© Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос. Открытки - «лётчики-космонавты ссср

Елисеев Алексей Станиславович - бортинженер космических кораблей (КК) "Союз-4"-"Союз-5", "Союз-8", "Союз-10", лётчик-космонавт СССР N 15.

Родился 13 июля 1934 года в городе Жиздра Калужской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1967 года. В 1957 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Работал в ОКБ-1 (конструкторское бюро, руководимое С.П. Королёвым), где принимал участие в создании образцов космической техники.

С 1966 года - в Отряде советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки, подготовки к полётам на космических кораблях типа "Союз", орбитальных станциях типа "Салют", а также для полёта на Луну.

Совершил 3 космических полёта в качестве бортинженера КК типа "Союз".

Первый - 15-17 января 1969 года на корабле "Союз-5" (командир КК - Волынов Борис Валентинович, инженер-исследователь - Хрунов Евгений Васильевич). Впервые в мире космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. осуществили переход через открытый космос в корабль "Союз-4" (командир КК - Шаталов Владимир Александрович), на котором возвратились на Землю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года за успешное выполнение задания и проявленные при этом мужество и героизм Алексею Станиславовичу Елисееву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 10716).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 года Елисеев Алексей Станиславович награждён второй медалью "Золотая Звезда" за успешное осуществление полёта на КК "Союз-8", участвовавшем в групповом полете космических кораблей "Союз-6" и "Союз-7".

Третий полёт в космос А.С. Елисеев совершил 23-25 апреля 1971 года на корабле "Союз-10", совместно с командиром КК Шаталовым В.А. и инженером-исследователем Рукавишниковым Н.Н. Впервые в мире была осуществлена стыковка космического корабля и орбитальной станции "Салют", но предполагавшаяся 3-недельная работа на борту орбитальной станции не состоялась из-за возникших технических неисправностей...

По завершении космических полётов А.С. Елисеев в 1971 - 1975 годах работал в Центре управления полетом. С 1973 года - доктор технических наук. В 1975-1985 годах являлся заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения "Энергия". В 1985 - 1991 годах - ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. Кроме научной работы, активно занимался общественной работой. В 1986 - 1991 годах являлся заместителем Председателя Парламентской группы СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва. Народный депутат СССР (1989-1992 годы). В 1981-1991 годах - председатель Президиума советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество "Родина"). В 1991-1992 годах - председатель исполкома ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (ассоциация "Родина"). Член-корреспондент Международной академии астронавтики.

Награждён 3 орденами Ленина, иностранными орденами. Герой Социалистического труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Германской Демократической Республики. Удостоен золотой медали имени Ю.А. Гагарина, золотой медали имени К.Э. Циолковского АН СССР, почётного диплома имени В.М. Комарова и медали де Лаво (FAI).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Елисеева А.С. установлен на его родине - в городе Жиздра.

Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Днепропетровск (Украина).

Сочинения:
Техника космических полётов. М., 1983;
"Жизнь - капля в море". - М.: Издат. дом "Авиация и космонавтика", 1998.

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем

Источники
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Ребров М.Ф. Советские космонавты. - Изд. 2-е, доп.- М.,1983.
Романов А.П., Лебедев Л.А., Лукьянов Б.Б. Сыны голубой планеты. М.,1981

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1308

БОРТИНЖЕНЕР

Виталий Михайлович Жолобов

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник-инженер Виталий Михайлович Жолобов. Родился в 1937 году в селе Збурьевка Херсонской

области. Член КПСС. Совершил космический полет в 1976 году.

Готовился к старту космический корабль «Союз-21»... Читатель вправе спросить: а где же корабль с номером «20»? Он вышел на орбиту в конце 1975 года. То был беспилотный корабль, который продолжил работы в автономном автоматическом режиме с орбитальной станцией «Салют-4».

Тот, кому предстояло выполнять обязанности бортинженера на «Союзе-21», был неуловим. В учебном отделе на мой вопрос: «Где сейчас Виталий Жолобов?» - отвечали односложно: «На" тренировках», «Работает с документацией», «Консультируется с учеными», «Уехал в конструкторское бюро», «На тренажере»... И все-таки предстартовая встреча состоялась. Мы беседовали втроем: командир корабля Борис Вольтов, бортинженер Виталий Жолобов и я. На этой встрече я и обратился к Борису:

Расскажи о своем товарище, о функциях бортинженера, о его роли на борту корабля.

