Фрустрационная теория С. Розенцвейга

Объемная снежинка из бумаги своими руками. Пошаговая инструкция с фото


Кучеренко Артём, 6 лет, воспитанник дошкольной группы МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа»
Руководитель: Дергилёва Татьяна Александровна, воспитатель, дошкольная группа МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района Оренбургской области.
Назначение: украшение интерьера. Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, учителей начальных, классов, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей
Описание: Объемная снежинка выполнена из бумаги, сложенной «гармошкой». Может послужить украшением интерьера дома, детского сада, школы, офиса.
Цель: изготовление объемной снежинки из бумаги
Задачи:
Учить использовать бумагу, сложенную «гармошкой» для создания объемной снежинки.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитывать художественный вкус, аккуратность.
Материалы, необходимые для работы:
1. Бумага
2. Ножницы
3. Клей
4. Резинка для плетения
5. Карандаш простой


С ножницами нужно вести себя осторожно!
Когда режешь, широко раскрывать ножницы и держать их концами от себя.

Следить, чтобы не поранить пальцы левой руки.
Передавать ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.
При работе не держать ножницы концами вверх.
Не оставлять их в раскрытом виде.
Не работать ножницами с ослабленным креплением.
Работать ножницами только на своем рабочем месте.
Работать с клеем аккуратно!
- по окончании работы с клеем плотно закрыть крышку
- при попадании клея на кожу его необходимо вытереть влажной салфеткой
- в конце работы вымыть руки с мылом.
Вырезание снежинок из бумаги своими руками – это на самом деле всего лишь частный случай вырезания узоров из бумаги. А вот само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во втором веке нашей эры, когда была изобретена сама бумага. Широкое распространение это искусство получило в 13 – 17 веках, когда цена бумаги существенно снизилась и стала доступной для простого народа, а позднее по торговым путям искусство вырезания распространилось и на Евразию. Искусство вырезания узоров из бумаги так полюбилось многими странами, что их народы стали считать это искусство своим исконным. По форме узоры из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми, в виде звезд или снежинок, изображали животных, птиц, растения и использовались для украшения окон, стен, мебели. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность.


А теперь вернемся к истории возникновения вырезания снежинок. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений вышеописанного древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка из бумаги именно снежинок впервые появилась в России, причем задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору березы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта.


Но, береста сегодня уже давно в прошлом и снежинки теперь вырезают из бумаги. Ежегодно в канун Нового года снежинки из бумаги украшают окна квартир и как ничто другое создают атмосферу этого зимнего праздника!

Ход работы:

1. Берем лист бумаги формата А4.Складываем пополам.(Для детей лучше брать не бумагу для офисной техники, а писчую бумагу и тетрадные листы, т. к. при сложении в несколько слоев их легче резать)


2. Разрезаем по линии сгиба.
3. Каждую половинку начинаем складывать по меньшей стороне гармошкой 1,5 см или 1 см высотой. Получаются 2 одинаковые гармошки.




4. Сгибаем каждую пополам. Разгибаем. По линии сгиба рисовать не нужно.Рисуем симметричный рисунок.Края скругляем в одну сторону. Вырезаем. Точно так же поступаем со второй гармошкой.




5. Прикладываем гармошки друг к другу и соединяем при помощи резинки.


6. Склеиваем,пока половинки не соединятся в круг.

Хотите украсить дом объемными снежинками, сделанными из бумаги своими руками на Новый год? Никаких проблем! Наши фото-уроки помогут вам шаг за шагом выполнять красивое праздничное украшение.

Сейчас в продаже можно найти любые украшения для елки, яркие шары, разноцветные гирлянды. Однако если сделать игрушки своими руками, то можно получить еще и эстетическое наслаждение от процесса.

Простой вариант изготовления объемной снежинки

Несмотря на то, что бумага легко рвется и мнется, у нее есть много достоинств. Одно из них, то, что она легко принимает любую форму. Неспроста японцы считают, что в бумажном квадратике спрятан целый мир. Психологи советуют заниматься поделками из бумаги вместе с детьми, так как, это благотворно влияет на их нервную систему.

Для начала выполним самую простую, но такую прекрасную объемную снежинку. Подготовим следующие материалы: бумага формата А4, клей и ножницы.

Пошаговое изготовление объемной снежинки своими руками:


  • Сложим листок вдвое по длине и обрезаем, затем делаем сгиб по диагонали и отрезаем лишнее, в результате чего получается 2 квадрата.

  • Затем сгибаем их еще 2 раза по диагонали и вырезаем округлые лепестки, на той стороне, где располагаются ординарные листы.

