Этапы и методика целеполагания. Целеполагание и планирование деятельности пошагово Схема целеполагания

До недавнего времени одним из наиболее часто цитируемых жизненных правил было высказывание Н. Островского: «Жизнь... нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно (выделено нами З.Н.) прожитые годы». Вдумаемся: не «безрезультатно», а «бесцельно» прожитые.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент учебного процесса; системообразующий фактор;

б) цель - это критерий эффективности педагогической системы;

в) цель - это то, к чему стремится преподаватель и в целом высшее образовательное учреждение.

Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Поэтому говорят, что цель обучения выполняет системообразующую функцию педагогической деятельности, так как от ее определения зависит выбор содержания, методов, средств образования.

Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих преподавателей.

Нормативные государственные цели - это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Параллельно существуют общественные цели - цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения.

Инициативные цели - это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их студентами с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития студентов, подготовленности педагогов.

Образование будет только тогда эффективным, когда происходит удовлетворение не по­требности в знании, а потребности делать от­крытия. Задача преподавателя - помочь обучающемуся делать эти открытия. В данном контексте верно утверждение о значении цели образования , состоящей в том, чтобы за­менить пустой ум открытым разумом .

Традиционная «знаниевая» (просвещенческая) модель образова­ния, не соответствуя запросам современной социокультурной среды, исчерпала себя. Однако, возникает вопрос: какую именно парадигму избрать для но­вых целей и целеполагания в образовании ?

Многие ученые-гуманитарии полагают, что в соответ­ствии с новыми установками, образовательная цель должна быть направлена на создание обра­за культуры и ее творца - человека культуры. Несомненно, культурологическая пара­дигма является одной из наиболее актуальных парадигм для осуществления современных целей и целеполагания в организации системы образования в XXI веке.


А теперь более подробно о сущности и значении понятия «целеполагание».

В самом общем значении целеполагание - это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание как раз и помогает определять успешность этих действий, формулировать основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

Современный ритм жизни вносит много неразберихи в быт человека, поэтому порой кажется, что она похожа на хаос. Многим хочется упорядочить свой быт и работу. Психологи считают, что это вполне возможно, если правильно ставить цели и планировать деятельность, то есть научиться функции целеполагания.

Целеполагание в психологии

Понять, что такое целеполагание, нетрудно, так как перед каждым индивидом в тот или иной момент стоят выбор цели и поиск путей к ее достижению. Однако для некоторых людей это трудновыполнимая задача из-за того, что не хватает знаний, или требуется приложение определенных усилий. Поэтому не каждый может справиться с ней, гораздо проще пустить свою жизнь на самотек.

Важно! Психологи утверждают: если индивид хочет достичь чего-либо значимого в своей судьбе, нужно обязательно научиться планировать жизнь.

Для этого необходимо понять, что подразумевает процесс целеполагания. Такие действия полезны каждому, так как помогают не только упорядочить обстановку вокруг себя, но и постоянно жить в зоне комфорта. Например, можно не страдать нервозностью по поводу нехватки времени на важные дела, переделать много дел и достичь хороших результатов.

Большая проблема в целеполагании – найти правильный критерий, по которому нужно ориентироваться в таком важном вопросе, как «насколько ценным является выбор той или иной задачи»? Именно он является основанием целеполагания. Трудность в том, что критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности, человек может не сразу их понять.

Совет. Правильно определить критерий выбора можно, если индивид ответит сам себе на вопрос «что главное в его жизни?».

Процесс целеполагания

Объясняя клиентам, что включают в себя основы целеполагания именно для них, психологи учитывают: у каждого собственный стиль бытия. Например, один приспосабливается к окружающим условиям, а другой идет по жизни целенаправленно. Обе жизненные модели имеют право на существование, но и в том, и в другом случае лучше придерживаться алгоритма:

  1. Определить свои главные ценности, зафиксировать ключевые сферы письменно по формуле 7+2 (к примеру, способности, внутренний мир, профессионализм и прочие + две, которые не столь важны, но создают комфорт бытия: хорошая машина, путешествие);
  2. Обязательно выписать цели в соответствии со своими ценностями. Они должны быть самыми значимыми на данный момент, поэтому их не должно быть много;

  1. Найти наиболее доступные методы их достижения, например, для саморазвития – записаться на определенные курсы, для повышения профессионализма – получить второе образование, оздоровиться – заняться йогой.