Космонавт ответил не сразу. Сосредоточенно думал, как бы подбирая нужные слова, потом сказал:

Бортинженер - это правая рука командира. Так обычно говорят. Это справедливо, но... Но не совсем полно. Экипаж - это единое целое. Именно целое, а не две половинки. У этого целого - одна голова, одни глаза, одни руки, одно задание. Одно на экипаж! И это очень важно: уметь видеть одними глазами, чувствовать одними нервами, думать одной головой...

Вот так он ответил на мой вопрос. Тогда я спросил еще:

Какая главная черта у Виталия Жолобова? Борис посмотрел на соседа:

Нет, я так не могу. Он зазнается, и как с ним потом работать? Это, конечно, шутка. Если бы мы не подходили друг другу, если бы были даже малейшие антипатии, мы вряд ли закончили бы успешно программу подготовки, которая требует от экипажа добрых человеческих отношений, взаимопонимания, знания до тонкостей друг друга. Виталий грамотный, хорошо подготовленный инженер, вдумчивый, хваткий... О его личных чертах более подробно расскажу после полета.

В ожидании, пока космонавт выполнит свое обещание, я решил сам рассказать о втором члене экипажа «Союз-21».

Три двора делили между собой сферу влияния на этой улице Баку: «каспаровский» - в нем жили семьи матросов и капитанов Каспийского пароходства; «военный» - здесь жили военнослужащие; дом «специалистов» - инженерно-технических работников. В каждом были слои заводилы, предводители мальчишеских ватаг, в каждом были свои «законы» и «уставы».

Но это была, как говорит он сам, «пора мальчишества», когда просто не знали, куда себя деть. Потом пришло серьезное увлечение волейболом. Посреди двора появилась площадка: столбы, подобие сетки. Строгий управдом гонял мальчишек, но спортивные страсти не утихали, каждый вечер три двора выясняли, кто же сильнейший в волейболе.

Управдом смирился. Более того, во дворе «каспаровцев» появилась настоящая площадка, расчерченная, ухоженная, но в самом неудобном для игры месте. «Официальную» - так ее называли - площадку упрямые мальчишки не признавали: что-то в ней было не то. Играли на старой. В ту пору Виталий и пристрастился к волейболу. Сначала в качестве зрителя - мальчишек 3 - 4 класса «большие» но принимали, потом - подавальщика улетевших в сторону мячей, потом на равных с «большими».

До четвертого класса он был примером в школе: в табеле пятерки по всем предметам, в конце учебного года похвальные грамоты приносил домой. Потом его словно подменили. Все чаще стал тройки хватать, однажды подрался на уроке математики. Учительница отобрала портфель и велела прийти с родителями. Он не пошел. Потихоньку утащил портфель, а дома ничего не сказал. Другой раз поспорил с учителем физики, да так, что дело дошло до педсовета. Наконец, крупный разговор с отцом.

Не надолго тебя хватило,- сказал Михаил Гаврилович после тяжелого молчания. - Не думал, что такой позор пережить придется. Не думал...

Виталий стоял, опустив голову. Уши горели. Лучше бы отец ругал его, чем вот так спокойно и с горечью говорил. Словно даже не ему, а себе. Отец продолжал:

Раз полез в гору, надо добираться доверху, такое мое слово. Еще раз споткнешься, пеняй на себя.

Сам Михаил Гаврилович пришел в порт десятилетним мальчишкой. Начинал поваренком на обшарпанном старом суденышке, плавал матросом, механиком, вышел в капитаны. Виталий провожал отца в море, встречал после возвращения. Л однажды танкер «Профинтерн» встречали в порту с оркестром и транспарантами. Судно первым в пароходстве выполнило плац перевозок. Был митинг.

Было награждение экипажа. После этих праздников отец пообещал мальчишкам, что возьмет их с собой в очередной рейс.

... «Профинтерн» шел курсом на Астрахань. С вечера море было спокойным. Отец стоял на мостике, недовольно поглядывал на темную полосу, которая с запада затягивала небо, о чем-то переговаривался со штурманом. К утру разыгрался шторм. Волны доходили до спардека, танкер, загруженный до предела, бросало, словно шлюпку. Гудел металл, скрипели переборки, гулко ударяла вода. Казалось, что судно не выдержит этих терзаний и переломится пополам.