  • В каждом из них вырежем еще по два округлых надреза, не доводя его до конца.

  • Раскладываем заготовку и средние лепестки сгибаем и приклеиваем к середине, делаем так с 4 сторон.

  • Такие же действия совершим со второй фигурой.

Пошаговые фото создания снежинки
  • Склеиваем детали между собой, оборотными сторонами, причем нижнюю разворачиваем на 45 градусов, получилось прелестное украшение.

Фото: Красивая новогодняя снежинка из бумаги

Сборная снежинка на Новый год 2019

Шикарно новогодние объемные снежинки из бумаги выглядят, если их выполнить их из нескольких видов цветной бумаги. Можно взять блестящую обертку, в которой обычно продается чай.


Приготовим следующие материалы:

  • цветная бумага – 6 квадратов;
  • ножницы;
  • степлер;
  • линейка и карандаш;
  • клей.
Схема вырезания объемной снежинки
  • Возьмем первый квадрат, проведем линию, соединяющую два угла. Затем на одной стороне начертим три треугольника, на расстоянии 1 см друг от друга, не соединяя линии. На схеме можно более наглядно это увидеть.

  • Сложим квадрат пополам и сделаем по 3 надреза с каждой стороны, не доводя их до конца.

Пошаговое фото
  • Развернем фигуру и соединим сначала углы самого маленького, внутреннего квадратика и склеиваем их.



  • Переворачиваем квадрат и скрепляем концы следующего квадрата. Повторяем весь процесс еще 2 раза. Получили всего лишь одну деталь будущей снежинки.

  • Повторяем все действия из, оставшихся 5 квадратов.


  • Затем скрепляем между собой три детали, а потом из двух больших деталей составляем одну целую фигуру.

Можно приделать к снежинке ниточку и подвесить на елку. Если прикрепить объемные снежинки к потолку в офисе, то при малейшем движении воздуха они будут кружиться, создавая ощущение снежного вальса.

Снежинка в виде шара на Новый год 2019


Очень красиво выглядит изделие, если выполнить его из упаковочной бумаги на бумажной основе, только предварительно надо ее склеить между собой. Но для начала лучше потренироваться на простой белой бумаге, в процессе изготовления еще пригодятся ножницы и клей.

Рассмотрим весь процесс пошагово:

  • Вырезаем из листа бумаги, форматом А4 6 квадратиков со стороной 9 см, вся снежинка состоит из шести одинаковых модулей.

  • Берем один квадрат и складываем его пополам, разворачиваем и делаем сгиб уже, с другой стороны, если взять пальцами все 4 стороны фигуры, то получится складной бутончик.

  • Загибаем каждый уголок детали, примерно на 8 мм, на согнутом пополам квадрате делаем 4 надсечки, до ограничительной линии на одной стороне, переворачиваем и выполняем то же самое с другой.

  • Развернув деталь, мы увидим два треугольника с поперечными разрезами, выгибаем крайнюю и третью полосы в обратную сторону. Если ее сложить опять в треугольник, то две полоски будут выступать, стараемся, чтобы они были параллельны между собой.

  • Теперь перегибаем на внешнюю сторону треугольник у самой вершины, и сгибаем его пополам сначала в одну сторону, потом в другую, держа за угол, вкладываем его обратно.


  • Повторяем процесс с другой стороны.

  • Развернув фигуру, мы видим, что осталось два целых треугольника, аккуратно, отступив 6 мм, делаем надрез, не доходя до конца 1,5 см с обеих сторон.



  • Затем, исходя из центра, делаем надрезы к двум точкам, то есть посередине вышла галочка, делим ее пополам. Повторяем те же действия с другой стороны.


  • Получилась довольно ажурная деталь.

  • Необходимо сделать 6 таких деталей, затем склеиваем их между собой.

Получился шикарный шар снежинка. Можно выполнить ее в золотом или серебристом цвете. Она может стать главной декорацией на новогодней елочке.

Видео изготовления снежинки:

Снежинка-звездочка


Красивая объемная снежинка из бумаги на Новый год 2019 делается легко и просто! Своими руками это изделие можно сделать и совместно с детьми.

Необходимые материалы:

  • цветная бумага – 4 листа;
  • клей;
  • ножницы.

Пошаговый процесс изготовления:

  • Возьмем лист бумаги А4 и разрежем его пополам по длине, все так же сделаем с остальными, у нас получится 8 заготовок.

