас 4,5 тысячи - это деревянные школы, а в 7860 учебных учреждений требуется капитальный ремонт, - напомнила Лилия Гумерова. - А количество школьников продолжает увеличиваться. Исходя из этих цифр, по нашим расчётам, выделяемых на программу 25 миллиардов рублей в год недостаточно. Мы активно выступаем с инициативой о выделении дополнительно 10,2 миллиарда рублей на эту программу».

Опыт в подобных вопросах у членов Комитета палаты регионов по науке, образованию и культуре есть, напомнила Лилия Гумерова: «Когда реализовывалась программа создания мест в детских садах, именно наш комитет озвучил тревогу, что на каком-то этапе субъектам не были выделены необходимые средства, нас поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, и в итоге деньги были доведены до регионов».

Тем не менее на этот раз добиться немедленного увеличения финансирования проекта будет непросто, признала парламентарий.

«Бюджет у нас непростой, мы это понимаем, - сказала она. - Поэтому наш комитет вышел с инициативой, чтобы программа строительства новых школ была продлена до 2030 года (в настоящее время она рассчитана до 2025 года. - прим. ред.). Но не в ущерб финансированию. То есть это не значит, что уже заложенные в программу деньги можно будет растянуть на большее количество лет».

Также сенаторы готовы поддержать некоторые предложения субъектов Федерации, касающиеся условий участия в программе.

«Одно из таких предложений касается школ в сельской местности, - пояснила Лилия Гумерова. - К примеру, сегодня условия программы не позволяют использовать деньги из федерального бюджета на строительство комплекса «детский сад - начальная школа». Сейчас это записывается как нецелевое использование средств».

Детским лагерям напишут новые правила

Не исчез с повестки сенаторов разработанный ими закон о детском отдыхе, который позволил всем лагерям России уже в этом году заработать по новым правилам.

«Однако проблемные точки, которые нужно будет отрегулировать, в том числе с помощью законодательства, в этой сфере остались, - признала Лилия Гумерова. - Прежде всего нам не хватает вариативности детского отдыха. Должны быть чётко прописаны правила работы всех типов лагерей - загородного, круглосуточного, дневного пребывания. Необходима чёткая нормативная база для каждой категории подобных учреждений».

Активно обсуждается идея о том, чтобы программа «Доступная среда» включила в себя и вопросы летнего оздоровительного отдыха.

При этом стандарты и выдвигаемые к лагерям требования должны быть едиными, добавила парламентарий.

«Когда каждый муниципалитет или регион выдвигает к детским лагерям свои требования, это неправильно», - сказала сенатор.

По словам Лилии Гумеровой, не менее насущной проблемой остаётся доступность детского отдыха.

«Один из главных вопросов здесь - где отдохнуть детям с ограниченными возможностями здоровья, - пояснила она. - Принять таких школьников могут далеко не все наши лагеря».

Как отметила законодатель, в Совете Федерации осознают, что переформатировать под удобство детей с ограниченными возможностями все лагеря страны в ближайшем будущем не получится.

«Но в каждом субъекте было бы логично создать хотя бы ряд учреждений, где такие ребята могли бы отдыхать, - сказала Лилия Гумерова. - В этой связи в обществе активно обсуждается идея о том, чтобы программа «Доступная среда» включила в себя и вопросы летнего оздоровительного отдыха».

Логичным в Совете Федерации считают и создание единого федерального реестра оздоровительных учреждений.

«Попадание в этот реестр стало бы гарантией того, что в лагере организован качественный, интересный и безопасный отдых, - пояснила сенатор. - Сейчас подобные реестры заполняются в каждом субъекте Федерации, но это не совсем правильно. Выбирая лагерь для своего ребёнка, родители не должны просматривать огромное количество ресурсов. Им нужно дать возможность войти на портал федерального реестра и получить всю необходимую информацию там - быстро и в одном месте».

Весенняя сессия - напряжённая и плодотворная

Подводя итоги весенней сессии, Лилия Гумерова назвала её «очень напряжённой и достаточно плодотворной».