К сведению. В психологии целеполагание – это процесс творческий, что особенно важно для организаций. Считается, например, чем больше планов у персонала организации, чем они глобальнее, тем больше креатива требуется внести в их реализацию.

Поэтому руководителю важно знать основные психологические моменты успешного целеполагания, например, такие:

  • Каждая цель, которая ставится перед персоналом, предполагает, помимо всего прочего, решение человеческих потребностей, например, для одного работника – это стремление к карьере, для другого – желание много заработать, третий стремится к признанию, поэтому мотивировать персонал на успех эффективнее в соответствии с человеческими потребностями;
  • Даже самое идеальное планирование может содержать ошибки, так как всегда возникают какие-либо неучтенные факты. Это могут быть человеческий фактор, природные катаклизмы, проблемы с финансами, поэтому все изначально условно;
  • Надо быть готовым к смене плана действий, учитывая, что, чем ближе к цели, тем больше сил (моральных, материальных, физических) нужно для осуществления целевой деятельности.

Взаимосвязь цели и целеполагания

Если нужно построить свою деятельность по принципу целенаправленности, то целеполагание позволяет определить основные задачи и расставить приоритеты. Это возможно при соблюдении следующих правил:

  1. Любая цель, общественная или личная, должна быть четкой и ясной. Это позволит быстрее реализовать ее. Расплывчатыми и неясными бывают или слишком глобальные, или завышенные планы, которые могут и не осуществиться никогда.
  2. Индивиду, который живет в обществе, лучше всего сочетать социальные (общие для всех) цели и персональные, значимые непосредственно для него. Профессиональная деятельность, которая важна для многих, эффективнее складывается, когда есть заинтересованность в достижении общих целей, помимо своих персональных.

К сведению. Часто бывает такая ситуация, когда трудно сразу сформулировать цель, как для себя лично, так и для организации. Специалисты дают хороший психологический совет: задача, расписанная в деталях, имеет больше шансов быть реализованной, так как подсознание включается в активную работу и визуализируется на успех.

Учитывая, что целеполагание это в психологии взаимосвязь всех составляющих процесса, важны положительный настрой, конкретная задача, точные сроки, представление результата.

Как правильно ставить цели

В психологии цель – это отражение предполагаемого результата. Для того чтобы до него успешно дойти, необходимо учитывать, чем он должен характеризоваться. Поэтому специалисты говорят об определенных принципах целепостроения:

  • Необходима действительная заинтересованность человека в достижении чего-либо;
  • Цель должна быть такой, чтобы ее можно было разделить на частные задачи, с которыми легче справляться;
  • Для достижения результата необходима обеспеченность ресурсами (физическими, материальными, моральными и т.д.);
  • Обязательное установление временных рамок для промежуточных задач;
  • Необходимость четко сформулированного и конкретного представления о конечном результате.

Планирование и целеполагание

Успешный результат предполагает планирование действий. Поэтому целеполагание и планирование – два взаимосвязанных процесса. Например, психологи считают, что составление календарного плана – это уже первый шаг на пути осуществления целевой деятельности. Кроме всего прочего, он имеет воспитательный эффект, так как держит человека в рамках. Главное результат будет положительным только при четком пошаговом выполнении этапов:

  1. Постановка цели, обязательно письменно, так как без записи это только мечта;
  2. Составление четкого календарного плана действий;
  3. Контроль, чтобы все действия совершались в соответствии с планом;
  4. Основная цель должна быть всегда в центре внимания;
  5. Обязательная письменная фиксация, как идет достижение цели.

К сведению. На начальном этапе планирования не всегда получается учесть все нюансы. Оправдано, если планирование будет изначально условным с тем, чтобы потом конкретизировать и уточнять его промежуточные этапы.