  • Возьмем первый прямоугольник и сложим его пополам, затем каждую половинку еще раз пополам. Разворачиваем, вышло 4 длинных прямоугольника, сначала заворачиваем пополам крайние, и в таком виде сгибаем весь прямоугольник по длине. Повторим весь процесс с остальными заготовками.

  • Возьмем линейку и карандаш и из центра более узкой стороны проведем линии, образующие треугольник, но не до основания. С одной стороны, от основания будет где-то 4 см, с другой – 7 см и вырезаем.




  • Приложим, полученную фигуру к остальным заготовкам и вырежем, оставшиеся 7 штук.
  • Разворачиваем фигуру и сгибаем ее по длине, промазываем крайнюю полосу клеем, сгибаем и склеиваем. Повторим процесс с остальными деталями.

  • Затем склеиваем все детали, укладывая их в стопочку. Теперь смазываем клеем последний край, разворачиваем стопочку и склеиваем с первым.

Получилась красивая и воздушная снежинка звезда.

Плетеные бумажные снежинки

В советское время дети с удовольствием занимались изготовлением снежинок, плоские наклеивали на стекла, а объемные подвешивались к потолку. Потом почему-то мода на это прошла, больше в ходу стали покупные изделия. Как прекрасно, когда возвращается хорошо забытое старое.

Изготовим объемные снежинки из бумаги своими руками на Новый год 2019, чтобы украсить свой дом оригинальными игрушками.


Схемы и описание процесса:

  1. Возьмем листок цветной бумаги, например, синей, формата А4, разрежем его на полоски шириной полсантиметра, по длинной стороне. На одну поделку необходимо 20 полосок.
  2. Берем 10 полосок, разделим их пополам и сплетем неплотную сеточку. Должна получиться фигура с решеткой в центре и свободными концами. Капнем на решетку немного клея, чтобы зафиксировать ее. Выполним то же самое с остальными полосками.
  3. Теперь положим одну фигуру прямо, а вторую на нее, но со смещением в 45 градусов
  4. Возьмем 2 крайние полоски нижней детали, выведем наверх и скрепим степлером, над верхней деталью. Повторим этот процесс со всеми полосками. Переворачиваем заготовку и повторяем все действия. Так нужно сделать 4 раза.



Выходит красивая объемная снежинка с плетеным квадратом сверху.

Гофрированная снежинка


Создайте такую на Новый год 2019 вместе со своим ребенком. Когда малыш трудится с бумагой, то он делает одинаковые действия обеими руками, а это очень полезно для мозга и мелкой моторики. К тому же это формирует в малыше трудолюбие и усидчивость. Никаких сложных материалов не понадобится, достаточно бумаги, ножниц, клея и степлера.

А схемы пошагово облегчат процесс изготовления:

  1. Возьмем стандартный лист бумаги и разрежем пополам в длину. Одной половинки достаточно для создания 1 снежинки. Свернем лист гармошкой и застеплеруем в середине.
  2. Сделаем по бокам с обеих сторон ножницами вырезы, их форма зависит от фантазии, это могут быть ажурные лепестки или геометрические формы.
  3. Затем смажем клеем одну сторону и приклеим к другой. Развернем снежинку, и склеим оставшиеся стороны.


Схема

Делая каждый раз различные вырезы по бокам, можно сделать целый набор непохожих друг на друга снежинок. Процесс изготовления очень простой, но довольно увлекательный.

Фантазийная снежинка на Новый год 2019

Интересно, что много веков назад японские монахи в совершенстве владели техникой оригами. Когда им надо было передать тайное послание, то они записывали его на листочке бумаги, а затем складывали его в какую-либо фигурку. Так вот, развернуть ее не порвав, был в состоянии только тот, кому было адресовано сообщение.


Изготовим объемную снежинку из бумаги, проявив фантазию, именно от нее зависит, как будет выглядеть будущее произведение.

Необходимые материалы:

  • бумага;
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • карандаш;
  • большая пуговица;
  • декоративный шнур;
  • цыганская игла;
  • пайетки, блестки.

Пошаговый процесс изготовления объемной снежинки:

  • Возьмем белый лист бумаги и начертим на нем 8 лепестков, 6,5 см в ширину и 11 см в высоту. Вырезаем и раскрашиваем их красками, в один или в разные цвета. Так как, это фантазийная снежинка, то можно ее сделать из старых газет или оберточной бумаги.

  • Теперь в такой же манере выполним еще 8 лепестков, но только из другого цвета бумаги, еще понадобится круг, который будет служить основанием. Можно изготовить его из плотного картона.

  • Приклеиваем более плотные лепестки, широкими частями к основанию круга. Должна выйти восьмиконечная, пока еще плоская снежинка.