Волна выбила стекла. В каюте было холодно и темно. По селектору доносились команды отца, слышался топот матросов. На «Профинтерне» сыграли штормовую тревогу...

Думалось, что после всего этого Виталий никогда не будет смотреть в сторону моря. Но все обернулось иначе. Схватка людей со стихией, мужество команды, ловкость и бесстрашие матросов оставили след в сердце мальчишки. Не просто память о пережитом, а неудержимое желание быть похожим на этих людей - сильных, стойких, веселых.

Весной 1954-го перед началом экзаменов на аттестат зрелости Виталий принес в военкомат заявление с просьбой направить его в военно-морское училище. Военный комиссар приподнялся из-за стола, оглядел вошедшего:

Рост какой?

Виталий оторопел. Он ожидал любой вопрос, но только не этот.

Сто пятьдесят пять,- ответил нерешительно.

Н-да,- сказал военком. Сказал как-то так, что Виталий не понял, хорошо это пли плохо. Потом так же неопределенно, не то в форме вопроса, но то утверждения, произнес: - Если не в моряки, то куда еще хотел бы пойти?..

Виталий взял назад свое заявление и молча вышел из кабинета.

В «каспаровском» дворе было непривычно тихо. Пустовала игровая площадка. Ветер трепал провисшую сетку. К одному из столбов привязали бельевую веревку. А в дальнем углу двора вчерашние волейболисты решали, куда идти после десятого класса. Одни выбирали институт по предположительному конкурсу, говорили, туда-де легче поступить. Виталия злили эти разговоры. Он нарочно выбрал институт и факультет, куда желающих поступить было очень много. Экзамены сдавал на одни пятерки, «из принципа».

Прошли годы. Позади учеба в институте, работа испытателем, приход в Звездный, тренировки и подготовка...

Когда объявили о старте Гагарина, я не мог осознать и почувствовать, что же произошло. Слушал радио, смотрел телевизор... Факт, как говорится, налицо, а поверить трудно. Сознанием трудно. Ведь за осознанием самого факта стояло все, что с ним связано, стояла сложнейшая научно-техническая проблема. И что странно - накануне еще можно было рассуждать о межпланетных перелетах, создании лабораторий на Луне, говорить о человеке и космосе. Но то была абстракция. А тут смотрю телепередачу из Москвы. Идет человек по ковровой дорожке. В шипели, с майорскими погонами.

Обычно идет, чуть торопится. Обычный, казалось бы, человек. А ведь он побывал в космосе. В кос-мо-се!

Подумать о себе: а я, дескать, смог бы? - таких и мыслей не было.

Тогда не было. А сейчас? - спрашиваю его.

Он молчит. О чем может думать человек перед стартом? Наверное, о многом. А быть может, и нет. И все-таки, если сопоставить прошлое и настоящее?

Сейчас?.. Теперь все воспринимается иначе. Гагаринская формула «полет - это работа» сама собой стала какой-то нормой в отношениях к космосу. - Он помолчал, потом взглянул на часы: - Ты спрашиваешь, как я отношусь к полету, а у меня в голове программа: «Надо не забыть сделать это, повторить то, этот переключатель справа вверху, а этот слева внизу, надо сделать закладку в бортжурнале, надо...» Словом, подход прагматический.

Он весь в этом, бортинженер «Союза-21».

Жарким июлем 1976 года встретил его Байконур. Суровым холодом встретил Б. Вольтова и В. Жолобова космос. Они стартовали 6-го. Спустя сутки космонавты перешли на борт орбитальной станции «Салют-5». В длительном полете выполнялась обширная научная программа, технологические эксперименты, исследования...

Время на орбите течет медленно,- сказал он после возвращения. - Еще медленнее оно течет на Земле, когда ждешь своего старта. Но я готов ждать... Главное - не обмануться в ожидании.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский, размышляя о космических путешествиях, как-то заметил: «А знаете, больше всего человек все-таки будет интересоваться Землей. Земля для человека- самое главное. Мы о Земле не все знаем... И если, даже далеко и надолго человек полетит, вернувшись на Землю, он будет плакать от счастья». Я часто вспоминаю эти слова в дни возвращения космонавтов из полета. Но я знаю, что, любя свою родную планету, они очень любят и космос. Наверное, это особенность их профессии.

ЦИТАТЫ:
«Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.»
«Дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.»
«Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например.»