Несмотря на трудности, планирование необходимо осуществлять, так как оно дополнительно помогает:

  • концентрировать внимание на важных моментах;
  • определить направления движения;
  • исключить сомнения;
  • повышать уровень мотивации у персонала;
  • эффективно применять имеющиеся ресурсы.

Технология целеполагания

Специалисты утверждают, что универсальной методики целеполагания нет, так как нет универсальных целей. Например, идеи по повышению своего дохода можно отнести к финансовым, но, если для достижения нужно подняться по карьерной лестнице, они становятся профессиональными. Поэтому, какова характеристика цели, такова и технология целеполагания. Главное – правильное определение методики.

Цель должна обязательно достигаться, это отличает ее от пустых мечтаний. Чтобы проверить, реалистична ли задача, и будет ли она достигнута человеком, предлагается технология SMART:

  • S – конкретная;
  • M – измеримая;
  • A – достижимая;
  • R – ориентированная на результат;
  • T – определенная во времени.

Метод Айви Ли

Айви Ли считается основателем направления Public Relations (пиар), то есть связей с общественностью. Его метод считается простым и эффективным, поэтому часто используется в менеджменте.

К сведению. Ли в доступной форме объясняет, как достичь максимальной продуктивности в организации. Хотя многих смущает такая простота, но психологически это объяснимо – люди пытаются усложнить свою жизнь, поэтому способы решения проблем ищут достаточно сложные. Между тем все гениальное – просто.

Методика Ли считается классной для управления и жизнью, и организацией:

  1. В конце каждого дня составлять список самых важных дел на завтра, не более шести.
  2. Распределить дела в порядке значимости.
  3. Утром следующего дня не распыляться, сосредоточиться на первой важной задаче. Пока она ни будет решена, не следует браться за следующую.
  4. Затем решаются следующие запланированные задачи по мере их важности.
  5. Если остаются какие-то дела нерешенными, они переносятся в список важных дел на следующий день.

Целеполагание в психологии – это процесс планирования деятельности в ближайшем будущем. Технологий такой процедуры множество, все они имеют общие рекомендации: желаемый результат должен быть конкретен, ценным для личности, обозрим во времени.

Видео

Целеполагание – это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей. Нередко, разумеется, как практическое осознание своей собственной деятельности индивидом с позиции постановки целей и их осуществления (достижения) более выгодными средствами, как наилучший контроль над временным ресурсом, определенным деятельностью субъектов.

Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач, которые нужно разрешить.

Процесс целеполагания

Понятие целеполагание используется для именования коротких обучающих тренингов, которые изучают системы планирования, методы управления временным ресурсом, результатом которых будет достижение: умение планирования рабочего времени с учетом ближайших (далеких) перспектив и важности поставленных задач; способности выявлять оптимальные пути решения; умения грамотно устанавливать цели и реализовывать их.

Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности.

Различают 10 существенных моментов процесса целеполагания.

1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой в чем-либо. Часто потребности навязываются субъектам, то есть они существуют независимо от воли индивида. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить. За основу можно взять иерархию потребностей по Маслоу – от низшей к высшей.

2. Обычно осознанная потребность является мотивом. Однако, так как индивид в процессе жизнедеятельности постигает множество различных потребностей, единая мотивационная система субъекта определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется борьба мотивов. Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель. Компонентами мотивационного процесса являются мотивировки, то есть сознательные доводы, которые доказывают и объясняют значимость мотива.

3. Цель является опредмеченным желанием, то есть пониманием индивидом, что он хочет. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом будет она осознаваться.

4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности.

5. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.

6. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и потребных ресурсов.

7. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.

8. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.

9. Чем более интенсивная мотивация вначале, тем больше будет искажаться субъективная потенция цели.

10. В психологии существует довольно известный закон мотивации, которые называется градиентом цели. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности.

Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.

Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.

Цели и целеполагание

Цель – это то, что человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.

Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.

Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Итак, цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.

Цели ранжируются по трём уровням:

  • Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
  • Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
  • Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.

Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.

Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели. Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.

С течением времени любые цели претерпевают трансформации – за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.

Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей. Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.