  • Затем лепестки из тонкой бумаги сворачиваем в кулечек и приклеиваем в просветы между картонными лепестками, узкой частью к центру.

  • В середину снежинки пришиваем пуговицу на декоративный шнур, оставляем у него длинные концы и завязываем на бантик.

Украшаем снежинку пайетками и блестками.

Воздушная снежинка из бумаги

Интересно, что на Востоке бумагу наделяют особым смыслом, считается, что хорошая бумага, может быть сделана, только с ноября по декабрь. К тому же японские иероглифы, обозначающие бумагу и божество, несмотря на то, что пишутся по-разному, звучат абсолютно одинаково.


Выполним легкую и эфирную снежинку из цветной бумаги, приготовим для этого клей, ножницы и карандаш. Непонятные моменты можно будет посмотреть на фото. Рассмотрим последовательность действий более подробно:

  • Возьмем лист цветной бумаги и сложим его пополам по длине, затем по ширине делаем гармошку, толщиной в 1 см.

  • Для этого складываем полоску в одну сторону, переворачиваем лист, сгибаем в другую сторону и так до конца.

  • Затем разворачиваем и разрезаем лист по длине.

  • Получилось две гармошки.


  • Берем первую и при помощи простого карандаша рисуем узор, будущей снежинки, например, тонкие листики. Повторяем узор на второй гармошке.

  • Вырезаем ножницами, нарисованный узор.


  • Раскладываем половинки и склеиваем их между собой, сначала с одной стороны, потом с другой, как бы закольцовывая ее.


  • Разворачиваем и собираем в центре.

Можно склеить центр или оставить в таком виде, так снежинка будет более воздушной. Лежа на столе, она легко складывается, а когда берешь ее в руки, она превращается в гирлянду.

Прозрачная снежинка

Предложите своему ребенку смастерить простую объемную снежинку на Новый год из бумаги своими руками, за увлекательным занятием время пролетит незаметно.


Необходимые материалы:

  • цветная бумага формата А4;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • клей;
  • бусинка.

Пошаговый процесс изготовления:

  • Возьмем лист бумаги и сложим так, чтобы получился квадрат, не нужное отрезаем ножницами. Сложим его по диагонали, выходит треугольник, который складываем пополам еще 2 раза.

  • На том конце, где расположены ординарные листочки, нарисуем полуовал простым карандашом и вырезаем его, но не до конца.

  • Дальше на расстоянии 1 см режем такую же овальную линию и тоже не доводим до конца. И еще одну такую же линию. Затем, на последней линии вырезаем маленькие треугольники, так снежинка будет выглядеть нарядней.

  • Потом делаем фигурные надрезы на той стороне, где расположены двойные листочки.

  • Разворачиваем конструкцию, необходимо сделать еще одну такую же. А можно сразу взять 2 листа бумаги и выполнить все действия за один раз. Однако следует знать, что толщина бумаги увеличится, и вырезать будет немного сложнее. Если процедура выполняется первый раз, то лучше не экспериментировать и выполнить ее 2 раза на одном листе.

  • Возьмем средние лепестки, сгибаем их к центру и приклеиваем, получился небольшой цветочек в середине. Повторяем процедуру со второй частью снежинки.


  • Затем приклеиваем одну деталь на вторую, со смещением в 45 градусов. В центр поделки приделываем бусинку в тон бумаги.

Такие снежинки можно при помощи двустороннего скотча наклеить на стены квартиры.

Объемная снежинка из полосок своими руками

Занятия с бумагой необыкновенно успокаивает, поэтому если человек чувствует себя дерганным и раздраженным, то самое время заняться изготовлением украшений к Новому году 2019. Это помогает привести мысли в порядок, сосредоточившись на процессе создания домашнего шедевра. Нам понадобится любая бумага, ножницы, линейка и клей.


Фото красивых снежинок

Пошаговый процесс изготовления:

  1. Возьмем бумагу и нарежем 25 полосок шириной 1 см, а длиной формата А4. Чтобы снежинка была красочней, применим несколько цветов бумаги, например, белый, голубой и синий.
  2. Возьмем сначала 5 белых полосок, сложим их вместе, отмерим 21 см и отрежем. Затем сделаем из них петельки, для этого склеим концы каждой полоски вместе.
  3. Теперь берем 10 голубых полосок, также складываем их вместе, отмеряем 17 см и отрезаем. Берем одну белую петельку и по бокам от нее делаем голубые петельки с двух сторон, приклеивая их немного под наклоном. Поэтому на 5 белых нам надо 10 голубых полосок.
  4. Возьмем 10 синих лучиков, отмерим 14,5 см, а лишнее отрежем. Берем деталь с бело-голубыми петельками и теперь делаем синие петельки по бокам, также слегка под наклоном.
  5. Теперь начинаем соединять, чтобы сделать это правильно, необходимо взять белый лист бумаги начертить на нем линии правильной пятилучевой звезды. Берем первую деталь, кладем его на центральную линию луча, конец смазываем клеем, накладываем вторую, совмещая со вторым лучом, начерченным на бумаге. Также поступаем со всеми деталями. Самостоятельно соблюсти правильный наклон всех частей будет невозможно.

В центр снежинки наклеим с обеих сторон блестящие пайетки, новогодняя игрушка готова.

Решив изготовить объемные снежинки из бумаги своими руками на Новый год 2019, можно не только украсить свою квартиру, но и приятно провести время. А если еще и позвать на помощь детей, то получится веселая, семейная игра, которая поднимет настроение.

Новый год является самым любимым праздником у большинства людей. К нему начинают готовиться ещё за несколько недель, а то и месяцев. Часто в канун праздника квартиры, офисы, школы и детские сады украшаются различными новогодними фигурками. Среди них наиболее красивыми и интересными являются объёмные снежинки своими руками из бумаги. Их вешают под потолком или в проёме окна. Это добавляет праздничной атмосферы помещению и поднимает настроение. Из-за больших размеров их часто используют в единственном экземпляре. Дополнительно снежинки декорируют яркими и блестящими материалами.

Изготовление бумажной снежинки

Перед тем, как сделать большую снежинку из бумаги, нужно правильно подобрать материалы . От этого будет зависеть внешний вид будущей снежинки. Для изготовления объёмной снежинки большого размера нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • бумага белого цвета. Можете использовать и другой цвет, если хотите сделать нестандартную поделку;
  • ножницы;
  • клей;
  • линейка;
  • простой карандаш;
  • канцелярский степлер.

Пример того, что можно сделать из бумаги и степлера:

Объёмная поделка круглой формы

Изготовление объёмной снежинки - довольно трудоёмкий процесс, который займет большое количество времени. Если его у вас нет, а хочется украсить дом оригинальным изделием, то можно выбрать более простой вариант изготовления снежинки . Она будет иметь круглую форму и отлично дополнит ваш интерьер. Для её создания нужны такие материалы и инструменты:

  • лист белой плотной бумаги;
  • циркуль;
  • иголка с ниткой;
  • линейка и карандаш;
  • цветная ткань (предпочтительно красного или жёлтого цвета).

Техника оригами и киригами

Не все знают, что с помощью техники оригами можно просто и быстро сделать красивую снежинку .

Киригами - немного более сложный вид техники. В ней предполагается последовательное складывание листа и точное вырезание рисунка. Новичкам лучше нарисовать будущий узор, а затем уже приступать к его вырезанию. Делать это проще всего маникюрными ножницами. Они маленькие и тонкие, что позволит максимально точно вырезать узор. Если вы с этим успешно справились, то смело загибайте лишние части и наслаждайтесь красотой снежинки.

Изделие из полосок бумаги

Для достижения максимального 3D эффекта у поделки, используйте бумажные полоски . Этот вариант очень удобен, так как можно регулировать размер выступающей части и загибаемых концов. Для изготовления этого новогоднего украшения нужно:

  • клей;
  • ножницы;
  • тонкие полоски бумаги.

Для придания лёгкости и воздушности вашей снежинке, используйте полоски шириной не более пяти миллиметров. Для более объёмных и массивных изделий следует брать полоски шириной не менее 8 мм.

Процесс изготовления состоит из следующих действий:

Снежинку из бумажных полосок можно сделать и другим способом:

Способ изготовления снежинки в виде гармошки является одним из самых простых. Для его воплощения можно привлечь своего ребёнка. Выполняем следующие действия:

Новогодняя поделка из модулей

Красивая поделка получается при использовании треугольных модулей . Для создания такой поделки нужно сделать следующее:

  1. Заготавливаем все необходимые для снежинки модули.
  2. Соединяем модули между собой, формируя будущую снежинку.
  3. Если результат вас удовлетворил, склеиваем все детали.

Преимуществом такого способа является возможность вносить изменения в процессе работы. Добавляя или убирая модули, можно добиться нужного размера и формы.