ИНТЕРВЬЮ:

Слушать интервью

Минаев: Утреца всем добрейшего, друзья дорогие! На Ретро FM продолжает традиционная космическая неделя, посвященная грядущему дню космонавтики. У нас снова в студии гость. Гость космический, это герой России, космонавт Сергей Ревин. Доброе утро!

Ветрова: Здравствуйте!

Сергей: Доброе утро.

Дима: Ну и сразу вопрос…

Минаев и Ветрова: Подожди, подожди!

Минаев: Поздравляем вас с наступающим Днем космонавтики! Естественно, всего хорошего и всего космического!

Сергей: Спасибо!

Дима: Пока у вас за плечами только один полет, но зато какой! 125 суток, если не ошибаюсь. Когда следующий?

Сергей: Надеюсь, на лучшее. Пока что, ждем очереди. 2016-й год уже распланирован. Но, надеемся, может быть, на последующие годы.

Минаев: А вы в расслабленном состоянии ждете? Или не дают расслабиться?

Сергей: Напряженно, я бы даже сказал.

Минаев: Даже так?

Сергей: Это напряжение связано больше с функцией нашего космического отряда, мы работаем постоянно с ребятами, с молодежью. Постоянно в разъездах. Это традиция, которую заложил Алексей Юрьевич Гагарин. Поэтому мы следуем по его стопам. Сейчас я после полета защитил педагогическую диссертацию.

Минаев: Так вы еще и педагог теперь получается? Со званием.

Ветрова: А у вас бывает какой-нибудь отпуск нормальный, чтобы ничего не делать? Четыре недели, две недели хотя бы?

Сергей: Отпуск у нас большой, на самом деле. Но все равно что-то хочется делать.

Минаев: А хобби? Марки, может, коллекционируете? Рассматриваете их весь отпуск в течение месяца?

Ветрова: Саш, ну что ты по себе всех судишь?

Сергей: Есть хобби, которое можно было бы заключить в кавычки, основываясь на том, что достаточно плотный был график подготовки. И после полета было несколько плотненько. Вот это время я решил посвятить воспитанию своего сына.

Ветрова: А сколько ему?

Сергей: Ну, уже большой, 14.

Ветрова: Ого!

Сергей: Боюсь опоздать, поэтому усилил свое воздействие.

Дима: Курит?

Сергей: Нет, он спортсмен пока что.

Ветрова: Привет ему большой.

Минаев: Какой вид спорта?

Сергей: Теннис.

Минаев: Ну что ж, теннисисты зарабатывают неплохо. Побольше космонавтов, наверное!

Сергей: Мы пока тратим. Пока вкладываем.

Минаев: Правильно. Вы говорили, что ждали первого полета 16 лет. Скажите, если бы не случилось этого, насколько бы хватило вашего терпения? У вас какая-то планка была поставлена? Например, 20 лет – и все – ухожу в монастырь!

Сергей: Единственная планка – это здоровье.

Минаев: Получается, ждали бы тогда бесконечно.

Сергей: Пока бы не состарился, во всяком случае.

Минаев: Вы говорили, во время полета распорядок не такой плотный существует. Там обязательный пункт – это прием пищи. А если нет аппетита, все равно нужно через силу есть? Контролирует кто-то прием пищи на станции?

Сергей: Слава богу, что аппетит у меня был и есть до сих пор.

(смеются)

Минаев: И будет!

Сергей: Надеюсь! А он был, потому что была постоянная работа. Поэтому дай бог нам и всем ребятам, которые сейчас на борту, чтобы была работа, чтобы был аппетит.

Минаев: Ну, за этим кто-то следит: поел, не поел? Помылили тарелки?

Сергей: Командир!

Минаев: Командир?

Сергей: Да шучу! Командир не следит.

Ветрова: Слушайте, а во сколько на МКС начиналось ваше утро? И во сколько начинается здесь?

Сергей: Ну, примерно одинаково. В 6 или 7 часов подъем, завтрак – и пошла работа.

Ветрова: А как отличается земной и космический завтрак?

Сергей: Еду собираешь на Земле, опираясь на свои земные привычки.

Минаев: Вот вы 125 дней там находились. Вы составили меню на 125 дней? 125 разных завтраков у вас получилось?

Сергей: Периодическое повторение, скажем так. Конечно, по ходу можно компоновать и в космосе. Но основа все равно земная.