Целеполагание является процессом постановки целей. Данный процесс – это своеобразное творчество. И чем выше уровень цели, тем будет более творческим процесс. На оперативном и немного на тактическом уровнях процесс целеполагания больше связан с аналитическим мышлением и логикой, то на стратегическом уровне он связан с творчеством и синтетическим мышлением.

Для того чтобы процесс целеполагания проходил успешно, индивид должен хорошо знать себя, свои ведущие мотивы и ценности, должен быть креативным и волевым, иметь хорошее воображение. Огромную роль также играет и структурированность мышления, и логика.

В общем смысле целеполагание является навыком, который может поддаваться тренировке при соответственной практике.

Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности индивида, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Это мощный самомотивирующий фактор. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

А вот отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения.

Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.

Планирование и целеполагание

Самыми важными вещами для индивида, который стремится к тому, чтобы добиться успешности в жизни, является планирование и целеполагание. Ведь добиться цели – это означает победить. Успешные субъекты побеждают, неуспешные – пытаются победить. В этом и состоит существенное различие целенаправленных и нецеленаправленных действий. В первую очередь, целеполагание является целью, которую необходимо достичь. Она следует из потребностей, приобретает мотивацию, а затем происходит работа непосредственно над достижением.

Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.

Счастье и удовлетворенность жизнью индивида имеют зависимость от грамотного целеполагания.

Удача – это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается она с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.

Стратегическое субъективное планирование способствует:

  • определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
  • принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
  • концентрации усилий на том, что действительно значимо;
  • достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
  • значительному повышению уровня производительности собственных действий;
  • получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
  • ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
  • более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
  • повышению общего спокойствия и качества жизни;
  • большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.

Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь индивидов не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.

Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Иерархия потребностей Маслоу была создана без учета разбивки в соответствии с уровнями ее вероятностного осуществления. Сами выражаются в общих формах и только лишь в конкретной внутренней взаимосвязи. Отсюда следует, что удовлетворение потребности какого-то одного уровня может полностью закрыть вопрос этой потребности. Это означает, что данная потребность в дальнейшем не получит никакого развития. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии. Однако, как показывает практика, удовлетворение одной материальной потребности влечет за собой появление других материальных потребностей, а не обязательно порождает потребность в развитии.

Таким образом пирамиду Маслоу можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.

Именно такое двунаправленное движение и находится в основании целеполагания – установление того, что следует сделать и планирование.

При этом целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.

Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.

Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.

Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация поступков индивидов и планирование движения.

Урок целеполагания

В научных трудах наибольшее распространение получили такие определения целей: предвосхищаемый исход деятельности, предметное отображение будущего, индивидуальный образ желаемого, который опережает отражение обстоятельств в сознании индивида.

В образовании под целью подразумевают предвосхищаемый результат, т.е. образовательный продукт, которому надлежит быть реальным и конкретным.

Целеполагание сегодня – это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом достижения успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно сформулированы и конкретизированы цели, зависят и пути их достижения, и конечные исходы.

Суть проблемы заключается в подмене цели, формальном подходе, завышенных целях, постановке собственных целей учителей.

Подмена целей заключается в том, что часто учителя чувствуют моральное удовлетворение от того, чем занимаются школьники на уроках, а не от результатов урока. Происходит подмена целей обучения средствами достижения.

Формальный подход заключается в расплывчатости и неопределенности целей, которые сформулировал преподаватель, что приводит к непониманию этих целей учащимися и самим преподавателем.

Завышенные цели бывают в зависимости от их масштаба глобальными и локальными. Обычно на уроке происходит постановка глобальной цели, которую невозможно получить за одни урок. Цель, связанная с конкретным уроком называется локальной.

Постановка персональных целей учителями ведет к тому, что учащиеся не ставят самостоятельно цель, вследствие этого им бывает скучно на уроке.

Целеполагание в педагогике подразумевает процесс обнаружения задач и целей субъектов образовательной деятельности (учащихся и учителей), их обнародования друг другу, координации и достижения.

Цель является тем, к чему стремятся, что нужно реализовать. На уроках ставится обучающая, формирующая личность и воспитывающая цели. Они должны быть диагностируемыми (т.е. проверяемыми с помощью определенных средств), конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными, точными.