Большие снежинки из бумаги своими руками являются замечательным новогодним украшением. С их помощью можно создать атмосферу праздника даже в самом простом помещении. Сочетая снежинки, сделанные различными способами, можно легко добиться желаемого результата и подарить радость и веселье окружающим вас людям.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Значительное распространение среди проективных методик имеет Тест фрустрации Розенцвейга, созданный в 1945 году Сау­лом Розенцвейгом* на основе его теории фрустрации (фрустрация с лат. "обман", "расстройство").

Описание: Методика фрустрационной толерантности (модификация Н.В. Тарабриной) предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Тестируемому предлагаются 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация "обвинения" предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован.

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персона­жей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квад­рат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявле­ния типа обиды (агрессии и ее направленности - на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более зна­чимым для тестируемого (препятствия, порицания других, по­иск конструктивных решений проблем).

Взрослая версия теста применяется с 15 лет. Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. В интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста.

Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант. (Метод рисуночной фрустрации. / Методика фрустрационной толерантности . / Опросник диагностики агрессивности - реакции на обиду):

Инструкция.

Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Отнеситесь к заданию серьезно. Старайтесь работать как можно быстрее.

Стимульный материал теста Розенцвейга.

Ключ к тесту Розенцвейга. Обработка результатов методики фрустрационной толерантности.

Обработка теста состоит из следующих этапов:

  1. Оценка ответов
  2. Определение показателя "степень социальной адаптивно­сти".
  3. Определение профилей.
  4. Определение образцов.
  5. Анализ тенденций.

Оценка ответов.

Как говорилось ранее, ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации "препятствия " (эго-блокинговые) . В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
  • Ситуации "обвинения " (суперэгоблокинговые) . Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга** , по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции подразделяются на:

Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

Препятственно-доминантные. Тип реакции "с фиксацией на препятствии". Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

Самозащитные. Тип реакции "с фиксацией на самозащите". Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

Необходимо-упорствующие. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворение потребности". Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

Е – экстрапунитивные реакции,

I – интропунитивные реакции,

М – импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

OD – "с фиксацией на препятствии",

ED – "с фиксацией на самозащите",

NP – "с фиксацией на удовлетворение потребности".

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Из комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки.

Каждый ответ может быть оценен одним, двумя, реже тре­мя счетными факторами.

Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счётное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответст­вует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счётных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт.

Все ответы испытуемого, закодированные в виде счётных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствую­щих типу колонках, напротив пунктов подсчёта.

Счётные факторы классификации ответов

Типы реакций
Направленность реакций О-D препятственно-доминантный Е-D эго-защитный N-P потребностно-неустойчивый
Е - экстрапунитивная Е" - определённо выделяется, подчёркивается наличие фрустрирующего об­стоятельства, препятствия. Е - обвинение. Враждебность и т. п. проявляется в отношении внешнего окру­жения (иногда -сарказм). Субъект ак­тивно отрицает свою вину, про­являя враждеб­ность к обвини­телю. е - содержится требование к другому кон­кретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию.
I - интропунитивная I" - фрустрирующая ситуа­ция истолковы­вается как бла­гоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркива­ется смущён­ность беспокой­ством других. I - обвинение, осуждение объ­ект предъявляет самому себе. Субъект при­знаёт свою вину, но отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. i - субъект, при­знавая свою ответственность, берётся само­стоятельно ис­править поло­жение, компен­сировать потери другому лицу.
М - импунитивная М" - отрицает значимость или неблагоприят­ность препятст­вия, обстоя­тельств фруст­рации. М - осуждение кого-либо явно избегается, объ­ективный ви­новник фруст­рации оправды­вается субъек­том. m - субъект надеется на бла­гополучное раз­решение про­блем со време­нем, характерны уступчивость и конформность.

Пошаговое описание обработки результатов:

Вначале необходимо определить направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.
Пример: "На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати" (рис.9).
"А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе" (рис.8).
Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.

Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.
Пример: "Разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте" (рис.9).
"Изношенный механизм, новыми их уже не сделать" (рис.5).
"Мы уходим, она сама виновата" (рис.14).
E. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.
Пример: "В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?" (рис.21).

е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.
Пример: "Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу" (рис.18).
"Она могла бы объяснить нам, в чем дело" (рис.20).

I’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.
Пример: "Мне одному будет даже проще" (рис.15).
"Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу" (рис.24).

I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.
Пример: "Это я опять пришел не вовремя" (рис.13).
I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.
Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (рис.19).

i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.
Пример: "Как нибудь сам выкручусь" (рис.15).
"Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину" (рис.12).

М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.
Пример: "Опоздал так опоздал" (рис.4).