Ветрова: Мы знаем, что иногда в космосе резко меняется вкус, как у беременных. Хочется соленого, например.

Сергей: Я все-таки не был беременным, поэтому вкус у меня, видимо, как-то не изменился. Я предполагал, что меня может на что-то потянуть, но я эту готовку сделал. Черничное варенье.

Ветрова: На МКС вы проводили эксперименты, как мы знаем, какие-то исследования, связанные с полетом на Марс. В чем они заключаются, поясните.

Сергей: Я бы сказал, что это общее направление медицинское. Вся информация накапливается, а общая идея этих направлений – надо понять воздействие невесомости на человека. Тот же полет на Марс длится примерно восемь месяцев. Туда надо прилететь здоровым, работать на поверхности здоровым, оттуда улететь здоровым и прилететь на Землю тоже здоровым.

Ветрова: Вопрос возник. В космос летали разные животные. Почему котов в космос не берут?

Минаев: Метят!

Дима: Воняют!

Сергей: Они же сами по себе гуляют, а у нас коллектив должен быть сработанный.

Ветрова: Но, в принципе, это реально?

Минаев: Кого угодно можно запустить. Просто результат какой будет?

Ветрова: Ну, кот – это такое животное, которое стресс снимает.

Сергей: Это в земных условиях, а там…

Минаев: Неизвестно, кто кому стресс снимать будет.

Сергей: Хотя это теоретически, наверное, можно. Киску туристом. Или вместо туриста послать.

Минаев: Вместо свиньи кота подложить.

Сергей: Прямо в кресле – пусть кот летит. За деньги.

Минаев: Сергей, вы ведь какие-то проводили на борту эксперименты по заявкам школьников.

Сергей: Два эксперимента. Ребята сделали небольшую летающую тарелочку с двигателями. Было интересно ребятам изучить полет тарелки такой конструкции. Второй эксперимент – это поведение жидкости различной плотности в невесомости. Фотографировали, докладывали – ребятам это было интересно.

Минаев: Иностранцы косы не смотрят, что вы такими детскими забавами занимаетесь?

Сергей: Они сами иногда занимаются. В частности, были у них все время – когда еще шаттл летал –игрушки на резиночке.

Минаев: Наверное, для того, чтобы отмазываться, мол, эксперименты ставим.

Ветрова: Мы слышали ваше высказывание о космических туристах, что вы в принципе не против них, пусть летают, но сами по себе. Единственная проблема, что они занимают ваше место в очереди на полет в космос.

Сергей: На том этапе получалось, на мой взгляд, корректно. Сейчас более корректно этот бизнес организован. Главное, правильно организовать бизнес. Чтобы ребята, которые ждут свой полет, пять, десять лет не стояли в очереди…

Ветрова: …из-за этих туристов противных!

Сергей: Ну, не из-за них, из-за работы, которая может быть неправильно организована.

Ветрова: Туристы не занимаются ничем таким… Ну, скажем, они просто летят, смотрят, восхищаются, фотографируют? Или они все-таки…

Минаев: …руки суют куда-нибудь?

Сергей: Я знаю, что многие из них потом, конечно, пишут какие-то книги о своих впечатлениях. Издают их…

Минаев: И отбивают от полета, я так понимаю…

Сергей: В какой-то степени, да… У них своя фирма, естественно, презентация фирмы идет. Возможно, здесь какое-то взаимовыгодное сотрудничество.

Ветрова: А они какие-то технические моменты изучают? Ручки все эти, рычажки…

Сергей: Ну, туалет должны знать.

(смеются)

Минаев: А там тоже ручки и рычажки?

Сергей: И кнопочки.

Ветрова: С ними летит один профессионал-космонавт, так получается?

Сергей: Один или два.

Ветрова: То есть им ничего знать не нужно.

Сергей: Главное, чтобы ничего не нажали не по команде.

Дима: Сара Брайтман концерты будет шефские давать. Будете слушать, как она оттуда поет.

Сергей: Ну, посмотрим, я не знаю. Посмотрим. Дай бог, чтобы у нее получилось.

Минаев: У нас уже Кристина на проводе, она из Москвы дозвонилась.

Кристина: Сергей, здравствуйте!

Сергей: Добрый день!

Кристина: Ой, как приятно вас слышать! Вот мой вопрос, сколько космонавтов на борту МКС постоянно тренируется? На Земле вы посещаете тренажерный зал, может быть, бегаете по утрам? Соблюдаете ли диету?