«В ходе 15 заседаний было одобрено порядка 300 законов. Причём заметно повысилась законотворческая деятельность самих сенаторов - об этом говорила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, - сказала член верхней палаты. - В Госдуму было внесено около 80 законопроектов, где мы являемся авторами и соавторами, из них 19 стали законами».

Одним из важных приоритетов в работе палаты регионов, по словам парламентария, была защита интересов субъектов Федерации.

«Очень много было сделано в плане нормотворчества именно в этом направлении, - пояснила она. - Например, именно по инициативе верхней палаты сегодня ведётся мониторинг полномочий субъектов Федерации и их финансовой обеспеченности. По итогам этого мониторинга мы выйдем на решения, которые существенно улучшат положение субъектов. Дело в том, что в настоящее время регионы очень беспокоит, что полномочий у них много, а вот финансового обеспечения не хватает».

Как отметила Лилия Гумерова, много было сделано и для того, чтобы нормативно-правовую базу, позволяющую субъектам уменьшить долю коммерческих кредитов и увеличить долю бюджетных.

«Также я бы хотела особо отметить разработанный в Совете Федерации закон о подкидышах , в соответствии с которым дети, родители которых неизвестны, будут получать социальную пенсию, аналогичную той, что получают другие сироты по случаю потери кормильца», - сказала сенатор.

«Важным и востребованным временем» парламентарий признала пакет , ужесточающих ответственность за склонение детей к суицидам.

Распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года №2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы (далее — Программа).

Программа разработана в соответствии с поручениями Президента РФ по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Как отмечается в документе «необходимость реализации Программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования».

По данным Росстата, которые приводятся в документе, на 1 января 2014 года в две и три смены вели обучение 10,8 тыс. школ (24,8% общего количества школ), в которых обучалось свыше 1,862 млн человек (14% общей численности обучающихся). На 1 января 2015 года в третью смену обучалось 13,27 тыс. человек.

В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11,2% общего количества школ) не имеют всех видов благоустройства. Всего в 2015 году используются свыше 9 тыс. школьных зданий с уровнем износа 50–70%, 6 тыс. – свыше 70%.

Кроме того до 2025 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастёт на 3,5 млн человек.

Для того, чтобы осуществить поставленную в Программе цель – «создание в субъектах Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения», предстоит решить такие задачи, как обеспечение односменного режима обучения в 1–11-х (12-х) классах общеобразовательных организаций и перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше.

Предполагается на I этапе (2016–2020 годы) к 2018 году ликвидировать третью смену, к 2021 году перевести 1 — 4 классы и 10 — 11(12) классы на обучение в одну смену и удержать существующий односменный режим обучения, а также начать создание новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.

На II этапе (2021–2025 годы) к 2025 году планируется перевести 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше в новые школы и обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5 — 9 классов, удерживая существующий односменный режим обучения.

Согласно утвержденной Программе, чтобы реализовать поставленные задачи, планируется создать: на I этапе — 2816,513 тыс. новых мест в школах (1897,267 тыс. мест в городских школах и 919,246 тыс. мест в сельских школах), в том числе 2511,717 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену и 304,796 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа; на II этапе — 3761,351 тыс. новых мест в школах (2533,93 мест в городских школах и 1227,421 мест в сельских школах), в том числе 2041,502 тыс. новых мест для обеспечения обучения в первую смену и 1719,849 тыс. новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.

Таким образом, реализация Программы позволит создать 6,6 млн новых мест, в том числе 4,6 млн мест для обучения детей в одну смену, 2,0 млн мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.

«Строительство новых школ планируется с использованием типовых проектов, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса, с возможностью трансформации помещений под разные виды обучения», — говорится в Программе.

На все это потребуются немалые средства. И они предусмотрены Программой. Это средства федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и привлечения внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы на 2016 — 2025 годы составит 2835863,2 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 1985104,2 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) — 708965,7 млн. рублей; за счет внебюджетных источников — 141793,3 млн. рублей.

Эффективность Программы будет оцениваться ежегодно путем сравнения фактически достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) с их планируемыми значениями.

Ответственным исполнителем — координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение средств.