Отсюда следует, что цель урока – это его исход, достичь который планируется с помощью применения дидактических, методических и психологических приемов.

Обучающие цели содержат в себе овладение учениками знаниями, практическими навыками и умениями.

Воспитывающие цели содействуют воспитанию позитивного отношения к системе знаний и самому процессу обучения, формированию убеждений, идей, позиций, свойств и качеств личности, самооценки, самостоятельности, приобретении опыта нормального поведения в любом социуме.

Развивающие цели (формирующие) способствуют формированию специальных и учебных умений, усовершенствованию мыслительных процессов, формированию эмоциональной сферы, диалога, монолога, коммуникативной культуры, реализации самооценки и самоконтроля, а в общем развитию и становлению личности индивида.

Организация целеполагания

Сегодня одной из важнейших проблем нынешнего общества является проблема личностного формирования. То есть развитие такой личности, которая не только способна выжить в стремительно трансформирующихся экономических и социальных обстоятельствах, но и активно воздействовать на имеющуюся реальность. Основное место среди описания свойств такой личности занимает довольно актуальная способность, заключающаяся в самостоятельной постановке целей и их достижении при помощи использования наиболее приемлемых и адекватных средств. Однако, наряду с этим, проблема механизмов и факторов формирования целеполагания в процессах онтогенетического развития личности в психологической науке практически не проработана.

Несомненно то, что индивид не рождается сразу с готовой способностью к индивидуальному целеполаганию. В процессе субъективного развития становление целеполагания проходит целый ряд определенных этапов. Младенец обладает большим потенциалом, однако ничего не умеет. Он только на первом году жизни начинает овладевать своим телом, развивает движения рук через манипуляции с различными предметами. А взрослый в это время, помогая осуществлять такие манипуляции, выступает для малыша в качестве партнера для общей деятельности.

К окончанию первого года жизни у детей появляются действия, обусловленные целенаправленностью, и формируется способность находить и применять определенные средства для достижения результата. То есть, предметные действия малышей становятся направленными на получение некоторого желаемого результата. По мере того, как индивидуальный опыт накапливается, начинают усложняться и предметные действия, выстраиваемые одно за другим. Мотив такой деятельности принадлежит ребенку, а вот цель – взрослому.

Развитие целеполагания обусловлено особой ролью взрослых как партнеров ребенка в коллективной деятельности, которая обеспечивает все необходимые условия для формирования его вероятных возможностей.

Сегодня разработаны различные методики, техники и методы, развивающие способности к целеполаганию и способствующие к вычленению из всех «хочу» истинной цели.

Тренинг целеполагания направлен на формирование навыков постановки целей в различных жизненных сферах, содействие в понимании выбора основополагающих целей и определение путей их реализации, технологию, принципы и развитие целеполагания в целом. Тренинг целеполагания обучает правилам формулировки целей, SMART-технологиям, способствует установке приоритетов при помощи ситуационного анализа и др.

Методы целеполагания и техники постановки целей позволяют создавать эффективные мотивации и хорошие внутренние состояния для движения в нужном направлении, удовлетворения потребностей личности.

Технология целеполагания

Так часто вопрос о том, почему индивиды не достигают поставленных целей, переплетается с другим – почему они вместо ожидаемого результата получают совершенно другой. Существующие сегодня методы целеполагания подвергают рассмотрению, главным образом, технологию достижения целей, при этом, не уделяя нужного внимания основным вопросам: при каких обстоятельствах будет сохраняться ценность сформулированной цели, как правильно она должна быть сформулирована, как понять согласованность возможностей, которые есть в наличии и поставленной цели.

Технология целеполагания лежит в усвоении того, что цели отличаются от мечтаний и желаний тем, что в них заложен образ нужного будущего в соединение с направленностью на деятельность для достижения такого будущего. Цели предполагают персональные усилия, риски, волю, однако, кроме этого, еще и расчет потенциала для их достижения. Главной ошибкой в осуществлении сформированных целей является недостаточная оценка наличествующих ресурсов.

По-настоящему успешный и удачливый субъект должен овладеть умением грамотно ставить цели. Зная цель собственной жизни можно начинать ставить непродолжительные цели, например, на месяц, год или три года.