Сергей: Конечно, мы живем как студенты, по расписанию. Почти каждый день в нашем дневном расписании есть физкультура – два часа. Мы приходим, бегаем, плаваем, качаем мышцы.

Ветрова: Сами по себе или с руководителем?

Минаев: Физрук-то есть?

Сергей: Так как мы взрослые люди, наша задача поддерживать форму. А некоторые приходят в тот момент, когда нужно сдать контрольные цифры, нормы.

Дима: Ну-ка, покажи нам, что ты тут набежал!

Минаев: То есть, что-то вроде ГТО.

Сергей: Надо определенное количество раз подтянуться.

Минаев: А сколько, кстати, космонавт должен подтягиваться?

Сергей: 15.

Минаев: Ух ты! Это больше, чем…

Ветрова: …чем может Саша!

(смеются)

Минаев: Больше, чем нормы ГТО. Я вообще не могу!

Дима: С диетой что?

Сергей: У нас летная столовая, все ребята в основном ходят в летную столовую. Там сейчас кормят уже совсем хорошо. То есть, обычная диета.

Минаев: Ну, а дома-то, вечерком, в расслабленном состоянии? Вы ночью, кстати, к холодильнику подбираетесь?

Дима: И на станции?

Минаев: Пока все спят.

Сергей: Нет, нет, нет. Я ночью плотно сплю – заснул и все.

Минаев: А на станции кто-нибудь по ночам ест?

Дима: Было такое?

Сергей: У нас на станции подушек нет, поэтому негде было прятать.

Минаев: Понятно! Втихаря никто там не тащил! А расскажите нам о намерениях нашего космического руководства. С МКС что будет? Что будет с развитием Луны?

Ветрова: Мы слышали, что орбиту МКС хотят перенести ближе к Луне.

Сергей: Сейчас таких точных проектов нет, насколько я знаю. Только теоретические мысли. Что касается МКС, то она будет на своей орбите, дай бог, еще подольше полетает. Скорее всего, будет принято все-таки решение о продлении нашего участия и после 2020-ого года. За это время, наверное, удастся сформулировать нашу космическую политику. Потому что концепцию развития космонавтики никак не могут принять. Рогозин же сказал не так давно, недели три назад поставил задачу, вернее, озвучил: обеспечить лидерство в космосе. Поэтому, я надеюсь, это лидерство в космосе будет обеспечено и за счет пилотируемой космонавтики тоже. Будем ждать. Может быть, в течение полугода все это обозначится.

Минаев: А если вам предложат на Луну переселиться? Там сделают базу с постоянным местом жительства. Выделят вам там эти самые 6 соток, домик, огородик, и скажут: «Сергей, нам надо, чтобы вы там жили».

Сергей: Если пробурят еще скважину…

Минаев: Там будут все системы жизнеобеспечения.

Сергей: С удовольствием. Вообще, покинуть Землю здорово. Ну, не навсегда, конечно.

Минаев: Ну, это рядом, можно будет летать на выходные.

Сергей: С Луны наша планета хорошо видна, красивая. Я бы с удовольствием слетал, поработал бы там.

Минаев: Только все-таки поработать?

Сергей: Ну, пожить, поисследовать. Если будет задача – вернуться.

Дима: А если не будет?

Сергей: Я думаю, что все-таки наше руководство гуманное…

Дима: Как в анекдоте, где на солнце ночью летали…

Минаев: Вы же серьезными экологическими проблемами занимаетесь. И на МКС тоже занимались этим вопросом. А какие проблемы, связанные с экологией, видны из космоса, если смотреть на Землю?

Сергей: Когда смотришь на Землю просто невооруженным глазом, практически ничего не видно. И это здорово. Земля по-прежнему еще та планета, на которой можно жить. Но, если берем объектив фотоаппарата, уже наблюдаем локальные негативные моменты: нефтяные пятна, например. Мы периодически смотрим за этим делом. Смотрим за ледниками и за многим другим. Я практически постоянно лазил за панелями на станции, смотрел, есть ли там грибки, плесень, какая-то влага. Я могу сказать, что ее нет. Экология в порядке. А снаружи, конечно, есть небольшие проблемы. Микро-микро трещинки, много побитых иллюминаторов снаружи.

Минаев: Вы говорите, иллюминаторы, какие-то мелки повреждения снаружи есть. А есть возможность техническая заменить иллюминатор, само стекло, в космосе?