М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.
Пример: "Мы же не могли знать, что машина сломается" (рис.4).

m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Пример: "Подождем еще минут 5" (рис.14).
"Было бы хорошо, если бы это не повторилось" (рис.11).

Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции – "с фиксацией на удовлетворение потребности" (NP).

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок "прим" (Е’, I’, М’).

Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).

Тип реакции "с фиксацией на удовлетворение потребности" обозначается строчными буквами (е, i, m).

Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях ""препятствия"" реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях "обвинения" она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

Рассмотрим на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: "Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу".

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

Е’ – "Как это неприятно".

I’ - "Я совсем не испачкался". (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).

М’ – "Ничего не случилось, он немного забрызган водой".

Е – "Вы неуклюжи. Вы недотепа".

I – "Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре".

М – "Ничего особенного".

е – "Вам придется почистить".

i – "Я почищу".

m – "Ничего, высохнет".

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами.Например, если испытуемый говорит: "Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение", то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

Определение показателя "степень социальной адаптивно­сти" - GCR.

Показатель "степени социальной адаптации" - GCR - вы­ражает процент совпадений счётных факторов конкретного про­токола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.

Количество таких пунктов для сравнения в авторском ори­гинале 12, в русском варианте (по Н. В. Тарабриной) - 14. Соот­ветственно, знаменателем в дроби при вычислениях процента GCR является число стандартизированных пунктов (в последнем случае 14), а числитель - количество баллов, полученных тестируемым по совпадениям. В том случае, когда ответ испытуемого закодирован двумя счётными факторами и только один из них совпадает с нормативным ответом, в общую сумму числителя дроби добавляется не целый, а 0,5 балла.

Нормативные ответы для подсчёта приведены в таблице ниже.

Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для взрослых

№ п/п

Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.

Определение профилей.

Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов за­писываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).

Таблица профилей

Тип реакции

Сумма

Станд.

Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)

Определение образцов.

На основании таблицы профилей определяются образцы.

Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.

Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.

Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.

Образец 3: отражает относительную частоту наиболее час­тых трех факторов независимо от типов и направлений.

Три основных образца позволяют легче отметить преобла­дающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.

Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реак­циями.

Анализ тенденций.

Во время опыта субъект может заметно изменить своё по­ведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.

Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые воз­буждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапунитивные.

Анализ предполагает выявить существование таких тенден­ций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записывают­ся) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком "+" или "-". "+" - поло­жительная тенденция, "-" - отрицательная тенденция. Формула вычисления численной оценки тенденций: {a - b}/{a + b}

где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0,33.

Существует 5 типов тенденций:

  • Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E", I", M"),
  • Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),
  • Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),
  • Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,
  • Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех гра­фах, не учитывая направление.

Интерпретация теста Розенцвейга.

Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов счита­ют характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, спо­собность поддаваться адаптации на различных этнических попу­ляциях.

Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в ос­новном своим непосредственным значениям, описанным в разде­ле подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются призна­ком "нормы" или ""патологии", они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социаль­ному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические харак­теристики поведения, и поэтому данный инструмент не предпола­гал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удов­летворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, манья­ков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целе­сообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.

Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окру­жению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-ности относительно норм.

Повышенный показатель интропунитивности обычно ука­зывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъ­екта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуваже­ния.

Доминирование реакций импунитивного направления озна­чает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.

Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации.

Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют ди­намику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом сво­его поведения в ситуации фрустрации. По предположению неко­торых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с неста­бильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эта­лона поведения.

При интерпретации результатов применения теста в качест­ве единственного инструмента исследования следует придержи­ваться корректного описания динамических характеристик и воз­держиваться от выводов, претендующих на диагностическую цен­ность.

Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессозна­тельно идентифицирует себя с изображенным на картинке персо­нажем и потому в своих ответах выражает особенности собствен­ного "вербального агрессивного поведения".

Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. ""Полный" профиль фрустрационных реакций с относительно пропорцио­нальным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы пре­одоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. На­против, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они по­тенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.

Профиль фрустрационных реакций каждого человека инди­видуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.

Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных ин­дивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов инди­видуального профиля соответствуют средним групповым показа­телям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней гра­ницы допустимого интервала.

Так, например, если в индивидуальном протоколе отмеча­ется низкое значение категории Е, нормальное значение I и высо­кое М (все по сравнению с нормативными данными), то на осно­вании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуа­циях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, непри­ятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окру­жающим агрессивные проявления там, где другие обычно выра­жают свои требования в экстрапунитивной манере.

Превышающее нормативы значение экстрапунитивной ка­тегории Е является показателем повышенных требований, предъ­являемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.