SMART методика разработана для того, чтобы помочь правильно их сформулировать. Сегодня она считается наиболее эффективной среди остальных методик.

Итак, цели должны обладать следующими характеристиками: конкретностью (Specific); измеримостью (Measurable); достижимостью (Achivable); ориентированностью на определенный результат (Result-oriented); соотношением с определенным сроком, временным ресурсом (Timed).

Конкретность (определенность) заключается в отчетливости формулировок. Она должна быть внятно выражена. В противном случае существует возможность достижения конечного результата, значительно отличающегося от запланированного. Точность выражений обуславливает понятность действий. А это, в свою очередь, является непременным условием их верного исполнения.

Измеримость заключается в невозможности отслеживания достижений результата, если не будет существовать каких-либо определенных измеримых параметров.

Достижимость цели заключается в том, что они применяются как стимул в решении каких-либо задач, следовательно, для дальнейшего движения вперед благодаря достижению успешности. При формулировании целей следует обязательно учитывать, что она ни при каких обстоятельствах не должна вести к росту стрессовых ситуаций в собственной жизни. Необходимо формулировать относительно сложные цели, которые предполагают усилия, однако при этом надлежит учитывать то, что они обязательно должны быть достижимыми.

Целям надлежит характеризоваться, отталкиваясь от результата, а не проделанной работы. При целеполагании таким образом достигается максимально эффективный результат. Например, можно определить и выразить цель, заключающуюся в том, чтобы индивид приходил на час раньше на работу, однако, если не определить при этом предвосхищаемый от такого действия результат, то лишний час можно провести, просто попивая кофе с сослуживцами и болтая.

Совершенно любым целям надлежит быть соотнесенными с определенным сроком достижения. Это означает, что цель как категория реальная должна быть осуществима в конкретном временном измерении.

Например, «построить дом» – неграмотно сформулированная цель, а «построить дом до конца текущего года» – это более грамотная формулировка, если к концу года дом не будет построен, следовательно, цель осталась не выполненной, то есть не реализованной.

Также в реализации целей помогает упорство, удачливость и применение техники визуализации и материализации мыслей.

Овладение искусством грамотной постановки целей – достаточно важно, однако не является основополагающим в получении желаемого результата. Для осуществления целей немаловажным фактором является то, что не следует откладывать их реализацию на завтра, на следующий месяц или следующий год. Все нужно делать сегодня согласно планированию. Кроме правильного формулирования целей нужно регулярно анализировать и записывать все свои достижения. Ведь отслеживание результатов является неиссякаемым источником вдохновения и творчества для новых деяний и побед.

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхище­ние будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состо­яния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные опре­деления цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой де­ятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образо­вательное учреждение.

Педагоги несут ответственность за правильность, своевремен­ность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точ­ки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необ­ходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятель­ности педагога. Цель становится движущей силой воспитатель­ного процесса, если она значима для всех участников этого про-

цесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате пе­дагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание - непрерывный процесс. Нетождествен­ность цели и реально достигнутый результат становятся осно­вой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска не­реализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит харак­тер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их вза­имодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществ­ляется с учетом следующих требований.

1)Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и коррек­тировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

Схема 3

2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

3) Преемственность, которая означает: а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в воспитательном процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.);

б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

4) Идентификация целей, которая достигается через вклю­ченность в процесс целеполагания всех участников деятельно­сти.

5) Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно опреде­лены цели воспитания.

Исследование показывает, что если целеполагающая дея­тельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятель­ном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие ка­чества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, У них развиваются прогностические умения.

СИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И СТРАТЕГИЯ

Необходимо отметить, что одним революционным целеполаганием обойтись невозможно — нельзя каждый раз при постановке целей предполагать реорганизацию компании, т.к. это подразумевает приостановку деятельности, определенные затраты, достаточно длительное формирование новой культуры и нового организационного порядка. Для эффективной целенаправленной деятельности по производству и реализации продукции необходимы «равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением» . «Основа любой организации — это повседневная производственная деятельность, требующая непосредственного участия руководителей-администраторов» , а не лидеров-революционеров. В то время как революционные изменения — это «периоды существенного беспорядка в организационной жизни» , и провести их может только признанный лидер.