Для повышения качества и доступности образования, а также комфорта и безопасности обучения школьников в 2016 году в рамках проекта «Развитие образования» начала действовать государственная программа «Школа-2025».

Актуальные проблемы системы образования

В настоящее время во многих школах Российской Федерации обучение ведется в две-три смены. Школы переполнены. Часть из них – недостаточно оснащены и пребывают в аварийном состоянии. Нехватка педагогов тоже играет свою роль.

По сведениям Росстата на 1.01.2014 года в 2–3 смены велось обучение в 24,8 % школ страны. Согласно демографическому прогнозу, количество обучающихся во вторую смену в ближайшие годы будет расти, в некоторых регионах возможен переход на трехсменное обучение. Более 15 000 школьных зданий имеют уровень износа выше 50 %.

Общая потребность в новых учебных местах до 2025 года оценивается почти в 7 389 869 мест, с учетом перехода на режим обучения в одну смену и вывода из эксплуатации зданий с высоким коэффициентом износа.

Программа предполагает строительство новых школ по современным типовым проектам, возврат в систему образования зданий, которые сейчас используют не по назначению, переоборудование и модернизацию помещений, оснащение учебных классов современными средствами обучения.

Программа «Школа-2025» – выход из сложившейся ситуации

В рамках программы будут выделены субсидии отдельным субъектам РФ для реализации намеченного плана по созданию новых учебных мест и комплектации (оснащению) школ в соответствии с современными условиями обучения.

В региональных программах освещаются цели, задачи, обоснования и сроки реализации конкретных мероприятий в муниципальных районах, содержатся графики работ, объемы и сроки финансирования. Утверждают эти программы высшие исполнительные органы государственной власти.

Председатель правительства Дмитрий Медведев сказал, что главная цель программы «Школа-2025» – «выйти» на новые современные школы, работающие по передовым стандартам, комфортно и естественно, без многосменного режима. Для этого планируется привлечь федеральные и региональные ресурсы.

Основные цели программы:

  • К 2018 году – отказ от третьей смены обучения.
  • К 2021 году – переход начальной школы и 10–11 классов на односменное обучение.
  • к 2024 году – переход на односменное обучение 5–9 классов.
  • Строительство новых школ, реконструкция и ремонт старых зданий, оснащение новым оборудованием учебных помещений.
Учиться в одну смену – это удобно и правильно, такой режим позволяет школьникам заниматься внеурочной деятельностью, посещать детские библиотеки, музеи, культурные центры, театры, туристические и другие кружки. А оснащение кабинетов по современным требованиям поможет повысить качество обучения и вывести его на высокий уровень.

Программа рассчитана на 10 лет. Общий объем ее финансирования – 2 835 863,2 млн. рублей. Оно будет обеспечено за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • средств местных бюджетов субъектов РФ;
  • внебюджетных источников.

Ответственный исполнитель – Министерство образования и науки РФ.

Чтобы стать участником программы нужно:

  • собрать документы и подать заявку;
  • получить одобрение заявки и финансовые средства для реализации намеченных мероприятий;
  • произвести реконструкцию, ремонт, переоснащение.

В рамках программы создана координационная комиссия, цель работы которой состоит в обеспечении экспертного и аналитического сопровождения реализации мероприятий по созданию новых учебных мест и модернизации школ в субъектах РФ. Комиссия занимается:

  • рассмотрением и допуском заявок субъектов на участие в отборе на субсидирование из госбюджета;
  • оценкой заявок на соответствие требованиям;
  • выбором региональных программ для субсидирования;
  • контролем хода выполнения и результативности региональных программ;
  • анализом эффективности использования субсидий;
  • инициацией проведения проверок Министерством образования.

Компания «Ректор» предлагает комплексное оснащение кабинетов в рамках предусмотренного бюджета, в соответствии с требованиями ГОСТ и законодательно принятому перечню средств обучения и воспитания. Мы самостоятельно подбираем мебель и оборудование по индивидуальным проектам, собираем его на месте, оформляем страховку и гарантию. Сотрудничество с нами освобождает вас от необходимости искать и сравнивать предложения поставщиков, заниматься вопросами доставки и монтажа оборудования.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...