Высокое же значение интропунитивной категории I, напро­тив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.

Категории, характеризующие типы реакций, также анали­зируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показыва­ет, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации со­средоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует по­лагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов от­ношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует сла­бую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите соб­ственного «Я».

Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), со­гласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагиро­вания на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект про­являет фрустрационную толерантность и способен решать воз­никшую проблему.

Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реа­гирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.

* Сау­л Розенцвейг (Saul Rosenzweig, 07.02.1907 – 09.08.2004 ) , другие варианты перевода на русский язык Розенсвейг, Разенцвейг, Росенцвейг, Розенцвег, Розенцвейк и т.д.; - американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор университета Сент-Луис. Разработал теорию фрустрации.

** Теория фрустрации Саула Розенцвейга.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.

  1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологи­ческая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
  2. Автономный уровень, называемый также уровнем не­медленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, стра­данию, ярости, а на физиологическом - биологическим изменени­ям типа "стресса".
  3. Высший кортикальный уровень (защита «Я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это -уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.

Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг под­черкивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. На­пример, серия психических состояний: страдание, страх, беспо­койство, - относясь в принципе к трём уровням, на деле пред­ставляют колебания; страдание относится одновременно к уров­ням 1 и 2, страх - к 2 и 3, только беспокойство - исключительно к уровню 3.

Розенцвейг различает два типа фрустрации.

  1. Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
  2. Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво­рению потребности.

Данное уже определение фрустрации относится главным образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фруст­рации может служить: субъект, голодая, не может поесть, по­скольку ему мешает приход посетителя.

Было бы естественно классифицировать реакции фрустра­ции, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг счи­тает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.

Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций.

  1. Реакция продолжения потребности. Она возникает посто­янно после каждой фрустрации.
  2. Реакция защиты «Я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.

В реакции продолжения потребности она имеет целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В ре­акции защиты «Я» факты более сложны. Розенцвейг предложил разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классифика­цию для основы своего теста.

  1. Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятст­вия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, - гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, за­тем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.
  2. Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувст­ва, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.
  3. Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклонить­ся от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рас­сматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим обра­зом.

Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фрустрирующей ситуацией и остается продолжением начальных по­требностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.

И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в какой они представляют прогрессивные тенденции личности ско­рее, чем регрессивные.

В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа.

  1. Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.
  2. Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется не­определенно и глупо.

В ответах защиты «Я» также различают два типа.

  1. Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельст­вами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя - его ответ адаптивен.
  2. Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.

Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.

  • К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необхо­димых средств для достижения цели или удовлетворения потреб­ности.Лишения бывают двух видов - внутренние и внешние. В ка­честве иллюстрации "внешнего лишения", т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. При­мером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувст­вует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он на­столько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаим­ность.
  • Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов - внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит сле­дующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
  • Третий тип фрустратора - конфликт: внешний и внутрен­ний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг при­водит пример с человеком, который любит женщину, остающую­ся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блоки­руется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фруст­рацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделе­ны конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояни­ям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.

Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать, что психические состояния при потере, лишении и конфликте весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных по­терях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, си­лы и значимости их. Важную роль играют индивидуальные особенности субъек­та: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.

Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую "забыться" деятельность.

Для депрессивных состояний проявления фрустрации типичны чувство печали, сознание не­уверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы вре­менного оцепенения.

Регрессия как одна из форм проявления фрустрации - это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

Выделяя регрессию как универсальное выражение фруст­рации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустра­ции в известной примитивности переживаний и поведения суще­ствуют (при препятствиях, например, слёзы).

Подобно агрессии, регрессия не обязательно является ре­зультатом фрустрации. Она может возникать и по другим причи­нам.

Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации.

Фрустрация различается не только по своему психологиче­скому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть про­должительными настроениями.

Фрустрация как психическое состояние может быть:

  1. типичной для характера человека;
  2. нетипичной, но выражающей начало возникновения но­вых черт характера;
  3. эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе).

Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важ­ности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиоло­гической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных от­ветов.

Существуют разные формы толерантности.

  1. Наиболее "здоровым" и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.
  2. Толерантность может быть выражена в напряжении, уси­лии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
  3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым рав­нодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скры­ваемое озлобление или уныние.

В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?

Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается даль­нейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других ас­пектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормаль­ный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограниче­ния, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопро­тивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фруст­рации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заклю­чается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нуж­но вести себя по отношению к нему.

Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест "рисуночной ассоциации", или "тест фрустрационных реакций".

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...