Сергей: Насколько мне известно, нет таких работ. Пока идет наблюдение, я так думаю, это сильно мешает работе, наблюдению за Землей. Но больших проблем нет.

Минаев: Это хорошо, когда нет проблем.

Ветрова: Пусть их не будет никогда.

Космонавты МКС

Олег Иванович Скрипочка

Общая информация

Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

Порядковый номер: 107-й космонавт РФ / 516-й — мира

Количество полетов: 3 , в текущий момент находится на МКС
Продолжительность двух полетов: 331 суток 12 часов 30 минут
Продолжительность третьего полета:
Выходы в открытый космос: 3
Суммарная продолжительность выходов: 16 часов 39 минут

Дата и место рождения: 24 декабря 1969 года в г. Невинномысске Ставропольского края.

Семейное положение: женат.

Жена — Елена Владимировна Милованова. В семье двое детей.

Образование

    В 1987 году окончил среднюю школу № 28 с физико-математическим уклоном в г. Запорожье.

    В 1993 году окончил Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Баумана) по специальности «Ракетостроение» с присвоением квалификации «инженер-механик».

Опыт работы

    В период с 1987 года по 1991 год работал в НПО «Энергия» (сейчас РКК «Энергия» имени С.П. Королёва) на должностях испытателя кабелей и специальной аппаратуры, слесаря-испытателя изделий.

    С 1991 года по 1993 год — в проектном отделе в качестве техника.

    После окончания университета с 1993 года по 1996 год работал в НПО «Энергия» инженером в проектном отделе по разработке грузовых и транспортных кораблей.

    С 1996 года по 1997 год — в отделе по разработке и эксплуатации наземного оборудования.

Подготовка к космическим полетам

    В июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии был отобран в отряд космонавтов РКК «Энергия».

    В период с декабря 1997 года по ноябрь 1999 года прошел курс общекосмической подготовки в РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина.

    В декабре 1999 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

    С января 2000 года по декабрь 2002 года проходил подготовку в составе группы космонавтов-испытателей для полетов на МКС.

    В декабре 2002 года был назначен в состав дублирующего экипажа 6-й экспедиции посещения МКС в качестве бортинженера. Однако после катастрофы шаттла «Колумбия» в связи с изменением программы полета экипаж был расформирован.

    С апреля 2007 года по апрель 2008 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-17 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА» и бортинженера космической станции.

    С августа 2008 года по октябрь 2010 года готовился в составе основного экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2013 года по сентябрь 2015 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве командира крабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С сентября 2015 года по март 2016 года прошел подготовку в составе основного экипажа МКС-47/48 в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-М» и бортинженера станции.

    С октября 2017 года по май 2018 года прошел подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-57/58 в качестве командира корабля «Союз МС» и бортинженера станции.

    С мая по ноябрь 2018 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-59/60 в качестве командира корабля «Союз МС», бортинженера МКС-59 и командира МКС-60. Однако из-за аварии корабля «Союз МС-10» с экипажем МКС-57/58 программа полета МКС на 2019 год была изменена.

    С марта 2019 года проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-61/62/ЭП-19 в качестве командира корабля «Союз МС-15», бортинженера МКС-61 и командира МКС-62.

Опыт космических полетов

  1. 1 космический полет совершил с 8 октября 2010 года по 16 марта 2011 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-25/26 вместе с космонавтом Александром Калери и астронавтом Скоттом Келли. В ходе полета выполнил три выхода в открытый космос общей продолжительностью 16 часов 39 минут. Продолжительность полета: 159 суток 08 часов 43 минут 05 секунд .
  2. 2 космический полет выполнил с 19 марта по 7 сентября 2016 года в качестве бортинженера корабля « » и бортинженера МКС-47/48. Продолжительность полета составила 172 суток .
  3. 3 космический полет космический полет начался 25 сентября 2019 года . Запуск корабля «Союз МС-15» состоялся в 16:57 мск с площадки № 1 космодрома Байконур.

Награды

    в 2017 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени;

    в 2011 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» и почетного звания «Летчик-космонавт РФ»;

    ведомственные награды Роскосмоса: знак Гагарина, знак Королева, знак «За содействие космической деятельности»;

    медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

Увлечения

  • парашютный спорт;
  • велотуризм. одготовка к космическим полетам

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор .

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...