Организации развиваются циклически: эволюция — революция , «эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею, а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Механизм, который является толчком к смене эволюции на революцию, можно назвать кризисом развития» .

В то же время и сама революция — это кризис, который необходимо разрешить и преодолеть.

Таким образом, система целеполагания включает и плавное стабильное эволюционное целеполагание, и скачкообразное, проблемное и кризисное, революционное. Достижимость социальноэкономической цели при эволюционном целеполагании обеспечивается тем, что она превышает ранее полученные показатели лишь на единицы процентов, и для ее достижения достаточно небольшого постоянного улучшения, резервы для которого имеются практически всегда. Достижимость социально-экономической цели при революционном целеполагании обеспечивается тем, что предварительно проводится анализ потенциала организации, находятся необходимые средства, определяются стратегия и структура организации.

Именно такой подход позволяет разрешить проблему того, что первично — цель или действие, поставленную еще Гегелем. Первична цель, если возможно эволюционное развитие организации, и, наоборот, первична деятельность (поисковое поведение по Алексею Леонтьеву ), когда выявляется возможность значительного повышения результатов организации или их сохранения в условиях возникших проблем и кризисов.

Таким образом, можно дать следующее определение цели компании: социально-экономическая цель организации — это один из первых и основных элементов, который характеризует предвосхищение в мышлении наиболее эффективных путей и средств деятельности, обеспечивающих максимально достижимые социальноэкономические результаты работы организации. При обнаружении этих путей цель включает проведение необходимых изменений для реализации нового видения, предполагаемый максимально достижимый результат, обеспечиваемый этими изменениями, — это новая социально-экономическая цель организации (революционное целеполагание). Если же такое новое видение отсутствует, то ставится цель «от достигнутого», предполагающая постоянное улучшение (эволюционное целеполагание). Только так можно наиболее эффективно разрешить проблему целеполагания Гегеля.

В связи с этим методика революционного целеполагания позволяет отталкиваться не от целей, а от изменений, исходить из видения и парадигмы «как есть» (или даже от изначальной парадигмы собственника), от которой путем моделирования можно перейти к парадигме «как должно быть». Данная методика названа нами ВПМ (видение — парадигма — модель) . При моделировании парадигмы «как должно быть» по критерию максимально достижимых целей мы получаем:

  • проекты организационного и научно-технического развития организации;
  • планы производства и реализации продукции после осуществления этих проектов (проведения революционных изменений);
  • максимально достижимые цели организации.

Предлагаемая методика подробно описана в нашей статье «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» . Утверждения, что «стратегия достижения конечной цели вытекает из самой цели в результате ее декомпозиции» , относится только к эволюционному целеполаганию.

Эволюционное дерево целей исходит из зафиксированной конкретной социально-экономической цели «от достигнутого», что позволяет достаточно четко контролировать процессы целеполагания. Революционное дерево целей исходит из фиктивной цели развития, не имеющей конкретной величины. Соответственно, революционное целеполагание не может иметь никакого формального контроля и показывает только формальную сторону. Неформальная сторона определяется: во-первых, тем, что цели ставят люди, а не организации; а во-вторых, тем, что ни один руководитель не в состоянии эффективно выполнять постановку новых целей в одиночку .


__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
" Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте"
04.06.2018 19:09 Дмитрий

"... систему ключевых положений,"
что это за положения?

04.06.2018 19:37 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Цитата из статьи: "Видение... Это огромный массив субъективной разнородной неструктурированной информации, который невозможно использовать как конкретную цель. Эту проблему можно устранить, если задействовать не само видение организации, а ограниченную и структурированную, необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих и формальную и неформальную организацию, и систему управления, всю деятельность компании, достигаемые ею социально-экономические результаты".
Если кратко, то система ключевых положений - это та необходимая и достаточная система кратко изложенных сутевых положений, которые определяют и деятельность предприятия, и его результаты. Только необходимо эту систему сформулировать для конкретного предприятия.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...